© Коллектив авторов., 2007 УДК 616.831-005-053.31
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ТЕРРИТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Т.В.Лисицына, Ю.И.Григорьев, О.Е.Коновалов
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области»
Тульский государственный педагогический университет Рязанский государственный медицинский университет
В статье представлены результаты изучения организационноправового обеспечения санитарно-эпидемиологической службы в процессе её реформирования на территориальном уровне. Проведен анализ и дана оценка её деятельности, изложены приоритетные направления и принципы дальнейшего развития регионального центра гигиены и эпидемиологии.
Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека на современном этапе развития российского общества является одной из важных проблем здравоохранения, так как она довольно широка и пока до конца еще не решена. По-видимому, здесь существует определенная зависимость, связанная с отсутствием фундаментальной правовой базы и утвержденных стандартов получения четкой и объективной информации о загрязнении окружающей среды и его воздействии на здоровье населения. Это обычно приводит к ошибочному или неэффективному установлению необходимых приоритетов. В свою очередь такая ситуация не позволяет адекватно осуществлять более эффективное управление в сфере охраны окружающей среды и тем более в области здравоохранения. Актуальность этой научно-практической задачи несомненна [1-5].
В результате реформирования Центров государственного санитарноэпидемиологического надзора на федеральном и региональном уровне в 2005 г. в Тульской области созданы Территориальное управление Роспотребнадзора, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ «ЦГиЭ в ТО») и их филиалы в районах области. В связи с этим представлялось целесообразным изучить процесс организации такого территориального учреждения санэпидслужбы как ФГУЗ «ЦГиЭ в ТО», относящегося к системе Роспотребнадзора, и оценить результаты осуществляемой им санитарно-эпидемиологической деятельности. Согласно возложенных на него функций, Центр проводит санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием объектов окружающей среды и лабораторный контроль степени их неблагополучия.
При проведении данной работы установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии как Федеральные государственные учреждения здравоохранения в субъектах РФ имеют трехуровневую систему управления ими. Деятельность этих учреждений связана с их подчиненностью по иерархии Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному центру гигиены и эпидемиологии и Управлению Роспотребнадзора в субъекте РФ.
В ходе исследования выяснено, что нормативно-правовое регулирование деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на территории Тульской области осуществляется как федеральными и региональными законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами (НПА), в основном постановлениями, распоряжениями, приказами и нормативнометодическими письмами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии», Управления Роспотребнадзора по Тульской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области». Среди рассмотренных нами таких НПА большую часть составляют приказы - 73,74% случаев, в том числе приказы ФГУЗ «ЦГиЭ в ТО» - 64,29%, второе место представлено письмами Роспотребнадзора - 13,66%. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на имеющиеся подзаконные НПА в этой сфере, законодательством данного региона реализация большинства областных целевых программ в рамках Национального проекта по здоровью и здравоохранению не закреплена. Поэтому они финансируются незначительно или в ряде случаев совсем не осуществляются, так как некоторые из них не предусмотрены областным и местными бюджетами.
Анализ результатов работы учреждений госсанэпидслужбы на территории Тульской области показал, что в 2005 г. она осуществляла надзор и контроль за 20084 объектами среды обитания её жителей. При этом было выполнено более 57000 санитарно-химических и 650000 микробиологических анализов проб, отобранных из
различных объектов окружающей среды. Установлено, что их состояние
характеризуется показателями, в достаточно большом числе случаев не
соответствующими допустимым критериям и нормативам. Рассмотрим эту ситуацию в отношении такого объекта как вода. Так, при проведении исследований проб воды в 39,7% случаев выявлено неудовлетворительное её качество в комплексе по всем показателям в целом. Кроме того, например, по санитарно-химическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 23,2% проб воды коммунальных
водопроводов. При этом установлено, что экологическое неблагополучие питьевой воды в сумме по всем показателям степени превышения средней концентрации макро- и микроэлементов над ПДК, расцениваемое как критическое, характерно для г. Донской, Щекинского, Новомосковского, Кимовского и Узловского районов области.
Для выяснения активности деятельности Центра в 2005 г. за соблюдением санитарного законодательства на территории области, а также законодательства и иных НПА в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека изучено 879 мероприятий по контролю качества и безопасности реализуемых продовольственных и непродовольственных товаров, оказания работ и услуг. При этом установлено, что в ходе проверок госсанэпидслужбой было выявлено 1130 нарушений различных статей Закона РФ «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 г. № 2300-1). В основном они касались продуктов питания. Количество продуктов питания, не допущенных к реализации, составило 22,0% от общего их проверенного числа. В связи с этим из оборота было изъято некачественных продуктов на сумму 623 тыс. руб.
В санитарно-эпидемиологическую службу Тульской области ежегодно поступает значительное число писем граждан с жалобами, что является основанием обеспечения их права на обращения в органы государственной исполнительной власти. В результате рассмотрения поступивших обращений санэпидслужбой осуществляются мероприятия по выявлению и устранению причин, порождающих жалобы граждан по вопросам нарушения санитарно-эпидемиологического
благополучия и их прав как потребителей товаров и услуг. Анализ результатов этой деятельности позволил установить наметившуюся за последние годы тенденцию к снижению числа поступающих жалоб. Так, в 2005 г. в органы управления и учреждения санитарно-эпидемиологической службы на региональном и территориальном уровне с письменными жалобами и заявлениями обратилось 674 жителя области, что было на 7% меньше, чем в 2004 г. Установлено, что 66,47% случаев поступивших жалоб от общего их числа было посвящено вопросам гигиены среды обитания. При этом выяснено, что в 36,94% случаев они приходятся на ухудшение условий проживания.
Как свидетельствуют результаты проведенного анализа, эта проблема является наиболее острой для населения. Так, одной из основных причин, вызывающих жалобы на неудовлетворительные условия проживания, является шум. Он составляет 43,9% случаев жалоб, связанных с физическими факторами. В первую очередь жалобы вызывают круглосуточно работающие объекты, встроенные в жилые дома и пристроенные к ним. Неудовлетворительные параметры микроклимата являются вторым немаловажным фактором, вызывающим значительное количество жалоб. В 2005 г. они составили 44,7% случаев от числа жалоб на физические факторы. За нарушения параметров микроклимата службой составлено 228 протоколов об административных правонарушениях, 9 дел передано в суды.
По всем фактам выявленных правонарушений приняты меры административного воздействия. При этом сумма штрафов составила более 3 млн. рублей.
Оценка материалов проведенного исследования свидетельствуют о том, что в целом Тульскую область необходимо отнести к территории повышенной опасности воздействия факторов риска на здоровье её жителей.
Необходимо отметить, что, несмотря на разделение региональных Центров госсанэпиднадзора на территориальные управления Роспотребнадзора и федеральные государственные учреждения здравоохранения в виде центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ с определением их функций и поставленных задач, нормативно-правовое регулирование самостоятельной хозяйственной деятельности последних как юридических лиц весьма ограничено и находится практически в полной зависимости от принятия управленческих решений первыми. В то же время следует указать, что на территориальном уровне ФГУЗ и их филиалы фактически осуществляют большой объем высокотехнологичных анализов, трудоемких и затратных лабораторных исследований на современном дорогостоящем оборудовании и аппаратуре с использованием дефицитных материалов и реактивов. Однако для более эффективного проведения такой работы требуется соответствующее бюджетное финансирование, обеспечивающее их активную и качественную деятельность по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а в условиях становления и развития рыночных взаимоотношений - значительная экономическая поддержка при выполнении заключенных договоров и иных услуг населению.
В связи с изложенным сделан выбор политики совершенствования управления и дальнейшего развития функционирования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», осуществляющего лабораторное обеспечение санитарно-эпидемиологической деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской
области. При этом определено, что приоритеты и разработка стратегии развития территориальной санэпидслужбы в виде концепции основных направлений её дальнейшей деятельности должны быть основаны на следующих фундаментальных принципах:
• совершенствование организационной структуры и организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора в условиях действия Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за ходом и эффективностью реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и охраны здоровья населения;
• совершенствование нормативно-правового обеспечения и
регламентация деятельности по осуществлению основных функций и оказанию услуг потребителям, а также санитарной охраны территории Тульской области;
• внедрение организационных и методических документов, обеспечивающих нормирование различных видов деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» и его филиалов.
Каждое из направлений деятельности предполагает реализацию ряда мероприятий, которые в совокупности должны обеспечить решение задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В заключение следует указать, что в настоящее время ключевой задачей планирования деятельности ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» является проведение на научной основе дальнейших структурных преобразований, необходимых для повышения эффективности использования его ресурсного потенциала в процессе осуществления санитарно-эпидемиологического контроля различных объектов окружающей среды и надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения Тульского региона. Проводимые Центром организационно-правовые мероприятия по совершенствованию его управления и деятельности обеспечивают решение проблемы, являющейся актуальной и значимой как для санитарно-эпидемиологической службы, так и в сфере охраны здоровья граждан. Здесь необходимо отметить, что они в первую очередь направлены на повышение качества санитарно-эпидемиологического надзора и лабораторного контроля объектов окружающей среды как имеющих существенное значение в жизнедеятельности человека, так и оказывающих негативное влияние на здоровье населения.
Выводы
Таким образом, анализ организационных мероприятий, осуществленных в процессе создания ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», свидетельствует о том, что в настоящее время на первый план выходят вопросы фундаментального и более детального нормативно-правового обеспечения его деятельности, особенно при проведении им санитарноэпидемиологических экспертиз, лабораторного контроля и социальногигиенического мониторинга объектов среды обитания человека и состояния здоровья населения в рамках Национальных проектов в сфере здравоохранения и здоровья. Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, в Тульской области необходимо активизировать организационную и нормативно-правовую деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе для более эффективного решения вопросов охраны здоровья человека и среды его
обитания, обеспечения населения доброкачественными питьевой водой и продуктами питания, а также защиты прав потребителей при оказании им различного вида услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев Е.Н., Фокин М.В., Калиновская М.В. Состояние и перспективы ведения
социально-гигиенического мониторинга в связи с реформированием Госсанэпидслужбы / Беляев Е.Н. // Гигиена и санитария - 2005. - № 2. - С. 68 -70.
2. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Законодательство в
сфере охраны здоровья граждан // Под ред. акад. РАМН В.И. Стародубова. -М.: МЦФЭР, 2005. - 320 с.
3. Григорьев Ю.И. Некоторые аспекты правового регулирования медицинской деятельности / Григорьев Ю.И. // Медицинское право: Федеральный научнопрактический журнал. - М., 2006. - № 1(13). - С. 8 - 11.
4. Креймер М.А. Проблемы принятия управленческих решений при реализации
социально-гигиенического мониторинга / Креймер М.А. // Гигиена и санитария. - 2005. - № 4. - С. 68 - 70.
5. Кучеренко В.З., Татарников М.А., Шамшурина Н.Г. Основные направления реформирования российского здравоохранения на современном этапе / Кучеренко В.З // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 8. - С. 11 - 19.
THE ORGANIZING ENFORCEMENT OF LAW OF THE SANITARY SERVICES OF THE TERRITORY IN MODERN CONDITIONS
T.V.Lisitsina, Yu.I.Grigoryev, O.Ye.Konovalov
In the article the authors give the results of the study of the organizing enforcement of law of the sanitary services in the process of their reforming on the territorial level. The analysis was made and the opinion of their activity was expressed. The authors show the priority directions and the principles of the further development of the regional centre of hygiene and epidemiology.