Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБРАЗА АБАЯ КУНАНБАЕВА В ТЕАТРАХ КАЗАХСТАНА'

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБРАЗА АБАЯ КУНАНБАЕВА В ТЕАТРАХ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Абай Кунанбаев / сценография / образ Абая / театральные постановки / 175 летие Абая / костюмное оформление образа А. Кунанбаева / Abai Kunanbayev / Scenography / image of Abai / theatrical performances / 175th anniversary of Abai / costume design of the image of A.Kunanbayev

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жылкаманова А.А.

В данной статье рассматривается теоретический обзор сценографических решений образа Абая Кунанбайулы в ретроспективе театральных постановок. В исследовании создания образа Абая Кунанбайулы раскрываются литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, театральный образ. Приведен анализ создания костюмного образа на основе исследования театральных постановок в театрах Казахстана: Театр Астана Балет (г.Нурсултан), Казахском государственном академическом театре драмы имени М.О.Ауэзова, (г.Алматы), Казахском Государственном Академическом театре оперы и балета имени Абая, (г. Алматы), Государственном Казахском Музыкально-Драматическом Театре им. Абая, (г. Семей), Казахский драматический театр имени С.Сейфуллина (г.Караганда). Проанализирован, обоснован и составлен семиотический образ персонажа Абая Кунанбайулы в театральных постановках Казахстана. Статья посвящена обращению к культурному наследию А.Кунанбаева в связи с празднованием 175 летия со дня рождения. Статья раскрывает методические подходы создания образного решения костюмного оформления Абая Кунанбаева в театральных постановках. Проблемой исследования является формирование образа Абая Кунанбаева в сценографии театрального костюма. Актуальностью темы является обращение культурному наследию А.Кунанбаева связи с празднованием 175 летия со дня рождения, и привлечение пристального внимания президента в его ежегодном послании народу Казахстана (от 1 сентября 2020г.) в рамках государственной программы Рухани Жанғыру. Целью и задачей являются проведение ретроспективного анализа образных решении А.Кунанбаева в театральных постановках; выявить характерные особенности образного решения Абая в сценографии театра. Задача исследования выявить особенности образного решения Абая в сценографии театра через методологические приемы и интерпретацию сценографии в костюмированном оформлении образа Абая Кунанбаева в театре. Новизна исследования систематизация методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCENOGRAPHIC SOLUTIONS FOR THE IMAGE ABAI KUNANBAYEV IN THEATERS OF KAZAKHSTAN

This article discusses a theoretical review of scenographic solutions for the image of Abai Kunanbayuly in a retrospective of theatrical performances. In the study of the creation of the image of Abai Kunanbayuly, the literary heritage, the literary image, the figurative image, the theatrical image are revealed. The analysis of the creation of a costume image based on the study of theatrical performances in the theaters of Kazakhstan is given: Astana Ballet Theater (Nursultan), Kazakh State Academic Drama Theater named after M.O.Auezov (Almaty), Kazakh State Academic Opera and Ballet Theater named after Abai, (Almaty), State Kazakh Music and Drama Theater named after Abay, (Semey), Kazakh Drama Theater named after S.Seifullin (Karaganda). The semiotic image of the character of Abai Kunanbayuly in theatrical performances of Kazakhstan is analyzed, substantiated and compiled. The article is devoted to the appeal to the cultural heritage of A.Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth. The article reveals the methodological approaches to creating a figurative solution for Abai Kunanbaev’s costume design in theatrical performances. The problem of the research is the formation of the image of Abai Kunanbayev in the stage design of theatrical costume. The relevance of the topic is the appeal to the cultural heritage of A.Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth, and the attraction of the president's close attention in his annual message to the people of Kazakhstan (dated September 1, 2020) within the framework of the state program Rouhani Zhangyru. The purpose and task is to conduct a retrospective analysis of the figurative solutions of A.Kunanbaev in theatrical performances; to reveal the characteristic features of the figurative solution of Abai in the theater scenography. The objective of the research is to reveal the features of the imaginative solution of Abai in the theater scenography through methodological techniques and interpretation of scenography in the costume design of the image of Abai Kunanbayev in the theater. The novelty of the research is the systematization of methodological approaches to creating the image of Abai by means of costume design in the theater.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБРАЗА АБАЯ КУНАНБАЕВА В ТЕАТРАХ КАЗАХСТАНА»

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОБРАЗА АБАЯ КУНАНБАЕВА В ТЕАТРАХ КАЗАХСТАНА

Жылкаманова А.А.

Казахская Национальная Академия Искусств им. Т.Жургенова

(Алматы, Казахстан)

Аннотация: В данной статье рассматривается теоретический обзор сценографических решений образа Абая Кунанбайулы в ретроспективе театральных постановок. В исследовании создания образа Абая Кунанбайулы раскрываются литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, театральный образ. Приведен анализ создания костюмного образа на основе исследования театральных постановок в театрах Казахстана: Театр Астана Балет (г.Нурсултан), Казахском государственном академическом театре драмы имени М.О.Ауэзова, (г.Алматы), Казахском Государственном Академическом театре оперы и балета имени Абая, (г. Алматы), Государственном Казахском Музыкально-Драматическом Театре им. Абая, (г. Семей), Казахский драматический театр имени С.Сейфуллина (г.Караганда). Проанализирован, обоснован и составлен семиотический образ персонажа Абая Кунанбайулы в театральных постановках Казахстана. Статья посвящена обращению к культурному наследию А.Кунанбаева в связи с празднованием 175 - летия со дня рождения. Статья раскрывает методические подходы создания образного решения костюмного оформления Абая Кунанбаева в театральных постановках. Проблемой исследования является формирование образа Абая Кунанбаева в сценографии театрального костюма. Актуальностью темы является обращение культурному наследию А.Кунанбаева связи с празднованием 175 - летия со дня рождения, и привлечение пристального внимания президента в его ежегодном послании народу Казахстана (от 1 сентября 2020г.) в рамках государственной программы Рухани Жангыру. Целью и задачей являются проведение ретроспективного анализа образных решении А.Кунанбаева в театральных постановках; выявить характерные особенности образного решения Абая в сценографии театра. Задача исследования - выявить особенности образного решения Абая в сценографии театра через методологические приемы и интерпретацию сценографии в костюмированном оформлении образа Абая Кунанбаева в театре. Новизна исследования - систематизация методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре.

Ключевые слова: Абай Кунанбаев, сценография, образ Абая, театральные постановки, 175 летие Абая, костюмное оформление образа А. Кунанбаева.

FORMATION OF SCENOGRAPHIC SOLUTIONS FOR THE IMAGE ABAI KUNANBAYEV IN THEATERS OF KAZAKHSTAN

Zhylkamanova A.A.

Kazakh National Academy of Arts named after T. Zhurgenov

(Almaty, Kazakhstan)

Abstract: This article discusses a theoretical review of scenographic solutions for the image of Abai Kunanbayuly in a retrospective of theatrical performances. In the study of the creation of the image of Abai Kunanbayuly, the literary heritage, the literary image, the figurative image, the theatrical image are revealed. The analysis of the creation of a costume image based on the study of theatrical performances in the theaters of Kazakhstan is given: Astana Ballet Theater (Nursultan), Kazakh State Academic Drama Theater named after M.O.Auezov (Almaty), Kazakh State Academic Opera and Ballet Theater named after Abai, (Almaty), State Kazakh Music and Drama Theater named after Abay, (Semey), Kazakh Drama Theater named after S.Seifullin (Karaganda). The semiotic image of the character of Abai Kunanbayuly in theatrical performances of Kazakhstan is analyzed, substantiated and compiled. The article is devoted to the appeal to the cultural heritage of A.Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth. The article reveals the methodological approaches to creating a figurative solution for Abai Kunanbaev's costume design in theatrical performances. The problem of the research is the formation of the image of Abai Kunanbayev in the stage design of theatrical costume. The relevance of the topic is the appeal to the cultural heritage of A.Kunanbayev in connection with the celebration of the 175th anniversary of his birth, and the attraction of the president's close attention in his annual message to the people of Kazakhstan (dated September 1, 2020) within the framework of the state program Rouhani Zhangyru. The purpose and task is to conduct a retrospective analysis of the figurative solutions of A.Kunanbaev in theatrical performances; to reveal the characteristic features of the figurative solution of Abai in the theater scenography. The objective of the research is to reveal the features of the imaginative solution of Abai in the theater scenography through methodological techniques and interpretation of scenography in the costume design of the image of Abai Kunanbayev in the theater. The novelty of the research is the systematization of methodological approaches to creating the image of Abai by means of costume design in the theater.

Keywords: Abai Kunanbayev, Scenography, image of Abai, theatrical performances, 175th anniversary of Abai, costume design of the image of A.Kunanbayev.

Введение. Внутренний и внешний мир поэта - мыслителя Абая Кунанбаева нашел отражение в многочисленных литературных, изобразительных, театральных постановках и кинопроектах. Авторами этих шедевров являются выдающиеся деятели культуры и искусства Казахстана и зарубежья. Именно благодаря их высокохудожественному творчеству великий поэт предстает перед нами в своей духовной возвышенности и мудрости.

Основы научно-теоретических исследований составляют: литературное наследие (авторские произведения Абая Кунанбаева), литературный образ Абая, научные исследования по теме создания образа Абая (диссертации, статьи, учебники, книги, научные исследования, материалы конференций).

Методы исследования. Обзорно-теоретическое исследование, на основе методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре содержат: культурологический; исторический; диалектический; проектно-компаративный; фактологический; семиотического анализа; сценографического анализа.

Основу исследования по формированию сценографических решений образа Абая Кунанбайулы составляют: литературное наследие, литературный образ, изобразительный образ, образ Абая в театральных постановках, образ Абая в кинопроектах, научные исследования по теме создания образа Абая. Ниже представлены методологические основы исследования.

Методологические основы исследования:

Литературное наследие (авторские произведения Абая Кунанбаева): Слова назидания [Жалын, 1982; Жазушы, 1970], Избранное [Художественная литература. Москва. 1981], Стихотворения и поэмы [Советский писатель, 1966], Собрание сочинений [Государственное издательство художественной литературы, 1954].

Литературный образ Абая: Путь Абая [М.Ауэзов, 1том - 1942, 2 том -1947, 3 том - 1952, 4 том - 1956], Абай Кунанбаев [монографияльщ зерттеулер, М.Ауэзов, 1995, Алматы], Абай К¥нанбаев [гылыми тYсiнiктер, КМухамедханов, Алматы 2009], Абайдыц кара сeздерi [эдеби зерттеулер, Х.Сушншэлиев, Алматы 1956], Абайтану [зерттеу ецбеп, М. Мырзахметулы, Астана, 2014], Абайдыц eмiрбаяны архив деректершде [гылыми ецбек, Б.Байгалиев, Алматы 1995], Куйесщ, журек... Суйесщ... [зерттеулер, Т.Журтбай, Алматы 2011].

Изобразительный образ Абая: Портрет юного Абая [Кастеев А., музей им.А.Кастеева, холст, масло. 100х65. 1945], Абай на джайлау [Кастеев А., музей им.А.Кастеева, холст, масло. 147х123. 1971], Абай [Кенинг А., музей им.А.Кастеева, холст, масло. 1953], Абай [Тогысбаев Т., музей им.А.Кастеева, холст, масло. 1969], Портрет Абая [Айтбаев С., музей им.А.Кастеева холст,

масло. 91x71. 1980], Портрет Абая [Нурмухаммедов Н., музей им. А.Кастеева, холст, масло. 1971], Абай [Аманжолов М., музей им. А.Кастеева, холст, масло. 170x179. 1994], Абай за работой [Урманче Б., музей им. А.Кастеева, холст, масло. 1945], Портрет молодого Абая [Кастеев А. музей им. А.Кастеева, бумага, акварель. 40х55. 1949].

Образ Абая в театральных постановках: Абай [опера, театр Астана Опера, режиссер - Джанкарло дель Монако, художник по костюмам - Франка Скуарчапино, 2015], Абай [драма, ГАКМДТ, режиссер - А.Оразбеков, художник - Д.Доспаев, 2017], Абай [трагедия, М.Эуезов ат казак Мемлекеттш Академиялык драма театры, режиссер: Е.Обаев, художник по костюмам-Е.Трков, 2010], Абайдьщ ж^мбагы [драма, М.Эуезов атындагы Казак мемлекеттш академиялык драма театры, режиссер: Аридаш Оспанбаева, художник - М^рат Сапаров, 2020], Абай [опера, ГАТОБ имени Абая, режиссер -постановщик - Андреа Чиньи, художник по костюмам - Симона Моррези, 2014], Жас Абай [музыкальная драма, Государственный Казахский музыкально-драматический театр им. Абая, режиссер - Ш.Карибаев, 2015], Жас Абай [драма, Казахский драматический театр имени С.Сейфуллина, режиссер: Н.Ж^маниязов, художник - постановщик - Е.Т^яков, 2020].

Образ Абая в кинопроектах: Абай. Жизнь и творчество [документальный фильм, Казахфильм им. Ш.Айманова, режиссёр - Тимурлан Арганчеев, 1983], Песни Абая [художественный фильм, Казахфильм им. Ш.Айманова, режиссёры- Ефим Арон и Григорий Рошаль, 1945], Абай [кинолента, Казахфильм им. Ш.Айманова, режиссёр - Ардак Амиркулов, 1995], Кунанбай [биографический фильм, Казахфильм им. Ш.Айманова, режиссёр - Досхан Жолжаксынов, 2016].

Научные исследования по теме создания образа Абая: Абайдын, акындык мектебi [КМ^хамедханов, докторлык диссертация, Алма-Ата, 1945], Мировоззрение Абая в контексте казахской общественной мысли [кандидатская диссертация, Г.Барлыбаева, Алма-Ата, 1992], Творчество Абая Кунанбаева в зарубежной рецепции [научная статья, А.К. Машакова, Астана, 2017], Образ пути Абая и его творчества [научная статья, К.Фазилова, Гулистан (Узбекистан), 2018], Вопросы образования и воспитания в произведениях Абая [научная статья, К.Фазилова, Гулистан (Узбекистан), 2017], Абай и джадидизм: единство знания и веры в духовном наследии мыслителей Центральной Азии [научная статья, Е.У. Байдаров, Алматы, 2015].

Результаты. Теоретическое исследование методологических основ: литературного наследия, литературного образа, изобразительного образа, образа Абая в театральных постановках, образа Абая в кинопроектах, научных исследований по теме создания образа Абая позволило определить

последовательность изучения ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева в казахстанских театрах.

Рассмотрение в исследовании театральных образов Абая Кунанбаева на разных этапах жизни позволяет проследить формирование различных решений образа через костюмное оформление спектакля, в частности главного персонажа - Абая Кунанбаева. Результатами обзорно-теоретического исследования является определение приемов художественной визуализации образа, выявление художественно-визуальных средств, методических подходов создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре для формулирования рекомендаций и перспектив по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре. Обзорно-теоретическое исследование позволит применить полученный опыт в методических подходах костюмного оформления в постановке «Абай» в Актюбинском областном драматическом театре им. Т.Ахтанова. Ниже представлено обзорно-теоретическое исследование ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева в казахстанских театрах.

В результате проведенного обзорно-теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре:

- «культурологический подход - в котором теоретически изучена культурная модель личности на основе созданных ценностей в контексте её культурологического существования, на основе аксиологии - учении о ценностях и ценностной структуре мира, сквозь призму понятия культуры» [1, c.16];

- «исторический подход - в котором проанализированы различные биографические и исторические явления в процессах развития личности и изменения внешнего облика персонажа в сценическом костюме. Раскрыта методология технологических и художественных принципов, методов» [2,

c.10];

- «диалектический подход - отражает рефлексию логико-философского мышления по внешним признакам сценического персонажа в меняющихся процессах на различных жизненных этапах» [3, c.8.,4, с.25];

- «проектно-компаративный подход - сравнительный подход проектов, осуществляющий сравнительно-исторический анализ постановок в театре и кино, выполняет междисциплинарную функцию сохранения идентичности. Анализ разных культур или конкретных областей культуры в определенном временном интервале позволяет выявить общие, универсальные принципы и

установки, найти различия, самобытность рассматриваемых традиций» [5, с.36];

- «фактологический подход - на основе методологии селекции фактов, выявления теоретических основ, принципов и методов изучения, анализа, описания сценографических фактов и их систематизации. Фактология осуществляет комплекс приемов, позволяющих осуществлять поиск, распознавание, отбор, добывание фактов, интерпретацию, а также оперирование фактами» [6, с.86];

- «подход семиотического анализа - на основе исследования теории знаков и знаковых систем, выделение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания, изобразительных (иконических) знаков с установленной системой связей между культурологическими объектами. Применение семиотического анализа позволяет проследить механизм формирования исторической реальности и понять смысл событий прошлого для современности» [7, с.105];

- «подход сценографического анализа - это сравнительный анализ разных сценографических решений с целью выявления в них неких общих, универсальных принципов и установок, а также с целью нахождения различий и инноваций, свидетельствующих о самобытности рассматриваемых традиций, тенденций, концепций. Работа режиссера с художником над пространственным решением массового действа начинается с выражения единого смысла и сверхзадачи будущего представления» [8, с.23].

Дискуссия. Основу теоретико-методологического исследования костюмного оформления в театральных постановках составляют: Абай [опера, театр Астана Опера, режиссер - Джанкарло дель Монако, художник по костюмам - Франка Скуарчапино, 2015], Абай [драма, ГАКМДТ, режиссер -А.Оразбеков, художник - Д.Доспаев, 2017], Абай [трагедия, М.Эуезов ат казак Мемлекеттш Академиялык драма театры, режиссер: Е. Обаев, художник по костюмам- Е.Туяков, 2010], Абайдыц жумбагы [драма, М.Эуезов атындагы Казак мемлекетлк академиялык драма театры, режиссер: Аридаш Оспанбаева, художник - Мурат Сапаров, 2020], Абай [опера, ГАТОБ имени Абая, режиссер -постановщик - Андреа Чиньи, художник по костюмам - Симона Моррези, 2014], Жас Абай [музыкальная драма, Государственный Казахский музыкально-драматический театр им. Абая, режиссер - Ш.Карибаев, 2015], Жас Абай [драма, Казахский драматический театр имени С.Сейфуллина, режиссер: Н.Жуманиязов, художник - постановщик - Е.Туяков, 2020]. Во всех вышеперечисленных театральных постановках показывается каждый этап жизни Абая Кунанбайулы.

Краткое обсуждение:

В драматической постановке «Жас Абай» сценический образ через костюм был передан на основе молодости Абая, когда он еще в рассвете сил, не опытный, наивный, юнный и светлый персонаж.

В театральной постановке «Абай» в жанре драма сценический образ через костюм был представлен на основе середины лет его жизни, создан образ крупной, колоритной личности с его личными качествами человечности, целеустремленности.

В жанре трагедия в постановке «Абай» представленный в КГАТД им. М.О.Ауэзова, сценический образ через костюм был передан на основе светлого образа ученого, мыслителя, человека, несущего светлые идеалы и моральные ценности.

В жанре опера в театральной постановке «Абай» передача сценического образа через костюм была обусловлена его любовью к учебе и знаниям, для просветления невежественных людей.

В жанре опера в театральной постановке «Абай» передача сценического образа через костюм, опирается на качества умудренного жизненным опытом человека, способного принимать взвешанные решения в жизни.

В театральной постановке «Абайдын, Ж^мбагы» в жанре драма передача сценического образа через костюм основана на моментах его жизни где он в поиске чего-то нового, возможно в поиске себя.

Заключение

В результате проведенного обзорно-теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены аспекты сценографических решений образа, приемы художественной визуализации образа, художественно-визуальными средства, методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре, сформулированы рекомендации и перспективы по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре.

В результате проведенного обзорно-теоретического исследования ретроспективы сценографических решений образа Абая Кунанбаева были выявлены методологические основы исследования, включающие: литературное наследие (авторские произведения Абая Кунанбаева), литературный образ Абая, изобразительный образ Абая, образ Абая в театральных постановках, образ Абая в кинопроектах, научные исследования по теме создания образа Абая.

Проведен обзорно-сравнительный анализ театральных постановок:

• Драма «Жас Абай» была представлена в Казахском драматическом театре имени С.Сейфуллина, в городе Караганда, 2020 году, режиссер Н.Жуманиязов, художник по костюмам Е.Туяков.

• Драма «Абай» была представлена в театре ГАКМДТ, в городе Нурсултан 2017 году, режиссер - А.Оразбеков, художник - Д.Доспаев.

• Трагедия «Абай» была представлена в Казахском государственном академическом театре драмы имени М.О.Ауэзова, в Алматы, 2010, автор М.Эуезов, режиссер Е.Обаев, художник по костюмам Е.Туяков.

• Опера «Абай» была представлена в ГАТОБ имени Абая, в Алматы, 2014 году в жанре, режиссер-постановщик - Андреа Чиньи, художник по костюмам -Симона Моррези.

• Опера «Абай» была представлена в театре Астана Опера, в Нур-Султане, 2015г., режиссер - Джанкарло дель Монако, художник по костюмам - Франка Скуарчапино.

• Драма «Абайдьщ Жумбагы» была представлена в Казахском государственном академическом театре драмы имени М.О.Ауэзова, в Алматы, 2020, режиссер: Аридаш Оспанбаева, художник - Мурат Сапаров.

В результате теоретического исследования были выявлены аспекты сценографических решений образа, включающие: ассортимент комплектов одежды, технические характеристи модели костюмов (крой, виды тканей, цветовую паллитру), социальный статус; возраст, вклад в культурно-историческое наследие.

Для создания сценического образа в спектаклях были использованы приемы художественной визуализации образа: комбинаторика; гармонизация; центрирование; контраст; эклекетика; масштабирование; иммитация; детализация; ассоциативность; простота.

Художественно-визуальными средствами костюмного оформления спектаклей являются:

• выбор цветовой гаммы в соответствии с семантикой цвета в казахской культуре;

• конфекционирование фактур и видов тканей.

Методические подходы создания образа Абая средствами костюмного оформления в театре основаны на: культурологическом; историческом; диалектическом; проектно-компаративном; фактологическом; семиотическом анализе; сценографическом анализе.

Рекомендации и перспективы по исследуемой теме в решении образа Абая Кунанбаева средствами костюмного оформления в театре сохранять и популяризироват ь:

• казахскую национальную, культурную, историческую идентичность;

• содержательный аспект личности Абая;

• творческий поиск многообразных решений;

• инновационные подходы;

• значение для культурного наследия Казахстана.

Использованная литература

[1] Гессен, С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию -Москва: Юрайт, 1995. - 135 с.

[2] Ушаков, Е. В. Философия и методология науки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Москва: Юрайт, 2017. - 392 с.

[3] Михайлов, Ф. Т., Керимов, Т. X. Диалектика. Гуманитарная энциклопедия: Концепты. - Центр гуманитарных технологий, - 2019. - 89 с.

[4] Комарова, З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. -818 с.

[5] Кукьян, В. Н., Краузе, А. А. Гуманитарные и общественные науки // Вестник. - 2014. - 5 март. - 103 с.

[6] Рузавин, Г. А. Методология научного исследования: учебное. пособие для вузов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 226 с.

[7] Бредихина, Н. В. Семиотический метод исследования исторической реальности // Вестник. - 2008. - 17 авг. - С. 2.

[8] Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 1. От истоков до середины XX века. - Москва: ЛКИ, 2011.- 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.