Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ "ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА" ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ "ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА" ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СНЕЖНЫЙ БАРС / ТЮЗ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ДЕТСКИЙ ТЕАТР / ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золочевская К.А., Еркебай А.С.

В статье рассмотрена возможность формирования экологической культуры подрастающего поколения через театральное искусство, где сказка является основным педагогическим приемом экологического просвещения учащихся. В настоящее время, наряду с традиционными жанрами ТЮЗа (волшебная сказка, социально-бытовая сказка, детский мюзикл и пр.) диапазон детской драматургии расширяется за счет интеграции в ТЮЗовский репертуар современных сценических форм, таких как пластическая драма, экологический театр, детский перформанс и др. Максимальная адаптированность языка перформанса к детскому эмоциональному восприятию (сценическая зрелищность и динамика), использование передовых технологий в театрально-постановочной индустрии и опасность потенциальной экологической катастрофы обосновывают актуальность функционирования экотеатра на предмет изменения детской психологии и осознания приоритетных экологических ценностей. Цель экологических постановок мирового детского театра, в том числе и в Казахстане, заключается в формировании правильного детского экологического мировоззрения, воспитании чувства ответственности перед живой и неживой природой, гражданского долга и национального патриотизма. Исследование проблемы экологического просвещения детей через театральное искусство на примере спектакля «Приключение Снежного барса» Театра для детей и юношества им. Н. Сац позволило выявить решение ряда эко-педагогических задач государства, отмеченных в Послании Президента РК. Полученные в ходе анкетирования результаты исследования диагностируют релевантность нетрадиционного художественного подхода через визуализацию транслируемой проблемы в вопросах экологического просвещения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN THROUGH THE PERFORMANCE "ADVENTURE OF THE SNOW LEOPARD" OF THEATER FOR CHILDREN AND YOUTH NAMED AFTER N. SATS

The article considers the possibility of forming the ecological culture of the younger generation through theatrical art, where the fairy tale is the main pedagogical technique of environmental education of students. Currently, along with the traditional genres of TYUZ (magic, social and household fairy tales, children's musical, etc.), the range of children's drama is expanding due to the integration of modern stage forms into the TYUZ repertoire, such as plastic drama, ecological theater, children's performance, etc. The maximum adaptability of the language of performance to children's emotional perception (stage entertainment and dynamics), the use of advanced technologies in the theatrical production industry and the danger of a potential environmental catastrophe justify the relevance of the functioning of the ecotheater for changing children's psychology and awareness of priority environmental values. The purpose of ecological productions of the world children's theater, including in Kazakhstan, is to form the correct children's ecological worldview, to foster a sense of responsibility to the living and inanimate nature, civic duty and national patriotism. The study of the problem of environmental education of children through theatrical art on the example of the play "The Adventure of the Snow Leopard" of the Theater for Children and Youth named after N. Sats allowed to identify the solution of a number of eco-pedagogical tasks of the state noted in the Message of the President of the Republic of Kazakhstan. The research results obtained during the survey diagnose the relevance of an unconventional artistic approach through the visualization of a broadcast problem in the issues of environmental education of students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ "ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА" ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ»

МРНТИ 18.45.07 DOI: 10.52512/2306-5079-2022-91-3-74-85

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА» ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ

К.А. Золочевская *, А.С. Еркебай Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, Алматы, Казахстан

email : kristina23983@list.ru

Аннотация

В статье рассмотрена возможность формирования экологической культуры подрастающего поколения через театральное искусство, где сказка является основным педагогическим приемом экологического просвещения учащихся. В настоящее время, наряду с традиционными жанрами ТЮЗа (волшебная сказка, социально-бытовая сказка, детский мюзикл и пр.) диапазон детской драматургии расширяется за счет интеграции в ТЮЗовский репертуар современных сценических форм, таких как пластическая драма, экологический театр, детский перформанс и др. Максимальная адаптированность языка перформанса к детскому эмоциональному восприятию (сценическая зрелищность и динамика), использование передовых технологий в театрально-постановочной индустрии и опасность потенциальной экологической катастрофы обосновывают актуальность функционирования экотеатра на предмет изменения детской психологии и осознания приоритетных экологических ценностей. Цель экологических постановок мирового детского театра, в том числе и в Казахстане, заключается в формировании правильного детского экологического мировоззрения, воспитании чувства ответственности перед живой и неживой природой, гражданского долга и национального патриотизма. Исследование проблемы экологического просвещения детей через театральное искусство на примере спектакля «Приключение Снежного барса» Театра для детей и юношества им. Н. Сац позволило выявить решение ряда эко-педагогических задач государства, отмеченных в Послании Президента РК. Полученные в ходе анкетирования результаты исследования диагностируют релевантность нетрадиционного художественного подхода через визуализацию транслируемой проблемы в вопросах экологического просвещения учащихся.

Ключевые слова: экологическая культура, снежный барс, ТЮЗ, экологический театр, детский театр, Театр для детей и юношества им. Н. Сац.

Введение

Исторически сложившийся стереотип культивирования человеком своего мета-статуса в природной иерархии спровоцировал человечество на безостановочное, порой - хищное потребление биологического потенциала Земли. Антропо- ориентированный императив в биосфере - явление само по себе скептическое, в виду того, что бесконтрольная эксплуатация человеком, на первый взгляд, безлимитных запасов природных ресурсов «зеленой» планеты наносит колоссальный урон экологическому равновесию. Тем самым, приближает опасность экологической катастрофы. На сегодняшний день проблемы экологического содержания являются социально приоритетными в подавляющем большинстве стран, в том числе и в Казахстане. Согласно статье 181 Экологического кодекса РК, целью экологического образования и просвещения является «формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития» [1; статья 181].

В Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелевич Токаев указывает на «необходимость уделять должное внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения в школах и вузах», где «...сохранение природы и улучшение состояния окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества» [2]. «Основы политики Республики Казахстан в области охраны окружающей среды» [3] заложены в Концепции экологической безопасности и Экологическом кодексе Республики Казахстан, которые предусматривают «международный уровень стандартизации экологических принципов и требований в Казахстане» [4, статья 189]. «Из десяти новых глобальных вызовов, обозначенных для нашей страны и региона в послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050», пять касаются экологического баланса «Человек - Общество - Природа»» [5]. Немаловажным фактором

гражданской экологической культуры необходимо отметить экологический ликбез подрастающего поколения страны, как гарант экологической стабильности в будущем. Сегодняшний ребенок -завтра активный ресурсопотребитель, экологическая культура которого и региональный биобаланс прямо пропорциональны. Советский педагог-реформатор В.А. Сухомлинский отмечал, что «дети, возможно, еще не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают ее как сучок, на котором находится гнездо, где живем мы, птенцы природы...» [6; 7]. Экологическое просвещение детей, другими словами, формирование экологической культуры юных граждан Республики Казахстан является первостепенным и стратегически важным вектором профилактики бесконтрольной эксплуатации окружающего мира. А. Писарева в своем исследовании отмечает, что «формирование экологической культуры - длительный процесс, в ходе которого необходимо способствовать восприятию природы в её самоценности, учить воспринимать и ценить прекрасное в природе, выражать ценностное отношение к объектам природы» [7; 147]. Ее мнение разделяет педагог И. Морокина, отмечая, что «именно младший школьный возраст является наиболее восприимчивым к формированию экологической культуры, т.к. в этот период у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление опыта взаимодействия с окружающим миром, что приводит к формированию целостной картины мира» [8; 138]. С точки зрения А. Айтжановой, экологическое воспитание есть «ценностное освоение и сущностное познание природных явлений.» [9; 27], которые «невозможны без эстетически направленного восприятия» [9; 27]. Под экологическим воспитанием, по мнению Т.В. Машаровой, понимается «формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств. и активное участие в деятельности по охране природы» [10; 4].

Экологическое просвещение структурно следует дифференцировать на следующие компоненты:

■ Экологическое образование, или Биограмотность (интеллектуальный компонент, позиция формирования детского экологического мышления), в качестве процесса «единения человека и окружающей его природы, в которой осуществляется гармоничное слияние сознательных нужд и потребностей человека» [11];

■ Экологическое обучение, или Биомировоззрение (функционально-прикладной компонент, позиция применения экознаний, навыков и умений); где актуальным становится трудовое воспитание, что ребенок «обязан соотносить труд, действия с природными законами, не причиняя вреда природе, благоприятно воздействовать на нее» [12; 17], а также «самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания... » [12; 78];

■ Экологическое воспитание, или Биоэтика (нравственно-этический компонент, позиция личностной эмпатии к природе), где экологическое воспитание рассматривается под углом внутренних установок и морали, «формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств и естественных ресурсов» [13; 252].

К основным формам системного экологического образования и познавательно-развивающей деятельности (обучения) детей следует отнести соответственно государственный общеобязательный стандарт начального образования (уроки познания мира, естествознания и пр.) и формат дополнительного образования (станции юных краеведов, экобиоцентры, юннатство и пр.). При этом авторы настоящей статьи рассматривают возможность экологического просвещения детей посредством художественного образа в целом, и сценического воплощения последнего, в частности. Не преуменьшая функциональную значимость экологического обучения, стоит отметить, что ребенок, в силу своих психофизиологических особенностей гораздо эффективнее воспринимает новую (в том числе обучающую) информацию через визуальный ряд. Другими словами, эмоциональная память у ребенка развита сильнее, нежели память ментальная. При этом игровая деятельность - максимально адаптированный для детского сознания вид информационной трансляции. Игра есть первый и естественный способ познания детьми окружающего мира, освоения навыков социального общежития, анализа этических принципов. Детский психолог Л.С. Выготский, исследуя вопросы влияния художественных методов в педагогике, утверждал, что «.драма ближе, чем всякий вид творчества, непосредственно связана с игрой.» [14;93]. Стоит отметить отличительную способность театрализованных представлений (детских спектаклей) интегрировать в себе зрелищность (как эмоциональный проводник информации), актерскую игру (как педагогический

метод) и конкретный обучающий материал, для усвоения которого была использована соответствующая драматургия. Проблеме экологического просвещения детей посредством сценического представления посвящены исследования таких педагогов-психологов постсоветского пространства и дальнего зарубежья, как А. Писарева, Н.С. Загурская, Т.В. Машарова, Р. Гуревиц и другие.

Педагог Г.В. Власова отмечает позитивное влияние сценического языка спектакля в процессе становления экологической культуры юного зрителя, подчеркивая, что «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе» [15].

Новозеландская исследовательница Карла Уилсон акцентирует внимание экопедагогов на приоритетности арт-инструментов для достижения экологического ликбеза. С точки зрения ученого, «художественная и творческая деятельность являются важными инструментами, способствующими эмоциональной связи между людьми и местами. Искусство может способствовать эмоциональному взаимодействию с окружающей средой и ее защите...» [16]. Исследователь Рэйчел Гуревиц рассматривает возможность синтетичного влияния художественных и экопедагогических приемов, так и равнозначность их дифференцированного применения, отмечая, что «в рамках стандартного образования. основанные на искусстве предметы, могут использоваться в экологическом образовании, включая. живопись, музыку, поэзию, творческое письмо» [17;255]. Педагогические методы Гуревиц разделяет финский ученый Букль, утверждая, что «экологическое образование, основанное на искусстве, имеет две стороны: направлено на повышение открытости и чуткости учащихся, и помогает им находить новые личные способы формулирования и обмена своим экологическим опытом» [18; 145].

Группа зарубежных исследователей в лице Василеоса Папавасилеу, Елены Николоу, Никоса Андреадакиса и др. в статье «Роль искусства в экологическом обучении» в ряду художественно ориентированных методов экологического просвещений детей особое место отводит непосредственно театрализованной деятельности: «.драматизация позволяет детям визуализировать места и людей в историях, использовать свое воображение, чтобы переместиться в эти воображаемые среды, обрабатывать и взаимодействовать, используя аутентичный язык и поведение.» [19; 291]. Мартин Миддек в вопросах экологического просвещения исключает прерогативу естественнонаучных дисциплин, отмечая «меж- и трансдисциплинарные подходы и. явное участие и профилирование искусства, в частности театра, и гуманитарных наук в целом» [20; 2].

Материалы и методы

С целью определения значимости формирования детской экологической культуры нами был проведен анализ теоретико-методологической литературы: нормативно-правовая литература, регламентирующая экологические положения; исследования отечественных и зарубежных педагогов-экологов; проведено входное и диагностирующее анкетирования зрительского контингента. Основной материал исследования - спектакль «Приключение Снежного барса» на Исторической сцене главного детского театра Казахстана - Государственного Академического Театра для детей и юношества имени Н. И. Сац. Спектакль жанрово заявлен как экологическая сказка-новелла, первый в Казахстане профессиональный экологический спектакль для детей.

Постановка по пьесе Заслуженного деятеля РК Евгения Владимировича Дубовика, осуществленная режиссером-постановщиком, обладателем премии фонда Первого Президента РК, художественным руководителем театра Astana Musical Еслямом Нуртазиным была подготовлена в 2019 году, который был объявлен ООН Международным годом защиты краснокнижного животного -снежного барса. При высокой поддержке частного международного Фонда Snow Leopard Foundation, акимата города Алматы и официального детского омбудсмена, уполномоченной по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан Саин, Театр для детей и юношества им. Н. Сац постановкой «Приключение Снежного барса» через призму сценического языка заложил фундамент формирования экологической ответственности юных граждан страны. «Идея спектакля заключается в том, чтобы донести зрителям всю важность сохранения исчезающего животного вида, нашего национального символа, занесенного в Красную книгу - Снежного барса. Мы хотим сохранить преемственность наших начинаний по защите барса на несколько десятков лет вперед. Поэтому для нас это гораздо больше, чем просто спектакль. Мы с удовольствием поддержали этот проект» [21], -отметили в фонде «Snow Leopard Foundation», основанном в 2018 году крупным казахстанским бизнесменом, общественным деятелем и меценатом Нурали Алиевым. «Это первый фонд среди стран

СНГ по реинтродукции популяции снежных барсов во всех 13-ти странах ареала обитания. Ключевой задачей фонда является сохранение, реабилитация и разведение снежного барса в питомнике и последующая реинтродукция в естественные места обитания» [22].

Спектакль «Приключение Снежного барса» направлен на то, чтобы через художественный образ сценографии, музыкальное оформление, хореографический рисунок постановки маленький зритель идентифицировал просторы Заилийского Алатау, различал с детских лет самобытную мелодику домбры; через язык танца были воплощены пластика и повадки представителей дикой природы региона - многообразие фауны предгорного и горного ландшафта Казахстана (сайгаки, волки, ирбисы и др.).

Основной акцент в спектакле постановочная группа сделала на уникальном эндемичном краснокнижном животном - ирбисе. Указывается на то, что браконьерство в отношении этого животного запрещено, что отражено в Законе РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира, регламентирующем «.охрану ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных» (статья 13, п. 3) [23].

Актуальность спектаклей экологического содержания на сегодняшний день не вызывает ни у кого сомнения, когда «четвертая технологическая революция поднимает на новый уровень актуальность вопросов устойчивого развития и гармонизации отношений человека с окружающей средой» [24;510]. Так же бесспорно, на наш взгляд, и познавательное значение спектаклей для юного зрителя Казахстана. Драматург пьесы, заслуженный деятель РК Е. Дубовик в период подготовки сюжетной линии будущего произведения отмечал, что «.снежный барс является символом Казахстана, изображение этого красивого и сильного животного присутствует на гербе города Алматы. До исламской поры - во время периода тенгрианства - у наших предков были тотемы животных, которым поклонялись. И один из таких тотемов - снежный барс. Это очень величественное животное.» [21]. В спектакле часто употребляется понятие «крыша мира», с одной стороны, употребляемое в контексте «.вершины пищевой цепи животного мира» [21], с другой -максимальный смысловой акцент прослеживается в нелегальном на территории Казахстана явлении браконьерства.

В данном исследовании применен ряд общенаучных эмпирических методов (анкетирование, эксперимент), распространенные в общей педагогике игровые технологии (метод пространственно-временного смещения, создание воображаемой ситуации) и частной детской театральной педагогики (анализ природы конфликта, моделирование внутренней шкалы ценностей).

Результаты

Исследование проведено на базе Театра для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац в городе Алматы.

Перечень вопросов, разработанных первым автором данной статьи, были рассмотрены и утверждены на заседании этической комиссии от 01.06.2022 года в лице дирекции Театра для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац, художественно-руководящего состава детской театральной студии при театре, правового отдела. Взято письменное разрешение родителей опрашиваемых несовершеннолетних респондентов (от 10.06.2022). Решения комиссии запротоколированы. В ходе исследовательского опроса, состоявшегося 15 июня 2022 года, имели место входное и контрольно-диагностирующее анкетирования детского зрительского контингента, в возрастном диапазоне от 6 до 11 лет. Всего в опросе (начальном и итоговом) участвовало 28 человек. Анкетирование проводилось на анонимной и безвозмездной основе. Гендерные характеристики опрошенных детей, на наш взгляд, не влияют существенным образом на характер их ответов. Входное тестирование юных зрителей было проведено до просмотра спектакля «Приключение Снежного барса» и было направлено на диагностику общих экологических знаний, навыков и умений детей. Итоговое тестирование было осуществлено непосредственно после просмотра постановки с целью выявления у детей новых экологических знаний. Основной целью проведения эко-педагогического эксперимента являлось выявление степени влияния сценического искусства на формирование экологической культуры учащихся в качестве нетривиального педагогического приема (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Основные экологические мотивы спектакля «Приключение Снежного барса»

Источник: составлено К.А. Золочевской

Опрос продемонстрировал приобретение у учащихся следующих экологических компетенций: важность взаимоуважения мира людей и мира животных (68% опрошенных), браконьерство как антисоциальное явление (48%), приобретение знаний о краснокнижных животных и популяции ирбиса (56%).

3. Как Вы считаете, зачем нужны детские экологические спектакли?

28 ответов

Воспитание чувства ответственности перед природой Обучение бережному отношению к окружающей среде

Защита редких животных

Прививание детям любви к животным.

0 5 10 15 20 25

Рисунок 2 - Педагогические задачи спектакля «Приключение Снежного барса» Источник: составлено К.А. Золочевской

В ходе опроса было выявлено понимание юными зрителями основных задач экологического просвещения (см. рис. 2), а именно: воспитание чувства ответственности перед живой и неживой природой (64,3% респондентов), обучение бережному отношению к окружающей среде (75%), защита редких животных (64,3%) и др.

Анкетирование выявило способность театральных представлений в доступной форме, через художественный образ формировать экологическую культуру учащихся в рамках дополнительного источника просвещения.

Экологическая пропаганда среди учащихся получила широкий общественный резонанс в рамках общеобразовательного и дополнительного образования, в онлайн и оффлайн формате, как естественно-научной (см. таблица 1), так и художественной направленности (см. рис. 3). За период 2015-2022 гг. в Казахстане действовали 177 школьных экологических кружков, 40 станций юных краеведов, электронный детский образовательный журнал «Эколем» и онлайн-портал эколого-биологического направления www.ziyatker.org.

Таблица 1- Экологическая пропаганда среди детей в РК на период 2015-2022 гг. Источник: составлено К.А. Золочевской

Естественно-научное направление Художественное направление

Центр молодежного туризма и экологии Западно-Казахстанской области Первый экологический театр «EcoQolday» «Приключения Гринейков» по мотивам первого казахстанского сборника экологических сказок

Эколого-биологический центр, г. Уральск EcoJas - образовательно-познавательный проект для школьников

Станции юных туристов Туркестанской области Эко-музеи

Образовательный проект «Моя Эко-школа» Международной школы города Нур-Султан Экологический сериал для детей "В гостях у Валеошки"

Центры регионоведения, г. Усть-Каменогорск, г. Павлодар Конкурс рисунков «Энергосбережение глазами детей»

Конкурс рисунков на экологическую тематику Фестиваль детских экологических спектаклей Экскурсии на природу (Ботанический сад, Национал... Интерактивные уроки Познания мира и Естествознания Помощь в работе питомников и приютов

Создание кружков и станций, агитирующих поддержание "з...

Рисунок 3 - Детская художественная деятельность экологического содержания.

Источник: составлено К.А. Золочевской

Театрализация современных экологических проблем посредством экоспектаклей мотивирует юного зрителя на дальнейшую активную познавательную и художественно-экспрессивную деятельность экологического контента как в творческих, так и естественно-научных направлениях детского рекреационного досуга. В ответах детей были отмечены такие формы экопросвещения, как конкурс рисунков на экологическую тематику (35,7% опрошенных), фестивали детских экологических спектаклей (71,4%), экскурсии на природу (Ботанический сад, национальные парки и заповедники) (50%), интерактивные уроки познания мира и естествознания (50%), помощь в работе питомников и приютов (67,9%) и др.

Обсуждение

Любой спектакль ТЮЗа, ориентированный, казалось бы, на зрителя определенного возрастного диапазона, тем не менее одновременно отвечает на вопросы сразу трех возрастов. Если дошкольник или младший школьник познает режиссерскую сверхзадачу спектакля через кинетические формы восприятия (динамика сюжета, зрелищность сценического решения и др.); то подросток - анализирует происходящее на сцене уже через призму внутренней шкалы ценностей, а юношество ищет ответы на вопросы самосознания и самоопределения. Кроме этого, современный ТЮЗовский трехступенчатый (детство - отрочество - юношество) репертуар активно формирует четвертую ступень - театр для взрослых, так называемый семейный просмотр.

Анализируя теоретическую и учебно-методическую литературу в области общей педагогики и педагогики внеурочной деятельности (дополнительного образования), невозможно не отметить популярность театрализованных методов в образовательной работе с детьми. Ученые-педагоги

активно интегрируют сценические приемы в процесс обучения. Настоящая статья демонстрирует попытку рассмотреть педагогику театра с точки зрения искусствоведения, т.е. с обратной стороны рампы. В данном случае искусствоведение исследует функциональность детского спектакля, в том числе и образовательную, где искусство педагогики трансформируется в педагогику искусства. Ведь «.ТЮЗ был задуман и возник как «театр особого назначения», театр педагогический, воспитательный, тесно связанный со школой. Подобно школе, ведущей своих воспитанников от простого к сложному, детский театр мыслится наставником, который, начав со сказки - «детской классики», научит своего зрителя понимать и ценить высшие достижения мировой художественной культуры» [25;46]. При этом школа учит словами, а театральное представление - образами, где персонажи вступают с юным зрителем во «внутренний» диалог, где избегают монологического авторитарного принципа обучения, не навязывают аксиом; лишь предоставляют «пищу» для размышления, право на самостоятельный осознанный выбор, запускают механизм детского мышления через эмоциональные рычаги. «Детский театр и школа остаются чуть ли не единственной нравственной опорой общества, чуть ли не единственным местом, где дети могут услышать о нравственной природе человека, о вечной борьбе добра и зла, о приоритете духовного над материальным.» [26;38].

С психологической точки зрения, «до прихода в театр современный ребенок уже вкусил прелести мультипликации, телевидения, кино, компьютера, составивших сцене значительную конкуренцию, дети, как и столетие назад, с готовностью включаются в предлагаемые обстоятельства спектакля, в игру, которая происходит здесь и сейчас, при их активном участии» [27;162]. На уровне интуиции юный зритель чувствует главные законы театрального искусства - сопричастность происходящему и сопереживание действующим лицам спектакля. Дети «чувствуют себя активными участниками события, происходящего на их глазах на сцене... и достаточно малейшей несправедливости там, на сцене, - весь зрительный зал встает на защиту обиженного» [28;13].

В социокультурном аспекте необходимо отметить функцию театрализованных представлений как способность формирования с детства «чувство со-единства, со-доверия, со-страдания и сотрудничества» [27;164]. Или говоря образным языком, воссоздать «зону согласия» [29; 111].

Формирование экологической культуры подрастающего поколения Казахстана характеризуется принципами преемственности экологического знания (семья - дошкольная подготовка - школа - ВУЗ - социальная/гражданская позиция) и многовекторностью. Государственный сектор поддержки экологического воспитания направлен на «долгосрочное удовлетворение основных потребностей человека при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля» [30]. Один из приоритетных векторов социальной политики государства, общеобразовательный сектор (комплекс учебных дисциплин) направлен на усвоение детьми систематических экологических знаний, навыков и умений; сектор дополнительного образования (естественнонаучного, художественного и др.) углубляет экологическое знание нетривиальными художественными приемами.

Ключевая заповедь педагогики «невозможно научить, можно научиться» следует трактовать как отказ от назидания в пользу примера. Пример рождает эмоциональную рефлексию, ему хочется следовать, восхищаться, подражать. Пример для ребенка - самый мощный мотиватор. Детский театр не «обучает» маленького зрителя, он лишь дает пищу для размышления, свободу выбора, возможность самоопределения. Уникальность театрализованных представлений заключена в том, что любая педагогическая цель (социального, морально-этического, экологического характера) посредством игровых методов и близости ментально-эмоционального восприятия ребенка, будет, несомненно, достигнута.

Режиссер-постановщик спектакля Еслям Нуртазин сказкой «Приключение Снежного барса» предлагает юному зрителю и зрителю постарше «... задуматься о том, к чему приводит неправильное отношение к природе и окружающей нас среде. Но самое главное, чему учит этот спектакль -умению сопереживать и думать сердцем" [21].

Данное исследование, основанное на небольшом опросе зрителей, имеет ряд ограничений. Мы вполне осознаем, что однократность опроса после одного спектакля не может гарантировать выводов, пригодных для экстраполяции на всю генеральную совокупность. Тем не менее, на наш взгляд, поставленные исследовательские задачи были достигнуты.

Заключение

В педагогике считается, что оптимальный период для формирования экологической культуры детей - это дошкольный и младший школьный возраст.

Театрализованные представления, максимально адаптированные к детской психологии и восприятию, кроме развлекательной выполняют ряд педагогических функций (образовательная, воспитательная и пр.).

Многообразие в репертуаре театров детских спектаклей на экологическую тематику (наряду с волшебными, социально-бытовыми сказками) обосновывает релевантность театра как альтернативного познавательно-обучающего метода в педагогике.

Искусство «появляется там и тогда, когда у людей возникает необходимость произвести идейно эмоциональное воздействие на других людей. Искусство по своей природе, по генезису социально. Оно участвует в программировании поведения людей, в этом его главное назначение» [31; 24].

Анализ полученных данных входного анкетирования и эмоциональной «обратной» связи зрителя показал положительную динамику роста экологического просвещения юного зрителя. За один час дети, благодаря специфике театрализованных представлений и игровым формам подачи транслируемой информации, усваивают своеобразный занимательный урок по экологии. Мы пришли к выводу, что драматические постановки экологического содержания, как «Приключение Снежного барса», формируют у ребенка следующие качества и умения.

• В интеллектуальном развитии: стимулируют познавательный импульс ребенка, способствуют расширению кругозора и дальнейшему ментальному совершенствованию;

• В психоэмоциональном развитии: пробуждают чувство эмпатии к природе, выраженную в соблюдении элементарной экологической ответственности;

• В социальном развитии: применение релевантных навыков и приемов контакта с природными единицами с целью охраны, сохранения и окружающей природы;

• В нравственно-этическом развитии: осознание гражданской позиции в сохранении и преумножении природных богатств родины.

Опыт экспериментальной постановки спектакля «Приключение Снежного барса» помимо развлекательной функции (что является первоочередной миссией театрализованных представлений), показал способность синтезировать в себе также ряд основных педагогических функций (познавательную, образовательную, воспитательную и др.). Эмоциональная рефлексия или «обратная связь» от увиденного проявляется у маленьких зрителей в желании дальнейшего изучения биоресурсов региона, участия в экологических семинарах и познавательных викторинах, посещения юннатских станций, активного участия в работе зооуголков и питомников, конкурсов рисунков, любительских детских экоспектаклях.

Список литературы

1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-lll (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.), статья 181, п.1.

2. Токаев, К. (2020). Послание «Казахстан в новой реальности: время действий» 1 сентября 2020 г., URL: www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-glavygosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g. (Дата доступа 20.05.2022)

3. Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 годы от 3 декабря 2003 года № 1241, URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=1045395. (Дата доступа 20.05.2022)

4. Экологический кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.). URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593. (Дата доступа 20.05.2022)

5. Назарбаев, Н.А. (2012). Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации народу Казахстана «Стратегия Казахстана - 2050» - новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда. - 15 декабря.

6. Сухомлинский, В.А. (1970). Природа, труд, мировоззрение // Биология в школе. № 5. с. 5-12.

7. Писарева, А. (2016). Личностные ситуации как средство формирования экологической культуры младших школьников // Детство, открытое миру. Екатеринбург, - с. 147-149.

8. Морокина, И. (2016). Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Детство, открытое миру. Екатеринбург, - с. 138-140.

9. Айтжанова, А.Б. (2007). Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики казахов в процессе учебно-воспитательной деятельности в школе: Дисс. канд. пед.наук. Шымкент, -173 с.

10. Машарова, Т.В. (1991). Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения предметов биогеографического цикла: Дисс. канд.пед.наук. М., - 187 с.

11. Камахина Р.С., Мавлюдова Л.У., Галимова Н.Р. (2018). Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии // Современные проблемы науки и образования. - № 5; URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=28005. (Дата доступа: 30.06.2022)

12. Рогаленкова, Л.В. (1989). Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Дисс. канд.пед.наук. М., - 118 с.

13. Экология. (2022) 5-е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для СПО/ Редактор-составитель Анатолий Тотай, Study Aids. М. ЮРАЙТ. - 354 с.

14. Выготский, Л.С. (1991). Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, - 96 с.

15. Власова, Г.В. (2019). «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» МБДОУ №7 г. Апатиты. URL: www.doo7.ru/экологический-театр-инновационная-форма-работы.pdf. (Дата доступа: 23.05.2022)

16. Wilson, C. (2011). Effective approaches to connect children with nature. Department of Conservation, TePapa Atawhai, Wellington, New Zealand. URL: www.doc.govt.nz/globalassets/documents/getting-involved/students-and teachers/effective-approaches-to-connect-children-with-nature.pdf. (Accessed 27.05.2022)

17. Gurevitz, R. (2000). Affective Approaches to Environmental Education: Going beyond the imagined Worlds of Childhood// Ethics, Place and Environment, vol 3. pp. 253-268.

18. Boeckel, Jan van. (2009) Arts-based Environmental Education and the Ecological crisis: Between opening the senses and coping with psychic numbing// Metamorphoses in children's literature and culture, Finland: Enostone, pp.145-164.

19. Papavasileiou, V., Nikolaou, E. et al. (2020). The role of art in environmental education IJAEDU// International E-Journal of Advances in Education, Vol. VI, Issue 18, December. pp. 287-295.

20. Middeke, M., Riedelsheimer M. Co-Mutability, Nodes, and the Mesh: Critical Theatre Ecologies - An Introduction // JCDE 2022; 10(1): pp. 2-25.

21. Первый экологический спектакль. URL: www.tengrinews.kz/culture/pervyiy-ekologicheskiy-spektakl-417344/. (Дата доступа 11.06.2022)

22. Экоспектакль о снежном барсе покажут в Алматы. 23.02.2021 URL: www.ru.sputnik.kz/20211023/Ekospektakl-o-snezhnom-barse-pokazhut-v-Almaty-18482678.html. (Дата доступа 11.06.2022)

23. Закон РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира от 9 июля 2004 года № 593-ll, статья 13, п. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Плешкова, Г.И. (2015). Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность: материалы ежегодной научно-практической конференции. Т. 2. с. 509-515.

25. Плавинский А. (1988). Принудительное взросление// Детская литература, № 4, с.45-47.

26. Коханая, О. Е. (2008). Детский и молодежный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества: монография. М. - 257с.

27. Коханая, О. Е. (2008). Специфика функционирования театров для детей и молодежи в постсоветской России / О. Е. Коханая // Социально-гуманитарные знания. - № 5. - с. 161-170.

28. Сац, Н.И. (1961). Дети приходят в театр. M. Искусство. - 225с.

29. Липман, М. (1995). Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии, № 2, с. 110-121.

30. Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы от 14 ноября 2006 г. №216. URL: www.kazpravda.softdeco.net/_pdf/nov06/161106law.pdf. Дата доступа 20.05.2022.

31. Клейн, Л.С. (1987). К вопросу о связи искусства и культуры // Искусство в системе культуры. - Л.: Наука, с. 22-29.

References

1. Ekologicheskij kodeks Respubliki Kazahstan 9 yanvarya 2007 goda № 212-lll (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 02.07.2014 g.) stat'ya 181, p.1. [Environmental Code of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2007 No. 212-lll (with amendments and additions as of 02.07.2014), Article 181, paragraph 1] (In Russian)

2. Tokaev, K. (2020). Poslanie «Kazahstan v novoj real'nosti: vremya dejstvij» 1 sentyabrya 2020 g. [Message "Kazakhstan in a new reality: time for action" from September 1, 2020] URL: www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavygosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g. Accessed 20.05.2022 (In Russian)

3. Koncepciya ekologicheskoj bezopasnosti RK na 2004-2015 gody ot 3 dekabrya 2003 goda №1241 [The concept of environmental safety of the Republic of Kazakhstan №1241 from December 3, 2003] URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=1045395. Accessed 20.05.2022 (In Russian)

4. Ekologicheskij kodeks Respubliki Kazahstan (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 02.07.2014 g.) [Environmental Code of the Republic of Kazakhstan (with amendments and additions as of 02.07.2014)] URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593. Accessed 20.05.2022 (In Russian)

5. Nazarbaev, N.A. (2012). Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - Lidera nacii narodu Kazahstana «Strategiya Kazahstana - 2050» - novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva [Message of the President of the Republic of Kazakhstan - Leader of the Nation to the people of Kazakhstan "Strategy of Kazakhstan - 2050"]. Kazahstanskaya pravda. 15 December. (In Russian)

6. Sukhomlinsky, V.A. (1970) Priroda, trud, mirovozzrenie [Nature, work, worldview]. Biologiya v shkole. № 5. p. 5-12. (In Russian)

7. Pisareva, A. (2016). Lichnostnye situatsii kak sredstvo formirovaniya ekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov [Personal situations as a means of forming the ecological culture of junior school students]. Detstvo, otkrytoe miru. Ekaterinburg, - p. 147-149. (In Russian)

8. Morokina, I. (2016). Ekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti [Ecological education of younger schoolchildren in extracurricular activitie]. Detstvo, otkrytoe miru. Ekaterinburg, - p. 138-140. (In Russian)

9. Aitzhanova, A.B. (2007). Ekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami narodnoj pedagogiki kazahov v processe uchebno-vospitatel'noj deyatel'nosti v shkole [Ecological education of junior schoolchildren by means of folk pedagogy of the Kazakhs in the process of teaching and educational activities at school]. Shymkent. 173 p. (In Russian)

10. Masharova, T.V. (1991). Ekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe izucheniya predmetov biogeograficheskogo cikla [Ecological education of junior schoolchildren in the process of studying subjects of the biogeographic cycle]. M. 187 p. (In Russian)

11. Kamakhina R.S., Mavlyudova L.U., Galimova N.R. (2018). Formirovanie ekologicheskoj kul'tury uchashchihsya v processe obucheniya biologii [Formation of ecological culture of students in the process of teaching biology]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. №5; URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=28005. Accessed: 30.06.2022. (In Russian)

12. Rogalenkova, L.V. (1989). Ekologicheskoe vospitanie podrostkov v pionerskom lagere [Ecological education of teenagers in a pioneer camp]. M. 118 p. (In Russian)

13. Ekologiya [Ecology] (2022). 5-e izd., per. i dop.: uchebnik i praktikum dlya SPO/ Redaktor-sostavitel' Anatolij Totaj, Study Aids. M. YURAJT. 354 p. (In Russian)

14. Vygotsky, L.S. (1991) Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste [Imagination and creativity in childhood]: Psihol. ocherk: Kn. dlya uchitelya. 3-e izd. M.: Prosveshchenie. 96 p. (In Russian)

15. Vlasova, G.V. (2019). Ekologicheskij teatr kak innovacionnaya forma raboty po ekologicheskomu razvitiyu doshkol'nikov. MBDOU №7 g. Apatity [Ecological theater as an innovative form of work on the ecological development of preschoolers] URL: www.doo7.ru/ekologicheskij-teatr-innovacionnaya-forma-raboty.pdf. Accessed: 23.05.2022 (In Russian)

16. Wilson, C. (2011). Effective approaches to connect children with nature. Department of Conservation, TePapa Atawhai, Wellington, New Zealand. URL: www.doc.govt.nz/globalassets/documents/getting-involved/students-and-teachersMfective-approaches-to-connect-children-with-nature.pdf. Accessed: 27.05.2022

17. Gurevitz, R. (2000). Affective Approaches to Environmental Education: Going beyond the imagined Worlds of Childhood. Ethics, Place and Environment, vol 3. pp. 253-268.

18. Boeckel, Jan van. (2009). Arts-based Environmental Education and the Ecological crisis: Between opening the senses and coping with psychic numbing. Metamorphoses in children's literature and culture. Finland: Enostone, pp.145-164.

19. Papavasileiou, V., Nikolaou, E. et al. (2020). The role of art in environmental education IJAEDU/ International E-Journal of Advances in Education. Vol. VI, Issue 18. pp. 287-295.

20. Middeke, M., Riedelsheimer M. (2022). Co-Mutability, Nodes, and the Mesh: Critical Theatre Ecologies - An Introduction. JCDE. 10(1): pp. 2-25.

21. Pervyj ekologicheskij spektakl' [The first ecological performance] URL: www.tengrinews.kz/culture/pervyiy-ekologicheskiy-spektakl-417344/. Accessed: 11.06.2022 (In Russian)

22. Ekospektakl' o snezhnom barse pokazhut v Almaty [An eco-play about the snow leopard will be shown in Almaty] 23.02.2021 URL: www.ru.sputnik.kz/20211023/Ekospektakl-o-snezhnom-barse-pokazhut-v-Almaty-18482678.html. Accessed: 11.06.2022 (In Russian)

23. Zakon RK ob ohrane, vosproizvodstve i ispol'zovanii zhivotnogo mira [Law of the Republic of Kazakhstan on the protection, reproduction and use of wildlife] ot 9 iyulya 2004 goda № 593-ll, stat'ya 13, p. 3.

24. Pleshkova, G.I. (2015). Vospitanie ekologicheskoj kul'tury uchashchihsya cherez nauchno-issledovatel'skuyu deyatel'nost' [Education of ecological culture of students through research activities]: materialy ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. T. 2. p. 509-515. (In Russian)

25. Plavinskij A. (1988) Prinuditel'noe vzroslenie [Forced growing up]. Detskaya literatura, № 4, p.45-47. (In Russian)

26. Kohanaya, O. E. (2008). Detskij i molodezhnyj teatr v sisteme social'nyh problem vospitaniya detej i yunoshestva: monografiya. [Children's and youth theater in the system of social problems of education of children and youth: monograph]. M. 257p. (In Russian)

27. Kohanaya, O. E. (2008). Specifika funkcionirovaniya teatrov dlya detej i molodezhi v postsovetskoj Rossii [The specifics of the functioning of theaters for children and youth in post-Soviet Russia]. Social'no-gumanitarnye znaniya. № 5. p. 161-170. (In Russian)

28. Sats, N.I. (1961). Deti prihodyat v teatr [Children come to the theater]. M.: Iskusstvo. 225p. (In Russian)

29. Lipman, M. (1995). Obuchenie s cel'yu umen'sheniya nasiliya i razvitiya mirolyubiya [Training to reduce violence and promote peace]. Voprosy filosofii, № 2, p. 110-121. (In Russian)

30. Koncepciya perekhoda RK k ustojchivomu razvitiyu na 2007-2024 gody ot 14 noyabrya 2006 g. №216 [The concept of the transition of the Republic of Kazakhstan to sustainable development] URL: www.kazpravda.softdeco.net/_pdf/nov06/161106law.pdf. Accessed: 20.05.2022 (In Russian)

31. Klein, L.S. (1987). K voprosu o svyazi iskusstva i kul'tury [On the question of the connection between art and culture]. Iskusstvo v sisteme kul'tury. L.: Nauka, p. 22-29. (In Russian)

Н. САЦ АТЫНДАГЫ БАЛАЛАР МЕН ЖАС6СП1РШДЕР ТЕАТРЫНЬЩ "ЦАР БАРЫСЫНЬЩ ШЫТЫРМАН ОЦИГАСЫ" СПЕКТАКЛ1 АРЦЫЛЫ БАЛАЛАРДЫЦ ЭКОЛОГИЯЛЫЦ МЭДЕНИЕТ1Н

ЦАЛЫПТАСТЫРУ

К.А. Золочевская , А. С. Еркебай Т. ЖYргенов атындагы Казак улттык енер академиясы, Алматы к., Казахстан

*kristina23983@list.ru

Авдатпа

Макалада ертегi студенттердi экологиялык тэрбиелеудiц негiзгi педагогикалык эдiсi болып табылатын театр енерi аркылы жас урпащыц экологиялык мэдениетiн калыптастыру мумшндт карастырылган. Казiргi уакытта Тюздiц дэстYрлi жанрларымен катар (сикырлы, элеуметпк-турмыстык ертегшер, балалар мюзиклi жэне т. б.) балалар драматургиясыныц аукымы пластикалык драма, экологиялык театр, балалар койылымы жэне т. б. сиякты заманауи сахналык формалардыц ТЮЗ репертуарына ену аркылы кецеюде. Орындаушылык тiлдiц балалардыц эмоционалды кабылдауына барынша бейiмделуi (сахналык ойын-сауык жэне динамика), театр индустриясында озык технологияларды пайдалану жэне экологиялык апаттыц ыктимал кауiптiлiгi экотеатрдыц балалар психологиясыныц езгеруiне жэне басым экологиялык кундылыктарды тYсiнуге езектiлiгiн негiздейдi. Элемдж балалар театрыныц, оныц iшiнде Казакстандагы экологиялык койылымдарыныц максаты балалардыц экологиялык дуниетанымын дурыс калыптастыру, тiрi жэне жансыз табигат алдындагы жауапкершiлiк сезiмiн, азаматтык парыз бен улттык патриотизмдi тэрбиелеу болып табылады. Н.Сац атындагы Балалар мен жасеспiрiмдер театрыныц «Кар барысыныц шытырман окигалары» спектаклi мысалында театр енерi аркылы балаларды экологиялык агарту мэселесiн зерттеу КР Президентiнiц Жолдауында айтылган мемлекеттiц бiркатар эко-педагогикалык мвдеттершщ шешiлуiн аныктауга мYмкiндiк бердi. Сауалнама барысында алынган зерттеу нэтижелерi окушылардыц экологиялык бiлiм беру мэселелерi бойынша таратылатын мэселенi визуализациялау аркылы дэстYрлi емес керкемдiк тэсiлдiц езектiлiгiн аныктайды.

Туйт свздер: экологияпъщ мэдениет, цар барысы, Жастар театры, экологиялъщ театр, балалар театры, Н. Сац атындагы балалар мен жасвспiрiмдер театры.

THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN THROUGH THE PERFORMANCE "ADVENTURE OF THE SNOW LEOPARD" OF THEATER FOR CHILDREN AND

YOUTH NAMED AFTER N. SATS

K.A. Zolochevskaya , A.S. Yerkebay 1 Kazakh national academy of art named after T. Zhurgenov, Almaty, Kazakhstan

*kristina23983@list.ru

Abstract

The article considers the possibility of forming the ecological culture of the younger generation through theatrical art, where the fairy tale is the main pedagogical technique of environmental education of students. Currently, along with the traditional genres of TYUZ (magic, social and household fairy tales, children's musical, etc.), the range of children's drama is expanding due to the integration of modern stage forms into the TYUZ repertoire, such as plastic drama, ecological theater, children's performance, etc. The maximum adaptability of the language of performance to children's emotional perception (stage entertainment and dynamics), the use of advanced technologies in the theatrical

84

production industry and the danger of a potential environmental catastrophe justify the relevance of the functioning of the ecotheater for changing children's psychology and awareness of priority environmental values. The purpose of ecological productions of the world children's theater, including in Kazakhstan, is to form the correct children's ecological worldview, to foster a sense of responsibility to the living and inanimate nature, civic duty and national patriotism. The study of the problem of environmental education of children through theatrical art on the example of the play "The Adventure of the Snow Leopard" of the Theater for Children and Youth named after N. Sats allowed to identify the solution of a number of eco-pedagogical tasks of the state noted in the Message of the President of the Republic of Kazakhstan. The research results obtained during the survey diagnose the relevance of an unconventional artistic approach through the visualization of a broadcast problem in the issues of environmental education of students.

Keywords: ecological culture, snow leopard, Youth Theatre, ecological theatre, children's theater, Theater for Children and Youth named after N. Sats.

АВТОРЛАР ТУРАЛЫ АППАРАТ

Золочевская Кристина Анатольевна - екiншi оку жылыньщ магистранты, Т. ЖYргенов атындагы Казак ^лттык енер академиясы. Мекенжайы: 050000, Казахстан, Алматы к., Панфилов к., 127; kristina23983@list.ru

Еркебай Анар Саимжанкызы - енертану кандидаты, «Театр енершщ тарихы мен теориясы» кафедрасынын менгерушiсi, Т. ЖYргенов атындагы Казак ^лттык енер академиясынын профессоры.

Мекенжайы: 050000, Казакстан, Алматы к., Панфилов к., 127; aerkebai@bk.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Золочевская Кристина Анатольевна - магистрант 2 года обучения, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова. Адрес: 050000, Казахстан, г. Алматы, у. Панфилова, 127; kristina23983@list.ru

Еркебай Анар Саимжановна - кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой «История и теория театрального искусства», Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова. Адрес: 050000, Казахстан, г. Алматы, у. Панфилова, 127; aerkebai@bk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kristina A. Zolochevskaya - the second-year Master Degree student, Kazakh national academy of art named after T. Zhurgenov. Address: 050000, Kazakhstan, Almaty, Panfilov st. 127; kristina23983@list.ru

Anar S. Yerkebay- Candidate of Art History, Professor, Head of the Department of History and Theory of Theatrical Art, Kazakh national academy of art named after T. Zhurgenov. Address: 050000, Kazakhstan, Almaty, Panfilov st. 127; aerkebai@bk.ru

Редакцияга тYCтi / Поступила в редакцию / Received 28.07.2022 Жариялауга кабылданды / Принята к публикации / Accepted 27.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.