9. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: теория и технология применения. - СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. - 76 с.
10. Кучма В.Р., Баранов А.А., Л.А. Щепляги-на Л.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-7.
11. Никифоров А.А. Врачебно-педагогические аспекты организации и методики занятий со школьниками в специальных медицинских группах. -БелРИПКППС. - 2005. - 145 с.
12. Солодков А.С., Есина Е.М. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима //
АФК. - 2004. - № 3. - С. 18-22.
13. Тимошина И.Н. Показания и противопоказания по содержанию занятий по физической культуре в специальной медицинской группе // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. -С. 65-67.
14. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. - М.: Педагогика, 1982. - 237 с.
15. Ямпольская Ю.А. Скрининг-оценка адаптационного потенциала растущего организма: «уровни здоровья» // Проблемы современной антропологии: сборник, посвящ. 70-летию со дня рождения проф. Б.А. Никитюка. - М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 170-183.
УДК 378
Баранов Андрей Николаевич
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье автор рассматривает факторы, мотивы и организационно-педагогические условия самовоспитания студентов в процессе преподавания учебной дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: самовоспитание, физическая культура в вузе, развитие, факторы и мотивы самовоспитания.
В современных социально-экономических условиях значительно повысились требования подготовки студентов в высшей школе по физической культуре. Не случайно в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» и в новых Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается, что цель высшего образования - это подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, повышение научно-педагогической квалификации будущих специалистов. У студента должна быть сформирована устойчивая мотивация и потребность к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, приобретению личного опыта творческого использования средств и методов физического воспитания, что в свою очередь будет влиять на оздоровление нации в целом.
Вместе с тем в настоящее время, несмотря на важнейшую социально-экономическую роль физической культуры и спорта, 85% граждан Российской Федерации, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, специально физической культурой и спортом не занимаются.
Для достижения поставленных целей необходимо развивать физкультурно-спортивное движение
в стране, создавать сеть спортивных клубов, совершенствовать систему спортивных и физкультурных мероприятий, менять отношение студентов к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту, что в целом будет способствовать их самовоспитанию и самосовершенствованию.
Исследование проблемы самовоспитания студентов вуза в процессе организации занятий по физической культуре позволило выявить трудности, с которыми они сталкиваются в этот период.
Л.И. Божович и Э. Эриксон выделяют:
- психологические, связанные с проблемой формирования временной перспективы;
- социальные, связанные с материальными проблемами, неясностью перспектив развития общества;
- трудности профессионального самоопределения, связанные с планированием профессиональных перспектив [1; 6].
В социально-психологическом плане студенчество по сравнению с другими группами населения отличается высоким образовательным и интеллектуальным уровнем, уровнем познавательной мотивации. По мнению И.А. Зимней, студенчество это социальная общность, которая характеризуется наивысшей социальной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [2]. Именно в этот период жизни происходит максимальное развитие, как интеллектуальных, так и физических сил организма; процесс саморазви-
© Баранов А.Н., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
127
тия и самореализации выступает в качестве важнейшего стимула для самообразования и самовоспитания. Формирование самовоспитания личности человека происходят на протяжении всей жизни, но именно в вузе, как подчеркивает Е.Е. Сапогова, у зрелой личности совершается переход интеллекта на новую стадию развития, которая характеризуется способностью решать не только извне поставленные задачи, но и самому ставить проблемы. Интеллектуальное развитие в период студенчества происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на процесс развития интеллекта, но и закономерности интеллектуальной сферы влияют на личностное развитие, поскольку обеспечивает выработку собственной мировоззренческой позиции [4].
По мнению И.Ф. Харламова, студенты начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию [5].
Исследования ученых позволили выявить факторы, побуждающие студентов к самовоспитанию:
1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обуславливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Необходимо добиваться того, чтобы у каждого студента был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и сокурсников. Если эти притязания имеют здоровую моральную направленность, тогда следует их поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожным в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие студента и вызвать у него раздражение и противодействие.
3. Создание атмосферы определенной состязательности в учебной и внеучебной работе. В условиях созданных ситуаций происходит закрепление достигнутого успеха, и исправление собственных недостатков.
4. Важную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сокурсники и преподаватели в общественной, нравственной и художественно-эстети-
ческой сферах. Это все вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию дискуссии на моральные темы, обсуждение в студенческом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных студентов [3].
Все эти факторы по-разному влияют на самовоспитание студентов, тем не менее, в своей совокупности они побуждают студентов к стремлению и потребности в работе над собой.
Проведенное нами анкетирование студентов показало, что основными мотивами занятий по физической культуре с целью совершенствования и саморазвития выделяют следующие:
- осознанный выбор профессии и желание самосовершенствоваться в профессиональных качествах - 57%;
- развитие физических, нравственных и волевых качеств - 52%;
- расширение своего кругозора - 45%;
- желание целенаправленно заниматься самовоспитанием, с целью устранения негативных черт характера - 42%;
- желание утвердиться в коллективе сверстников - 38%;
- личный пример родителей, преподавателей, сокурсников - 15%.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивы выбора занятий по физической культуре с целью самовоспитания у студентов разные. Они связаны с их личностными притязаниями и возможностями, с социальными требованиями общества и организационно-педагогическими условиями вуза, способствующих развитию самовоспитания студенты выбирают три, а то и четыре мотива для занятий физической культурой, что доказывает хорошо развитую мотивационную сферу личности.
Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных предпосылок, необходимых для создания целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
В ходе опытно-экспериментальной работы были определены и апробированы организационно-педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов непрофильного вуза к самовоспитанию. Среди них, выделим:
- организация учебного процесса в условиях технического вуза (передача знаний и умений, необходимых для самостоятельных занятий по физической культуре, вовлечение студентов в группы здоровья, умение работать с информационным материалом, и правильное изложение учебного материала преподавателем);
- создание образовательно-воспитательной среды вуза (благоприятные условия микроклимата студенческого коллектива, взаимоотношения преподавателя и студента в образовательном пространстве
128
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
вуза, личностные качества студента, организация встреч со знаменитыми спортсменами, встречи со студентами факультета физической культуры и педагогических училищ, кинофильмы о спорте);
- привлечение студентов к общественно-физкультурной работе, к спортивно-соревновательной деятельности учебного заведения, что позволяет приобретать им знания и навыки организаторской и соревновательной деятельности;
- привлечение студентов к исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
- развитие межличностного поля (влияние личности педагога и окружающих на студента других людей).
Как показали результаты исследования, на процесс самовоспитания студентов данные педагогические условия оказывают разное влияние. Так,
- организация учебного процесса в условиях технического вуза - 32%;
- благоприятные условия комфорта студенческого коллектива - 27%;
- взаимоотношения преподаватель-студент и наоборот - 22%;
- личностные качества - 17%;
- информационные - 8%.
Для повышения качества учебно-воспитательного процесса в вузе и совершенствование процесса самовоспитания студентов необходимо:
1. Равномерное распределение учебного материала (теоретического, практического, контрольного, методико-практического) на весь период обучения по данной дисциплине.
2. Включение в теоретическую подготовку вопросов связанных с организацией ЗОЖ, самостоятельной подготовки и вопросов ориентирующих студентов на физическое самовоспитание.
3. Учет индивидуальных особенностей развития и подготовленности студентов, а также уровень жизненных притязаний.
4. Использование индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе.
5. Вовлечение студентов в совместную работу по организации и проведении соревнований, праздников и др.
6. Вовлечение студентов в соревновательную деятельность (участие в соревнованиях на первенство вузов, города, области, России и др.).
7. Создание благоприятной среды на занятиях по физической культуре, способствующей самовоспитанию студентов.
8. Формирование умений и навыков физического самовоспитания.
9. Стимулирование мотивационной сферы студентов, используя новые мотиваторы для формирования готовности к физическому самовоспитанию.
10. Влияние личности преподавателя, его педагогического мастерства, спортивных достижений на развитие самовоспитания студентов.
Таким образом, проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что самовоспитанию студентов способствует умение использовать самовоспитание в собственной деятельности, правильное составление плана по самовоспитанию и саморазвитие личности преподавателя и студента. Также необходимо умение самостоятельно принимать решения, творчески подходить к постановке целей и задач, умение регулировать свое психо-эмоциональное напряжение, и умение адекватно оценивать ситуации и анализировать произошедшее.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Проблема формирования личности: избранные психологические труды. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. -352 с.
2. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
3. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика. - Мн.: Тетра Системс. - 2002. - С. 103-117.
4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2005. - 460 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардари-ки, 1999. - 520 с.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс. - 1996. - 197 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
129