2. Жуланова Н.И. Молодежное фольклорное движение. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х - начало 1990-х гг. СПб., 1999. С. 107-133.
3. Ключникова О.А. О новой парадигме фольклорного движения // Вестник Российского фольклорного союза. 2006. 1 (16). С. 2-9.
4. Каргин А.С. Фольклор в современном социокультурном пространстве: от повседневной практики до элитного досуга // Каргин А.С. Прагматика фольклористики: сб. ст., докл., эссе. М., 2008. С. 142-160.
References
1. Gavrilyachenko E.E. Folklore movement in Russia as a phenomenon of modern culture // Man, culture and society in the context of globalization: materials of the International scientific conference RICS. Academic project. Moscow, 2006. P. 281-284.
2. Zhulanova N.I. Molodezhnoe folklornoe dvizhenie. Samodeyatelnoye hudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konets 1950-h - nachalo 1990-h gg. [Youth folklore movement. Amateur art in the USSR. Essays on the history. Late 1950s - early 1990s]. Saint Petersburg, 1999. P. 107-133.
3. Klyuchnikova O.A. On the new paradigm of the folklore movement // Vestnik Rossiyskogo folklornogo soyuza. 2006. 1 (16). P. 2-9.
4. Kargin A.S. Folklore in modern socio-cultural space: from everyday practice to elite leisure // Kargin A.S. Pragmatics of folklore: collection of articles, reports, essays. Moscow, 2008. P. 142-160.
УДК 78
В.Г. ЗАХАРЧЕНКО, А.А. ЛУЦЕНКО
ДУХОВНЫЙ СТИХ В СОВРЕМЕННОМ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ
Захарченко Виктор Гаврилович, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета народной культуры Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Луценко Анастасия Альбертовна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. Духовный стих занимает одно из важнейших мест в возрождении духовности в современном обществе. Он дает обществу обрести подлинный смысл духовности и спасения. Главной задачей работы является рассмотрение вопросов современного исполнительства духовного стиха на примере разных по стилю исполнителей.
Ключевые слова: духовный стих, духовная музыка, традиционная музыкальная культура, народно-певческое исполнительство, обрядовые, протяжные песни, музыкально-ритмическая, звуковысот-ная организация.
UDC 78
V.G. ZAKHARCHENKO, A.A. LUTSENKO
SPIRITUAL VERSE IN MODERN FOLK SINGING
Zakharchenko Viktor Gavrilovich, PhD (history of art), professor, dean of the faculty of folk culture of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), [email protected], [email protected]
Lutsenko Anastasiya Albertovna, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), [email protected]_
№ 2 (73), 2019
"Культурная жизнь регионов"
Abstract. Spiritual verse occupies one of the most important places in the revival of spirituality in modern society. It gives society the true meaning of spirituality and salvation. The main task of the work is to consider the issues of modern performance of the spiritual verse on the example of different style performers.
Keywords, spiritual verse, sacred music, traditional musical culture, folk singing, ritual, drawing songs, musical-rhythmic, sound-pitch organization.
Данная статья посвящена интерпретации духовного стиха в современной концертной практике. Его трактовка рассматривается с точки зрения различных исполнительских стилей. Тема исполнительской интерпретации духовного стиха затрагивалась в работах Ф.И. Буслаева [2], Г.П. Федотова [6], Н.А. Федоровской [5], но не становилась предметом специального научного исследования. В работе она избрана как центральная, что определяет научный подход в области поставленной проблемы.
Основное исследование духовного стиха в Краснодарском крае проводится при работе фольклорно-этнографических экспедиций, в частности экспедиций под эгидой научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор», в фонотеке которого собран огромный текстово-песенный материал, подлежащий дальнейшей обработке.
Для того чтобы показать разные интерпретации духовного стиха, выбраны три совершенно не похожие друг на друга исполнительские формы. Первая форма - аутентичная фольклорная традиция ансамбля «Кубаночка» хутора Кубанского Белореченского района, который является признанным авторитетом в трактовке этого жанра. Вторая форма - исполнение духовных стихов Е. Смольяниновой, исполняющей их в бардовской манере. И третья - это исполнение образцов жанра ансамблем духовной музыки «Сирин» - исполнителем музыкальных произведений православной тематики.
Одним из ярких аутентичных современных исполнителей духовного стиха является народный ансамбль «Кубаночка». Он имеет в своем репертуаре произведения, унаследованные и передаваемые из поколения в поколение - духовные стихи.
Песни, исполняемые «Кубаночкой», относятся к донской традиции, ввиду заселения района выходцами Всевеликого войска Донского. Они наследуют сами сюжеты донских песен, образы донской казачьей культуры. Развитые формы многоголосия имеют элементы, которые связывают его с донской культурой. Правда, нет дишканта как такового, но есть его элементы в протяжных песнях.
Духовные стихи исполняются коллективом в полижанровой манере: протяжно, лирично, что раскрывает эпическую основу стиха и сюжетные мотивы. Основу этого ансамбля составляет семейная группа, их спетость влияет на тембровую согласованность голосов, от этого возникает великолепное, органичное слияние. В последние годы ансамбль ведет себя чрезвычайно скромно в публичном плане. Полностью погрузившись в православную духовную жизнь, участники отказались от пения перед аудиторией.
Рассмотрим духовный стих «Создал Господь небо и землю». Сюжет его опирается на текст Священного Писания. Описывается эпизод вкушения греховного плода и изгнание Адама и Евы из Рая.
Изложение этого сюжета подчинено закону народного стиха. В каждой строфе стих проходит дважды. Это дает масштаб, протяженность его исполнения во времени и делает текст более значительным. Духовный стих исполняется по принципу АА. Здесь допускается двойственная трактовка лада, его объем широкий, прослушиваются гармонические соотношения, которые есть у созвучий, и в то же время в нем не проявляются черты альтерации, свойственной минорному гармоническому ладу. Звуковедение осуществляется по правилам диатонического лада. Многоголосие используется двухголосное, ленточное. На протяжении всего произведения исполнители поддерживают динамику пиано, привлекая внимание к глубине его содержания, не форсируя звук, не создавая лишних красот. Это очень сдержанное пение, которое основано на стремлении показать сюжет.
Исполнительская манера ансамбля «Кубаночка» является народно-певческой, они не поют открытым звуком, хотя и владеют им. В целом здесь виден наиболее ранний, основной аутентичный материал, который показывает духовный стих в народно-певческом исполнительстве как таковом.
Духовные стихи в репертуаре Евгении Смольяниновой
Евгения Смольянинова - композитор, актриса, певица, которой удается в пении воплотить духовную суть и глубинную мудрость русской музыкальной культуры. В ее репертуаре народные песни из различных регионов России, старинные романсы, духовные стихи и баллады и, наконец, песни самой Евгении Смольяниновой на стихи русских поэтов.
Отличительной особенностью творчества Е. Смольяниновой является ее манера пения, поет она под гитару в бардовском стиле, интерпретируя произведения через свое видение, пропуская тему через свои чувства.
Рассмотрим духовный стих П.И. Чайковского (стихотворение «Был у Христа-младенца сад» о Всепрощающем Боге Иисусе Христе переведено с английского языка Алексеем Плещеевым) в музыкальной обработке Е. Смольяниновой. Этот стих исполняется в сольных концертах певицы в период предпасхального времени. Е. Смольянинова уделила особое внимание содержанию и передала мысли автора: Господь своей добротой берет на себя все людские грехи, благодаря своему милосердию.
Синтез слова и музыки в песне дает возможность исполнительнице творчески раскрыться через осмысление интонирования слова в пении. В поэтическом отношении в духовном стихе есть черты баллады. Форма куплетно-вариантная. Куплеты состоят из двух предложений, каждое из которых включает в себя две фразы, содержащие по два мотива. Особенностью строфы является повтор последнего стиха, что делает его пятистишием. Тип стиха силлабический, и сама форма проявляет связь с народным источником. В стиховой строке постоянное количество слогов и ударений. В данном произведении присутствует минорный лад. Мелодия льется свободно, не скована нормами стихосложения. Музыкальная выразительность на первом плане. Ритмическая организация напева связана с двудольным метром (размер 2/4). Фактурный склад изложения гомофонно-гармонический. В этом стихе высокая степень внутрислогового распева.
Нужно отметить, что в творчестве певицы выработалась индивидуальная трактовка исполнения жанра духовного стиха, связанная с ее личностными исполнительскими качествами. У нее есть повторяемые исполнительские приемы, такие как: общая манера распева в сочетании с однотипным музыкальным аккомпанементом, звуковысотные обороты, гитарные проигрыши.
Духовные стихи в репертуаре ансамбля духовной музыки «Сирин»
Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» был создан А. Котовым - певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Поводом к возникновению «Сирина» стало стремление молодых музыкантов к постижению древних традиций духовного пения.
Одним из направлений в работе ансамбля является исполнение православных духовных стихов, донесших до наших времен ключ к пониманию мировоззрения верующего человека.
Звучание ансамбля отличается особой манерой, сочетающей приемы аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. В поисках манеры исполнения ансамбль учитывает традицию конкретного места исполнения произведения. «Сирин» предлагает свое видение звучания - создает свой драматический образ на основе знаний музыкальных исследователей, богословов, находя параллели в других культурах.
№ 2 (73), 2019
жизнь регионов .
Ранние стихи, исполняемые ансамблем, близки стихирам знаменного распева, слова песнопений опираются на цитаты Священного Писания, а напевы основаны на гла-совых попевках.
Ансамбль использует знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосие, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. В исполнении используется древнерусское диссонантное многоголосие.
В репертуаре есть стихи «В Сиринской распевке», когда участник ансамбля приносит текст и мелодию и они распеваются на голоса.
Рассмотрим один из самых популярных духовных стихов в репертуаре ансамбля «Сирин». Это стих в их собственном импровизационном распеве - «Как ходил грешный человече», являющийся размышлением о человеке. Этот духовный стих исполняется ансамблем под аккомпанемент колесной лиры. Для запева использовали голос в высокой тесситуре. Затем вступает мужской голос, звучит на октаву ниже. Холодноватый, спокойный тембр солистов схож с церковной мелодией. Произведение исполняет-сяв минорном ладу. Мелодия звучит в сдержанном ритме, свободно, спокойно в нюансе «p». С третьего куплета, на динамическом оттенке «mp», появляется мужское фоновое сопровождение в виде одного звука в устойчиво-гармонических ладах. С каждым последующим куплетом фоновая динамика постепенно увеличивается, хор поет одну тему с солистами, отражая их отголоски. В итоге все это перерастает в интенсивную мелодию, полностью охватывающую слушателя, погружая его в особую атмосферу духовного стиха, что позволяет вникнуть в суть содержания текста и задуматься о том, что ему действительно нужно для жизни.
Исполнение духовных стихов ансамблем «Сирин» в наибольшей степени отвечает понятию музыкального профессионализма. Это стилистические музыкантские работы, история формирования которых основана на многолетнем опыте, манере изложения, совершенствовании вокальной исполнительской техники и инструментального сопровождения.
В результате проведенного исследования можно заключить, что у современных исполнителей выработана собственная трактовка жанра духовного стиха как части народной культуры, позволяющая влиять на духовное сознание современного человека.
Литература
1. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Песни линейных казаков. Краснодар, 1995. Т. 2. 445 с.
2. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи. СПб., 1887. Т. 42. С. 448.
3. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Вып. 1. Краснодар, 1987. 318 с.
4. Концевич Г.М. Народные песни казаков. Краснодар, 2001. 448 с.
5. Федоровская Н.А. Духовный стих в русской культуре. Владивосток, 2009. 148 с.
6. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. 192 с.
References
1. Bigday A.D. Pesni kubanskih kazakov [Songs of the Kuban Cossacks]. Krasnodar, 1995. V. 2. 445 p.
2. Buslaev F.I. Russkie duhovnye stihi [Russian spiritual poems]. Saint Petersburg, 1887. V. 42. P. 448.
3. Zakharchenko V.G. Narodnye pesni Kubani [Folk songs of the Kuban]. Issue 1. Krasnodar, 1987. 318 p.
4. Kontsevich G.M. Narodnye pesni kazakov [Folk songs of Cossacks]. Krasnodar, 2001. 448 p.
5. Fedorovskaya N.A. Duhovnyy stih v russkoy kulture [Spiritual verse in Russian culture]. Vladivostok, 2009. 148 p.
6. Fedotov G.P. Stihi duhovnye (Russkaya narodnaya vera po duhovnym stiham) [The spiritual poems (Russian folk belief in spiritual poems). Moscow, 1991. 192 p.