Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ТЕАТРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ТЕАТРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ТЕАТРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ТЕАТР И ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова Ольга Александровна

В статье представлен ретроспективный анализ взаимодействия школы и театра на разных этапах развития отечественного образования. Выявлен уникальный передовой опыт совместной работы указанных учреждений в рамках деятельности педагогических отделов театров для детей и юношества. Представлены различные формы взаимодействия школы и театра на современном этапе, которые классифицированы по источнику инициативы сотрудничества: театр, школа, третья сторона. Обозначено основное направление государственной политики в области поддержки театрального искусства в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ANALYSIS OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND THEATER IN NATIONAL EDUCATION

The article presents a retrospective analysis of the interaction between school and theater at different stages of the national education development. The author reveals a unique advanced experience of interaction between school and theater in the framework of the activities organized by the theater pedagogical departments for children and youth; describes various forms of interaction between school and theater at the present stage by classifying them according to the source of interaction initiative: theater, school, the third party. The main direction of the state policy in the field of supporting theatrical art in education is given.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ТЕАТРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 4 (109). С. 142-151. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 4 (109), pp. 142-151.

Научная статья УДК 37.01

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-4-109-13

Исторический анализ взаимодействия школы и театра в отечественном образовании

Ольга Александровна Бойкова

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

Санкт-Петербург, Россия, Boikovolga@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5346-2207

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ взаимодействия школы и театра на разных этапах развития отечественного образования. Выявлен уникальный передовой опыт совместной работы указанных учреждений в рамках деятельности педагогических отделов театров для детей и юношества. Представлены различные формы взаимодействия школы и театра на современном этапе, которые классифицированы по источнику инициативы сотрудничества: театр, школа, третья сторона. Обозначено основное направление государственной политики в области поддержки театрального искусства в образовании.

Ключевые слова: взаимодействие школы и театра, художественно-эстетическое воспитание учащихся, театр и образование, детский театр, театральные практики

Благодарность. Работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. А. Вершининой.

Для цитирования: Бойкова О. А. Исторический анализ взаимодействия школы и театра в отечественном образовании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 4 (109). С. 142-151. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-4-109-13.

Historical analysis of interaction between school and theater in national education

Olga A. Boykova

St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,

St Petersburg, Russia, Boikovolga@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5346-2207

Abstract. The article presents a retrospective analysis of the interaction between school and theater at different stages of the national education development. The author reveals a unique advanced experience of interaction between school and theater in the framework of the activities organized by the theater pedagogical departments for children and youth; describes various forms of interaction between school and theater at the present stage by classifying them according to the source of interaction initiative: theater, school, the third party. The main direction of the state policy in the field of supporting theatrical art in education is given.

© Бойкова О. А., 2022

Keywords: interaction between school and theater, artistic and aesthetic education of students, theater and education, children's theater, theatrical practices

Acknowledgements. The research was conducted under the supervision of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor N. A. Vershinina.

For citation: Boykova O. A. Historical analysis of interaction between school and theater in national education. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 4 (109), pp. 142-151. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-4-109-13.

Введение

На современном этапе развития общества школа, сохраняя свой функционал и традиции, активно привлекает в образование различные институты культуры в качестве альтернативных каналов познания окружающего мира учащимися. С древнейших времен театр рассматривался обществом как место трансляции представлений о мироустройстве и служил инструментом, обладающим педагогическим потенциалом для развития личности человека.

Таким образом, особую значимость приобретает исторический анализ накопленного опыта взаимодействия школы и профессионального театра, позволяющий выявить, как менялись цели, формы и условия взаимодействия социальных институтов, а также зафиксировать проблемы и достижения совместной деятельности учреждений на разных этапах развития общества.

Основная часть

Отправной точкой генезиса взаимодействия школы и театра в России можно считать институциональное становление отечественного театра в 1750 г. в Ярославле, а затем и в Санкт-Петербурге. В данный период профессиональный театр только начинал разграничивать со школьным театром сферы влияния на детей1. Это обусловливалось тем, что школьный театр, существовавший в России с начала XVII в., уже занимал свое особое место не только как средство обучения и воспитания, но и как явление искусства.

На данном этапе инициатива вовлечения специалистов театра в учебно -воспитательный процесс школы принадлежала, как правило, образовательному учреждению и была направлена на повышение качества школьных спектаклей. Подобная практика имела место в таких учебных заведениях, как Смольный институт, Московский университет, Царскосельский лицей, воспитательные дома, кадетские корпуса Петербурга, Москвы и др.

В монографии О. А. Григорьевой содержится упоминание о педагогическом персонале Смольного института, отвечавшем за создание школьных спектаклей. Он включал не только преподавателей учреждения, но и российских придворных актеров (Иван Дмитревский, Алексей Попов), приглашенных французских специалистов

1 Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015. 256 с.

(Брошар, Надеин, Жуанни Францискони)1. Аналогичная практика была свойственна школьным труппам Московского университета и «Оперного дома Локателли»2.

Обучение воспитанников сиротских домов актерской профессии с последующим трудоустройством наиболее способных учеников в штат профессиональных театров стало распространяться с 1772 г.3 Примером подобного взаимодействия театра и детского дома может служить сотрудничество Московского воспитательного дома и театра Карла Книппера,4 куда, согласно В. Н. Всеволодскому (Гернгроссу), для обучения драматическому искусству был «приискан» профессиональный актер императорского театра Иван Иванов (Калиграфов)5.

Таким образом, на начальном этапе (с середины XVIII в.) сотрудничество образовательных учреждений и театра состояло в том, что с целью повышения качества спектаклей школьного театра, а также развития актерских способностей воспитанников сиротских домов приглашались для совместной работы конкретные профессиональные актеры (отечественные и иностранные).

По мере развития профессионального театрального дела в России основной формой взаимодействия школы и театра становится посещение учащимися как стационарных репертуарных, так и частных «домашних» спектаклей. Наиболее прогрессивная молодежь входила в кружки «театральных любителей», где встречалась с драматургами и выдающимися актерами того времени. В учебных заведениях размещались афиши постановок, а среди учащихся распространялись дешевые, иногда бесплатные билеты на спектакли, проходившие в утренние, плохо продаваемые часы (чаще всего на «галерку»)6.

В 1860-х годах в России получило широкую популярность общественно-педагогическое движение, привлекшее внимание педагогов-теоретиков, учителей-практиков, деятелей театра, критиков к проблемам воспитания и обучения детей посредством театрального искусства. Несмотря на то, что высказывались сомнения относительно пользы театра (Н. Н. Пирогов, К. Д. Ушинский), большинство педагогов и театральных деятелей поддерживали повсеместное создание школьных театров в образовательных учреждениях и организацию сотрудничества профессионального театра со школой.

К концу XIX в. вопросы взаимодействия школы и театра широко обсуждались на различных Всероссийских съездах. В частности, в 1897 г. в Москве на I Всероссийском съезде сценических деятелей говорилось о том, что существующее положение

1 Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015. 256 с.

2 Бубнова О. В. От Локателли - к Медоксу, от Медокса - к «Дому Щепкина» // Наше наследие. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00600.php (дата обращения: 24.01.2022).

3 Машевская С. М. История школьного театра. Шуя: ШГПУ, 2012. 155 с.

4 Театральная энциклопедия: в 5 т. / под редакцией П. А. Маркова. Москва: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3. Кетчер - Нежданова. 1086 стб.

5 Всеволодский (Гернгросс) В. Н. История театрального образования в России. Санкт-Петербург: Дирекция Императорских театров, 1913. Т. 1. XVII и XVIII вв. 463 с.

6 Юркина Н. Н. Роль театрального искусства в жизни студенчества XIX - начала ХХ века // Преподаватель XXI век. 2021. № 2, ч. 2. С. 276-283._

искусства в школе мало подготавливает человека к восприятию подлинных художественных ценностей. Впоследствии это приводит к тому, что воспитанные таким образом люди в дальнейшем «питаются пошлыми подделками под искусство, отмахиваясь от серьезного театра»1.

Постепенно в театральном и педагогическом сообществах формируется идея о необходимости создания отдельного театра для детей, нацеленного на художественное и нравственное воспитание учащихся. Так, в резолюции Всероссийского съезда деятелей народного театра, проходившего в Москве в декабре-январе 1915-1916 гг., было зафиксировано четкое разграничение домашнего детского театра, драматизации как метода преподавания в школе, постановки пьес школьного театра и спектаклей для детей в профессиональных театрах. Было отмечено, что, несмотря на разность природы данных явлений, их объединяет направленность работы - культурное просвещение учащихся. Кроме того, в постановлении съезда подчеркивалась необходимость совместной работы педагогов и специалистов театра, основанной на научных знаниях о развитии детей .

С приходом советской власти театральное искусство становится одним из значимых средств идеологического воспитания учащихся. Уже весной 1918 г. Театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР (ТЕО Наркомпрос), в состав которого входила и педагогическая секция, создает в Петрограде отдельное Бюро с периодически созываемым Советом детского театра и детских празднеств. Среди его членов были как театральные специалисты (В. Э. Мейерхольд), так и педагоги внешкольной работы (Н. Н. Бахтин)3. Одним из основных направлений деятельности ТЕО Наркомпроса являлось привлечение институтов культуры в процесс художественно-эстетического воспитания советских школьников (для посещения данных учреждений выделялись дни, свободные от занятий)4.

На VIII съезде Российской коммунистической партии (большевиков) в 1919 г. в части резолюции о «народном просвещении» было принято важное положение об «открытии и доступности» для трудящихся всех сокровищ искусства5. Данное решение во многом определило направление развития взаимодействия школы с учреждениями культуры, в том числе и с театрами. Л. М. Некрасова отмечает, что именно

1 Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей 9-23 марта 1897 г. в Москве: в 2 ч. Санкт-Петербург: [б. и.], 1898. Ч. 2. С. 280.

2 Труды Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве, 27 декабря 1915 -5 января 1916. Петроград: Комитет по организации Съезда, 1919. 463 c.

3 Климова Т. А., Никитина А. Б. Русская театральная педагогика: рождение личности в пространстве драмы. URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_rusteatr-pedago-gika (дата обращения: 19.01.2022).

4 Статья № 740. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. URL: http://istmat.info/node/31500 (дата обращения: 19.01.2022).

5 Протоколы съездов и конференций Всесоюзной коммунистической партии (б). Восьмой съезд РКП (б) 18-23 марта 1919 г. / под редакцией Е. Ярославского. Москва: Партийное издательство, 1933. 560 с.

приобщение к театру в то время рассматривалось как непременное условие всестороннего развития учащихся общеобразовательной школы1. Как это осуществлялось на практике, наглядно демонстрирует педагогический опыт А. С. Макаренко, широко использовавшего и театральное искусство, и возможности профессионального театра для воспитания беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей в возглавляемой им трудовой колонии. Русский драматический театр города Харькова, благодаря участию А. С. Макаренко, дружного со многими актерами и писателями, взял шефство над трудовой коммуной им. Ф. Э. Дзержинского (в частности, регулярную работу в коммуне вели актриса Л. Скопина и режиссер Н. Петров)2.

Начиная с 1918 г. активно создаются специальные детские театры, такие как Московский государственный театр для детей под руководством Генриетты Паскар (1920 г.), Краснодарский театр для детей (1920 г.), харьковский «Театр сказки» (1921 г.), Ленинградский театр юных зрителей (1922 г.), Саратовский детский театр (1918 г.) и многие другие. В каждом из них существовал специальный отдел по работе со школьниками, реализовывавший свою определенную художественно-педагогическую программу.

Особо следует отметить создание в феврале 1924 г. программы Ленинградского ТЮЗа (на сегодняшний день - Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. А. Брянцева), которая носила название «Делегатское собрание». Мемуарные воспоминания деятелей театра, педагогов школ, самих «делегатов» свидетельствовали о том, что данная программа предполагала реализацию активного двустороннего процесса, объединяющего и школу, и театр. Подобная работа велась и в Москве - в Московском детском театре, затем - в «Клубе искусств» Центрального детского театра (современное название - Российский академический молодежный театр). Важно отметить, что на содержание программы, а также на формы взаимодействия школы и театра оказывали влияние и взгляды художественных руководителей вышеназванных театров (А. А. Брянцева, З. Я. Корогодского, Н. И. Сац и др.).

Ценный материал о совместной работе школ и ТЮЗов страны можно обнаружить в сборнике «Театр и школа», издававшемся Институтом художественного воспитания, который был создан на базе Академии педагогических наук РСФСР (НИИХВ), и Кабинетом детских театров Всероссийского театрального общества (ВТО, на сегодняшний день - Союз театральных деятелей) в период с 1957 по 1986 г. (всего в количестве 9 номеров)3. Одним из наиболее проблемных и дискуссионных вопросов сборника являлся так называемый принудительный «культпоход» - посещение театра целым классом. Важно отметить, что уже в то время «культпоход» чаще всего подвергался критике (как в театральном, так и в педагогическом сообществах), однако именно эта форма взаимодействия школы и театра до сих пор наиболее распространена.

1 Некрасова Л. М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: дис. ... канд. пед. наук. Москва: [б. и.], 2001. 128 с.

2 Марченко Т. А. Театр воспитывает. Москва: Педагогика, 1976. 128 с.

3 Театр и школа: сборник статей: в 9 вып. Москва: [б. и.], 1957-1986.

146 ISSN 1994-0637 (print)

Таким образом, начиная с 1918 г. в связи с учреждением специальных театров, направленных на детскую аудиторию (ТЮЗов, имевших специальное подразделение - «Педагогическая часть»), постепенно развиваются уникальные художественно-педагогические программы, подобно «Делегатскому собранию» Ленинградского ТЮЗа, существовавшему более семидесяти лет. С данного периода самой распространенной формой взаимодействия школы и театра становится посещение школьными классами театральных спектаклей - так называемый «культпоход».

Кроме того, следует отметить активное внедрение театрального искусства во внешкольную (кружковую) работу, а также применение его в качестве метода обучения в преподавании различных учебных дисциплин. Постепенно данная практика становится доминирующей, а взаимодействие школы и театра в рамках педагогических программ детских театров практически полностью прекратило свое существование к 90-м годам XX века.

Начиная с XXI в. сотрудничество школы и театра характеризуется вариативностью форм, которые можно классифицировать с учетом источника инициативы указанного взаимодействия.

1. По инициативе театра проводятся:

- фестивали самодеятельного творчества, конкурсы, мастер-классы: «Брянцев-ский фестиваль», организатором которого является ТЮЗ им. А. А. Брянцева (г. Санкт-Петербург); фестиваль «Сибирская рампа» (г. Ангарск) и др.;

- образовательные возмездные программы по работе с различной категорией зрителей: «Учительский клуб» МОГТЮЗ (г. Москва); Молодежный образовательный проект «ТЕАТР+» РАМТ (г. Москва) и др.;

- театральные лаборатории: «Театр в школе. Минуя расстояние» московского театра «Школа драматического искусства» (2020 г.); «Своя территория» Северного драматического театра им. М. А. Ульянова (2021 г.) и др.;

- курсы повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования: «Основы театральной педагогики в школе. Педагогическая лаборатория БДТ» (2016-2018 гг.), реализуемые на базе Государственного драматического театра им. Г. А. Товстоногова при поддержке ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга; «Театральная педагогика в образовательных организациях» (с 2014 г. и по настоящее время) Саратовского ТЮЗа при содействии Министерства образования Саратовской области и др.;

- международные и межрегиональные конференции, форумы, программы, посвященные возможностям включения театра и театрального искусства в образование: «Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого» (2014 г.); всероссийская конференция «Театр + школа: точки роста» (2020-2021 гг.) и др.;

- приглашение специалистов из-за рубежа для диссеминации иностранного опыта взаимодействия театра и образования среди российских педагогов: Клаудия Майерс - театральный педагог (Германия); Манон Ван дер Вотер - профессор Университета Висконсин-Мэдисон (США) и др.;

- специальные акции и предложения - распространение льготных билетов для учащихся и педагогов школ.

2. По инициативе школы организуются:

- «культпоходы» - коллективные посещения спектаклей и экскурсионных программ школьниками в театре, а также приглашение в учебные заведения коммерческих театров для показа спектаклей;

- создание общеобразовательных школ с «театральной атмосферой» или «театральных классов» с привлечением отдельных деятелей театра в школу для профори-ентационной работы: «Класс-центр» С. З. Казарновского (г. Москва); «театральный класс» Е. В. Кожары в ГБОУ школа № 163 Центрального района Санкт-Петербурга.

3. По инициативе третьей стороны (НКО, АНО, общественные организации, социальные учреждения, иностранные образовательные учреждения, музеи, библиотеки, научные институты) реализуются:

- проектная работа с детскими исправительными учреждениями (АНО «Упса-ла-цирк»); проект Театрального института имени Б. Щукина и Российского движения школьников «Школьная классика»;

- проекты «Неделя перемен», «АРТ-ЛАБ» и «КРЕАТИВ-ЛАБ» (2017-2018 гг.) (Гете-Институт в Санкт-Петербурге) и т. д.;

- ежегодные театральные спецпроекты под кураторством фестиваля «Детские дни в Петербурге» (различные музеи);

- экспериментальные театральные лаборатории Библиотеки им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург, 2018 г.); проект «Театральные встречи» Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова (Камчатка, 2019 г.) и т. д.;

- Петербургский центр «Театр-школа» при РГПУ им. Герцена; проекты по анализу зрительского восприятия театральных постановок детьми и подростками в рамках исследований ГАОУ ВО МГПУ «Институт системных проектов» и др.;

- проект Департаментов культуры и образования города Москвы «Театр в школе» (создан в 2019 г. в рамках «Года театра»); общероссийский государственный проект «Пушкинская карта» (с 2021 г.); профориентационные мастер-классы в рамках фестиваля профессий «Билет в будущее» (с 2021 г.) и др.

С учетом вышеизложенного можно отметить, что на сегодняшний день существуют многочисленные и разнообразные формы взаимодействия школы и театра. Однако представленные примеры свидетельствуют о разовом «акционном» характере сотрудничества ввиду того, что общественный институт - инициатор взаимодействия признает значимыми только собственные цели, без учета интересов партнера. Просветительские проекты, поддерживаемые государством, в большей степени ориентированы на традиционную форму совместной работы школы и театра («культпоход»).

Вместе с тем на государственном уровне активизирован поиск новых путей сближения театрального искусства и образования. Так, с конца ноября 2021 г. на совещаниях в Министерстве просвещения и Министерстве культуры широко обсуждаются вопросы развития школьной театральной самодеятельности и детского фестивального движения. В планы совместной работы ведомств входит обучение учителей и педагогов дополнительного образования при участии специалистов Корпоративного университета РДТТТ и Театрального института имени Б. Щукина, а также

создание системы наставничества профессиональных театров над школьными1. Первые шаги в данном направлении уже сделаны - в марте 2022 г. прошло первое заседание специального Совета Министерства просвещения по вопросам организации и развития школьных театров, утверждена «дорожная карта». Возможно, в будущем это позволит сформировать прочные регулярные партнерские отношения между школой и театром, позволяющие не только вывести на новый уровень школьную театральную самодеятельность, но и реализовать более широкие культурно-образовательные задачи, актуальные для обоих социальных институтов.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ истории взаимодействия школы и театра позволил:

- выделить несколько этапов с разными формами совместной работы школы и театра (начиная с середины XVIII в.);

- обозначить различные формы сотрудничества школы и театра, реализуемые на современном этапе, представить их классификацию с учетом источника инициативы взаимодействия: театр, школа или третья сторона;

- отметить эффективность действий государства в области поддержки театрального искусства в образовании, способствующих развитию школьных театров.

Список источников

Бубнова О. В. От Локателли - к Медоксу, от Медокса - к «Дому Щепкина» // Наше наследие. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00600.php (дата обращения: 24.01.2022).

Всеволодский (Гернгросс) В. Н. История театрального образования в России. Санкт-Петербург: Дирекция Императорских театров, 1913. Т. 1. XVII и XVIII вв. 463 с.

Григорьева О. А. Школьная театральная педагогика. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2015. 256 с.

Запущена программа создания школьных театров. URL: https://edu.gov.ru/press/4430/zapu-schena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/ (дата обращения: 22.01.2022).

Климова Т. А., Никитина А. Б. Русская театральная педагогика: рождение личности в пространстве драмы. URL: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_rusteatrpedago-gika (дата обращения: 19.01.2022).

Марченко Т. А. Театр воспитывает. Москва: Педагогика, 1976. 128 с.

Машевская С. М. История школьного театра. Шуя: ШГПУ, 2012. 155 с.

Некрасова Л. М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: дис. ... канд. пед. наук. Москва: [б. и.], 2001. 128 с.

Протоколы съездов и конференций Всесоюзной коммунистической партии (б). Восьмой съезд РКП (б) 18-23 марта 1919 г. / под редакцией Е. Ярославского. Москва: Партийное издательство, 1933. 560 с.

Статья № 740. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение) // Собрание узаконе-

1 Запущена программа создания школьных театров. URL: https://edu.gov.ru/press/4430/zapu-schena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/ (дата обращения: 22.01.2022).

ний и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. URL: http://istmat.info/node/31500 (дата обращения: 19.01.2022).

Театр и школа: сборник статей: в 9 вып. Москва: [б. и.], 1957-1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Театральная энциклопедия: в 5 т. / под редакцией П. А. Маркова. Москва: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3. Кетчер - Нежданова. 1086 стб.

Труды Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве, 27 декабря 1915 -5 января 1916. Петроград: Комитет по организации Съезда, 1919. 463 с.

Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей 9-23 марта 1897 г. в Москве: в 2 ч. Санкт-Петербург: [б. и.], 1898. Ч. 2. 418 с.

Юркина Н. Н. Роль театрального искусства в жизни студенчества XIX - начала ХХ века // Преподаватель XXI век. 2021. № 2, ч. 2. С. 276-283.

References

Bubnova O. V. Ot Lokatelli - k Medoksu, ot Medoksa - k "Domu Shchepkina" [From Locatelli - to Maddox, from Maddox - to "Shchepkin's House"]. Nashe nasledie [Our heritage]. Available at: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00600.php (accessed: 24.01.2022).

Vsevolodskii (Gerngross) V. N. Istoriia teatral'nogo obrazovaniia v Rossii [History of theatrical education in Russia]. St Petersburg: Direktsiia Imperatorskikh teatrov, 1913, vol. 1. XVII i XVIII vv. [XVII and XVIII centuries]. 463 p.

Grigor'eva O. A. Shkol'naia teatral'naia pedagogika [School theater pedagogy]. St Petersburg: Planeta muzyki, 2015. 256 p.

Zapushchena programma sozdaniia shkol'nykh teatrov [A program for developing school theaters has been started]. Available at: https://edu.gov.ru/press/4430/zapuschena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/ (accessed: 22.01.2022).

Klimova T. A., Nikitina A. B. Russkaia teatral'naia pedagogika: rozhdenie lichnosti v prostranstve dramy [Russian theater pedagogy: the birth of personality in the space of drama]. Available at: http://xn--80aaaaaraffd1byaf2aulm7ac7rnc.xn--p1ai/about_rusteatrpedagogika (accessed: 19.01.2022).

Marchenko T. A. Teatr vospityvaet [Theater educates]. Moscow: Pedagogika, 1976. 128 p.

Mashevskaia S. M. Istoriia shkol'nogo teatra [History of school theater]. Shuia: ShGPU, 2012. 155 p.

Nekrasova L. M. Vospitanie zritel'skoi kul'tury starsheklassnikov na urokakh mirovoi khudozhestvennoi kul'tury i fakul'tative po teatru [Fostering the audience culture in high school students in the world art culture and theatre elective classes: Cand. thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow, 2001. 128 p.

Protokoly s"ezdov i konferentsii Vsesoiuznoi kommunisticheskoi partii (b). Vos'moi s"ezd RKP (b) 18-23 marta 1919 g. [Protocols of congresses and conferences of the All-Union Communist Party (b). The Eighth Congress of the Russian Communist Party (b) March 18-23, 1919; ed. by E. Iaroslavskii]. Moscow: Partiinoe izdatel'stvo, 1933. 560 p.

Stat'ia № 740. Postanovlenie Narodnogo Komissariata Prosveshcheniia. O Tsentral'nom Teatral'nom Otdele Narodnogo Komissariata Prosveshcheniia (Polozhenie) [Article No. 740. Resolution of the People's Commissariat for Education. On the Central Theater Department of the People's Commissariat for Education (Regulation)]. Sobranie uzakonenii i rasporiazhenii pravitel'stva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR [Collection of legislation pieces and government orders for 1917-1918. General affairs department of the Council of People's Commissars of the USSR]. Available at: http://istmat.info/node/31500 (accessed: 19.01.2022).

Teatr i shkola: sbornik statei: v 9 vyp. [Theater and school: collection of papers: in 9 iss.]. Moscow, 1957-1986.

Teatral'naia entsiklopediia: v 5 t. [Theater Encyclopedia: in 5 vol.; ed. by P. A. Markov]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, 1964, vol. 3. Ketcher - Nezhdanova. 1086 col.

Trudy Vserossiiskogo s"ezda deiatelei narodnogo teatra v Moskve, 27 dekabria 1915 -5 ianvaria 1916 [Proceedings of the All-Russian Congress of professionals from People's Theater in Moscow, December 27, 1915 - January 5, 1916]. Petrograd: Komitet po organizatsii S"ezda, 1919. 463 p.

Trudy Pervogo Vserossiiskogo s"ezda stsenicheskikh deiatelei 9-23 marta 1897 g. v Moskve: v 2 ch. [Proceedings of the First All-Russian Congress of theatrical professionals March 9-23, 1897 in Moscow: in 2 parts]. St Petersburg, 1898, part 2. 418 p.

Iurkina N. N. Rol' teatral'nogo iskusstva v zhizni studenchestva XIX - nachala XX veka [The role of theatrical art in the students' life in the XIX - early XX centuries]. Prepodavatel'XXI vek [Prepodavatel XXI vek (XXI century teacher)], 2021, no. 2, part 2, pp. 276-283.

Сведения об авторах

Ольга Александровна Бойкова - аспирант; https://orcid.org/0000-0001-5346-2207, Boikovolga@gmail.com, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (д. 11-13, Литера А, ул. Ломоносова, 191002 г. Санкт-Петербург, Россия); Olga A. Boykova - Postgraduate student; https://orcid.org/0000-0001-5346-2207, Boikovolga@gmail.com, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education (11-13, Litera A, ul. Lomonosova, 191002 St Petersburg, Russia).

Статья поступила в редакцию 20.04.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2022; принята к публикации 23.05.2022.

The article was submitted 20.04.2022; Approved after reviewing 17.05.2022; Accepted for publication 23.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.