Научная статья на тему 'Народно-музыкальная культура Новоалександровского района Ставропольского края: жанровый состав, музыкальная стилистика'

Народно-музыкальная культура Новоалександровского района Ставропольского края: жанровый состав, музыкальная стилистика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
212
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ЛИНЕЙНЫЕ КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ / ВОИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ОБРЯДОВЫЕ / ПРОТЯЖНЫЕ / ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ / ЗВУКОВЫСОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Кузнецова Наталья Алексеевна

В статье разбираются жанровые и стилевые особенности народных песен, записанных от участников современных фольклорных коллективов в станицах Григорополисской, Расшеватской, Кармалиновской Новоалександровского района Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Жиганова Светлана Александровна, Кузнецова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-музыкальная культура Новоалександровского района Ставропольского края: жанровый состав, музыкальная стилистика»

УДК 78

С.А. ЖИГАНОВА, Н.А. КУЗНЕЦОВА

НАРОДНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НОВОАЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ: ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ, МУЗЫКАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

Жиганова Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Кузнецова Наталья Алексеевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье разбираются жанровые и стилевые особенности народных песен, записанных от участников современных фольклорных коллективов в станицах Григорополисской, Расшеватс-кой, Кармалиновской Новоалександровского района Ставропольского края.

Ключевые слова: традиционная музыкальная культура, кубанское казачество, линейные казачьи станицы, воинский фольклор, обрядовые, протяжные, плясовые песни, музыкально-ритмическая, зву-ковысотная организация.

UDC 78

S.A. ZHIGANOVA, N.A. KUZNETSOVA

FOLK-MUSICAL CULTURE OF THE NOVOALEXANDROVSKY DISTRICT OF THE STAVROPOL REGION: GENRE COMPOSITION, MUSICAL STYLISTICS

Zhiganova Svetlana Aleksandrovna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of solo and choral folk singing of the Krasnodar state institute of culture (33, 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]

Kuznetsova Natalya Alekseevna, master of the Krasnodar state institute of culture (33, 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]

Abstract. The article studies the genre and stylistic peculiarities of folk songs, recorded by members of the modern folk groups in villages Grigoropolisskaya, Rasshevatskaya, Karmalinovskaya of the Novoaleksandrovsky district of the Stavropol region.

Keywords, traditional musical culture, Kuban Cossacks, linear Cossack villages, military folklore, ritual, long, dance songs, musical-rhythmic, high sound organization.

Одна из наиболее ответственных линий современного изучения традиционной казачьей культуры представлена в этномузыкологических исследованиях народного музыкально-поэтического искусства. Актуально изучение казачьего фольклора как в содержательном ракурсе, так и в структурном (типы и виды организации стиха и напева в ритмическом и звуковысотном отношении), а также описание исполнительских стилей и приемов казачьего пения.

Изучаемый регион расположен на территории современного Ставрополья. Тем не менее коренные жители Новоалександровского района считают себя потомками кубанских казаков в силу того, что до 30-х годов ХХ века земли данного района входили в состав Кубанской области, являясь частью Кавказской линии. Таким образом, данное исследование осуществляется в контексте изучения кубанской традиционной культуры, ее линейного субрегиона (Старая линия).

1. Некоторые описания традиционной культуры линейного кубанского казачества, оказавшиеся особо ценными для данного исследования, были сделаны в XIX веке.

Выделим среди них труды К. Живило [1, с. 91-100], Е. Передельского [2]. В ХХ веке песни линейных казачьих станиц опубликованы в сборниках народных песен А.Д. Биг-дая [3], Г.М. Концевича [4], В.Г. Захарченко [5], С.А. Жигановой [6] и других фольклористов. Несмотря на постоянно проявляющийся исследовательский интерес к линейной кубанской культуре, степень научной проработки темы нельзя считать полноценной, представления о музыке кубанской линии нужно пополнять путем изучения современных материалов.

Данное исследование посвящено фольклорной традиции трех казачьих станиц - Гри-горополисской, Расшеватской, Кармалиновской Ставропольского края. Их анализ позволяет сделать вывод как о специфике жанрового состава, особенностях склада напевов, так и о современном состоянии исследуемой народно-музыкальной традиции. Основным материалом исследования выступили фольклорно-этнографические материалы, записанные Н.А. Кузнецовой в 2014-2018 гг. от участников фольклорных коллективов «Станичники» (Григорополисская), «Расшеватские казачки», «Кармалиновские казачки»1. В работе также использовались исторические материалы, в том числе из краеведческих музеев Новоалександровского района Ставропольского края.

В процессе камерального этапа исследования ключевым явился метод структурно-типологического анализа музыкального материала, активно использующийся в трудах представителей гнесинской научной школы.

Формирование исследуемых населенных пунктов относится к рубежу XVIII-XIX вв. Станица Григорополисская основана в 1794 году на берегу реки Кубани, свое название станица получила от кордонного укрепления Григориполис, сооруженного на Кубани в 1784 г. и названного в честь князя Григория Потемкина, который в то время являлся генерал-губернатором Астраханской губернии, куда входили тогда кавказские земли [7]. Станица Расшеватская основана в 1801 г. на одноименной речке. Название станицы и реки происходит, видимо, от тюркского названия «аршасу», которое переселенцы трансформировали в Расшеватку. Первоначально станица была селом, так как основатели ее -выходцы из Орловской, Воронежской и Курской губерний. Позже других, в 30-е годы XIX века, была образована станица Кармалиновская, вначале как хутор на землях станицы Новотроицкой2.

Песенный фольклор Кубанской области и Ставропольского края принадлежит к группе сложных и богатых народно-песенных традиций позднего формирования. В жанровом отношении музыкальная традиция Новоалександровского района опирается на видовую систему донского казачьего фольклора. Наиболее очевидно это отражено в диалекте местных жителей: в нем присутствует «акание» с «яканием» и некоторые элементы «икания» (зямля, табе, умывалси).

Донская казачья певческая культура, лежащая в основе местной традиции, определила жанровую основу фольклорной системы: наличие воинских песен и песен общего «станичного» репертуара, равно предназначенных как для женского, так и для мужского исполнения.

Воинские песни отражали обстоятельства службы со всеми ее тяготами, разлукой с семьей, походами, войнами, гибелью. В поэтических текстах присутствовали имена полководцев, отражались реальные исторические факты, точные географические названия: «По всему Кавказу про нас слава ходит,/ Наш дедушка, наш Ермолов на всех страх наводит»; «Прочнакоп(ы) на гаре, па три девки на дваре, / Если с обыскам пайти, па семи можна найти /... А Григория палица сама славная станица / Разнаверы-казаки Навалександрав(ы)цы... » (Карм.). Воинские казачьи песни были

1 Здесь и далее: Материалы фольклорно-этнографических экспедиций Н.А. Кузнецовой в ст. Гри-горополисскую (далее Григор.), Расшеватскую (Расш.), Кармалиновскую (Карм.) Новоалександровского р-на Ставропольского края 2014-2016 гг. Аудиозаписи хранятся в личном архиве собирателя.

2 Материалы Историко-краеведческого музея Новоалександровского района Ставропольского края.

посвящены также воспоминаниям о доме, жене и детях, родной стороне: «Вот скрылось солнце за горою,/ Стаить казачка у варот, /Ив дальний путь глядить с таскою, / И слёзы льюца из ачей» (Григор.). Военный быт казаков отражался и в песнях строевых - песнях частого ритма, - при этом характер поэтического сообщения в них совершенно иной. Оптимистичные мотивы в поэтических текстах этой группы отражают, напротив, достоинства казачьей жизни, лучшие качества казака: «Нам весела жить, нам не па чем тужить, / Казакам маладым, всё армейцам палевым. / Ой, в том наша бяда - летам в лагере стаять, / Па утру рана вставать, лицо бела умывать» (Григор.).

Календарная традиционная культура основана на доминировании зимнесвяточного фольклора. В полевых материалах присутствуют записи колядок «Колида, пайду па дорожке», «Добрый вечир тоби, пане гаспадарю!» (Карм.), щедровок, посеванок «Сею, вею, посиваю!» (Расш.). Наибольшее количество обрядовых песен - свадебные: «Голова ль моя, беззаботная»; «Да жалкой, ты мой чернобровый»; «Погуляй, молода»; «У утушки у сереньки короткие ножки».

Особенности лирического пения этих региональных традиций наиболее отчетливо проявляют себя в фольклоре станицы Григорополисской. Здесь записаны песни протяжного сложения: «Счастливая да вам путь доро...е-охы путь-дорожка,/ Куда же ты милый мой пое.е-охы да поехал?». Разновидностью лирического жанра в местной фольклорной традиции является жанр романса: «Там над Волгой-рекой», «Сломлю я ветку с винограда». Песен плясового жанра во всех трех исследуемых населенных пунктах довольно много. Например, в станице Кармалиновской поют «Повела козла на базар», «Я у лесу был - березу рубил», «Ой здорово, кумушка», «Вот упали снежки на крутые бережки», «То-та нам попеть, то-та пагулять». Ценной частью традиционного репертуара является сохранение редких песен хороводного жанра: «Ой вдоль по лугу» (Расш.), «Кавалер мой, кавалер» (Григор.).

В музыкальном отношении линейная протяжная песня сохранила черты, свойственные донскому фольклору, но структура протяжных напевов несколько изменилась в сторону упрощения. В лирической протяжной песне станицы Григорополисской «Да из той строны ветер вея» поздний стих 8+7 расширен до 9+9, между слоговыми группами имеется отдельная структурная вставка - распев на слог «е» в объеме 6 четвертей. В протяжной песне той же станицы «Счастливая путь-дорожка» в стихах присутствуют словообрывы, имеются черты вторичной ритмической композиции. Строевые и плясовые песни в музыкально-ритмическом отношении ориентированы на метрическую пульсацию. Музыкально-ритмические обороты просты по конфигурации, они практически не содержат распевов слогов.

Звуковысотная организация напевов протяжных и плясовых (строевых) песен не контрастна, этот уровень музыкальной организации можно считать унифицирующим традицию. Если для донского казачьего пения характерна в первую очередь уникальная форма функционального многоголосия с дишкантом, то на Кубани верхняя и нижняя голосовые партии в ритмическом отношении синхронизированы, созвучия имеют терцовую структуру. Эта касается и протяжных, и плясовых песен.

Таким образом, народная культура Новоалександровского района Ставропольского края до сегодняшних дней сохранила многие традиционные формы. Носителем традиционного музыкального искусства сегодня являются участники фольклорных ансамблей района.

Литература

1. Живило К. Несколько казацких песен и поверий в ст. Расшеватской Кавказского уезда Кубанской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883. Вып. 3.

2. Передельский Е. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883. Вып. 3. Отд. 2. С. 1-90.

3. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Том II. Песни линейных казаков. Краснодар, 1995. 445 с.

4. Концевич Г.М. Народные песни казаков. Краснодар, 2001. 448 с.

5. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1. Краснодар, 1987. 318 с.

6. Жиганова С.А. Музыкальный фольклор (очерк с нотным приложением) // История, этнография, фольклор Кубани. Т. 3. Усть-Лабинский район (материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции). Майкоп, 2018. С. 285-395.

7. Колесников В.А. Город Григория. Очерки истории станицы Григорополисской (1784-1917): монография. Ставрополь, 2014. 376 с.

References

1. Zhivilo K. Several Cossack songs and legends in settlement Rasshevatskaya of the Caucasian district of the Kuban region // Collection of materials for description of the terrain and tribes of the Caucasus. Tiflis, 1883. Iss. 3.

2. Peredelskiy E. The settlement Temizhbekskaya and the songs sung in it // Collection of materials for the description of the terrain and tribes of the Caucasus. Tiflis, 1883. Iss. 3. Dep. 2. P. 1-90.

3. Bigday A.D. Songs of the Kuban Cossacks. Volume II. Songs of linear Cossacks. Krasnodar, 1995. 445 p.

4. Kontsevich G.M. Narodnye pesni kazakov [Folk songs of Cossacks]. Krasnodar, 2001. 448 p.

5. Zakharchenko V.G. Narodnye pesni Kubani. Vyp. 1 [Folk songs of the Kuban. Iss. 1]. Krasnodar, 1987. 318 p.

6. Zhiganova S.A. Musical folklore (the essay with music app) // History, ethnography and folklore of the Kuban. Vol. 3. Ust-Labinsk region (materials of the Kuban folklore and ethnographic expedition). Maykop, 2018. P. 285-395.

7. Kolesnikov V.A. Gorod Grigoriya. Ocherki istorii stanitsy Grigoropo-lisskoy (17841917): monografiya [The City of Gregory. The essays on the history of the village Grigoropolisskaya (1784-1917): monograph]. Stavropol, 2014. 376 p.

УДК 7.067

Т.В. КОВАЛЕНКО, Ю.Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ, М.К. НАЙДЕНКО

«СНОВА ЗАЗВУЧАЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА»: ТЕАТР В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 1943-1945 гг.

Коваленко Тимофей Викторович, кандидат философских наук, заместитель директора Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Краснодар, ул. Красная, 28), [email protected]

Архангельский Юрий Евгеньевич, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой телерадиовещания Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Найденко Михаил Константинович, доктор культурологии, профессор кафедры театрального искусства Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены особенности культурной жизни Краснодарского края после его освобождения от фашисткой оккупации. В центре внимания авторов - деятельность Краснодарского краевого драматического театра имени М. Горького. Произведены историко-культурные реконструкции некоторых спектаклей театра 1943-1945 гг., восстановлен его репертуар. Большинство источников вводится в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.