УДК 782.1
В. В. Дитенбир
У ИСТОКОВ ОПЕРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В СИБИРИ
ктуальность темы настоящей статьи обусловлена необходимостью, с одной стороны, осмысления исторических предпосылок к формированию оперного исполнительства в регионе, с другой — стремлением расширить представления о более масштабном явлении - процессе становления академической музыкальной культуры в Сибири. В процессе исследования, основанного на краеведческом поиске с последующими выводами и обобщениями, мы обозначили ряд тенденций, благодаря которым в последующем регион стал частью отечественного академического вокального пространства. Основными1 среди них являются: любительское музицирование и гастрольная деятельность (наиболее интенсивно проявившие себя в конце XIX — начале XX в.), развитие вокального образования и первые ростки музыкального театра2.
Охарактеризуем каждую из этих тенденций.
1. Любительское музицирование и гастрольная деятельность. Появление первых оперных арий в звуковом тезаурусе Сибири связано с любительским музицированием. О конкретных звучащих сочинениях может дать представление изучение материалов деятельности любительских музыкальных и музыкально-театральных обществ и кружков. Показательно, что в Омске (точнее - в Омской крепости) еще в 1764 г. открылся постоянно действующий так называемый «Оперный дом» - любительский музыкальный театр, созданный по инициативе офицеров Омского гарнизона3 [1]. Под руководством вахмистра Андреева (выполнявшего функции директора театра) ставились оперы [3]. Как пример приведем и Красноярское общество любителей музыки и литературы (созданное в 1886 г.), где исполнялись арии и ставились оперные сцены из «Аскольдовой могилы» А. Н. Вер-стовского, «Жизни за царя» М. И. Глинки. В Иркутском обществе любителей музыки и литературы звучали фрагменты из опер «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Ру-
© В. В. Дитенбир, 2018 118
салка» (почти полностью первые акты) А. С. Даргомыжского, «Евгений Онегин» (сцена в саду) П. И. Чайковского [14].
Более объемную картину могут создать сведения о деятельности сибирских отделений ИРМО (в Нерчинске (1874), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Иркутске (1901)) в аспекте оперного исполнительства. Анализ материалов, характеризующих деятельность этих обществ, дает представление о репертуаре, а в некоторых случаях и о достоинствах/недостатках исполнения. В отношении репертуара можно констатировать преобладание арий, сцен, и в целом постановок опер отечественных композиторов [8].
Поле возможностей оперно-сценическо-го исполнительства в Сибири (в плане как репертуара, так и знакомства с новыми именами) значительно расширялось гастролями столичных и провинциальных трупп и отдельных исполнителей. Обозначенный механизм, в целом, является ничем иным, как проявлением принципа ротационной диффузии - разноуровневого взаимодействия центра и периферии, раскрытого в концепции М. Н. Дрожжиной -И. П. Козловской [5]. Разумеется, географическая удаленность региона мало способствовала гастрольной жизни. В этом плане в лучших условиях находились города Западной Сибири — Омск, университетский Томск. Активизация в данном направлении началась с введением в строй Транссибирской магистрали. Тем не менее, еще в конце 50-х гг. XIX в. в Иркутске состоялся концерт оперной певицы Марианны Брус-ницкой из театра «Ла Скала» [6]. Яркий след в истории музыкальной культуры региона оставила артистка Императорских театров Дарья Михайловна Леонова, гастролировавшая (это был редчайший пример кругосветного концертного путешествия) по городам Сибири, Китая и Японии, США, Франции в 1874—1875 гг. Она знакомила сибиряков с отечественной музыкой и русской вокальной школой. Назовем также имена оперных певцов Надежды Ван-Брандт и Григория Комиссаржевского, гас-
А
тролировавших в Томске в начале 1917 г. В здании Общественного собрания местной публике предоставлялась возможность услышать такие образцы классического оперного репертуара, как «Травиата», «Аида» Дж. Верди, «Пиковая дама», «Мазепа», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Голос Ван-Врандт вызвал настоящий фурор: ее талант по достоинству оценили и зрители, и театральные критики [13].
К изложенному следует добавить: оперное вокальное исполнительство, являя собой достаточно элитарный вид музыкального искусства, в Сибири, тем не менее, вырастало из самых различных сфер деятельности, разнообразных социокультурных пластов — от уроков пения в дореволюционных гимназиях и училищах до творческих проявлений контингента лагерей военнопленных, от любительского городского музицирования городской интеллигенции (преимущественно технической) до самодеятельности железнодорожных рабочих (так, Е. С. Царёва приводит сведения о том, что красноярские рабочие Рязанцев и Дунаев приобрели известность как исполнители оперных арий [15, с. 117]). Можно отметить и изначальные патриотические тенденции в репертуарных пристрастиях сибиряков: ставились в подавляющем большинстве фрагменты из опер (или даже оперы) отечественных композиторов4. Еще большей симпатией и вниманием публики пользовались оперные опусы местных композиторов. Известно, что детская опера красноярского композитора П. И. Иванова-Радкевича «Царевна Земляничка» (1914), поставленная воспитанницами местной женской гимназии (с участием и «взрослых» исполнителей) пользовалась огромным успехом, билеты было трудно достать [Там же, с. 172-174].
2. Становление вокального образования. Истоки вокального образования в Сибири берут свое начало в музыкальных классах ИРМО, где практически повсеместно оно было включено в учебный процесс. Об уровне преподавания академического вокала в этих классах можно судить по таким фактам: в классе сольного пения при Иркутском отделении ИРМО (в 1906-1907 гг. существовал даже класс оперного пения) преподавал И. Н. Вульпе [14], который в 1902 г. окончил Московскую консерваторию у Камилло Эверарди и Умберто Мазетти. В 1900-е гг. он пел в Оперном те-
атре Зимина в Москве, затем - в городском театре Иркутска5 (выпускником этих классов был петербургский певец В. И. Лосев).
Благодаря активной деятельности директора Музыкальных классов при ИРМО (устав которых соответствовал уставу музыкальных училищ) А. А. Ауэрбаха® [11] уже через год после их открытия в 1893 г. в «сибирских Афинах», университетском Томске была учреждена новая специальность -сольное пение. Возглавил предмет выпускник Петербургской консерватории
B. И. Розеноэр (класс профессора С. И. Табеля). Здесь же трудились и другие выпуск-ники-вокалисты столичной консерватории - Я. Я. Карклин (также ученик
C. И. Габеля, подготовивший солидную методическую базу, актуальную до настоящего времени) и И. В. Матчинский (класс профессора К. Эверарди). Последний выступал на оперных сценах Милана, Флоренции, Генуи, Петербурга, Харькова, Москвы, был хорошо знаком с П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. Г. Рубинштейном. Кроме того, у истоков вокального образования в Томске стояли М. А. Фёдорова (класс Н. А. Ирецкой)7, выпускники Московской консерватории В. А. Муравьёв,
A. М. Тихомирова (класс профессора У. Мазетти) и другие выдающиеся представители русской вокальной школы [12].
Здесь уже звучали не только отдельные фрагменты, но и ставились полноценные спектакли. Возглавлявший Томское отделение В. А. Цветков - бывший артист Императорских театров - в начале 1900-х гг. руководил экзаменационными постановками опер «Сын мандарина» Ц. А. Кюи, «Рафаэль» А. С. Аренского. Все силы Томского отделения ИРМО и музыкальных классов он задействовал в постановках оперных спектаклей - с декорациями, костюмами, в сопровождении хора и оркестра. Были поставлены «Вражья сила» А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Риголетто» Дж. Верди, оперы П. И. Чайковского. В провинциальном городе, где не было своей постоянной оперной труппы, эти постановки становились ярким культурным явлением [13]. Пришедший на смену
B. А. Цветкову К. А. Ардатов ТЕКЖ6 был певцом и педагогом8.
Открытие первых профессиональных учебных заведений, имеющих отделения вокальной подготовки, сыграло важную роль в развитии профессионального вокаль-
ного исполнительства. Симптоматично, что в Музыкальном училище, открытом в 1912 г. на базе Музыкальных классов Томского отделения ИРМО (в 1921 г. было официально переименовано в Музыкальный техникум9), среди первых трех отделений было отделение сольного пения (http:// tmk. tomsk. ru/finance-economic/68-vocal).
В 1920-х - начале 1930-х гг. музыкальное училище «сибирских Афин» окончили выпускники, ставшие впоследствии выдающимися музыкантами [4]. Среди них будущая солистка Большого театра, заслуженная артистка Российской Федерации М. Г. Кузнецова; народная артистка СССР, солистка Новосибирского театра, профессор Новосибирской консерватории Л. В. Мяс-никова; народная артистка РСФСР Т. Смер-жкова; заслуженная артистка РСФСР, солистка Пермской оперы Н. Т. Измайлова [Там же].
3. Музыкальный театр. Самые первые драматические театры с возможностью постановок музыкальных спектаклей появляются в Омске (1764), Иркутске (1787), Барнауле (1783-1785); позже, в XIX в. - в Томске (1850-1851), Красноярске (1873). Труппы этих театров были небольшими и полупрофессиональными: оркестр, как правило, набирали из полковых музыкантов, хор — из церковных певчих и любителей пения. На сцену выходили представители самых разных слоев, а вот солистов приходилось «выписывать» из европейских городов, иногда даже удавалось привлечь крупных и известных провинциальных певцов. Такие труппы не могли исполнять трудный и серьезный репертуар, поэтому поначалу в сибирских театрах давались русские комические оперы на бытовую тему. Самая популярная была любимая всей Россией песенная опера М. М. Соколовского «Мельник - колдун, обманщик и сват». Если же ставили зарубежную оперу, то чаще - тоже комическую. Например, в Тобольске была поставлена опера Дж. Перголези «Служанка-госпожа» [9]. Относительно Тобольского театра следует отметить, что фактически это был первый профессиональный театр в Сибири, в 1780-х гг. здесь уже шли спектакли. В. Ю. Софронов сообщает, что опера В. А. Моцарта «Волшебная флейта» была поставлена в этом театре спустя пять лет после ее создания (соответственно, пятью годами позже 1791 г.) [10, с. 28].
Только в середине XIX в., с обретением новых возможностей театральные антрепренеры повсеместно начали приглашать профессиональных музыкантов и артистов, что значительно расширило репертуар. Таким образом, существенное развитие музыкально-театральной деятельности в Сибирском регионе происходит во второй половине XIX в. Профессиональных трупп как приезжих, так и местных становится больше. Наряду с оперными и музыкально-дра-матическими труппами музыкальные спектакли продолжали ставить и драматические коллективы. В Омске в 1880-1890-е гг. звучали оперы «Демон» А. Рубинштейна, «Кармен» Ж. Бизе, «Аида», «Евгений Онегин», «Травиата» и другие, в Красноярске, помимо оперетт, в 1897 г. (труппа В. И. Розанова) - оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Паяцы» Р. Леон-кавалло, «Трубадур» Дж. Верди, «Русалка», «Жизнь за царя», «Мазепа» и другие. В сезоне 1892/93 г. в рамках гастролей труппы Г. Ф. Курчаева красноярцы впервые услышали оперы «Аскольдова могила» и «Травиата». Силами Томского товарищества артистов, организованного в 1885 г., ставились оперы и сцены из опер, в частности, «Дочь полка» Г. Доницетти (1888), «Трубадур», «Кармен», «Фауст» (сезон 1891/92 г.). С 1896 г. в Томске работала музыкально-драматическая труппа
Н. А. Корсакова, представившая зрителю значительное количество опер и оперетт (в 1897/98 г. - 20 опер, в 1899/1900 -33 оперы и 12 оперетт и т. д.) [9]. Диахронический анализ оперного репертуара показал заметную любовь томской публики к операм французских композиторов (об этом см., например: [7]).
Исследователи отмечают, что в 1900-1910-е гг. лидером в музыкально-театральной жизни региона был Иркутск. А в целом, в репертуар сибирских театров входило около шестидесяти русских и зарубежных опер, разнообразных в жанровом и стилистическом отношении - от большой до бытовой и комической. В конце XIX — начале XX в. сибирские музыкально-театральные деятели стремились преодолеть развлекательность путем обращения к оперным шедеврам («Отелло» Дж. Верди, «Пиковая дама»), к большим операм («Гугеноты» Дж. Мейербер, «Аида», «Мазепа»). Силами любительских коллективов часто ставилась «Аскольдова могила». В Красно-
ярске в 1905 г. таким образом была поставлена опера «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского [15].
Интерес сибиряков к опере не угасал, одновременно рос профессиональный уровень исполнителей. Так, созданный уже после революции 1917 г. Сибгостеатр Омска10 за два года смог показать публике более двадцати опер, среди которых такие сложные, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и др. [9].
Завершая изложение, отметим: осмысление исторических предпосылок формирования современного оперного исполнительства в Сибири позволило сделать ряд выводов. Пожалуй, основной из них зак-
лючается в том, что несмотря на удаленность региона от европейских оперных сцен, здесь уже в XVIII в. звучали не только оперные арии, но и осуществлялись постановки и русских, и зарубежных опер. Не менее важно отметить демократичность процесса формирования истоков оперного исполнительства, отсутствие выраженной элитарности как в слушательской среде, так и в исполнительской сфере. Наконец, обозначим наличие профессиональных педагогов, заложивших фундамент вокального образования в Сибири. Наиболее заметные достижения в данной сфере демонстрировали Иркутск и Томск. При этом, однако, отсутствие консерваторий все же оставляло Сибирь на периферии пространства этого искусства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Среди косвенных предпосылок назовем распространение оперных фрагментов с помощью нотной литературы и технических средств (фонограф).
2 В статье не рассматриваются явления (за исключением контекстных данных), выходящие за пределы начала 20-х гг. XX в., поскольку с этого времени в Сибири начинается новый этап строительства музыкальной культуры.
3 Уточним: по инициативе генерала И. И. Шпрингера, поддержавшего устремления своего адъютанта, военного инженера И. Андреева, руководившего строительством мостов через Омь (об этом см.: Евсеев Е. Мосты жизни нашей...: Век XVIII - наплавные мосты: исторический очерк // Омская правда. 1988. 13 июля. С. 4).
4 В значительной степени это было предопределено задачами, стоящими перед Русским музыкальным обществом.
5 Подчеркнем, И. Н. Вульпе (бас), переехавший в 1908 г. в Болгарию, является основоположником болгарской вокальной школы.
6 А. А. Ауэрбах - ссыльный пианист, образованный музыкант. За шесть лет организовал оркестр и хор из любителей музыки. Открыл и возглавил первую в Сибири музыкальную школу, получившую признание в Санкт-Петербурге и привлекшую правительственные
субсидии в значительном размере. Работал в Томске с 1884 по 1898 гг. [2].
7 М. А. Федорова воспитала замечательных певиц: народную артистку СССР Л. Мяснико-ву, народную артистку РСФСР Т. Смирнову, заслуженных артисток РСФСР Н. Измайлову и А. Несмеянову и др.
8 В 1925 г. К. А. Ардатов возглавил Крымский государственный музыкальный техникум (Симферополь) и одновременно вокальное отделение этого техникума, где проработал 18 лет. После войны преподавал в Краснодарском музыкальном училище (среди его выпускников - народный артист России, бас Александр Плахтеев). Информация заимствована с официальных сайтов обозначенных учебных заведений.
9 В 1920 г. оно ненадолго было переименовано в Государственную высшую музыкальную школу Сибири отдела политического просвещения Томского губисполкома.
10 Сибирский государственный оперный театр (или Сибгосопера) - первый в Сибири стационарный оперный театр (1920). Создан в Омске как театр оперы и драмы. Первой оперной постановкой была опера А. П. Бородина «Князь Игорь». В 1922 г. оперная труппа переведена в Новоникола-евск (Новосибирск), драматическая - осталась в Омске.
ЛИТЕРАТУРА
1.Белокрыс М. А. Музыкальная культура Ом- на XX вв.). - Омск: Наследие, Диалог-Си-ского Прииртышья в лицах (XVIII - середи- бирь, 2006. - 306 с.
2.Белоносова И. В., Новгородова К. А. Из истории музыкальной жизни Томска // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Сб. ст. по материалам VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. - URL: https://sibac.info/archive/ humanities/7, pdf (дата обращения: 19.03.2018).
3. Бударин М. Е. Первый труд по истории музыки Прииртышья. - URL: http:// kulgor.narod.ru/rec9.html (дата обращения: 19.03.2018).
4. Воробьева Н. А. Вокалисты Томского музыкального училища. - Томск: Водолей, 1993. - 31 с.
б.Дрожжина М. Н., Козловская И. П. Принцип ротации как основа отношений центра и провинции (из музыкальной жизни Перми на рубеже XIX - начала XX вв.) // История и теория культуры в вузовском образовании / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2008. -Вып. 4. - С. 202-209.
6.Иркутск. Музыкальная жизнь. - URL: http://www.baikal.ru/ru/irkutsk/about/ es20.htmlM (дата обращения: 20.03.2018).
7. Меломан Томский. Французские оперы на томской сцене // Сиб. старина. - 2001. -№ 17. - С. 33-34.
8. Музыкальная культура Сибири. Т. 2: Музыкальная культура Сибири от походов Ермака до Октябрьской революции. Кн. 2. Музыкальная культура Сибири второй половины
XIX — начала XX века / Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки; гл. ред. Б. А. Шиндин. - Новосибирск, 1997. -510 с.
Э.Пыстина Л. И., Шиндин Б. А. Музыкальные театры в Сибири // Библиотека сибирского краеведения. - URL: http://bsk.nios.ru/ enciklodediya/muzykalnye-teatry-v-sibiri (дата обращения: 19.03.2018).
10. Софронов В. Ю. Театральная заря в Сибири и Тобольск // Сиб. старина. - 2003. -№ 20. - С. 24-30.
11. Студенческая библиотека онлайн. Музыкальная жизнь г. Томска в XIX-XX вв. -URL: http://studbooks.net/668285/ kulturologiya/tomskoe_muzykalnoe_uchilische (дата обращения: 19.03.2018).
12. Томский областной музыкальный колледж. - URL: http://tmk.tomsk.ru/ component/content/category/51-spec (дата обращения: 19.03.2018).
13. 1917 год. Блеск и нищета сибирской провинции. - URL: http://tv2. today/ Publication/Details/1917-god-blesk-i-nishchita-sibirskoy-provincii?category=Istorii (дата обращения: 19.03.2018).
14. Харкеевич И. Ю. Музыкальная культура Иркутска. - Иркутск, 1987. - 277 с.
15. Царева Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: Пути формирования музыкальной культуры европейского типа. - Красноярск, 2014. - 366 с.
REFERENCE
1.Belokrys M. A. Muzykalnaya kultura Omskogo Priirtyshya v litsakh (XVIII -seredina XX vv.) [Musical culture of Omsk Priirtyshje in persons (XVIII - the middle of the XX centuries)]. Omsk, 2006. 306 p.
2.Belonosova I. V., Novgorodova K. A. From the Tomsk musical life's history. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki [Scientific community of students of the XXI century. Humanities]. Available at: http:\\www.sibac.info/archive/ humanities/7.pdf (Accessed 19 March 2018).
3.Budarin M. E. Pervyj trud po istorii muzyki Priirtyshiya [The first work on music history of the Priirtyshje]. Available at: http:Wwww.kulgor.narod.ru/rec9.html (Accessed 19 March 2018).
4.Vorobyova N. A. Vokalisty Tomskogo muzykalnogo uchilishcha [Vocalists of Tomsk musical school]. Tomsk, 1993. 31 p.
5.Drozzhina M. N., Kozlovskaya I. P. Principal of rotation as a basis of the relations of the center and the province (from musical life of Perm at a boundary of the XIX beginning of the XX centuries). Istoriya i teoriya kultury v vuzovskom obrazovanii [History and the theory of culture in high school education]. Novosibirsk, 2008, Iss. 4, pp. 202-209.
6.Irkutsk. Muzykalnaya zhizn [Musical life]. Available at: http:Wwww.baikal.ru/ru/ irkutsk/about/es20.htmlM (Accessed 20 March 2018).
7. Tomsk Meloman. The French operas on the Tomsk stage. Sibirskaya starina [The Siberian old times]. 2001, (17), 33-34.
8.Muzykalnaya kultura Sibiri. T. 2: Muzykalnaya kultura Sibiri ot pokhodov Ermaka do Oktyabrskoj revolyutsii. Kn. 2. Muzykalnaya kultura Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka [Musical culture of
Siberia. Vol. 2. Musical culture of Siberia from Yermak's campaigns before October revolution. B/ 2. Musical culture of Siberia of the second half of XIX - the beginning of the XX century]. Novosibirsk, 1997. 510 p.
9.Pystina L. I., Shindin B. A. Musical theaters in Siberia. Biblioteka sibirskogo kraevedeniya [Library of the Siberian study of local lore]. Available at: http:Wwww.bsk.nios.ru/ enciklodediya/muzykalnye-teatry-v-sibiri (Accessed 19 March 2018).
10. Sofronov V. Yu. Theatre dawn in Siberia and in Tobolsk. Sibirskaya starina [The Siberian old times]. 2003, (20): 24-30.
11. Studencheskaya biblioteka onlain. Muzykalnaya zhizn g. Tomska v XIX-XX vv. [Student's library online. Musical life of Tomsk in the XIX-XX centuries]. Available at: http:Wwww.studbooks.net/668285/ kulturologiya/tomskoe_muzykalnoe_ uchilische (Accessed 19 March 2018).
12. Tomskij oblastnoj muzykalny} kolledzh [Tomsk regional music college]. Available at: http:Wwww.tmk.tomsk.ru/component/ content/category/51-spec (Accessed 19 March 2018).
13. 1917 god. Blesk i nishcheta sibirskoj provintsii [1917. Gloss and poverty of the Siberian province]. Available at: http:// tv2. today/Publication/Details/1917-god-blesk-i-nishchita-sibirskoy-provincii?category=Istorii (Accessed 19 March 2018).
14. Kharkeevich I. Yu. Muzykalnaya kultura Irkutska [Musical culture of Irkutsk]. Irkutsk, 1987. 277 p.
15. Tsareva E. S. Muzykalnaya zhizn Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: Puti formirovaniya muzykalnoj kultury evropejskogo tipa [Musical life of Krasnoyarsk from sources till 1922: Forming ways of musical culture of the European type]. Krasnoyarsk, 2014. 366 p.
У истоков оперного исполнительства в Сибири
Настоящая статья, посвященная выявлению исторических предпосылок к формированию оперного исполнительства в Сибири, одновременно расширяет представления о региональных процессах становления академической музыкальной культуры. Обнаруженные тенденции, обеспечивающие последующее развитие обозначенного исполнительства, охватывают все базовые элементы музыкальной жизни: любительское музицирование и гастрольную деятельность, зарождение вокального образования и музыкального театра. Последовательно рассматривая эти элементы, автор приходит к выводу: несмотря на удаленность региона, очаги интереса к опере наблюдаются начиная с последней четверти XVIII столетия, с любительских и полупрофессиональных постановок музыкальных спектаклей (Омск, Тобольск, Иркутск). При этом характерной чертой местного любительского оперного исполнительства является его демократичность, вырастание из таких видов деятельности, как уроки пения в гимназиях и училищах, творчество военнопленных, любительское музицирование интеллигенции и рабочая самодеятельность. Отмечаются патриотические тенденции в репертуарных пристрастиях сибиряков, интерес к отечественной музыке.
At the origins of opera performance in Siberia
The present article devoted to detection of historical prerequisites to formation of opera performance in Siberia at the same time expands ideas of regional processes of the academic musical culture's formation. The found tendencies providing the subsequent development of the performance cover all the basic elements of musical life: amateur playing music and tour activity, origin of vocal education and musical theatre. Consistently considering these elements, the author comes to a conclusion: despite remoteness of the region, the nidi of interest in the opera, are observed since the last quarter of the XVIII century, from amateur and semi-professional staging of musical performances (Omsk, Tobolsk, Irkutsk). At the same time, characteristic feature of local amateur opera performance is its democratic character, growth from such kinds of activity as singing lessons in gymnasiums and schools, creativity of war-prisoners, amateur playing music of the intellectuals and working amateur performance. Patriotic tendencies in repertoire addictions of Siberians, interest in domestic music are noted. It is shown that directly vocal education originates in musical classes at the Russian musical society, where among teachers there were graduates of
Показано, что вокальное образование берет свое начало в музыкальных классах при Русском музыкальном обществе, где среди преподавателей - выпускники столичных консерваторий (этом плане наиболее продвинулись Иркутск и университетский Томск). Однако в целом оперное исполнительство в Сибири, не имевшей собственных консерваторий, оставалось периферийной частью этого вида отечественного искусства.
Ключевые слова: Сибирь, опера, любительское музицирование, гастрольная деятельность, вокальное образование, музыкальный театр.
capital conservatories (in this sense, the most promoted was the university Tomsk). However, in general the opera performance in Siberia, which didn't have its own conservatoire centers, remained peripheral part of this type of domestic art.
Keywords: Siberia, opera, amateur playing music, tour activity, vocal education, musical theater.
Дитенбир Виктор Викторович, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (науч. рук. -М. Н. Дрожжина, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки) E-mail: vdittenbier@mail.ru
Ditenbir Viktor Viktorovitch, postgraduate of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire (scientific adviser -M. N. Drozzina, Doctor of Art Criticism, professor at the Department of musical Education and Enlightenment at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire) E-mail: vdittenbier@mail.ru
Получено 31.03.2018 г.