DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-579-583
Драматическое искусство как специфическая форма коммуникации у участников фольклорного коллектива учреждений культуры
Е.Т. Давиташвили
Московский государственный институт культуры
141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7
State University of Culture
Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: фольклор, искусство, коммуникация, коллектив, личность, устное народное творчество.
Key words: folklore, art, communication, collective, personality, oral folk art.
Резюме: В данной статье рассматривается содержание понятия «фольклорный театр» и влияние его форм на коммуникацию между участниками в фольклорном коллективе. Автор рассматривает различные виды контактирования между собой участников и возможность внедрения новых педагогических технологий обучения участникам фольклорного коллектива.
Abstract: This article examines the content of the concept of “folklore theater” and the influence of its forms on communication between participants in a folklore group. The author considers various types of contacts between the participants and the possibility of introducing new pedagogical technologies for teaching the participants of the folklore group.
[Davitashvili E.T. Dramatic art as a specific form of communication among the participants of the folklore collective of cultural institutions]
Актуальность развития фольклорного театра определена проблемой сохранения ценностей нашей культуры, которая остается благодаря развитию зрелещного искусства в современном мире. В связи с ускоренными темпами индустриализации общества и ускорения темпа жизни человека, люди переходят на визуальную форму коммуникации, что не свойственно в народном творчестве. Такая форма жизни приводит к потерям основ традиционной культуры.
Благодаря урбанизации во всем мире, люди перешли на потребления количественной информации, нежели качественной. Примером стало утрата культуры в народном художественном творчестве. С другой стороны человек, поглощающий большую часть информации проявляет, больший интерес сохранения самобытности (Жарков, 2012). Это можно объяснить популярностью на аутентичность и пониманием своей национальной целостности (особенно после 1991 года).
Что же мы можем увидеть в современном мире и что предлагается в нашем государстве для решения данной проблемы. При помощи государственных структур было создано много объединений как профессиональных, так и самобытных, которые позиционируют себя как продолжатели сохранения и передачи культурных ценностей. Но со временем участники фольклорных коллективов все чаще возлагают на себя функции авторов, что не соответствует специфике традиционной культуры и повседневное творчество перешло в народное искусство.
Известно, что фольклор в первую очередь проявление духовной культуры (Аверина, 2005). В него входит народная поэзия, сценическое искусство, музыкальное, вокальное, а также хореографическое искусства. Все эти формы определяют облик того или иного этноса. Создание традиций, которые помогали реализовать себя как самостоятельная единица общества.
Фольклорной театр является неотъемлемой частью фольклора для утверждения ценностей культуры в коллективе и гармонизации наследия и трансляция опыта и знаний в данной сфере. Создание такого пространства обсуждается постоянно как русскими, так и зарубежными специалистами в данной сфере деятельности. Музеи осуществляют основные функции культурации общества, придавая окружающей среде не только эстетическое понимание, но и историческое.
Рассматривая фольклорный театр как форму коммуникации участников фольклорного коллектива, в первую очередь исследуется представление об обрядовых и ритуальных и драматических действ в совокупности с социокультурной деятельностью, возникшая в результате изменений устного народного творчества. В процессе усвоения участниками традиционной культуры, практические познания опережают теорию. Происходит «вживание» старой культуры в современный мир.
Именно фольклорный театр может помочь внедрить особое пространство для сохранения традиций России в фольклорных коллективах учреждений культуры. Театр выполняет такие функции как: познавательная, коммуникативная, воспитательная и ценностно-ориентационная. Спецификой театра является развитие этнических культур, которое способствует аутентификации человека. Визуальные коммуникации открывают возможность транслировать традиции культуры в коллективе. Визуальная коммуникация может осуществляться при помощи передачи информации художественного языка (знаков, рисунков, образов и т.д.), а также при помощи органов чувств. Театр - передача мимики, телодвижений и чувств зрителю (Станиславский, 2013a). Значит визуальная коммуникация позволяет не только передать в лучшей степени культурное наследие наших предков, но и сохранить их традиции и обычаи, ведь она понятна большинству.
Есть два вида визуальной коммуникации - вербальная (разговорная) и невербальная (жестовая). Фольклорный театр является специфической формой коммуникации не только в коллективе, но и в народном творчестве, потому что совмещает два вида одновременно. Речь - универсальное средство передачи сообщения, при котором редко теряется смысл информации (Щуркова, 2019). Главная задача - понимание коллективом данной ситуации в процессе коммуникации. Опасность данного процесса в том, что возможно не полное понимание фразеологизмов и многозначность одного слова (омонимов).
Устное народное творчество в первую очередь базируется на передачу культуры при помощи текста. Но обмен информации между участниками фольклорного коллектива и ее усвоение также невозможен без использования знаковых систем. Система делиться на четыре части: визуальный контакт, оптико-кинетическая, организация пространства и времени коммуникативного процесса, пара- и экстралингвистическая. Они выполняют следующие функции - дополнение и замещение речи и показ эмоционального состояния.
Визуальный контакт - основывается на восприятии зрительного общения. Он выполняет ряд функции, такие как готовность психологического общения, поддержка или продолжения разговора, информационный поиск. Оптико-кинестическая система - мимика и жесты. Восприятие жестикуляции различных органов чувств помогает более точно получить/передать данную информацию. Паралингвистическая система - качество голоса, передаваемое эмоциональное состояние собеседника. Экстралингвистическая система - околоречевые приемы (кашель, паузы, изменения темпа речи), позволяющие делать акцент на пределенные фразы для более доступного усвоения той или иной информации.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса - адаптация коллектива или группы к вниманию говорящего. В зависимости от менталитета народа, желательно знать основу делового этикета. Этим занимается наука - проксемика. Она изучает норму расположения собеседников, персональное пространство и способы приближения к собеседнику. Все системы могут существовать как отдельная единица, но в театре задействованы все системы одновременно.
В заключении следует отметить, что развитие фольклорного драматического искусства в коллективе можно использовать как один из способов создания единого этнокультурного образовательного пространства, обеспечение качественного нового уровня образовательной и воспитательной деятельности начиная с дошкольных учреждений и до учреждений высшего образования, способствующие развитию и становлению успешной личности человека с учетом национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
ЛИТЕРАТУРА
Аверина Н.Г. 2005. О духовно-нравственном воспитании. - Начальная школа. 11: 68-71.
Блок О.А. 2020. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9 (3): 265-272.
Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. М.: МГУКИ. 456 с.
Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. М.: МГИК. 400 с.
Станиславский К.С. 2013a. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 512 с.
Станиславский К.С. 2013б. Этика / Предисл. А. Д. Попова. М., Российский университет театрального искусства. ГИТИС. 48 с.
Станиславский К.С. 2013. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения: Дневник ученика. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус. 416 с.
Орлов О.Л. 2011. Российский праздник как феномен культуры. - Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 1: 32-41.
Щуркова Н.Е. 2019. Речь педагога. М.: Издательство ИТРК. 114 с.
Получена / Received: 02.05.2021
Принята / Accepted: 14.05.2021