Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание / молодежь / Республика Казахстан / театральное творчество / spiritual and moral education / youth / Republic of Kazakhstan / theatrical creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеткалиева Алия Ахметовна

В статье актуализируется проблема духовно-нравственного воспитания молодежи Республики Казахстан средствами театрального творчества. Обозначены ключевые противоречия, обусловливающие необходимость обращения особого внимания на педагогическую задачу становления духовности и нравственности молодых людей в современных условиях. Раскрыто значение и преимущества театральной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи, базирующиеся на синтетической природе искусств в театре. В контексте рассматриваемой проблемы проанализированы труды ведущих исследователей Республики Казахстан, изучающих различные аспекты театральной педагогики. Отмечена роль казахской национальной культуры в становлении духовно-нравственных качеств молодежи посредством их обращения к произведениям фольклора. Охарактеризован опыт деятельности ряда функционирующих в Республике Казахстан детских и студенческих театров, показаны их особенности и перспективные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THEATRICAL CREATIVITY IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF KAZAKH YOUTH

The article updates the problem of spiritual and moral education of youth of the Republic of Kazakhstan by means of theatrical creativity. Key contradictions are identified, which make it necessary to pay special attention to the pedagogical task of establishing the spirituality and morality of young people in modern conditions. The significance and advantages of theatrical activity in the process of spiritual and moral education of young people based on the synthetic nature of the arts in the theater are revealed.In the context of the problem under consideration, the works of leading researchers of the Republic of Kazakhstan studying various aspects of theater pedagogy were analyzed. The role of Kazakh national culture in the formation of the spiritual and moral qualities of young people through their appeal to the works of folklore was noted. The experience of a number of children's and student theaters functioning in the Republic of Kazakhstan has been described, their features and promising areas of development are shown.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

tion development : materials of the I International Scientific Conference (Perm, April 2011). — Vol. 1. — Perm: Mercury, 2011. — pp. 195-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/358 / (accessed: 08/22/2023).

10. Yakovleva, N. N. Pedagogical conditions for the development of communicative skills of students in grades 4-5. Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Specialty - 19.00.01. - general psychology, personality psychology, history of psychology. St. Petersburg, - St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, - 2005. - 200 p.

УДК 792

А.А. Сундеткалиева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье актуализируется проблема духовно-нравственного воспитания молодежи Республики Казахстан средствами театрального творчества. Обозначены ключевые противоречия, обусловливающие необходимость обращения особого внимания на педагогическую задачу становления духовности и нравственности молодых людей в современных условиях. Раскрыто значение и преимущества театральной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи, базирующиеся на синтетической природе искусств в театре. В контексте рассматриваемой проблемы проанализированы труды ведущих исследователей Республики Казахстан, изучающих различные аспекты театральной педагогики. Отмечена роль казахской национальной культуры в становлении духовно-нравственных качеств молодежи посредством их обращения к произведениям фольклора. Охарактеризован опыт деятельности ряда функционирующих в Республике Казахстан детских и студенческих театров, показаны их особенности и перспективные направления развития.

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, молодежь, Республика Казахстан, театральное творчество

Aliya A. Sundetkaliyeva ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THEATRICAL CREATIVITY IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF KAZAKH YOUTH

The article updates the problem of spiritual and moral education of youth of the Republic of Kazakhstan by means of theatrical creativity. Key contradictions are identified, which make it necessary to pay special attention to the pedagogical task of establishing the spirituality and morality of young people in modern conditions. The significance and advantages of theatrical activity in the process of spiritual and moral education of young people based on the synthetic nature of the arts in the theater are revealed.In the context of the problem under consideration, the works of leading researchers of the Republic of Kazakhstan studying various aspects of theater pedagogy were analyzed. The role of Kazakh national culture in the formation of the spiritual and moral qualities of young people through their appeal to the works of folklore was noted. The experience of a number of children's and student theaters functioning in the Republic of Kazakhstan has been described, their features and promising areas of development are shown.

Key words: spiritual and moral education, youth, Republic of Kazakhstan, theatrical creativity

Введение

Проблема духовного-нравственного развития молодого поколения всегда находилась в центре внимания как мыслителей и общественных деятелей прошлого, так и современных педагогов и исследователей, решающих данную задачу в соответствии с актуальными условиями и факторами. В античную эпоху духовно-нравственное развитие человека прочно ассоциировалось с идеями гармонии с природой, в период средневековья - с религиозными догмами, в Новое время - с понятиями свободы, гуманности, ценностей.

Тем не менее, несмотря на столь давний период исследованийи в наши дни многие вопросы духовно-нравственного воспитания

молодежи остаются открытыми, что, по мнению доктора педагогических наук, профессора Ахмадиевой Р.Ш. обусловлено тем, что социально-культурная сфера переживает сегодня сложнейший период, связанный с появлением новых форм и методов развития человека в условиях социокультурной среды[1].

Стремительное развитие современных средств коммуникации, нарастание процессов информатизации и глобализации всего чело-вечества,а вместе с тем и экспансия массовой культуры не только упростили жизнь молодежи, но и явились серьезным вызовом для развития их нравственности и духовности, когда многие сакральные, индивидуально-личностные и интимные вопросы, характери-

зующие данные понятия, перестают быть таковыми и становятся предметом обсуждения общественности, утрачивают свое значение.

Следствием этих процессов является перманентное снижение общекультурногоуровня молодых людей,их слабая нацеленность на получение качественного образования, а проявление невоспитанности ибезнравственно-сти все больше становится для них популярным трендом [2].

Материалы и методы

Основными методами исследования организационно-педагогического потенциала театрального творчества в духовно-нравственном воспитании казахстанской молодежи явились анализ и синтез, сравнение. Важнейшими материалами исследования стали научно-педагогические источники, законодательная база Республики Казахстан, а также собственный опыт автора по организации театрального творчества казахстанской молодежи.

Литературный обзор

Все вышеобозначенныепроблемы свойственны не только российской, но и казахстанской молодёжи, что отмечается в научных работах казахстанских ученых И.Алтынсарина, А.Кусаинова, С.Кузембаевой, К.Кожахметовойи др.,указывающих на необходимость организации целостного педагогического процесса духовно-нравственного воспитания, способствующего интериоризации молодыми людьми общечеловеческихи национальных ценностей,составляющих основу духовности человека. Идеи духовно-нравственного воспитания отражены в наследии представителей казахского Просвещения - поэта-мыслителя Абая Кунанбае-ва, ИбраяАлтынсарина, в творчестве Алиха-наБукейханова, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова и др.

Именно поэтому духовно-нравственное воспитание молодежи, как дальнейших носителей и проводников этих ценностей, на сегодняшний день является одной из важнейших задач для руководителей учрежденийобразо-вания, культуры и искусства Республики Казахстан [8].

Результаты

Анализ научной литературы показывает, что духовно-нравственное воспитание молодежи является системным и многоаспектным процессом, неотделимым от реальной жизни молодых людей, одно из важнейших мест в которой занимает социокультурная деятельность, роль которой в развитии гуманности

человека является бесспорной [7]. Любительские досуговые занятия молодежи в различных видах искусств, базирующие на принципах творчества, добровольности, активности, интереса всегда выступали эффективной формой развития духовной сферы человека.

Не случайно уже традиционнымдля духовно-нравственного воспитания казахстанской молодежи является театральное творчество, организационно-педагогический потенциал которого обладает способностью заложить основные нравственные качества человека: гуманность, альтруизм, честность, общительность и т.д.

Интегрируя в себе многие виды искусства, театр сегодня представляет собой особую социокультурную среду, погружение молодых людей в которую позволяет решать многие воспитательные задачи, обусловленные его сущностными особенностями и функциями:

- социальные, когда молодые люди становятся частью культурно-развитого социума, общение в котором априори способствует их приобщению к определённым общечеловеческим и культурным ценностям, развитию коммуникативных компетенций;

- развлекательные, позволяющие молодежи реализовать свой досуг в социально-одобряемых формах и наполнить его культурным содержанием;

- познавательные, направленные на глубокое познание культурного кода и усвоение тех или иных моделей поведения в обществе;

- игровые, позволяющие путем осуществления актерского искусства и драматургии привлекать молодежь к участию в театральных постановках, способствовать их самовыражению и развитию эмпатии[9].

Важно отметить, что в педагогическом аспекте театральная деятельность изучена достаточно широко, и в наши дни обособилась отдельная область научного знания, именуемая театральной педагогикой, занимающаяся, в том числе, исследованием вопросов духовно-нравственного развития молодежи силой театра. Среди казахстанских теоретиков и ученых, изучавших воспитательные возможности театрального творчества в области духовно-нравственного развития молодежи, можно выделить М.Ауезова, Н.Сац, А. Сыгай, Б.Нурпейс, А. Мукан, научные труды которых сегодня представляют собой фундаментальную базу для дальнейших исследований.

При опоре на труды этих исследователей в Казахстане была подготовлена и последовательно реализуется Концепция культурной

политики Республики Казахстан на 2023-2029 годы, одним из важных целевых индикаторов которой является развитие театрального искусства молодежи, в ходе осуществления общенационального проекта «День в театре», когда учащиеся общеобразовательных школ и студенты вузов смогут ежемесячно бесплатно посещать театры.

Обсуждение

Важным нововведением данной концепции также является организация работы детских театров и студий при Домах культуры Республики Казахстан, преследующая своей целью непосредственное приобщение подрастающего поколения к театральному творчеству. Положительные примеры создания таких театров уже имеются, поскольку еще несколько лет назад в г.Уральске был открыт молодежный театр «Алтын Орда», а также театр известного в Казахстане театрального деятеля и педагога А.Ашимова, призванные пропагандировать традиционные духовно-нравственные ценности казахского народа [6].

Предполагается, что создание подобных театров в других регионах Казахстана также будет способствовать становлению духовно-нравственных качеств детей и молодежи, позволит организовать их воспитание на лучших образцах музыкального, хореографического, ораторского искусства и литературы, приобщить к гуманитарным ценностям и осуществить их педагогически спланированное общение, поскольку театральное творчество открывает большие возможности для художественно-эстетического и нравственного развития молодежи. При этом необходимо учитывать, что помимо эстетических ощущений любой театр несет в себе сильное психологическое воздействие как на зрителя, так и на актеров, которое вызывает сильные эмоции, переживания, раздумья над серьезными вопросами человеческих взаимоотношений, нравственности и этичности поступков и высказываний, смысложизненных противоречий.

Духовно-нравственное воспитание всегда осуществляется через переживание молодыми людьми этих вопросов, решение которых, в конечном итоге, и определяет дальнейший вектор социального развития человека. Поэтому приобщение молодежи к театру является не только гарантией формирования их художественных вкусов, но и залогом становления их высокой духовно-нравственной культуры, убеждённости в ценности челове-

ческой жизни, развитию умения находить выход из сложных жизненных проблем. Более того, театральное творчество молодежи необходимо рассматривать как специфический вид психотренинга, поскольку каждое занятие в театральной труппе (методически верно построенное) всегда вызывает ситуацию нравственного выбора его участников, столкновения мнений и точек зрения, следствием которых является духовное обогащение личности, выстраивающей свою мировоззренческую картину мира.

Большим подспорьем в этой работе является богатое наследие традиционной культуры казахского народа, который на протяжении многих веков осуществлял духовно-нравственное воспитание молодежи через фольклор в преданиях и сказках, обрядах и танцах, музыке, передавая из поколения в поколение значимость важнейших общечеловеческих ценностей. Едва ли не все известные жанры казахского фольклора, такие как героический эпос и лирическая поэзия, а также различные разновидности песенного искусства сегодня в той или иной мере находят свое отражение в театральном творчестве молодежи Казахстана [5].

Так, например, казахская проза в виде эпо-сов, сказок и айтыса дает достаточно полное представление как о традиционных народ-ныхценностях, выраженных в мотивах уважения к старшему поколению, образах мудрецов, бытовых сюжетах, позволяющих осмыслить понятие духовности и добродетели человека, так и о низменности и порочности его безнравственных поступков. Инсценировка таких волшебно-героических сказок как «Еркем-Айдар», «Хан Шентей», «Сказка о Са-ры-Сагибе» и «Батыр Алибек» и т.д. может полностью удовлетворять запросы детских школьных театров Казахстана в спектаклях, преследующих своей целью приобщение детей к духовно-нравственным ценностям казахского народа. В тоже время, как отмечает видный исследователь казахского фольклора С.Каскабасов, творческим работникам необходимо больше сконцентрироваться на театральных постановках по национальным сказочным мотивам, все больше используя современные технические средства, популярные среди молодежи [4].

В рамках театрального творчествамолоде-жи более старшего возраста в Казахстанеор-ганизована работа студенческих любительских театров, играющих важную роль в духовно-нравственном воспитании юношества.

Практически в каждом крупном городе республики Казахстан при учреждениях профессионального образования функционирует один, а иногда и несколько студенческих театров, развивающих общекультурные компетенции бакалавров и магистрантов. Поскольку основными зрителями в этих театрах являются сокурсники артистов, их репертуар составляют исключительно близкие молодежной среде художественные произведения. Как правило, основной драматургический материал студенческих театров Казахстана составляют пьесы, раскрывающие ключевые общечеловеческие проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, жизненных перипетий различных героев, раскрытые в произведениях А.П.Чехова, Ч.Айтматова, казахстанских авторов. Такие постановки помогают студентам формировать ценностное и активное отношение к различным явлениям окружающей действительности и закреплять свои нравственные убеждения в виде соответствующих идеалов.

Важным аспектом театрального творчества студентов Республики Казахстан является педагогически выверенная методика режиссуры готовящихся спектаклей, основанная на идеях К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, актерские системы которых всегда будут актуальны.Прежде всего, в студенческих театрах создается положительная психологическая атмосфера, позитивный настрой студийцев, при котором исчезает любая межличностная агрессия, а сами актёры все больше проникаются идеями творчества, миролюбия и спокойствия. Поэтому на репетициях очень важно, чтобы любые неудачи начинающих артистов студенческих театров не подвергались жесткой критике, а объяснялись режиссёром в шутливой, юмористической форме[10].

Необходимо отметить, что театральное творчество студентов Республики Казахстан не ограничивается исключительно подготовкой и проведением спектаклей и ищет новые формы его интеграции с научной, конкурсной, общественно-массовой видами деятельности. Одним из перспективных способов такой интеграции является объединение форматов тематически близких научно-практических конференций и театральных постановок, когда вопросы духовно-нравственного развития молодежи не только обсуждаются спикерами, но и детально разбираются на конкретных примерах, обыгранных студентами в виде небольших представлений. Другим способом

развития студенческого театрального творчества является его выход на массового зрителя путем участия театральных коллективов вузов республики Казахстан в организации и проведении таких государственных и народных праздников, как День независимости Казахстана, Новый год, Наурызмейрамы и др. [3]. Апробация студенческих спектаклей на праздничных мероприятиях является очень важным стимулом для дальнейшего развития театрального творчества будущих специалистов, понимания ими необходимости и востребованности этой работы со стороны старшего поколения, что очень важно для молодежи.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ организационно-педагогического потенциала театрального творчества в духовно-нравственном воспитании казахстанской молодежи позволяет сделать ряд выводов:

- духовно-нравственное воспитание молодежи является одним из важнейших элементов образовательной системы любого государства, обеспечивающий не только преемственность общечеловеческих и национальных культурных традиций, но и являющийся залогом сохранения его целостности;

- потенциал театрального творчества в аспекте духовно-нравственного воспитания молодежи базируется на синтетической сущности театра, с помощью таких видов искусств как танец, музыка и литература мощно воздействующего на чувства, установки и потребности молодых людей;

- на сегодняшний день в Республике Казахстан на государственном уровне создается все больше условий для развития театрального творчества молодёжи, что уже в обозримом будущем сможет принести положительные результаты в становлении духовных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В завершение хотелось бы отметить, что в новых условиях глобализации и трансформации информационного общества, роль и возможности театрального творчества в духовно-нравственном развитии личности многогранна, развивает свойственные специфике театра способности к диалогичности, коммуникации, отражая свой агитационный и духовно-эстетический природный характер. Театр как синтетическое, коллективное искусство, имеющее коммуникационную форму, является самой благотворной средой для развития и формирования личности в свободное от работы досуговое время, способствует по-

знанию мира, расширяет у молодежи миро- дает возможность приобщения к духовно-воззрение, мироощущение, миропонимание, нравственным ценностям. развивает интеллектуальный потенциал и

Литература

1. Ахмадиева, Р.Ш. Духовно-нравственная культура личности как фактор социально-культурной коммуникации / Р.Ш. Ахмадиева, А.В. Иванова // Социально-культурная деятельность в проекции будущего : инновации, управленческие технологии, креативные практики : материалы Всероссийского научного форума. - Москва : МГИК, 2019. - С. 35-45.

2. Бериева, О.Л. Формирование речевой культуры личности средствами театрального творчества / О.Л. Бериева, Е.А. Исаева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.

2020. - № 2.- С. 151-153.

3. Еркебай А.С., Мукан А.О. Фестивальное движение Казахстана - инновационный потенциал страны / А.С. Еркебай, А.О. Мукан // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 12-2 (66). -С. 13-15.

4. Кас^абасов С. Фольклорная проза казахов. Избранные исследования / С. Каск;абасов, Т.З. Тацдамалы. - Астана : Фолиант, 2014.- 424 с.

5. Мажитова, А.Л. Роль «театра песни» в формировании качеств успешной личности учащегося / А.Л. Мажитова // Инновации в образовании (Казахстан). - 2016. - № 4 (27).- С. 22-23.

6. Омарова, Ж.Н. Сценография Казахстана : исторический экскурс / Ж.Н. Омарова // Культура и искусство : традиции и современность : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : Плакат, 2021. - С. 177-182.

7. Плехова, Н.А. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через работу театральной студии «Театр и мы» / Н.А. Плехова, М.В. Назарова, М.С. Лобовикова // Образование в Кировской области. -

2021.- № 4 (60). - С. 60-63.

8. Рахымбердиева, С.Н. Театр «Аstanaмusical»: влияние западных традиций на формирование профессионального национального мюзикла / С.Н. Рахымбердиева, Г.Т. Джумасеитова // Polish Journal of Science. - 2022. - № 51 (51). - С. 3-6.

9. Рубцова, О.В. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов / О.В. Рубцова, Т.А. Поскакалова, А.Г. Соловьева // Психологическая наука и образование. - 2022. - Т. 27, № 1. - С. 52-64.

10. Смирнова И.В., Земляникина Е.В., Ганыш Н.П. Роль театральной педагогики в учебно-образовательном процессе современной школы / И.В. Смирнова, Е.В. Земляникина, Н.П. Ганыш // Среднее профессиональное образование.- 2021. - № 12 (316).- С. 6-11.

References:

1. AkhmadievaR.Sh., Ivanova A.V. Spiritual and moral culture of personality as a factor in social and cultural communication//In the collection: Social and cultural activity in the projection of the future: innovations, management technologies, creative practices. Materials of the All-Russian Scientific Forum. - M.: MGIK, 2019. S. 3545.

2. Berieva O.L., Isaeva E.A. Formation of speech culture of personality by means of theatrical creativi-ty//Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2020. № 2. S. 151-153.

3. Yerkebay A.S., Mukan A.O. Festival movement of Kazakhstan - innovation potential of the coun-try//International research journal. 2017. № 12-2 (66). S. 13-15.

4. Kas^abasov S. Ta4damaly. T.3. Folklore prose of Kazakhs. Selected studies. - Astana: Foliant, 2014-424 p.

5. Mazhitova A.L. The role of the "song theater" in the formation of the qualities of the student's successful personality//Innovations in education (Kazakhstan). 2016. № 4 (27). S. 22-23.

6. OmarovaZh.N. Scenography of Kazakhstan: historical excursion//In the collection: Culture and art: traditions and modernity: materials of the IX International Scientific and Practical Conference. - Cheboksary: Poster, 2021. S. 177-182.

7. Plekhova N.A., Nazarova M.V., Lobovikova M.S. Spiritual and moral education of students through the work of the theater studio "Theater and Us "//Education in the Kirov region. 2021. № 4 (60). S. 60-63.

8. Rakhymberdieva S.N., Dzhumaseitova G.T. Astana musical Theater: the influence of Western traditions on the formation of a professional national musical//Polish Journal of Science. 2022. № 51 (51). S. 3-6.

9. Rubtsova O.V., Poskakalova T.A., Solovyova A.G. Theater as an activity technology for the education and formation of personal educational results//Psychological science and education. 2022. T. 27. № 1. S. 52-64.

10. Smirnova I.V., Zemlyanikina E.V., Ganysh N.P. The role of theater pedagogy in the educational process of a modern school//Secondary vocational education. 2021. № 12 (316). S. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.