Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО УЛАН-УДЭ КАК МЕСТО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО УЛАН-УДЭ КАК МЕСТО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЛАН-УДЭ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Паликова Татьяна Вадимовна, Романникова Анастасия Сергеевна

Статья представляет собой продолжение исследования проблемы театрального пространства, географический фактор которого предполагает пространственное структурирование на центр и периферию, в данном случае г. Улан-Удэ как эпицентр театрального пространства республики. Театральное пространство как сложная динамическая система, удовлетворяющая духовные потребности людей, развивается поступательно, для нее характерны периоды роста за счет организации новых театров, профильных учебных заведений для пополнения театральных коллективов местными профессиональными кадрами. Учитывая структуру театрального пространства, включающего два равноправных компонента - внешний и внутренний, выявляется их взаимозависимость и взаимовлияние, заключающиеся в том, что появившиеся специализированные учебные заведения как организации для подготовки будущих театральных кадров осуществляют воспитание молодежи, ее приобщение к драматическому, музыкальному и танцевальному искусству. Театр путем организации различных лекториев и школ продолжает процесс воспитания молодых актеров, а театральные коллективы принимают активное участие в нравственном и художественном воспитании молодого поколения, организуя специальные объединения, способствующие не только приобщению к мировой и отечественной классике и, как следствие, расширению их знаний, но и формированию новых поколений зрителей, в том числе и с помощью школьников-исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICAL SPACE OF THE SOVIET ULAN-UDE AS A PLACE FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE YOUTH AND YOUNGER GENERATION

The article is a continuation of the study on the problem of theatrical space. Its geographical aspect involves spatial structuring into the center and periphery, in this case Ulan-Ude is considered as an epicenter of the theatrical space of the republic. The theatrical space as a complex dynamic system that satisfies the spiritual needs of people is developing progressively, it is characterized by periods of growth due to the organization of new theaters, specialized educational institutions to replenish theater groups with local professional personnel. With regard to the structure of the theatrical space, which includes two equal components - external and internal, we have revealed their interdependence and mutual influence. The specialized educational institutions that have appeared as organizations for training future theatrical personnel, foster an appreciation in young people, acquaint them with dramatic, musical and dance art. The theaters by organizing various public lectures and courses continue the process of educating young actors, and theater groups, take an active part in the moral and artistic education of younger generation. They organize special associations that contribute not only to familiarizing with world and domestic classics, expanding their knowledge, but also to the raise of new generations of spectators.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО УЛАН-УДЭ КАК МЕСТО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Научная статья

УДК 94:792(571.54)

DOI: 10.18101/2305-753X-2022-2-39-46

ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО УЛАН-УДЭ КАК МЕСТО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© Паликова Татьяна Вадимовна

доктор исторических наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 [email protected]

© Романникова Анастасия Сергеевна

магистрант,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 [email protected]

Аннотация. Статья представляет собой продолжение исследования проблемы театрального пространства, географический фактор которого предполагает пространственное структурирование на центр и периферию, в данном случае г. Улан-Удэ как эпицентр театрального пространства республики. Театральное пространство как сложная динамическая система, удовлетворяющая духовные потребности людей, развивается поступательно, для нее характерны периоды роста за счет организации новых театров, профильных учебных заведений для пополнения театральных коллективов местными профессиональными кадрами. Учитывая структуру театрального пространства, включающего два равноправных компонента — внешний и внутренний, выявляется их взаимозависимость и взаимовлияние, заключающиеся в том, что появившиеся специализированные учебные заведения как организации для подготовки будущих театральных кадров осуществляют воспитание молодежи, ее приобщение к драматическому, музыкальному и танцевальному искусству. Театр путем организации различных лекториев и школ продолжает процесс воспитания молодых актеров, а театральные коллективы принимают активное участие в нравственном и художественном воспитании молодого поколения, организуя специальные объединения, способствующие не только приобщению к мировой и отечественной классике и, как следствие, расширению их знаний, но и формированию новых поколений зрителей, в том числе и с помощью школьников-исполнителей. Ключевые слова: театральное пространство, Улан-Удэ, специализированные учебные заведения, нравственное и художественное воспитание.

Для цитирования

Паликова Т. В., Романникова А. С. Театральное пространство советского Улан-Удэ как место развития творческой молодежи и подрастающего поколения // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 2. С. 39-46.

Проблема театрального пространства обозначилась относительно недавно. С XX в. эта проблематика стала объектом пристального внимания сначала искусствоведов и культурологов, чуть позднее вошла в проблемное поле историков.

И это закономерно, ведь театр как синтез различных видов искусств (музыка, живопись, литература, танец) - важный способ осознания и восприятия мира. Именно в театре человек испытывает широкий спектр эмоций и чувств, может перемещаться во времени и пространстве. Театр позволяет проявить собственную активность, научиться выражать эмоции и чувства, вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность. Более того, с момента своего возникновения театр выполнял функцию воспитания, приобщая людей к поиску ответов на вечные вопросы бытия. Новые социально-экономические условия лишь усиливают эту традицию. Современная ситуация не только выдвигает в качестве приоритета гражданское и творческое воспитание подрастающего поколения, но и требует смелых решений, нестандартных идей, самостоятельного мышления и творческих способностей. В данном контексте роль искусства, в том числе и театрального, в духовно-нравственном воспитании молодежи незаменима. Поэтому имеет смысл обратиться к опыту эстетического воспитания детей и подростков, общественно-политическому, этико-эстетическому и профессиональному — творческой молодежи, выработанному в предшествующий период времени. Мы не случайно выделили два направления в этом процессе, т. к. театральное пространство, обозначенное нами как месторазвитие воспитательного процесса, структурно подразделяется на два равноправных пространства: внутреннее — то, что включает здание театра (сцена, зал, декорации, актеры) и внешнее — то, что находится за его пределами: театральная площадь, примыкающая к зданию театра, гастроли, афиши, самодеятельные театральные студии и кружки, учебные заведения, занимающиеся подготовкой будущих театральных кадров.

Став составляющей проблемного поля гуманитарных дисциплин, «театральное пространство» получило и множество специализированных трактовок. Однако мы будем придерживаться такого понимания, где театральное пространство выступает сложной динамичной системой, удовлетворяющей духовные потребности людей. Это довольно общее определение предполагает множественность аспектов изучения, среди которых географический занимает не последнее место и подразумевает наличие центра и периферии. В связи с этим центром театрального пространства Республики Бурятия по праву является г. Улан-Удэ.

Итак, прежде всего обратим внимание на подготовку и воспитание театральной молодежи, поскольку без достойной смены будущее театра невозможно. Эта важная проблема определилась практически вместе с формированием самих творческих коллективов и организацией театров.

Первым профессиональным профильным учебным заведением стал Бурят-Монгольский техникум искусств, открывшийся в столице республики в 1931 г. с музыкальным и театральным отделениями. Первоначально в техникуме готовили работников широкого профиля, артистов, режиссеров, композиторов и музыкальных инструкторов для профессиональной поддержки художественной самодеятельности в районах БМАССР. Первыми педагогами стали люди, оставившие яркий след в театральном пространстве республики: композитор, дирижер и пианист, один из основоположников профессионального музыкального театра Бурятии П. М. Берлинский (музыка), А. Добкина (ритмика и танец), видный общественный и театральный деятель, поэт П. Н. Дамбинов/Солбонэ Туя (русский язык и литература) и другие. Среди первых выпускников можно выделить буду-

щих известных деятелей искусства, основоположников бурятской композиторский школы Б. Б. Ямпилова, Ж. А. Батуева, Д. Д. Аюшеева [1, с. 149].

В 1936 г. техникум был преобразован в музыкально-театральное училище. В соответствии с этим на музыкальном отделении появились исполнительские специализации: виолончель, сольное пение, кларнет, фортепиано и труба [1, с. 149]. В 1940 г. учебному заведению было присвоено имя П. И. Чайковского. Важной вехой в истории учебного заведения, как, впрочем, и всей театрально-художественной жизни Бурятии, стала прошедшая в Москве I декада бурят-монгольского искусства, в которой активное участие приняли студенты и преподаватели училища. Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы: постановлением СНК БМАССР от 15 августа 1941 г. с 1 сентября 1941 г. на один год занятия в Бурятском-Монгольском театральном училище были прекращены. Безусловно, это сказалось на профессионализме и количестве готовящихся кадров.

Вскоре деятельность учреждения была возобновлена, а с 1952 г. Бурят-Монгольское музыкально-театральное училище им. П. И. Чайковского было преобразовано в Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского. С 1954 г. предметные комиссии по специальностям вокал, теория музыки, фортепиано и оркестр обрели самостоятельность.

Начало 1960-х гг. стало для внешнего театрального пространства Бурятии временем резкого расширения. 20 сентября 1960 г. был открыт ВосточноСибирский государственный библиотечный институт (ВСГБИ), миссия которого определялась не только подготовкой кадров высшего профессионального уровня, но и непосредственным участием в культурном строительстве на территории Восточной Сибири, Севера и Дальнего Востока. Весной следующего года (1961) осуществлен первый набор в Бурятское хореографическое училище, созданное с целью своевременного пополнения специалистами танцевальных коллективов региона, в первую очередь Бурятского театра оперы и балета и ансамбля песни и танца «Байкал». Довольно быстро ареал влияния училища расширился за счет гастрольных спектаклей учащихся и студентов из других национальных республик Союза, обучающихся в нем.

В 1964 г. приказом министра высшего и среднего образования СССР № 121 ВСГБИ был реорганизован в Восточно-Сибирский государственный институт культуры. С момента создания института была проведена большая работа по реализации комплексных целей, по укреплению и дальнейшему развитию учебного производства, расширению материальной базы, развитию научных кадров и их творческому потенциалу.

В этом плане наиболее плодотворными были 1970-1980-е гг., когда коллектив института занимался строительством нового учебного корпуса и летнего лагеря на берегу озера Байкал. В этот период много дискутировали по вопросу модели специалиста. Разрабатывались теоретические и методические основы для новых специализаций, формировались фонды первых научных и учебных лабораторий и маршруты этнографических и фольклорных экспедиций.

Характерным событием в области воспитания молодежи стало открытие в 2009 г. структурного подразделения Института культуры концертно-театрального центра «Феникс». Основная задача этого центра состоит в духов-

ном и эстетическом воспитании молодежи, он стал местом генерирования новаторских идей и проектов в сфере концертного и театрального искусства.

Для работы с творческой молодежью, которая не прекращалась и после начала ее профессиональной деятельности, характерна преемственность. Эстафету принимали театральные коллективы, причем это была широкомасштабная работа по нескольким направлениям. Наиболее показателен в этом смысле отчет Бурятского государственного театра оперы и балета за театральный сезон 19751976 гг.1 В соответствии с постановлением Октябрьского пленума ЦК КПСС руководство театра для повышения профессионального мастерства творческой молодежи театра, ее идейно художественной зрелости работало в двух основных направлениях.

Идеологическо-воспитательная работа включала в себя: 1) коммунистическую учебу и 2) вопросы этики и эстетики. И в том, и другом случае использовались одни и те же формы работы - школа, лекторий, семинар, лекция и беседа. Интересно, что коллектив театра был распределен по трем группам на основе образовательного уровня, а занятия проводили в основном преподаватели и сотрудники Бурятского государственного педагогического института. Так, коммунисты, комсомольцы с высшим образованием, солисты и художественно-руководящий персонал посещали 2 семинара по изучению актуальных проблем теории и практики КПСС в свете решений XXV Съезда КПСС, которые вели кандидат философских наук А. Н. Постников и старший преподаватель Т. Б. Богомолов. Основная масса комсомольцев и молодежи в количестве 60 чел. составили «среднее звено» и посещали 2 школы под руководством преподавателя Д. Д. Хуташкеева и секретаря комитета ВЛКСМ С. Д. Дугаровой. Начальное звено политшколы посещали работники технических цехов, где занятия проводил директор хореографического училища А. К. Дырхеев. Остальные работники театра посещали лектории, которые вели лекторы-международники ОК КПСС, руководители общественных и советских органов города и республики. Кроме этого, проводились встречи с героями и ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами коммунистического движения в Бурятии, героями труда, приуроченные к всенародным праздникам.

Лекции и беседы по этико-эстетическому воспитанию, распланированные на год, по тематике были более близки театральным работникам. В частности, в январе предлагались беседа «Классический образ в классическом репертуаре» (член музыкальной секции критиков ВТО) и лекция «Образ советского героя в советской опере» (режиссер театра Е. Ш. Школьник); в феврале — беседа «Вопросы традиции и новаторства» (главный дирижер И. Ю. Айзикович); в марте — беседа «Вопросы этики артиста в учении К. С. Станиславского» (главный режиссер С. Д. Будажапов); в апреле — лекция «Композиторы Бурятии» (музыковед О. И. Куницын); в мае — лекция «Историческое становление Бурятского балетного театра» (главный балетмейстер П. Т. Абашеев) и встреча творческой молодежи театра с народным артистом СССР Л. Л. Линховоином.

1 ГАРБ. Ф. 983. Оп. 1. Д. 238. Л. 1-11.

Повышение профессионального мастерства предполагало устные занятия по актерскому мастерству и сценическому движению, проводимые под руководством В. Хареева, С. Будажапова, а также с целью творческого роста молодежи были организованы командировки и периодические концерты. Первый такой концерт состоялся 17 ноября 1975 г. в день Международной солидарности сту-дентов1.

В 1980 г. как некий театральный эксперимент был создан Молодежный художественный театр-студия под руководством А. Баскакова. Это был принципиально новый театр, идея которого заключалась в следующем: «современное в классическом, классическое в современном»2. Уже в 1987-1988 гг. театр участвовал в зональном (г. Барнаул), всероссийском (г. Москва) и международном (г. Свитава - Чехословакия) фестивалях, где стал лауреатом и получил широкое признание. Тогда же была сформулирована и задача театра - быть центром притяжения молодых актеров, режиссеров, являясь для них некой лабораторией для воплощения уникальных проектов.

Важно отметить, что и сами музыкально-театральные коллективы республики и города проводили активную работу по привлечению к музыкально-драматическому искусству и эстетическому воспитанию молодого поколения. Пожалуй, одним из первых театров, который во главу угла ставил работу с детьми, был открытый в 1936 г. при Улан-Удэнском городском отделе народного образования кукольный театр. Артисты театра не только активно гастролировали по районам республики, но и выступали в школах. В 1940 г. на базе кукольного театра, был образован Государственный театр юного зрителя; в 1948 г. кукольный театр был объединен с Государственным театром русской драмы, а в 1951 г. в силу нерентабельности был закрыт. Поэтому 1967 г. стал знаменательной датой в истории кукольного театра, тогда на его сцене был показан спектакль, ознаменовавший открытие театра3, но выработанные в процессе формирования театра формы работы с подрастающим поколением не изменились.

В ноябре 1976 г. коллектив Бурятского государственного театра оперы и балета в рамках ежегодной Всероссийской недели «Театр и дети» провел совместно с отделением Всероссийского театрального общества (ВТО) такую же неделю в республике и наметил сроки ее проведения в следующем году (23-30 ноября 1977 г.)4.

В это же время детская аудитория становится целевой аудиторией Бурятской государственной филармонии. С 1977 г. работа организованного музыкального лектория была направлена на музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества с целью «заинтересовать, увлечь детей музыкой, научить их слушать

1 ГАРБ. Ф. 983. Оп. 1. Д. 238. Л. 1-11.

2 Молодежный художественный театр. URL: https://ulan-ude-info.ru/zhitelyam/ kultura/teatralno-kontsertnye-organizatsii/molodyezhnyy-khudozhestvennyy-teatr-/ (дата об-ращения 17.05.2022).

3 Ульгэр — кукольный театр. URL: https://teatr-ulger.ru/ (дата обращения: 17.05.2022).

4 ГАРБ. Ф. 983. Оп. 1. Д. 238. Л. 1-11.

и слышать серьезную музыку, настроить слушателей на размышление и анализ исполняемых классических произведений»1.

С 1990 г. в рамках «взрослой» филармонии была организована Детская филармония, причем первое десятилетие она работала на общественных началах. Деятельность филармонии стала закономерным продолжением работы музыкального лектория по вовлечению школьников в мир отечественной и зарубежной музыки, при этом пропаганда музыкального наследия осуществлялась в том числе и силами учащихся и выпускников школ искусств города (отчетные и юбилейные концерты хоровой и инструментальной музыки, хореографических коллективов, сольные выступления)2. Собственно, задача пропаганды классической и мировой музыки — одна из главных задач деятельности Бурятской государственной филармонии3, которую она успешно выполняла. Творческие эстрадные группы принимали участие во всех мероприятиях культурной жизни республики: 70 лет республике, «Сагаалган», Дни литературы и искусства в районах республики. Одним из важнейших направлений работы филармонии стала пропаганда произведений Б. Ямпилова, Ж. Батуева, А. Андреева, В. Усовича как в районах республики, так и за ее пределами (Республика Тува, Иркутская область, Екатеринбург)4.

В 1995 г. при Русском государственном драматическом театре была создана Малая академия театрального искусства для учащихся старших классов средних школ. Школьники не только посещали спектакли по классическим произведениям русской и зарубежной драматургии, что, безусловно, расширяло их кругозор, позволяло углубить знания по литературе, но и встречались с актерами, режиссерами. За десятилетия работы выработались формы обратной связи и поощрения не только школьников, но и учительских коллективов, активно участвующих в ее работе5.

Вышесказанное позволяет утверждать, что театральное пространство республики и его эпицентра — Улан-Удэ — расширялось постепенно, как вширь, так и вглубь. В этом поступательном движении заметны всплески активности, совпадающие с основными вехами исторического развития страны и республики. Театральное пространство является месторазвитием воспитательной функции, одной из важнейших с момента возникновения театра. Участие театров в развитии подрастающего поколения определяется двумя направлениями, соответствующими внешнему и внутреннему факторам театрального пространства. Причем в этом процессе заметна диффузия — перетекание внешнего во внутреннее, когда выпускники профессиональных учебных заведений становятся членами творческих коллективов, а творческие коллективы становятся школой повышения общественно-политических, учитывая рассматриваемый период, творческих и профессиональных навыков с последующим обратным движением,

1 Детская филармония. URL: https://www.burconcert.ru/detskaya-filarmoniya (дата обращения: 17.05.2022).

2 Там же.

3 ГАРБ. Ф. 220. Оп. 1. Д. 379. Л. 1-8.

4 Там же.

5 Малая академия. URL: https://grdt.ru/novosti/malaya-akademiya-teatralnogo-iskusstva (дата обращения: 17.05.2022).

т. е. влиянием внутреннего на внешнее. Последнее выявляет себя в широкомасштабном участии театров в процессе приобщения школьников к художественно-нравственным ценностям путем организации специальных творческих объединений, в том числе и с целью формирования «профессиональной» категории зрителей музыкального, драматического танцевального искусства.

Литература

1. История Бурятии: в 3 т. / под редакцией Б. В. Бузарова. Т. 3. ХХ-ХХ1 вв. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 464 с. Текст: непосредственный.

2. Культурология. XX век. Энциклопедия / под редакцией С. Я. Левит. Санкт-Петербург: Университетская книга; Алетейя, 1998. Т. 1. 447 с. Текст: непосредственный.

3. Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. / под общей редакцией Д. Д. Лубсанова. Т. 2. Советский период. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 646 с. Текст: непосредственный.

4. Пави П. Словарь театра. Москва: Прогресс, 1991. 480 с. Текст: непосредственный.

5. Ретюнских Л. Т. Философия игры. Москва: Вузовская книга, 2002. 256 с. Текст: непосредственный.

6. Станиславский К. С. Об искусстве театра: избранное. Москва, 1982. 510 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 06.05.2022; принята к публикации 27.05.2022.

THEATRICAL SPACE OF THE SOVIET ULAN-UDE

AS A PLACE FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE YOUTH

AND YOUNGER GENERATION

Tatyana V. Palikova

Dr. Sci. (Hist.), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

[email protected]

Anastasia S. Romannikova Research Assistant,

Dorzhi Banzarov Buryat State University 6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia [email protected]

Abstract. The article is a continuation of the study on the problem of theatrical space. Its geographical aspect involves spatial structuring into the center and periphery, in this case Ulan-Ude is considered as an epicenter of the theatrical space of the republic. The theatrical space as a complex dynamic system that satisfies the spiritual needs of people is developing progressively, it is characterized by periods of growth due to the organization of new theaters, specialized educational institutions to replenish theater groups with local professional personnel. With regard to the structure of the theatrical space, which includes two equal components — external and internal, we have revealed their interdependence and mutual influence. The specialized educational institutions that have appeared as organizations for training future theatrical personnel, foster an appreciation in young people, acquaint them with dramatic, musical and dance art. The theaters by organizing various

public lectures and courses continue the process of educating young actors, and theater groups, take an active part in the moral and artistic education of younger generation. They organize special associations that contribute not only to familiarizing with world and domestic classics, expanding their knowledge, but also to the raise of new generations of spectators.

Keywords: theatrical space, Ulan-Ude, specialized educational institutions, moral and artistic education.

For citation

Palikova T. V., Romannikova A. S. Theatrical Space of the Soviet Ulan-Ude as a Place for the Development of Creative Youth and Younger Generation. Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2022; 2: 39-46 (In Russ.).

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication 27.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.