Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЮДИ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭТНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / THIRD AGE PEOPLE / ARTS AND CRAFTS / FAMILY LEISURE ACTIVITIES / DISTANCE LEARNING / ETHNIC EDUCATIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косибород О.Л., Саврова А.Л.

В статье рассмотрены возможности включения дистанционного обучения в работу творческой студии для людей третьего возраста. Описана перспектива расширения досуга до семейного как средства объединения поколений. Рассмотрены варианты дистанционного обучения в работе студии. Отдельное внимание уделено этнокультурному компоненту в декоративно-прикладном творчестве. Показано влияние комплекса мероприятий на процесс общения поколений и социализацию лиц третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES IN THE THIRD AGE PEOPLE LEISURE ORGANIZATION BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The possibilities of the distance learning including creative studio work for the third age people are considered in the article. The perspective of a leisure activities expanding to family as a mean of generations uniting is described. The options for distance learning in the studio are considered. The particular attention is paid to the ethnic educational component in arts and crafts is devoted. The influence of a complex of activities in the communication process between generations and third age people socialization is shown.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

УДК: 379.826

О.Л. Косибород

канд. пед. наук, доцент ГАОУ ВО ИКИ МГПУ,

г. Москва, РФ А.Л. Саврова магистрант ГАОУ ВО ИКИ МГПУ, г. Москва, РФ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В статье рассмотрены возможности включения дистанционного обучения в работу творческой студии для людей третьего возраста. Описана перспектива расширения досуга до семейного как средства объединения поколений. Рассмотрены варианты дистанционного обучения в работе студии. Отдельное внимание уделено этнокультурному компоненту в декоративно-прикладном творчестве. Показано влияние комплекса мероприятий на процесс общения поколений и социализацию лиц третьего возраста.

Ключевые слова:

Люди третьего возраста, декоративно-прикладное творчество, семейный досуг, дистанционное обучение,

этнообразовательный компонент

O.L. Kosiborod

ped. sci. cand., assistant prof. of the ICA MCPU,

Moscow, Russia A.L. Savrova master's stud. of the ICA MCPU, Moscow, Russia

MODERN TECHNOLOGIES IN THE THIRD AGE PEOPLE LEISURE ORGANIZATION BY MEANS

OF DECORATIVE AND APPLIED ART

Annotation

The possibilities of the distance learning including creative studio work for the third age people are considered in the article. The perspective of a leisure activities expanding to family as a mean of generations uniting is described. The options for distance learning in the studio are considered. The particular attention is paid to the ethnic educational component in arts and crafts is devoted. The influence of a complex of activities in the communication process between generations and third age people socialization is shown.

Keywords

The third age people, arts and crafts, family leisure activities, distance learning, ethnic educational component

Еще три назад тема данного исследования была бы направлена на включение некоторых современных способов коммуникации в работу творческой студии. Однако, тема использования современных технологий в организации досуга стала особенно актуальной в связи с введением режима самоизоляции, в первую очередь для людей третьего возраста.

Тенденция к увеличению количества возрастного населения в России и в Москве наблюдается уже достаточно давно. Каждый четвертый житель России перешагнул порог трудоспособного возраста [11, с. 420]. Данные Росстата за последнее десятилетие показывает динамику увеличения процентного состава лиц третьего возраста по отношению к общей численности населения (рис. 1).

.111111

Рисунок 1 - Рост относительной численности населения РФ старше трудоспособного в период с 2012 по 2018 годы (по данным Росстата).

В то же время, люди, достигшие третьего возраста, зачастую активны, инициативны. Образование для них является одним из важнейших ресурсов повышения профессионально-трудовой активности социальной общности [5, с. 136]. Политика государства в отношении лиц третьего возраста не конкретизирована по видам и формам обучения, не в полной мере ориентирована на лиц третьего возраста как субъекта образовательной политики [12, с. 262]. В связи с прошедшей пенсионной реформой 2018 года возросла потребность в получении дополнительного образования гражданами третьего возраста, и точки роста этой потребности надо определить [3, с. 863]. Одним из видов таких точек роста могут послужить творческие студии, входящие в специальные проекты для данных категорий граждан. Кроме того, подобные творческие студии решают задачи социализации и реализации творческого потенциала с помощью средств социально-культурной деятельности [9, с. 199].

В последние годы в Москве организация досуга людей третьего возраста проходит в рамках проекта «Московское долголетие». В клубной системе «Оптимист» на Юго-Западе Москвы этот проект реализуется в ряде кружков и студий. В их число входит творческая студия декоративно-прикладного творчества. Студия пользуется популярностью среди посетителей досугового учреждения, но несмотря на доступность помещения, наличие пандусов, социальных автобусов, приспособленных для перемещения инвалидов, для многих пожилых людей посещение студий клуба сопряжено со сложностями в связи с ограниченной подвижностью. Использование современных технических возможностей, по нашему первоначальному плану, должно было облегчить участие в работе студии людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых дистанционный вариант устраняет основной образовательный барьер [2, с. 62], но современная ситуация внесла свои изменения, и в новых условиях проект не просто востребован, но и стал единственно возможным для продолжения работы студии в условиях обязательной самоизоляции для людей старше 65 лет.

Сама ситуация всеобщего карантина привела и к расширению аудитории до семейной и добавлению дополнительных компонентов, что, по нашему мнению, может дать новый импульс развитию проекта, и станет определенным вкладом в развитие студии в будущем (расширение контингента, организация семейного досуга, расширение тематики занятий).

Новая ситуация вызвала и новые посылы. Мы решили пригласить к совместному творчеству домочадцев наших студийцев. Сейчас наша страна переживает кризис воспитания подрастающего поколения, нарушение преемственности поколений как результат отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия [7, с. 135]. В условиях разъединения поколений в современном обществе и чрезвычайной ситуации, которую мы имеем на сегодняшний день, общесемейный досуг может служить мощным фактором, объединяющим поколения и имеющим древние традиции совместного творчества. Получение взаимопомощи и поддержки, умение слушать и слышать друг друга, в том числе в семейном кругу - актуальная задача для семейного досуга на период самоизоляции и затрудненного выхода из дома. С помощью инновационных подходов социально-культурной деятельности воспитывается

уважение к людям третьего возраста, в ходе совместного досуга пробуждается интерес у молодежи к взаимодействию со старшим поколением [8]. Ориентированность проекта на семейный досуг, на совместные занятия творчеством способствует не только социализации пожилых людей, но и некоторому расширению тематики проведения творческих занятий.

Творческий досуг для людей третьего возраста и членов их семей в условиях ограниченного выхода из дома построен с использованием современных средств общения. По данным Росстата, число граждан старше трудоспособного возраста, активно использующих ресурсы интернета, в период с 2013 по 2018 год возросло почти на 10 %. В нашем случае те гаджеты, которые принято считать разъединяющим фактором, наоборот, способствуют сплочению членов семьи, занятых совместной деятельностью. Под понятием «современные средства общения» мы подразумеваем средства связи - компьютеры, планшеты, смартфоны, и способы донесения информации и общения - сайты, социальные сети, сервисы Scype, Zoom, Imo, каналы YouTube, RuTube, приложения WhatsApp, Viber, фотоформаты, предоставляющие широкий спектр возможностей. Основная идея методики дистанционного обучения - создание учебной среды, включающей в себя различные источники информации [10, с. 60]. Основной формой при дистанте является самостоятельная работа обучаемого, имеющего комплект средств обучения [1, с. 12]. Можно условно разделить варианты такого дистанционного обучения на три типа.

1. Онлайн-трансляция в прямом эфире с обратной связью, когда обучаемые могут видеть мастер-класс в реальном времени и получить все необходимые ответы на возникающие вопросы.

2. Мастер-класс, записанный в видеоформате, на котором освещен процесс, но обратная связь, в случае необходимости, осуществляется другим способом.

3. «Фотоформаты» в виде PDF-файлов, презентаций в программе Microsoft PowerPoint, и иных подобных форматов.

■ Готовык дистанционному обучению ■ Не готовые дистанционному обучению

Рисунок 2 - Количество людей третьего возраста, готовых к дистанционному обучению

(в % от общего количества опрошенных).

■ Онлайн-конференция в прямом эфире

■ Мастер-класс в видеоформате

■ Пошаговая инструкция с изображениями

■ Одновременное использование разных способов

Рисунок 3 - Предпочтительный вариант дистанционного обучения, выбранный людьми третьего возраста (в % от общего количества опрошенных, готовых к обучению).

Удобство того или иного способа донесения информации зависит от индивидуального восприятия. Нами был проведен опрос с целью определить степень готовности старшего поколения к онлайн-обучению (рис.2) и выявить предпочтения к тем или иным формам обучения (рис.3).

Большая часть опрошенных нами пользователей выразила готовность к дистанционному обучению, либо имела подобный опыт, а по итогам выбора отдавали предпочтение мастер-классам в видеоформате, оценив возможность повторного просмотра и внимания к деталям, но большинство отметили, что наиболее удобным является смешанный вариант. Стоит отметить, что (по данным Росстата) в последнее время среди используемых устройств все большее значение приобретают многофункциональные мобильные телефоны и планшеты, поэтому это обстоятельство необходимо также учитывать при разработке обучающих технологий.

Записанные или проводимые онлайн занятия, вероятно, встали бы в череду мастер-классов, которых очень много сейчас в интернете. Но мы поставили перед собой задачу создать комплекс занятий, ориентированных, во-первых, на людей, которые посещали нашу студию. Это обеспечивает сохранение контингента посетителей, расширение аудитории за счет их родственников и рекламную акцию по вовлечению пожилых людей в творческую деятельность. Во-вторых, с помощью дистанта можно охватить большую аудиторию, включающую жителей соседних районов, поскольку такой формат занятий экономит время на дорогу и повышает скорость доставки информации [2, с. 63].

Так как мы надеемся на то, что к ним присоединятся внуки наших участников, мы ввели этнообразовательный компонент - обучение традиционным видам декоративно-прикладного искусства разных стран. Отмечается большая роль декоративно-прикладного творчества в развитии способностей личности [4, с. 66], технологии и опыт являются частью нематериального культурного наследия, а прикладные ремесла являются прекрасным фундаментом для обучения и творчества [6, с. 138]. Создание традиционного предмета культуры другого народа совместно с рассказами из истории народа, использованием музыкального фона, с чтением стихов, сказок создает комфортное пространство, не только способствует общению всех членов семьи, но и формирует некий этнообразовательный комплекс.

Желание заинтересовать людей, привнести новизну в их досуг привело нас к выбору в качестве отправного пункта загадочной культуры Востока, начав с Японии. Изучение многообразных декоративно-прикладных техник и культуры Японии представляет целый пласт для первого знакомства со страной. В дальнейшем творческое путешествие пройдет по Индии, странам Африки и Америки, и вернется в Россию через древние кельтские мотивы.

Мы начали с техник заграничных стран не потому, что в России нечего изучать. Многие уникальные творческие технологии нашей страны участники кружка начинали изучать еще с детского сада. В завершение проекта мы вернемся в Россию, обогащенные новыми знаниями и умениями, и с удовольствием убедимся в величии и разнообразии нашей многонациональной культуры.

Такой комплекс мероприятий, включающий, помимо традиционных мастер-классов, еще и дистанционные технологии, и этнокультурный компонент, способствует воспитанию толерантности, уважения к культурам народов, к людям с ограниченной подвижностью, помогает раскрытию творческого потенциала, души, психолого-эмоциональному раскрепощению, что благотворно сказывается на процесс общения поколений и на социализации лиц третьего возраста.

Список использованной литературы:

1. Абрамкова Н.В. Эффективность организации заочной формы обучения / Н.В.Абрамкова // Инновации в образовании: матер. X науч.-практ. конф. - 2018. - С. 11-13.

2. Волобуева Т.А. Современные формы образования: дистанционное обучение. / Т.А.Волобуева // Инновации в образовании: матер. X науч.-практ. конф. - 2018. - С. 61-64.

3. Вострикова М.М. Сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики дополнительного образования взрослых / М.М.Вострикова // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол. А.М. Сысоев, Е.Д. Соломатина, Е.И. Макаров, К.К. Полянский, Д.Н. Нечаев. - 2019. - С. 860-864.

4. Дедюшина Е.В. К вопросу о педагогическом потенциале декоративно-прикладного творчества как средства сохранения и развития этнокультурных традиций. / Е.В.Дедюшина // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - 2018. - № 6-2. - С. 65-72.

5. Зборовский Г.Е. Образование как социальный ресурс развития трудовой активности общности людей «третьего возраста» / Г.Е.Зборовский // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума. / ред. Г.Р. Баймурзина, Р.М. Валиахметов. - 2019. - С. 135-139.

6. Иванова Ю.В. Прикладные ремесла как фактор развития социокультурной сферы / Ю.В.Иванов // Социально-культурные процессы в условиях интеграции и дезинтеграции: Матер. Всерос. науч. конф. с Междунар. участием. / ред. Д.Ш. Цырендожиев. - 2017. - С. 136-141.

7. Косибород О.Л. Народное искусство как социокультурный инструмент формирования личности / О.Л.Косибород // Музыка в синтезе искусств и науки: история и современность: матер. Междунар. науч.-практ. конф. и Первого Междунар. конкурса этнокультурных педагогических проектов «Наше наследие» (в рамках V Моск. Междунар. фестиваля искусств «Звуки дутара»). / науч. ред. Т.И. Бакланова. - 2019. - С. 135-137.

8. Преодоление эйджизма у людей третьего возраста как социокультурная проблема современности / Е.В.Харьковская [и др.] // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал]. - 2018. - № 6. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28199 (дата обращения: 12.06.2020).

9. Саврова А.Л. Теоретическая модель сопровождения людей третьего возраста в социально-досуговой деятельности в студии декоративно-прикладного творчества / А.Л.Саврова // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: докл. и матер. III Нац. науч.-практ. конф. Москва, 29-30 октября 2019 г. - Москва, 2019. - С. 197-204.

10.Современные методы и технологии дистанционного образования / И.Я.Львович [и др.] // Вестник Воронежского ин-та высоких технологий. - 2007. - № 1. - С. 058-060.

11. Фадеева, И.М. Продление трудовой жизни: векторы напряженности на региональном рынке труда / И.М.Фадеева, Т.И.Кирдяшкина // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие: сб. ст. Междунар. форума. / ред. Г.Р. Баймурзина, Р.М. Валиахметов. - 2019. - С. 420-424.

12. Шаброва, Н.В. Государственная образовательная политика в отношении людей «третьего возраста»: проблемы и противоречия / Н.В.Шаброва // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (39). - С. 258-271.

© Косибород О.Л., Саврова А.Л., 2020

УДК-37

Кузнецова К.В.,

студентка

Научный руководитель: Галянт И. Г.

к.п.н., доцент, ФГБУ ВО ЮУрГГПУ, Челябинск, Россия

МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье освещается проблема воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста; рассматриваются условия воспитания у детей экологического сознания и чувства бережного отношения к природе средствами музыкального искусства.

Ключевые слова:

музыкальное воспитание, музыка, дети дошкольного возраста, экологическое воспитание.

-( "« )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.