- событийный репортаж, в ходе которого учащиеся оперативно отражают общественно значимое событие в хронологической последовательности;
- познавательный репортаж, имеющий в своей основе конкретную тему, которую освещает учащийся-репортер, например, о путешествии, жизнь лаборатории и т.д.;
- проблемный репортаж, который несет в своей основе элементы анализа, событий, прогнозов, обобщений, авторских выводов [8].
В ходе подготовки обучающимся необходимо выбрать интересную и актуальную тему ролевой игры, что согласуется с моделью Келлера в стратегии «внимание», когда внимание обучающихся привлекается неоднозначной сложной проблемой [5].
Стратегия актуальности реализуется в дальнейших действиях, таких как проработка деталей ролевой игры, например, воображаемое предполагаемое место действия. На основе уже имеющихся знаний обучающиеся дают пояснение, где они находятся по походу игры. Также следует продумать, какое событие будет иллюстрировать начало, концовку, кульминацию события, какие герои ролевой игры будут очевидцами данных событий, чтобы лучше иллюстрировать данное событие, к какой профессии, роду занятости, убеждениям они могли бы принадлежать [8]. Аналитическая работа и подведение итогов также предпола-
Библиографический список
гают решение задач на основе уже полученного опыта и имеющихся навыков и умений.
Стратегия уверенности реализуется как в процессе подготовки, так и в ходе реализации ролевой игры и во многом зависит от работы преподавателя, когда должны быть четко поставлены цели и задачи, озвучен порядок и ход игры, а также критерий оценивания [5], что способствует лучшему пониманию процесса со стороны обучающихся.
Заключительная стратегия удовлетворенности зависит непосредственно от успешности всех предыдущих стратегий и влияет на конечный уровень мотивации обучающихся.
Подводя итоги, следует сказать, что мотивация, как внешняя/внутренняя, так и положительная/отрицательная, играет значительную роль в усваивании материала, отработке навыков и умений, а также успеваемости обучающихся дистанционно. Модель мотивации Келлера базируется на четырех составляющих -внимании, актуальности, уверенности и удовлетворении, которые в совокупности посредством кооперации преподавателя и обучающихся приводят к повышению уровня мотивации. Данная модель была рассмотрена на примере ролевой игры «Репортаж», в результате которой была доказана ее эффективность в попытке повышения мотивации учащихся.
1. Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; Т. 2-1 (53): 107 - 111.
2. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016; Выпуск 4-2: 40 - 45.
3. Иванова П.О., Крылова Е.А. Роль мотивации при дистанционном обучении студентов высшей школы. Инновационная наука. Международный научный журнал. 2016; № 12-3: 57 - 58.
4. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Вестник Московского университета МВД России. 2012; № 1: 8 - 10.
5. Keller John M. Motivational Design for Learning and Performance. New York: Springer US, 2010.
6. Насейкина Л.Ф., Бойчук А.И. Ролевая игра как средство формирования профессионально значимых личностных качеств студентов программистов в условиях уровне-вого образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013; № 31: 177 - 182.
7. Власова И.В., Михелькевич В.Н. Система развития и формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Вестник Самарского технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2014; № 4 (24): 37 - 47.
8. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования. Практическое пособие. Санкт-Петрбург, 2013.
References
1. Kononyhina O.V. Motivaciya studentov pri distancionnom obuchenii. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; T. 2-1 (53): 107 - 111.
2. Bykova N.N. Motivaciya obuchayuschihsya pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; Vypusk 4-2: 40 - 45.
3. Ivanova P.O., Krylova E.A. Rol' motivacii pri distancionnom obuchenii studentov vysshej shkoly. Innovacionnaya nauka. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № 12-3: 57 - 58.
4. Kuz'mina L.V. Preimuschestva i nedostatki distancionnogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012; № 1: 8 - 10.
5. Keller John M. Motivational Design for Learning and Performance. New York: Springer US, 2010.
6. Nasejkina L.F., Bojchuk A.I. Rolevaya igra kak sredstvo formirovaniya professional'no znachimyh lichnostnyh kachestv studentov programmistov v usloviyah urovnevogo obrazovaniya. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2013; № 31: 177 - 182.
7. Vlasova I.V., Mihel'kevich V.N. Sistema razvitiya i formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Samarskogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 4 (24): 37 - 47.
8. Litvinenko A.A. Reportazh: iskusstvo povestvovaniya. Prakticheskoe posobie. Sankt-Petrburg, 2013.
Статья поступила в редакцию 16.05.21
УДК 37.035.6
Davitashvili E.T., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION AMONG MEMBERS OF A FOLKLORE GROUP IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article examines the content of the concept "organizational and pedagogical conditions of motivation" and the realization of creative potential in a folklore collective by adolescent participants. The author analyzes possibilities of introducing new motivational methods of teaching members of a folklore group and describes ways of solving for the introduction and increase of the quantitative composition in the group. Through musical and visual forms of representation of folklore, a team member is able to know the feelings of others, and therefore interact with peers and like-minded people in the team. All this contributes to the development of motivation to realize their own potential and increases the motivation to participate in the folklore group.
Key words: motivation, motivational development, organizational conditions, pedagogical conditions, folklore, team, pedagogy, personality.
Е.Т. Давиташвили, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У УЧАСТНИКОВ ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
В данной статье рассматривается содержание понятия «организационно-педагогические условия мотивации» и реализация творческого потенциала в фольклорном коллективе участниками подросткового возраста. Автор анализирует возможности внедрения новых мотивационных методов обучения участников фольклорного коллектива и описывает пути решения для приобщения и увеличения количественного состава в коллективе. Посредством музыкальных и визуальных форм представления фольклора участник коллектива способен познать чувства других, а значит, взаимодействовать со сверстниками и единомышленниками в коллективе. Все это способствует развитию мотивации для реализации собственного потенциала и повышает мотивацию для участия в фольклорном коллективе.
Ключевые слова: мотивация, мотивационное развитие, организационные условия, педагогические условия, фольклор, коллектив, педагогика, личность.
Актуальной задачей современного образования в России является развитие творческих способностей. Они выражаются в адаптации личности в процессе изменения в культурной, общественной, научной или других сферах жизни; в использовании приобретенных навыков; в креативном подходе к решению проблем; в самореализации (удовлетворении своих потребностей). Чтобы понять, какие организационно-педагогические условия могут повлиять на развитие мотивации у участников фольклорного коллектива в учреждениях культуры, нужно иметь представление о таких понятиях, как «организационно-педагогические условия», «мотивационное развитие» «фольклорный коллектив» и определить возрастную категорию коллектива и тип учреждения культуры.
Проанализировав понятие «организационно-педагогические условия», можно сделать вывод, что оно не может существовать как единое целое понятие и состоит из двух смысловых частей: организационное и педагогическое условия. Согласно философскому энциклопедическому словарю, «условие» - это философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [1]. Значит, мы будем воспринимать под условием процессы, предметы, явления, помогающие освоиться участнику и сформироваться в фольклорном коллективе.
Охарактеризуем понятие «организационное условие» как внутренний порядок в фольклорном коллективе; совершенствование объединения; коллектив, преследующий цель через согласованные между собой правила и процедуры. Организация может быть обусловлена двумя аспектами - упорядоченностью и направленностью. Из вышеизложенного вытекает, что организационным условием является комплекс объектов, от которых зависят другие, образовывая порядок в среде, в которой обитает объект.
«Педагогическое условие» - это совокупность мер педагогической деятельности и возможность пространственной среды; проектирование новейшей педагогической системы; закономерность педагогических связей образовательного процесса, т.е. реализация образовательного процесса в соответствии с предоставленной материально-пространственной базой для функционирования фольклорного коллектива.
Организационно-педагогические условия в фольклорном коллективе можно представить в виде четко созданного плана работы, который способствует решению многих задач в процессе обучения участников. Главными признаками организационно-педагогических условий являются следующие: совокупность мер воздействия на определенные условия, которые формируются путем управления педагогической системой; организация мер, обеспечивающих планируемый педагогический процесс. Условия подбираются с учетом реализующегося процесса.
Говоря о понятии «мотивация», следует отметить, что его подробно в своих трудах описывает профессор Л.С. Жаркова: «Мотивация является ведущим структурным компонентом личности. У каждой конкретной личности мотивация развивается согласно цели в единстве социального и эмоционального. Истинно значимые ценности актуализируются мотивацией. Значит, мотив способен раскрепостить внутренние резервы личности» [2]. Мотивация - это побуждение себя на некое действие, зависящее от потребностей, желания и устремления.
Процесс мотивации содержит несколько компонентов: желание в виде цели; цель, удовлетворяющая потребность; сопоставление возможности и средств для реализации цели. Современные педагоги и психологи пишут так: «Ваш ребёнок будет ориентирован на процесс и достижение цели, а не на оценку. Согласитесь, оценка зачастую не отображает реальную картину» [3]. Развитие мотивации участника фольклорного коллектива будет выражаться таким способом: зарождение мотивации в досуговой деятельности; поиск конкретного учреждения; подготовка к действию; реализация действия.
Так как разные виды мотивов могут относиться к поведению только по одному фактору - предмету или волевому поведению, автор статьи рассмотрит мотивацию участника фольклорного коллектива в социально-культурной среде как личность, имеющую возможность реализации собственных сил.
Фольклорный коллектив - это творческое объединение, являющееся аутентичным или неаутентичным носителем фольклорной традиции. Фольклорный коллектив реализовывает следующие задачи: изучить устное народное творчество; освоить изученный материал; сохранить все виды фольклорного наследия (песенный, музыкальный, танцевальный, драматический и т.д.); пропагандировать фольклорное наследие в социуме.
Чтобы раскрыть более подробно вопрос о развитии мотивации участников фольклорного коллектива в учреждениях культуры, нужно определиться с возрастной категорией его участников. Ведь у разного возраста свой уровень развития, как физического, так и психологического. Возрастные особенности - это особые свойства личности индивида, его психико-эмоционального состояния, которые меняются в процессе перехода возрастных стадий развития человека.
Многовариантность развития человека представляет множество схем возрастного периода, в том числе творчество, социализацию и онтогенез. Например, фольклорный коллектив, где участники подросткового возраста, который варьируется от 11 до 25 лет, его можно разделить на несколько этапов: подростковый возраст (11 - 15 лет); ранняя юность (15 - 18 лет); поздняя юность/начало зрелости (18 - 25 лет).
Первый этап предполагает переходный процесс участника фольклорного коллектива не только психологически, но и биологически. Половое созревание влечет за собой продолжение социализации первичной. В данном фольклорном
коллективе присутствуют школьники, находящиеся на попечении родителей или же государства. Социальный статус у них практически ничем не отличается от детского. Но психология и поведение участников-подростков в таком возрасте крайне противоречива. Для нее характерна максимальная диспропорция в темпе развития. Чувство взрослости у участника фольклорного коллектива выражается притязанием, предвосхищающим фактически не достигнувшего на самом деле положения. Отсюда появляются различные возрастные конфликты и перелом в сознании участника. В целом этот период можно назвать завершающим в детстве и начинающим на более взрослом этапе.
В области детского развития прослеживаются интересные закономерности:
- психика, ее отдельные компоненты и даже человеческие органы развиваются неравномерно относительно друг друга;
- физический, психический и социальный человек развивается неравномерно - либо быстрее, либо медленнее.
Это и побудило ученых в области педагогики и психологии сформулировать закон неравномерности развития как растущего человека, так и темпа общего развития. Также было доказано, что развитие психики детей и подростков намного стремительнее взрослой. Есть еще одна версия закономерности, выделяющая сензитивный период: когда процесс развития измеряется в интенсивности в наиболее оптимальное время для организма. Сензитивный периодом считается до 13 лет. Это не означает, что после этого не происходит развития в принципе. После 13 лет стремительное развитие в основном проходит в психическом понимании, человек овладевает навыками, но уже не так быстро, как раньше.
Подросток - это сложный совместный мир ребенка и взрослого. Развитие сознания и самосознания приводит к высокому стремлению к независимости, решительности и критичности по отношению к другим людям. Участники фольклорного коллектива данного возраста стараются самоутвердиться за счет взрослых, показывают значимость, проявляют себя в неожиданном образе и стараются обратить на себя внимание. Такую точку зрения излагает Э. Мэтьюз в своих трудах: «Мы становимся такими, какие есть на сегодняшний день, только благодаря созданному нами же мысленному образу самих себя. Если этот воображаемый портрет изменить, соответственно поменяемся и мы сами» [4]. Психологи называют это кризисом полового созревания, проходящего в душевном переживании, в стремлениях честолюбия. Этот возраст особенно важен для педагогических стимулирований и развития мотивации у участников фольклорного коллектива.
Особенностью подросткового возраста является творчество - воображение, фантазия, глубина мыслей, повышенный интерес к любому виду деятельности. Несмотря на сформировавшиеся идеалы для человека, участник попытается показать свое критическое мнение или же проявить позитивное/негативное состояние к происходящему. Следовательно, возрастает и логический процесс, получение выводов, и речь становится более красочной и выразительной. В этот момент участнику фольклорного коллектива можно объяснять различные закономерности не через иллюстрацию, а логическую цепочку развития, доказательства и умозаключения. Активно происходит социализация подростка - усвоение индивидом опыта через социальные системы взаимоотношений. Далее подросток приобретает свои убеждения, которые одобряются обществом для нормальной жизни. Хотя социализация - это процесс, продолжающийся в течение всей жизни, ученые чаще всего используют его в периоды детства и юности. После формирования миропонимания у участника через деятельность фольклорного коллектива сразу же вырабатываются ориентиры нравственности, играющие большую роль в сделанных поступках.
Мир подростка - также мир приключений и романтики. В этом возрасте меняются увлечения и интересы. Смена разных видов деятельности является доказательством изложенного выше. Проявляется интерес к уже более сложным жанрам фольклора (повести, былины, обрядовый фольклор). На первое место встает не внутренний мир героя в произведении, а захватывающий сюжет, событие. Часто в таком возрасте происходит крушение идеалов, приводящее к замкнутости, одержимости и отчужденности, даже появлению вспышек гнева. Благородство со стороны участника-подростка часто остается непонятным для взрослых. А лицемерие и ложь для неокрепшей души не остается бесследными.
Главной задача руководителя фольклорного коллектива в этот период в жизни - использовать разные педагогические ситуации и побуждать к правильному решению с точки зрения сформировавшихся на данном этапе нравственных позиций, корректируя систематически его поведение. Взаимоотношения с взрослым должны казаться доброжелательно-требовательными - сочетание требований окружающего мира с уважением к его персоне.
Учитывая, что такие качества, как смелость и сила, очень ценятся, то чаще всего их идеалами становятся люди с лидерскими качествами. Отрицательные моменты происходят, когда подростки попадают в руки «хулиганов» - они осваивают такие качества, как жестокость и аморальность. Как описывал в своих трудах А. Маслоу, «уважение к другому человеку подразумевает признание его как независимой сущности и автономного индивида» [5]. Поэтому руководитель фольклорного коллектива должен быть для своих участников частью коллектива с лидерскими качествами или же «первым среди равных», но никак не командующим человеком над коллективом.
Организационно-педагогические условия развития мотивации у участников фольклорного коллектива в учреждении культуры подразумевают создание определенных условий для формирования мотивации личности, а именно:
• создание культурно-образовательной среды, максимально способствующей становлению и развитию интеллектуально-творческого потенциала участника, повышению мотивации и интереса к освоению объектов материальной и духовной культуры как нашей страны, так и зарубежья;
• рассмотрение фольклора как неотъемлемой ценности участника, имеющей первостепенное значение в развитии общества;
• совершенствование учебно-воспитательного процесса в учреждениях культуры, оказывающего сильное влияние на участника фольклорного коллектива, обеспечивающего связь получаемых учащимися представлений об устном народном творчестве с реалиями культуры и жизни;
• осуществление художественного воспитания на основе гуманистического, системного, личностно ориентированного и социокультурного подходов;
• освоение учебной программы, нацеленной на развитие мотивации у участников фольклорного коллектива.
Успешность процесса обучения и воспитания участников средствами фольклорных жанров также зависит от соответствия содержания, форм и методов изучения народного творчества участниками, как потребностям общества, так и личностным устремлениям участников; интеграции смысловых компонентов народной культуры в учреждении; духовно-нравственного единства всего коллектива - от руководителя учреждения до каждого участника.
В основе организационно-педагогических условий лежит образовательно-воспитательная программа, осваиваемая в учреждениях культуры на занятиях, которые составлены в соответствии с государственными программами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и высшего образования. В учреждении культуры, где будет создаваться данная программа, должны работать профессиональные штатные сотрудники, имеющие образование не ниже среднего профессионального в сфере культуры и искусства или же в нем необходимо организовать курсы повышения квалификации в соответствии с определенной деятельностью. Это подтверждает в своем диссертационном исследовании И.А. Войтик, говоря, что, прежде всего, нужно качественно организовать повышение квалификации специалистов данного профиля. Это означает повышение уровня непрерывного профессионального образования, которое позволит развивать профессиональные компетенции у этой категории специалистов [6].
Программа должна быть ориентирована на обращение к национальным, культурным традициям своего народа и формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В диссертационном исследовании Н.С. Гребенниковой стоит отметить, что в учреждении культуры отношение молодого человека к цели определяется мотивом, который делает цель личност-но ценной [7]. Поэтому целями программы могут быть следующие: приобщение участника коллектива к фольклору посредством социокультурной формы освоения мира; формирование основ музыкальной культуры при помощи развития эмоционального музыкального восприятия музыки; воспитание критерий эмо-
Библиографический список
ционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических принципов; развитие интереса к восприятию музыки и музыкально-творческой деятельности, образного и ассоциативного мышления и фантазии, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей к различным видам креативной деятельности. Согласно целям в программе сформируются следующие задачи: развить эмоционально-ценностное отношение к фольклорным произведениям; понимать их содержания; освоить разные жанры и стили народного творчества; сформировать навыки самообучения; воспитать художественный вкус; углубить художественно-познавательный интерес и повысить мотивацию участника фольклорного коллектива к обучению фольклора.
Отличительная особенность программы - освещение путей зарождения, функционирования и распространения всех видов и форм мотивации участников фольклорного коллектива и в возможности использования результатов теоретического анализа для привлечения и увеличения численности участников фольклорного ансамбля. Особенностями процесса развития мотивации у участников фольклорного коллектива являются неоднозначность восприятия и множественность индивидуальных трактовок конкретных сочинений, разнообразные варианты «слышания» и «видения» образов, которые ярко отражаются в рисунках, создаваемых под впечатлением от фольклорных произведений. Все вышесказанное способствует развитию ассоциативного мышления и творческой фантазии подростков, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение устного народного творчества участниками фольклорного коллектива подразумевает различные формы общения подростка с произведениями на занятии: хоровое пение, чистое интонирование, развитие чувства ритма и хореография; игра на музыкальных инструментах, постановка театрализованных представлений; освоение музыкальной грамоты для обогащения участника коллектива художественной информацией. Помимо этого, участники проявят креативное начало в ходе размышлений и бесед в составлении программы концерта. Для лучшего усвоения развития мотивации руководитель фольклорного коллектива может использовать следующие средства в образовательной деятельности: материальные (учебная аудитория, визуально оборудованная фольклорными пособиями и интерьером); наглядно-плоскостные (настенные иллюстрации, интерактивная доска, наглядные методические пособия); демонстрационные (манекены с костюмами народов России); электронные (электронная библиотека, сетевые образовательные ресурсы); аудиовизуальные (презентации, видео-, фотофайлы) [8].
Педагог во время проведения занятия должен делать акцент на личностном развитии участника фольклорного коллектива, при этом организация учебного процесса подразумевает занятия в группах или в коллективе в целом. Посредством музыкальных и визуальных форм представления фольклора участник коллектива способен познать чувства других, а значит - взаимодействовать со сверстниками и единомышленниками в коллективе. Все это способствует развитию мотивации для реализации собственного потенциала и повышению мотивации для участия в фольклорном коллективе.
1. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983.
2. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва: МГИК, 2015.
3. Ахмадуллин Ш.Т., Шарафиева Д.Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. Москва: БИЛИНГВА, 2016.
4. Мэтьюз Э. Прорвемся! Москва: Эксмо, 2020.
5. Маслоу А. Мотивация и личность: монография. Москва: Питер, 2016.
6. Войтик И.А. Педагогические условия повышения квалификации преподавателей вокала учреждений культуры и дополнительного образования: компетентност-ный подход: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: МГИК, 2020.
7. Гребенникова Н.С. Оптимизация деятельности учреждений культуры по воспитанию социально значимых мотивов поведения молодежи: аксиологический подход: 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности». Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва: МГИК, 2019.
8. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.
References
1. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.
2. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti v social'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva: MGIK, 2015.
3. Ahmadullin Sh.T., Sharafieva D.N. Motivaciya detej. Kakmotivirovat'rebenka uchit'sya. Moskva: BILINGVA, 2016.
4. M'et'yuz 'E. Prorvemsya! Moskva: 'Eksmo, 2020.
5. Maslou A. Motivaciya i lichnost': monografiya. Moskva: Piter, 2016.
6. Vojtik I.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kvalifikacii prepodavatelej vokala uchrezhdenij kul'tury i dopolnitel'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod: 13.00.05 «Teoriya, metodika iorganizaciya social'no-kul'turnojdeyatel'nosti». Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGIK, 2020.
7. Grebennikova N.S. Optimizaciya deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury po vospitaniyu social'no znachimyh motivov povedeniya molodezhi: aksiologicheskij podhod: 13.00.05 «Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti». Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MGIK, 2019.
8. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.05.21
УДК 371.334
Sardarova S.N., student, Linguistics Department, Faculty of Oriental Studies, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages for the Humanites, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]