Научная статья на тему 'Воспитание в вузе как фактор становления личностно-профессиональной позиции будущего специалиста'

Воспитание в вузе как фактор становления личностно-профессиональной позиции будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА / UPBRINGING / HIGHER SCHOOL / POSITION / PROFESSIONAL FORMATION OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Наталья Александровна

Рассматриваются особенности воспитания в высшей школе, сущность и подходы к определению категории «личностно-профессиональная позиция», факторы и ресурсы ее становления в воспитательном пространстве вуза. Предпринята попытка обозначения показателей сформированности личностно-профессиональной позиции будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of upbringing at higher school, essence and approaches to definition of category personal-professional position, factors and resources of its formation in the upbringing space of an institution of higher education are considered. An attempt of designation of rates of generatedness of the future specialists personal-professional position is undertaken.

Текст научной работы на тему «Воспитание в вузе как фактор становления личностно-профессиональной позиции будущего специалиста»

УДК 378

Баранова Наталья Александровна

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Твери

[email protected]

ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА*

Рассматриваются особенности воспитания в высшей школе, сущность и подходы к определению категории «личностно-профессиональная позиция», факторы и ресурсы ее становления в воспитательном пространстве вуза. Предпринята попытка обозначения показателей сформированности личностно-профессиональной позиции будущего специалиста.

Ключевые слова: воспитание, высшая школа, позиция, профессиональное становление специалиста.

Воспитание в высшей школе по своей сути является процессом личностнопрофессионального становления и развития студента, созданием условий, актуализирующих потребности в становлении системы убеждений, рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей, идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением. Воспитательный процесс можно рассматривать как процесс возрастания субъектности студента в социокультурной и будущей профессиональной среде, становление его личностно-профессиональной позиции.

Понятие «позиция» в современных источниках определяется как точка зрения, отношение к какому-либо вопросу; как принцип, положенный в основу поведения, действий; положение, место, занимаемое кем-либо в соответствии с принципами своей деятельности. В психологопедагогических исследованиях, посвященных проблемам подготовки специалистов в вузе, изучаются проблемы становления и развития личной, профессиональной позиции в соответствии с получаемым образованием педагога, офицера, психолога, журналиста, филолога, врача и др.

Позиция, по мнению целого ряда современных исследователей (В.А. Гневашева, М.С. Лукова, К.И. Маслов, С.В. Пузаков и др.), является междисциплинарным понятием, отражающим интегральную, наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться в контексте соотнесения человеком внутреннего и внешнего, как сочетающая субъективные и объ-

ективные характеристики личности в системе отношений и деятельности. В широком смысле «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенной действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках [3, с. 60].

Позиция личности является устойчивым структурным компонентом, глубоко индивидуальным образованием личности, результатом достижения человеком определенного уровня нравственного и интеллектуального развития, появлением стабильной системы ценностных установок (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Это основной компонент направленности личности, совокупность системы базовых целей и ценностей человека, осознанно и ответственно реализуемой им в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с другими. Многие авторы отмечают, что выстраивание профессиональной позиции невозможно без одновременного единства личностной и предметной составляющей. Понимая внутреннюю позицию личности как направленность ее интересов и стремлений, связанных с необходимостью нахождения своего места в труде, в жизни, выделяют такой ее показатель как потребность (Л.И. Божович). Формирование личностной позиции студента связано, прежде всего, с осознанием им своих потребности, которые проявляются в мотивах и установках. С.Л. Рубинштейн понятие «позиция личности» использовал как синоним социальной установки.

Таким образом, позиция может рассматриваться: во-первых, как положение индивида или группы в общественной системе отношений, рег-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 09-06-00462а.

© Баранова Н.А., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

235

ламентирующее особенности поведения, и которое определяется по ряду специфических признаков; во-вторых, как взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности. При этом наличие устойчивой внутренней позиции рассматривается в качестве показателя самоопределившейся личности.

Профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются необходимые для профессиональной деятельности установки, в том числе и на систему отношений, которые существуют в сознании профессиональной группы. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь».

Сущность профессиональной позиции рассматривается как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм (Ф.И. Блиева, В.П. Бедерханова, А.И. Григорьева, Е.И. Исаев, В.В. Сериков, В.И. Слободчи-ков и др.). Здесь акцент сделан на ценностном отношении субъекта к своей деятельности. Это подтверждает и исследование Н.М. Борытко [2], которым субъектная профессионально-личностная позиция понимается как система доминирующих ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

Позиция служит основополагающим компонентом в модели специалиста, характеристикой его отношения к профессии. Этот компонент включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и, в конечном счете, мировоззренческую, профессиональную и познавательную направленность. Выбор и следование в процессе жизнедеятельности определенной личностной и профессиональной позиции, осознание своих реальных и потенциальных возможностей - это путь самосовершенствования посредством собственной деятельности, поведения, общения с другими людьми. Процесс и результат выбора студентом своей позиции является, по сути, самоопределением, процессом

построения себя как личности. При этом расширение границ своих возможностей есть управление собственным развитием, самовоспитание.

Таким образом, становление личностно-профессиональной позиции студентов в вузе можно рассматривать как непрерывный процесс сознательного развития, самоопределения в по-требностно-мотивационной, ценностно-смысловой, познавательной и поведенческой сферах под влиянием собственных усилий, внешних воздействий, специально сконструированных социально-педагогических условий (образовательная среда, воспитательное пространство, воспитательная система и т.п.). Показателями сформи-рованности у студентов личностно-профессиональной позиции, на наш взгляд, могут быть: определенные ценностные ориентиры, качества личности, необходимые для успешной профессиональной деятельности; готовность к самообразованию и самовоспитанию; профессиональная направленность; совокупность мотивационно-личностных отношений в профессиональной сфере; готовность принимать решения в жизненных, профессиональных, нравственных ситуациях; субъектность в собственной жизни, профессиональной деятельности.

Рассмотрение факторов и условий становления позиции у студента невозможно вне принципиально новых подходов к организации воспитания в вузе. Определенные перспективы в этом направлении связываются с развитием в теории и практике идей профессионального воспитания, которое «должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности профессиональной социализации учащейся молодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности» (Т.А. Ромм).

Рядом исследователей предпринята попытка выделить критерии результативности социальнопедагогического обеспечения процесса профессионального становления студентов в вузе. Так А.И. Тимонин определил следующие критерии для гуманитарных факультетов университета:

- ориентационно-смысловой - осознанное отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся через совокупность показателей: понимание и осознание ценности будущей профессии в системе общества, понимание и оценка целей, задач профессиональной деятельности, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность профессией;

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

- деятельностно-практический - выступает как способность к самостоятельной образовательной деятельности;

- оценочно-аналитический - умение студентов анализировать и рефлексировать собственную деятельность, готовность к ценностно-смысловому анализу себя как личности и собственных профессиональных действий [7, с. 92].

Процесс профессионального воспитания будущего специалиста будет эффективен, если целенаправленно формируется, обогащается профессионально и нравственно эстетически значимыми ценностями, смыслами, традициями воспитывающая среда университета - его этос; в вузе культивируется высокогуманная, личностнозначимая атмосфера взаимоотношений всех субъектов воспитания; стиль жизни студенческих коллективов разумно деловит, эстетически выразителен, профессионально и нравственно содержателен; если совпадают мотивы и цели профессиональной подготовки у субъектов этого процесса; осуществляется стимулирование и поддержка студенческих инициатив по обогащению содержания и форм жизнедеятельности, соотнесенных с образом их профессионального бытия, созданы условия для устойчивого и регулярного взаимодействия с учреждениями культуры города и области, с творческими союзами и организациями; во взаимоотношениях между всеми субъектами процесса поддерживается разумная дисциплина и порядок как условие защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза; предлагаемые виды деятельности обеспечивают комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности студента (А.В. Репринцев).

Ресурсами становления личностно-профессиональной позиции в вузе, на наш взгляд, являются: принятие педагогически сообществом в качестве приоритета идеи становления позиции будущего специалиста; эффективная реализации функций профессионального воспитания; пространство диалогического взаимодействия, в том числе с представителями профессиональных сообществ; наличие в вузе деятельности, основанной на принципе ценностно-смыслового равенства профессорско-преподавательского и студенческого сообществ; интеллектуальная атмосфера вуза; учебная и научно-исследовательская деятельность студентов; система поддержки соци-

альных инициатив обучающихся; организация эмоционально насыщенного досуга; развитая система дополнительного образования, отвечающая творческим и профессиональным потребностям.

Эффективным механизмом профессионального воспитания в вузе может стать воспитательное пространство, где имеются потенциальные возможности для его субъектов реализовать или наблюдать обширный круг разнообразных по значению (важные/неважные), качеству (позитивные/негативные), глубине (глубокие/поверхностные), содержанию (личностные/профессиональные) и другие отношения, возникающие в различных видах деятельности. Этот опыт отношений имеет сущностное значение для формирования личностно-профессиональной позиции будущего специалиста, если они имеют значимый характер, осуществляются со значимым другим (с сокурсником, преподавателем, представителем профессионального сообщества и т.д.). Воспитательное пространство обеспечивает своеобразную селекцию и структурирование социальных взаимодействий (актуализирует или ослабляет влияние тех или иных взаимодействий); детерминирует личностное развитие, обеспечивает включение студентов в процесс социального взаимодействия с его коллективными и индивидуальными субъектами, со средой.

В воспитательном пространстве вуза происходит соединение социально значимых ценностей и индивидуальных интересов, возникают возможности совершать профессиональные пробы в ситуации широкого выбора в ходе социальнопроектной, научно-исследовательской, творческой, досуговой деятельности, в различных молодежных объединениях, студенческом самоуправлении. Вместе с тем, воспитательное пространство вуза может стать фактором личностного и профессионального развития студента, его позиции только в том случае, если его компоненты будут частью объективной реальности, а деятельность его субъектов будет носить в большей степени реальный, а не имитационный характер. Реализация студентом своей социальной активности может стать механизмом и проявления, и формирования позиции (личностной, профессиональной, жизненной, гражданской и т.д.).

Степень влияния факторов и создаваемых условий на становление личностно-профессиональной позиции зависит и от личностного потенциа-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

237

ла студентов (совокупности внутренних возможностей, ресурсов, потребностей, средств), готовности к самовоспитанию, к реализации субъектной позиции. Становление профессиональной позиции возможно, на наш взгляд, только в случае, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: Монография. - Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2008. - 148 с.

2. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-вос-питателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 46 с.

3. Гневашева В.А. Становление профессио-

нальной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - №3. - С. 60-63.

4. Лукова М.С. Особенности самооценивания и развитие профессиональной позиции студен-тов-психологов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - М., 2008. - 25 с.

5. Маслов К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2008. - 28 с.

6. Становление личностно-профессиональной позиции будущего специалиста в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.А. Барановой. - Тверь: ООО «Лаборатория деловой графики», 2009. - 176 с.

7. Тимонин А.И. Моделирование процесса социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета // Педагогика. -2008. - №4. - С. 90-93.

УДК 372.8р30

Тимонина Любовь Ильинична

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЕКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматривается проблема профессионального и личностного становления будущего учителя под влиянием внешних и внутренних факторов. Основой для профессионального становления является наличие потенциалов личности, которые могут быть актуализированы в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: профессиональное становление, учитель, личностный потенциал, педагогические склонности.

Личность педагога, его отношение к работе, к детям, ориентированность на гуманистические принципы, поддержку, развитие каждого ученика сегодня является важным фактором обучения и воспитания школьников готовых быть активными, инициативными, самостоятельными, способными делать выбор и нести за него ответственность, а главное быть духовно-нравственными людьми. Поэтому профессиональное и личностное становление учителя неразрывно связанные процессы.

Профессиональное становление учителя -это длительный процесс, связанный не только с формированием системы специальных знаний и умений, но и становлением системы профессиональных ценностей, установок, отношений, личностной и педагогической позиции.

Существенное значение для профессионального становления будущего учителя имеет наличие или отсутствие личностных потенциалов, а также возможность для их развития в определенном направлении в процессе обучения.

Потенциал - это совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь [1]. Понятие «потенциальный» характеризует возможность скрытую, не проявляющуюся [3].

Потенциал представляет собой совокупность взаимодействующих сил, заключенных в той или иной материально-духовной системе, вектор действия которых может быть направлен как на саму эту систему, так и во вне ее. Потенциал - это понятие, которым обозначается система сил, действие которых актуально или может быть актуализировано при определенных условиях.

238

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Тимонина Л.И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.