Научная статья на тему 'Новаторский театр как средство формирования духовных ценностей человека'

Новаторский театр как средство формирования духовных ценностей человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2304
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ТЕАТР / НОВАТОРСКИЙ ТЕАТР / VALUES / THEATER / INNOVATIVE THEATRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конева Александра Алексеевна

Работа посвящена изучению взаимосвязи принципов построения спектакля с воздействием на зрителя и возможностью формирования духовных ценностей (удовлетворения идеальной потребности) человека посредством театрального искусства. В процессе исследования были изучены работы театроведов, театральных критиков, проанализированы научные публикации, материалы опытов социологического исследования театральной деятельности. Применялся художественно-экспериментальный метод исследования, основанный на технологии создания новой информации [3]. Впервые сформулированы критерии оценки уровня художественной ценности спектакля, определено понятие «новаторский театр». Полученные результаты были успешно апробированы и могут быть использованы в качестве дополнения к учебным программам обучения актеров и режиссеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE THEATER AS A FORM OF SPIRITUAL VALUES OF HUMAN

Work is devoted to study of the relationship with the principles of the performance impact on the viewer and the possibility of humans spiritual values through art theater. During research process were examined work by specialist in drama study, theater critics, also there were analyzed scientific publications and material experiments of sociological researchers by theater activities. Art and an experimental research method was used. It was based on the creation technologies new information [3]. For the first time criteria of an assessment of level of art value of performance are formulated. The concept innovative theater was certain. The receive results were successfully approved and can be and were used as addition to training programs of training of actors and directors.

Текст научной работы на тему «Новаторский театр как средство формирования духовных ценностей человека»

УДК 882 НОВАТОРСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Конева А.А.

Работа посвящена изучению взаимосвязи принципов построения спектакля с воздействием на зрителя и возможностью формирования духовных ценностей (удовлетворения идеальной потребности) человека посредством театрального искусства. В процессе исследования были изучены работы театроведов, театральных критиков, проанализированы научные публикации, материалы опытов социологического исследования театральной деятельности. Применялся художественно-экспериментальный метод исследования, основанный на технологии создания новой информации [3]. Впервые сформулированы критерии оценки уровня художественной ценности спектакля, определено понятие «новаторский театр». Полученные результаты были успешно апробированы и могут быть использованы в качестве дополнения к учебным программам обучения актеров и режиссеров.

Ключевые слова: ценности, театр, новаторский театр.

INNOVATIVE THEATER AS A FORM OF SPIRITUAL VALUES OF HUMAN

Koneva A.A.

Work is devoted to study of the relationship with the principles of the performance impact on the viewer and the possibility of humans spiritual values through art theater. During research process were examined work by specialist in

drama study, theater critics, also there were analyzed scientific publications and material experiments of sociological researchers by theater activities. Art and an experimental research method was used. It was based on the creation technologies new information [3]. For the first time criteria of an assessment of level of art value of performance are formulated. The concept innovative theater was certain. The receive results were successfully approved and can be and were used as addition to training programs of training of actors and directors.

Key words: values, theater, innovative theatre.

Введение

Театр занимает особое место в истории развития человечества, являясь своеобразным отражением культурного уровня, ценностных приоритетов, обычаев, традиций и нравов того или иного периода времени. Несмотря на активное развитие разнообразных направлений и форм искусства, в том числе, появление кинематографа и доступного телевидения, театр и по сей день занимает определенную нишу в жизни общества. Актуальность театра на протяжении многих веков обуславливалась его высокой социальной значимостью - театр являлся своеобразной площадкой для постановки и рассмотрения острых социально-политических вопросов, возможностью и средством формирования и передачи ценностных норм, правил, установок. В настоящее время, «активность телевидения вызвала резкое перемещение функций всех видов искусств. Так, социальная функция театра как средства обсуждения острых социально-значимых проблем перешла к телевидению и кинематографу» [1].

Возрастающая популярность других видов искусства в совокупности с активностью телевидения не может не отражаться на посещаемости театров России. Так, согласно статистике Министерства культуры Российской Федерации [9], численность зрителей в театрах федерального ведения сократилась за 15 лет с 1995 г. (2920,8 тысяч человек в год) на 149.3 тысячи

человек в год (2771,5 тысяча человек в год) в 2010 г., составляя в 2000 г. -2920,3; в 2005 г. - 2791,8; в 2007 г. - 2492,7; в 2008 г. - 2688,8; в 2009 г. - 2803,0 ; в 2010 г. - 2771,5 тысяча человек в год соответственно (рис. 1).

Наименьшая посещаемость наблюдается в 2007 г. (2492,7 тысячи человек в год), после чего численность зрителей увеличивается, достигая в 2011 г. 2970,2 тысяч человек в год, что превышает показатели 1995 г. на 49,3 тысяч человек в год.

Рис. 1. Привлечение зрительской аудитории в театры федерального ведения в

период с 1995 по 2011 годы.

Полученные данные позволяют судить о достаточно нестабильном положении театров России в области привлечения аудитории зрителей.

Методы исследования

В данной работе, с целью выявления факторов, влияющих на снижение популярности театрального искусства, проведен анализ литературы в области истории театра, публикаций известных театральных деятелей и ученых, опыт социологических исследований театральной деятельности, приемы режиссуры. В основу подхода к исследованиям положен принцип синтеза методов научного и художественного анализа, сформулированный К.С. Станиславским. В работе, помимо общенаучных методов исследования был использован художественноэкспериментальный метод, основанный на технологии развития творческих способностей [4]. Результаты исследования были практически апробированы и

использованы в обучении актеров и режиссеров в НОУ «Институт театрального искусства им. П.М. Ершова», а также в деятельности Молодежного экспериментального театра-лаборатории «КЫК^», работающего при институте. Доклады по теоретическим материалам были озвучены на V Молодежной научной конференции ВАО города Москвы «Роль молодежи в инновационном развитии науки», 2010 - в направлении «Культура»; Ученом совете института театрального искусства им. П.М. Ершова.

Результаты исследования

Основным отличием театра, дающим ему преимущества перед телевидением и кинематографом, является возможность непосредственного общения актера со зрителем. Развитие сценического действия и элементы импровизации, возникающие «здесь и сейчас», способствуют возникновению особого контакта между залом и актерами, делая каждого зрителя своеобразным участником разворачивающегося действа. Однако нарушение гармонии в построении спектакля может привести к обратному эффекту -отсутствие связи между зрителями и исполнителями способствует возникновению равнодушия и эмоционального отторжения к происходящему на сцене.

В процессе создания спектакля можно выделить три основные взаимосвязанные составляющие:

- создание информационной модели спектакля - трактовки, смысловой нагрузки;

- поиск способов сценической реализации замысла;

- восприятие зрителем спектакля как результата.

Создание информационной модели спектакля включает в себя анализ текста пьесы с его последующей трактовкой с точки зрения смысла, заложенного автором, художественного замысла режиссера, ценностных ориентаций общества. На данном этапе создания спектакля, необходимо учитывать следующие положения:

1. Построение смысловой нагрузки спектакля в неразрывной связи с ценностями играет значительную роль в последующем воздействии спектакля на зрителя. Идея спектакля, включающая в себя вечные и современные ценности, охватывает широкий спектр общекультурных и актуальных для современности проблем. Под вечными ценностями подразумеваются связанные с духовной потребностью человека общечеловеческие нормы, остающиеся неизменными в течение тысячелетий. Современные ценности являются своеобразной проекцией вечных ценностей на окружающую действительность, повышающей социальную значимость спектакля.

2. Уровень сложности информационной модели спектакля должен соответствовать уровню интеллектуально-нравственного развития общества в целом и предполагаемой целевой аудитории зрителей.

Говоря о высоком художественном уровне трактовки пьесы, необходимо обратить внимание на способы ее сценической реализации. В том случае, если средства воплощения режиссерского замысла ниже духовно-нравственного и интеллектуального уровня информационной модели спектакля, то полученный результат можно охарактеризовать как отрицательный. Таким образом, можно сказать, что для полноценной реализации информационной модели спектакля, необходимо развитие и совершенствование совокупности технических и художественных приемов, необходимых для создания сценических образов, обеспечивающих взаимосвязь между создателями спектакля и его зрителями. Так, театровед и театральный критик А.А. Гвоздев пишет: «Прогресс языка театра, зависит от подготовленности, предрасположенности зрителей к восприятию новых форм театра. Если не учитывать эту особенность, то практика может оказаться бесплодным формотворчеством и экспериментаторством» [2]. Помимо готовности зрителей к восприятию новаторства в театральном искусстве, необходимо учитывать сообразность экспериментальных форм и смысловой нагрузки информационной модели спектакля, а также их соответствие духовной (идеальной) потребности человека

[6]. В противном случае, погоня за нестандартностью может стать причиной того, что спектакль как конечный результат не будет являться произведением искусства.

В связи с этим, необходимо определить основные критерии, позволяющие оценить спектакль на предмет его соответствия уровню художественного произведения:

- идея спектакля, являющегося произведением искусства, соответствует

следующим параметрам: новизна, актуальность (сочетание вечных и

современных ценностей), общезначимость, высокий уровень нравственности;

- идея неразрывно проведена через всю линию развития действия, образуя информационную модель спектакля;

- логика спектакля включает в себя следующие элементы: линейная логика (развитие действия от причины к следствию), сценический конфликт (столкновение действующих сил спектакля), сценический парадокс (нестандартное разрешение конфликта), творческая логика (развитие действия от следствия к причине);

- информационная модель спектакля реализуется за счет сообразного использования сценических образов, символов, знаков;

- исполнительское мастерство актеров заключается в единстве внутреннего ощущения и внешнего выражения создаваемого образа.

- спектакль выдержан в едином стиле и жанре.

Соблюдение данных критериев является первым этапом, способствующим установлению контакта между создателями спектакля и зрителями.

Для активизации творческого потенциала зрителя в информационной модели спектакля и сценических формах реализации необходимо наличие новизны. Однако, при использовании новой информации, необходимо учитывать, что для ее усвоения нужна доля легко узнаваемого и привычного. «Красота является как новое в пределах старого, - пишет академик Л.С.

Лихачев, - и соотношение нового и старого все время меняется. С увеличение гибкости и «интеллигентности» эстетического сознания доля нового становится все больше, доля старого отступает и уменьшается. Но абсолютно новое не может все же существовать: оно не узнается. Чем примитивнее эстетическое сознание, тем больше для него нужно старого, чтобы воспринимать новое» [7].

Для повышения популярности современного театра, необходим поиск новых выразительных средств, отличающихся от известных, и освоение иного диапазона информации, нежели кино и другие виды искусства.

Данное направление, направленное на поиск нового и постепенного отказа от устаревшего, можно определить как «новаторский театр». Новаторский театр - форма театральной деятельности, при которой соблюдается баланс между лучшими традициями театрального искусства и поиском новых прорывных технологических, художественных приемов и способов, в сочетании с высоким нравственно-эстетическим уровнем исполнения и наличием принципиально новой информации. Подобный театр «представляет собой как бы лабораторию, в которой вырабатываются средства для решения одной из самых актуальных сегодня проблем - активизации зрительского восприятия» [10]. Высокий интеллектуально-нравственный уровень спектакля при наличии новой информации, выраженной языком театра с помощью художественных образов, требует от зрителя не только внимания, но и включения в процесс более глубокого осознания спектакля, трактовки увиденного с точки зрения личного опыта, сопоставления с теми или иными событиями жизни, что в результате, усиливает эмоциональный отклик зрителя на происходящее на сцене. «Художественная эмоция есть продукт обобщающей работы интеллекта художника, с одной стороны, интеллекта зрителя, читателя, слушателя - с другой. Формирование художественных эмоций требует, поэтому, напряженной мыслительной работы», - пишет С.Х. Раппопорт [8]. Новаторский театр предполагает переход зрительской аудитории из пассивного состояния потребления готового продукта в активное

сотворчество, что, тем самым, делает театральное искусство не только способом отдыха и развлечения, но и удовлетворения идеальной потребности человека, потребности познания. Таким образом, можно говорить о повышении социальной значимости театра и его роли в воспитании и поддержании духовной культуры общества. «Именно с театром связывают надежды те, кто видит в искусстве могучее средство эмоционального и нравственного воздействия на человека, помогающее в воспитании гармонически развитой личности, яркой самостоятельной индивидуальности, способной к творческому созиданию во всех сферах бытия, готовой противостоять стандартизации духовной жизни» [5].

Заключение

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Для повышения популярности театра, необходим выход театрального искусства на новый виток развития, заключающийся в создании новаторского театра.

2. Спектакль новаторского театра должен обладать высоким интеллектуально-нравственным уровнем и соответствовать критериям художественного произведения.

3. Принципиальное отличие спектакля новаторского театра заключается в наличии новой информации, выраженной как в трактовке материала, так и в средствах ее художественного воплощения.

4. Соответствие сложности трактовки материала и выразительных средств интеллектуально-нравственному уровню развития общества, позволяет активизировать внимание и творческий потенциал зрителя, сделав его своеобразным участником сценического действия.

5. Новаторский театр, сочетая в себе средства интеллектуального и художественного взаимодействия со зрителем, может служить как средство

формирования духовных ценностей (удовлетворения идеальной потребности) человека и способ поддержания и развития духовной культуры общества.

Список литературы

1. Алексеев А.П., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н., Докторов Б.З., Кесельман Л.Е. Зритель в театре (социологические исследования театральной жизни). М., 1981.

2. Гвоздев А.А. Итоги и задачи истории театра // Задачи и методы изучения искусства. Пг.: Academia, 1924.

3. Дащинская Т.Н. Способ школы «Валашвеш» // Патент РФ №2157707 от 20.10.1999.

4. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е. Технология развития творческих

способностей // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №4(12), 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-

ru/issues/2012/4/dasshchinskaya.pdf Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр" - 0421200132/0240

5. Дмитриевский В.Н. Театр уж полон... // Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика. Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1982.

6. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. Дубна: Феникс+, 2009.

7. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XII веков. Л., 1973. С.

169.

8. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ // Эстетические очерки. З.М., 1973.- С. 45.

9. Статистика деятельности учреждений культуры федерального ведения. http://mkrf.ru/ deyatelnost/ statistics/institution/theatre/

10.Художник и театр // Декоративное искусство СССР, № 12, 1975.

References

1. Alekseev A.P., Bozhkov O.B., Dmitrievskiy V.N., Doktorov B.Z., Kesel'man L.E. Zritel' v teatre (sotsiologicheskie issledovaniya teatral'noy zhizni) [The viewer at theater (sociological researches of theater life)]. M., 1981.

2. Gvozdev A.A. Itogi i zadachi istorii teatra [Results and problems of history of theater]. Zadachi i metody izucheniya iskusstva [Tasks and methods of studying of art]. Pg.: Academia, 1924.

3. Dashchinskaya T.N. Sposob shkoly «Valashvesh». Patent PU №2157707, ot 01.06.1999.

4. Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E. Tekhnologiya razvitiya

tvorcheskikh sposobnostey [Technology development creative abilities]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem 12, no. 4 (2012).

http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/4/dasshchinskaya.pdf

5. Dmitrievskiy V.N. Teatr uzh polon... [Teatr is full...]. Zritel' i stsena glazami sotsiologa i teatral'nogo kritika [Viewer and scene eyes of the sociologist and theatrical critic]. L.: Art: Leningr. otd-ny, 1982.

6. Ershov P.M. Skrytaya logika strastey, chuvstv i postupkov [Hidden logic of passions, feelings and acts]. Dubna: 2009.

7. Likhachev D.S. Razvitie russkoy literatury X-XII vekov [Development of Russian literature of the X-XII centuries]. L., 1973. p. 169.

8. Rappoport S.Kh. Khudozhestvennoe predstavlenie i khudozhestvennyy obraz [Art representation and artistic image]. Esteticheskie ocherki [Aesthetic sketches]. Z.M., 1973. p. 45.

9. Statistika deyatel'nosti uchrezhdeniy kul'tury federal'nogo vedeniya [Statistics of activity of cultural institutions of federal maintaining]. http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/institution/theatre/

10. Khudozhnik i teatr [Artist and theater]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR [Decorative art of the USSR], no. 12 (1975).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Конева Александра Алексеевна, преподаватель Кафедры мастерства актера

Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Новогиреевская ул., д. 14-А, г. Москва, 111401, Россия e-mail: aleksandra_konev@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Koneva Aleksandra Alekseevna, Teacher of Chair of skill of the actor

Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

St. Novogireevskaya., 14-A, Moscow, 111401, Russia

e-mail: aleksandra_konev@mail. ru

Рецензент:

Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М. Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.