МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
УДК 78.07
Л. Л. Пыльнева
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРСКИХ ГОРОДОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ВЛИЯНИЙ*
сследователи многократно указывали на неоднородность и структурную сложность музыкальной культуры Сибири. Она включает крупные традиционные и академические пласты, которые подразделяются на свои составляющие. Как правило, отмечается безусловная специфичность традиций, связанных с национальной или конфессиональной культурой. В то же время и академическая культура, интенсивнее всего развивающаяся в крупных городах, имеет свою специфику в каждом из населенных пунктов. Ее преломление зависит от множества параметров, оказывающих весомое влияние на культуру, в том числе географического, временного, социального, исторического, национального, конфессионального факторов, 8l ТЯКЖ6 собственно закономерностей развития видов искусства.
Если обратиться к временному аспекту, то надо напомнить, что сибирские города, которые являются в настоящее время средоточием музыкальной академической культуры (т. е. авторской творческой, исполнительской, образовательной и исследовательской деятельности), были основаны переселенцами в различные периоды освоения Сибирского края. Как известно, ранее всего появились Тобольск (1587) и Томск (1604), далее, по мере продвижения европейского русского населения на восток сформировались Красноярск (1628), Якутск (1632), Чита (1653), Иркутск (1661), Улан-Удэ (1666)1. В XVIII в. возникли Бийск (1709), Омск (1716), Барнаул
(1730), немногим более столетия насчитывают Новосибирск (1893), Кызыл (1914)2, в 1928 г. статус города обрел Гор-но-Алтайск3 и т. д. Соответственно и последовательность, и количество исторических событий, волн переселения, факторов культурного воздействия в населенных пунктах различаются. Например, очевидно, что города с богатым историческим прошлым такие, как Тобольск, Томск, Иркутск, вобрали культурные пласты первых волн переселенцев (военного, крестьянского населения, политических ссыльных, разночинной интеллигенции), тогда как музыкальная культура других фактически начиналась в советский период «с чистого листа». В частности, в довольно молодом Новосибирске наиболее важную роль сыграли культурные процессы, характерные для XX столетия.
Территориальный параметр во многом определяет значимость различных влияний, усиливает и / или уменьшает их воздействие в зависимости от географического положения города. Регионы и населенные пункты, находящиеся в зонах преобладания каких-либо национальных или конфессиональных культур, впитывают многие черты, характерные для коренных сибирских народов или для переселенческих социальных групп. Так, в Томске и Тобольске на ранних этапах их развития преобладали импульсы, идущие от переселенческой европейской культуры (формирование разных видов бытового и профессионального музицирования, православного церков-
И
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-04-12011. © Л. Л. Пыльнева, 2016
ного пения, музыкального образования), в Восточной Сибири и в ряде возникающих там населенных пунктов долгое время превалировали тенденции культуры Востока (явление хуралов, дацанских мистерий, инструментальных дацанских коллективов в местах бытования буддизма, а также традиций шаманизма, автохтонных фольклорных традиций).
В контексте четырехсотлетнего периода развития культуры принципиален и эволюционный фактор. Его усиление отчасти связано с возраставшей информационной обеспеченностью регионов, с постепенным ослаблением изолированности населенных пунктов и их вовлечением в общие процессы. В числе важных тенденций наблюдаются нарастание приоритета светской музыки над церковной, характерное для ХУН-ХУШ вв.; профессионализация искусства и заметное повышение исполнительского уровня в XIX в.; становление научной мысли с конца XIX - начала XX столетий; постепенная смена западной экспансии встречными восточными импульсами; повышение интереса к национальному началу в музыкальной культуре в 1990-е гг. Важную роль сыграло и изменение отношения к религиям, связанное с процессами 1920-х и 1990-х гг. В сибирских культурах государственная тенденция отказа от верований и неприятия религиозных ритуалов выразилась в их ограниченном «переводе» в сферу национальных традиций, а последующее возрождение отчасти вернуло их значимость в соответствии с местами прошлого распространения. В результате сохранились регионы преимущественного бытования христианства (например, города Тобольск, Омск, Томск, Красноярск, Новосибирск), буддизма (Бурятия, Тыва), шаманизма (Тыва, Якутия, Бурятия), тенгрианства (Якутия) и т. д.4
Претерпевало изменения и само соотношение пластов академической и традиционной культуры. Доля академической музыки возросла на фоне сокращения традиционной: 1) за века сильно эволюционировало музыкальное образование, от преобладания традиционных форм пере-
дачи знаний и единичных, спорадически возникающих очагов академического обучения к устойчивой разветвленной системе музыкальных образовательных учреждений; 2) светские любительские формы бытования музыки подвергались все большей профессионализации, в том числе «академизировались» многие изначально любительские коллективы. Иной раз признаки светского, профессионального исполнительства приобретало фольклорное, начиная функционировать в форматах концертных выступлений.
Понятно, что наложение перечисленных тенденций в каждом конкретном случае давало индивидуальный вариант. Приведем несколько примеров. В частности, в Иркутске, Томске к концу XIX в. музыкальная жизнь была достаточно насыщенной, а качество профессиональной подготовки исполнителей - высоким, тогда как в Чите или Якутске успехи были более скромными. Это вполне объяснимо как более удобным территориальным положением Иркутска и Томска, что привело к лучшей информационной обеспеченности, кроме того значительное количество образованных поселенцев могло участвовать в культурной жизни городов.
Музыкальная критика наиболее последовательно развивалась «в Иркутске, что неудивительно, поскольку критическая мысль, в отличие от эстетической, не может рождаться в тиши кабинетов, для ее бытования необходима развитая кон-цертно-театральная жизнь. В столице Сибири она протекала наиболее активно, менее - в Томске и Красноярске» [4, с. 193]. В 1990-2000-е гг. в Улан-Удэ (Бурятия) академические формы бытования музыкальной культуры оказались более развитыми и востребованными, чем в Кызыле (Тыва). Это связано с большей открытостью Бурятии внешним влияниям, ее выгодным географическим положением, что смогло обеспечить контакты и полноценную работу специалистов в различных отраслях искусства и музыкальной науки. В относительно поздно возникшем Новосибирске в тот же период наблюдается явное пре-
обладание академической культуры на фоне отсутствия фольклорных традиций, так как последние не были подкреплены практикой, бытованием.
В рамках статьи невозможно подробно проследить картину культурных влияний, поэтому обратимся к отдельным историческим срезам. И первые вехи здесь — собственно появление профессиональной академической культуры в регионе. Ее элементы стали возникать на территории Сибири с конца XVII - начала XVIII в.5 в виде церковной, военной музыки и образования в наиболее крупных городах. В частности, Т. А. Роменская отмечает организацию профессионального хора и духовного театра в Тобольске в 1702 г. (см.: [6, с. 62]), открытие школы, подразумевающей изучение «пения по ноте», в 1703е, образование первой духовной семинарии в 1740-е гг., и т. д. Она пишет о формировании военных оркестров, организованных на основании «Воинского артикула» 1711 г. [Там же, с. 69-70]. С XVIII в. зафиксированы различные формы академического искусства в рамках любительского музицирования и внедрение элементов профессионального образования. Например, «на протяжении 1759-1763 гг. почт-дирек-тор из Пилау И.-Л. Вагнер играет... на скрипке и флейте, учит танцам своего охранника унтер-офицера, с начала возникновения в Омске "Оперного дома" (1764 г.) им руководит капитан И. Андреев, в период между 1762 и 1802 гг. <...> унтер-офицер Сабельников - "знаток итальянского пения" — "назидает хор певческий" в Тобольске. Во второй половине века оставшиеся неизвестными местные энтузиасты музыкального искусства создают оркестровые ансамбли в Таре и любительский хоровой коллектив в Иркутске» [Там же, с. 87-88]. Важную роль играет исполнение светской музыки военными оркестрами на городских праздничных мероприятиях.
Научная деятельность, в первую очередь фольклористическая, краеведческая, этнографическая, осуществлялась в XVIII-XIX вв. западноевропейскими и отечественными учеными. Появлялись
заметки известных путешественников, краеведов и ученых, которые содержали информацию об особенностях и отдельных деталях музыкального быта и ритуалов сибирских народов7. Собственно же региональная научная краеведческая и музыкально-критическая деятельность формировалась с рубежа XVIII-XIX вв. в передовых городах того времени Тобольске, Томске, Иркутске (см. подробнее: [6]).
С конца XVIII в., благодаря приезду все большего количества образованных выходцев их европейской части России, наряду с любительским бытованием музыки и продолжавшимися процессами становления церковнопевческого образования формируются организации, принадлежащие к сфере профессионального светского искусства. В их числе были театральные и концертные учреждения, организации музыкального образования, музыкальные общества, занятые вопросами просветительства и пропаганды искусства8. Очевидно, что факты появления и развития театрального и концертного направлений деятельности подготовили собственные светские культурные традиции в городах и обусловили особенности бытования этих форм музыкального искусства.
К началу XX в. в городах определились приоритетные направления и характерные черты: наиболее активная светская музыкальная жизнь отличала Иркутск, Томск и Омск, где достаточно последовательно утвердились формы профессиональной музыки. Тобольск, ранее бывший главным оплотом церковной музыки и образования, отступил на второй план, что было связано и с перемещением торговых путей и путей сообщения в сторону от города. В Красноярске до революции «превалировали музыка быта, музыкальное любительство, оркестр балалаечников, частное обучение музыке» [3, с. 76], функционировало «Общество музыки и литературы»9. Нерчинск после закрытия отделения ИРМО «продолжал оставаться на уровне музыки повседневности, домашнего музицирования на семейных вечерах да звуча-
ния военного оркестра» [Там же, с. 75]. Новониколаевск являл недавно возникший город с численностью около 26 тыс. чел. (на 1905 г.), где существовали музыкально-драматический кружок, народный театр, ОРНИ, музыкальная школа. Отличительным признаком был быстрый рост города и изначальная установка на развитие образования: в 1912 г. Новониколаевск стал первым отечественным городом с всеобщим начальным образованием. В регионах преобладания коренных национальных традиций светские любительские формы музыки были представлены в Якутске10, Верхнеудинске11, Кяхте, основательно дополненные традиционным музыкальным бытом, типичным для коренных национальных культур.
Советский этап принес в культуру Сибири новые тенденции, связанные с более плотным государственным участием и контролем. Это повлекло наряду с естественным продолжением развертывания музыкального искусства включение порой нетипичных для регионов процессов и активизацию темпов становления различных направлений деятельности. Важной стала организация государственного музыкального образования, что выразилось в формировании двухступенчатой системы школ (в качестве первого звена) и училищ (либо техникумов, колледжей, в качестве среднего). Другим видом организаций стали творческие союзы, тоже созданные под эгидой государства. Государственную поддержку (и контроль, соответственно) получила и сфера концертного и музыкально-театрального исполнительства. Поэтому, хотя возможности музыкально-театральных коллективов в различных населенных пунктах отличались, культура сибирских городов обрела некоторое единообразие, по крайней мере, на уровне типов организаций. Радиовещание, транслировавшее многие столичные передачи, также добавляло общность культуре региона.
Весьма серьезный импульс для подъема уровня музыкальной жизни региона в советский период дали, как известно, эвакуированные крупные музыкальные коллективы и организации, работавшие
в Сибири в 1941-1945 гг. Высокообразованные музыканты внесли существенный вклад в концертно-театральное исполнительство и образование, причем в культуре каждого города добавились новые черты. Так, Новосибирск приютил самое большое количество организаций, здесь функционировало Всесоюзное гаст-рольно-концертное объединение, выступали коллективы Ленинградской филармонии (симфонический оркестр под управлением Е. Мравинского, квартет им. А. Глазунова), и город в известной мере «унаследовал» качество симфонического и концертного исполнительства12.
Города, в которых оказались оперные труппы, смогли поднять качество музыкально-театральной деятельности. В частности, в Красноярске работали Днепропетровский и Одесский оперные театры, завершившие свою деятельность в городе летом 1944 г. Однако их весьма продуктивное функционирование позволило создать собственный городской театр музыкальной комедии в течение полугода. В Омске выступала Сталинградская оперетта, в результате чего в 1947 г. возник собственный театр, основу которого составили приезжие артисты. В Иркутске работал Киевский оперный театр, который тоже «оказал определенное влияние на Иркутскую оперетту, участвуя в отдельных постановках» [5, с. 150]. Для города, уже до революции богатого театральными начинаниями, это было актуально, и в послевоенные годы «при всем преобладании общих тенденций в работе театров и формировании репертуара лидирующим среди театров музыкальной комедии в Сибири остается Иркутский» [Там же, с. 170].
Перечисленные факторы в той или иной степени определили и современное состояние крупных центров сосредоточения академической культуры. Так, отметим особенности культуры Улан-Удэ как центра, в котором действуют основные образовательные (Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГАКИ), Улан-Удэнский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского, музыкальные школы), творческие автор-
ские (Союз композиторов Республики Бурятия (СК РБ)), исполнительские учреждения (Государственный русский драматический театр им. Н. А. Бестужева, Государственный бурятский академический театр драмы им. Хода Намсарае-ва, Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», Бурятский театр оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова, Бурятская государственная филармония), научные коллективы (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Бурятский государственный университет, теоретическое отделение ВСГА-КИ). Очевидно, что здесь присутствуют все атрибуты профессиональной музыкальной деятельности, характерные для современности. Однако большая доля академического искусства городской среды продолжает сочетаться с активным развитием традиций. Часть из них связана с буддийским (ламаистским) культом, регулярным воплощением музыкальных ритуалов, таких как хуралы и Мистерия Цам (Дуйнхор Дуган «Улан-Удэнский дацан» на Верхней Березовке, Буддийский женский дацан «Зунгон Даржа-линг», Иволгинский дацан, *Ринпоче-багша* и т. д.). Другой сегмент обусловлен присутствием фольклорных образцов, широко бытующих в рамках национальных праздников, фестивалей, в их числе регулярно проводимые «Ночь Ехора*, Сагаалган, Сурхарбан, «Алтар-гана*, Гуннский новый год.
Во многом похожие ситуации прослеживаются в Якутске и Кызыле, с учетом собственных национальных черт и религиозных традиций. В то же время культура Тывы представляется более замкнутой. В силу географического положения здесь сохраняется изрядная доля традиционных видов бытования музыки (тувинский фольклор, буддизм, шаманизм, дошаманские культы) с параллельно действующими организациями, принадлежащими академической музыкальной системе (Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, Национальный музыкальный драматический театр Республики Тыва им. В. Кок-оола, Тувинская государственная филармония, СК).
Возможность подобного сочетания здесь обеспечивается хорошей сохранностью и непрерывностью традиций, с одной стороны, и республиканской поддержкой развития академического музыкального искусства - с другой.
В Якутске наблюдаются: 1) собственно академические формы музыки и музыкальной науки, чему способствуют многочисленные организации13; 2) собственно традиционные формы искусства, в том числе в рамках весьма популярных фестивалей, обрядов, праздников; 3) направление бытования музыки, подразумевающее синтез первых двух. Последнее означает активное внедрение фольклорных видов музыки в профессиональные театральные спектакли и концерты. Например, исполнение фрагментов олонхо олонхосутами в оперном или балетном жанре, в жанре этноспектакля, включение в академические представления выступлений хо-мусистов-импровизаторов и др.
Историко-территориальные процессы и ориентированность на музыкальное искусство европейской части России позволили сформировать современную культуру Томска как преимущественно «академического» города: в настоящее время это подтверждается работой таких организаций, как Томская областная государственная филармония, Томский государственный университет (факультеты Института искусств и культуры), Томский музыкальный колледж им. Э. В. Денисова. При этом напомним, что филармония, основанная в 1946 г., могла опираться на наработки Томского отделения ИРМО, существовавшего с 1879 г., а колледж возник на базе Музыкальных классов ИРМО, работавших с 1893 г. (с 1912 г. в статусе музыкального училища)14. Без имевшейся базы вряд ли возможно было бы сформировать симфонический и духовой оркестры в год открытия филармонии, т. е. в 1946 г. (Сравним: в Новосибирске, где в силу позднего основания города отсутствовал длительный период подготовки музыкально-исполнительских коллективов, филармония как органи-
зация появилась в 1937, но потребовались дополнительные факторы, чтобы в 1956 г. в коллективе возник собственный симфонический оркестр.)
Базовым направлением музыкальной деятельности в Иркутске можно назвать театральную, что вполне объяснимо богатым «театральным прошлым» города16. Положение Читы «предопределило ее особые функции в военно-политической системе, что, в свою очередь, повлияло на экономические и социокультурные параметры города» [1, с. 142], «задачи культурного строительства часто отодвигались на второй план, уступая место решению оборонно-стратегических задач» [Там же, с. 143]. В результате недостаток профессионалов, преобладание любительских подходов, позднее по сравнению с другими городами внедрение всех видов деятельности (театрально-концертные формы появились в лишь 1860-е, а музыкальное образование -в 1880-е гг.), синкретичность культуры привели к тому, что позитивные достижения в музыкальной культуре Читы «несопоставимы с достижениями в таких центрах Сибири, как Новосибирск, Красноярск, Иркутск» [Там же, с. 199]. Барнаул и Бийск занимают серьезную позицию в качестве центров музыкальной подготовки профессионалов. Более крупный Барнаул - административный центр Алтайского края, к тому же располагает солидной базой для активной музыкально-театральной жизни16.
Новосибирск фактически стал академическим музыкальным центром региона, вследствие множества благоприятно сложившихся обстоятельств. Этому способствовало центральное положение, быстрые темпы роста, преобладание
профессионального подхода в организации исполнительской и образовательной деятельности, изначально подкрепленное приездом музыкантов из столичных консерваторий. Если в иных городах на ранних стадиях развития старания му-зыкантов-профессионалов часто являлись личной инициативой, то здесь перед ними сразу ставились цели формирования профессиональных учреждений и коллективов.
Кроме того, Новосибирск оказался весьма «академичным» и по своему социальному составу, чему способствует большое количество учреждений, институтов, вузов, где сконцентрированы специалисты в различных сферах деятельности. По всей видимости, это обеспечивает не только высокий уровень слушательской аудитории, подготовленной к восприятию музыкальных явлений различного порядка, но и системный, т. е. во многом профессиональный подход даже к любительской деятельности. Занятия ведутся профессиональными музыкантами17, соответственно участники любительских форм музицирования также оказываются ориентированы на профессиональные школы и академическую практику.
Упомянутые города наиболее значимы в музыкальной культуре нашего края, но не исчерпывают список региональных форпостов академического искусства Зауралья. Несмотря на определенную общность процессов, характерную для культуры Сибири, различные населенные пункты сохраняют доминантные направления деятельности и своеобразие. Это не только обогащает академическую музыкальную культуру региона, но и открывает новые направления для исследовательской работы.
Примечания
1 Основан как Удинское зимовье в 1666 г., в 1680-1690-е гг. - Удинский острог, до 1735 - Удинск, до 1934 - Верхнеудинск, городом считается с 1690 г.
2 С 1914 г. до 1918 - Белоцарск, до 1926 г. -Хем-Бельдыр.
3 До 1932 г. - Улала, до 1948 г. - Ойрот-Тура.
4 Отметим в связи с этим консервирование неко-
торых профессиональных форм музыкального искусства в период 1920-1990-х гг., в том числе церковного пения и церковнопевческого образования, исполнения буддийских хуралов и мистерий в дацанах.
5 В Тобольске, Иркутске, Омске, Томске.
6 «Благодаря заботам Филофея Лещинового, возникла первая, так называемая "архиерейская школа" в Тобольске, одна из первых в России вообще, в которой учащиеся в числе прочих дисциплин изучали "пение по ноте"» [6, с. 64]. Дальнейшая деятельность сибирских митрополитов позволила создать сеть церковных певческих школ (см. подробнее: [Там же, с. 64-68]).
7 В числе наиболее значимых труды В. Н. Татищева (1686-1750), Д. Г. Мессершмидта (1685-1735), С. П. Крашенинникова (1711-1755), Г. Ф. Миллера (1705-1783), И. Г. Гмелина (1709-1755), И. Г. Георги (1729-1802), Г. В. Стеллера (1709-1746), В. Ф. Зуева (1754-1794), П. С. Палласа (1741-1811), И. И. Лепехина (1740-1802), А. Н. Радищева (1749-1802), Э. И. Эйхвальда (1795-1876), Г. И. Спасского (1783-1864), И. И. Завалиши-на (1809-1869), А. Ф. Миддендорфа (1815-1894), Р. Маака (1825-1886), Г. Н. Потанина (1835-1920), В. В. Радлова (1837-1918), Н. М. Ядринцева (1842-1894), многие работы членов Музыкально-этнографической комиссии, этнографического отделения ИРГО и ИРМО.
8 Например, Тобольский драматический театр (1705), Омский «Оперный дом» (1764), театр в Барнауле (1783-1785), театр в Иркутске (1787), общедоступный театр в Иркутске (1799-1802), а впоследствии отделения ИРГО в Тобольске (осн. 1857), Томске (1876), Омске (1874), Иркутске (1882), Красноярске (1886), Якутске (1889), Нерчинске (1887) и т. д.
9 Важная роль любительского искусства сохранялась в культуре и позже. И. В. Белоносова отмечает, что в организованном в 1944 г. театре состав труппы был крайне неоднородным, «в основе коллектива был ансамбль оперетты Всесоюзного гастрольного объединения, хор и балет сформировался преимущественно из участников художественной самодеятельности» [1, с. 63]. Преобладание любительского музицирования над академическими формами во многом определило музыкальный облик города. Постоянное активное участие студентов в концертной жизни города порой приводило к снижению качества исполнительского уровня. Например, в 1976 г. «музыкантов для оркестра не хватало и приходилось приглашать студентов института искусств, что ставило перед дирижером дополнительные задачи, связанные с работой над качеством звучания» [Там же, с. 70]. Многопрофильность образования, характерная для учреждений высшего и среднего звена, не способствовала концентрации на узкопрофессиональной направленности и сугубо профессиональных технологичес-
ких и творческих задачах, на сохранении школ, обеспечивая, в то же время, более широкий охват сегментов музыкальной культуры. Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича объединяет инструментальное и вокальное исполнительство, музыковедение, хореографию, звукорежиссу-ру, дирижирование, музыкально-прикладное исполнительство, актерское искусство, Институт искусств включает музыкальные творческие и исполнительские факультеты, педагогику балета, звукорежиссуру и театральный факультет. При этом, безусловно, положительным являются пропагандистские и просветительские импульсы, не иссякающие благодаря сложившимся в городе традициям.
10 В частности, функционировали любительский театр, кружок любителей музыки и литературы (с середины XIX в.), общество *Саха омук*, музыкальные ансамбли и хоры, струнный оркестр.
11 Любительские спектакли бытовали с 1870-х гг., устраивались концерты, включающие академическую музыку и образцы бурятского музыкального фольклора, в том числе целостных обрядов.
12 Среди коллективов, эвакуированных в Новосибирск, были также Белорусский еврейский театр, Государственный театр кукол им. С. Образцова, Ленинградский драматический театр им. А. С. Пушкина.
13 Арктический государственный институт культуры и искусств; Высшая школа музыки РС(Я) (институт) им. В. А. Босикова; Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жир-кова; Государственная филармония Республики Саха (Якутия); Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона; Государственный академический русский драматический театр им. А. С. Пушкина, Саха академический театр им. П. А. Ойунского, Союз композиторов и т. д.
14 «Основы ИРМО, в частности образовательный сегмент, оказались столь прочными, что пережили революционные трансформации XX в.» [3, с. 74]. Автор отмечает, что несмотря на интенсивные преобразования во всех областях культурной жизни на заре советского периода, «очень даже пригодился опыт музыкально-об-разовательных учебных заведений упраздненного в 1917 году Императорского русского музыкального общества» [Там же, с. 76]. Напомним, сконцентрировавшиеся в Томске музыкально образованные граждане (в том числе Е. А. Дмитриева-Мамонова, Р. К. Сирен, А. А. Ауэрбах, Г. С. Томашинский, К. И. Тома-шинская, М. И. Маломет, Я. С. Медлин и др.)
сумели организовать исполнение симфонической, камерной, хоровой светской и церковной музыки на достойном уровне, выполнив просветительскую в полном смысле этого слова миссию. См. подробнее: [2].
15 В настоящее время функционируют Иркутский театр народной драмы, Иркутское театральное училище, Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского, Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова, Иркутский областной ТЮЗ им. А. Вампилова, Театр им. Вампилова, Иркутский областной театр кукол и др.
16 В Барнауле находятся Государственная филармония, Алтайский краевой театр музыкальной
комедии, Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина, Государственный молодежный театр Алтая, Алтайский государственный музыкальный колледж и Алтайский государственный институт культуры. Город также располагает множеством музеев, в их числе Алтайский государственный краеведческий музей (1823) - старейший в Сибири.
17 Так было, например, с самодеятельной хоровой капеллой в 1960-е гг., которой руководили С. Е. Мусин и Н. Э. Казакаускене. Профессиональные педагоги занимаются с хоровыми коллективами НГУ и НГТУ, курируют деятельность «Музыкального салона» и других кружков ДУ СО РАН и т. д.
Литература
1. Белоносова И. В. Музыкальная культура российских городов Восточной Сибири / Красно-яр. гос. ин-т искусств. - Красноярск: КГИИ, 2015. - 380 с.
2. Еременко Е. П. Музыкальная культура Томска второй половины XIX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2006. - 24 с.
3. Зима Т. Ю. Томское отделение Императорского русского музыкального общества как социокультурный феномен Сибири конца XIX - начала XX в. // Вестн. ТГУ. История. - 2014. -№ 2. - С. 74-79.
4. Музыкальная культура Сибири: В 3 т.: Т. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала XX века. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. - Новосибирск, 1997. - 510 с.
5. Музыкальная культура Сибири: В 3 т.: Т. 3. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. 1. Музыкальная культура Сибири с 1917 года до середины 50-х годов XX века. -Новосибирск, 1997. - 241 с.
6. Роменская Т. А. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года. - Томск, 1993. - 412 с.
References
1.Belonosova I. V. Muzykal'naya kul'tura rossijskikh gorodov Vostochnoj Sibiri [Musical culture of the Russian cities of Eastern Siberia]. Krasnojarsk, 2015. 380 p.
2.Eremenko E. P. Muzykal'naya kul'tura Tomska vtoroj poloviny XIX veka. Avtoref. dis.... kand. iskusstvovedeniya [Musical culture of Tomsk of the second half of the 19th century. Extended abstract of candidate's thesis]. Saint Petersburg, 2006. 24 p.
3. Zima T. Yu. Tomskoe otdelenie imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva kak sotsiokul'turnyj fenomen Sibiri kontsa XIX -nachala XX v. [The Tomsk department of Imperial Russian musical society as a sociocultural phenomenon of Siberia of the end of XIX - the beginning of XX century]. Vestnik TGU. Istoriya [Vestnik TSU. History], 2014. no. 2, pp. 74-79.
4. Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t.: T. 2. Muzykal'naya kul'tura Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka. Kn. 2. Muzykal'naya
kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do Oktyabr'skoj revolyutsii [Musical culture of Siberia: In 3 vol.: Vol. 2. Musical culture of Siberia in the second half of XIX - early XX century. Book 2. Musical culture of Siberia from Yermak's campaigns before the October revolution]. Novosibirsk, 1997. 510 p.
5.Muzykal'naya kul'tura Sibiri: V 3 t.: T. 3. Muzykal'naya kul'tura Sibiri XX veka. Kn. 1. Muzykal'naya kul'tura Sibiri s 1917 goda do serediny 50-kh godov XX veka [Musical culture of Siberia: In 3 vol.: Vol. 3. Musical culture of Siberia of the XX century. Book 1. Musical culture of Siberia since 1917 to the middle of the 50th years of XX century]. Novosibirsk, 1997. 241 p.
6. Romenskaya T. A. Muzykal'naya kul'tura Sibiri ot pokhodov Ermaka do krest'yanskoj reformy 1861 goda [Musical culture of Siberia from Yermak's campaigns before peasant reform of 1861]. Tomsk, 1993. 412 p.
Музыкальная культура сибирских городов в контексте культурных влияний
Статья посвящена анализу специфики музыкальной культуры городов Сибири, в числе которых Тобольск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Чита, Улан-Удэ, Новосибирск, Кызыл и другие. Отмечены временной, географический, национальный, конфессиональный, социально-исторический факторы, повлиявшие на формирование музыкальной культуры. Раскрыты тенденции эволюции музыкального искусства, характерные для региона в период с XVII по XXI столетия. Зафиксированы факты появления академической культуры в различных городах Сибири, в том числе в сфере концертного и театрального исполнительства, музыковедческой науки и образования. Рассматриваются современное состояние и уровень развития искусства в населенных пунктах, выявлены доминантные направления деятельности. Сделан вывод о преобладании тенденций европейского музыкального искусства в Томске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, а также о сочетании форм академического светского искусства с видами традиционной конфессиональной и национальной культуры в Улан-Удэ (Бурятия), Якутске (Саха (Якутия)), Кызыле (Тыва).
Ключевые слова: музыкальное искусство Сибири, культура сибирских городов, академическая культура.
Musical culture of the Siberian cities in the context of cultural influences
Article is devoted to the analysis of specifics of musical culture of the cities of Siberia among which Tobolsk, Tomsk, Omsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Yakutsk, Chita, Ulan-Ude, Novosibirsk, Kyzyl and others. The time, geographical, national, confessional, sociohistorical factors which have influenced formation of musical culture are noted. The tendencies of evolution of musical art characteristic of the region during the period from XVII to XXI century are noted. The facts of emergence of the academic culture in various cities of Siberia, including in the sphere of concert and theatrical performance, musicological science and education are recorded. The current state and the level of development of art in settlements is considered now, preferable activities are revealed. The conclusion is drawn on prevalence of tendencies of the European musical art in Tomsk, Novosibirsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Chita, and also on a combination of forms of the professional secular art to types of traditional confessional and national culture in Ulan-Ude (Buryatia), Yakutsk (Sakha (Yakutia)), Kyzyl (Tyva).
Keywords: musical art of Siberia, culture of the Siberian cities, professional culture.
Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]
Pylneva Lada Leonidovna, Doctor of Art Criticism, associate professor at the Department of Theory of Music of Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]
Получено 18.10.2016