УДК 94 (470)
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
© 2011 Т. Л. Токарева
учитель Амосовской средней общеобразовательной школы Медвенского района Курской области, соискатель каф. истории Отечества e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье проанализировано развитие системы подготовки кадров отечественной санитарно-эпидемиологической службы более чем за 150-летний период. Отмечены основные задачи кадрового обеспечения организаций и учреждений санитарноэпидемиологической службы, которые требуют немедленного решения.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая служба, медико-
профилактические факультеты.
В 2010 году исполнилось 80 лет со дня основания первых отечественных медико-профилактических факультетов, ставших базой по подготовке кадров для отечественной санитарно - эпидемиологической службы.
Российскую систему подготовки врачей медико-профилактических
специальностей в образовательных учреждениях высшего профессионального и последипломного образования, опирающуюся на большой исторический опыт, к до настоящего времени можно считать уникальной и эффективно действующей.
Преподавание медико-профилактического дела в России началось более 150 лет назад с появлением первых курсов гигиены. Первая кафедра гигиены была создана в Петербургской медико-хирургической академии в 1871 г. Её возглавил
А. П. Доброславин [Лучина и др. 1977: 23].
Российская гигиеническая школа, которую представляли тогда в первую очередь А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, а также их многочисленные ученики -Е. М. Дементьев, И. И. Моллесон, Г. В. Хлопин, А. И. Шингарёв, З. П. Соловьёв, уже в конце XIX века вполне заслуженно заняла одно из ведущих мест в мире.
Большой вклад в становлении отечественной санитарно-эпидемиологической службы внесли и выдающиеся отечественные микробиологи, иммунологи, эпидемиологи: И. И. Мечников, Д. И. Габричесвский, Д. К. Заболотный,
Л. А. Тарасевич, Е. И. Марциновский, Н. Ф. Гамалея, исследования которых позволили создать передовую систему профилактики и борьбы с инфекционными болезнями [Онищенко 2001: 6].
В конце 80-х гг. XIX века в России создаются первые научно - практические учреждения санитарно-эпидемиологического профиля. Так, в 1886 г.
И. И. Мечниковым, Н. Ф. Гамалея была открыта первая бактериологическая лаборатория в Одессе.
В указанный период времени кадровый состав зарождающейся санитарноэпидемиологической службы (санитарные врачи, врачи-эпидемиологи) был крайне немногочисленны. Количество санитарных врачей и эпидемиологов на огромной
территории Российской Федерации не превышало нескольких сотен, включая сотрудников кафедр медицинских университетов и первых научно-исследовательских лабораторий и институтов. Первые санитарно-профилактические факультеты, которые позднее стали называться санитарно-гигиеническими, были организованы в советское время в соответствии с потребностями практики - созданием единой, централизованной общегосударственной системы санитарного надзора.
Декрет СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 г. явился началом комплексной деятельности отечественной санэпидслужбы, которая в те годы не имела аналогов в мире. На отдельных административных территориях страны стали открываться санитарно-эпидемиологические станции, первая из которых была создана в г. Гомеле (1922 г.) [Онищенко, Румянцев 2002: 7].
С созданием общегосударственной санитарно-эпидемиологической службы СССР резко увеличилась потребность в санитарных врачах и эпидемиологах, обладающих широким спектром знаний и практических навыков. С этой целью в учебный план медицинских факультетов были введены новые предметы — «социальная гигиена», «гигиена труда», «гигиена воспитания». На новых кафедрах преподавали выдающиеся российские ученые и организаторы здравоохранения Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин, З. П. Соловьев, П. Н. Диатроптов, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, Н. Ф. Гамалея, Д. К. Заболотный и др. Время требовало кардинального изменения системы подготовки кадров для санитарноэпидемиологической службы. В 1930 г. был открыт санитарно-профилактический факультет I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, которому не было аналогов в мире.
В последующие годы, с 1930 по 1934, в Ленинграде, Казани, Перми, Нижнем Новгороде, Томске, Харькове на базе медицинских факультетов университетов были созданы медицинские институты, в состав которых вошли санитарнопрофилактические факультеты [Онищенко 2003].
Факультеты, готовящие кадры для санитарно-эпидемиологической службы, в 1935 г. были переименованы в санитарно-гигиенические. В настоящее время (с 1992 г.) они называются медико-профилактическими [Пивоваров, Малеванный 1988: 40].
Перед факультетами была поставлена задача подготовки санитарных врачей (гигиенистов и эпидемиологов), а также развития профилактического направления в здравоохранении. Выпускники санитарно-гигиенического факультета должны овладеть врачебным мышлением, методикой исследования внешней среды, пониманием этиологии и патогенеза заболеваний и вытекающей отсюда профилактики и мер борьбы с ними [Ананьев 1998: 16] .
Ныне факультеты медико-профилактического дела открыты в 24 медицинских вузах страны, выпускники их в основном направляются в центры Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - от 66,7 до 81,8%; в научно-исследовательские учреждения и кафедры медицинских вузов - от 17,3 до 24,5%; в организации Госсанэпиднадзора других министерств и ведомств - от 4,9 до 10,8% .
Научные исследования проводятся на всех без исключения МПФ, наиболее масштабно - в Московской медицинской академии, Санкт-Петербургской ГМА, Казанском, Курском, Рязанском, Башкирском государственных медицинских университетах, Оренбургской, Пермской и Омской государственных медицинских академиях [Онищенко 2006: 6].
За последние годы значительно улучшилась работа учреждений Федеральной службы по профессиональной ориентации школьников для поступления на МПФ. Так, созданы специальные классы в школах и лицеях в Белгородской, Брянской,
Токарева Т. Л. Эволюция системы кадрового обеспечения организаций и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы в России концаXIX — началаXXI века
Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Орловской, Курской, Свердловской Тульской областях, Краснодарском крае, Республике Коми, Санкт-Петербурге.
Одним из актуальных вопросов развития системы медико-профилактического образования в настоящее время является вопрос участия медицинских вузов в Болонском процессе. Фундаментальные принципы Болонской декларации являются частью деятельности медицинских вузов, и в частности МПФ. Так, одним из принципов Болонской декларации является неразрывности учебного и научного процессов. В этой части Болонский процесс для российских медицинских вузов, в том числе МПФ, не создает никаких существенных проблем. Абсолютное большинство профессоров и преподавателей профильных кафедр наших МПФ сочетают преподавание и активную научную деятельность. Студенты медико-профилактических факультетов в определенной степени имеют больше возможностей, чем будущие хирурги или педиатры, участвовать в исследовательской работе как непосредственно на кафедрах, так и в НИИ (в частности, при проведении совместных научноисследовательских работ профильных кафедр медицинских вузов и НИУ Федеральной службы).
И вузовское преподавание, и вузовская наука носят, как правило, фундаментальный характер. Этот аспект в большей степени проявляется именно в МПФ, студентам которых преподаются основополагающие, фундаментальные знания таких дисциплин, как химия, биология, физиология, генетика, биохимия, микробиология, терапия, фармакология, инфекционные болезни. Не составляют исключения и специальные предметы - общая гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, эпидемиология и т. п.
В большинстве европейских стран есть факультеты общественного здоровья, на которых подготовка по многим предметам во многом сходна с отечественной практикой (исключая объем и глубину изучения базовых медицинских специальностей и приобретения необходимых практических навыков), но выпускают эти факультеты не врачей, а именно специалистов в сфере общественного здоровья (магистров). Таким образом, дипломы разные и квалификация несопоставима.
В России накоплен бесценный опыт подготовки специалистов в области гигиены, санитарии и эпидемиологии, который нельзя игнорировать, тем не менее перед Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека в настоящий момент времени остро назрели задачи кадрового обеспечения своих организаций и учреждений, требующие немедленного решения:
1) совершенствование кадровой политики и системы работы с кадрами в учреждениях Федеральной службы:
— определить стандарты кадрового обеспечения учреждений службы в
субъектах Российской Федерации в зависимости от численности населения, социальноэкономических и санитарно-гигиенических особенностей территории, осуществлять мониторинг потребности в кадрах;
— усилить работу по профессиональной ориентации школьников и организации довузовской подготовки абитуриентов;
— обеспечить поддержку молодых специалистов, принимаемых на работу в организации и учреждения Федеральной службы, обеспечить необходимую последипломную подготовку;
— рассмотреть вопрос об увеличении числа специалистов, направляемых в
аспирантуру и докторантуру;
2) повышение престижа профессии работников госсанэпидслужбы, популяризация их деятельности:
— шире использовать механизмы материального и морального стимулирования сотрудников Федеральной службы;
— популяризировать работу санитарных врачей в средствах массовой информации;
3) совершенствование системы приема в вузы, высшего медицинского образования, учебного процесса на МПФ и системы послевузовского образования:
— усилить взаимодействие практических учреждений и высшей школы в процессе подготовки специалистов медико-профилактического профиля;
— на основе расчета потребности организаций и учреждений Федеральной службы внести предложения по увеличению общей численности набора студентов на МПФ;
— привлекать студентов МПФ к участию в научно-практических работах организаций Федеральной службы и научно-практических конференциях;
— обеспечить необходимый уровень преподавания на МПФ курсов по правовым основам деятельности службы по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, только продуманная кадровая политика позволит службе успешно решать задачи обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия России, защиты прав потребителя и благополучия человека.
Библиографический список
Ананьев В. В. О совершенствовании системы подготовки и переподготовки специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений // Военно-медиц. журнал. 1998. Т. 319. № 8. С. 16-18.
Лучина К. И., Емельянов П. И. Организация санитарно - эпидемиологической службы. М.: Медицина, 1977. 183 с.
Онищенко Г. Г. Этапы развития государственной санитарно -эпидемиологической службы в XX столетии // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: материалы IX Всероссийского съезда санитарных врачей. Т. 1. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, 2001. 874 с.
Онищенко Г. Г., Румянцев Г. И. Государственной санитарно -эпидемиологической службы России - 80 лет // Гигиена и санитария. 2002. № 4. С. 710.
Онищенко Г. Г. Состояние и перспектива кадровой политики в учреждениях государственной санитарно - эпидемиологической службы // Здравоохранение РФ. 2003. № 5. С. 19-24.
Онищенко Г. Г. Стратегия кадрового обеспечения организаций и учреждений государственного санитарно- эпидемиологического надзора Российской Федерации // Здравоохранение РФ. 2006. № 6. С. 6-12.
Пивоваров А. Н., Малеванный И. Н. Новые технологии, нормирование, кадровая политика в системе санитарно-эпидемиологического надзора // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1988. № 1. С. 40-44.