Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫЙ РЕСУРС'

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫЙ РЕСУРС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ЭКСКУРСИОННЫЙ РЕСУРС / ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Старкова Ирина Ивановна, Аюшева Сэлмэг Саяновна, Доржиева Лариса Геннадьевна, Эрхеев Солбон Валерьевич

Для осознанного восприятия ценности культурного наследия каждой эпохи необходимо понять мир людей того времени: быт, нравы, обычаи. Представляется, что одним из средств формирования знаний о быте является театрализованная экскурсия (обобщающая экскурсия). Этот прием позволяет лучше осознать изучаемую эпоху: от внешних примет времени (мода, манеры, этикет, музыка, танцы, архитектура, лексика) до особенностей нравов, мироощущения, миропонимания людей прошлого. Актуальность данной работы заключается в том, что создание театральных экскурсий позволяет повысить интерес к театральной жизни города. Такие экскурсии позволяют взглянуть на театр и его объекты под другим углом и расширить свои знания. Поэтому они пользуются спросом и вызывают большой интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER ART OF BURYATIA AS AN EXCURSION RESOURCE

For a conscious perception of the cultural heritage of each era, it is necessary to understand the way of life, customs, and traditions of people of that time. It seems that one of the means of developing knowledge about everyday life is a theatrical excursion. This technique allows better understanding the era under study: from the external signs of the time (fashion, manners, etiquette, music, dances, architecture, and vocabulary) to the peculiarities of moral system, attitudes, and worldview of people of the past. The relevance of this work lies in the fact that such excursions can increase interest in the theatrical life of the city. Theatrical excursions enable looking at the theater and its facilities from a different angle and expanding knowledge. Due to this, they are in demand and arouse great interest.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫЙ РЕСУРС»

Научная статья УДК 379.857

DOI 10.18101/2304-4446-2022-1-77-88

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ КАК ЭКСКУРСИОННЫЙ РЕСУРС

© Старкова Ирина Ивановна

кандидат социологических наук, доцент irina-ivanovna.8@mail. т

© Аюшева Сэлмэг Саяновна

обучающийся,

auysheeva2016@gmail.com

© Доржиева Лариса Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент lara.dorzhieva@yandex.ru

© Эрхеев Солбон Валерьевич

старший преподаватель erheevsolbon@mail.com

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а

Аннотация. Для осознанного восприятия ценности культурного наследия каждой эпохи необходимо понять мир людей того времени: быт, нравы, обычаи. Представляется, что одним из средств формирования знаний о быте является театрализованная экскурсия (обобщающая экскурсия). Этот прием позволяет лучше осознать изучаемую эпоху: от внешних примет времени (мода, манеры, этикет, музыка, танцы, архитектура, лексика) до особенностей нравов, мироощущения, миропонимания людей прошлого. Актуальность данной работы заключается в том, что создание театральных экскурсий позволяет повысить интерес к театральной жизни города. Такие экскурсии позволяют взглянуть на театр и его объекты под другим углом и расширить свои знания. Поэтому они пользуются спросом и вызывают большой интерес. Ключевые слова: экскурсия, театр, театральная экскурсия, экскурсионный ресурс, экскурсионный продукт.

Для цитирования

Старкова И. И., Аюшева С. С., Доржиева Л. Г., Эрхеев С. В. Театральное искусство Бурятии как экскурсионный ресурс // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 1. С. 77-88.

В настоящее время индустрия туризма предъявляет новые требования к организации экскурсионной деятельности, так как создание, продвижение, реализация экскурсионного продукта является его составной частью. Ключевым источником развития внутреннего туризма могут стать экскурсии, направленные на разные сферы жизни человека, в том числе и культурной жизни местного населения. Подобные экскурсии позволяют удовлетворять интересы и потребности

определенного сегмента потребителей, что повышает разнообразие предлагаемых услуг на рынке туризма. В Бурятии это приводит к привлечению новых потребителей и может стать важным фактором для развития экономической, социальной и культурной сфер.

Театральные же экскурсии помогают обобщить знания людей о театре как виде искусства, его назначении. Позволяют взглянуть на театр с другой стороны и более глубоко проникнуться его атмосферой.

Искусствоведческие экскурсии делятся на две группы:

1) экскурсии, ознакомляющие с объектами изобразительного искусства;

2) театрально-музыкальные экскурсии.

Цель театрально-музыкальных экскурсий — раскрыть творческий образ музыкальных или театральных деятелей. Объектами показа, представленными на этих экскурсиях, являются театры, общественные здания, усадьбы, парки, концертные залы, музеи-квартиры, консерватории, улицы, скверы, бульвары, мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства.

Театральная экскурсия знакомит с историей развития театрально-музыкального искусства в городе, крае. В них следует подчеркнуть идейную направленность лучших спектаклей, их художественное своеобразие, познакомить с творческим составом театра, его актерами, режиссерами. Театрально-музыкальные экскурсии могут включать посещение музея, где помимо осмотра экспонатов можно также послушать музыкальные записи театра. В театральные экскурсии включают материалы музея, описывающие историю, искусство театра, спектакли, а также творческие биографии режиссеров и актеров.

Театрально-музыкальные экскурсии также знакомят с театрами, консерваториями и т. д. При проведении такой экскурсии необходимо использовать иллюстрации, включается обзор интерьерной составляющей театра. Во время экскурсии по театру, когда речь идет о художественных достоинствах интерьера показывается мебель, люстры и др. Тем не менее более полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

Экскурсия должна быть сосредоточена на исторической ценности театра, анализе творчества и характеристике той творческой среды, в которой создавались те или иные спектакли. Экскурсия должна отразить вклад театра в развитие и продвижение национального искусства и его место в мировой театральной или музыкальной культуре.

Искусствоведческая экскурсия должна сопровождаться современными художественными тенденциями. В тематической экскурсии, посвященной театру, также необходимо показать роль театра в развитии современного искусства, познакомить с современной оценкой театрального творчества [2].

Важное место в развитии театральной культуры занимает театральный музей, в фонде которого раскрывается богатая история театра. В состав театральных коллекций входят такие компоненты, как экспонаты, относящиеся к разновидности театра, актерского искусства, сценографии, аудио- и видеозаписи, режиссуры, архивные и библиографические отделы. Искусствоведческие экскурсии способствуют взращиванию чувства прекрасного, воспитывают художественный вкус, что актуально для экскурсантов всех возрастных категорий [1].

Можно сделать вывод, что театральная экскурсия — это продукт, который способен удовлетворить целый ряд духовных, культурных потребностей людей,

отвечает запросам определенной группы потребителей, также расширяет сегмент предлагаемых услуг на рынке туризма.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий особо не отличается от других, но различия произведений искусства как экскурсионных объектов определяют характер их проведения. Восприятие объекта экскурсии экскурсантом зависит не только от его подготовленности, уровня знаний, возраста, художественного вкуса, но и в большей степени от рассказа экскурсовода. Экскурсовод должен провести анализ произведения искусства так, чтобы экскурсанты ощутили художественный образ как нечто целостное.

Возникновение театрального искусства в Бурятии имеет древние корни, начиная от охотничьих танцев, групповых хороводных танцев, улигеров и священных танцев империи Цам, которые внесли значительный вклад в ранние этапы развития театрального творчества, потому что, как и у многих народов, у бурят они были связаны с пляской и танцами.

Традиционно высокий уровень отличает культуру республики, в которой действует целых шесть профессиональных театров, начавших свою деятельность в XX в. Подобным количеством может похвастаться не каждый город России. Это Государственный Русский драматический театр им. Н. А. Бестужева (1928), Государственный Бурятский академический театр им. Х. Намсараева (1932), Государственный Бурятский академический театр оперы и балета (1949), Государственный Бурятский театр кукол «Ульгэр» (1967), Государственный театр песни и танца «Байкал» (2005) и Городской молодежный художественный театр (1980). Республика Бурятия по праву носит звание одного из культурных центров Восточной Сибири.

Также буряты имеют опыт любительского театра по европейским традициям. Это увлечение пришло в начале XX в. Родилось это движение в г. Иркутске, где учащаяся бурятская молодежь посещала спектакли губернского драматического театра, а в учительской семинарии укрепилась практика любительских постановок. В 1908 г. на частной квартире состоялся первый спектакль на бурятском языке <^хэл» («Смерть»). Автором одноактной пьесы был учащийся 4-го курса учительской семинарии Д. А. Абашеев. С 1909 по 1914 г. в помещении Дворянского собрания устраивались этнографические вечера, в программу которых входили танец глухарей, хор, сольное пение, камлание белого шамана, ритуал ламаистского богослужения, различные праздничные обряды и спектакли на бурятском языке. Авторы, учащиеся учительской семинарии, писали о том, что их тревожило, выстроенные ими драматические ситуации наводили на размышления, будили гражданские чувства. Возвращаясь по окончании учебы в родные селения, молодые учителя привозили усвоенный ими опыт любительских постановок и продолжали развивать его на школьной сцене.

У агинских бурят первая двухактная пьеса «Картежники» Ч.-Лх. Базарона появилась в 1912 г. и увидела свет рампы также на школьной сцене. Важно отметить, что при устройстве спектаклей учителя охотно привлекали к участию местных улусных певцов, балагуров, сказочников, знакомых с практикой организации народных игр и развлечений. Так, в дореволюционной Бурятии воспринятый от русских любительский театр естественно соединяется с традициями народного творчества, бытовавшими в улусах.

Особый размах самодеятельное театральное творчество получило в годы революции и гражданской войны (1917-1922). Широкая потребность в национальном репертуаре породила такое художественное явление, как рукописная улусная драматургия. Тексты оригинальных сочинений бурятских авторов переходили из улуса в улус, обновляя репертуар местных драматических кружков. Важно отметить, что и в новое время школа продолжала оставаться средоточием прогрессивных культурных начинаний на селе.

В 1919-1920 гг. в долине Кижинги молодой школьный учитель X. Н. Намса-раев ставит спектакли по собственным пьесам. Участие в них стимулировало интерес детей к обучению, они лучше понимали сутъ происходящего в реальной жизни. Сохранившиеся две миниатюры «Дамби Жоодши» («Оракул Дамби») и «Харанхы» («Темнота») по содержанию и направленности носили агрессивный характер, высмеивали представителей разных культов, от шаманства до образованного ламства. Эта тема получила свое развитие в творчестве Х. Н. Намсарае-ва, являющегося одним из основоположников бурятской профессиональной литературы.

Образование в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР с центром в г. Верхнеудин-ске сделало возможным решать на государственном уровне вопросы культурного строительства. Прослеживается попытка сформировать более или менее стабильный любительский коллектив из учащихся Бурпедтехникума и слушателей совпартшколы, к подготовке спектаклей иногда приглашаются профессиональные режиссеры. В городе периодически работают гастролирующие русские труппы, не задерживаясь надолго. И только приезд в 1928 г. московского оргте-атра привел к осуществлению давно продуманной программы. Республиканские и городские власти предложили руководителю коллектива Е. П. Просветову остаться на более длительное время в Верхнеудинске, чтобы дать начало постоянному русскому драматическому театру. Предложение было принято, более того, по инициативе Просветова при оргтеатре в начале 1929 г. открывается бурятская театральная студия из лучших участников сельской театральной самодеятельности. Продумывается учебная программа и осенью того же года театральная студия вместе с музыкальной студией, выросшей из музыкального практикума Б. П. Сальмонта, переходят в ведение Дома национального искусства при Наркомпросе республики.

В марте 1931 г. Дом национального искусства реорганизуется в техникум искусств с двумя отделениями: театральное и музыкальное. Это было первое учебное заведение, готовившее в течение десятилетий кадры в области искусства. И уже весной 1932 г. выпускной третий курс актеров показал свой дипломный спектакль «Шэнэ зам» («Новый путь») на злободневную тему коллективизации в постановке режиссера, педагога М. В. Хаптагаева.

В мае — июне 1932 г. вышли решения и постановления партийных и государственных органов республики об открытии Бурят-Монгольского государственного театра. Выпуск техникума искусств составил основу труппы. Директором и художественным руководителем был назначен М. В. Хаптагаев. Торжественный акт открытия театра состоялся 7 июля 1932 г. спектаклем «Прорыв» Н. Балдано.

В первые сезоны большую помощь новому театру оказали выпускники режиссерского факультета ГИТИСа (Москва), которые на бурятской сцене поста-

вили свои дипломные спектакли: «Рычи, Китай!» С. Третьякова — А. В. Афри-канов, «Хэн бэ?» («Кто он?») Н. Балдано — С. Ф. Бенкендорф.

Этапным моментом этого периода в жизни труппы стало появление первых профессиональных бурятских режиссеров М. Б. Шамбуевой и Г. Ц. Цыдынжапо-ва, выпускников ГИТИСа. В сезоне 1935/36 г. они поставили свои первые спектакли: «Шестеро любимых» А. Арбузова и «Оюн Билик» П. Дамбинова. А в следующем сезоне впервые прозвучали на бурятском языке произведения зарубежной классики: «Тар-тюф» Мольера (пост. Г. Цыдынжапова), «Слуга двух господ» Гольдони (пост. М. Шамбуевой).

В 1937 г. Г. Ц. Цыдынжапов назначен главным режиссером театра. Продолжалось освоение бурятской труппой классического репертуара. В 1938 г. приглашен для постановки трагедии Шекспира «Отелло» режиссер Русского драматического театра Л. Ицков.

Однако среди спектаклей конца 1930-х гг. получила особое значение музыкальная драма «Баир» (либретто А. Шадаева, Г. Цыдынжапова, музыка П. Берлинского, постановка Г. Цыдынжапова), ибо определила новое направление в развитии бурятского театра. В основу либретто легли фольклорные мотивы. Баир, смелый молодой охотник, сын свободного охотничьего племени, меткий стрелок, освобождает из ханского плена своего отца и любимую девушку Булаган. Когда же хан отправил своих воинов в погоню, то против чужеземного властителя поднимается на борьбу все племя Баира. Победа на стороне смелых и ловких охотников. Племя празднует и славит своего батора Баира. Драматические актеры в музыкальной драме «Баир» впервые исполнили небольшие вокальные партии, принимали участие в массовых и танцевальных сценах. Партию Баира исполнил молодой талантливый артист Владимир Халматов, в последующие годы премьер труппы, в роли его возлюбленной Булаган Норма Гармаева, в роли Мэргэна, соперника Баира, — Цырен Шагжин, Хутармана, отца Баира, — Чойжинима Генинов. Первая музыкальная драма «Баир» имела большой зрительский успех, она была близка и понятна слушателям своими народными мелодиями, красочными обрядами, радующими глаз национальными костюмами героев. Труппа предстала в новом виде.

В декабре 1939 г. правительственным решением бурятский драматический театр получил статус музыкально-драматического.

Бурят-Монгольская АССР первой из автономных республик России получила право показывать свое искусство в Москве в 1940 г. на декаде литературы и искусства. Музыкальный театр рождался в обстановке творческого содружества деятелей бурятского и русского театров. Композитор П. Берлинский написал вторую редакцию «Баира», усложнив музыкальные формы, приблизив их к оперным. В это же время создавался клавир первой бурятской оперы «Энхэ Булат ба-тор» (либретто Н. Балдано по мотивам исторической песни о Шоно баторе), автор музыки композитор М. Фролов.

Поставил оперу известный мастер музыкальной режиссуры И. М. Туманов, танцы ставили главный балетмейстер декады И. А. Моисеев и М. С. Арсеньев. Третьим спектаклем в декадную афишу вошла постановка лирической пьесы из современной жизни «Эржэн» Н. Балдано с музыкой В. Морошкина.

В октябре 1940 г. весьма успешно прошли в Москве декадные выступления Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра, вызвав большой интерес общественности самобытностью народной культуры, ярким национальным колоритом, свежестью актерского исполнения, талантливостью труппы.

Столичная пресса широко освещала бурятские спектакли. Известные мастера сцены и критики высказались очень доброжелательно в адрес молодого бурятского театра. Народный артист СССР С. В. Образцов следующим образом отозвался об этом эпизоде: «Танец масок Цам, который мы увидели в спектакле, — большое событие. Оно безусловно обогащает каждого из нас, мастеров театра. Это замечательный образец народного искусства. Великолепно поставленный на стройной сюжетной основе танец является сказочным зрелищем» (Бурят-Монгольская правда. 1940. 24 окт.) [3].

По итогам декадных выступлений в Москве Бурятский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина, большой группе актеров присуждены различные награды и поощрения, в том числе пять человек получили звание заслуженного артиста РСФСР: Н. Т. Гармаева, Н. С. Гендунова,

A. С. Ильин. Ч. Г. Генинов, Н. В. Таров. Звание заслуженного деятеля искусств РСФСР удостоился драматург и режиссер Н. Г. Балдано. Художественному руководителю театра Г. Ц. Цыдынжапову присвоено высокое звание народного артиста СССР.

В годы Великой Отечественной войны музыкально-драматический театр, несмотря на то, что значительная часть мужского состава (80%) была мобилизована в армию, продолжал упорно трудиться, осваивая мировой классический оперный и балетный репертуар. С 1943 по 1948 г. были поставлены оперные спектакли: «Русалка» Даргомыжского, «Фауст» Гуно, «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини. Балетная труппа под руководством балетмейстеров М. С. Арсеньева и Т. К. Глязер подготовила и показала балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Тщетная предосторожность» Гертеля, «Корсар» Адана.

Два оригинальных самобытных произведения предложил Х. Намсараев, «Кнут тайши» (1945) и «Ключ счастья», театру (1948), обе вещи поставлены

B. Халматовым. К 30-летию Октября Г. Цыдынжапов поставил «Кремлевские куранты» Н. Погодина и сам исполнил роль В. И. Ленина.

Таким образом, к концу 1940-х гг. все творческие подразделения музыкально-драматического театра заявили о своей профессиональной готовности совершенствоваться дальше. Последовавшее в начале 1949 г. разделение театра на два самостоятельных коллектива: театр оперы и балета и театр бурятской драмы — было делом, в значительной мере подготовленным и правомерным с точки зрения творческого уровня [3].

После разделения театра на два коллектива начинается история Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева. Преодолев трудности организационного периода первых сезонов после разделения, коллектив театра драмы в 1952 г., руководимый директором Ц. А. Балбаровым, главным режиссером Ц. Г. Шагжиным, начал интенсивно работать, набирая высокий творческий тонус. В искусстве этого периода углубляется интерес к народной жизни, к простому человеку, к его духовному и нравственному облику.

Среди этапных работ 1950-х гг.: «Кремлевские куранты» Н. Погодина в постановке Федора Сахирова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Из произведений национальной драматургии наиболее значительными были: Фольклорная комедия «Будамшуу» Ц. Шагжина (1954), пьеса о современности «Первый год» и «Песня весны» Ц. Шагжина (1957), историко-революционная драма «Барометр показывает бурю» Д. Батожабая (1959).

В ноябре 1959 г. театр принял участие во второй декаде литературы и искусства Бурятии в Москве. В декадном репертуаре было пять спектаклей: «Горе от ума», «Тайфун» Цао Юя, «Барометр показывает бурю», «Будамшуу» и «Ровесники» Б.-М. Пурбуева [3]. В декабре 1959 г. постановлением Совета Министров СССР театру было присвоено имя Хоца Намсараевича Намсараева, общественного деятеля, старейшего бурятского писателя. В 1965 г. главным режиссером был назначен Федор Сахиров.

В 1960-е гг. начинается процесс смены актерских поколений. Постепенно уходят со сцены актеры старшего поколения, в 1969 г. труппа пополнилась 15 выпускниками второй Ленинградской студии.

Одной из этапных постановок театра 1970-х гг. стал спектакль «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова. В 1973 г. в Ленинграде на Втором Всероссийском фестивале национальной драматургии и театрального искусства народов СССР эта бурятская постановка была признана одной из лучших. Режиссер С. Будажапов, художник В. Бройко, исполнители главных ролей Л. Дугарова (Асель), М. Жапхандаев (Ильяс), Д. Пурбуев (Байтемир) были награждены дипломами I степени фестиваля и удостоены Государственной премии Республики Бурятия 1973 г. [3].

В 1982 г. в год 50-летия театр переехал в новое здание по ул. В. В. Куйбышева. Огромная заслуга в том, что юбилейные торжества начались с открытия нового храма искусств, принадлежит директору театра Ц. А. Балбарову. Архитектурный проект был разработан в московской мастерской «Гипротеатр». Над внешним и внутренним убранством работало семь творческих бригад под руководством народного художника России Д. Д. Дугарова. Были созданы бригады резчиков по дереву под руководством мастера Б. Энкеева, работы скульптора Г. Васильева. Мастера гобелена во главе с народным мастером С. Ринчиновой изготовили уникальный занавес из конского волоса размером 8,5х12 м, весом почти в тонну. Ювелиры-чеканщики использовали элементы национального орнамента и национальный стиль при выполнении декоративных светильников, латунных элементов оформления дверей. Мастера живописи и монументальной скульптуры во главе с художницей А. Цыбиковой расписали стены фойе площадью 150 квадратных метров темперной росписью «На земле Гэсэра».

За большие заслуги в развитии советского искусства 3 марта 1977 г. театру было присвоено высокое звание «академический». За заслуги в развитии советского театрального искусства указом от 14 июля 1982 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева орденом Трудового Красного Знамени.

Хороший уровень профессионализма актеров позволяет в 1980-1990-е гг. работать в разных жанрах, в разных режиссерских концепциях. Этапными работа-

ми, получившими большой резонанс и государственные премии Республики Бурятия, стали постановки пьесы Б. Гаврилова «Чингисхан», осуществленная Ц. Бальжановым, «С.С.С.Р» по пьесе Г. Башкуева, режиссер В. Кондратьев.

Бурятский театр драмы продвигает свои спектакли на межрегиональный и международный уровень. Театр принял участие в четырех международных фестивалях, прошедших в Монголии: международные фестивали театров монголо-язычных народов в 2001 и 2006 гг. За постановку «Чайки» режиссер Ц. Бальжа-нов удостоился почетной награды «За лучший спектакль фестиваля», народная артистка России Л. Егорова получила награду в номинации «За лучшую женскую роль», народный артист России М. Елбонов награжден в номинации «За лучшую мужскую роль». В 2007 г. после 31-летнего перерыва организованы и успешно проведены гастроли в Москве на сцене Театра наций.

По итогам гастролей 2007 г. в Москве коллектив театра получил приглашение на международный театральный фестиваль «Белая Вежа» (Брест, Белоруссия) и представлял российское искусство во Франции в г. Ницца.

В 2011 г. театр, находясь на реконструкции, провел первый фестиваль национальных театров «Алтан Сэргэ». Спектакль Цырендоржо Бальжанова «Стреноженный век» по пьесе Геннадия Башкуева был удостоен двух премий фестиваля.

В 2013 г. художественным руководителем и исполняющим обязанности директора ГБАТД им. Хоца Намсараева назначена народная артистка Республики Бурятия, заслуженный работник культуры России Эржена Зугдаровна Жамбало-ва. «Сегодня мы продолжаем строить театр, уделяя первостепенное значение художественному уровню постановок, созвучных новому дню. Современный национальный театр — это не только отражение жизни народа, осмысление вызова, брошенного ему временем, но и место встречи разных театральных направлений и стратегий. Спустя многие годы бурятский театр по-прежнему хранит в себе дух народа, его память и язык, без которого немыслима нация», — сказала художественный руководитель Буряад театра Эржена Жамбалова в торжественном обращении к зрителям по поводу 85-летия со дня открытия театра [3].

Быстрое развитие профессионального искусства в Бурятии можно объяснить тремя причинами:

- многовековые накопления и сложившиеся традиции национальной народно-художественной культуры бурят пережили сильный всплеск в XX в.;

- огромные социальные сдвиги, создавшие весьма благоприятные условия для развития;

- пример преодоления разными народами своей отсталости и стремление идти вперед с веком наравне. И буряты двигались, как и другие народы, вперед, опираясь на свои древние корни, усваивая все новое, что приходило с помощью деятелей русского искусства и культуры при взаимодействии с ними.

При создании новой театральной экскурсии следует ориентироваться на требования ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» [4]. Этот стандарт требует составления таких технологических документов, как схема маршрута, технологическая карта экскурсии, «портфель экскурсовода», контрольный текст экскурсии.

Определение цели и задач экскурсии

Первый этап в создании экскурсии — это постановка цели, т. е. для чего участников театральной экскурсии знакомят с экскурсионными объектами театра, самим театром и его историей.

Цель экскурсии:

Ознакомление экскурсантов с историей, объектами, значением Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева.

Задачи экскурсии:

1. Актуализация проблемы культурно-досуговой жизни населения.

2. Способствование формированию эстетического восприятия.

3. Формирование уважения и любви к театру.

4. Расширение общего кругозора.

5. Привлечение к культурной жизни города с целью повышения интереса у горожан к постановкам театра.

Выбор темы

Выбор определенной темы — обязательное условие для написания театральной экскурсии. Выбранная тема будет основой всей экскурсии, объединяющей все экскурсионные объекты и этапы экскурсионной программы. В качестве экскурсионного пространства для данной экскурсии были выбраны 1-й, 2-й, 3-й этажи Бурятского государственного академического театра им. Х. Намсараева.

Отбор литературы и составление библиографии

В процессе разработки новой театральной экскурсии составляется список источников литературы и проводится литературный обзор по выбранной теме. Все источники можно разделить на две группы «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Отбор и изучение экскурсионных объектов

Объектами экскурсии могут быть достопримечательности; памятники искусства; памятники архитектуры; объекты выставок картинных галерей и музеев; мемориалы; произведения культуры и градостроительства; археологические памятники; природные объекты и др.

Когда отбор экскурсионных объектов закончен, необходимо составить паспорт для каждого из них. В каждом паспорте должна быть указана следующая информация:

1. Наименование объекта (оригинальное и современное), если есть какие-то неофициальные названия, популярные среди местного населения, нужно указать и их.

2. Причина появления или создания памятника (конкретное историческое событие и его дата).

3. Адрес объекта, на чьей территории он находится (город, населенный пункт, предприятие и т. д.).

4. Описание памятника (автор, дата создания, материалы, текст мемориальной надписи).

5. Источник сведений о памятнике (архивные данные, литература, где описан памятник и события, связанные с ним, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ).

6. Состояние памятника и территории, на которой он находится, даты реставраций.

7. Охрана памятника (на кого возложена).

8. В каких экскурсиях памятник используется.

В паспорт нужно вложить фотографию экскурсионного объекта, в идеале — несколько снимков, демонстрирующих его современное и прежнее состояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данную экскурсию были отобраны следующие экскурсионные объекты:

1. Барельеф «Цветущая Бурятия».

2. Мемориальная (памятная) доска, посвященная открытию бурятского профессионального театра.

3. Мемориальная (памятная) доска Ц. А. Балбарову.

4. Мемориальная (памятная) доска основоположникам бурятского драматического театра.

5. Панно «Истоки».

6. Настенная роспись «На земле Гэсэра».

7. Ажурные люстры.

8. Афиша спектакля «Прорыв».

9. Стенд репертуара театра в 1932-2015 гг.

10. Студия света.

11. Студия звука.

12. Костюмерный цех.

13. Пошивочный цех.

14. Гримерно-постижерный цех.

15. Реквизиторский цех.

16. Занавес из конского волоса «Подснежник» [3]

Театральные коллекции включают в себя следующие компоненты: экспонаты, касающиеся разновидностей театра (драмы, балета, оперы), а также режиссуры, актерского искусства, сценографии, технику сцены, аудио- и видеозаписи, архивные (источниковедческие) и библиографические отделы.

Экскурсовод, берущийся за разработку театральной экскурсии, должен обладать темпераментом публициста, чтобы активнее воздействовать на необходимое восприятие экскурсантами документального материала (фотографий, рисунков, рукописных материалов). Это вносит в изложение материала ощущения правды и наглядности, но бывает так, что переизбыток документализма и простое констатирование фактов приводят к потере образности и зрелищности. Экскурсию, связанную с театральной, искусствоведческой тематикой, нельзя отождествлять с публицистикой, в ней обязательно должно присутствовать художественное обобщение фактов и явлений. А именно жизненное содержание, связанное с личностями и ролями, должно предстать перед экскурсантами в различных сочетаниях с образно-метафорическим их осмыслением, так как здесь иные, чем в экскурсиях на исторические темы подобно актерской игре, ощущения и концентрация образа. Все излагаемое в театральной экскурсии как бы постоянно проецируется на исторический фон, что позволяет ощутить их масштабность, убедительность и достоверность. Проблема историзма художественного мышления экскурсовода на современном этапе движения нашего общества является одной из ключевых для развития экскурсий данной тематики. Важная сторона этой проблемы — как проявляется взгляд современного специалиста на события теат-

рального прошлого. И особенно ценно то, когда в сюжетах, подсказанных историей и избранных для своего экскурсионного рассказа, мы встречаемся с ясно выраженной творческой позицией, с отчетливым присутствием в изложении самого автора. Таким образом, необходима эрудиция экскурсовода, глубокое знание им исторических деталей, сочетающиеся с актерскими особенностями, с умением сухие факты старинных хроник переплавить в живую плоть неповторимого рассказа.

Помимо рассказа показ и демонстрация являются важнейшей составляющей частью любой, в том числе театральной, экскурсии. Показ — это представление доступа к осмотру экспонатов. Демонстрация — это показ предметов в действии или движении. При этом показ выступает как общий «метод информирования», а демонстрация — как дополнительный способ доказательства и убеждения. Если прямой статичный показ служит для того, чтобы проинформировать посетителей о присутствии на выставке предметов, произведений, то цель демонстрации — наилучшим способом раскрыть их особенности. Итак, экспозиция театральных музеев, построенная по хронологическому принципу, от историков зарождения театра до сегодняшнего дня демонстрирует разнообразие форм, стилей, жанров, методов, столь характерных для вечно меняющихся течений в искусстве, предполагают поиски каждым художником своего индивидуального почерка, позиции, манеры.

Театральное искусство Бурятии возникло с древних времен, начиная с улиге-ров и народных охотничьих танцев. И благодаря переплетению разных культур Бурятии, она предстает нам в виде, в котором мы можем наслаждаться ею сейчас. Театры Бурятии прошли долгий путь, каждый из них имеет свою собственную историю, но истоки каждого театра тесно взаимосвязаны и имеют единое начало.

Литература

1. Баранов А. С., Бисько И. А. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2019. 383 с.

2. Потаева Г. Р., Федорцова Т. А. Основы экскурсоведения: пособие для студентов географического факультета. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 2011. 159 с.

3. Аюшеева С. С. Театральное искусство Бурятии как экскурсионный ресурс (на примере Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намса-раева): дипломная работа по спец. 43.03.02 Туризм / научный руководитель И. И. Старкова; Бурят. гос. ун-т, фак. физ. культуры, спорта и туризма, каф. спортивных дисциплин туризма. Улан-Удэ, 2021. 105 с. URL Модуль поиска "БурГУ", Официальный сайт «Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова». URL: https://www.bsu.ru/. (дата обращения: 29.01.2022). Текст: электронный.

4. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования». URL: http://docs.cntd.ru/document/1200092284, свободный. (дата обращения: 29.01.2022). Текст: электронный.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 28.01.2022; принята к публикации 01.02.2022.

THEATER ART OF BURYATIA AS AN EXCURSION RESOURCE

Irina I. Starkova

Cand. Sci. (Sociol.), A/Prof.

irina-ivanovna. 8 @mail. ru

Salmeg S. Ayusheva Student

auysheeva2016@gmail.com

Larisa G. Dorzhieva

Cand. Sci. (Education), A/Prof.

lara. dorzhieva@yandex. ru

Solbon V. Erkheyev Senior Lecturer erheevsolbon@mail.com

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

Abstract. For a conscious perception of the cultural heritage of each era, it is necessary to understand the way of life, customs, and traditions of people of that time. It seems that one of the means of developing knowledge about everyday life is a theatrical excursion. This technique allows better understanding the era under study: from the external signs of the time (fashion, manners, etiquette, music, dances, architecture, and vocabulary) to the peculiarities of moral system, attitudes, and worldview of people of the past. The relevance of this work lies in the fact that such excursions can increase interest in the theatrical life of the city. Theatrical excursions enable looking at the theater and its facilities from a different angle and expanding knowledge. Due to this, they are in demand and arouse great interest. Keywords: excursion, theater, theatrical excursion, excursion resource, excursion product.

For citation

Starkova I. I., Ayusheva S. S., Dorzhieva L. G., Erkheyev S. V. Theater Art of Buryatia as an Excursion Resource. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 1: 77-88 (In Russ.).

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 28.01.2022; accepted for publication 01.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.