Научная статья на тему 'Педагогические условия взаимодействия видов искусств для эстетического развития младших школьников'

Педагогические условия взаимодействия видов искусств для эстетического развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенищева М. Г.

Воспитание искусством – это прежде всего воздействие на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение. В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенищева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия взаимодействия видов искусств для эстетического развития младших школьников»

3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.

4. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ ДЛЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Семенищева М.Г.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Воспитание искусством - это прежде всего воздействие на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение.

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку начальных классов. Потребность в красоте и доброте отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Малыш тянется к красивой игрушке, замирает при звуках музыки, обращает внимание на яркие предметы вокруг себя. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя - в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. А искусство пробуждает философское отношение к жизни. Влияние искусства на становление личности ребёнка, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творческой личности [1]. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование личности ребёнка. Но ино-

* Аспирант кафедры Социальной педагогики и психологии АГУ, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 56» (г. Астрахань).

гда эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремятся развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитее остаётся на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», прививать им против этого иммунитет, вырабатывать художественный вкус, эстетическую изысканность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства. Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи учеников начальных классов учат понимать гармонию природы. Кроме этого, ознакомление их с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентации в школьном возрасте, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни. Знакомя детей с жанровым произведениями, перед ними раскрывают картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности. При детальном рассмотрении картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения. Особое место живопись занимает и в развитие речи. Ведь речь ребёнка - показатель того, на сколько он понял содержание картины. На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность детей. Учить детей начальных классов видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображённое в произведении искусства с реальной действительностью -значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера. Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования. «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству», - писал Б.Д. Лихачев.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Важным источником формирования гуманности у старших дошкольников и детей младшего школьного возраста являются различные виды искусств и музыкально-художественная деятельность представляющая собой продукт творческой деятельности многих поколений, включающий эмоциональные, интеллектуальные, нравственные и эстетические способности своих творцов, совершенном мире музыки, созданного по законам красоты и гармонии.

Как качество личности, гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности, умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию, терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, в готовности прийти на помощь другому человеку.

Практическая деятельность детей основывается на сотрудничестве детей с взрослыми и другими детьми, использовании разнообразных художественно - графических техник и нестандартных способах работы с различными материалами и инструментами, в результате чего ребёнок проявляет себя как одарённая, здоровая личность - ТВОРЕЦ.

Сотворчество педагогов и родителей по усвоению основ наук осуществляется через художественно-предметную среду, семейные традиции, обучение основам мастерства, обучение основам народного искусства, народное творчество посредством художественно-семейного ремесла, художественно-творческой, театрально-игровой и музыкально-хореографической деятельности.

В процессе работы учителю необходимо: 1) создать благоприятные условия для художественно-эстетического развития детей, реализации базиса их личностной культуры, успешной творческой деятельности и востребования результатов продуктивного творчества в жизни родного края, города; 2) расширить кругозор детей в области художественного образования в комплексе с реализацией индивидуального творческого потенциала через самостоятельное создание изделий и композиций; 3) развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка как первооснову восприятия красоты окружающего мира и собственной художественно-творческой деятельности; 4) формировать в личности ребёнка культуру жизнедеятельности, которая даст возможность продуктивно строить свою повседневную жизнь, правильно определять её направления, использовать приобретённые теоретические знания и практические умения в создании красоты и преобразовании окружающего мира результатами продуктивной деятельности; 5) воспитывать в подрастающем поколении духовно - нравственные и эстетические идеалы на сокровищах национальной и мировой культуры, ценности.

Сегодняшняя ситуация позволяет констатировать, что воспитание гуманности у старших дошкольников и детей младшего школьного возраста не соответствует современным требованиям. Не во всех детских садах и школах обеспечивается личностно-ориентированный подход при взаимодействии воспитателя и дошкольника. Также не всегда обеспечивается гуманное отношение к воспитанникам со стороны воспитателей, родителей, сверстников.

Вхождение детей в мир нравственности, гуманности, искусства начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном возрасте. Дети слушают музыку, рассматривают картины, предметы художественной деятельности, создавая образы, для подражания. Педагог должен стремиться к тому, чтобы образец для подражания имел положительный характер.

Суть синтеза искусств заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, гуманистического, художественного, эстетического развития и воспитания.

Эстетическое развитие личности оказывает непосредственное воздействие на поведенческую сферу сознания, влияет на её ценностную направленность. Воспитывая и развивая гуманность, необходимо прислушаться к естественным проявлениям ребенка, осознать его индивидуально-типологические особенности.

Анкетирование, в виде устного интервьюирования, проведенное среди учащихся, показало, что 96 % опрошенных относятся к подобной работе с интересом и не хотят от нее отказываться, объясняя тем, что подобные уроки интереснее и дают больше возможности дня личного развития, повышают эрудицию, уровень самостоятельности и творчества.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что у большинства учащихся познавательные процессы (память, мышление, внимание) сформировались до высокого уровня, более развитой и образной стала их речь.

Важность взаимодействия различных видов искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» [2]. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

Список литературы:

1. Мун Л.Н. Синтез искусств в художественном образовании: монография. - М.: Издательский дом РАО, 2008. - 15 п.л.

2. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство в школе» // Виды искусства и их взаимодействие. - М., 2001.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ОВЛАДЕНИЯ ИСКУССТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© Солопанова О.Ю.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье представлена характеристика основных структурно-содержательных компонентов модели овладения педагогами различной квалификации искусством художественно-педагогическим интонированием образовательного процесса.

Разработанная модель опирается на общенаучные о ней представления, сквозь призму которых ее функциональное значение состоит в том, чтобы отражать внутреннюю, сущностную организацию любого образовательного процесса. Учитывались и выводы современной педагогической науки о преимуществах синергетического подхода к разработке модели образовательного процесса, в соответствии с которым, преимущественное место должно отводиться не «жестким», а «мягким» моделям и технологиям, наделенным мудростью гибкого управления саморазвитием субъектов данного процесса, допускающим вариативность в его организации. С этих позиций эффективность разнообразной системы педагогических средств и технологий зависит уже не от того, насколько она детерминирована и алгоритмизирована, а от того, насколько ей удается учесть синергетический характер образовательного процесса, максимально задействовать «внутренний» и «внешний» потенциал личности его субъектов (А.П. Усольцев, Е.А. Ямбург и др.). В соответствии с ними представляемая модель во всех своих структурных и содержательных элементах в необходимой степени содержит свойства: «открытость», «нелинейность», «автопоэзисность», «стохатичность» и «фрактальность». Открытость в данном случае связана с обращенностью

* Доцент кафедры Дошкольной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, докторант кафедры Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Куб-ГУ, заслуженный работник культуры Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.