Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грядунова Екатерина Андреевна

В данной статье представлены особенности педагогического влияния средствами искусства. Духовно-нравственному воспитанию способствуют посещение театров, просмотр постановок, посещение музеев искусств, а также реальное участие в театральной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF ART

This article presents the peculiarities of pedagogical influence by means of art. Spiritual and moral education is facilitated by visiting theaters, watching productions, visiting art museums, as well as real participation in theatrical activities.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

DOI: 10.54158/27132838_2021_3_15

SPIRITAL AND MORAL EDUCATION BY MEANS OF ART

Gryadunova E.A.,

leisure teacher

GKKP «Higher College of Culture named after Akan serh, the city of Kokshetau» at the department of education ofAkmola region, Kokshetau, Kazakhstan

Summary:

This article presents the peculiarities of pedagogical influence by means of art. Spiritual and moral education is facilitated by visiting theaters, watching productions, visiting art museums, as well as real participation in theatrical activities.

Keywords: spiritual and moral education, Soviet cartoons, theatrical activity

Искусство - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира...

Б.М. Теплов

Эпоха, время, общество - это неизменные факторы, которые всегда

влияли и продолжают влиять на жизнь человека.

Сегодня мир очень разнообразен и многогранен. Современные

технологии и коммуникации стремительно развиваются, с каждым годом поток

информации становится всё больше. И для того, чтобы идти в ногу со

временем, в быстром потоке жизни, каждый из нас должен успевать овладевать

всеми навыками современного общества. В последнее десятилетие большое

внимание уделялось экономическому и промышленному развитию, что

15

УДК 37.034

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Грядунова Е.А.,

преподаватель досуговедческих

дисциплин,

ГККП «Высший колледж культуры им Акана серэ, город Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области,

г. Кокшетау, Республика Казахстан Аннотация:

В данной статье представлены особенности педагогического влияния средствами искусства. Духовно-нравственному воспитанию

способствуют посещение театров, просмотр постановок, посещение музеев искусств, а также реальное участие в театральной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, советские мультфильмы.

положительно повлияло на общее развитие наших стран. Благодаря этому развитию в стране появились дополнительные рабочие места, и многие семьи улучшили свой социальный статус, работая и улучшая свою жизнь. К сожалению, на этом современном этапе развития был упущен вопрос духовно -нравственного развития и воспитания.

Перемены, произошедшие в современном обществе, также являются фактором, обусловливающим возрождение нравственных ценностей. Сейчас, благодаря государственным программам таким как: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, содействие в развитии инфраструктуры региональных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в субъектах Российской Федерации ежегодно, начиная с 2021 года, создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодно, начиная с 2021 года, а также программы Республики Казахстан «Рухани жацгыру», Государственная программа «Мэдени м^ра», Общенационального плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно -нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015 - 2020 гг. ситуация в наших странах улучшается.

Ухудшения духовно-нравственного состояния общества - является одной из важнейших проблем, на которую стоит с тревогой обратить внимание. В повседневной жизни с данной проблемой мы сталкиваемся очень часто. Воспитывать духовно-нравственные качества становится все сложнее, и только объединившись мы сможем сделать наш мир прекраснее, а наших детей достойными гр ажданами наших государств.

Особое значение в возрождении духовно -нравственных основ каждого народа имеет образование и воспитание. Именно они становится

потенциальным источником гражданской, патриотической, общенародной идеи сплочения. Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных современных педагогических задач. И это действительно важно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. В то время как, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Сегодня перед нами стоит большая задача - помочь нашим детям взрастить и воспитать в себе чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [1, с. 62].

Современная жизнь подрастающего поколения сегодня выглядит несколько иначе. Анализируя данную проблему, можно заметить, что, начиная с раннего детства, ребенок, находясь в семье, не всегда может получить важные духовно-нравственные ориентиры. Чаще всего дети предоставлены самим себе, занимаются просмотром современных мультфильмов, задача которых носит развлекательный характер.

Мультфильм - это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Возмём к примеру такие мультфильмы как: «Крошка Енот», «Мама для Мамонтёнка», серии про Кота Леопольда - задача данных мультфильмов привить понятие ценности родителей, семьи, друзей, желание заботиться о родных и близких, жить в социуме и не обижаться по пустякам, не держать зла. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью, их сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. В сюжетной линии недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка [2, с. 19].

Все чаще дети выбирают бездушных героев, играя в монстров, вампиров или приведений, захватывая миры и целые галактики. Кроме того, ребенок вынужден делать выводы самостоятельно, исходя из своих собственных ощущений и восприятия, в то время как, для определенного возраста ребёнка мультфильмы должны просматриваться и анализироваться совместно с родителем [2, с. 21].

Возникает вопрос, как ребёнку воспитать в себе духовно -нравственное начало, найти верный ориентир в жизни, если изначально ему об этом никто не говорит, и у него ещё не развита система ценностей?

Далее можно, рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания у подрастающего поколения. Подростки в возрасте от 10 до 18 лет, это та часть общества, которая засыпает и просыпается в сотовых телефонах и социальных сетях.

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

Я, как человек живущий в современном мире не отрицаю наличии пользы современных технологий, благодаря которым, наша работа стала более мобильной, но к сожалению, подрастающие поколение данные технологии только обездвиживают, роботизируют и превращают в инфантильное общество. И это общество является нашим будущим.

Конечно, существует определённый процент подростков, которые используют наличие технологии во благо, занимаясь разработкой компьютерных программ, принимая участие в обучающих программах и прочее, но этот процент не велик.

Что касается поколения современных студентов в возрасте от 18 до 22 лет, то к сожалению, жизнь многих молодых людей, также сконцентрирована на социальных сетях, и разделяется на реальную и социальную. Во втором случае, в мире социальной жизни все глянцевое и перспективное, в реальную жизнь не всем хочется вникать. Каждый живёт в своём придуманном мире.

Формирование духовно -нравственного начала - важнейшая составляющая на первом этапе жизни и воспитания ребенка [3, с. 63]. На протяжении нескольких лет, моя деятельность была связана с обучением и развитием детей разного возраста. Начиная от 4 до 24 лет. Как человек связанный с искусством, я рассматриваю решение данной проблемы под своим, так сказать режиссёрским углом зрения, и считаю, что искусство, во всех его проявлениях является духовным бальзамом современного поколения. Я считаю, что именно искусство поможет нам заложить фундамент для формирования и развития духовной личности.

Посещение театров и просмотр подходящих возрастных спектаклей, посещение музеев искусств и всевозможных выставок, а самое главное -занятия искусством и творчеством, помогут ребёнку научиться не только

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

анализировать происходящее, познавать и обогащать свой внутренний мир, но и развить навыки самопознания, самоанализа.

Мы никогда не уходим с театра с пустой головой. Наши мысли наперебой задаются вопросами, а ответы мы ищем сами, созерцая, анализируя, сопереживая, тем самым познаем свои внутренний мир, потому что пока нас тревожит та или иная проблема, мы не будем спокойны, мы будем сопереживать и анализировать, постепенно взращивая в себе потребность в этой духовности.

Дети и подростки, занимающиеся творчеством, чувствуют мир несколько иначе. Они с малых лет воспитывают в себе чувство прекрасного, смотрят на мир другими глазами. Они менее жестоки и агрессивны, более сентиментальны, ранимы, ответственны. Чаще других готовы прийти на помощь, в поисках своего предназначения.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

Исходя из опыта проведения творческих занятий, театральных лабораторий с детьми и подростками, хочу подчеркнуть то, что благодаря данным занятиям ребёнок, накапливая собственный нравственный опыт, может разрешить себе ошибиться, неправильно поступать, учиться оценивать, анализировать, а также существовать в социуме и учитывать мнение своих единомышленников.

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

Я в свою очередь, как педагог-наставник, помогаю ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Искусство в жизни ребенка играет огромную роль. Дети в дошкольном возрасте легче воспринимают те или иные жизненные ситуации через игру, роль, перевоплощение [4, с. 98].

Именно в процессе творческой жизни ребёнок раскрывает в себе возможности самопознавать и самоощущать себя, прислушиваться к себе и своим желаниям. Немаловажен и тот факт, что именно занятия творческой деятельностью развивают и подпитывают эмоциональную сферу ребенка. Ребенка, точно знающего свои желания и ощущения очень тяжел о подчинить, навязать ему что-либо, проецировать на нем отрицательные эмоции, потому что, это тот человек, который уже имеет свои духовно-нравственные ориентиры.

То же самое происходит с детьми среднего и старшего возраста. Занятия в творческих студиях, а также участия в различных проектах, помогают детям развивать и совершенствовать свои способности, реализовываться как личность, заявлять миру о себе и чувствовать себя частью этого мира [5, с. 113].

Исходя из вышесказанного, хотелось бы выделить главную мысль - наша задача, как педагогов, заключается в развитии и воспитании в душе каждого ребенка духовного начала, через развитие творческих направлений, а также, психологическое раскрепощение детей через раскрытие индивидуальных способностей, посредством творческой деятельности.

Я, как педагог досуговедческих дисциплин вижу решение данной задачи через внедрение в общий процесс образования и воспитания творческого

подхода. Открытие, развитие, продвижение и сохранение различных творческих студий и кружков.

Иными словами - внедрение в школьные программы занятий по Культурологии, Истории культуры России и Казахстана, Мировой культуре, может быть в качестве факультативов; открытие дополнительных творческих кружков, театральных студий, направлений, дисциплин при организациях ДО и в образовательных учреждениях, с привлечением профессиональных высококвалифицированных пр еподавателей.

Принимая активное участие в творческих и театральных студиях, у ребёнка формируется умение правильно оценивать поступки персонажей, героев примиряя на себя их роли, формируется понимание хорошего и плохого, добра и зла, а также они учатся оценивать хорошие поступки, необходимые в жизни людей. Формируется представление о честности и справедливости, а также воспитывается отрицательное отношение к жестокости и хитрости [6, с. 243].

Так же хочется подчеркнуть, что участие в театральных и творческих студиях оказывает благоприятное влияние на формирование нравственных качеств детей любого возраста, дошкольников, школьников, студентов. Происходит переосмысление нравственных ценностей, а также повышается ур овень нр авственной культуры.

В процессе занятий, данная среда помогает ребёнку не только постигать умом, но чувствовать эмоции сердцем, пропустить их через свою душу, пытаться сделать правильный моральный выбор.

Как писал А.С. Макаренко: «Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием» [7, с. 106].

Список литературы

1. Логинова Н.В. Реализация программы духовно -нравственного воспитания как основы формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. 2011. №2 5. С. 60-63.

2. Кольцова И.Н., Бухарева Е.Б. Модуль духовно -нравственного воспитания старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. №2 1. С. 1929.

3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 106 с.

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М.: ВАКО, 2011. 256 с. URL: https://docplayer.ru/3 05 50679-Teatralizovannaya-deyatelnost-doshkolnikov.html (дата обращения: 08.05.2021).

5. Рочев С.Г. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм: дис. ... канд. пед. наук. Москва. 2005. 142 с.

6. Тарасова Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис. ... канд. пед. наук. Казань. 2008. 290 с.

7. Козлов В.И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 106-108. URL: https://moluch.ru/archive/111/28268/ (дата обращения: 14.0 5.2021).

8. Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно -

Выпуск № 3 (5) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.05.2021).

Сведения об авторе:

Грядунова Екатерина Андреевна, преподаватель досуговедческих дисциплин, ГККП «Высший колледж культуры им Акана серэ, город Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области, г. Кокшетау, Республика Казахстан, еmail: loki_s_apri.sky@mail.ru

Gryadunova Е.А., leisure teacher GKKP «Higher College of Culture named after Akan serh, the city of Kokshetau» at the department of education of Akmola region, Kokshetau, Kazakhstan, еmail: loki s apri.sky@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.