Научная статья на тему 'Контрольно-надзорные полномочия ФМС России в сфере обеспечения миграционной безопасности'

Контрольно-надзорные полномочия ФМС России в сфере обеспечения миграционной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / MIGRATION / SECURITY AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Владимир Анатольевич

Рассматриваются основные проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий по обеспечению миграционной безопасности, выявлению, предупреждению и пресечению незаконной миграции, защите прав граждан в миграционной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control and supervisory powers of the federal migration service in security software migration

Examined the main challenges in implementing enforcement powers to protect the migration safety detection, prevention and suppression of illegal migration, protecting the rights of citizens in the area of migration.

Текст научной работы на тему «Контрольно-надзорные полномочия ФМС России в сфере обеспечения миграционной безопасности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФМС РОССИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ЛЯННОЙ,

кандидат юридических наук, соискатель Академии управления МВД России, заместитель директора ФМС России

E-mail: beshtau.2011@mail.ru

Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Ипакян А.П.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы реализации контрольно-надзорных полномочий по обеспечению миграционной безопасности, выявлению, предупреждению и пресечению незаконной миграции, защите прав граждан в миграционной сфере.

Ключевые слова: миграция, миграционная безопасность, полномочия.

Annotation. Examined the main challenges in implementing enforcement powers to protect the migration safety detection, prevention and suppression of illegal migration, protecting the rights of citizens in the area of migration.

Keywords: migration, migration, security authority.

Сложность и многоаспектность миграционных проблем диктует необходимость создания четких правовых и организационных механизмов регулирования миграционных потоков.

Контрольно-надзорные полномочия Федеральной миграционной службы служат реализации миграционной политики в Российской Федерации в части управления иммиграционными процессами, в ходе которых выявляется, предупреждается и пресекается незаконная миграция, обеспечивается защита прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, определяется их правовой статус при въезде в Российскую Федерацию, транзитном проезде через территорию Российской Федерации, соблюдении ими порядка и правил пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Осуществление ФМС России данного вида государственного контроля является одним из важнейших интегрирующих звеньев эмиграционной политики государства, которое направлено на реализацию функций государства по обеспечению национальной безопасности и охраны общественного порядка, носит разветвленный и многообразный правовой характер; основной задачей этого направления является достижение разумного баланса между

обеспечением национальной безопасности и стимулированием законной миграции.

В целом содержание такой деятельности имеет более объемный и разнообразный характер и может быть определено понятием «иммиграционный контроль», которое за непродолжительный период своего введения и использования в законодательстве и правоприменительной практике неоднократно меняло свое содержательное наполнение, отражая существенные изменения в государственной миграционной политике. Опираясь на методологические представления о контроле, можно согласиться с мнением Н.А. Андреева и В.Б. Коробова о том, что контроль должен быть своевременным и ориентирован на результат. Кроме того, его процедуры необходимо реализовать по простым схемам и контролировать лишь несколько ключевых показателей. И, конечно же, контроль должен соответствовать миссии правоохранительных субъектов1.

Система иммиграционного контроля служит реализации миграционной политики в Российской Федерации в части управления иммиграционными процес-

1 Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере. М., 2010. С. 156.

№ 12 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

157

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сами, в ходе которых выявляется, предупреждается и пресекается незаконная миграция, обеспечивается защита прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, определяется их правовой статус при въезде в Российскую Федерацию, транзитном проезде через территорию Российской Федерации, соблюдении ими порядка и правил пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит дефиниции института иммиграционного контроля. Однако, данный термин, не имея четкого и исчерпывающего определения, признается федеральным законодательством и используется в ряде нормативных правовых актов, что порождает ряд проблем в правоприменительной практике.

Преодоление возникающих трудностей в области осуществления контроля в сфере миграции невозможно без совершенствования правовой базы, осуществления всестороннего международного сотрудничества и согласованного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации.

В настоящее время вышеперечисленные проблемы призвана решить Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г.

Согласно Концепции, основная цель миграционной политики России — это обеспечение интересов национальной безопасности и содействие устойчивому экономическому росту и решению демографических проблем.

В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации ФМС России разработан План мероприятий, направленных на реализацию в 2012— 2015 гг. (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., который был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1502-р.

Концепция предполагает дальнейшее совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции и усиление мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.

В 2012 г. в этих целях был принят ряд законов.

Увеличены размер и сроки наказания за организацию незаконной миграции, предусмотренные ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное деяние отнесено к преступлениям средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — к тяжким.

Установлена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранца.

Внесены изменения в ст. 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», устанавливающие запрет на въезд в Россию в течение трех лет для лиц, которые в период своего предыдущего пребывания не выехали до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания.

Кроме того, Государственной Думой в декабре 2012 г. принят в первом чтении законопроект № 149886-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение».

Законопроектом предлагается установление запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства в ряде случаев.

Серьезная практическая тема — это организация содержания лиц, подлежащих депортации или административному выдворению. До настоящего времени они содержались в полицейских помещениях. Согласно принятому 3 декабря 2012 г. Федеральному закону, к 2014 г. необходимо создать новую инфраструктуру для их содержания. Подбор зданий и (или) помещений должны будут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В дальнейшем эти здания будут передаваться ФМС России, и уже сотрудники данной Службы будут обеспечивать содержание в центрах и передачу нарушителей судебным приставам для выдворения.

Принятие подобных мер в итоге может положительно сказаться на криминогенной ситуации, привести к ослаблению социальной напряженности, будет способствовать дальнейшему упорядочению миграционных процессов в Российской Федерации.

158

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.