Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса'

Организационно-правовое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE / MANAGEMENT / INTERACTION / CRIME PREVENTION / STATE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубанов Осман Сагитович

Введение: в статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы организационно-правового обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса, в том числе возникающих в процессе межведомственного взаимодействия на управленческом уровне. Предложены некоторые концептуальные решения вопросов взаимодействия органов внутренних дел и государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства. Материалы и методы: нормативную основу исследования составляет уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, а также государственные программы по обеспечению продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса. Методологическую основу исследования составил общий диалектический метод познания, способствующий системному и разноаспектному рассмотрению специфики совершения преступлений в сфере агропромышленного комплекса. Кроме того, в процессе исследования применялись методы описания, обобщения, сравнения. Результаты исследования: организационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в условиях развития агропромышленного комплекса занимает основополагающую роль при предупреждении преступлений рассматриваемой категории и должно претерпевать изменения, отвечающие современным вызовам криминогенных структур. Выводы и заключения: в целях повышения эффективности предупреждения преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса и реализации государственных программ по продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса, необходимо более эффективно и целенаправленно совершенствовать организационно-правовые механизмы взаимодействия органов внутренних дел и государственных органов, осуществляющих свои полномочия в сфере сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кубанов Осман Сагитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PECULIARITIES OF THE ECONOMIC CRIME DEPARTAMENT OF THE INTERNAL MINISTRY OF RUSSIA IN THE PREVENTION OF CRIMES IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Introduction: the article discusses some problematic issues of organizational and legal support of economic security and anti-corruption units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the prevention of crimes in the agricultural sector, including those arising in the process of interagency cooperation, at the management level. Some conceptual solutions to the issues of interaction between the internal affairs bodies and state executive bodies that operate in the field of agriculture have been proposed. Materials and methods: the regulatory framework of the study is the criminal and criminal procedure legislation of the Russian Federation, as well as government programs to ensure food security and the development of the agro-industrial complex. The methodological basis of the study was a general dialectical method of knowledge, which promotes a systematic and multi-faceted consideration of the specifics of crimes committed in the field of agro-industrial complex. In addition, in the process of research methods of description, generalization, comparison were used. Results of the research: the organizational and legal support of the activities of the internal affairs bodies, in the conditions of the development of the agro-industrial complex, plays a fundamental role in preventing crimes of the category in question and must undergo changes that meet the contemporary challenges of criminal structures. Conclusions and conclusions: in order to improve the prevention of crimes committed in the agricultural sector and the implementation of state programs on food security and the development of the agricultural sector, it is necessary to more effectively and purposefully improve the organizational and legal mechanisms of interaction between the internal affairs bodies and state bodies exercising their authority in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса»

Кубанов Осман Сагитович

адъюнкт 3 факультета кафедры организации деятельности органами внутренних дел ЦКШУ Академии управления МВД России E-mail: [email protected]

Kubanov Osman Sagitovich

post graduate student 3 faculty department of organization activities of law enforcement agencies CKSHU of the Academy of management of the Interior Ministry of Russia E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МВД РОССИИ ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Введение: в статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы организационно-правового обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса, в том числе возникающих в процессе межведомственного взаимодействия на управленческом уровне. Предложены некоторые концептуальные решения вопросов взаимодействия органов внутренних дел и государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составляет уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, а также государственные программы по обеспечению продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса.

Методологическую основу исследования составил общий диалектический метод познания, способствующий системному и разноаспектному рассмотрению специфики совершения преступлений в сфере агропромышленного комплекса. Кроме того, в процессе исследования применялись методы описания, обобщения, сравнения.

Результаты исследования: организационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в условиях развития агропромышленного комплекса занимает основополагающую роль при предупреждении преступлений рассматриваемой категории и должно претерпевать изменения, отвечающие современным вызовам криминогенных структур.

Выводы и заключения: в целях повышения эффективности предупреждения преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса и реализации

государственных программ по продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса, необходимо более эффективно и целенаправленно совершенствовать организационно-правовые механизмы взаимодействия органов внутренних дел и государственных органов, осуществляющих свои полномочия в сфере сельского хозяйства.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, управление, взаимодействие, предупреждение преступлений, государственная программа развития агропромышленного комплекса, продовольственная безопасность.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PECULIARITIES OF THE ECONOMIC CRIME DEPARTAMENT OF THE INTERNAL MINISTRY OF RUSSIA IN THE PREVENTION OF CRIMES IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Introduction: the article discusses some problematic issues of organizational and legal support of economic security and anti-corruption units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the prevention of crimes in the agricultural sector, including those arising in the process of interagency cooperation, at the management level. Some conceptual solutions to the issues of interaction between the internal affairs bodies and state executive bodies that operate in the field of agriculture have been proposed.

Materials and methods: the regulatory framework of the study is the criminal and criminal procedure legislation of the Russian Federation, as well as government programs to ensure food security and the development of the agro-industrial complex.

The methodological basis of the study was a general dialectical method of knowledge, which promotes a systematic and multi-faceted consideration of the specifics of crimes committed in the field of agro-industrial complex. In addition, in the process of research methods of description, generalization, comparison were used.

Results of the research: the organizational and legal support of the activities of the internal affairs bodies, in the conditions of the development of the agro-industrial complex, plays a fundamental role in preventing crimes of the category in question and must undergo changes that meet the contemporary challenges of criminal structures.

Conclusions and conclusions: in order to improve the prevention of crimes committed in the agricultural sector and the implementation of state programs on food security and the development of the agricultural sector, it is necessary to more effectively and purposefully improve the organizational and legal mechanisms of interaction between the internal affairs bodies and state bodies exercising their authority in the field of agriculture.

Key words: agro-industrial complex, agriculture, management, interaction, crime prevention, state program for the development of the agro-industrial complex, food security.

Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является крупнейшим межотраслевым комплексом, объединяющим в себе несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Являясь по своей сути крупнейшим рынком труда, АПК призвано обеспечить большую часть трудовых и экономических потребностей населения, соответственно вопросы организационно-правового регулирования в указанной сфере являются одними из основных направлений государственной политики. По мнению А.В. Тихоновой, во всем мире сельскохозяйственное производство активно поддерживается государствами с помощью различных инструментов. Эти вопросы в России после вступления ее во Всемирную торговую организацию приобрели особую актуальность. Поддержка аграриев рассматривается как один из основных факторов повышения конкурентоспособности территории. Это связано со следующими факторами:

- длительный период окупаемости инвестиций приводит к низкой инвестиционной привлекательности отрасли;

- влияние природных, климатических условий (большая часть территории Российской Федерации находится в зоне рискованного земледелия) приводит к большим рискам, связанным с окупаемостью капитала и получением прибыли;

- быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие работы в неблагоприятных условиях (при работе с минеральными удобрениями и т.п.);

- процесс внедрения достижений научно-технического прогресса замедлен по сравнению с другими отраслями;

- неэластичность, медленное реагирование сельскохозяйственного производства на условия и требования рынка;

- диспаритет цен между стоимостью аграрной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства [8, с. 52-53].

Следует помнить, что понятие АПК неразрывно связано с такой отраслью экономики, как сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство. Под сельским хозяйством традиционно принято понимать отрасль народного хозяйства по выращиванию культурных растений и разведению животных для получения продукции растениеводства и животноводства, а также первичную переработку этой продукции [4, с. 708]. В соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание услуг.

Основные направления деятельности в сфере сельского хозяйства в настоящий момент определены Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы (далее - Программа). Она предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с уче-

1 Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717.

том вступления России во Всемирную торговую организацию. Среди основных целей программы можно назвать:

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;

- устойчивое развитие сельских территорий;

- воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

Достижение запланированных целей будет осуществляться за счет применения следующих экономических инструментов:

- субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций;

- таможенно-тарифное регулирование с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков;

- совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

- совершенствование экономических механизмов в рамках федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [8, с. 53].

При реализации условий Программы и ее отдельных подпрограмм, связанных с поддержкой и развитием молочного скотоводства, мясного скотоводства, тепличного овощеводства, садоводства и виноградарства, семеноводства, научно-технического обеспечения развития АПК, государством производятся значительные финансовые вливания в сферу АПК в виде субсидий, дотаций, грантов и т. д.

Как следствие вышесказанного, особое место занимает деятельность, направленная на декриминализацию АПК, которая нашла свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1.

В обозначенном ключе особого внимания заслуживает отрасль сельского хозяйства, уровень развитости которой во многом определяет состояние продовольственной безопасности государства, под которой в современной науке понимается уровень обеспеченности государства соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями удовлетворять потребности населения в продуктах питания не ниже медицинских научно обоснованных норм. Преступления в сфере АПК, бесспорно, посягают на охраняемые уголовным правом правоотношения собственности и интересы государства, так как возникает угроза обеспечению продовольственной безопасности страны.

В этой связи актуальность представляют все научные разработки, так или иначе направленные на раскрытие и предупреждение преступлений в сфере АПК. Рассматривая указанную совокупность, необходимо отметить, что в криминалистической деятельности уже разработаны достаточно интересные с практической точки зрения положения и методики предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

АПК, это работы таких ученых, как Ю.Н. Демидов [9], А.И. Долгова [1], В.И. Омигов [5], С.В. Пахомов [6], Ю.В. Смирнов [7]. Однако они не получили должной реализации с точки зрения совершенствования организационных и правовых механизмов, внедрения в практическую деятельность на управленческом уровне, в числе которых особое значение придавалось бы организации взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства (министерства и управления сельского хозяйства субъектов). Важность указанного межведомственного взаимодействия обусловлена эффективностью мер предупредительного характера, т. е. речь идет о предупреждении преступлений в сфере АПК.

Несмотря на ряд принимаемых мер по декриминализации сектора АПК, уровень его состояния трудно назвать удовлетворительным. Подтверждением процесса активной криминализации является количество преступлений экономической направленности, совершаемых в ключевых отраслях агропромышленного комплекса, а также суммы причиненного материального ущерба. За последние пять лет только в отрасли сельского хозяйства подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - ЭБ и ПК) было выявлено свыше 35 тыс. преступлений, сумма причиненного ущерба составила около 30 млрд руб. Приходится констатировать тот факт, что значительное количество преступлений совершается путем нецелевого использования государственных средств, выделяемых для поддержки АПК.

В соответствии с Положением о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федера-ции1 можно с уверенностью сказать, что к числу основных задач подразделений ЭБ и ПК территориальных органов МВД России на региональном уровне относится организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших в сфере АПК (согласно должностной инструкции (регламента) сотрудника оперативного подразделения).

Противодействие экономическим преступлениям в сфере АПК является одним из приоритетных направлений служебной деятельности названных подразделений. Пожалуй, верным будет и то, что основная функция территориальных органов МВД России на региональном уровне, связанная с противодействием преступлениям в сфере АПК, возложена преимущественно на подразделения ЭБ и ПК, в связи с чем наиболее правильным, на наш взгляд, считается рассматривать проблематику декриминализации сектора АПК через призму оперативно-служебной деятельности подразделений ЭБ и ПК.

В контексте предмета исследования данной статьи предлагаем рассмотреть деятельность подразделений ЭБ и ПК территориальных органов МВД России на региональном уровне, преимущественно связанную с предупреждением преступлений, совершаемых в сфере АПК, что является самым эффективным способом декриминализации рассматриваемой сферы. Не вызывает сомнения тот факт, что успешность принятия

1 Об утверждении Положения о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 марта 2015 г. № 340.

мер упреждающего характера во многом зависит от уровня межведомственного взаимодействия с государственными органами исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере АПК, и в первую очередь с министерствами и управлениями сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, так как они являются распорядителями средств государственной поддержки, выделенных на развитие АПК. Кроме того, министерства и управления сельского хозяйства субъектов заслуживают особого внимания еще и потому, что именно они в первую очередь подвергаются криминогенному воздействию со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей, вынашивающих преступные замыслы по хищению средств государственной поддержки (субсидий, дотаций, грантов) путем предоставления документов о своем финансово-хозяйственном положении, содержащих недостоверные сведения.

На наш взгляд, организация межведомственного взаимодействия с вышеуказанными органами государственной власти, непосредственно в момент определения получателей средств государственной поддержки, позволит наиболее эффективно предупреждать преступления экономической и коррупционной направленности на стадии их планирования. Нельзя сказать, что межведомственное взаимодействие между органами внутренних дел и государственными органами исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере сельского хозяйства, отсутствует полностью. Разумеется оно есть, и в отдельных субъектах Российской Федерации налажено на достаточно высоком уровне. Стоит отметить, что далеко не последнюю роль в успешном налаживании межведомственного взаимодействия играют личностные характеристики руководителей ведомств, их способность находить точки соприкосновения в управленческом подходе. Действенные организационные и правовые механизмы позволяют оперативно реагировать на преступные проявления [2; 3]. В качестве положительного примера межведомственного взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне и государственных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере сельского хозяйства, хотелось бы привести субъект Российской Федерации - Карачаево-Черкесскую Республику. Так, в июне 2018 г. проводилось заседание ведомственной комиссии из числа работников Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики с целью определения получателей субсидий на развитие семейных животноводческих ферм. Общее количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, подавших заявки на получение субсидии, составило 48 человек. Обязательным условием данной федеральной целевой программы являлось софинансирование, т. е. наличие на расчетном счету сельскохозяйственного товаропроизводителя денежных средств в размере не менее 50 % от заявленной к получению субсидии. В состав ведомственной комиссии по определению получателей субсидии в качестве представителя органов внутренних дел был включен сотрудник ЭБ и ПК, которому заблаговременно был предоставлен список лиц, подавших заявки на получение средств государственной поддержки в рамках федеральной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм» в 2018 г. Оперативно-розыскными мероприятиями, связанными с наведением справок в банковских организациях, сотрудником ЭБ и ПК был определен круг сельскохозяйственных товаропроизводителей из 24 человек (50 % от общего числа), которые на момент заседания ведом-

— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ -

ственной комиссии не соответствовали условиям, предъявляемым федеральной целевой программой, т. е. на их банковских счетах фактически отсутствовали денежные средства, которые были предусмотрены в качестве обязательного софинансирования, однако каждый из них предоставил на рассмотрение ведомственной комиссии выписку о движении денежных средств по принадлежащему им расчетному счету. Информация была доведена сотрудником ЭБ и ПК до председателя ведомственной комиссии, и лица, уличенные в возможном совершении мошеннических действий, были удалены из списка получателей средств государственной поддержки. В отношении указанных лиц были инициированы проверки на предмет наличия в их действиях преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Несомненно, подобные меры профилактического характера стали возможны благодаря тем специальным полномочиям, которыми наделены подразделения ЭБ и ПК при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Будет неправильным упрекнуть работников Министерства сельского хозяйства в том, что лица, вынашивающие преступные замыслы, все же попадают в списки получателей субсидий, так как в самом положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации отсутствует обязательство работников министерства по активному контролю и проведению встречных проверок по предоставленным документам до выдачи государственных субсидий, а предусмотренная законом ответственность за недостоверность предоставленных сведений полностью возложена на сельскохозяйственного производителя, т. е. в министерствах и управлениях сельского хозяйства Российской Федерации отсутствуют действенные механизмы предупреждения необоснованной выдачи государственной поддержки, а последующее выявление, пресечение и раскрытие фактов хищения бюджетных средств возложено на органы внутренних дел. При этом не стоит забывать и о такой важной составляющей противодействия преступлениям в сфере АПК, как размер возмещенного ущерба, что, по нашему мнению, является главным показателем эффективности деятельности подразделений ЭБ и ПК. Как правило, похищенные деньги в очень короткие сроки используются на личные цели недобросовестного сельскохозяйственного производителя по его собственному усмотрению. Актуальна проблема установления имущественных прав обвиняемого с целью наложения ареста на его движимое и недвижимое имущество. Недостатки современного законодательства, весьма успешно позволяют преступникам скрывать свои доходы, а также движимое и недвижимое имущество.

Именно поэтому очень важным представляется предупреждение (профилактика) преступлений рассматриваемой категории. Значимость подобного подхода заключается в предотвращении необоснованной выдачи средств государственной поддержки, т. е. в действенном сохранении бюджетных средств и их эффективного использования.

На наш взгляд, значимость организации эффективного межведомственного взаимодействия обусловлена рядом следующих проблем, существующих в современном АПК.

1. Ввиду того, что в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Посланием Президента Федеральному Собранию сектор агропромышленного комплекса является одним из приоритетных направлений деятельности государства, наблюдается активный рост отрасли, как следствие, и рост криминогенных проявлений. Существую-

— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ -

щие организационные и правовые механизмы деятельности органов внутренних дел не успевают адекватно реагировать на развитие отрасли и существующие в ней криминальные системы.

2. Не отработан механизм взаимодействия органов внутренних дел с органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства с целью предупреждения преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств, выделенных на развитие отрасли; преступлений в сфере кредитования сельскохозяйственной деятельности; преступлений в сфере реализации федеральных целевых программ.

3. Отсутствует стратегический механизм предупредительных мер; не отработана проблематика организационного характера в сфере профилактики преступлений, совершаемых в отраслях агропромышленного комплекса.

Важность межведомственного взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне в лице подразделений ЭБ и ПК и государственных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере сельского хозяйства, в лице министерств и управлений сельского хозяйства заключается в том, что сочетание относительно открытого принципа деятельности одних с гласными и негласными разведывательными возможностями других, позволит предупреждать преступления в сфере АПК на стадии их подготовки. Как было сказано выше, нельзя сказать, что межведомственного взаимодействия нет вовсе, мы говорим о том, что оно не носит постоянного, систематического характера. На наш взгляд, только систематический подход к данной проблеме способен решить проблему нецелевого использования бюджетных средств. В современных условиях, когда жизненно необходимо наращивать темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) с целью обеспечения потребностей населения в продуктах питания, организации рынка труда и стабильного роста экономики, вопрос оптимизации и эффективного использования бюджетных средств приобретает статус первоочередной государственной заинтересованности, что подтверждается положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и обращений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Несмотря на активное внедрение планового метода работы и многочисленных распоряжений о проведении совместных проверочных мероприятий, которые носят кратковременный характер, на сегодняшний день, на уровне федерального законодательства организационный и правовой механизм межведомственного взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне с государственными органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями в сфере сельского хозяйства, не закреплен. Актуальным и правильным будет на законодательном уровне закрепить необходимость межведомственного сотрудничества и оперативного обмена информацией между указанными ведомствами. На наш взгляд, издание совместного приказа на высшем уровне позволило бы закрепить на долгосрочную перспективу основные векторы межведомственного взаимодействия, что в свою очередь благоприятно сказалось бы на деятельности подразделений ЭБ и ПК при предупреждении преступлений в сфере АПК.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. - 572 с.

2. Можаева И. П. Научно обоснованная система процессуальных, управленческих и криминалистических мер по повышению эффективности организационного обеспечения деятельности органов расследования преступлений // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 3 (43).

3. Можаева И. П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: формирование и перспективы развития: монография. - М.: Юрлитин-форм, 2018. - 352 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка: 80 000 слов. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.

5. Омигов В.И. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 19. - С. 75-78.

6. Пахомов С.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере агропромышленного комплекса и их криминалистическая классификация // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2019. - № 1 (88). - С. 32-42.

7. Смирнов Ю.В. Совершенствование механизма государственной поддержки АПК: на примере Республики Марий Эл: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Киров, 2004.

8. Тихонова А.В. Значение налоговых льгот и государственных субсидий для стимулирования агропромышленного комплекса России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 7 (241).

9. Уголовно-правовая охрана бюджетных средств: социально-бюджетная преступность: учебное пособие / Ю.Н. Демидов. - Домодедово. 2007. - 230 с.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Dolgova A.I. Crime, its organization and criminal society. - M .: Russian criminological association, 2003. - 572 p.

2. Mozhaeva I. P. A scientifically substantiated system of procedural, managerial and criminalistic measures to increase the effectiveness of organizational support for the activities of crime investigation bodies // Transactions of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017. - No. 3 (43).

3. Mozhaeva I. P. Forensic doctrine of the organization of crime investigation: formation and development prospects: monograph. - M.: Yurlitinform, 2018. - 352 p.

4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Dictionary of the Russian language: 80,000 words. 4th ed. - M.: LLC "A TEMP", 2006. - 944 p.

5 Omigov V.I. Features of the identification and disclosure of crimes in the field of agriculture // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - No. 19. - S. 75-78.

6. Pakhomov S.V. The criminal law characteristics of crimes in the field of agriculture and their forensic classification // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - No. 1 (88). - S. 32-42.

7. Smirnov Yu.V. Improving the mechanism of state support for the agricultural sector: the example of the Republic of Mari El: author. dis. ... can. econ. sciences. - Kirov. 2004.

8. Tikhonova A.V. The value of tax incentives and state subsidies to stimulate the agro-industrial complex of Russia // Financial analytics: problems and solutions. - 2015. -No. 7 (241).

9. Criminal legal protection of budget funds: social and budget crime: a training manual / Yu.N. Demidov. - Domodedovo, 2007. - 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.