Humanity space International almanac VOL. 5, No 3, 2016: 348-354
Мотивационное развитие молодежи в театральном коллективе учреждения культуры
Н.С. Гребенникова
Московский Государственный Университет Культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State University of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: мотивационное развитие, молодежь, театральный коллектив, учреждение культуры.
Key words: motivational development, youth theater group, a cultural institution. Резюме: В статье рассматривается мотивационное развитие молодежи в театральном коллективе учреждения культуры. Мотивация участников театрального коллектива учреждений культуры проявляется в осмысленном отношении к творческому процессу создания произведения искусства, каковым является спектакль. В процессе создания спектакля личность получает именно то, что она может использовать для духовных потребностей в условиях досуга.
Abstract: The article discusses the development of the motivation of young people in the theater collective cultural institutions. The motivation of the participants of theatrical collective cultural institutions manifests itself in meaningful relationship to the creative process of creating a work of art, which is the performance. In the process of establishing the identity of the play gets exactly what it can be used for spiritual needs in terms of leisure.
[Grebennikova N.S. Motivational development of young people in the theater collective cultural institutions]
Особую значимость для нашего исследования имеют труды Жарковой Л.С., которая считает, что: «В процессе мотивационного развития личности все формы активности или поведения личности еще недостаточно изучены. Правильное понятие поведения может быть найдено лишь в том случае, если в противовес принципу непосредственности связи мотива к деятельности устанавливается личностью. А деятельность, воздействуя первично на потребность, вызывает у личности целостный эффект. Если в основе поведения лежит мотив личности как целостная направленность, возникшая на почве наличия определенной потребности и ситуации ее удовлетворения, то формы нашего поведения могут быть
дифференцированы в зависимости от удовлетворения потребности» (Жаркова, 2015: 118-119).
Удовлетворение потребностей у зрителя в театре происходит за счет коммуникативных средств: вербальные или словесные знаки (слова, словосочетания); невербальные знаки (жесты, мимика, особенности голоса, символы); а так же синтетические знаки (образы, объединяющие в себе вербальные и невербальные знаки и образующие синтетические системы).
Искусство театра сложное, оно включает в себя языки всех других видов искусств и имеет свой специфический способ воздействия- это артист, связанный с живым действием, происходящим на сцене.
Сам процесс восприятия спектакля зрителем является очень сложным, ориентированным не на понятийное, а на ассоциативное образное восприятие.
Слова, произносимые артистами со сцены, приобретают смысл- художественно-образный подтекст. Во многом это получается, если у зрителя хорошо развито ассоциативное восприятие. Ассоциативное восприятие молодежью входит в его реальный жизненный опыт.
Театральная игра - процесс взаимный, в котором играет не только актер, но и зритель. Спектакль позволяет создать игровое общение в трех плоскостях: реальности зрительного зала; реальной сцены; воображаемой связующей нити сцены и зала.
М.Л. Соснова, исследуя «полифонию» общений, выделяет связку «актер-зритель», как смыслообразующую.Но современные театры стали пренебрегать этим. Новая тенденция состоит в «самодостаточности» актерской игры. Это значит, что актер ограничивается получением удовольствия от пребывания на сцене, именно сцена мотивирует его. В данном контексте театральный коллектив учреждения культуры можно рассматривать как школу общения для актера и зрителя, в которой «весь диапазон, вся палитра образов поведения, человеческих отношений осваивается и примеряется зрителем на себя» (Соснова, 2007: 216).
В то же время, приобщая молодежь ко всей театральной аудитории единым чувством, эмоциональным порывом,
спектакль пробуждает творческую активность зрителя, делает аудиторию причастной к социальным проблемам. Общество разделяет современные технологии общения: Интернет, компьютер, мобильный телефон, телевидение, которые «рвут живые нити человеческих связей».
Обнаружить эти нити и каналы, связующие человека с обществом, дать эстетическому явлению социальную оценку-одна из важнейших задач, стоящих перед театром в мотивационном развитии молодежи в театральном коллективе. У профессионального театра свой стиль и свои принципы общения выработаны годами. У участников театрального коллектива учреждений культуры взаимодействие со зрителем происходит в процессе создания спектакля и его показа. Руководитель театрального коллектива мотивирован тем, что он творит в трудных условиях. Его мотивация обусловлена социальным положением, национальными особенностями, обычаями, традициями, образованием, художественным вкусом. Главным условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - фоновые знания и интересы аудитории. От этого зависит отбор информации, ее оптимальный объем и структура, а также отбор вербальных и невербальных средств. А сверхзадача учебного театра направлена на то, что он хочет изменить в зрителе своим спектаклем, чтобы искусством объединить всех одним общим чувством.
Видный отечественный психолог Б.М. Теплов считает: «Понять художественное произведение- значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается» (Станиславский, 1955: 86).
П.К. Анохин говорит: «Эмоциональный аппарат создает общую сферу повышенной возбудимости... Эмоции заряжают кору и придают ей устойчивый высокий энергетический заряд. Тонизируя кору, эмоции создают условия для быстрого и прочного замыкания условнорефлекторных связей, а также для мобилизации опыта, хранящегося в условнорефлекторных
связях коры». Следовательно, эмоциональное возбуждение чрезвычайно способствует силе и устойчивости впечатления, включающего непосредственное отражение того или иного объекта.
Эстетические эмоции оказывают огромное влияние на мотивационное развитие молодежи в театральном коллективе учреждений культуры. Л.С. Выготский, считал, что: «Искусство есть центральная эмоция или эмоция, разрешающаяся преимущественно в коре головного мозга. Эмоции искусства суть умные эмоции» (Выготский, 1998: 318). Художественные образы, рожденные активной работой фантазии, воображения, членов театрального коллектива, обладают способностью быть освоенными в качестве части жизненного опыта, что дает развитию личности в коллективе положительную динамику.
Мотивацию автор статьи рассматривает как готовность к действию. Мотивация участников театрального коллектива учреждений культуры проявляется в осмысленном отношении к творческому процессу создания произведения искусства, каковым является спектакль.
Профессор Л.С. Жаркова считает, что: «Мотивационная структура у личности в условиях досуга проявляется наиболее открыто. Хотя при осуществлении социально-культурных действий может сохранять определенную стабильность. Однако при этом структура мотивационного развития личности постоянно меняется, как на сознательном, так и бессознательном уровне. Методологический процесс мотивационного развития личности, на наш взгляд, следует рассматривать как деятельность личности с целью совершенствования, развития, воспитания, формирования, самопознания, самосовершенствования, самообразования, рефлексии» (Жаркова, 2015: 27).
Накапливая духовный потенциал, участник театрального коллектива развивает эмоциональную сферу личности, а высокая ценностно-смысловая, целеустремленная деятельность развивает готовность к действию, т.е. мотивацию.
Мотивация участников театрального коллектива в творческом процессе возникает из потребностей, которые удовлетворяются в конкретных действиях по созданию
спектакля. В процессе создания спектакля личность получает именно то, что она может использовать для духовных потребностей в условиях досуга.
Как показывает наше исследование, участникам художественной самодеятельности - членам театрального учреждения культуры в большей степени, чем посетителям учреждения культуры свойственно отношение к общественной работе как условию проявления социально значимыхмотивов.
Достаточно сказать, что 71,2% участников театральных коллективов г. Москвы считают, что выполнение общественной работы полезно и для общества, и для процесса подготовки спектакля.
Социально значимая мотивация у участников театральных коллективов развивается на основе ценностных ориентаций. Так 40,3% участников театральных коллективов успешно осуществляют общественную работу в различных формах. Выполнение общественной работы развивает ответственность 52% и коллективизм 39%, расширяет круг общения 37%, помогает овладеть навыками руководства общественными делами 19%.
62% опрошенных считают, что на мотивационное развитие молодежи в учреждениях культуры огромное влияние оказывает социальная роль в театре. Это или артист, художник, драматический музыкант, или заведующий сценой и т д.
Изучениемотивов участников театрального коллектива учреждений культуры показывает, что у них выше положительное отношение к теме спектакля, чтобы он соответствовал задачам времени. Мотивы участия в культурно-досуговых программах следующие: 42%-потребность в общении, 38%- чувство полезного действия. В учреждениях культуры г. Москвы мотив полезности, необходимости людям -22%. Но полученный результат свидетельствует о том, что среди участников театрального коллектива возрастает понимание общественной значимости мотивационного развития личности. В условиях рынка, когда больше специальностей с преобладанием нетворческих функций, воспитание социально значимых мотивов в учреждениях культуры чрезвычайно актуально.
Во многом о высоком интересе участников театральных коллективов учреждений культуры можно судить о мотивах посещаемости занятий. Около 50% опрошенных юношей и девушек ходят в театральный коллектив более трех раз в неделю, а 24% четыре раза в неделю. Сам по себе показатель посещаемости еще не характеризует уровень духовных потребностей участников театральных коллективов.
Участник театрального коллектива несет две взаимосвязанные функции деятельности учреждения культуры. С одной стороны, как участник самодеятельности, что способствует раскрытию творческих способностей, а с другой, наряду с духовными ценностями развивает социальную активность. Обе эти функции неотделимы одна от другой. В условиях учреждений культуры регионов, где выступления профессиональных артистов не так часты, ведущей функцией является культурное обслуживание населения. В 2015 году доля участия самодеятельных театральных коллективов в концертах и спектаклях, показанных в учреждениях культуры г. Москвы, составила 63% от числа всех зрелищных представлений.
Однако, малочисленность участников театральных коллективов не может не отражаться на качестве мотивационного развития личности. На процесс мотивационного развития личности отрицательное влияние оказывает частота выступлений самодеятельных коллективов перед населением.
Полученные данные по сельским учреждением культуры Московской области свидетельствуют о том, что мотивы участия в театральном, коллективах учреждениях культуры свидетельствуют, о том, что малочисленность кружков, однообразие и нерегулярность их работы, низкий уровень занятий не могут обеспечить эффективное мотивационное развитие личности.
Таким образом, мотивационному развитию личности в театральном коллективе учреждениях культуры способствует весь комплекс действий в любом виде деятельности и направлении.
Н.С. Гребенникова / N.S. Grebennikova ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. 1998. Психология искусства.-М.: Искусство. 573 с.
Жарков А.Д. 2015. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 298-304.
Жарков А.Д. 2015. Воспитание общепланитарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 4. № 3: 305-309.
Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. М.: МГИК. 250.
Жаркова Л.С 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. М.: МГИК. 230 с.
Москвина А.С. 2013. Трудовая деятельность с малых лет. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 2. № 4: 575-582.
Станиславский К.С. 1955. Собрание сочинений. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. В 9-ти т. T. 3. М.: Искусство. 500 с.
Соснова М.Л. 2007. Искусство актера: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста. 432 с.
Получена / Received: 16.02.2016 Принята/Accepted: 30.05.2016