Научная статья на тему 'Национальная студия как фактор установления диалога культур: Ленинград - Санкт-Петербург - Бурятия'

Национальная студия как фактор установления диалога культур: Ленинград - Санкт-Петербург - Бурятия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный контекст / номадная культура / этнос / народно-натуральное пение / национальная студия / бурятская вокальная школа / прекрасное пение (bel canto) / европейский оперно-концертный эталон / social context / nomadic culture / ethnos / people-natural singing / national studio / buryat vocal school / beautiful singing / European opera and concert standard

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цибудеева Надежда Циденовна

Статья освещает созидательный процесс формирования основ театральной культуры и музыкального образования в национальных окраинах Советского Союза в 30-е годы XX века при помощи специалистов из центра на примере Бурятии. Он характеризуется встречными течениями, когда ленинградские и московские композиторы отправлялись на места с целью сбора фольклора для создания первых музыкальнотеатральных произведений, и преподаватели открывали новые учебные заведения. Одаренная молодежь с периферии, выявленная в смотрах самодеятельного творчества, после занятий в студии, направлялась в столичные вузы на учебу. Такое плодотворное сотрудничество способствовало созданию актерских трупп для развития оперно-балетного искусства республики в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета им. Г. Цыдынжапова (БГАТОиБ) и драматического — в Бурятском государственном академическом театре драмы им. X. Намсараева (БГАТД). Первое поколение их ведущих артистов, получив профессию в стенах творческих вузов Ленинграда — Санкт-Петербурга, находилось у истоков становления театрального и музыкального искусства Бурятии, последующие поколения успешно продвигают его ныне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National studio as a factor Dialogue of cultures: Leningrad — Saint-Petersburg — Buryatia

This article describes the creative process of foundation of theatre culture and musical education in national republics of the Soviet Union during 1930s, e.g. the Republic of Buryatia. The process is characterized with contrary tendencies. The composers from Leningrad and Moscow came to the field to pick folklore pieces for writing the first musical and theater works while the teachers opened educational institutions. Gifted young people from the outlying districts, who were discovered in amateur arts festivals, after studying in studios, went to study at metropolitan institutes of higher education. As a result of such collaboration the actors’ troupes were created. They provided for further development of both opera and ballet art in Buryat State Academic Opera and Ballet Theatre named after G. Tsydynzhapov and drama art in Buryat State Academic Drama Theatre named after Kh. Namsaraev. The first generation of their leading actors after getting qualification at Leningrad (St.-Petersburg) creative institutes of higher education was at the beginning of Buryat theatre and musical art; the further generations successfully promote it nowadays,

Текст научной работы на тему «Национальная студия как фактор установления диалога культур: Ленинград - Санкт-Петербург - Бурятия»

УДК 792:78:793

Н. Ц. Цибудеева

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ФАКТОР УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР: ЛЕНИНГРАД - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - БУРЯТИЯ

XX веке в жизни народов СССР произошли радикальные изменения исторических, социокультурных условий и образа жизни, связанных с урбанизацией и включением в сложную систему социальных отношений. Оно связано с расчленением времяпровождения и его дифференциацию на досуговые и трудовые формы деятельности, а также выделения музыкального творчества в особый вид духовной деятельности и его дальнейшую профессионализацию [1, с. 125].

Цивилизационные процессы способствовали включению в новый социальный контекст и приобщению к общемировым ценностям бурят — исконных обитателей Центральной Азии, которые, являясь представителями номадной культуры, издревле вели кочевой образ жизни и занимались скотоводным промыслом по законам «натурально-замкну-того хозяйства». В числе коренных этносов СССР они получили теперь возможность полноценного усвоения канонов европейской культуры, когда западная модель музыкально-театрального искусства органично внедрилась в целостную систему мононациональной культуры.

Новое государственное устройство сопровождалось в 30-е годы обновлением деятельности творческих вузов страны в сторону изменения их студенческого контингента и воспитания кадров из национальных республик. Эти прогрессивные устремления были отмечены импульсами, направленными от центра к периферии, когда при деятельной помощи специалистов из Ленинграда и Москвы на местах зарождались ростки профессиональной музыки: закладывались композиторские школы, основы © Н. Ц. Цибудеева, 2014

музыкального образования. А столичные консерватории открыли свои двери для талантливой молодежи из Прибалтики и Средней Азии, Кавказа, Повол-жья и Сибири.

Исследование истоков бурятской музыкальной культуры свидетельствует о том, что ведущие солисты Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова (БГТОиБ, с 1979 г. - БГАТОиБ) и республиканской филармонии являются наследниками как российских, так и европейских певческих традиций. Овладев ими в консерваториях Ленинграда и Москвы, они за кратчайший срок прошли путь от народно-натурального пения до европейского оперно-концерт-ного эталона.

Значительный вклад в подготовку музыкальных кадров для братских культур Советского Союза внесла Ленинградская консерватория (далее — ЛГК, с 22/II 1938 г. — ЛОЛГК). Для подготовки кол-лективов-трупп при ней в 30-е годы образовались национальные отделения: бурятское, кабардинское, адыгейское [2, с. 6]. В Московской консерватории открылось 15 студий, объединенных затем в национальное отделение [3, с. 208].

Формат студии как посредник между учебным заведением и театром, целесообразный, по мнению организаторов советского театра на начальном этапе творческой деятельности, ибо основанный на комплексном подходе в решении художественных задач, успешно адаптирует ее воспитанников к сценическим реалиям [4, с. 402-403].

Так, в 1948 году группа из 12-ти бурятских певцов была направлена в составе национальной оперной студии на вокальный факультет ЛОЛРК. В их чис-

В

ле — обладатель мощного баса, будущий народный артист СССР Лхасаран Линхо-воин, который обучался в классе профессора И. И. Плешакова, воспитавшего также для республики ведущих солистов БГАТОиБ Кима Базарсадаева, Леонарда Шоболова, Жамсарана Дандарова и др.

«На сцену Бурятского оперного театра выходил Л. Линховоин, и свершалось чудо искусства», говорилось в журнале «Театральная жизнь» о его исполнении партии ассирийского полководца Оло-фереа в опере «Юдифь» А. Серова [5, с. 58]. Царственно-величавый, он изваял при помощи скульптурной пластики жестов монументальные, словно вычеканенные из гранита образы царя Бориса Годунова, короля Филиппа, стрелецкого начальника Хованского, Гремина,

кардинала Монтанелли, хана Кончака, а также партии грозных ханов в первых национальных музыкально-драмати-ческих сочинениях.

Ведущие сопрано БГТОиБ на стадии его зарождения народная артистка РСФСР Надежда Петрова — певица с национально-характерным уклоном, ярко передававшей! ориентальный колорит и заслуженная артистка РСФСР Клавдия Гомбоева-Языкова — первая исполнительница классических партий: Татьяны («Евгений Онегин» П.Чайковского), Наташи («Русалка» А. Даргомыжского), Маргариты («Фауст» Ш. Гуно) приобретали вокальные навыки в классе профессора ЛОЛГК Т.А. Докукиной. Дипломной работой выпускников студии стала опера Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» сезона 1954/55 гг., где роль Со-бакина исполнил Л. Линховоин, Марфы — Н. Петрова и К. Гомбоева-Языкова; остальные удачно распределились по голосам студийцев.

Так закладывались длительные партнерские связи между Ленинградом (С.-Петербургом) и Бурятией, а творческие коллективы северной столицы долгие годы курировали состояние музы-кально-театрального искусства республики, способствуя формированию ее национальной вокальной школы. Заслуженная артистка РСФСР В. Д. Лыгдено-

ва обучалась в классе профессора О. Ф. Мшанской, которая стала затем наставницей будущих солисток БГТОиБ: К. Ивановой, Н. Жатнуевой, и др.

В 1960-е годы Л. Л. Линховоин и В. Д. Лыгденова приступили к вокальной педагогике в Улан-Удэнском музыкальном училище, в 1970-е годы их примеру последовали Н. Петрова и К. Гомбоева-Языкова. Профессиональная школа, полученная от ленинградских наставников в сочетании с собственным театральным опытом, дала им возможность подготовить большое количество вокалистов, приносивших славу оперной труппе, как средоточию вокальной одаренности республики, а ее столице — репутацию в виде лексемы-каламбура Милан-Удэ.

Продолжателями славных традиций стали их ученики — вокалисты последующих поколений. В 1962 г. Ким Базарса-даев открыл череду побед бурятских артистов в престижных профессиональных состязаниях и стал дипломантом Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. Глинки в Москве, удостоившись впоследствии звания народного артиста СССР. Его подлинным художественным откровением стала партия Досифея в опере «Хованщина» М. Мусоргского — «великого печальника и провидца судеб земли русской». «Самым впечатляющим Досифеем, слышанным когда-либо был солист бурятского театра К. Базарсадаев с богатой амплитудой его образных преломлений», значилось в передовице журнала «Советская музыка» 1979 г. [6, с. 6]. Л. Линховоин был занят в этом спектакле в партии Ивана Хованского.

Показ музыкальной драмы М. Мусоргского в обеих музыкальных столицах — в Ленинграде и Москве стал уже индикатором зрелости коллектива и эталоном исполнительской культуры, обусловив присвоение ему в 1979 г. звания Академической труппы. Тогда же был подписан Договор о сотрудничестве между Ленинградским оперным театром им. С. Кирова за подписью директора М. Э. Крастина и БГАТОиБ, скрепивший уже налаженные десятилетиями творческие узы [7, с. 2].

Выпускница ЛОЛГК по классу Т. Д. Новиченко 70-х гг. Г. Шойдагбае-ва — воспитанница Н. К. Петровой — стала лауреатом сначала Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки в Москве, затем — ряда международных соревнований: «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия — 1983 г.), в Тулузе, (Франция — 1985 г.), и «Мадам Баттерфляй» в Токио (Япония — 1986 г.). Ее певческое bel canto профессор РАМ им. Гнесиных Н. Д. Шпиллер расценила как обладание настоящей музыкальной культурой, максимально приближенной к европейским стандартам с возможностью «иметь право петь в Большом, на сценах лучших театров мира» [8, с. 4].

Другая воспитанница Н. К. Петровой — заслуженная артистка РФ Ольга Аюрова по завершении ЛОЛГК по классу И. П. Алексеева в 1984 г. завоевала 1-ю премию Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. Глинки. Член жюри конкурса — народный артист МНР Ц. Пурэв-дорж, делясь впечатлениями, высказался, что «обладательница редкого, широкого диапазона меццо-сопрано хорошо владеет искусством вокала и эффектна на сцене».

В подкрепление Договора о сотрудничестве из Ленинграда в Улан-Удэ с постановкой спектаклей и оказанием шефской помощи приглашаются режиссер Р. И. Тихомиров, дирижер Е. В. Колобов, хормейстер М. Г. Кукушкин, балетмейстер С. М. Тулубьева и многие другие. Бурятские певцы выступают на подмостках прославленного Кировского (Мариинского) театра, в состав которого на несколько сезонов приглашена Валентина Цыдыпова, «имевшая феноменальный успех у публики и очаровавшей самых взыскательных меломанов». В 1997 г. на гастролях Мариинского театра в Риме она в партии Турандот воспринималась как восточная красавица с мягкой поступью, завораживающими интонациями, нежнейшим pianissimo и перенявшая подобную трактовку роли у великой Монсеррат Кабалье [9, с. 11].

Разовых выступлений на великой сцене удостаивалось целое созвездие бу-

рятских певцов: Г. Шойдагбаева — Аида, О. Аюрова — Амнерис, Д. Дашиев — Рада-мес со сплетением их роскошных голосов в 1989 г. в опере Дж. Верди; Л. Линхово-ин — с партиями Кончака в опере «Князь Игорь» и Мефистофеля — в «Фаусте» в 1960-е годы.

Помимо вокалистов Ленинградская консерватория стала aima mater для оперных режиссеров, музыковедов, пианистов, оркестрантов и т.д. Неоценимую помощь в подготовке для республики танцовщиков сыграла кузница российских балетных кадров — Ленинградское Академическое хореографическое училище им. А. Вагановой. Ее выпуск из 8-ми будущих танцовщиков 1956 г. из 16-ти абитуриентов, набранных в 1947 г. способствовал укомплектованию балетной труппы БГТОиБ и осуществлению балетов классического и национального репертуара: П. Чайковского, А. Глазунова, Б. Асафьева, С. Прокофьева, А. Адана, Л. Минкуса, А. Хачатуряна, К. Караева, А. Меликова, а также бурятских композиторов. В числе ее выпускников — народные артисты РСФСР Петр Абашеев, Ольга Короткова и большое количество танцовщиков, достойно представ ля вших балетное искусство в республике и за ее пределами [10, с. 12].

Регулярные вливания в театральное искусство республики осуществлял Ленинградский государственный институт театра музыки и кино (ЛГИТМиК, преобразованный затем в СПАТИС). Около 60 молодых артистов обучались в 4-х выпусках национальных студий: 1-я — 1958 г. и 2-я так называемая «звездная» — 1969 г., показав в творческом отчете спектакли и концертные программы, влились в состав театра драмы Бурятии им. X. Намсараева и вели своим участием основной его репертуар [11, с. 128, 147]. Выживание в условиях рынка сказалось на 3-й и 4-й студиях 1988 и 2011 гг., часть которых, не вынеся трудностей времени, рассталась с профессией.

Таким образом, обозревал театральную панораму республики, можно утверждать, что студийный метод подготовки

специалистов для сценического искусства Бурятии явился эффективным средством в воспитании кадров для ее музыкальной и драматической трупп и, прой-

дя прочное испытание временем, явился важным фактором установления диалога культур: Ленинград — Санкт-Петербург — Бурятия.

Литература

1. Соломонова Н. А. Музыкальный фольклор нанайцев, ульчей, нивхов: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — М., 1981. - 25 с.

2.100 лет Ленинградской государственной консерватории им. Н, Римского-Корсакова. 1862— 1962: Исторический очерк. - Л.: Музгиз, 1962. - 303 с.

3.Келдыш Ю. В. 100 лет Московской государственной консерватории им. П. Чайковского. 1866—1966: Краткий исторический очерк. — М.: Музыка, 1966. - 208 с.

4. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство. - 1980. - 430 с.

5. Полежаева Е. Под эмблемой скачущего всадника // Театр. - 1965. - № 9. - С. 58.

6. Нестьева М. И. Внимание оперной культуре. За круглым столом редакции // Сов. музыка. - 1986. - № 10. - С. 15.

7. Гомбоин Ч. Гастроли начались успешно // Правда Бурятии - 1979.- 21 апр. - С. 2.

8. Якунаева Т. Большое видится на расстоянии... // Правда Бурятии. - 1992. - 4 дек. - С. 4.

9. Игнатов В. Мадам Баттерфляй иа Улан-Удэ // Сов. культура. - 1994. - 12 фев. - С. 12.

10. Мартыненко Л. А. Балет Бурятии // Кучеров В. Фотоальбом. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979. - 72 л. ил.

11. Найдакова В. Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Нажсараева - последняя четверть XX в. (1975-2002 гг.). - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. - 310 с.

References

1. Solomonova N. A. Muzykal'nyj fol'klor nanajcev, ul'chej, nivhov [Musical folklore of Nanais, Ulchi, Nivkhs]. Moscow, 1981. 25 p.

2.100 let Leningradskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N. Rimskogo-Korsakova. 1862-1962. Istoricheskij ocherk [100 years of the Leningrad state conservatory of N. Rimsky-Korsakov. 1862-1962. Historical sketch]. Leningrad, 1962. 303 p.

3. Keldysh Ju. V. 100 let Moskovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. P.Chajkovskogo. 1866-1966. Kratkij istoricheskij ocherk [100 years of the Moscow state conservatory of P. Tchaikovsky. 1866— 1966. Short historical sketch]. Moscow, 1966. 208 p.

4. Stanislavskij K. S. Moja zhizn' v iskusstve [My life in art]. Moscow, 1980. 430 p.

Polezhaeva E. Pod jemblemoj skachushhego vsadnika [Under an emblem of the skipping rider]. Teatr [Theatre]. 1965, no. 9, p. 58.

5. Nest'eva M. I. Vnimanie opernoj kul'ture. Za kruglym stolom redakcii [Attention to opera

culture. At round table of edition]. Sovetskaya muzyka [Soviet music]. 1986, no 10, p. 15.

Gomboin Ch. Gastroli nachalis' uspeshno [Tours began successfully]. Pravda Burjatii [The Truth of Buryatia]. 1979, 21 Apr. P 2.

6. Jakunaeva T, Bol'shoe viditsja na rasstojanii [The great sees each other at distance]. Pravda Burjatii [The Truth of Buryatia]. 1992, 4 Dek. P. 4.

Ignatov V. Madam. Batterfljaj iz Ulan-Udje [Madam Batterflyay from Ulan-Ude]. Sovetskaya kul'tura [Soviet culture]. 1994, 12 Feb. P. 12.

7. Martynenko L. A. Balet Burjatii [Ballet of Buryatia]. Kucherov V. Fotoal'bom [Photo album], Ulan-Ude, 1979. 72 p.

8. Najdakova V. C. Burjatskij akademicheskij teatr dramy im. H. Namsaraeva - poslednjaja chetvert' XX v. (1975-2002 gg.) [Buryat academicals drama theatre Kh. Namsaraev's name — the last quarter Df XX c. (1975— 2002 yy.)]. Ulan-Ude, 2002, 310 p.

Национальная студия как фактор установления диалога культур:

Ленинград — Санкт-Петербург — Бурятия

Статья освещает созидательный процесс формирования основ театральной культуры и музыкального образования в национальных окраинах Советского Союза в 30-е годы XX века при помощи специалистов из центра на примере Бурятии. Он характеризуется встречными течениями, когда ленинградские и московские композиторы отправлялись на места с целью сбора фольклора для создания первых музыкально-театральных произведений, и преподаватели открывали новые учебные заведения. Одаренная молодежь с периферии, выявленная в смотрах самодеятельного творчества, после занятий в студии, направлялась в столичные вузы на учебу. Такое плодотворное сотрудничество способствовало созданию актерских трупп для развития оперно-балетного искусства республики в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета им. Г. Цыдынжапова (БГАТОиБ) и драматического — в Бурятском государственном академическом театре драмы им. X. Намсараева (БГАТД). Первое поколение их ведущих артистов, получив профессию в стенах творческих вузов Ленинграда — Санкт-Петербурга, находилось у истоков становления театрального и музыкального искусства Бурятии, последующие поколения успешно продвигают его ныне.

Ключевые слова: социальный контекст, номадная культура, этнос, народно-натуральное пение, национальная студия, бурятская вокальная школа, прекрасное пение (bel canto), европейский оперно-концертный эталон.

National studio as a factor Dialogue of cultures:

Leningrad — Saint-Petersburg — Buryatia

This article describes the creative process of foundation of theatre culture and musical education in national republics of the Soviet Union during 1930s, e.g. the Republic of Buryatia. The process is characterized with contrary tendencies. The composers from Leningrad and Moscow came to the field to pick folklore pieces for writing the first musical and theater works while the teachers opened educational institutions. Gifted young people from the outlying districts, who were discovered in amateur arts festivals, after studying in studios, went to study at metropolitan institutes of higher education. As a result of such collaboration the actors' troupes were created. They provided for further development of both opera and ballet art in Buryat State Academic Opera and Ballet Theatre named after G. Tsydynzhapov and drama art in Buryat State Academic Drama Theatre named after Kh. Namsaraev. The first generation of their leading actors after getting qualification at Leningrad (St.-Petersburg) creative institutes of higher education was at the beginning of Buryat theatre and musical art; the further generations successfully promote it nowadays.

Keywords: social context, nomadic culture, ethnos, people-natural singing, national studio, buryat vocal school, beautiful singing, European opera and concert standard.

Нибудеева Надежда Ниденовна — заслуженный деятель искусств Республики Бурятии, автор диссертационного исследования «Бурятская вокальная школа как феномен национальной музыкальной культуры».

Tsibudeyeva Nadezhda — Honored Worker of Art of the Republic of Buryatia, author of thesis on «Buryat vocal school as a phenomenon of national musical culture».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.