Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕАТРА СО ШКОЛАМИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕАТРА СО ШКОЛАМИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА / СПЕКТАКЛЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL WORK / LENINGRAD YOUNG PEOPLE'S THEATER / A.A. BRYANTSEV / METHODOLOGY / DISCUSSION / PERFORMANCE / THEATRE TEACHER / SOVIET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов Н.А.

В статье автор рассмотрел исторический организационно-методический опыт сотрудничества Ленинградского ТЮЗа со школами города в конце 1950-х годов. Период характеризуется окончанием руководства театром А.А. Брянцевым и перестройкой школы в 1958 году. Цель исследования: выявление организационно- педагогических условий сотрудничества школы и театра в обозначенный период. Решались задачи раскрытия педагогического опыта ТЮЗа, роли и значимости театральных педагогов и школьных учителей в организации сотрудничества. Комплекс историко-педагогических методов (историко-генетический метод, хронологический, ретроспективный), а также сравнительно-сопоставительный, биографический методы позволили рассмотреть историческую практику сотрудничества школы и театра в ее развитии, последовательности и закономерности. Благодаря принципу историзма и методам исследования возможен анализ исторической эпохи и событий с точки зрения их особенностей и возможностей для участников педагогической деятельности. В результате исследования автор выявил, что акцент совместной деятельности школы и театра сделан на усвоении школьниками морально- этической составляющей спектакля. Рассмотрел опыти профессиональные обязанности педагогов Ленинградского ТЮЗа, описал качества, на формирование которых направлялась воспитательная работа школы, а также роль театра в решении данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF COOPERATION BETWEEN THE THEATER AND SCHOOLS (HISTORICAL ASPECT)

The article considers the historical organizational and methodological experience of cooperation between the Leningrad Youth Theater and schools of the city in the late 1950-ies. The period is characterized by the end of the artistic direction of A.A. Bryantsev and the restructuring of soviet school in 1958. The purpose of the article is to identify the organizational and pedagogical conditions of cooperation between schools and the theater in the study period. The research problems are based on the pedagogical experience, the role and signicance of theater teachers and school teachers in the process of cooperation. A set of historical and pedagogical methods (historical and genetic method, chronological, retrospective), as well as comparative, biographical methods allowed us to consider the historical practice of cooperation between the school and the theater in its development, sequence and regularity. The complex of historical and pedagogical methods (historical and genetic method, chronological, retrospective), as well as comparative, biographical methods allowed us to consider the historical practice of cooperation between school and the theater in its development, sequence and regularity. The principle of historicism and research methods allowed us to analyze the historical period and events in terms of their features and opportunities for participants in educational activities. As a result of the study, it was revealed that the emphasis of the joint activities of the school and the theater is based the assimilation of the moral and ethical component of performance by schoolchildren. The experience and professional duties of the teachers of the Leningrad Youth Theater are considered. The educational work of soviet school and the Theater are described as the result of the research.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТЕАТРА СО ШКОЛАМИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология 64 Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology

2020;26(4):64-67

DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-64-67

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 371

Дата поступления:07.10.2020 рецензирования: 10.11.2020 принятия: 27.11.2020

Н.А. Дроздов

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: nikitdr@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/QQQ0-QQQ2-3861-2382

Организация сотрудничества театра со школами (исторический аспект)

Аннотация: В статье автор рассмотрел исторический организационно-методический опыт сотрудничества Ленинградского ТЮЗа со школами города в конце 1950-х годов. Период характеризуется окончанием руководства театром А.А. Брянцевым и перестройкой школы в 1958 году. Цель исследования: выявление организационно-педагогических условий сотрудничества школы и театра в обозначенный период. Решались задачи раскрытия педагогического опыта ТЮЗа, роли и значимости театральных педагогов и школьных учителей в организации сотрудничества. Комплекс историко-педагогических методов (историко-генетический метод, хронологический, ретроспективный), а также сравнительно-сопоставительный, биографический методы позволили рассмотреть историческую практику сотрудничества школы и театра в ее развитии, последовательности и закономерности. Благодаря принципу историзма и методам исследования возможен анализ исторической эпохи и событий с точки зрения их особенностей и возможностей для участников педагогической деятельности. В результате исследования автор выявил, что акцент совместной деятельности школы и театра сделан на усвоении школьниками морально-этической составляющей спектакля. Рассмотрел опыт и профессиональные обязанности педагогов Ленинградского ТЮЗа, описал качества, на формирование которых направлялась воспитательная работа школы, а также роль театра в решении данной задачи.

Ключевые слова: организационно-методическая работа, методика, спектакль, театральная педагогика. Цитирование. Дроздов Н.А. Организация сотрудничества театра со школами (исторический аспект) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 64-67. Б01: Шр:/Мог о^/10/12287/2542-0445-2020-26-4-64-67.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Никита Анатольевич Дроздов - аспирант кафедры теории и истории педагогики, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48.

Abstract: The article considers the historical organizational and methodological experience of cooperation between the Leningrad Youth Theater and schools of the city in the late 1950-ies. The period is characterized by the end of the artistic direction of A.A. Bryantsev and the restructuring of soviet school in 1958. The purpose of the article is to identify the organizational and pedagogical conditions of cooperation between schools and the theater in the study period. The research problems are based on the pedagogical experience, the role and significance of theater teachers and school teachers in the process of cooperation. A set of historical and pedagogical methods (historical and genetic method, chronological, retrospective), as well as comparative, biographical methods allowed us to consider the historical practice of cooperation between the school and the theater in its development, sequence and regularity. The complex of historical and pedagogical methods (historical and genetic method, chronological, retrospective), as well as comparative, biographical methods allowed us to consider the historical practice of cooperation between school and the theater in its development, sequence and regularity. The principle of historicism and research methods allowed us to analyze the historical period and events in terms of their features and opportunities for participants in educational activities. As a result of the study, it was revealed that the emphasis of the joint activities of the school and the theater is based the assimilation of the moral and ethical component of performance by schoolchildren. The experience and professional duties of the teachers of the Leningrad Youth Theater are considered. The educational work of soviet school and the Theater are described as the result of the research.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 07.10.2020 Revised: 10.11.2020 Accepted: 27.11.2020

N.A. Drozdov

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Samara, Russian Federation E-mail: nikitdr@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3861-2382

Organization of cooperation between the theater and schools (historical aspect)

Дроздов Н.А.

Организация сотрудничества театра со школами (исторический аспект)

Key words: organizational and methodical work, Leningrad Young People's Theater, A.A. Bryantsev, methodology, discussion, performance, theatre teacher, Soviet school.

Citation. Drozdov N.A. Organization of cooperation between the theater and schools (historical aspect). Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 64-67. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-64-67. (In Russ.) Information on the conflict of interests: author declares no conpict of interest.

© Nikita A. Drozdov - postgraduate, The Herzen State Pedagogical University of Russia, 48, Moika Embankment, Saint Petersburg, 119186, Russian Federation.

Введение

Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева исторически знаменит не только яркими запоминающимися спектаклями для детей, но и активной совместной деятельностью со школами г. Ленинграда, которая требует изучения. Более семидесяти лет Театр юных зрителей (ТЮЗ) поддерживал тесную связь со школами города, что проявлялось многочисленными формами работы с учащимися, педагогами, родителями. Источниками данного исследования послужили методические печатные издания работников Ленинградского ТЮЗа, воспоминания и сборник статей А.А. Брянцева, биография Брянцева и С.Д. Зельцер, сборник статей «ТЮЗ. Без пяти минут сто лет». В архиве ТЮЗа г. Санкт-Петербурга найдены уникальные, ранее не опубликованные методические документы: «Работа педагогической части Ленинградского Государственного Театра Юных Зрителей по анализу спектакля среднего возраста» (1959 г.), «Методические рекомендации к выездному обсуждению спектаклей с классами школ (5-7 кл.)», «Характеристика деятельности педагогов Ленинградского государственного ордена Ленина Театра юных зрителей».

Степень разработанности проблемы

Исследуемый период (50-е годы XX столетия) характеризуется обширной деятельностью, направленной на воспитание детей с участием внешних, не связанных со школами, партнеров. Достижением в системе народного образования в послевоенный период можно назвать возобновление работы, а также дальнейшее расширение сети разнообразных внешкольных детских учреждений. За годы советской власти в стране сложилась всеохватывающая система внешкольного образования: созданы внешкольные учреждения различных типов, например дома и дворцы пионеров, летние пионерские лагеря, детские библиотеки, дома художественного воспитания детей, детские театры и кино, станции юных натуралистов, детские стадионы и спортивные школы, детские экскурсионно-туристические станции и др. С ростом грамотности населения увеличивалась потребность в широком развитии, культурно-просветительской работе, повышались культурные запросы граждан. Популярными формами работы с учащимися становились чтение и обсуждения книг, спектаклей, кинофильмов.

Художественный руководитель Ленинградского ТЮЗа А.А. Брянцев в своих статьях и выступлениях неоднократно отмечал, что театру необ-

ходимо уточнить собственную целевую установку как театра педагогического, ориентирующегося на зрителя определенных возрастных групп и на воспитательно-педагогическую работу [Брянцев 1979; Зельцер 1962]. Учащиеся 5-7 классов являлись основной возрастной аудиторией театра. Учащиеся со 2-го по 9-й - более расширенная аудитория [ТЮЗ... 2012].

В методических материалах учителю и пионервожатому «В помощь школе...» 1957 года для проведения школьных диспутов, пионерских сборов и комсомольских собраний, посвященных обсуждению спектаклей Театра юных зрителей, отмечалось, что для организации взаимодействия школы с театром выделяются учителя педагогическим советом школы. Педагоги ТЮЗа и учителя школ установили продолжительные и разнообразные формы связи между школой и театром: профессиональный детский театр становился средством воздействия на мировоззрение учеников и влияния на их личностную систему ценностей (В помощь школе. 1957, с. 6-7). В документах, книгах, статьях указывалось на необходимость формирования коммунистического сознания молодых граждан.

На XX съезде КПСС затрагивался вопрос о необходимости укрепления связи школы с жизнью, что послужило основой для разработки закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятого в декабре 1958 года. В ходе его реализации в школах появились рабочие комнаты, учебные мастерские и технические кабинеты. Увеличилось количество лабораторных и практических работ по физике и химии, возросли требования к самостоятельной работе учащихся с учебной литературой. В процессе внедрения закона было отмечено, что иногда профессиональная подготовка в школах снижала уровень общеобразовательной подготовки школьников [Темирбаев, Украинцев 1980].

На совещании актива работников театра для детей и педагогов, посвященного задачам театров юных зрителей в связи с перестройкой школы, были приняты решения об: изменении методов и расширении форм работы со зрителем; приближении репертуара к современной жизни, в первую очередь для зрителей среднего и старшего возраста; увеличении количества спектаклей героического и романтического характера, а также классических пьес в репертуаре ТЮЗов; расширении работы по театральному воспитанию учителей в связи

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология 66 Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology

2020;26(4):64-67

с новыми задачами по эстетическому воспитанию детей [Театр юных зрителей. 1959, с. 32-34].

Результаты исследования

В архивном документе «Работа педагогической части Ленинградского Государственного Театра Юных Зрителей по анализу спектакля среднего возраста» (1959 г.) говорится о том, что театр своим репертуаром оказывал максимальную помощь школе в воспитании подростка. Если рассматривать идейную составляющую спектаклей, то в репертуаре преобладали спектакли на историко-революционную тему: «Белеет парус одинокий», «Всадник, скачущий впереди», «За власть Советов», «Музыкальная команда» и «Я твой сын, Гватемала». Отмечали авторы отчетного документа, что репертуар для среднего детского возраста неудовлетворительный из-за отсутствия проблемных современных пьес, рассказывающих о сверстниках зрителя, заставляющих задуматься о подобных вопросах подростка данного возраста. В работе указывалось, что подростков привлекает в искусстве все романтическое, персонажи с волевыми качествами и мужественные подвиги. Психологическая особенность восприятия ребенком искусства - это требование быстро развивающегося сюжета, динамичности событий, вследствие чего проявляется интерес к приключенческому жанру. Цель театра - это создание ярких, увлекательных спектаклей, направляющих интересы подростка; воспитание высоких нравственных качеств и коммунистических идеалов.

Давались методические рекомендации учителям и другим работникам школы к первому выездному обсуждению спектаклей с 5-7 классами. Так, вступительное слово должно способствовать овладению вниманием зрителей. Необходимо для всего этого «вернуть» ребенка в атмосферу спектакля, помогая воспроизвести в воображении не только мысли, возникшие во время или в результате просмотра спектакля, но и зрительный образ значительных главных сцен, и акцентировать внимание учащихся на наиболее важных вопросах, выражающих идейную сущность спектакля.

После вступительного слова проводится беседа с детьми в виде свободного рассказа ребенка, который прерывается вопросами педагога театра. Но по мере его выступления педагог задает вопросы с целью помочь обобщить сказанное или конкретизировать свое суждение, проанализировать свое отношение к этой сцене или герою. «... мы не ограничиваемся одним выслушиванием высказывания ребенка, как это можно делать со старшим школьным возрастом, а задаем много вопросов. Вопросы, как известно, стимулируют мышление и направляют его в нужное русло» (архивный документ театра «Методические рекомендации к выездному обсуждению спектаклей с классами школ» (5-7 кл.))

При разработке методических материалов учитывалось эстетическое восприятие спектакля учащимися. В архивном документе «Работа педаго-

гической части Ленинградского Государственного Театра Юных Зрителей по анализу спектакля среднего возраста» (1959 г.) говорится о единстве этического и эстетического. В процессе обсуждения спектакля учитывалась глубина вопросов (в основном открытые вопросы), а не оценочные, что позволяло учащимся ценить в спектакле соответствие формы и содержания. Вопросы о постановке задавались приглашенным режиссерам, художникам театра на встречах-обсуждениях.

По каждому спектаклю педагоги театра составляли методические пособия для учителей школ, чтобы помочь учителю максимально использовать возможности просмотренного спектакля в учебно-воспитательной работе. Начиналось методическое письмо с вводной части, в которой раскрывались перед учителем художественно-педагогические задачи спектакля. Затем следовали рекомендации по проведению беседы, обсуждению.

Если спектакль затрагивал историко-революционную, историческую или биографическую тему, то рекомендовалось провести предварительную беседу, расширяющую знания учащихся о местах событий спектакля. Вопросы для обсуждения спектакля соответствовали возрасту: в младшем школьном возрасте вопросы направлялись на понимание содержания спектакля; в среднем школьном возрасте - на раскрытие идейного содержания спектакля, отдельных образов. Вопрос «Какая сцена в спектакле тебе больше всего понравилась?» заставляет вспомнить с помощью воображения спектакль и его сцены. Если ответ был умозрительным, педагог задавал дополнительно вопрос.

Организация работы Ленинградского ТЮЗа со школами города была связана с деятельностью педагогической части театра. Помимо составления методических писем и рекомендаций педагоги ТЮЗа посещали репетиции, участвовали в работе художественно-педагогического совета театра. Они определяли возраст аудитории спектакля и в случае необходимости совместно с режиссером -педагогическую направленность спектакля, корректировали его педагогическое содержание.

За педагогом ТЮЗа были закреплены районы города, под его кураторством находились десятки школ. Постоянная связь была с базовыми школами, с учителями и администрацией. Педагог выступал в школах на обсуждениях спектаклей, участвовал в организации школьного актива при театре, оказывал содействие в выпуске газет, оформлении стендов, посвященных истории театра, его спектаклям. Вместе с учителями и администрацией готовился в школе «День ТЮЗа», поддержанный районным отделом народного образования (РОНО), районными комитетами (РК) и городским комитетом (ГК) ВЛКСМ.

Педагог организовывал учительские и родительские залы, проводя обсуждение спектаклей с учителями и родителями, осуществляя консультацию по методике работы с детьми. Педагог наблюдал реакцию зрителей разных возрастов во

Дроздов Н.А.

Организация сотрудничества театра со школами (исторический аспект)

время просмотра спектаклей и отражал результаты наблюдения в методических работах.

Воспитательная работа советской школы 1950-х годов была направлена на формирование у учащихся нравственных понятий и убеждений, духа товарищества и коллективизма, чувства ответственности перед обществом, дисциплинированности, волевых черт характера; на преодоление отрицательных черт в поведении и развитие любознательности. Постановка общей увлекательной цели, достижение результатов совместными усилиями в процессе вовлечения учащихся в различные виды коллективной деятельности становились значимыми в отечественном воспитании в данный период [Народное образование в СССР 1957]. Ленинградский ТЮЗ содействовал школьной воспитательной работе. Это мы видим в опыте работы Делегатского собрания (актива учащихся при ТЮЗе). Значима была роль художественного руководителя театра в поддержке форм сотрудничества и его отношение к работе со школой и школьниками - посетителями театра, о чем писали зрители в своих воспоминаниях:

«Мне никогда не забыть, как Александр Александрович Брянцев выходил к нам, ребятам, говорил с нами о спектаклях, о ТЮЗе, о школе. Я с большой теплотой вспоминаю педагогов нашего ТЮЗа: Клавдию Николаевну Кустареву, Клавдию Ивановну, Елену Николаевну» (Михайлова (имя неизвестно), делегат 1950-х годов).

Педагоги ТЮЗа вовлекали учащихся в различные виды деятельности, давали разнообразные поручения, оказывая им доверие. Вера в силы и возможности ученика благотворно влияла на его поведение и успеваемость.

Выводы

В 50-е годы было значимым для коллектива театра усвоение морально-этических норм учащимися средствами театрального искусства. Ленинградский ТЮЗ проводил педагогическую работу со школами города, создавал методические рекомендации по обсуждению спектаклей. Архивные материалы свидетельствуют о том, что разработанные методики использовались учителями. Таким образом, взаимодействие Ленинградского ТЮЗа со школами носит исторический характер.

Источники фактического материала

В помощь школе... 1957 - В помощь школе. Методические материалы учителю и пионервожатому

для проведения школьных диспутов, пионерских сборов и комсомольских собраний, посвященных обсуждению спектаклей Театра юных зрителей. Ленинград, 1957. С. 6-7.

Библиографический список

Брянцев 1979 - Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма / под ред. А.Н. Гозенпуд. Москва: Всероссийское театральное общество, 1979. 296 с.

Зельцер 1962 - Зельцер С.Д. А.А. Брянцев. Москва: Всероссийское театральное общество, 1962.

Народное образование в СССР 1957 - Народное образование в СССР / под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, М.П. Малышева, В.З. Смирнова. Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 1957

Театр юных зрителей... 1959 - Театр юных зрителей и перестройка школы. Мат. совещания актива работников театра для детей и педагогов, посвящ. задачам театров юных зрителей в связи с перестройкой школы 1012 января 1959 г. Москва: Всероссийское театральное общество, 1959.

Темирбаев, Украинцев 1980 - Темирбаев К.М., Украинцев В.В. Очерки истории советской культуры. Москва: Просвещение, 1980.

ТЮЗ... 2012 - ТЮЗ. Без пяти минут сто лет. / сост. Е. Герусова. Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2012.

References

Bryantsev 1979 - BryantsevA.A. (1979) Memoirs. Articles. Performances. Diaries. Letters, in Gosenpud A.N. (Ed.). Moscow: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 296 p. (In Russ.)

Zeltzer 1962 - Zeltzer S.D. (1962) A.A. Bryantsev. Moscow: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo. (In Russ.)

National education in the USSR 1957 - Kairova I.A., Goncharova N.K., Konstantinova N.A., Koroleva F.F., Malysheva M.P., Smirnova V.Z. (1957) National education in the USSR. Moscow: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk. (In Russ.)

The theater for young spectators... 1959 - The theater for young spectators and restructuring of schools (1959) Materials of the meeting of the work active of teachers on January 10-12, 1959. Moscow: Vserossiiskoe teatral'noe obshchestvo, 34 p. (In Russ.)

Temiibaev, Ukraintsev 1980 - Temirbaev K.M., Ukraintsev V.V (1980) Essays on the history of Soviet culture: Prosveshchenie. (In Russ.)

Youth Theater 2012 - Youth Theater (2012) Youth Theater. Five minutes to a hundred years. Saint Petersburg: Baltiiskie sezony. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.