Научная статья на тему 'Информационное обеспечение социального воспитания студентов вуза'

Информационное обеспечение социального воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / STUDYING YOUTH / INFORMATION / INFORMATIONAL COMPONENT / INFORMATIONAL RESOURCES / INFORMATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не только профессиональной, но и не связанной с профессиональной деятельностью. Роль информации в жизни молодого человека является определяющей чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational providing higher education institution students social upbringing

Nowadays reality is such that student has to be more and more able to include growing information flood into his (her) activity by himself (herself), however not only into professional activity but also into activity not connected with professional activity. Information role in youngster's life is defining the more skills and knowledge he (she) has, the more he (she) is evaluated as specialist, the more respect he (she) has in societas.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение социального воспитания студентов вуза»

каждой команды высказываются по два человека, по 2-3 минуты каждый.

6 блок. Веб-конференция. Заключительный этап. Оглашение результатов игры. Установка на последующую рефлексию игры всеми участниками в соответствующем форуме.

Представленный формат деловой игры позволяет формировать информационные компетенции, позволяющие ориентироваться в информационном потоке, быстро и эффективно находить нужные сведения и использовать их. Среди выра-

батываемых навыков следует отметить следующие: умение работать в коллективе на основе распределенных систем, применять инструменты Web 2.0 для решения профессиональных задач, умение работать с большим массивом информации. Творческий подход к выполнению заданий позволяет выходить за рамки стереотипов и находить новые решения. Следует отметить большой интерес студентов и высокую эффективность такого вида занятий для формирования, в том числе, их социальной мобильности.

УДК 378

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не только профессиональной, но и не связанной с профессиональной деятельностью. Роль информации в жизни молодого человека является определяющей — чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в социуме.

Ключевые слова: студенческая молодежь, информация, информационный компонент, информационные ресурсы, информационная культура.

Процесс социального воспитания студентов вуза невозможен без информационного сопровождения. Социокультурная среда любого учебного заведения включает в себя информационный компонент. Информационный компонент социокультурной среды является источником получения, хранения, передачи различной информации.

Информационного обеспечение социального воспитания студентов вуза позволяет студентам ориентироваться в учебном и воспитательном процессах, совершенствовать их информационную культуру. Залогом успешной жизнедеятельности молодого человека становится его способность получать, воспринимать и активно использовать информацию в профессиональной, учебной, досуговой деятельности. Поэтому необходимость развития и совершенствования информационного компонента широко обсуждается.

Информационная культура студента - это инструмент освоения новых знаний по выбранной специальности, а также самовоспитания и самореализации. Она является неотъемлемым фрагментом культуры и одной из составляющих про-

фессионального и творческого мастерства. Под информационной культурой понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности.

Рассмотрим опыт информационного обеспечения социального воспитания студентов Института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Студенты Института педагогики и психологии постоянно участвуют в процессе получения, хранения, обработки и передачи информации. Это говорит о необходимости постоянного развития и обновления информационных ресурсов.

Информационный компонент социокультурной среды Института педагогики и психологии включает в себя следующие блоки: ресурсный центр, периодическое печатное издание - студенческая газета «Ремарка», информационные стенды, сайт, странички в социальных сетях.

© Петрова М.С., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

13

Важную роль в информационном обеспечении социального воспитания студентов играет Ресурсный центр - структурное подразделение Института педагогики и психологии. Основной задачей Центра является осуществление социально-педагогического и учебно-методического сопровождения образовательного и воспитательного процессов. К основным функциям ресурсного центра можно отнести методическую и информационную поддержку образовательной, социально-педагогической и научно-исследовательской деятельности ИПП; оказание методической и информационной поддержки преподавателям и студентам при подготовке справочных, научно-исследовательских, учебных и методических материалов; сопровождение программ допрофес-сиональной подготовки абитуриентов по дисциплинам психолого-педагогическогонаправления.

Ресурсный центр оборудован необходимой техникой для более быстрого процесса получения информации.

Самым доступным способом информационного обеспечения студентов, аспирантов, преподавателей по различным направлениям деятельности остаются стенды. На них размещается информация по организации учебного процесса дневной и заочной формы обучения, итоговой государственной аттестации, практике студентов и др. Особое место в оформлении стендовых докладов занимает информация социально-педагогической службы. Наличие стендов с сообщениями о социальных акциях, деятельности Школы профессионального вожатого, Палитре фестивалей, социальной защиты студенчества позволяют обучающимся успешней ориентироваться в инфраструктуре ИПП и получать необходимую информацию в короткие сроки в полном объеме.

На сегодняшний день благодаря развитию компьютерных технологий информационное общество превратилось в реальность: человечество получило доступ к различным видам информации, возможность обращения к ним в режиме реального времени. Немаловажным элементом

сопровождения образования является сайт ИПП, созданный с целью информационного обеспечения о жизнедеятельности в Интернет-пространстве. Сайт включает в себя следующие информационные элементы: новости директората и служб ИПП, профессорско-преподавательский состав, информация кафедр, образовательная деятельность (расписание, графики учебного процесса, нормативные акты и др.), социально-педагогическая деятельность (программы фестивалей, деятельность творческих объединений, органы самоуправления и др.), международные проекты и др.

В связи с популярностью и востребованностью социальных сетей в молодежной среде часть информации находится на специально созданных страничках в социальных сетях. Социальная сеть «В контакте» содержит группы, которые представляют различные объединения ИПП: Институт педагогики и психологии (г. Кострома), интерактивно-развлекательное кафе «ИРКА», «Ремарка», театральная студия «Угол зрения», областной лагерь актива молодежи «Комсорг», лагерь ролевых игр «Кентавр».

На данных страничках содержится постоянно обновляемая информация о жизни, творчестве, учебе, достижениях студентов и преподавателей ИПП. Кроме того, присутствуют фото и видео блоки.

В процессе информационного обеспечения активно участвуют органы студенческого самоуправления Института: пресс-центр, информационный журнал «Ремарка» (печатная и видео версии). Периодическое печатное издание - студенческая газета «Ремарка» информирует о событиях ИПП, победах и достижениях студентов и преподавателей.

Таким образом, информационное обеспечение социального воспитания студентов высших учебных заведений имеет большие возможности и перспективы. Внедрение новых информационных ресурсов позволяет значительно усилить образовательную и воспитательную составляющую в подготовке высококлассных специалистов.

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.