Агропромышленный комплекс как объект правоохранительной деятельности
О. С. КУБАНОВ,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Agro-industrial complex as an object of law enforcement
O. S. KUBANOV,
Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 351.74
В настоящей статье автор рассматривает агропромышленный комплекс как объект правоохранительной деятельности и делает акцент на некоторых проблемных аспектах противодействия преступлениям в указанной сфере. Подчеркнута значимость успешного функционирования агропромышленного комплекса для экономики страны. Предложена концепция организационно-правового совершенствования деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции при предупреждении преступлений в сфере агропромышленного комплекса.
Агропромышленный комплекс, правоохранительная деятельность, объект правоохранительной деятельности, нецелевое использование бюджетных средств, организационно-правовой аспект, продовольственная безопасность, государственная программа.
In this article the author considers the agro-industrial complex as an object of law enforcement and focuses on some of the problematic aspects of countering crimes in this area. The importance of the successful functioning of the agro-industrial complex for the country's economy. The author proposes the concept of organizational and legal improvement of the activities of economic security and anti-corruption units in the prevention of crimes in the field of agro-industrial complex.
Agro-industrial complex, law enforcement, object of law enforcement, inappropriate use of budget funds, organizational and legal aspect, food security, state program.
Современная геополитическая картина мира ставит перед Российским государством новые задачи. На фоне обострения внешнеполитической ситуации, вызванного введением в отношении России ряда ограничительных мер в виде санкций со стороны стран Евросоюза, США и других стран, ориентированных на политику Запада, отдельные сектора экономики нашего государства подвергнуты существенному давлению. Ограничительные меры (санкции) были введены с целью ослабления российской экономики и оказания давления, с целью изменения позиции России по важным международным вопросам.
По мнению многих экспертов, антироссийские санкции не достигли своей цели и при этом наносят экономический вред тем странам, которые ввели ограничения. Несмотря на то, что санкции оказывают определенное негативное влияние на российскую экономику, ВВП России в 2017 г. вырос на 1,5 %, что составило 92 трлн рублей [9], а в 2018 г. 2,3 %, что в текущих ценах составило 103 трлн руб. [10].
В условиях государственной поддержки сельского хозяйства, и упрощения процедур подачи заявок на участие в федеральных целевых программах, направленных на поддержку
агропромышленного комплекса, со стороны недобросовестных сельхозтоваропроизводителей неизбежно возникает соблазн на совершение противоправных действий, направленных на хищение бюджетных средств, из корыстных побуждений, с целью личного обогащения, что собственно и является основной проблематикой исследуемой сферы.
Анализ научных работ Р. Р. Рахматуллина, А. Г. Светлакова, А. А. Магомедова, П. И. Иванова, З. И. Героева, Е. А. Поповой, С. В. Пахо-мова, А. С.-У. Теунаева, свидетельствует о том, что криминализация агропромышленного комплекса происходит в силу прогрессивного развития следующих процессов.
1. Масштабный вывод земель из сельскохозяйственного оборота.
2. Экономические и налоговые преступления в сфере банкротства сельскохозяйственных предприятий.
3. Нецелевое использование бюджетных средств и др.
Противодействие вышеуказанным процессам осуществляется в рамках правоохранительной деятельности, которая является неотъемлемой частью оперативно-служебной деятельности МВД России. По К. Ф. Гуценко, правоохранительная деятельность рассматривается как вид государственной деятельности, «которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» [6, с. 8].
В работах И. С. Самощенко, правоохранительная деятельность по характеру представляет собой активно-властную деятельность по принуждению к исполнению норм права [8, с. 89-90].
И. С. Самощенко также допускает, что термин «охрана права от нарушений» может употребляться в более широком контексте, охватывающим обеспечение законности, т. е. предупреждение правонарушений и ликвидацию их последствий [7, с. 88-89].
По мнению И. М. Байтина, под правоохранительной деятельностью понимается форма осуществления функций государства посредством властной оперативной деятельности его органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению возложенных на них юридических обязанностей. Она включает в себя меры по предупреждению правонарушений, расследование всех обстоятельств дела и выяснение истины в каждом случае
правонарушения, разрешение в установленном порядке конкретных дел о нарушении правовых норм, а также возможных правовых коллизий и споров, применение правовых санкций в отношении правонарушителей и обеспечение реализации их юридической ответственности [4, с. 230].
Приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день правоохранительная деятельность сталкивается с многочисленными формами противодействия на стадиях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений со стороны лиц, их совершивших.
По мнению А. Ф. Волынского, противодействие правоохранительной деятельности — это система умышленных, противоправных действий (бездействия) лиц, направленных на воспрепятствование деятельности правоохранительных органов по собиранию, исследованию и использованию разыскной и доказательственной информации в процессе возбуждения и расследования уголовных дел, а в итоге - на воспрепятствование правосу-дию[5, с. 47].
Принимая во внимание множество научных мнений, можно констатировать, что объектами правоохранительной системы в современном государстве выступают: неотъемлемые (естественные) права и свободы человека и гражданина; основы конституционного строя, в том числе основы общественного и государственного строя, определенные конституционными нормами; основы местного самоуправления; режим законности в обществе и др.
Таким образом, считается верным определение, что преступления в сфере агропромышленного комплекса как объект правоохранительной деятельности представляют собой совокупность противоправных деяний, направленных против экономической и продовольственной безопасности государства, в сфере потребления сельскохозяйственных товаров и услуг[2].
В целях поддержки сельского хозяйства, увеличения объемов производимой продукции и стимулирования сельхозтоваропроизводителей государством проводится активная политика по реализации федеральных целевых программ, главной целью которых является устойчивое развитие сельских территорий, а также развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения [3].
Государство, приступая к реформам в сфере АПК, в своей деятельности выбрало два стратегических направления:
— реформаторское, которое бы сближало власть и народ, различные слои общества и таким образом делало ненужным посреднические функции преступного мира;
— правоохранительное, то есть активно-наступательное направление, связанное с выявлением, пресечением и раскрытием совершенных преступлений, или создание условий по их предупреждению.
По итогам работы за 2014 г. сотрудниками ЭБ и ПК по Карачаево-Черкесской Республике, в сфере агропромышленного комплекса было выявлено 34 преступления, в 2015 г. — 55 преступлений, в 2016 г. — 21 преступление. Общий размер причиненного ущерба за период с 2014 г. по 2016 г. составил 481 млн 133 тыс. 419 руб., что для дотационного региона является весьма значительным.
Подавляющее количество преступлений было квалифицировано по статье 159 УК РФ [1], то есть как хищение, совершенное путем мошенничества, а фабулы совершенных преступлений практически не отличались друг от друга по способу совершения преступления. То есть основным способом совершения преступлений являлась умышленное предоставление в Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики заявления о возмещении части понесенных затрат, с приложением документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.
По данной незамысловатой схеме в дальнейшем производилось перечисление средств государственной поддержки на расчетный счет сельскохозяйственного товаропроизводителя, который в дальнейшем использовал их по своему усмотрению на собственные нужды, которые весьма далеки от сельского хозяйства.
Неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на развитие агропромышленного комплекса, в дальнейшем поставило под угрозу успешность выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013—2020 гг. [3], основными приоритетными направлениями которой являлись: развитие молочного скотоводства; развитие мясного скотоводства; развитие тепличного овощеводства; развитие садоводства и виноградарства; развитие семеноводства и др.
Не случайно в основе организационно-структурного построения управлений (отделов) ЭБ и ПК территориальных органов МВД России, на уровне субъектов, лежат такие направления оперативно-служебной деятельности, как борьба с экономическими преступлениями в сфере агропромышлен-
ного комплекса, ведется учет преступлений рассматриваемой категории и проводятся специальные профилактические и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на декриминализацию сельского хозяйства.
С учетом изложенного можно констатировать тот факт, что агропромышленный комплекс с экономико-правовых позиций в большей мере отражает содержательную часть научных исследований по данному направлению, предполагая собой, с одной стороны, как сферу экономики, в которой органы внутренних дел функционируют как специально созданные государственные органы в целях борьбы с преступлениями экономической направленности, с другой — как сферу проявления этих преступлений.
Успешное решение проблемы декриминализации агропромышленного комплекса, на наш взгляд, возможно при выполнении следующих условий.
1. Предупреждение (профилактика) преступлений как превентивная задача органов внутренних дел.
2. Подбор и расстановка негласного аппарата на наиболее криминогенных секторах агропромышленного комплекса, в том числе в органах государственной власти, наделенных полномочиями по распределению бюджетных средств.
3. Прогнозирование развития криминогенной ситуации в агропромышленном комплексе (сельском хозяйстве), применительно к конкретному региону, и определение наиболее приоритетных направлений деятельности подразделений ЭБ и ПК.
4. Совершенствование межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и органов государственной власти сферы сельского хозяйства путем создания оптимальных организационно-правовых алгоритмов.
5. Включение сотрудников подразделений ЭБ и ПК в состав комиссий по отбору получателей средств государственной поддержки.
Таким образом, специфика агропромышленного комплекса, как объекта правоохранительной деятельности, требует не только оперативного реагирования на складывающуюся обстановку в практическом смысле этого слова, но предполагает некий теорити-ческий подход, связанный с научным осмыслением существующих проблем, выработки организационно-правовых методов взаимодействия органов внутренних дел и государственных органов власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере сельского хозяйства.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2019).
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2019).
3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (ред. от 08.02.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2019).
4. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства / М. И. Байтин. Саратов, 1978.
5. Волынский А. Ф. Криминалистика: учебник для студентов вузов / А. Ф. Волынский,
В. П. Лавров. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008.
6. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. М.: Зерцало, 2000.
7. Самощенко И. С. Охрана режима законности Советским государством/ И. С. Самощенко. М.: Гос. изд.-во юрид. лит-ры. 1960.
8. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3.
9. ВВП России в 2017 году вырос на 1,5 % // ТАСС. [Электронный ресурс] // URL: https:// tass.ru/ekonomika/4922711 (дата обращения: 12.05.2019).
10. Росстат оценил рост ВВП РФ в 2018 году // ИНТЕРФАКС [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/649097 (дата обращения: 12.05.2019).