Научная статья на тему 'Развитие академического исполнительского искусства в Енисейской губернии второй половины XIX - начала xx века и процессы самоорганизации (к постановке проблемы)'

Развитие академического исполнительского искусства в Енисейской губернии второй половины XIX - начала xx века и процессы самоорганизации (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
183
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / PERFORMING ARTS / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ACADEMIC MUSICAL CULTURE / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / YENISEI PROVINCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Царёва Евгения Сергеевна

В настоящей работе на основе неопубликованных архивных документов рассматривает ся развитие исполнительского искусства как часть системы академической музыкальной культуры в Енисейской губернии второй половины XIX начала XX века. Попытка анализа краеведческого материала в социокультурологическом ракурсе обеспечивает новые результаты в осмыслении музыкально-исторических событий. Выявляются два основных диалектически взаимосвязанных социальных процесса строительства музыкальной культуры самоорганизация и институционализация. Процессы самоорганизации определяются ведущим принципом формирования исполнительских традиций, а также эволюции всей системы академического искусства Енисейской губернии на означенном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of academic performing art in the Yenisei province in the second half of the XIX - early XX century and the self-organization processes (stating the problem)

Based on unpublished archival documents, this paper considers the development of performing arts as a part of the system of academic musical culture in the Yenisei province in the second half of the XIX early XX century. The analysis of local history materials from the socio-cultural perspective provides new results in understanding the musical and historical events. Self-organization and institutionalization two basic dialectically interrelated social processes used for creating musical culture are explored. Selforganization processes are defined by the guiding principle of the performing traditions formation, as well as by the evolution of the whole academic performing art system in the Yenisei province during the above-mentioned time period.

Текст научной работы на тему «Развитие академического исполнительского искусства в Енисейской губернии второй половины XIX - начала xx века и процессы самоорганизации (к постановке проблемы)»

УДК 78

Е. С. Царёва

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА И ПРОЦЕССЫ САМООРГАНИЗАЦИИ (к постановке проблемы)1

кадемическую музыкальную куль-туру формируют связанные между собой композиторское творчество, исполнительство, образование, которые, в свою очередь, становятся целыми системами для элементной базы более низкого порядка. Очерченная многокомпонентная структура, при условии системной развитости, «разветвленности» каждого элемента, являет собой модель функционирования академического искусства в культурных центрах. На периферии она представляет адаптивный к местным условиям, возможностям и потребностям вариант. Это выражается в усеченном «наборе» ее компонентов, состоянии и специфике каждого элемента, несоразмерности их развития. Исторически в первую очередь начинается становление исполнительства. Системное формирование местного композиторского творчества и профессионального музыкального образования «запаздывает». Они требуют совокупности многих условий и складываются на более высоких ступенях общей эволюции музыкальной культуры провинциального города. Рассмотрим это на красноярском примере.

С образованием в 1822 году Енисейской губернии и стремительным развитием городов - столицы (Красноярска) и окружных центров (Енисейска, Канска, Ачинска, Минусинска) - активизируется перенос на ее территорию академических музыкальных традиций. Первым в Красноярье укореняется исполнительство. В XIX веке начинается интенсивное ста-

© Е. С. Царёва, 2016

новление его локальной инфраструктуры, реализующей музыкальные ценности, создаваемые российскими и европейскими композиторами. Несколько позднее, на рубеже Х1Х-ХХ веков, появляются местные авторы, чьи немногочисленные произведения вливаются в бытующее академическое звуковое пространство, основанное на мировом музыкальном наследии. Постепенно, на протяжении XX столетия, пласт сибирского композиторского творчества получает системное развитие и все более прочные позиции в культурном поле уже не губернии, а Красноярского края. Не последнюю роль в этом сыграло формирование профессионального музыкального образования. Первое постоянно действующее специализированное учебное заведение открывается в Красноярске в начале советского периода -в 1920 году, а сложение трехступенчатой структуры - школа-училище-вуз - происходит в последней трети XX века, благодаря чему система академического искусства на территории Красноярья получает прочные локальные составляющие, возможность сохранения и воспроизводства музыкальных ценностей, способность функционирования в едином географическом ареале. Но вернемся к досоветской Енисейской губернии. Рассматривая состояние ее академической музыкальной культуры, в основном будем подразумевать становление местного исполнительского искусства.

Формирование системы академической музыкальной культуры во многом происходит благодаря двум основным со-

А

циальным процессам, которые можно охарактеризовать как движения «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Первое представляет собой внешнее воздействие, исходящее от государственных управленческих структур - своего рода социальное проектирование и строительство «сверху», по вертикали. Его цель - переход социального явления (движения, коллектива) в учреждение с определенной иерархией власти, государственным финансированием, четкими правилами и нормами. По сути, это институциона-лизация - процесс трансформации каких-либо общественных отношений в социальный институт как устойчивую, нормативно закрепленную форму деятельности. Второе движение - это активные внутренние процессы, инициируемые и осуществляемые передовой частью общества, обладающей необходимым уровнем образования, интеллекта, творческого потенциала. В данном случае речь идет о самоорганизации, рождаемой внутри социокультурных объектов. Обозначенные движения могут сменять или подготавливать друг друга, действовать параллельно, находиться в оппозиционном отношении. Институционализация и самоорганизация являются диалектически взаимосвязанными, уравновешивающими и дополняющими друг друга процессами строительства любых социокультурных систем. В настоящей статье основное внимание сконцентрировано на роли и значении процессов самоорганизации2 в развитии академических музы-кально-исполнительских традиций Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX века.

«Самоорганизация» в культуре как сложной системе, по определению Г. А. Аванесовой, представляет собой «внутренние способности и возможности культуры реализовывать самоосуществляемые процессы своего регулирования» [1]. В ходе самоорганизации создается, воспроизводится или совершенствуется сложная динамическая система. Ее процессы выражаются в перестройке существующих или образовании новых связей между элементами, в появлении

структур на уровне элементов (подсистем), приводящих к эволюции всей системы. В числе факторов, обусловливающих возникновение, направленность и интенсивность самоорганизационных социокультурных процессов, исследователи выделяют две основные группы - внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Первые определяемы логикой общественно-исторического развития, воздействием со стороны среды, вторые - продиктованы волеизъявлением, духовным опытом и сознанием людей, внутренней потребностью изменений [15]. Стоит, однако, отметить, что, несмотря на обязательное наличие объективных условий, именно субъективные, внутренние причины играют решающую роль в самоорганизации. Кроме того, самоорганизационные социокультурные процессы часто являются ответом на негативные внешние влияния и противостоят деструктивным тенденциям окружающей среды, они несут нагрузку адаптационных внутренних механизмов системы и выполняют компенсаторные функции.

Социокультурное развитие России XIX — начала XX века во многом было подчинено самоорганизационному принципу. Импульсы, шедшие не «сверху», от государственных решений, а продиктованные инициативой «снизу», от активных и просвещенных представителей различных сословных групп, запускали мощные процессы самоорганизации, которые выливались в создание и функционирование новых общественных объединений, обладавших внутренней саморегуляцией своей деятельности. Часть из них в дальнейшем приобретала поддержку властей и официально закрепленные формы существования. Другие - приводили к социальным взрывам (революциям, Гражданской войне).

Музыкальная жизнь страны также была охвачена самоорганизационным движением. Еще на рубеже XVIII-XIX веков просвещенные любители и му-зыканты-профессионалы начали создавать в российских столицах объединения, задачами которых были развитие концертной сферы, становление музы-

кального образования, помощь и поддержка своим членам. Однако кульминации этот процесс достигает во второй половине XIX - начале XX века.

Открытие в 1862 году в Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (БМШ) - блестящий пример самоорганизации! Не получая никаких правительственных субсидий, БМШ зависела исключительно от инициативы и энтузиазма лучших представителей творческой интеллигенции. Просуществовав до Октябрьской революции, она была известна своей широкой просветительской деятельностью — учебной и концертной. Русское музыкальное общество (РМО), образованное в 1859 году в Петербурге, демонстрировало совершенно иную судьбу самоорганизационных импульсов. В нем участвовали помимо известных музыкантов (А. Г. Рубинштейн, Д. В. Стасов) и высокопоставленные государственные деятели. Представители царствующего дома состояли членами объединения и оказывали ему финансовую помощь, в результате чего с 1869 года оно приобрело название «Императорское русское музыкальное общество» (ИРМО) [8]. С разветвленной сетью Отделений по всей стране, в том числе и Сибири, ИРМО во второй половине XIX — начале XX века являлось ведущей музыкально-просветительской организацией России. При Обществе и его отделениях были открыты музыкальные классы, а затем на их основе - первые русские консерватории. ИРМО с сетью своих филиалов имело финансовую государственную поддержку, централизованное руководство, упорядоченную и регламентированную форму деятельности и отношений. Родившись - еще раз подчеркнем - на волне самоорганизации, оно стало социальным институтом музыкальной культуры и примером удачного слияния общественной инициативы и государственной протекции, успешным результатом встречных социальных движений.

Окинув взглядом российскую периферию второй половины XIX — начала XX века, можно увидеть, что самооргани-

зующиеся объединения были одними из главных двигателей ее музыкального развития. Речь идет о различных обществах, собраниях, клубах, проводивших широкую культурно-просветительскую работу, в том числе распространявших любительское исполнительство. В Енисейской губернии такие организации стали активно появляться с середины XIX века. Первоначально они объединяли людей по социальному статусу, а впоследствии больше по принципу единой профессиональной принадлежности и общности интересов. Подобные союзы должны были иметь уставы, утвержденные в Министерстве внутренних дел3. Тем не менее вектор и масштаб культурно-просветительской работы означенных структур регламентировались изнутри, и их материальная база в основном зависела от кооперативных усилий участников.

Одно из главных отличий упомянутых объединений заключалось в принципиальной разнице целей их создания. Определения «собрание» и «клуб» в реальной жизни тех лет часто выступали синонимами. Основной задачей данных организаций было разумное развлечение их членов с «семейством и гостями»4. В Красноярске они появлялись в следующей хронологической последовательности: Благородное (1852) [10, л. 19] и Мещанское (начало 1870-х) - которые затем преобразовались в одно Общественное (1875-1876) [10, л. 36; 18, с. 267], Ремесленное (1884) [5, л. 32], Военное (1885) [9, л. 7], Железнодорожное собрания (или клубы) (1900), клуб Вольно-пожар-ного общества (1902) [18, с. 64]. В Енисейске в 1875 году появляется Всесословный клуб [14, с. 30], а в 1880 для него отстраивается собственное здание и в документах он носит название - Общественное собрание [9, л. 1]. Такие же собрания существовали в Ачинске (начало XX века) и Канске (1879) [14, с. 30].

Общества же имели конкретные деловые цели, как то: материальная помощь сиротам, учащимся, усиление противопожарной безопасности, повышение уровня образования населения, медицины, развитие и популяризация драмати-

ческого искусства, спортивной культуры, трезвого образа жизни и т. д. Это красноярские Синельниковское общество благотворителей и попечения сирот (1873), Вольно-пожарное общество (ВПО) (1879), Общества попечения о начальном образовании (1884), вспомоществования учащимся (1884), врачей (1886), любителей драматического искусства (1887), трезвости (1899), спортивное общество «Сокол» (1912), потребительское общество «Самодеятельность» (1913) и другие [18, с. 64]. В Енисейске Общество попечения о начальном образовании создается в 1884 году [11], в Минусинске -в 1888 [4, л. 6].

В эти организации входили представители активного и передового чиновничества, купечества, высшего военного сословия, разночинной интеллигенции, а в начале XX века при возрастающей демократизации - и пролетариата. Помимо единой - самоорганизационной -основы, много общего имела и проводимая ими культурно-просветительская деятельность, которая заключалась в устройстве, в том числе с участием своих членов-любителей, концертов, спектаклей, семейных вечеров, гуляний, маскарадов, танцев, детских праздников. Только в случае с собраниями и клубами она главным образом выполняла функцию культурного досуга членов (в чем и заключалась основная задача этих организаций), а общества расценивали ее в качестве источника получения средств для реализации своих приоритетных целей, призванных решить острые социальные проблемы Енисейской губернии - открытие школ, приютов, библиотек, больниц, аптек и т. п5. Это отнюдь не умаляет важного культурного значения клубов и собраний, особенно в провинции. Обладавшие оборудованными залами, они привлекали любителей и профессионалов, в том числе гастролирующих артистов, и являлись важным очагом музыкально-театральной жизни, а в малых городах губернии - ее средоточием6.

При клубах и обществах создавались любительские творческие коллективы,

различные кружки и секции. Для этого часто приглашались профессиональные музыканты, актеры или талантливые любители, способные грамотно организовать творческий и учебный процесс. В Красноярске в начале XX века при Железнодорожном клубе функционировало сразу несколько кружков - любителей драматического искусства, украинских любителей сценического искусства, а также различные по составу оркестровые коллективы и хор, при клубе Воль-но-пожарного общества - кружок любителей музыкально-драматического искусства, духовой и балалаечный оркестры, при Обществе трезвости - драматический кружок, хор, народно-инструментальный, при Обществах попечения о начальном образовании и «Самодеятельность»— музыкально-драматические кружки (секции), при Обществе любителей драматического искусства - драматический кружок [18, с. 65].

Среди всех социальных объединений системообразующее значение в формировании академической музыкальной культуры и исполнительских традиций в Енисейской губернии принадлежало непосредственно любительским музыкальным кружкам и обществам7. Именно благодаря их деятельности в городах губернии появились базисные компоненты академического искусства — исполнительские коллективы (оркестры, ансамбли, светские хоры), источники получения профессионального музыкального образования. Они создаются в Енисейской губернии с последней четверти XIX века. Это Музыкальный кружок (1882) и затем его трансформация в Общество любителей музыки и литературы (1886) в Красноярске [18, с. 69], Театральный кружок конца 1870-х годов и созданное на его базе в начале 1880-х. Литературно-музыкально-драматическое общество в Минусинске [6], Енисейское общество любителей музыки и литературы (1898) [13], Кружок, а затем Общество любителей драматического искусства, музыки и пения в Канске (1907)8 [16, с. 9].

Так, например, в 1880-е годы, благодаря деятельности Красноярского обще-

ства любителей музыки и литературы, в столице губернии формируются любительские симфонический оркестр, светский хор, ряд камерно-инструментальных составов, интенсивно развивается сольная концертная практика, проходят первые оперные постановки силами красноярцев, создаются и сразу же исполняются произведения местных композиторов, складывается устойчивая слушательская аудитория. Определенным достижением любительского общественного движения в Красноярске стала организация в 1892 году, пусть и на кратковременный срок, первого профессионального музыкально-образовательного учреждения - Музыкальных классов [18, с. 84-85].

В Омске, Томске, Иркутске любительские музыкальные кружки и общества постепенно влились в сеть отделений ИРМО: очаги самоорганизации приобрели централизованное высококвалифицированное руководство и некоторую государственную материальную поддержку. Это сказалось на качестве, масштабе и устойчивости их функционирования. Отделение, консолидируя и сохраняя ценные творческие кадры города, выступало лидером в выстраивании всех элементов системы академической музыкальной культуры.

В Енисейской губернии общественная инициатива не встретила должного внимания и финансовой помощи со стороны власти. Красноярское общество любителей музыки и литературы (не говоря уже о подобных объединениях в других городах губернии) так и не смогло получить статус Отделения. Оно питалось за счет внутренних материальных и творческих ресурсов, энергии инициативной части любителей и наставничества редких профессиональных музыкантов. Отъезд в конце 1880-х годов высокообразованных специалистов, организаторов и руководителей хора и симфонического оркестра - Г. Ф. Бедненко и С. М. Безноси-кова - значительно ослабил позиции общества, а в начале XX века оно и вовсе перестало существовать. В 1910 году лучшие творческие силы из числа интел-

лигенции (любители и профессионалы) Красноярска организовали новое Музыкальное общество, но без поддержки меценатов и городской власти, а также при постепенно усиливавшихся в социуме потребностях в «легкой» музыке оно просуществовало максимум два года и не смогло развить свою деятельность подобно прежнему [Там же, с. 82-83]. Безусловно, все это тормозило становление как исполнительских традиций, так и академического искусства в целом в Красноярске по сравнению с вышеупомянутыми сибирскими административными центрами: затрудняло формирование стабильно функционирующих - симфонического оркестра, серьезных камерно-инструментальных составов, хора, оперных трупп, профессионального музыкального учебного заведения.

Подытоживая вышеизложенное, отметим: самоорганизационные социокультурные процессы имели особое значение в музыкальной истории Енисейской губернии второй половины XIX -начала XX века. Они пронизывали все элементы складывающейся системы академического искусства и выступали главным эволюционным механизмом, адаптируя ее к непростым условиям «взращивания» на периферии. Их конструктивную и созидательную роль также можно увидеть в меценатстве купцов и промышленников, в многочисленных пожертвованиях простых горожан в сфере культуры9. Различные общества и кружки (не только музыкальные и театральные) отчасти компенсировали отсутствие Отделения ИРМО, выполняя некоторые филармонические и образовательные функции, во многом формируя концертную сферу Енисейской губернии и давая возможность населению получить начальные музыкальные знания и навыки. Самоорганизующиеся музыкально-любительские объединения (оркестры, ансамбли, хоры, музыкальные кружки и классы) становились исходными очагами профессионализации. В дальнейшем, обрастая собственной инфраструктурой, они встраивались в иерархичную многосоставную модель

академической музыкальной культуры уже как ее подсистемы - исполнительство и образование. Безусловно, обозначенные культуротворческие механизмы в Енисейской губернии рубежа веков за-

висели не только от устремлений отдельных личностей, но и диктовались историческим контекстом, когда самоорганизация выступала общей социальной идеей времени.

Примечания

1 Статья подготовлена при содействии Краснояр-

ского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.

2 В современных научных работах самоорганиза-

ция часто устойчиво ассоциируется с синергетикой. Последняя понимается многими исследователями, включая и ее основоположника физика-теоретика Г. Хакена, как учение о самоорганизации [17]. Синергетика - относительно новое междисциплинарное научное направление (термин возник от греческого слова «зупе^еШсов», что в переводе означает -совместный, согласованно действующий), изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других), благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях [7]. Оно принимается далеко не всеми ведущими специалистами, которые считают, что это просто красивое название уже ранее существовавших общей теории организации и общей теории систем [2]. Весьма сомнительной видится и экстраполяция изначально физического термина на гуманитарные исследования. В настоящей работе, посвященной изучению музыкально-исторических процессов, мы не используем термин «синергетика» и рассматриваем собственно самоорганизацию как социокультурное явление.

3 От момента выдвижения инициативной группой идеи организации того или иного добровольного общественного объединения до его официальной регистрации могло пройти несколько лет.

4 Первым пунктом в уставе дореволюционных провинциальных собраний или клубов обычно значилось - «доставить членам своим с их семейством возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою» [5, л. 10].

6 Это обычно прописывалось в уставах обществ, как то: «для усиления средств обществу предоставляется устраивать лекции, спектакли, концерты и литературные вечера» [3, л. 43].

6 Например, в регулярных отчетах Енисейского губернского правления конца XIX века можно прочитать: «В Енисейске - 1 театр, который помещается в здании Общественного собрания, антрепренера и постоянной труппы при нем нет, также и особых клубов и частных залов, и временные сцены общественными и частными лицами исполняются в Общественном собрании» [9, л. 1].

7 Музыкальный или театральный «кружок», если речь шла о самостоятельной организации, а не о «придаточном» объединении дополнительного эстетического воспитания, созданном при обществе или клубе, мог отличаться от «общества» меньшим составом участников и, соответственно, масштабом деятельности. Но иногда в провинции определения этих творческих объединений не подразумевали под собой принципиальной разницы: ни в официальных статусах (те и другие имели общегородской характер и утвержденные Министерством внутренних дел уставы), ни в качественных и количественных показателях. В регионах, как можно увидеть и в Енисейской губернии, преобладали кружки и общества, объединявшие почитателей нескольких видов искусств. Вместе с тем музыкальная направленность в их деятельности активно проявляла себя, а в Красноярске - значительно превалировала.

8 Официальную регистрацию в Министерстве

внутренних дел Канское общество любителей драматического искусства, музыки и пения получило в 1907 году, но в ином статусе оно существовало и ранее, возможно, уже в конце XIX века. Так, в архивном документе от 1905 года Кружок любителей драматического искусства, музыки и пения наделяется эпитетом - «вновь образуемый» [12, л. 2, 4].

9 Так, например, благотворительные взносы сделали возможным появление театральных зданий в Красноярске (1874, 1902) и Минусинске (1888, 1906). Строительство в столице Енисейской губернии в разгар Первой мировой войны еще одного значимого концертно-теат-рального зала - Дома Просвещения - было также обязано общественной инициативе.

Литература

1.Аванесова Г. А. Самоорганизация в культуре [Электронный ресурс] // Культурология. XX век: Энцикл.: в 2 т. / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - СПб., 1998. - URL: http:// www.psylib.org.ua/books/levitO 1 /index .htm (дата обращения: 12.01.2016).

2. Воскобойников А. Э. Системные исследования: базовые понятия, принципы и методология [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 6. - URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/6/ VoskoboinikovSystems-Research (дата обращения: 12.04.2015).

3. Дело об образовании в Красноярске Общества вспомоществования бедным учащимся Енисейской губернии и Общества попечения о начальном образовании в г. Красноярске (1883-1885 гг.). - Государственный архив Красноярского края (ГАКК), ф. 595, оп. 1, д. 1300, на 60 л.

4. Дело об учреждении Общества попечения о начальном образовании в г. Минусинске (1885-1888 гг.). - ГАКК, ф. 595, оп. 1, д. 2879, на 11 л.

5. Дело по рассмотрению прошения мещанина М. Фёдорова об открытии ремесленного общественного клуба в Красноярске (1883-1884 гг.). - ГАКК, ф. 595, оп. 1, д. 1301, 31 л.

6. Кузьмина Т. Г. Музыкальный театр города Минусинска второй половины XIX века // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 8 (17). -С. 105-108.

7. Курдюмов С. П. Концепция самоорганизации. Синергетика. Общие положения [Электронный ресурс] // Сайт С. П. Курдюмова. - URL: http://spkurdyumov.ru/what/koncepciya-samoorganizacii-sinergetikaobshhie-polozheniya (дата обращения: 12.02.2015).

8. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. [Электронный ресурс] / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М.: Сов. Энциклопедия, 1973-1982. - URL: http:/

/www.music-dic.ru/ (дата обращения: 12.02.2016).

9.0 собрании сведений о существующих в Енисейской губернии театрах, клубах, частных залах (1885 г.). - ГАКК, ф. 595, оп. 2, д. 792, 9 л.

10. Об учреждении при Красноярском благородном собрании Благотворительного комитета в пользу беднейшего населения Красноярска (1867 г.). - ГАКК, ф. 595, оп. 1, д. 6, 38 л.

11. Отчет о работе Совета общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске (1886-1887 гг.). - ГАКК, ф. 595, оп. 1, д. 2418, 8 л.

12. По ходатайству канцелярского служителя Эраста Васильевича Востокова об утверждении устава Кружка любителей драматического искусства, музыки и пения (1905 г.). -ГАКК, ф. 595, оп. 3, д. 323, 6 л.

13. По ходатайству Правления Енисейского общества любителей музыки и литературы о возобновлении своих действий (1907 г.). -ГАКК, ф. 595, оп. 3, д. 928, 7 л.

14. Роменская Т. А., Селиванов Б. В. Музыкальная культура Сибири второй половины XIX - начала XX века // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. - Новосибирск, 1997. -Т. 2, кн. 2. - 510 с.

15. Самоорганизация в социокультурных системах [Электронный ресурс] // Самоорганизация в природе и в обществе: Филос.-методол. очерки / Михайловский В. Н. и др. - СПб., 1994. - URL: http://biospace.nw.ru/evoeco/lit/ selforg-5.htm. (дата обращения: 10.01.2016).

16. Фирсанкова JI. И. Театр в Канске 1907-2007: История Канского городского драматического театра. - Красноярск, 2007. - 123 с.

17. Хакен Г. Синергетика. - М., 1980. - 406 с.

18. Царёва Е. С. Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до 1922 года: Пути формирования музыкальной культуры европейского типа. - Красноярск, 2014. - 368 с.

References

1.Avanesova G. A. Samoorganizacija v kul'ture [Self-organization in culture] Kul'turologija. XX vek: Jenciklopedija: v 2 t. [Cultural Studies. The XX century: Encyclopedia: in 2 volumes]. St. Petersburg, 1998. URL: http:// www.psylib.org.ua/books/levit01/index.htm

2. Voskobojnikov A. Je. Sistemnye issledovanija: bazovye ponjatija, principy i metodologija [Systematic studies: basic concepts, principles and methodology] Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2013, Issue

6. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/ 2013/6/VoskoboinikovSystems-Research 3.Delo ob obrazovanii v Rrasnojarske Obshhestva vspomoshhestvovanija bednym uchashhimsja Enisejskoj gubernii i Obshhestva popechenija o nachal'nom obrazovanii v g. Krasnojarske (1883-1885) [The case on opening the Society of assistance to the poor students of the Yenisei province in Krasnoyarsk and the Provision society for the primary education in Krasnoyarsk (1883-1885)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 1, d. 1300. 60 p.

4. Delo ob uchrezhdenii Obshhestva popechenija o nachal'nom obrazovanii v g. Minusinske (1885-1888 gg.) [The case on the establishment of the Provision society for primary education in the city of Minusinsk (1885-1888)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 1, d. 2879. 11 p.

5. Delo po rassmotreniju proshenija meshhanina M. Fjodorova ob otkrytii remeslennogo obshhestvennogo kluba v Krasnojarske (1883-1884) [Case on consideration of tradesman M. Fedorov's petition on the opening of handicraft social club in Krasnoyarsk (1883-1884)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 1, d. 1301. 31 p.

6. Kuz'mina T.G. Muzykal'nyj teatr goroda Minusinska vtoroj poloviny XIX veka [Musical theater of Minusinsk city in the second half of the XIX century] Evrazijskij sojuz uchjonyh [Eurasian Union of Scientists], 2015, issue 8 (17), pp. 105-108.

7. Kurdjumov S. P. Koncepcija samoorganizacii. Sinergetika. Obshhie polozhenija [The concept of self-organization. Synergetics. General provisions]. Website of S. P. Kurdyumov. URL: http://spkurdyumov.ru/what/koncepciya-samoorganizacii-sinergetikaobshhie-polozheniya

8. Muzykal'naja jenciklopedija: v 6 t. [Music Encyclopedia: in 6 volumes]. Moscow, 1978-1982. URL: http://www.music-dic.ru

9.0 sobranii svedenij o sushhestvujushhih v Enisejskoj gubernii teatrah, klubah, chastnyh zalah (1885 g.) [About collecting information on the theaters, clubs, private rooms existing in the Yenisei province (1885)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 2, d. 792. 9 p.

10. Ob uchrezhdenii pri Krasnojarskom blagorodnom sobranii Blagotvoritel'nogo komiteta v pol'zu bednejshego naselenija Krasnojarska (1867 g.) [On the establishment of the Charity Committee in favor of the Krasnoyarsk poorest people at the Krasnoyarsk noble meeting (1867)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 1, d. 6. 28 p.

11. Otchjot o rabote Soveta obshhestva popechenija o nachal'nom obrazovanii v g. Enisejske (1886-1887 gg.) [Report on the operation of the Board of the primary education

care association in Yeniseysk (1886-1887)] State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 1, d. 2418. 8 p.

12. Po hodatajstvu kanceljarskogo sluzhitelja Jerasta Vasil'evicha Vostokova ob utverzhdenii ustava Kruzhka ljubitelej dramaticheskogo iskusstva, muzyki i penija (1905 g.) [On approving the charter of the Society of dramatic art, music and singing lovers as requested by the minister of office Erast Vasilyevich Vostokov (1905)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 3, d. 323. 6 p.

13. Po hodatajstvu Pravlenija Enisejskogo obshhestva ljubitelej muzyki i literatury o vozobnovlenii svoih dejstvij (1907 g.)

[On the resumption of activities of the Yenisei Society of music and literature lovers as requested by the Board (1907)]. State Archive of the Krasnoyarsk Territory, f. 595, inv. 3, d. 928. 7 p.

14. Romenskaja T. A., Selivanov B. V. Muzykal'naja kul'tura Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX veka [Musical culture of Siberia in the second half of XIX - early XX century] Muzykal'naja kul'tura Sibiri: v 3 t. [Musical culture of Siberia: in 3 volumes]. Novosibirsk, 1997. V. 2, b. 1. 510 p.

15. Samoorganizacija v sociokul'turnyh sistemah [Self-organization in the socio-cultural systems] Samoorganizacija v prirode i v obshhestve: filos.-metodol. ocherki [Self-organization in nature and in society: philosophical and methodological essays]. St. Petersburg, 1994. URL: http:// biospace.nw.ru/evoeco/lit/selforg-5.htm

16. Firsankova L. I. Teatr v Kanske 1907-2007: istorija Kanskogo gorodskogo dramaticheskogo teatra [Theatre in Kansk 1907-2007: history of Kansk City Drama Theatre]. Krasnoyarsk, 2007. 123 p.

17. Haken G. Sinergetika [Synergetics]. Moscow, 1980. 406 p.

18. Tsareva E. S. Muzykal'naja zhizn' Krasnojarska ot istokov do 1922 goda: puti formirovanija muzykal'noj kul'tury evropejskogo tipa [Musical life of Krasnoyarsk from the beginnings until 1922: ways of formation of musical culture of European type]. Krasnoyarsk, 2014. 368 p.

Развитие академического исполнительского

искусства в Енисейской губернии второй половины XIX — начала XX века и процессы самоорганизации (к постановке проблемы) В настоящей работе на основе неопубликованных архивных документов рассматривает-

The development of academic performing art in the Yenisei province in the second half of

the XIX - early XX century and the self-organization processes (stating the problem) Based on unpublished archival documents, this paper considers the development of

ся развитие исполнительского искусства как часть системы академической музыкальной культуры в Енисейской губернии второй половины XIX - начала XX века. Попытка анализа краеведческого материала в социокуль-турологическом ракурсе обеспечивает новые результаты в осмыслении музыкально-исто-рических событий. Выявляются два основных диалектически взаимосвязанных социальных процесса строительства музыкальной культуры - самоорганизация и институционализа-ция. Процессы самоорганизации определяются ведущим принципом формирования исполнительских традиций, а также эволюции всей системы академического искусства Енисейской губернии на означенном этапе.

Ключевые слова: исполнительское искусство, академическая музыкальная культура, институционализация, самоорганизация, Енисейская губерния.

performing arts as a part of the system of academic musical culture in the Yenisei province in the second half of the XIX - early XX century. The analysis of local history materials from the socio-cultural perspective provides new results in understanding the musical and historical events. Self-organization and institutionalization - two basic dialectically interrelated social processes used for creating musical culture - are explored. Self-organization processes are defined by the guiding principle of the performing traditions formation, as well as by the evolution of the whole academic performing art system in the Yenisei province during the above-mentioned time period.

Keywords: performing arts, academic musical culture, institutionalization, self-organization, the Yenisei Province.

Царёва Евгения Сергеевна - кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов Красноярского государственного института искусств.

E-mail: evatcareva@gmail.com

Evgenya Tsareva - Candidate of Arts History, Lecturer at the Department of Orchestral string instruments of the Krasnoyarsk State Institute of Arts. E-mail: evatcareva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.