Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОПЫТ, СМЫСЛЫ, БАРЬЕРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОПЫТ, СМЫСЛЫ, БАРЬЕРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогические инновации / инновации / инновационный процесс / структура инновационного процесса / классификация педагогических инноваций / критерии педагогических инноваций / дошкольное образование. / Pedagogical innovations / innovations / innovation process / structure of the innovation process / classification of pedagogical innovations / criteria of pedagogical innovations / preschool education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарева Л. В., Алтухова Т. А., Ильинская И. П.

Цель настоящего исследования – на основе теоретического анализа и осмысления педагогического опыта конкретного региона определить сущность, целесообразность, барьеры и перспективы реализации педагогических инноваций в контексте развития современного дошкольного образования. В качестве основной парадигмы анализа внедрения педагогических инноваций рассматривается их гуманистическая сущность, способствующая качественному изменению содержания образования и образовательной деятельности, субъектному взаимодействию всех участников педагогического процесса, их личностному и профессиональному развитию. Определяются теоретический базис и современная нормативная основа инновационных процессов в дошкольном образовании. Рассматриваются различные типологии педагогических инноваций с конкретной иллюстрацией примерами инновационных программ, проектов, методик, реализуемых в Белгородском регионе. Представлен материал, свидетельствующий об инновационных процессах в системе дошкольного образования Белгородской области, а также эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Проведенный анализ инновационных процессов в системе дошкольного образования позволил авторам резюмировать их достаточную активность в регионе, актуальность и значимость для развития детей, педагогов, образовательной системы и выявить типичные факторы, негативно влияющие на их осуществление. Представленные данные и выводы – это предмет для обсуждения и внесения определенных изменений в процесс внедрения и реализации педагогических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарева Л. В., Алтухова Т. А., Ильинская И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MODERN PRESCHOOL EDUCATION: PREREQUISITES, EXPERIENCE, MEANINGS, BARRIERS, PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

The purpose of this study is to determine the essence, expediency, barriers and prospects for the implementation of pedagogical innovations in the context of the development of modern preschool education on the basis of theoretical analysis and understanding of the pedagogical experience of a particular region. As the main paradigm of the analysis of the introduction of pedagogical innovations, their humanistic essence is considered, which contributes to a qualitative change in the content of education and educational activities, the subjective interaction of all participants in the pedagogical process, their personal and professional development. The theoretical basis and the modern normative basis of innovative processes in preschool education are determined. Various typologies of pedagogical innovations are considered with a concrete illustration of examples of innovative programs, projects, methods implemented in the Belgorod region. The material testifying to innovative processes in the system of preschool education of the Belgorod region, as well as empirical data obtained during the survey of pedagogical workers of preschool educational organizations, is presented. The analysis of innovative processes in the preschool education system allowed the authors to summarize their sufficient activity in the region, relevance and significance for the development of children, teachers, the educational system and identify typical factors that negatively affect their implementation. The presented data and conclusions are a subject for discussion and making certain changes in the process of introducing and implementing pedagogical innovations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОПЫТ, СМЫСЛЫ, БАРЬЕРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 373.2

ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ОПЫТ, СМЫСЛЫ, БАРЬЕРЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

© 2023 Л. В. Шинкарева1, Т. А. Алтухова2, И. П. Ильинская3

1 кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования e-mail: shinkareva @ bsu. edu. ru 2кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования e-mail: altuchova @ bsu. edu. ru 3кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики

e-mail: ilirpe @ rambler. ru

ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет», НИУ «<БелГУ»

Цель настоящего исследования - на основе теоретического анализа и осмысления педагогического опыта конкретного региона определить сущность, целесообразность, барьеры и перспективы реализации педагогических инноваций в контексте развития современного дошкольного образования. В качестве основной парадигмы анализа внедрения педагогических инноваций рассматривается их гуманистическая сущность, способствующая качественному изменению содержания образования и образовательной деятельности, субъектному взаимодействию всех участников педагогического процесса, их личностному и профессиональному развитию. Определяются теоретический базис и современная нормативная основа инновационных процессов в дошкольном образовании. Рассматриваются различные типологии педагогических инноваций с конкретной иллюстрацией примерами инновационных программ, проектов, методик, реализуемых в Белгородском регионе. Представлен материал, свидетельствующий об инновационных процессах в системе дошкольного образования Белгородской области, а также эмпирические данные, полученные в ходе анкетирования педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Проведенный анализ инновационных процессов в системе дошкольного образования позволил авторам резюмировать их достаточную активность в регионе, актуальность и значимость для развития детей, педагогов, образовательной системы и выявить типичные факторы, негативно влияющие на их осуществление. Представленные данные и выводы - это предмет для обсуждения и внесения определенных изменений в процесс внедрения и реализации педагогических инноваций.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновации, инновационный процесс, структура инновационного процесса, классификация педагогических инноваций, критерии педагогических инноваций, дошкольное образование.

INNOVATIONS IN MODERN PRESCHOOL EDUCATION: PREREQUISITES, EXPERIENCE, MEANINGS, BARRIERS, PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

© 2023 L. V. Shinkareva1, T. A. Altukhova2, I. P. Ilinskaya3

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of preschool and Special (defectological) education e-mail: shinkareva @ bsu. edu. ru

2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of preschool and Special (defectological) education e-mail: altuchova @ bsu. edu. ru

3Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor

of the Department of Pedagogy e-mail: ilirpe @ rambler. ru

Belgorod National Research University

The purpose of this study is to determine the essence, expediency, barriers and prospects for the implementation of pedagogical innovations in the context of the development of modern preschool education on the basis of theoretical analysis and understanding of the pedagogical experience of a particular region. As the main paradigm of the analysis of the introduction of pedagogical innovations, their humanistic essence is considered, which contributes to a qualitative change in the content of education and educational activities, the subjective interaction of all participants in the pedagogical process, their personal and professional development. The theoretical basis and the modern normative basis of innovative processes in preschool education are determined. Various typologies of pedagogical innovations are considered with a concrete illustration of examples of innovative programs, projects, methods implemented in the Belgorod region. The material testifying to innovative processes in the system of preschool education of the Belgorod region, as well as empirical data obtained during the survey of pedagogical workers of preschool educational organizations, is presented. The analysis of innovative processes in the preschool education system allowed the authors to summarize their sufficient activity in the region, relevance and significance for the development of children, teachers, the educational system and identify typical factors that negatively affect their implementation. The presented data and conclusions are a subject for discussion and making certain changes in the process of introducing and implementing pedagogical innovations.

Keywords: pedagogical innovations, innovations, innovation process, structure of the innovation process, classification of pedagogical innovations, criteria of pedagogical innovations, preschool education.

Характерным признаком современной системы образования в России является массовая инновационная практика. Преобразования, происходящие в настоящее время в обществе, создали реальные предпосылки для модернизации как системы образования вообще, так и всех ее подсистем в частности. Источниками развития и саморазвития образовательных организаций являются творчество педагогов, их инновационная деятельность, которые выступают мощным мотивирующим фактором, обеспечивающим положение образовательного учреждения, его коллектива и педагогов

в режиме постоянного развития и поиска нестандартных идей. Обеспечение качественного, комфортного образовательного пространства, необходимость оперативно реагировать на происходящие в нем трансформации, адаптироваться в быстро меняющейся педагогической действительности требует активного участия педагога в инновационных процессах.

Инновационные процессы в системе образования инициируют и обусловливают инновации в дошкольном образовании. Инновации возникали в разные периоды развития общества и стали специально изучаться на Западе в середине XX столетия, а в нашей стране в конце XX века. Проблема инноваций в сфере образования нашла отражение в исследованиях отечественных педагогов и психологов [7; 9; 14]. По мнению ряда авторов [7; 9; 14; 15; 21; 23], предпосылками развития инновационных процессов в образовании России послужили: кризис образования, идеи гуманизации образовательного процесса, зарубежный педагогический опыт, социально-психологические теории личности и индивидуальности, опыт педагогов-новаторов.

Теоретическим базисом инновационных процессов являются хорошо известные педагогическому сообществу России оригинальные зарубежные философские, философско-психологические, педагогические концепции и зарубежный педагогический опыт: антропософия Р. Штейнера как основа вальдорфской педагогики, идеи свободного воспитания педагогической системы М. Монтессори, педагогика взаимодействия и коммуникации (педагогика сотрудничества) С. Френе, технология обучения и воспитания детей Дж. Дьюи, ставшая прообразом метода проектов.

В основе развития движения педагогов-новаторов лежат и гуманистические традиции отечественной педагогики К.Д. Ушинского, А.Н. Острогорского, С.Т. Шацкого и др.; теория свободного воспитания Л.Н. Толстого (Яснополянская школа), К.Н. Вентцеля (Дом свободного ребенка). Важное значение имеют авторские педагогические системы и технологии, основанные на нетрадиционных идеях обучения и воспитания детей (идея «от частного к общему», идея перспективы, идея погружения, идея интерактивности и др.), представленные в движении учителей новаторов (конец 1980-х начало 90-х) в России (В.В. Давыдов, Н.П. Гузик, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторский, Е.А. Ямбург).

Разработка и внедрение инноваций в дошкольном образовании активно начинается в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. Инициирование этого процесса связано с появлением новой Концепции дошкольного воспитания (1989), основные идеи и положения которой изменили представления о подходах к обучению, воспитанию и развитию детей первых лет жизни, активизировали ученых, практических работников к разработке и апробации вариативных программ нового поколения. Это комплексные (общеразвивающие) и парциальные программы, реализация которых определила необходимость разработки новых концепций, подходов к проектированию развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), внедрения инновационных педагогических технологий, методов, нетрадиционных форм обучения, воспитания детей [2].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ, дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Введение в действие с 1 января 2014 г. ФГОС ДО обеспечивает взаимодействие всех уровней и подструктур системы образования, его качество и доступность, а также переосмысление роли и задач образования в период младенческого, раннего и дошкольного детства факторов, влияющих на развитие детей. Это активизировало разработку инновационных программ раннего и дошкольного

образования, соответствующих ФГОС ДО и современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающих и интегрирующих лучшие идеи отечественного и зарубежного опыта.

Современные достижения нашего общества, идеи, задачи, обозначенные для реализации в рамках Десятилетия детства (2018-2027), определяют важные трансформации, направления развития дошкольного образования, что раскрывает новые возможности для образования и развития подрастающего поколения. Вместе с тем проблема создания, внедрения, распространения педагогических инноваций требует рассмотрения вопросов, связанных с пониманием сущности инновационного процесса, его закономерностей, структуры и др.

Цель нашего исследования - на основе теоретического анализа и осмысления педагогического опыта конкретного региона определить сущность, целесообразность, барьеры и перспективы реализации педагогических инноваций в контексте развития современного дошкольного образования региона, соответствие критериям оценки педагогических инноваций.

Задачи исследования: рассмотреть сущностные характеристики педагогических инноваций с предметной и процессуальной сторон; проанализировать опыт организации и реализации инновационных процессов в дошкольном образовании Белгородской области на примере конкретных мероприятий, определить типы, подтипы и потенциал этих педагогических инноваций и выявить наиболее эффективные из них; установить соответствие осуществляемых в регионе педагогических инноваций критериям их оценки; выявить факторы, препятствующие внедрению педагогических инноваций в регионе.

Методы, используемые в исследовании: теоретический анализ современных исследований, посвященных проблеме инновационных процессов в образовании, метод изучения и обобщения передового педагогического опыта, анкетирование.

В исследовании принимали участие 93 педагога ДОО г. Белгорода. Данные дошкольные организации являются федеральными и региональными инновационными площадками, ресурсными площадками, площадками-инноваторами.

Анализ современных научных источников [17; 19; 28; 29; 31; 32] позволяет констатировать наличие различных точек зрения, подходов к толкованию термина «инновация». Сущность понятия «инновация» рассматривается: как процесс (процессный подход) [5; 16; 26; 27], как результат (результативный или объектный подход) [18; 24] и как процесс, и как результат (двухмерный или двухполярный) [1; 6].

В психологии, педагогике инновация традиционно рассматривается с двух сторон: предметной - непосредственно как новый продукт (метод, программа, технология); процессуальной - с точки зрения того, как этот продукт рождается, распространяется, внедряется, изменяется, т.е. как инновационный процесс [14].

Остановимся на рассмотрении сущностных характеристик инновации с предметной стороны, что определяет необходимость обращения к вопросу классификаций педагогических инноваций. Анализ литературы [14; 10; 25; 33; 34] показал, что единых подходов к классификации педагогических инноваций на сегодняшний день не существует. Их распределение осуществляется по разным классификационным признакам и основаниям; причем одна и та же инновация может оказаться в разных типологических группах (в двух и более).

Л.С. Подымова, А. Walder обращают внимание на две большие группы инноваций: материально-технические и социальные [14; 33]. Педагогические инновации относятся к группе социальных [14].

По характеру происхождения выделяют два типа педагогических инноваций. Первый тип - эмпирический (стихийный). Инновации этого рода характеризуются тем, что они имеют эмпирическую основу, стихийный характер, что проявляется в отсутствии научного обоснования, потребности в данной инновации, понимания системы условий, средств, способов ее осуществления. Второй тип - научно-организованный (целенаправленный). Этот тип инноваций характеризуется более высоким уровнем значимости, абстракции, теоретического осмысления. Поэтому им свойственны научная обоснованность, направленность на удовлетворение конкретной потребности, выстроенная система управления [14].

Взяв за основу идею управления, М.С. Бургин [3] подразделяет целенаправленные педагогические инновации на четыре подтипа: научный, научно-административный, административно-научный, политико-административный.

В рамках педагогических инноваций на научной основе функции управления (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планирования, организации, контроля) выполняют научные организации. Этот подтип инноваций связан с фундаментальными и прикладными исследованиями в педагогике и смежными с ней науками/научными областями - философией, культурологией, психологией и др. Примером научно обоснованных педагогических инноваций могут являться такие инновационные проекты, как «Моделирование процесса целостной социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности» К.Е. Панасенко, Л.Н. Волошиной, О.Г. Галимской, Л.В. Шинкаревой (проект выполнен при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434), «Концепция «Пространства детской реализации» Н.Е. Веракса.

Научно-административные педагогические инновации характеризуются тем, что управленческие функции выполняют научные организации при поддержке органов управления образованием. Так, в дошкольных организациях Белгородской области внедряются инновационные проекты научно-административного направленности «Реализация идеи интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников», «Технологии разновозрастного взаимодействия детей в физкультурно-оздоровительной деятельности» (руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина).

При реализации административно-научных педагогических инноваций функции управления осуществляют органы управления образованием, опираясь на науку. В качестве примеров таких инноваций можно рассматривать апробацию программы для детей раннего возраста «Теремок», парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», инновационных проектов «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста в дошкольных образовательных организациях Белгородской области», «Построение вариативной системы обучения плаванию детей».

Когда законы, постановления, проекты, программы, приводящие к изменениям в образовании, инициируются чиновниками, политиками, администраторами, которые берут на себя управленческие функции, то в этом случае речь идет о политико-административных педагогических инновациях. Реализация ФГОС ДО, основных образовательных, адаптированных образовательных программ дошкольного образования, рабочих программ воспитания, календарных планов воспитательной работы - пример этого типа инноваций.

Еще одним из оснований классификации инноваций по типам является их инновационный потенциал. А.И. Пригожин [16] по инновационному потенциалу

выделяет три типа инноваций: радикальные (базовые), комбинаторные, модифицирующие (модификационные).

К радикальным инновациям относятся принципиально новые программы, технологии, методы управления. Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих. Примером таких новшеств является появление и внедрение ФГОС ДО, разработка и реализация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в соответствии с ФГОС. Комбинаторные педагогические инновации состоят из уже известных элементов, сочетание которых ранее не имело места (авторская программа Л.Н. Волошиной «Выходи играть во двор» - сочетание таких тем, как «Шишки, желуди, каштаны», «Игры с водой и брызгалками», «Игры родного края» [4]). Модифицирующие (модификационные) педагогические инновации предполагают усовершенствование, рационализацию некого аналога/прототипа, дополнение принципов, форм. Это могут технологии, методики, программы и др. К данному виду инноваций можно отнести программу Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье» [8].

Обобщенное видение типологии педагогических инноваций предлагает А.В. Хуторской. Он выделил 10 оснований для их классификации на блоки и соответствующие им типы. Каждый блок формируется по отдельному основанию и включает собственный набор типов нововведений. В этой классификации одна и та же инновация может относиться к нескольким блокам [21, с. 47].

В практической деятельности в зависимости от поставленных задач могут использоваться различные типологии педагогических инноваций. Поэтому педагогу важно правильно оценить выбор той или иной инновации с позиции целесообразности, оптимальности, природосообразности ее смыслов, эффективности влияния на образовательные результаты обучающихся.

С процессуальной стороны педагогическая инновация понимается как сложная и динамичная система, как инновационный процесс со своей структурой, в котором проявляется большое количество разнообразных объективных связей и зависимостей, определяющих закономерности его протекания. Одним из первых подходов к изучению и обобщению закономерностей протекания инновационных процессов в образовании рассматривают подход, в рамках которого сформулированы четыре закона: закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, закон финальной реализации инновационного процесса, закон стереотипизации педагогических инноваций, закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций [14].

И.И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной педагогической системы: неравномерность, научная обоснованность, определенная очередность в развитии, эквивалентность относительно ожидаемых эффектов, ориентированность на ценности результата, цикличность, смена позиций переменных и постоянных составляющих образования. Эти законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов в образовании. Их понимание и соблюдение необходимо для развития инновационных процессов в сфере образования [22].

Инновационный педагогический процесс характеризуется как внутренней логикой, так и логикой взаимодействия с окружающей средой и является полиструктурным [11; 13; 20]. В отношении структуры инновационных педагогических процессов на современном этапе можно говорить о существовании двух подходов. В рамках первого подхода (предметно-феноменологического/предметно-технологического) структуру инновационного педагогического процесса

рассматривают на микроуровне (на уровне индивидуального новшества), и она делится на части с содержательной его стороны. Зачастую нововведение рассматривают с точки зрения концепции «жизненного цикла», то есть, как процесс, в структуре которого выделяют этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающей создание и исполнение новшества. С позиций второго подхода структура инновационных педагогических процессов рассматривается на макроуровне (на уровне взаимодействия отдельных нововведений: их сочетания, конкуренции, последовательной смены) [14].

Ряд исследователей (В.И. Загвязинский [7], Н.И Лапин [11], А.И. Пригожин [16], Л.С. Подымова [14]) выделяют этапы инновационного педагогического процесса, которые, несмотря на некоторые различия, имеют много общего: стадии создания новшества, его экспериментальной апробации, распространения, достижения насыщения в использовании. А также во многих исследованиях отмечаются еще стадии устаревания и замены новшества.

Согласно концепции «жизненного цикла», основными этапами инновационного педагогического процесса являются следующие: возникновение - быстрый рост -зрелость - освоение - диффузия - насыщение - рутинизация - кризис - завершение [7; 29; 16; 11]. Данная структура характеризуется линейностью, однако в реальной практике она может изменяться по мере перехода новшества от одного этапа к другому, может терять свою линейность, в результате чего возникает чередование и наложение этапов, могут появляться новые связи и отношения.

Необходимо подчеркнуть, что проектирование, организация инновационных процессов в сфере образования требует четкого осознания закономерностей их развития, алгоритмов реализации, способов оценки результатов. Многоообразие, смыслы, необходимость современных педагогических инноваций находят свое отражение в региональном опыте организации и осуществления инновационных процессов в дошкольном образовании Белгородской области. Одним из условий осуществления инновационных педагогических процессов в регионе является организация соответствующей инфраструктуры, которая представлена сегодня разными формами: инновационными площадками (федеральными и региональными), площадками-новаторами, ресурсными площадками, базовыми образовательными организациями, осуществляющими сотрудничество с РАО. В Белгородском регионе успешно реализовывались и реализуются инновационные проекты, программы на уровне дошкольного образования. Результативное инновационное развитие детских садов является важным условием совершенствования системы дошкольного образования области [12].

С 2017 г. 60 дошкольных образовательных организаций (ДОО) региона принимали участие как сетевые инновационные площадки в апробации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». 32 дошкольных учреждения в период с 2017 по 2019 г. участвовали в реализации программы «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно-игрового Лего-центра». С 2019 г. 115 ДОО региона успешно осуществляли инновационную деятельность как инновационные площадки по теме «Апробация игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области». В статусе федеральной инновационной площадки в 2021 г. 22 дошкольные организации внедряли инновации (тема «Апробация цифровой образовательной среды «ПиктоМир»). Пилотными площадками для реализации новой программы «Алгоритмика» стали 20 дошкольных учреждений, 40 дошкольных организаций были зарегистрированы как

инновационные площадки по апробации парциальной программы «НАУСТИМ -цифровая интерактивная среда».

В 2022 г. осуществляют инновационную деятельность инновационные площадки разного уровня: МАДОУ детский сад № 69 «Центр развития ребенка "Сказка" г. Белгорода является инновационной площадкой Российской академии образования (тема «Социализация - индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания»); 32 дошкольных учреждения региона определены федеральными инновационными площадками по проблеме «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста в дошкольных образовательных организациях Белгородской области»; 44 дошкольных организации в настоящее время работают по проблеме «Внедрение цифровой интерактивной среды «НАУСТИМ» в ДОО Белгородской области»; 46 ДОО функционируют как инновационные площадки по теме «Внедрение в образовательную деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОО Белгородской области финансовой грамотности»; 3 детских сада получили статус «Площадка-новатор в сфере образования Белгородской области»; 28 ДОО участвуют в региональном инновационном проекте «Моделирование и апробация педагогической системы воспитания здорового дошкольника».

Активная инновационная деятельность в сфере дошкольного образования Белгородской области подтверждается реализуемыми инновационными проектами. За последние 5 лет успешно осуществлены 17 проектов. Наиболее интересные и масштабные проекты направлены на обеспечение качества и обновление содержания (содержательной, технологической, ресурсной составляющей) дошкольного образования: «Воспитываем здоровое поколение» (сохранение и укрепление здоровья детей на основе индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения); «Бережливый детский сад» (внедрение бережливых технологий в деятельность ДОО Белгородской области); «Будь здоров, малыш» (внедрение адаптивной физической культуры в ДОО Белгородской области); «Белгородские тропы» (развитие семейного туризма на базе ДОО области); «Воспитание on-line» (организация дистанционного консультирования родителей на базе ДОО Белгородской области); «Дети в приоритете» (формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области); «Инфогид для родителей» (внедрение целевой модели информационно-просветительской поддержки родителей детей) [12].

В 2021 г. был завершен масштабный проект «Дети в приоритете», целью которого являлось повышение качества психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Проект объединил 80 региональных ресурсных площадок и 240 лидерских команд детских садов. Концептуальные основы проекта определялись с учетом задач, обозначенных для решения в рамках Десятилетия детства. Данный проект осуществлялся по 6 модулям: «Внедрение доброжелательных технологий», «Предоставление времени и пространства детской игре», «Привлечение педагогического ресурса семьи», «Обновление содержания образования детей раннего возраста», «Развитие детского технического творчества», «Создание доброжелательного пространства». В результате реализации проекта были получены значимые для практики результаты: сформированы методические кейсы, разработаны рекомендации для педагогов, проведены обучающие семинары, мастер-классы, дискуссионные площадки, организованы интерактивные педагогические лаборатории игры и раннего развития детей; создан «банк» эффективных игровых практик; внедрены технологии «телеобразования» (веб-консультирование, видеозанятия и т.д.) и «виртуального гостевания» (участие

отсутствующего ребенка в образовательной деятельности); созданы лего-центры, мини-кванториумы. Интересными и значимыми в рамках проекта стали региональный фестиваль детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор» и Белгородский образовательный салон «Инновации в дошкольном образовании» [12].

В настоящее время определена цель и выделены перспективные направления развития региональной системы дошкольного образования на 2022-2026 гг. в рамках проекта «Стратегии развития образования Белгородской области на период 2022-2026 гг.» (Об утверждении стратегии развития образования Белгородской области на 2022-2026 годы https://beliro.ru/assets/resourcefile/5494/strategiya-razvitiya-obrazovaniya-bo-2022-26-gg-20.04.2022-docx.docx). В качестве цели обозначено формирование единого детствосберегающего пространства, ориентированного на поддержку разнообразия детства, обеспечение позитивной социализации и успешности каждого ребенка на последующих этапах развития. Определены ключевые направления, которые могут инициировать разработку новых проектов: обеспечение организационно-методического сопровождения реализации рабочих программ воспитания ДОО; развитие семейной формы дошкольного образования; разработка системы оценки качества региональной системы дошкольного образования; образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; развитие детского технического творчества и предпосылок к инженерному мышлению дошкольников; ранняя профориентация детей дошкольного возраста; создание безопасных условий пребывания в ДОО и охрана жизни и здоровья детей; формирование основ финансовой грамотности.

Представленный выше материал свидетельствует об активных инновационных процессах в системе дошкольного образования региона. В то же время следует обратить внимание, что наряду с позитивными моментами существует ряд факторов, которые негативно влияют на осуществление инновационной деятельности на разных ее этапах. В научной литературе [14; 15; 33; 22] встречаются разные точки зрения на классификацию факторов, препятствующих нововведениям (барьеров). К таким факторам относят внешние и внутренние. Внешние факторы могут выражаться на внутриорганизационном (режим работы, общественное мнение, система статусов, социальных престижей, система стимулов и мотивов труда, стиль и методы управления) и на внеорганизационном (семейные обстоятельства, здоровье, бытовые условия, положение педагога в обществе, перегрузка в других составляющих профессиональной деятельности) уровнях. Как отмечает С.Д. Поляков, недостаточная информированность педагогов о новшестве, неуверенность в своих силах работать по-новому, неготовность к восприятию новшества в силу отсутствия физических и психических возможностей у человека, нежелание внедрять новшество могут являться внутренними факторами, мешающими инновациям [15].

Отмечая тот факт, что педагогические инновации имеют общее с инновациями, не имеющими педагогической природы (по критериям новизны, результативности, оптимальности, соответствия современным достижениям науки), отличаются гуманистическим смыслом и направленностью [21; 30], мы поставили исследовательскую задачу - установить, соответствуют ли осуществляемые в регионе педагогические инновации указанным выше критериям, проявляется ли их гуманистический характер: всегда ли предлагаемые инновации осуществляются для детей, для педагогов и других участников образования?

С целью решения этой задачи мы провели анкетирование, в котором принимали участие 93 педагога (воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи) ДОО г. Белгорода. Данные дошкольные организации являются участниками

инновационных процессов в регионе в разной форме - инновационная площадка, площадка-инноватор. Количественный и качественный анализ результатов исследования показал, что более 90% педагогов принимают участие в инновационной деятельности, 95 % положительно высказались относительно существующих сегодня педагогических инноваций, подчеркнув их актуальность, значимость, необходимость реализации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Наиболее часто встречающимися вариантами ответа на вопрос «В чем вы видите положительный эффект реализации инноваций в ДОО?» были следующие: профессиональное развитие педагогов - 19 педагогов (20,4 %), увеличение заработной платы в результате нововведения - 16 человек (17,2%), повышение качества обучения, воспитания, развития детей - 11 педагогов (11,8 %), развитие творческой инициативы педагогов - 11 (11,8 %).

Несмотря на установленное преобладающее позитивное отношение педагогов к инновациям в дошкольном образовании, были выделены наиболее часто встречающиеся трудности, негативные моменты, профессиональные дефициты, препятствующие осуществлению педагогических инноваций в настоящее время в условиях нашего региона. Так, на вопрос «Что, на ваш, взгляд, может препятствовать реализации инноваций в ДОО?» были получены следующие ответы: отсутствие инновационного потенциала в ДОО - 15 педагогов (16 %), чрезмерно быстро вводимые инновации (недостаточно времени для осмысления, подготовки, создания условий, необходимость представления результатов в очень ограниченные срок и др.) - 15 педагогов (16 %), недостаточное материально-техническое обеспечение - 12 педагогов (12,9 %); 14 респондентов (15 %) выбрали стиль и методы управления.

При выборе предложенных в анкете вариантов трудностей (вопрос предполагал множественный выбор вариантов ответа), препятствующих участию педагогов в инновационной деятельности, респонденты отметили- бытовые условия, семейные обстоятельства - 12 педагогов (12,9 %); эмоциональное выгорание - 9 педагогов (9,6 %); нестабильную (напряженную) внешнюю обстановку в регионе - 8 педагогов (8,6 %).

Проведенное теоретическое исследование, изучение опыта осуществления инновационной деятельности в Белгородской области, количественный и качественный анализ эмпирических данных анкетирования педагогов дошкольных образовательных организаций показали, что реализуемые инновации в ДОО в большей степени соответствуют критериям новизны, результативности, соответствия современным результатам педагогической науки, возможности их творческого использования в массовой практике. Обозначенная гуманистическая направленность педагогических инноваций достаточно полно проявляется в разнообразии педагогических инноваций, реализуемых в Белгородском регионе, учитывающих современные трансформации дошкольного образования, вариативные образовательные потребности воспитанников и профессиональные интересы педагогов. Отмечаются положительные результаты инновационной деятельности в дошкольном образовании: включенность значительного числа педагогических работников в реализацию инноваций; мотивированность их участия; преобладающее положительное отношение к инновациям с позиций профессионального и творческого развития педагогов, повышения качества обучения, воспитания и развития детей, а также материального стимулирования.

Но, с другой стороны, в настоящее время просматривается тенденция коммерциализации, формализации современных инноваций, что не всегда дает желаемых результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах.

Необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что педагогические инновации инициируют качественные изменения в образовании и развитии конкретных людей: детей, педагогов, других участников инновационного процесса. В этом заключается их гуманистический характер, который определяется тем, что меняется не только содержание образовательной и других видов детской деятельности, но и система отношений участников дошкольного образования, модели их взаимодействия, что в свою очередь влияет на специфику обучения, воспитания, развития личности ребенка и педагога.

Мы убеждены, что педагогические инновации должны осуществляться не ради амбиций, повышения престижа образовательной организации, а ради сохранения здоровья детей, педагогов, повышения качества обучения, воспитания, развития детей и всех участников образования.

Перспективы нашего исследования мы усматриваем в более объективной оценке педагогических инноваций с учетом именно критерия оптимальности вводимых новшеств, их влияния на содержание образовательной деятельности, на модель взаимодействия субъектов образования, на специфику обучения, воспитания, развития личности ребенка и педагога.

Библиографический список

1. Азгальдов, Г. Г. К вопросу о термине «инновация» / Г. Г. Азгальдов,

A. В. Костин // Оценка эффективности инвестиций / ответственный редактор:

B. Н. Лившиц. - Выпуск 4. - Москва: Центральный экономико-математический институт РАН. 2010. - С. 6-22.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования / научный редактор Л. Н. Волошина. - 2-е изд., испр. и доп. - Белгород: ИД «Белгород», 2017. - 262 с.

3. Бургин, М. С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин // Сов. педагогика. - 1989. - № 2. - С. 37-46.

4. Волошина, Л. Н. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная обл. Физическое развитие) / Л. Н. Волошина. - Воронеж: Издат.-Черноземье, 2017. - 52 с.

5. Глазьев, С. Ю. Переход к инновационной экономике - условие будущего развития России / С. Ю. Глазьев // Деловая жизнь: Экономика. Политика. Человек: Независимый журнал. - 2000. - № 9-10. - С. 21-28.

6. Журавлева, Н. Ю. Инновация как экономическая категория / Н. Ю. Журавлева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2006. -№ 4. - С. 137-141.

7. Загвязинский, В. И. Инновационное утомление / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова // Экономика образования. - 2015. - № 2. - С. 54-59.

8. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - 3-е изд. - Москва: Просвещение: Вентана-Граф, 2021. - 222 с.

9. Лазарев, В. С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В. С. Лазарев, И. А. Елисеева // Вопросы психологии. -2015. - № 1. - С. 87-97.

10. Лазаренко, И. Р. Инновационные процессы в образовании: классификации, оценки и их критерии / И. Р. Лазаренко, Л. Г. Куликова, С. В. Колесова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 184-188

11. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики / Н. И. Лапин. - Москва: Логос, Университетская книга, 2012. - 326 с.

12. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций». - Москва, 2022. - URL: https://mpado.ru/upload/iblock/1bd/Konf vektory razvitiya belgorod.mp4 (дата обращения: 14.07.2023)

13. Облицова З. Г. Инновационные процессы и модернизация Российского образования / З. Г. Облицова // На пути к гражданскому обществу. - 2021. - № 2(42). -С. 83-85.

14. Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект / Л. С. Подымова. - Москва: Издательство «Прометей», 2012. - 207 с.

15. Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С. Д. Поляков. - Москва: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

16. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия / А. И. Пригожин. -Москва, 1989. - 270 с.

17. Туктарова, Л. Р. Направления инновационных процессов в современном образовании / Л. Р. Туктарова // Тенденции развития науки и образования. - 2020. -№ 62-14. - С. 36-39.

18. Тычинский, А. В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт / А. В. Тычинский. - Таганрог: Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге, 2006. - 189 с.

19. Халиуллина, Л. Р. Инновационные процессы в профессиональном образовании: вызовы и возможности / Л. Р. Халиуллина // Поволжский педагогический поиск. - 2021. - № 3(37). - С. 92-97.

20. Хомерики, О. Г. Методологические основания разработки средств анализа и оценки качества механизмов поддержки инновационной деятельности в образовании / О. Г. Хомерики, А. М. Моисеев, О. М. Моисеева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 24-29.

21. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - 2-е изд. -Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 252 с.

22. Цыркун, И. И. Идеальная и реальные формы инновационно-педагогической деятельности / И. И. Цыркун // Адукацыя i выхаванне: штомесячны навукова-тэарэтычны i шфармацыйна-метадычны часотс. - 2018. - № 6.

23. Юсуфбекова, Н. Р. Педагогическая инноватика: возникновение и становление / Н. Р. Юсуфбекова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-innovatika-vozniknovenie-i-stanovlenie (дата обращения: 31.07.2023).

24. Яндиев, М. И. Аналитический обзор: Инновации в России / М. И. Яндиев // Вопросы экономики. - 2006. - №12. - С. 25-27.

25. González-Pérez L.I., Ramírez-Montoya M.S., & García-Peñalvo F.J. Innovación educativa en estudios sobre el desarrollo y uso de la tecnología: Un mapeo sistemático // Innovación educativa: Tendencias globales de investigación e implicaciones practices. -Barcelona, España: Octaedro, 2019. - P. 171-195.

26. Kyzym M, Balian A, Levanda O, Gryshova I, Samsonova V. Impact of Global Digitalization on Public Policy in the Context of Education // Annals of the Romanian Society for Cell Biology. - 2021. - Vol. 25. - Issue 1. - P. 7045-7052 .

27. Li. J., Xue. E. Pursuing Sustainable Higher Education Admission Policy Reform: Evidence from Stakeholders' Perceptions in China's Pilot Provinces // Sustainability. - 2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 14. - P. 1-13.

28. Lozano Rodríguez A., Elizondo García J., Gallardo Córdova K. E. Innovación educativa en estudios de psicología educativa: un mapeo sistemático. - Octaedro, 2019. -P. 23-40.

29. Milana Israeli. Elements of the ecosystem in innovative pedagogy in israel // Journal of Research on Trade, Management and Economic Development Category. - 2023. -10, 1(19). - P. 124-133.

30. Rejametova N. On the interaction of traditions and innovations in preschool music education and education // European Journal of Humanities and Educational Advancements. -2023. - 4(6). - P. 12-15.

31. Shuxia Ch. Innovative concepts in modern education // Pedagogy and education. Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference «Current Issues and Prospects for The Development of Scientific Research» (April 19-20, 2023). Orléans, France.

- 2023. - № 151. - P. 224-229.

32. Walder A. Pedagogical innovation in Canadian higher education: Professors' perspectives on itseffects on teaching and learning // Studies in Educa-tional Evaluation. -2017. - № 54. - P. 71-82.

33. Walder A. Theoretical Model for Pedagogical Innovation: A Tripartite Construction of Pedagogical Innovation Focusing on Reasons for and Means of Innovating// Journal of Studies in Social Sciences. - 2015. - Vol. 12. - № 1. - P. 180-197.

34. Zinina O.V., Olentsova Ju. A. Innovative education activities, features of implementation of the innovative process // Baltic Humanitarian Journal. - 2020. - Vol. 9. -№. 3 (32). - P. 85-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.