4. Дедюшина Е.В. К вопросу о педагогическом потенциале декоративно-прикладного творчества как средства сохранения и развития этнокультурных традиций. / Е.В.Дедюшина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2018. - № 6-2. - С. 65-72.
5. Зборовский Г.Е. Образование как социальный ресурс развития трудовой активности общности людей «третьего возраста» / Г.Е.Зборовский // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума. / ред. Г.Р. Баймурзина, Р.М. Валиахметов. - 2019. - С. 135-139.
6. Иванова Ю.В. Прикладные ремесла как фактор развития социокультурной сферы / Ю.В.Иванов // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: Матер. Всерос. науч. конф. с Междунар. участием. / ред. Д.Ш. Цырендожиев. - 2017. - С. 136-141.
7. Косибород О.Л. Народное искусство как социокультурный инструмент формирования личности / О.Л.Косибород // Музыка в синтезе искусств и науки: история и современность: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и Первого Междунар. конкурса этнокультурных педагогических проектов «Наше наследие» (в рамках V Моск. Междунар. фестиваля искусств «Звуки дутара»). / науч. ред. Т.И. Бакланова. - 2019. - С. 135-137.
8. Преодоление эйджизма у людей третьего возраста как социокультурная проблема современности / Е.В.Харьковская [и др.] // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал]. - 2018. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28199 (дата обращения: 12.06.2020).
9. Саврова А.Л. Теоретическая модель сопровождения людей третьего возраста в социально-досуговой деятельности в студии декоративно-прикладного творчества / А.Л.Саврова // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: докл. и матер. III Нац. науч.-практ. конф. Москва, 29-30 октября 2019 г. - Москва, 2019. - С. 197-204.
10.Современные методы и технологии дистанционного образования / И.Я.Львович [и др.] // Вестник Воронежского ин-та высоких технологий. - 2007. - № 1. - С. 058-060.
11. Фадеева, И.М. Продление трудовой жизни: векторы напряженности на региональном рынке труда / И.М.Фадеева, Т.И.Кирдяшкина // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума. / ред. Г.Р. Баймурзина, Р.М. Валиахметов. - 2019. - С. 420-424.
12. Шаброва, Н.В. Государственная образовательная политика в отношении людей «третьего возраста»: проблемы и противоречия / Н.В.Шаброва // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (39). - С. 258-271.
© Косибород О.Л., Саврова А.Л., 2020
УДК-37
Кузнецова К.В.,
студентка
Научный руководитель: Галянт И. Г.
к.п.н., доцент, ФГБУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье освещается проблема воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста; рассматриваются условия воспитания у детей экологического сознания и чувства бережного отношения к природе средствами музыкального искусства.
Ключевые слова:
музыкальное воспитание, музыка, дети дошкольного возраста, экологическое воспитание.
Kuznetsova K. V.
Scientific adviser: Galyant Irina Gennadevna
MUSIC AS A MEANS OF EDUCATING ECOLOGICAL CULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN
Annotation
The article highlights the problem of educating ecological culture of preschool children; the conditions for educating children's ecological consciousness and a sense of respect for nature by means of musical art are considered.
Keywords:
musical education, music, preschool children, environmental education.
В современной системе образования и воспитания детей дошкольного возраста важное место занимает искусство, которое является неотъемлемой составляющей человеческой деятельности и формирования духовной культуры. С помощью искусства познается и оценивается действительность, распространяются философские, политические, этические и другие идеи, развиваются творческие возможности.
Так, В.И. Ашиков полагает, что музыкальное искусство как один из видов искусства, является средством познания окружающего мира и формирования личности [1]. С помощью музыки передаются чувства, эмоции, настроение и мысли людей, она является своеобразным средством общения, способствует самопознанию и самовыражению личности, формированию мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.
Анализируя современные подходы к дошкольному образованию И.Г. Галянт отмечает, что использование только традиционных методов обучения неэффективно, необходимы современные образовательные технологии целостного развития ребёнка. При этом успешность педагогической деятельности будет зависеть от того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в систему творческой деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам [2].
По мнению И.Ф Веревкина в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к и окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, и которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней [3].
Закономерностям ознакомления дошкольников с природой посвященные работы Н. Веретенниковой, Н. Кот, Н. Лысенко, Г. Марочко, Е. Максименко, С. Плохий, П. Саморуковой, Н. Ярышевой. В трудах ученых Г. Апресян, В. Баленок, С. Безклубенко, С. Жупанин, Е. Залкинд, И. Зверева, Л. Печко, В. Сенкевич, В. Сыч, Г. Тарасенко, В. Шестаков и др. отражены взаимосвязи экологического и эстетического воспитания в процессе становления личности.
Экологическое сознание личности ребёнка дошкольного возраста определяет тип жизнедеятельности человека, который формируется в процессе воспитания, стиль взаимоотношений человека с окружающей средой, что способствует повышению уровня гармонии каждой личности и всего общества со средой.
По мнению Т.Ю. Моисеевой в дошкольном возрасте большую роль в усвоении экологических знаний играет познавательная активность и открытость для познания нового. Усвоению активной позиции дошкольника в вопросах экологической деятельности способствует то, что ведущим видом деятельности является игра, обеспечивающая становление творческого типа экологического сознания ребенка [4].
Музыкальное искусство помогает детям постичь красоту окружающей природы, обеспечивает обогащение их жизненного опыта, вызывает различные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные образы дети переносят в свою художественную деятельность. Например, разучивая в средней группе «Огородную-хороводную» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой), дети получают знания о приметах осени, об овощах, выращенных на своём огороде. Во время знакомства с песней «Весёлый жук» (сл. и муз. Р. Котляревского) полезно провести
беседу о насекомых, рассказать детям о том, что даже к самым маленьким жукам нужно относиться бережно.
При восприятии музыки полезно предложить детям бумагу и краски. «Рисование» музыки помогает ребятам более яркому её восприятию. Дети рисуют солнце, улыбающихся человечков, если музыка весёлая, дождь и тучи - если слышат грустную музыку. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением.
Соглашаясь с точкой зрения В.И. Сэротэтто нами были выделены условия формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста:
- использование средств музыкального искусства в синтезе различных видов искусств, как способа познания ребенком эстетической ценности природы;
- поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей с природой через использование средств музыкального искусства для создания сказочных образов природы;
- ориентирование образовательного процесса на развитие творческой активности детей, стимулирование в них желания отображать природу в эстетических образах в ходе творческой музыкальной деятельности [5].
В целом необходимо отметить, что важную роль в формировании экологического сознания дошкольников играет усвоение экологических знаний, овладение экологическими умениями, формирование экологического восприятия природной среды, что обеспечивается в процессе организации специальной экологически направленной деятельности.
Творческий тип экологического сознания ребенка формируется на почве культурных ценностей человечества через обогащение личности необходимыми сведениями об эстетическом смысле природных явлений, формирование у дошкольника представлений о потребностях социальной и природной жизни, готовности к экологическим действиям.
Такое отношение формируется в том числе путем привлечения ребенка к музыкальной деятельности, благодаря чему происходит усвоение эстетического образа природы, развитие способности в собственной творческой деятельности выражать свое отношение к природе.
В.И. Сэротэтто считает, что формировать у дошкольников экологическое сознание необходимо комплексно, способствуя эмоционально-чувственному восприятию детьми природы в процессе опосредованного общения с ней через усвоение музыкально-эстетических образов природы, художественно-эстетическую деятельность, развитие творческой активности дошкольников [5].
В результате последовательной работы в плане экологического воспитания дошкольников посредством музыкальных занятий нами были получены следующие результаты:
• с первых лет жизни дети учатся бережному отношению к природе, учатся любить и понимать окружающий мир;
• ребёнок осознаёт себя частью природы;
• воспитывается уважительное отношение ко всему живому: насекомым, животным, растениям;
• формируются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Список использованной литературы:
1. Ашиков В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста» / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М.: Рос.пед.агентство, 1997. - 132 с.
2. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / И.Г. Галянт // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №2. - С. 64-79.
3. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
4. Моисеева Т.Ю. Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). -Пермь: Меркурий, 2013. - С. 56-59.
5. Сэротэтто В.И. «Формирование основ экологической культуры в дошкольном детстве» / Сэротэтто В. И.// Методист. - 2006. - №4. - С. 60 - 68.
© Кузнецова К.В., 2020
УДК-37
Курбатова Ю.В.
учитель начальных классов МБОУ «Ивано - Лисичанская СОШ» Грайворонский городской округ Белгородская область
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В аспекте реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» одной из приоритетных задач является нравственное воспитание и развитие школьников. Оно же актуально для всех образовательных учреждений при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты.
В основе нравственного развития подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Проблемы нравственности всегда интересовали человечество. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитанность. Современные социально-экономические преобразования заставляют размышлять о будущем России, о ее молодежи. В данное время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. В связи с этим актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:
1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Маленький человек в современном мире живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, в качестве ключевых понятий данного исследования выступают такие педагогические категории, как «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное развитие».
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Анализ научных исследований показал общепризнанность утверждения о единстве духовного и нравственного начал в жизни человека, но понятия «духовность» и «нравственность» трактуются неоднозначно.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на