Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в системе профессионального обучения: на примере направления «Дошкольное образование»'

Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в системе профессионального обучения: на примере направления «Дошкольное образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Инновационные образовательные технологии / студент / дошкольное образование / педагогическое образование / условия / Innovative educational technologies / student / preschool education / teacher education / conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хао Синьюэ, Савенкова Елена Викторовна

Целью настоящего исследования является обоснование конкретных организационно-педагогических условий образовательного процесса по направлению «Дошкольное образование», необходимых для эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в профессиональное обучение. Объект исследования: профессиональное обучение студентов направления подготовки «Дошкольное образование». Предмет исследования: условия внедрения инновационных образовательных технологий в ПО студентов. Задачи исследования: изучить сущность и специфику профессионального образования (профессиональной педагогической подготовки обучающихся по направлению «Дошкольное образование»); проанализировать базовые понятия по проблеме исследования; определить и описать комплекс условий для внедрения инновационных образовательных технологий в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования; привести примеры внедрения ИОТ в практику ПО студентов по направлению «Дошкольное образование». Результаты исследования: четко определены особенности современного педагогического образования, описаны основы инновационной образовательной политики как фундаментального условия реализации инновационных образовательных технологий, описан опыт организации образовательной среды с применением данных технологий на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хао Синьюэ, Савенкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM: USING THE EXAMPLE OF THE DIRECTION “PRESCHOOL EDUCATION”

The purpose of this study is to substantiate the specific organizational and pedagogical conditions of the educational process in the direction of “Preschool education”, necessary for the effective implementation of innovative educational technologies in vocational training. Object of study: professional training of students in the field of preparation “Preschool education”. Subject of research: conditions for the introduction of innovative educational technologies in students’ software. Objectives of the study: to study the essence and specifics of vocational education (professional pedagogical training of students in the field of “Preschool education”); analyze the basic concepts of the research problem; identify and describe a set of conditions for the introduction of innovative educational technologies in the process of professional training of future preschool teachers; give examples of the implementation of IOT in the practice of software students in the field of “Preschool education”. Research results: the features of modern teacher education are clearly defined, the foundations of innovative educational policy are described as a fundamental condition for the implementation of innovative educational technologies, and the experience of organizing an educational environment using these technologies in practice is described.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в системе профессионального обучения: на примере направления «Дошкольное образование»»

Организационно-педагогические условия внедрения инновационных образовательных технологий в системе профессионального обучения: на примере направления «Дошкольное образование»

Хао Синьюэ,

аспирант кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет E-mail: xinyue.hao@mail.ru

Савенкова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет E-mail: savenkova_ev@mail.ru

Целью настоящего исследования является обоснование конкретных организационно-педагогических условий образовательного процесса по направлению «Дошкольное образование», необходимых для эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в профессиональное обучение. Объект исследования: профессиональное обучение студентов направления подготовки «Дошкольное образование». Предмет исследования: условия внедрения инновационных образовательных технологий в ПО студентов. Задачи исследования: изучить сущность и специфику профессионального образования (профессиональной педагогической подготовки обучающихся по направлению «Дошкольное образование»); проанализировать базовые понятия по проблеме исследования; определить и описать комплекс условий для внедрения инновационных образовательных технологий в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования; привести примеры внедрения ИОТ в практику ПО студентов по направлению «Дошкольное образование». Результаты исследования: четко определены особенности современного педагогического образования, описаны основы инновационной образовательной политики как фундаментального условия реализации инновационных образовательных технологий, описан опыт организации образовательной среды с применением данных технологий на практике.

Ключевые слова. Инновационные образовательные технологии, студент, дошкольное образование, педагогическое образование, условия.

о

U

со

см

см

Z

366

Введение

Актуальность исследования. Модернизация современной системы образования связана с задачей обеспечения качественной профессиональной подготовки кадрового потенциала страны. По мнению Н. В. Горбуновой современное профессиональное образование (ПО) находится в стадии «перехода от традиционной образовательной парадигмы к инновационной» [2, с.131]. В связи с этим возникают новые требования к содержанию и организации ПО в области дошкольного образования, с опорой на актуальные требования ФГОС ВО и профессиональных стандартов педагога дошкольного образования, а также на существующие модели организации инновационного ПО [7, с.75]. В частности, выпускники педагогического вуза по направлению подготовки «Дошкольное образование» должны быть готовы к реализации инновационной образовательной политики в условиях современного детского сада. Данный факт свидетельствует о необходимости формирования у студентов готовности к инновационной деятельности, а значит и к внедрению ряда инновационных образовательных технологий в ПО будущих педагогов.

Однако существует ряд проблем, связанных с несовершенным научно-методическим обеспечением внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. Недостаточно исследованы организационно-педагогические факторы реализации инновационных образовательных технологий (ИОТ), обеспечивающих возможности развития важных профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования.

Цель исследования: обоснование конкретных организационно-педагогических условий образовательного процесса по направлению «Дошкольное образование», необходимых для эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в ПО.

Изложение основного материала

В учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией В.И. Блинова [5] четко сформулированы особенности профессионального педагогического образования с учетом актуальных государственных стандартов и научных разработок. К основным из них авторы относят такие, как: - цель профессионального педагогического образования: содействие профессионально-личностному развитию студентов.

- широкий спектр задач педагогического образования, несводимость его содержания к тренингу профессиональных навыков, а нацеленность на «развитие социально и профессионально значимых качеств» [5, с.15] будущих педагогов.

- результат профессионального образования -это присвоение выпускнику соответствующей квалификации, как «определенного уровня компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению профессиональной педагогической деятельности» [5, с.23].

- система ПО обеспечивает интересы национальной экономической среды, которая и является основным ее заказчиком, так как нуждается в качественной подготовке квалифицированных кадров.

К тенденциям развития профессионального педагогического образования по Н.В. Горбуновой относятся:

1. Нацеленность на реализацию инновационного образования как некого синтеза «эффективных информационных технологий и интенсивности научно-исследовательской деятельности» [2, с.131].

2. Обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки студентов на основе междисциплинарного подхода.

Говоря о сущности профессионального образования, следует отметить, что это многомерное явление, которое раскрывается в ряде ценностно-смысловых измерений, учет которых является одним из базисных условий внедрения инноваций в ПО. (Рисунок 1).

Ценностные измерения современного профессионального образования

ности (компетенции) действий в различных ситуациях

Мы разделяем мнение Г.П. Щедровицкого, согласно которому основой данной стратегии является деятельностный и субъектный подход, имеющие общий фактор в виде опоры на активность и ответственность обучающегося. Формируемые в процессе образования компетенции в полной мере опираются на «деятельностное начало и субъективное волевое решение» [4], что в итоге обеспечивает устойчивость мотивационной структуры субъекта образования.

Перечисленные выше характеристики профессионального образования, методологическая опора, а также ценностно-смысловые основы профессионального педагогического образования относятся к важнейшему условию реализации ИОТ -грамотной политике осуществления целостного педагогического процесса, обеспечению качественных результатов обучения в виде готовности к профессиональной деятельности, в том числе готовности к осуществлению инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Данное новообразование содержит в своей структуре два взаимосвязанных компонента (по М.А. Токаревой) [7, с.76]. (Рисунок 2)

Готовность к инновационной деятельности в ДОО

Формирование специальных компетенций (знание новейших образовательных технологий воспитания детей, умение руководить проектной деятельностью, навыки прогнозирования педагогического процесса)

Комплекс личностных и педагогических качеств (творческая активность, педагогтческий оптимизм, эмоциональная устойчивость и ДР-)

Рис. 1. Ценностные измерения современного ПО

Важно отметить, что к ценностям профессионального педагогического образования, которые одновременно являются некими целевыми ориентирами содержания обучения студентов, относят «ценности самоопределения, самореализации, социального доверия и партнерства, многообразия как возможность выбора индивидуальной образовательной траектории» [5, с.23].

Одним из фундаментальных условий осуществления современного педагогического образования является его методологическая база, в основе реализации которого лежит компетентност-ный подход как стратегия ПО. Данная стратегия интегрирует три ключевых подхода осуществления профессионального обучения: деятельност-ный, личностно-ориентированный и проблемно-ориентированный. Компетентностный подход фокусируется на результатах обучения и развития личности, под которыми понимаются способ-

Рис. 2. Структура готовности к инновационной деятельности в ДОО

Учеными (Н.В. Микляева и другие) сформулированы конкретные показатели сформированно-сти данного новообразования, к основным из которых относят:

- «развитие новых форм дошкольного образования» (ДО) [3, с.25];

- развитие инклюзивного и интегрированного ДО;

- компетенции по созданию индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и другие.

Профессиональное обучение будущих педагогов носит развивающий характер и опирается на активность обучающихся, их творческие способности, поэтому так актуально использование ИОТ. Определяя сущность которых, отметим, что к ним относят «совокупность форм и методов работы, направленных на организацию активного обучения и актуализацию потенциала обучающихся» [8, с.304]. На рисунке 3 представлены те инновационные образовательные технологии, которые научно обоснованы в ПО.

и со

Рис. 3. Виды ИОТ

Для реализации всех ИОТ необходимо четко понимать суть их ключевых компонентов: наличия инновационных методов обучения, а значит соответствующего дидактического обеспечения ОП; современной инфраструктуры и комплекса ИКТ.

К проблемно-ориентированным технологиям относятся и проектные образовательные технологии, которые в достаточно широком спектре используются в подготовке будущих воспитателей. Практико-ориентированный характер методики данных образовательных технологий нацелен на формирование важного компонента профессиональной готовности: «выработку ресурсно-обеспеченных оптимальных вариантов решения профессиональных задач» [6].

Внедрение современных образовательных технологий неразрывно связано и с факторами проектирования развивающей среды обучения студентов, обеспечения (технического, кадрового, учебно-методического, психологического) всех направлений реализации профессионального педагогического образования по направлению подготовки «Дошкольное образование», к основным из которых по М.А. Токаревой относят:

1. Адаптационное, связанное с формированием у выпускников готовности к «вхождению в педагогическое сообщество» [7, с.77], формирование представления об индивидуальной образовательной траектории. К условиям реализации данного направления относят:

- качественное организационно-педагогическое и методическое обеспечение процессов адаптации в период прохождения педагогических практик на базе ДОО и стажировок;

- помощь куратора или тьютора в реализации проектной деятельности по созданию собственной траектории в рамках ПО, с использованием всех ресурсов электронной образовательной среды вуза, практико-ориентированных площадок на базе практик;

- участие в форумах молодых ученых, студенческих научных обществах по проблемам профессионализации, тьюториалы, аналитические сессии и т.д.

2. Мотивационно-диагностическое, связанное с освоением ценностно-смысловой основы профессии педагога дошкольного образования, формированием позитивного отношения к профессии и миссии. Проектная и научно-

исследовательская деятельность по проблеме «Мониторинг трудностей молодых воспитателей», «Консультативный центр начинающего методиста» и т.д.

Условия реализации: обеспечение комплексного научно-педагогического и психологического сопровождения на всех ступенях профессионализации. Разработка программ мониторинга основных трудностей профессионального становления.

3. Теоретико-практическое направление, проявляющее себя в усвоении студентами системы теоретических знаний, концепций дошкольной педагогики, педагогической инноватики и т.д. в соответствии с ФГОС ВО, а также овладение комплексом прикладных умений и компетенций. Среди востребованных ИОТ: «МАКС» -метод анализа конкретных ситуации, позволяющий научиться осуществлять критический анализ ситуаций взаимодействия с разными субъектами образовательного процесса, а также задач в рамках инновационной политики ДОО; активные групповые занятия. Условия: обеспечение всех содержательных,

технических и организационных факторов инновационной образовательной среды, предоставляющих богатые возможности для всестороннего изучения спектра педагогических функций воспитателя ДОО, освоения их на практике с использованием ИОТ.

4. Инновационно-творческое, связанное с реализацией инновационного потенциала студентов. Здесь наиболее интересны творческие проекты, мастер-классы, интернет-конференции, участие в грантовой деятельности. Условия: тьюторская помощь в освоении основ

проектной деятельности, участии в конкурсах инновационных педагогических продуктов, содействие в понимании и готовности к созданию новых форматов дошкольного образования. Обеспечение методического и научного сопровождения при написании студенческих работ, проведении исследовательской деятельности.

- Освоение продуктивных форм взаимодействия с субъектами образовательного процесса, в том числе с использованием интерактивных средств коммуникации.

Особое значение среди условий реализации ИОТ в ПО имеет организация качественной практики студентов. В исследовании С. В. Худяковой описан опыт функционирования детского сада как «инновационной лаборатории в рамках профессиональной подготовки студентов ДО» [9, с.78].

К основным организационно-педагогическим условиям реализации ИОТ в рамках работы инновационной лаборатории авторы относят:

- разработку документационной базы, программного обеспечения всех направлений обучения (научно-методического, экспертного, учебно-образовательного и т.д.);

- создание развивающей среды с комплексом мультимедиа технологий, новейших авторских разработок по методике ДО;

- разработку инновационного методического и информационного сопровождения таких образовательных траекторий будущей профессиональной деятельности в ДОО, как «Школа исследователя», «Йога в кармане», «Полиглот -как группа поликультурного развития» и т.д. [9, c.82]

Интересен опыт создания мастерских Word Skills будущих педагогов ДО, описанный в научных трудах Г.Ф. Шабаевой. Такой формат работы нацелен на формирование востребованных компетенций студентов - будущих воспитателей: решение сложных педагогических кейсов, разработку технологических карт, навыков психолого-педагогической диагностики и других. Среди используемых в рамках работы ИОТ, авторы особо выделяют такие, как: «игровые кейсы, ролевые игры, сторителлинг, мобильный детский сад, зеркальные комнаты и другие» [10, с.289]. Условиями внедрения данных ИОТ являются:

- разработка учебно-методического сопровождения, в том числе «электронных рабочих тетрадей-тренажеров, гайденс-портфолио и т.д.» [10, с.289], а также соответствующая профессиональная подготовка тьюторов, руководителей педагогической мастерской.

- оснащение мастерской соответствующим программным обеспечением, мультимедиа-технологиями, включая интерактивную доску;

- внедрение новых форм мониторинга результатов ПО в соответствии со стандартами Word Skills.

Наряду с развивающим потенциалом образовательной среды не менее важно обеспечить ее персонализацию. Персонализированная образовательная среда - это одно из важнейших условий реализации ИОТ в ПО будущих педагогов, т.к. она интегрирует «мотивацию, совместное созидание, социальное строительство и самопознание» [1, с.38]. Среди условий создания такой среды Э.И. Бахтеева выделяет:

- формирование единого инновационного консультативно-методического центра для обеспечения «сетевого наставничества и разных форм коллаборативного обучения студентов» [1, с.38];

- совершенствование проведения разного вида практик, создание стажировочных площадок и внедрения комплекса ИОТ - мастер-классов, дискуссий, кейс-стади;

- обеспечение работы мастерских по развитию Soft Skills - как некого развивающего пространства для развития навыков инновационной педагогической деятельности (например, организации Stem-образования и т.д.)

- разработка дидактического сопровождения для реализации интерактивных образовательных технологий: воркшопов, коучинга, тренд-сессий и т.д.

Выводы

Таким образом, к условиям внедрения инновационных образовательных технологий в про-

фессиональное обучение студентов направления «Дошкольное образование» относят следование инновационной политике профессионального образования, имеющей свою методологическую основу, ценностные измерения, показатели результативности подготовки будущих педагогов ДОО. В рамках такой политики ключевым является компетентностный подход в организации целостного педагогического процесса и востребованные в нем развивающие образовательные технологии, нацеленные на актуализацию интеллектуально-творческого потенциала и проектно-исследовательской активности студентов. Важными организационно-педагогическими условиями внедрения ИОТ также является организация инновационных лабораторий, педагогических мастерских, которые в полной мере обеспечивают персонализацию образовательной среды, с максимально широкими возможностями практико-ориентированной и проектной деятельности. Благодаря включению в ПО инновационных образовательных технологий происходит формирование готовности к инновационной деятельности в ДОО, становление ряда наиболее востребованных компетенций студентов.

Литература

1. Бахтеева Э. И., Геркушенко С.В. Персонализированная образовательная среда как эффективное условие профессиональной подготовки будущего педагога // Известия ВГПУ. 2021. № 9 (162). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/personalizirovannaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-effektivnoe-uslovie-professionalnoy-podgotovki-buduschego-pedagoga (дата обращения: 18.09.2023).

2. Горбунова Н.В. Инновационные технологии подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ innovatsionnye-tehnologii-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2023).

3. Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб. и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Юрайт, 2016. - 433 с.

4. На досках. Публичные лекции по философии Г. П. Щедровицкого. - М.: Изд-во Школы Культ. Политики, 2004. - С. 87.

5. Профессиональная педагогика в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И. Блинова. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 374 с.

6. Тарасова, А.А. Психологические особенности готовности к инновациям в организации / А.А. Тарасова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.6(28). - С. 340-343.

сз о со -а

I=i А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

7. Токарева М. А., Холодкова О.Г. Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации // Ped.Rev.. 2020. № 3 (31). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 18.09.2023).

8. Уракова Е. А., Михайленко Д.М., Сидоров А.Н. Инновационные образовательные технологии системы профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2023).

9. Худякова С.Н. Современный детский сад как инновационная лаборатория практической подготовки будущих воспитателей интегра-тивного типа // Гуманитарные науки. 2015. № 4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennyy-detskiy-sad-kak-innovatsionnaya-laboratoriya-prakticheskoy-podgotovki-buduschih-vospitateley-integrativnogo-tipa (дата обращения: 18.09.2023).

10. Шабаева Г. Ф., Кинцель В.Н. Инновационная подготовка студентов к работе с детьми раннего возраста в мастерских world skills // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnaya-podgotovka-studentov-k-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-v-masterskih-world-skills (дата обращения: 18.09.2023).

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM: USING THE EXAMPLE OF THE DIRECTION "PRESCHOOL EDUCATION"

Hao Xinyue, Savenkova E.V.

Moscow Pedagogical State University

The purpose of this study is to substantiate the specific organizational and pedagogical conditions of the educational process in the direction of "Preschool education", necessary for the effective implementation of innovative educational technologies in vocational training. Object of study: professional training of students in the field of preparation "Preschool education". Subject of research: conditions for the introduction of innovative educational technologies in students' software. Objectives of the study: to study the essence and specifics of vocational education (professional pedagogical training of students in the field of "Preschool education"); analyze the basic concepts of the research problem; identify and describe a set of conditions for the introduction of innovative educational technolo-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gies in the process of professional training of future preschool teachers; give examples of the implementation of IOT in the practice of software students in the field of "Preschool education". Research results: the features of modern teacher education are clearly defined, the foundations of innovative educational policy are described as a fundamental condition for the implementation of innovative educational technologies, and the experience of organizing an educational environment using these technologies in practice is described.

Keywords. Innovative educational technologies, student, preschool education, teacher education, conditions.

References

1. Bakhteeva E. I., Gerkushenko S.V. Personalized educational environment as an effective condition for the professional training of a future teacher // News of the Voronezh State Pedagogical University. 2021. No. 9 (162). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/personalizirovannaya-obrazovatelnaya-sreda-kak-effektivnoe-uslovie-professionalnoy-podgotovki-buduschego-pedagoga (date of access: 09/18/2023).

2. Gorbunova N.V. Innovative technologies for training future specialists in the field of preschool education // Problems of modern pedagogical education. 2018. No. 59-1. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-podgotovki-buduschih-spetsialistov-v-sfere-doshkolnogo-obrazovaniya (date of access: 09/18/2023).

3. Miklyaeva N.V. Methods of teaching and education in the field of preschool education: textbook. and workshop for academic bachelor's degree / ed. N.V. Miklyaeva. M.: Yurayt, 2016. -433 p.

4. On boards. Public lectures on the philosophy of G.P. Shchedro-vitsky. - M.: Publishing House of the School of Cult. Politicians, 2004. - P. 87.

5. Professional pedagogy in 2 hours. Part 1: textbook for universities / V.I. Blinov [etc.]; under the general editorship of V.I. Bli-nov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 374 p.

6. Tarasova, A.A. Psychological features of readiness for innovation in an organization / A.A. Tarasova // Bulletin of modern research. - 2019. - No. 1.6(28). - pp. 340-343.

7. Tokareva M. A., Kholodkova O.G. Preparing a future teacher for innovative activities in a preschool educational organization // Ped.Rev.. 2020. No. 3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podgotovka-buduschego-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (date of access: 09/18/2023).

8. Urakova E. A., Mikhailenko D.M., Sidorov A.N. Innovative educational technologies of the professional education system // Problems of modern pedagogical education. 2021. No. 71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya (date of access: 09/18/2023).

9. Khudyakova S.N. Modern kindergarten as an innovative laboratory for practical training of future educators of the integrative type // Humanities. 2015. No. 4 (32). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-sad-kak-innovatsionnaya-laboratoriya-prakticheskoy-podgotovki-buduschih-vospitateley-integrativnogo-tipa (date of access: 09/18/2023).

10. Shabaeva G. F., Kintsel V.N. Innovative preparation of students to work with young children in world skills workshops // Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 74-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-podgotovka-studentov-k-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta-v-masterskih-world-skills (date of access: 09/18/2023).

о с

u

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.