Научная статья на тему 'Условия внедрения и реализации Концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации'

Условия внедрения и реализации Концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ROAD MAP / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Б. А., Колосова И. В., Бехтерева Е. Н., Селиверстова И. А., Семенова М. Л.

В статье представлено исследование по разработке комплекса организационно-управленческих условий внедрения и реализации Концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. В качестве методологической базы исследования использованы аксиологический, деятельностный и квалиметрический подходы. Базу исследования, где осуществлялась процедура внедрения Концепции ВСОКО, выступили 1236 дошкольных образовательных организаций Челябинской области, руководители или заместители руководителей. Реализация цели и задач исследования была пролонгирована во времени и осуществлялась в три этапа: организационно-подготовительный, внедренческий, обобщающий. В ходе первого этапа был выявлен уровень готовности руководителей ДОО к внедрению Концепции ВСОКО. На втором этапе в деятельность ДОО внедрялась Концепция ВСОКО и на третьем этапе проводилась оценка эффективности внедрения Концепции ВСОКО по всем направлениям деятельности ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Б. А., Колосова И. В., Бехтерева Е. Н., Селиверстова И. А., Семенова М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE INTRODUCTION AND THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF AN INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article outlines the research and development of the concepts of the internal system for assessing the quality of education in pre-school educational organizations. As a methodological basis of the research, axiological, activity and qualimetric approaches are used. The base of the study, where the procedure for the implementation of the concept of the internal system for assessing the quality of education is implemented, it includes 1,236 pre-school educational organizations of the Chelyabinsk region, heads or deputy heads. The realization of the purpose and objectives of the research was prolonged in time and was carried out in three stages: organizational-preparatory, implementation, generalizing. During the first stage, the level of willingness of the heads of the pre-school educational organizations to implement the internal system for assessing the quality of education Concept was revealed. At the second stage, the concept of the internal system for assessing the quality of education was implemented in the activities of the pre-school educational organizations and at the third stage the effectiveness of the implementation of the concept of internal system for assessing the quality of education in all areas of the pre-school educational organization was assessed.

Текст научной работы на тему «Условия внедрения и реализации Концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации»

Библиографический список

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Availabte at: http://fgosvo.ru/

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2002.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва: «Высшая школа», 1991.

4. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади: Методология исследования и преподавания: учебник для вузов. Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2011.

References

1. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/

2. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva, 2002.

3. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva: «Vysshaya shkola», 1991.

4. Masalkov I.K., Semina M.V. Strategiya kejs-stadi: Metodologiya issledovaniya iprepodavaniya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt; Al'ma Mater, 2011.

Статья поступила в редакцию 25.06.18

УДК 373.2

Artemenko B.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Acting Head of Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kolosova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Department of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

Bekhtereva E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected] Seliverstova I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected] Semenova M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]

CONDITIONS FOR THE INTRODUCTION AND THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF AN INTERNAL SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article outlines the research and development of the concepts of the internal system for assessing the quality of education in pre-school educational organizations. As a methodological basis of the research, axiological, activity and qualimetric approaches are used. The base of the study, where the procedure for the implementation of the concept of the internal system for assessing the quality of education is implemented, it includes 1,236 pre-school educational organizations of the Chelyabinsk region, heads or deputy heads.

The realization of the purpose and objectives of the research was prolonged in time and was carried out in three stages: organizational-preparatory, implementation, generalizing. During the first stage, the level of willingness of the heads of the pre-school educational organizations to implement the internal system for assessing the quality of education Concept was revealed. At the second stage, the concept of the internal system for assessing the quality of education was implemented in the activities of the pre-school educational organizations and at the third stage the effectiveness of the implementation of the concept of internal system for assessing the quality of education in all areas of the pre-school educational organization was assessed. Key words: pre-school education, road map, concept, assessment of quality of education.

Б.А. Артеменко, канд. биол. наук, доц., и.о. зав. каф. теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

И.В. Колосова, канд. пед. наук, декан факультета дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Е.Н. Бехтерева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

И.А. Селиверстова, канд. пед. наук, доц. каф. теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

М.Л. Семенова, канд. пед. наук, доц. каф. теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлено исследование по разработке комплекса организационно-управленческих условий внедрения и реализации Концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. В качестве методологической базы исследования использованы аксиологический, деятельностный и квалиметрический подходы. Базу исследования, где осуществлялась процедура внедрения Концепции ВСОКО, выступили 1236 дошкольных образовательных организаций Челябинской области, руководители или заместители руководителей. Реализация цели и задач исследования была пролонгирована во времени и осуществлялась в три этапа: организационно-подготовительный, внедренческий, обобщающий. В ходе первого этапа был выявлен уровень готовности руководителей ДОО к внедрению Концепции ВСОКО. На втором этапе в деятельность ДОО внедрялась Концепция ВСОКО и на третьем этапе проводилась оценка эффективности внедрения Концепции ВСОКО по всем направлениям деятельности ДОО.

Ключевые слова: дошкольное образование, дорожная карта, концепция, оценка качества образования.

Качественные изменения, которые претерпела система дошкольного образования Российской Федерации с момента введения Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации» определили необходимость разработки и внедрения внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.

Как отмечает В.А. Болтов, создание системы оценки качества образования, включающей независимые объективные формы оценки и контроля, является одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики [1]. Цель создания системы оценки качества заключается не только в совершенствовании системы управления качеством образования, но и обеспечении всех участников образовательного процесса объективной информацией о состоянии образования на различных уровнях, в том числе и уровне дошкольного образования.

С этой целью и в рамках выполнения государственного задания по теме «Проектирование, верификация и апробация концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО на основе принципов государственно-общественного управления» была разработана и предложена Концепция внутренней системы оценки качества дошкольного образования (далее -Концепция ВСОКДО) [2]. Как отмечают специалисты в области оценки качества дошкольного образования (А.К. Белолуцкая и др. [3], Т.Н. Богуславская [4], И.Б. Едакова [5] и многие другие: создание Концепции ВСОКДО обусловлено возросшей потребностью всех участников образовательного процесса в систематизации мероприятий и процедур оценки качества дошкольного образования. Концепция определяет методологические основания совершенствования системы оценки качества, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи, ее объекты и содержание.

В настоящей статье представлены этапы и условия внедрения Концепции ВСОКДО и результаты внедрения системы оценки качества дошкольного образования на территории Челябинской области.

В качестве методологической базы при разработке условий внедрения Концепции внутренней системы оценки качества дошкольного образования были определены аксиологический, дея-тельностный и квалиметрический подходы.

Аксиологический подход (Л.В. Вершинина [6], З.И. Равкин [7], В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова [8] и др.) позволил определить уровень понимания руководителями дошкольных образовательных организаций необходимости внедрения внутренней системы оценки качества дошкольного образования и ценности качественных изменений, к которым она приведет.

В рамках деятельностного подхода (П.Я. Гальперин [9], В.В. Давыдов [10], А.Н. Леонтьев [11] и др.) проводилась оценка понимания руководителями дошкольных образовательных организаций необходимости внедрения внутренней системы оценки качества дошкольного образования, как инструмента, направленного на совершенствование процесса образования детей дошкольного возраста.

Квалиметрический подход (В.П. Беспалько [12], И.Я. Лернер [13], Е.В. Яковлев [14] и др.) позволил определить уровень понимания руководителями общих принципов оценивания качества образования, требований к процедуре оценки качества, отбору показателей измерения, сбор данных измерения, обработке полученных результатов и их интерпретации.

Процесс внедрения внутренней системы оценки качества дошкольного образования осуществлялся в три этапа: организационно-подготовительный, внедренческий, обобщающий. Каждый этап включал реализацию организационно-управленческих условий по пяти направлениям, обеспечивающим успешность внедрения Концепции ВСОКДО в деятельность дошкольной образовательной организации (далее - ДОО): нормативно-правовое, организационное, методическое, кадровое и информационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО.

На организационно-подготовительном этапе внедрения Концепции ВСОКДО были реализованы следующие условия:

1. Нормативно-правовое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО. Реализация данного условия обеспечивается за счет проведения следующих мероприятий:

- изучение нормативно-правовой документации по регулированию процесса внедрения Концепции ВСОКДО. Данное условие обеспечивает повышение нормативно-правовой компетентности субъектов ВСОКДО и позволяет формировать информационный банк, содержащий аналитические материалы;

- разработка и утверждение плана-графика мероприятий по внедрению Концепции ВСОКДО. Это позволяет обеспечить системную работу ДОО по реализации мероприятий по внедрению Концепции ВСОКДО;

- подготовка приказа об утверждении плана (дорожной карты) внедрения Концепции вСокДо, внесение изменений в Устав ДОО, согласование изменений с учредителем, подготовка изменений в локальные акты ДОО;

- разработка положения о рабочей группе по внедрению Концепции ВСОКДО;

- разработка и приведение в соответствие локально-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность (Положение о ВСОКО в ДОо, план-действие по подготовке и проведению процедуры самообследования в ДОО, приказ «О проведении процедуры самообследования в ДОО»);

- разработка (корректировка) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы педагогических работников, стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;

- внесение изменений в должностные инструкции сотрудников, участвующих в реализации процедур оценки качества дошкольного образования в ДОО;

- формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих внедрение Концепции ВСОКДО.

2. Организационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- создание рабочей группы на период внедрения Концепции ВСОКДО;

- разработка и утверждение плана рабочей группы по внедрению Концепции вСокДо;

- организация деятельности рабочей группы по внедрению Концепции ВСОКЦО;

- разработка плана-графика проведения оценочных процедур и координационных совещаний;

- проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими внедрение Концепции ВСОКДО;

- формирование инструментального обеспечения ВСОКДО (параметры, уровни, критерии);

- формирование методик ВСОКДО;

- обсуждение и согласование системы показателей (индикаторов), характеризующих состояние и динамику развития качества образования: порядок и формы проведения оценки;

- координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах ВСОКДО.

3. Методическое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- выявление и изучение профессиональных затруднений и потребностей работников ДОО по проблемам ВСОКДО;

- проведение семинаров, педсоветов и других форм методической работы по оценке качества дошкольного образования;

- участие педагогических работников ДОО в семинарах, конференциях, вебинарах, совещаниях по проблемам внедрения Концепции ВСОКДО;

- проведение консультаций с педагогическими работниками по базовым положениям Концепции ВСОКДО;

- организация работы постоянно действующего семинара для педагогов ДОО по теме: «Инструментальное обеспечение Концепции ВСОКДО»;

- создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанных с внедрением Концепции ВСОКДО;

- разработка методических рекомендаций по включению вопросов ВСОКДО в планы самообразования педагогов;

- выявление и изучение позитивного опыта педагогов ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО.

4. Кадровое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО включало:

- анализ кадрового обеспечения введения Концепции ВСОКДО;

- разработка и утверждение плана-графика повышения квалификации педагогов по проблеме внедрения Концепции ВСОКДО;

- направление на обучающие семинары, вебинары, курсы повышения квалификации для педагогических работников по проблеме ВСОКДО;

- формирование сетевого взаимодействия с ДОО в рамках методических объединений города, образовательных порталов, сайтов;

- установление связей с образовательными учреждениями и научными организациями по проблемам ВСОКДО.

5. Информационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- создание банка инструктивно-методических писем и рекомендаций (федерального, регионального уровней) по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО;

- мониторинг готовности ДОО к внедрению Концепции ВСОКДО;

- мониторинг уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов по вопросам оценивания качества дошкольного образования;

- создание в методическом кабинете информационного пространства по материалам Концепции ВСОКДО;

- проведение родительских собраний по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО;

- размещение информации на сайте ДОО о базовых документах, регламентах внедрения Концепции ВСОКДО

- обеспечение контролируемого доступа всем участникам образовательных отношений к информационным ресурсам в сети Интернет;

- создание банка полезных ссылок, страницы на сайте ДОО «Концепция внутренней системы оценки качества дошкольного образования»;

- встречи с представителями общественности по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО.

Второй этап - этапе внедрения Концепции ВСОКДО в деятельность ДОО, предусматривал непосредственно реализацию Концепции. На этом этапе были реализованы следующие условия:

1. Нормативно-правовое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО подразумевало:

- формирование банка нормативно-правовых документов внедрения Концепции ВСОКДО;

- выполнение плана-графика мероприятий по внедрению Концепции ВСОКДО;

- выполнение плана (дорожной карты) внедрения Концепции ВСОКДО;

- создание системы стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;

- составление плана контроля за исполнительской дисциплиной сотрудников, участвующих в реализации процедур оценки качества дошкольного образования ДОО;

- включение вопросов оценивания качества дошкольного образования в годовое планирование и рабочие программы педагогов.

2. Организационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- мониторинг реализации плана (дорожной карты) внедрения Концепции ВСОКДО в образовательных организациях;

- мониторинг выполнения плана-графика мероприятий по внедрению Концепции ВСОКДО, выполнения плана-графика повышения квалификации педагогов, выполнения плана-графика проведения оценочных процедур и координационных совещаний, качества методико-технологического инструментария ВСОКДО, выполнения мероприятий годового плана, рабочих программ педагогов;

- создание рабочих групп на период внедрения Концепции ВСОКДО;

- разработку и утверждение плана рабочих групп по внедрению Концепции ВСОКДО;

- организацию деятельности рабочих групп по актуальным проблемам внедрения Концепции ВСОКДО;

- реализацию плана-графика проведения оценочных процедур и координационных совещаний;

- проведение инструктивно-методических и оперативных совещаний по качеству внедрения Концепции ВСОКДО;

- апробацию нормативно-диагностических материалов ВСОКДО, системы показателей и критериев;

- координацию деятельности организационных структур, задействованных в процедурах ВСОКДО.

3. Методическое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО включало:

- методическое сопровождение профессиональных затруднений и потребностей работников ДОО по проблемам ВСОКДО;

- проведение семинаров, педсоветов и других форм методической работы по оценке качества дошкольного образования;

- участие педагогических работников ДОО в семинарах, конференциях, вебинарах, совещаниях по проблемам внедрения Концепции ВСОКДО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индивидуальное консультирование субъектов ВСОКДО по проведению процедур оценивания качества дошкольного образования;

- рассмотрение вопросов внедрения Концепции ВСОКДО на педагогических советах ДОО;

- организацию работы творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанных с внедрением Концепции ВСОКДО;

- разработку методических рекомендаций по включению вопросов ВСОКДО в планы самообразования педагогов;

- обобщение позитивного опыта педагогов ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО.

4. Кадровое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- анализ кадрового обеспечения введения Концепции ВСОКДО;

- реализацию плана-графика повышения квалификации педагогов по проблеме внедрения Концепции ВСОКДО;

- направление на обучающие семинары, вебинары, курсы повышения квалификации для педагогических работников по проблеме ВСОКДО;

- организацию сетевого взаимодействия с ДОО в рамках методических объединений города, образовательных порталов, сайтов;

- взаимодействие с образовательными учреждениями и научными организациями по проблемам ВСОКДО.

5. Информационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- использование инструктивно-методических писем и рекомендаций (федерального, регионального уровней) по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО;

- мониторинг деятельности ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО;

- мониторинг уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов по вопросам оценивания качества дошкольного образования;

- пополнение и представление информационных материалов в методическом кабинете по внедрению Концепции ВСОКДО;

- проведение родительских собраний по реализации внедрения Концепции ВСОКДО;

- обновление информации на сайте ДОО о базовых документах, регламентах внедрения Концепции ВСОКДО;

- обеспечение контролируемого доступа всем участникам образовательных отношений к информационным ресурсам в сети Интернет;

- пополнение банка полезных ссылок, обновление страницы на сайте ДОО «Концепция внутренней системы оценки качества дошкольного образования»;

- встречи с представителями общественности по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО.

На третьем этапе - обобщающем с целью оценки эффективности внедрения Концепции ВСОКДО по всем направлениям деятельности ДОО на базе дошкольных образовательных организаций Челябинской области были реализованы следующие мероприятия:

1. Нормативно-правовое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- формирование банка нормативно-правовых документов, разработанных на уровне ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО;

- анализ реализации плана (дорожной карты) по внедрению Концепции ВСОКДО;

- создание творческой лаборатории по оценке передового педагогического опыта;

- разработку положения о конкурсе педагогического мастерства по итогам внедрения Концепции ВСОКДО;

- формирование банка данных по внедрению Концепции ВСОКДО: инструментально-технологическое обеспечение мониторинга и оценки качества образования; методики ВСОКДО,

комплекс моделей внутренней системы оценки качества образования; методические рекомендации по оценке качества образования; «дорожная карта» внедрения Концепции ВСОКДО, публикации в научных журналах, передовой педагогический опыт по внедрению Концепции ВСОКДО видео и фоторепортажи, удостоверения и сертификаты профессиональной деятельности педагогов.

2. Организационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО включало:

- мониторинг реализации плана (дорожной карты) внедрения Концепции ВСОКДО в образовательных организациях;

- заседания методического совета ДОО по вопросам организации форм представления передового педагогического опыта (конкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических инноваций, конференции, семинары и др.);

- организацию деятельности творческой лаборатории по оценке передового педагогического опыта.

3. Методическое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО включало:

- проведение семинаров, педсоветов и других форм методической работы по оценке качества дошкольного образования;

- участие педагогических работников ДОО в семинарах, конференциях, вебинарах, совещаниях по проблемам распространения опыта внедрения Концепции ВСОКДО;

- мониторинг внедрения Концепции ВСОКДО;

- рассмотрение вопросов обобщения результатов внедрения Концепции ВСОКДО на педагогических советах ДОО;

- заседания Совета педагогов по вопросам вынесение решения о распространении и пропаганде позитивного педагогического опыта внедрения Концепции ВСОКДО;

- распространение позитивного опыта педагогов ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО.

4. Кадровое обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО предусматривало:

- организацию и проведение стажировок в рамках повышения квалификации педагогов в процессе внедрения Концепции ВСОКДО;

- обобщение передового педагогического опыта, подготовка и издание публикаций, связанных с внедрением Концепции ВСОКДО;

- участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, выставках) по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО;

- проведение конкурсов педагогического мастерства по итогам внедрения Концепции ВСОКДО;

- организацию сетевого взаимодействия с ДОО в рамках методических объединений города, образовательных порталов, сайтов;

- взаимодействие с образовательными учреждениями и научными организациями по проблемам ВСОКДО.

5. Информационное обеспечение внедрения Концепции ВСОКДО включало:

- мониторинг деятельности ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО;

- мониторинг уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов по вопросам оценивания качества дошкольного образования;

- обобщение информационных материалов в методическом кабинете по внедрению Концепции ВСОКДО;

Библиографический список

- проведение родительских собраний по вопросам внедрения Концепции ВСОКДО;

- размещение публичного отчета на сайте ДОО;

- встречи с представителями общественности по итогам внедрения Концепции ВСОКДО.

Реализация приведенных организационно-управленческих условий внедрения Концепции ВСОКДО была апробирована на базе 1236 дошкольных образовательных организаций Челябинской области. По результатам анкетирования, проведенного для руководителей (заместителей руководителей) ДОО об эффективности «дорожной карты» - 98% респондентов отметили успешность ее реализации по внедрению Концепции внутренней системы оценки качества дошкольного образования. Также руководители ДОО отметили, что разработанная «дорожная карта» позволила создать банк нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение Концепции ВСОКДО на уровне ДОО; проанализировать мероприятия, обеспечивающие внедрение Концепции ВСОКДО; изучить сущность представленного передового педагогического опыта и представить свой, обсудить и выявить эффективность форм представления опыта определить его целесообразность, целостность, конкретность и научность; обобщить нормативно-правовые, научно-методические, педагогические и др. материалы по внедрению Концепции ВСОКДО; идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО; оказать методическую помощь педагогам в решении вопросов ВСОКДО; представить возможность педагогам ДОО для работы в режиме инноваций; осуществить активное профессиональное взаимодействие по обмену опытом и обмен опытом по итогам внедрения Концепции ВСОКДО; организовать научно-методическое сопровождение деятельности ДОО по внедрению Концепции ВСОКДО.

Необходимость формирования общенациональной системы оценки качества образования является одним из приоритетных направлений развития российской образовательной системы. В связи с этим актуализируется проблема создания системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности организаций, которые осуществляют реализацию образовательных программ дошкольного образования на всех уровнях оценки: региональный, муниципальный и непосредственно уровень образовательной организации.

Создание Концепции ВСОКДО обусловлено возросшей потребностью всех участников образовательного процесса в систематизации мероприятий и процедур оценки качества дошкольного образования. Успешность реализации предложенной Концепции ВСОКДО обеспечивается реализацией организационно-управленческих условий по пяти направлениям, обеспечивающим успешность внедрения Концепции ВСОКДО в деятельность дошкольной образовательной организации: нормативно-правовое, организационное, методическое, кадровое и информационное обеспечение.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 04.06.2018 г. № 1/309 по теме «Объекты и показатели внутреннего мониторинга качества дошкольного образования».

1. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С. и др. Российская система оценки качества образования: главные уроки. Качество образования в Евразии. 2013; 1: 85 - 122.

2. Artemenko B.A., Edakova I.B., Kolosova I.V. [et all.] Tool development updating for the internal system of preschool education quality assessment within current legislation of the Russian Federation. Espacios. 2018; Vol. 39, № 21: 3.

3. Белолуцкая А.К., Леван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е. и др. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт США и Сингапура. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016; 9: 60 - 67.

4. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования. Проблемы современного образования. 2012; 4. Available at: http://www.pmedu.ru

5. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС. Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2013; 12: 17 - 22.

6. Вершинана Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2003.

7. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации (Концепция исследования: аксиологический аспект). Педагогика. 1995; 5: 87 - 90.

8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Москва: Академия, 2003.

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Москва: Университет, 1999.

10. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. Последние выступления. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1998.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.

12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Воронежский университет, 1977.

13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981.

14. Яковлев Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение. Педагогика. 1999; 3: 49 - 54.

References

1. Bolotov V.A., Val'dman I.A., Kovaleva G.S. i dr. Rossijskaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya: glavnye uroki. Kachestvo obrazovaniya v Evrazii. 2013; 1: 85 - 122.

2. Artemenko B.A., Edakova I.B., Kolosova I.V. [et all.] Tool development updating for the internal system of preschool education quality assessment within current legislation of the Russian Federation. Espacios. 2018; Vol. 39, № 21: 3.

3. Beloluckaya A.K., Levan T.N., Krasheninnikov-Hajt E.E. i dr. Zarubezhnye modeli nezavisimoj ocenki kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: opyt SShA i Singapura. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya ipraktika. 2016; 9: 60 - 67.

4. Boguslavskaya T.N. Formirovanie podhodov k ocenke kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; 4. Available at: http://www.pmedu.ru

5. Edakova I.B. K voprosu ob ocenke kachestva doshkol'nogo obrazovaniya v usloviyah vvedeniya FGOS. Nachal'naya shkola plyus DO i POSLE. 2013; 12: 17 - 22.

6. Vershinana L.V. Aksiologicheskoe prostranstvo obrazovaniya: cennostnoe soznanie uchitelya. Samara: Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2003.

7. Ravkin Z.I. Razvitie obrazovaniya v Rossii: novye cennostnye orientacii (Koncepciya issledovaniya: aksiologicheskij aspekt). Pedagogika. 1995; 5: 87 - 90.

8. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu. Moskva: Akademiya, 2003.

9. Gal'perin P.Ya. Vvedenie vpsihologiyu. Moskva: Universitet, 1999.

10. Davydov V.V. Novyj podhod k ponimaniyu struktury i soderzhaniya deyatel'nosti. Poslednie vystupleniya. Riga: Pedagogicheskij centr «'Eksperiment», 1998.

11. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

12. Bespal'ko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskih sistem: problemy i metody psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya tehnicheskih obuchayuschih sistem. Voronezh: Voronezhskij universitet, 1977.

13. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.

14. Yakovlev E.V. Kvalimetricheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii: novoe videnie. Pedagogika. 1999; 3: 49 - 54.

Статья поступила в редакцию 03.07.18

УДК 37.046.12:37.035.6:371.1.08(571.15+571.1/.5) "1920-е"

Borzenko I.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of the Humanities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail:[email protected]

Komaristayа L.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of the Humanities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

MANAGING THE STAFF OF A NATIONAL SCHOOL IN ITS FORMATION PERIOD. The article focuses on an analysis of informational resources dedicated to studying the question of the development of problems in national schools. The authors of the article give a review of how to manage the staff in a national school in Altai Krai during its formation. Usually, the sudden school system reforms are determined by some social cataclysms; so, the Russian (which also known as October in Soviet historiographical tradition) revolution caused a radical change in Russian school educational system, and in particular in mother tongue schooling system. The authors note that professional staff was sine qua non condition for productive activity of a national school. The researchers focus on steps on personnel support of a national school undertook by early Soviet government. Archival documents let the authors to trace the activity of institutions that were responsible for professional training of teaching staff at ethnic language schools. The article sums up some results of works that studied the process of forming and development of national schools in Altai Krai in 1920s.

Key words: mother tongue school (ethnic language school), ethnic teaching stuff, Germans, Estonians, Turkic people, Altai Government (Guberniya) in 1920s.

И.Л. Борзенко, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных дисциплин, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

Л.А. Комаристая, канд. ист. наук, доц., зав. каф. гуманитарных дисциплин, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ

Основное содержание исследования составляет анализ источников по проблемам национальной школы. Авторы дают обобщенное представление о кадровом обеспечении национальной школы в период ее становления на Алтае. Изменения общественного устройства предполагают реформирование системы образования. Так, Октябрьский переворот 1917 года повлёк кардинальные перемены в системе образования в целом и национальном образовании в частности. В статье указывается, что для эффективного функционирования национальных образовательных учреждений нужны были подготовленные кадры. В статье речь идет о том, какие шаги предпринимались для обеспечения национальных школ учителями в первые годы становления Советской власти. Введенные в оборот архивные документы позволяют проследить, где готовились национальные педагогические кадры. Статья подводит некоторые итоги изучения процесса становления и развития национальных образовательных учреждений на Алтае.

Ключевые слова: национальная школа, национальные педагогические кадры, немцы, эстонцы, тюркские народы, Алтайская губерния в 1920-е годы.

Кардинальные перемены в общественном устройстве страны неизбежно влекут за собой реформирование или модернизацию системы образования. Любая новая власть заинтересована в воспитании такого подрастающего поколения, которое разделяла бы её идеи и осуществляла их воплощение на практике. Сегодняшняя модернизация образования невольно заставляет искать аналогии в прошлом. Российская система образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

претерпела серьезное изменение после Октябрьского переворота. Система была кардинально реформирована - изменились названия образовательных учреждений, принципы формирования школьной сети, методы воспитания и обучения, подготовка кадров, управление образовательными системами. Сложность реформирования образовательной системы заключалась еще и том, что на территории страны проживало большое количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.