Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов технического вуза'

Педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ / SELF-UPBRINGING / PHYSICAL CULTURE IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / QUALITY OF LIFE / THE INTEGRATION OF UPBRINGING AND SELF-UPBRINGING PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Николаевич

В статье автор рассматривает создание условий, способствующих обеспечению педагогической интеграции процессов воспитания и самовоспитания в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogic support of upbringing and self-upbringing processes integration at a technical higher educational institution

The author considers the conditions, leading to the needs of integration of upbringing and self-upbringing processes at a technical higher educational institution in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов технического вуза»

УДК 378

Баранов Андрей Николаевич

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОЦЕССОВ ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье автор рассматривает создание условий, способствующих обеспечению педагогической интеграции процессов воспитания и самовоспитания в техническом вузе.

Ключевые слова: самовоспитание, физическая культура в вузе, качества жизни, интеграция процессов воспитания и самовоспитания.

Рассматривая качество образования как интегральную характеристику системы высшего образования, целесообразно определять его как степень удовлетворения изменяющихся потребностей общества, потребностей студенчества в научно-сервисном сопровождении образовательного процесса, в частности, в профессиональной и социальной компетентности психолого-педагогических и управленческих кадров вуза, в гармоничности образовательной среды вуза, в открытости к инновациям и богатых традициях вуза.

Качество образования подчинено сегодня действию механизмов закона опережающего развития качества человека, качества инновационных образовательных систем. Образовательная система опирается на взаимосогласованное единое философское основание, включающее в себя представление о мире и его устройстве; представление о человеке, его онтологической сущности и его месте в мире; о психологических механизмах обретения человеком «образа мира», о взаимоотношениях с миром, социумом, с самим собой и другими.

В образовательном процессе преподаватель решает различные педагогические задачи, направленные на целостное развитие личности. В качестве основных положений организации педагогического обеспечения интеграции воспитания и самовоспитания студентов в вузе могут выступить следующие: интеграция науки, образования и практики воспитания; ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества; целостность воспитательного процесса; компетентностный подход; приоритет гуманизации и гармонизации образовательной среды; толерантность и межкультурное взаимодействие; открытость, преемственность, гибкость воспитательной системы вуза; социокультурная сообразность; деятельностная основа и взаимодействие с разными людьми; социальная защищенность.

Социокультурный подход к качеству образования фокусируется на построении модели качества человека. На уровне вузов программа повышения качества воспитания является компонентом системы управления качеством вуза, высшего образования в целом. Государственная политика управления качеством высшего образования опирается

на концептуально-мировоззренческие основания «русской философии качества», в частности учения качества, созданного трудами В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.К. Рериха, и др.

И.А. Ильин в статье «Спасение в качестве» в 1928 году подчеркивал: «...Русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца. Надо творчески развивать качественные силы России!...» [1].

Как отмечал Н.К. Рерих, не помышляющий о качестве, пусть и не помышляет о культуре [2]. Русская культура всегда была обращена к формированию качества человека в соответствии с идеалами духовности и нравственности, трудовой этикой, общинно-соборными установками, православной моралью, выработанными многовековой историей русской культуры и всей культурой России [3].

Система высшего профессионального образования имеет дело со студенческой молодежью как наиболее гибкой и динамичной частью социума.

По результатам опроса и бесед со студенческой молодежью выстроилась следующая идеальная модель личности:

- качества человека: гуманность, толерантность, оптимистичность, интеллигентность, творчество, справедливость, самосовершенствование;

- качества специалиста: профессиональная компетентность, организованность и деловитость, сотрудничество и самодисциплина, человек команды, требовательность к себе и другим, культура управления, потребность достижения Акме;

- качества гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность;

- качества мужчины: мужественность, верность, привлекательность, доброта, взаимопонимание, деловая хватка;

- качества женщины: женственность, верность, обаятельность, приоритет семьи, взаимопонимание и умение создать уют.

Программа повышения качества воспитания и самовоспитания создается с целью роста качества студента и качества его жизни.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 4, 2014

© Баранов А.Н., 2014

198

Индивидуализация феномена «качества жизни» ведет к акценту на психологических критериях в его определениях. Под «качеством жизни» начинают понимать «общее осознание исследований качества жизни - «глобального моделирования» и «субъективного качества жизни».

Главными составляющими качества жизни являются объективные показатели состояния здоровья и субъективная оценка личностью степени удовлетворения своих физиологических, материальных и духовных потребностей (Е.Е. Задесенец, Л.А. Кузмичев, А.А. Новик, M.B. Федоров, В.А. Ха-щенко, Н.Н. Хащенко и др.). Существуют значительные противоречия между этими объективными и субъективными показателями (В.И. Петров, Седова Н.Н), которые особенно ярко прослеживаются у молодежи, так как у нее еще не достаточно сформированы такие критерии самооценки качества жизни, как проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательное отношение к собственному здоровью и физической подготовленности, которые существенно актуализируются на всех возрастных этапах развития личности и выступают как социально значимая задача, как система воспитания в вузе, и в самовоспитательной деятельности молодого человека.

Интеграция процессов воспитания и самовоспитания студентов - необходимое условие эффективности формирования современного качества человека и качества жизни студенческой молодежи.

Педагогическое обеспечение интеграции воспитания и самовоспитания студентов технических вузов мы определяем как системное преобразование действительности, что предполагает концептуальное мышление, профессиональные усилия многих специалистов, преодоление сопротивления среды, как внутренней, так и внешней, неохотно принимающей новое качество. Основанием для него выступают лучшие традиции и инновационные подходы к повышению личностных и профессиональных качеств студенческой молодежи.

Работа в этом направлении предполагает реализацию следующих направлений:

- совершенствование самодеятельных и организационно-управленческих студенческих структур воспитания в техническом вузе;

- совершенствование информационного, программно-методического обеспечения и организации воспитательно-образовательного процесса: подготовка методических материалов; разработка и внедрение компьютерной версии мониторинга личностного развития студентов, введение новых форм организации воспитательной деятельности, развитие совместной проектной деятельности преподавателей и студентов;

- совершенствование неформальной воспитательной и спортивно-массовой работы: составление комплексного плана работы с привлечением

студенческого актива, укрепление связей с иными ведомствами (Департамент по делам молодежи, Департамент здравоохранения и др.) и учреждениями культуры, спорта;

- подготовка кадров: проведение семинаров-практикумов с педагогами, кураторами по оптимизации воспитательной работы и тренингов конструктивного педагогического взаимодействия;

- укрепление материально-технической базы вуза: строительство и реконструкция спортсоору-жений, инфраструктуры досуга и совершенствование способов их функционирования.

Наиболее приемлемым стилем педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов, на наш взгляд является фасилитативный (стимулирующий) стиль педагога, который проявляется в стремлении к совместному поиску, поддержке молодого человека и управления процессом воспитания и стимулирования самовоспитания.

Важными аспектами педагогического обеспечения процессов воспитания и самовоспитания студентов можно признать:

- знание основ методологии воспитания и самовоспитания студентов, механизмов их функционирования;

- степень включенности студенческой молодежи в процесс самовоспитания, личностный смысл;

- многоаспектность и комплексность процесса самовоспитания, связь коллективного, социального и личного их жизненного опыта;

- уровень профессиональной и личностной культуры студентов, достижение молодым человеком социального и профессионального Акме, высокого общекультурного уровня;

- уровень развития личностного опыта, реализации самовоспитательной деятельности и преодоления недостатков развития своего «Я»;

- культура общения, взаимодействия, управления и самоуправления, командная деятельность, толерантность.

Таким образом, целью педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов является: актуализация потребностей самовоспитания; интериоризация ценностей саморазвития во внутренний план сознания; овладение методами и средствами самовоспитательной деятельности, а не только получение самого результата; усвоение принципов и навыков самовоспитания; развитие интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств; реализация самовоспитательной деятельности; ответственного отношения к жиз-нетворчеству; обогащение субъектного опыта студентов на основе овладения системой знаний, умений и навыков самовоспитания.

Эффективность педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания и самовоспита-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2014

199

ния студентов зависит от ряда факторов: создания социокультурной среды вуза; доброжелательных взаимоотношений субъектов образования; благоприятного климата; толерантных внутригруп-повых взаимоотношений; наличия кураторского корпуса; психологической службы и поддержки самовоспитательной деятельности студентов; саморазвития самих педагогов.

Также неформальная социокультурная среда и совместная деятельность играют решающую роль в созидании студентами ценностей деятельности по достижению современного качества человека, движению к достижению Акме как социального, так и профессионального.

Для этого, как показало исследование, необходимо обеспечить:

- вовлечение студентов в разработку планов, социальных проектов и их реализацию в качестве организаторов, что может быть обеспечено при наличии развитого института кураторства, неравнодушия, активности всех педагогов;

- создание атмосферы праздника, освещения мероприятий в СМИ, приглашение выдающихся спортсменов, героев России, музыкального и художественно-эстетического оформления.

- развитие команды студентов как носителя правил и норм самосозидательного стиля жизни (на основе механизма противоречия между «Я» -идеальным и реальным);

- развитие информационной системы, что позволяет провести качественную постановку просветительской работы о взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, о преимуществах физкультурно-спортивного стиля жизни; освещения личностных достижений преподавателей, студентов вуза, системы поощрений; об обмене опытом самовоспитательной деятельности, доступности самодиагностики личностных качеств (психологического тестирования), получении он-лайн консультаций и рекомендуемой литературы и т.п.

Особое внимание необходимо уделять созданию обстановки уверенности, эмоционального спокойствия, подъема, формированию новых традиций вуза, направленных на развитие качества студенчества.

Эффективности неформальной социокультурной среды вуза, несомненно, по мнению Д.Ю. Трушникова, будет способствовать возрождение ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию воспитательной, спортивно-массовой работы вузов [4].

Еще одной значимой ступенью в процессе педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов является развитие рекреационного вида физической культуры, где выступают спортивно-оздоровительные лагеря (многие вузы имеют эту базу), клубы актив-

ного туризма и др. Занятия физической культурой и спортом являются реальной школой мужества, воли, характера, самопреодоления и победы над собой.

Реализация педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов предполагает согласование противоположностей: открытость - замкнутость, творчество - воспроизведение, самоопределение - управление, свобода - принуждение, самостоятельность - регламентация, поливариантное -инвариантное. Оно предопределяет открытость образовательной среды вуза социуму, использование воспитательного, развивающего, стимулирующего саморазвития потенциала социума для удовлетворения потребностей самовоспитания, развития культуры здоровья студенческой молодежи.

Феномен педагогического обеспечения интеграции в целостную систему процессов воспитания, самовоспитания студентов в образовательной среде вуза и за его пределами целесообразно представлять как динамичное развитие множества взаимоотношений, объединений, организаций, направленных на создание условий, способствующих обеспечению полноты и цельности самосозидательной деятельности студентов, в том числе:

- на социально-политическом уровне (региональная, муниципальная политика в области воспитания, взаимодействие институтов культуры, спорта и т.п.);

- на экономическом уровне (интеграция финансовых потоков на муниципальном, региональном и федеральном уровнях);

- на организационном уровне (создание и реализация на практике эффективных моделей педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания, самовоспитания студенческой молодежи с целью достижения ею современного качества человека);

- на общепедагогическом и дидактико-методи-ческом уровне (разработка и внедрение инновационных воспитательных технологий, содержания моделей педагогического обеспечения интеграции процессов воспитания, самовоспитания студенческой молодежи);

- открытость и взаимодействие, взаимообогащение социокультурной среды вуза (социально-политический уровень);

- менеджмент и маркетинг в области развития социально-педагогической системы воспитания (организационно-институциональный уровень);

- развитие информационной и пропагандистской поддержки самосозидательного стиля жизни молодежи;

- социальное партнерство всех субъектов муниципального образовательного пространства (нормативно-правовой уровень).

200

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

Таким образом, педагогическое обеспечение интеграции процессов воспитания и самовоспитания студентов мы рассматриваем как особую культуру поддержки и помощи молодому человеку, как совокупность социально-психологической и педагогической деятельности на основе определенной методологии, направленной на формировании эффективного качества современного выпускника технического вуза.

Библиографический список

1. Ильин И.А. Спасение в качестве // Русский колокол. - 1928. - № 4. - С. 3-7.

2. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М.: Междунар. центр Рерихов, 1997. - 200 с.

3. Суббето А.И. Качество непрерывного образования: Логика развития и проблемы: (лекция в С.-Петербург. гос. акад. последиплом. пед. образования. - СПб.: СПГАППО, 2005 - 75 с.

4. Трутников Д.Ю. Проектирование системы воспитания в университетском комплексе на основе кластерного подхода: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2011. - 43 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.