Научная статья на тему 'Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования'

Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1274
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вариативность образования / дошкольное образование / инновационные образовательные технологии / внедрение / дошкольные образовательные организации. / variability of education / preschool education / innovative educational technol- ogies / implementation / preschool educational establishments.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Павловна, Лазарева Мария Васильевна

В статье рассматриваются различные аспекты актуальной проблемы внедрения образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования и предлагаются возможные пути их решения. Объект исследования – внедрение инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО. Предмет исследования – проблемы и возможные пути внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО в условиях вариативности образования. Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация педагогической литературы; анкетирование педагогов и руководителей ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Галина Павловна, Лазарева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONTEXT OF VARIABILITY OF EDUCATION

The article discusses various aspects of the urgent problem introduction of educational technologies into the pedagogical process of preschool educational establishments in the context of variability of education. The authors suggests some possible solutions to it. The object of study the introduction of innovative educational technologies in the pedagogical process of early childhood care. The subject of the study is the problems and possible ways of introducing innovative educational technologies into the pedagogical process of early childhood education in the context of variability of education. The research methods that were used are: study, analysis, generalization, systematization of pedagogical literature; questioning of teachers and managers of early childhood care.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 373.2

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.П. Новикова, М.В. Лазарева

В статье рассматриваются различные аспекты актуальной проблемы внедрения образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования и предлагаются возможные пути их решения. Объект исследования - внедрение инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО. Предмет исследования - проблемы и возможные пути внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО в условиях вариативности образования. Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация педагогической литературы; анкетирование педагогов и руководителей ДОО.

Ключевые слова: вариативность образования, дошкольное образование, инновационные образовательные технологии, внедрение, дошкольные образовательные организации.

PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONTEXT OF VARIABILITY OF EDUCATION

G.P. Novikovа, M.V. Lazareva

The article discusses various aspects of the urgent problem - introduction of educational technologies into the pedagogical process of preschool educational establishments in the context of variability of education. The authors suggests some possible solutions to it. The object of study - the introduction of innovative educational technologies in the pedagogical process of early childhood care. The subject of the study is the problems and possible ways of introducing innovative educational technologies into the pedagogical process of early childhood education in the context of variability of education. The research methods that were used are: study, analysis, generalization, systematization of pedagogical literature; questioning of teachers and managers of early childhood care.

Key words: variability of education, preschool education, innovative educational technologies, implementation, preschool educational establishments.

Вариативность образования -один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования, в том числе и дошкольного, в Российской Федерации. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ, образовательных технологий или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. Специалисты в области дошкольного образования утверждают, что разработка инновационных образовательных технологий и их внедрение в педагогический процесс являются обязательным условием развития современной дошкольной образовательной организации, а с учетом изменения финансирования государственных организаций включение в повседневный распорядок новаторских решений позволяет значительно повысить престиж организации и наметить дальнейшие направления ее развития (Т.В. Волосовец, И.В. Светлакова, Т.А. Овечкина и др.) [1; 2; 3].

В теоретическом плане были проведены исследования проблемы поиска педагогических условий, эффективных для внедрения инно-

вационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) в разных аспектах. Разработка инновационных образовательных технологий осуществлялась и осуществляется такими исследователями, как Е.Ю. Анохина, Т.И. Бакланова, Л.А. Ефросинина, Э.П. Костина, И.П. Куланина, М.В. Лазарева, И.А. Лыкова, А.В. Найбауер, О.П. Ра-дынова, О.С. Ушакова и др. Поиск путей внедрения образовательных технологий в ДОО отражены в исследованиях Е.И. Артамоновой, И.Н. Богачевой, С.А. Барановой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Звезды, Т.С. Комаровой, Г.П. Новиковой, Л.Ф. Самборенко, Н.Г. Смольникова, С.В. Солончук, Т.В. Тарасенко и др.

В практическом ракурсе нами были выявлены и проанализированы основные причины внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО. Среди них: необходимость вести активный поиск путей решения существующих в практике дошкольного образования проблем; стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои образовательные организации; подражание другим

ДОО; интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива; стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания; неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, возрастающие запросы отдельных групп родителей. Эмпирическое исследование проведено на базе ДОО г. Москвы, г. Пушкино Московской области, г. Липецка. В анкетировании приняли участие 648 педагогов, 56 заведующих ДОО и 74 заместителя заведующих.

Несмотря на пристальный интерес к данной проблеме в теории и практике дошкольного образования, в них не в полной мере освещены аспекты, связанные с поиском педагогических условий, эффективных во внедрении инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО в условиях вариативности образования, что вызвано сложностью данного феномена и его обусловленностью множеством факторов. Отсюда актуализируются задачи уточнения понятия «инновационные образовательные технологии в ДОО», разработка педагогических условий и модели внедрения инновационных

образовательных технологий в педагогический процесс ДОО.

В отечественной педагогике существуют отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку проблемы проектирования педагогического процесса (С.Н. Архангельский, В.И. Андреева, В.С. Безрукова, С.И. Высоцкая, А.А. Греков, Е.С. Заир-Бек и др.). Особое внимание уделялось проектированию образовательных технологий (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.И. Монахов, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко и др.).

Для детей дошкольного возраста к настоящему времени разработаны и в разной степени внедряются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие

(В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Д.В. Хухлаева), креативная технология музыкального образования (Э.П. Костина), STEAM-технологии (Е.А. Беляк), ТРИЗ-технология на основе метода фокальных объектов (А. Страунинг), технология интегрированного обучения (М.В. Лазарева), технологии проектной деятельности (Н.А. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, С.Н. Николаева), игровые технологии (Г.Г. Григорьева, Н.Ф. Губанова), технологии цифрового образования (Т.Н. Зюзи-на) и др. Некоторые из них появились недавно, являются спорными,

например, БТБАМ-технологии. Другие апробированы достаточно широко и прочно включаются в содержание дошкольного образования, такие как ТРИЗ-технологии, здоро-вьесберегающие технологии.

Внедрение образовательных технологий рассматривается в различных аспектах педагогической инно-ватики (Н.И. Войтина, В.С. Лазарев, Г.П. Новикова, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.). Особое внимание уделяется таким проблемам, как проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (К.Ю. Белая, О.В. Пастюк, В.И. Слободчиков, А.Н. Фролова, И.Ф. Харламов, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова и др.). Вопросам внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО посвящены статьи и некоторые диссертационные исследования (А.И. Адамский, А.Г. Каспаржак, Т.М. Ковалева, З.Ф. Мазур, Т.З. Шу-каева и др.).

За рубежом вопросы разработки основ педагогической инноватики, управления изменениями (инновациями) в образовании связаны с именами Л.Ж. Калуве, А. Николлса, М. Петри, Д. Фоутса, Д. Хопкинса, Э. Эллиса и др.

По мнению ряда исследователей, преобладающей чертой практики

менеджмента инновационных процессов в ДОО, направленного на внедрение образовательных технологий, на сегодняшний день является несистемный, неосознанный подход, зачастую направленный на сам процесс, а не на его результаты. В силу этого стратегии изменения ориентированы не на содержательные характеристики их перехода к новому состоянию, а на количественные изменения в работе, увеличение числа обновляемых участков дошкольного учреждения, числа воспитателей, занятых освоением новшеств, и выполнение решений вышестоящих инстанций и т.д.

В связи с этим существует ряд противоречий, нуждающихся в разрешении:

- между необходимостью внедрения инновационных образовательных технологий и существующими объективными и субъективными трудностями в их реализации в педагогическом процессе ДОО;

- значимостью проблемы внедрения инновационных образовательных технологий с целью обеспечения полноценного развития детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного их внедрения;

- необходимостью внедрения инновационных образовательных технологий и слабо сформирован-

ной готовностью педагогов ДОО к их применению на современной научной основе.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную задачу исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, в разработке модели внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО в условиях вариативности дошкольного образования.

На наш взгляд, внедрение инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО будет эффективным, если:

- на основе анализа психолого-педагогической литературы будет уточнено понятие «инновационные образовательные технологии в ДОО»; его содержательные характеристики;

- выявлены возможные пути, объективные и субъективные трудности внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО;

- разработана и реализована модель внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО в условиях вариативности образования, включающая в себя взаимосвязанные блоки: методологический, основанный на системном, личностно ориентированном, компетентност-ном, инновационном подходах, а

также на принципах целесообразности, системности, технологичности, деятельностного подхода; личностный, объединяющий когнитивный, практический и мотивацион-ный компоненты; операционально-деятельностный, предполагающий сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения педагогов в условиях ДОО; результативно-рефлексивный, направленный на оценку и коррекцию педагогами собственных умений в области применения инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе ДОО;

- реализован комплекс педагогических условий:

- учтены потребности родителей в создании благоприятной образовательной среды для воспитания и развития детей дошкольного возраста путем внедрения инновационных образовательных технологий,

- организовано принятие коллегиального решения, основанного на качественном критическом анализе реализуемых в ДОО образовательных технологий и существующих вовне потенциально полезных инновационных образовательных технологий на предмет внедрения;

- осуществлена оценка материальных, кадровых, организационно-управленческих ресурсов;

- разработан план мероприятий по внедрению инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО;

- создана инициативная группа с четким распределением функциональных обязанностей с учетом индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, организаторских и коммуникативных навыков, умений, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке;

- осуществлен промежуточный контроль и коррекция образовательной деятельности и итоговый контроль с презентацией результатов внедрения.

Таким образом, внедрение инновационных образовательных технологий в педагогический процесс ДОО обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию этого процесса, личностно ориентированное обучение и воспитание. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, используемых образовательных технологий должна базироваться одновременно на двух принципах:

1. Планировании, направленном на усвоение детьми содержания

программы (стратегия педагогического процесса).

2. Педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует образовательные технологии в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования - переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, в основе которой лежит сочетание различных образовательных технологий.

Внедрение образовательных технологий в педагогический процесс

ДОО эффективно при условии комплексного подхода к решению проблем, с ним связанных: управленче-

ско-организационных и содержательных.

Список литературы

1. Волобуева Л.М., Кузнецова Е.Б. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения (Монография). - М.: МПГУ, 2012. - 159с.

2. Волосовец Т.В. ФГОС ДО: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 08.09.2019).

3. Задворная М.С. Готовность педагога ДОО к инновационной деятельности в условиях модернизации образования /Детский сад будущего: сохраняя традиции, - к инновациям! / Ред. кол.: Н.А. Вершинина, Г.И. Власова, Ю.В. Лагутина, Т.А. Овечкина. - СПб.: Изд-во СПБ АППО. Выпуск № 4, 2016. - С. 124-130

4. Овечкина Т.А. Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований (2010-2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.myshared.ru (дата обращения: 09.09.2019).

5. Светлакова И.В. Управление инновационной деятельностью в современном дошкольном образовательном учреждении // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - № 10. - ART 130383. Гос. рег. ЭЛ № ФС 77-55136. - ISSN 23079282 18 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kids.covenok.ru/issue/130383.htm (дата обращения: 09.09.2019).

References

1. Volobuyeva L.M., Kuznetsova Ye.B. Vnedreniye innovatsiy v upravlencheskuyu deyatel'nost' rukovoditelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya (Monografiya). -M.: MPGU, 2012. -159p.

2. Volosovets T.V. FGOS DO: obespecheniye variativnosti i raznoobraziya soderzhaniya obrazovatel'nykh programm i organizatsionnykh form doshkol'nogo obrazovaniya [El-ektronnyy resurs]. - URL: http://www.firo.ru (data obrashcheniya: 08.09.2019).

3. Zadvornaya M.S. Gotovnost' pedagoga DOO k innovatsionnoy deyatel'nosti v uslovi-yakh modernizatsii obrazovaniya /Detskiy sad budushchego: sokhranyaya traditsii, - k inno-vatsiyam! /Red. kol.: N.A. Vershinina, G.I. Vlasova, YU.V. Lagutina, T.A. Ovechkina. - SPb.: Izd-vo SPB APPO. Vypusk № 4, 2016. - S. 124-130

4. Ovechkina T.A. Strategiya razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya v kontekste sovremen-nykh gosudarstvennykh trebovaniy (2010-2020) [Elektronnyy resurs]. -URL: http://www.myshared.ru (data obrashcheniya: 09.09.2019).

5. Svetlakova I.V. Upravleniye innovatsionnoy deyatel'nost'yu v sovremennom doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii // Obrazovatel'nyye proyekty «Sovonok» dlya doshkol'nikov. - 2014. - № 10. - ART 130383. Gos. reg. EL № FS 77-55136. - ISSN 2307-9282 18 [Elektronnyy resurs]. -URL: http://www.kids.covenok.ru/issue/130383.htm (data obrashcheniya: 09.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.