УДК 78
С.А. ЖИГАНОВА, А.С. СЕМЕНОВА
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕСЧАНОКОПСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Жиганова Светлана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры сольного и хорового народного пения Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Семенова Анастасия Сергеевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. История и состав традиционной музыкальной культуры Песчанокопского района Ростовской области не получил пока системного описания. Статья написана на основе анализа фоль-клорно-этнографических материалов, собранных автором в пяти старейших селах района и посвящена выявлению региональной специфики исследуемой народно-музыкальной традиции, а также особенностей функционирования музыкальных жанров.
Ключевые слова: заселение, старообрядчество, традиционная народная культура, музыкальный фольклор, функционирование музыкальных жанров, колядки, щедровки, лирические песни.
UDC 78
S.A. ZHIGANOVA, A.S. SEMENOVA
REGIONAL SPECIFICS OF TRADITIONAL MUSICAL CULTURE OF THE PESCHANOKOPSKY DISTRICT OF THE ROSTOV REGION
Zhiganova Svetlana Aleksandrovna, candidate of history of art, associate professor of the cathedra of solo and choral folk singing of the Krasnodar state institute of culture (33, 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]
Semenova Anastasiya Sergeevna, master of the Krasnodar state institute of culture (33, 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]
Abstract. The history and composition of the traditional musical culture of the Peschanokopsky district of the Rostov region has not received a systematic description yet. The article is based on an analysis of folklore and ethnographic materials, collected by the author in the five oldest villages of the district and is dedicated to identifying the regional specificity of the studied folk music tradition, as well as the characteristics of the functioning of musical genres.
Keywords, settlement, Old Believers, traditional folk culture, musical folklore, functioning of musical genres, carols, generous songs, lyrical songs.
Стратегическими для современной музыкальной фольклористики являются задачи сплошного обследования территории, публикация как можно более полных фольклорно-этнографических материалов, подготовка к созданию подробнейших атласов отечественной традиционной музыкальной культуры. Эти задачи накладывают особую ответственность на исследователей фольклора различных регионов, особенно традиций позднего формирования, не до конца изученных современной наукой.
Описанная научная картина объясняет исследовательский интерес к изучению традиционной музыкальной культуры Песчанокопского района Ростовской области. Несмотря на то что за годы изучения Донского края целым рядом исследователей (отметим среди них труды первой половины ХХ века А.М. Листопадова [1], Ф.И. Тумилевича [2],
современные научные работы Т.А. Карташевой [3], Т.С. Рудиченко [4], было собрано большое количество документальных источников, история и состав традиционной музыкальной культуры данного района пока никем не исследовались. Целью данной работы является выявление региональной специфики исследуемой народно-музыкальной традиции, а также особенностей функционирования музыкальных жанров. Фольклорно-этнографический материал, собранный А.С. Семеновой в экспедициях по селам Песча-нокопского района в 2016-2018 гг., позволяет систематизировать имеющиеся данные, положить их в начало дальнейшего изучения традиционной культуры района1.
Методологической базой исследования являются труды этномузыкологов школы структурно-типологического анализа Е.В. Гиппиуса [5], Б.Б. Ефименковой [6] и других этномузыкологов школы структурно-типологического анализа, а также представителей иных научных школ.
Песчанокопский район Ростовской области находится на стыке трех крупных регионов: Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Для всех трех регионов доминирующей является казачья культура - донская, терская, кубанская, исследуемая область представляет собой «островок» крестьянских сел, исторически развивавшихся в окружении казачьих станиц. Первые поселенцы на территории сел Пес-чанокопского района появились примерно в 80-е годы XVIII века. В соответствии с планом, утвержденным Екатериной II, в период 1770-1780 годов была построена Азово-Моздокская сторожевая линия. По мысли князя Г.А. Потемкина, она должна была соединить Терек и Дон, пройдя через задонские и прикумские степи. Участие в строительстве этой линии принимал великий русский полководец А.В. Суворов.
Первыми селами, упоминающимися в исторических документах, являются Песча-нокопское и Летницкое. В лексиконе песчанокопцев и летничан нередко употребляется слово «редутка» (укрепление), так местные жители называют высокий холм кряжа вблизи села Песчанокопского - возможно, одна из опорных точек Азово-Моздокской линии. Во временном диапазоне с 1812 по 1846 год выходцами из Курской, Воронежской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний были основаны села Красная Поляна, Белая Глина, Богородицкое, Развильное, Жуковское, Николаевское, Рассыпное. Первыми поселенцами песчанокопских сел были солдаты срочной службы, отставники, а также крестьяне, которые бежали из центральных областей России от крепостничества [7].
Разнообразие традиционной народной культуры песчанокопских сел объясняется также наличием на территории района старообрядческого населения. Так, в селе Жуковское проживали казаки-староверы Черновы. По архивным данным, староверы (раскольники) жили также в селе Медвежьем (447 душ) и селе Развильном (703 душ).
Общее количество традиционных народных песен, собранных в современных фоль-клорно-этнографических экспедициях, - 216. Среди них: рождественские (7), колядки (14), поминальные (3) свадебные (50), лирические (64), военные (13), частушки (22), застольные (5), баллада (1), романс (1), молебный стих (1), шуточные (35). Региональную специфику местного фольклора наилучшим образом отражает функционирование приуроченных жанров.
Наиболее развитым в календарной системе годовых праздников в Песчанокопском районе является период зимних Святок. По воспоминаниям жительниц села Летник, знатоков местной народной культуры Н.В. Переверзевой (1929 г.р.), М.З. Зубовой (1925 г.р.), Л.В. Егурневой (1947 г.р.), Н.З. Кашириной (1934 г.р.), Н.И. Ельтинова (1936 г.р.), в рождественские Святки колядующие ходили, читали и пели колядки, желая добра и благо-
1 Статья опирается на полевые материалы, собранные А.С. Семеновой в фольклорно-этнографи-ческих экспедициях 2016-2018 гг. в селах Летник, Рассыпное, Жуковское, Песчанокопское, Дальнее Поле Песчанокопского района Ростовской области. 2016-2018 гг. Хранятся в личном архиве собирателя.
состояния хозяевам. В селе Летник в ночь перед Рождеством пели рождественский псалом: «Во городе во Ирусалыми,/ Там собирались цари и паны,/ Цари и паны и все генералы... ». Утром в день Рождества помимо традиционного исполнения тропаря «Рождество твое, Христе Боже наш», в домах села Летник пели молебную (духовный стих): «Уж ты келья моя келья, / Келья тёмная моя. / Пред лампадаю од-ныю, / День и ночь горишь одна... ». При обходе домов с колядками светского содержания («Коляда, коляда»; «Коляд, коляд, колядныця») предпринималось ряжение: если ходили мужчины, то они были одеты в женскую одежду, а если женщины, то они надевали шубу мехом наружу. При колядовании ряженые плясали, скакали, кричали.
В связи с тем, что большая часть населения села Рассыпное переселялась с Украины (местный термин хохлы), поздравительный репертуар был другим. Колядовали, описывая в поэтическом тексте сцену рождения Иисуса Христа: «...Спородыла Дева Мария Бойжево сына / Спородывши, Дева Мария сила согревать...». В канун Нового года здесь, помимо исполнения в домах щедровок, водили Маланьку под поздравительную песню «Маланька ходила, / Васильку просила». В остальных населенных пунктах такой традиции не прослеживается.
Старообрядцы села Жуковское из всех зимнесвяточных праздников отмечали только Рождество. При этом были запрещены народные поздравительные обходы, предполагающие формы ряжения, веселье: «Батюшка, пришел, прочитал «Святая Божья, утром порождённая» и на этом всё, празднование завершилось».
Вторым календарным периодом, имеющим в селах Песчанокопского района музыкальное оформление, является период весенне-летней границы. Со слов О.А. Овчинниковой записан обряд похорон кукушки, его исполняли на Вознесение (сороковой день от Пасхи). Жительницы села изготовляли из травы методом «стрегушка» куклу Куку-шечку. Обращает на себя внимание платок черного цвета, завязывающийся на кукле спереди: «Не мать, а кукушка. Женщина, потерявшая своих детей (погибших на войне)». В день Вознесения поминали усопших, закапывали Кукушку в землю или отдавали детям. На Троицу, которую здесь называли «девичий праздник» или «зеленые Святки», собирали лечебные травы (мята, душица, чабрец и чистотел), сушили их впрок для применения от разных недугов. Сохранились воспоминания о выполнении обрядов в лесу, связанных с почитанием деревьев. На березу завязывали ленточку и загадывали желание. Кумились с самыми близкими, при этом говорили: «Ты мне кумушка, я тебе голубушка!» и целовались через венок. В селе Летник на Троицу жарили яичницу-глазунью на самой большой сковороде.
Из обрядов жизненного цикла наиболее сохранившимся является свадебный обряд, региональные особенности которого требуют отдельного описания. Проследить их можно и в результате анализа песен неприуроченных жанров.
Таким образом, музыкальный фольклор, характерный для сел Песчанокопского района, претерпел видоизменения, но находится в доступном для изучения состоянии. Региональная специфика местной фольклорной традиции связана прежде всего с разнообразным составом населения как в этническом, так и в конфессиональном плане.
Литература
1. Листопадов А.М. Песни донских казаков. В 5 т. М., 1949-1953.
2. Тумилевич Ф.В. Песни казаков-некрасовцев. Ростов-н/Д., 1947. 175 с.
3. Карташова Т.А. Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона: дис. ... канд. искусств: 17.00.02. Ростов-н/Д., 2004. 308 с.
4. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов-н/Д., 2004. 512 с.
5. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные вопросы современной фольклористики: сборник статей и материалов. Л., 1980. С. 23-36.
6. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М., 2001. 256 с.
7. Кузьминов М.А. Очерки истории Песчанокопского района 1780-1982 г. URL: http://peschan-lib. ucoz. ru/m-a-kuzminov_ocherki_istorii_ peschanokopskogo_raj o.docx
References
1. Listopadov A.M. Pesni donskih kazakov. V 5 t. [Songs of the Don Cossacks. In 5 vol.]. Moscow, 1949-1953.
2. Tumilevich F.V. Pesni kazakov-nekrasovtsev [Songs of the Nekrasov Cossacks]. Rostov-on-Don, 1947. 175 p.
3. Kartashova T.A. Song tradition of Ukrainian peasants in the context of folk culture of the Don: diss. ... cand. history of arts: 17.00.02. Rostov-on-Don, 2004.
4. Rudichenko T.S. Donskaya kazachya pesnya v istoricheskom razvitii [Don Cossack song in historical development]. Rostov-on-Don, 2004. 512 p.
5. Gippius E.V General theoretical view on the problem of cataloguing folk melodies // Actual questions of modern folklore studies: collection of articles and materials. Leningrad, 1980. P. 23-36.
6. Efimenkova B.B. Ritm v proizvedeniyah russkogo vokalnogo folklora [Rhythm in the works of Russian vocal folklore]. Moscow, 2001. 256 p.
7. Kuzminov M.A. Ocherki istorii Peschanokopskogo rayona 1780-1982 g. [Essays of the history of the Peschanokopsky district 1780-1982]. URL: http://peschan-lib.ucoz.ru/m-a-kuzminov_ocherki_istorii_peschanokopskogo_rajo.docx
УДК 78.3 + 470.62
А.А ДЖЕНЖЕРЯ, Е.В. ЛАЩЕВА
ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО КУБАНИ В ДОКУМЕНТАХ ЭПОХИ (1958-1987 гг.)
Дженжеря Анастасия Александровна, магистр направления подготовки музыкознание и музыкально-прикладное искусство Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Лащева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье впервые делается обзор и анализ документов, хранящихся в фондах Государственного архива Краснодарского края, раскрывающих становление и развитие хорового общества в истории музыкальной культуры Кубани.
Ключевые слова: Хоровое общество, Краснодарский край, Государственный архив, развитие и становление, хоровое искусство.
UDC 78.3 + 470.62
A.A. DZHENZHERYA, E.V. LASHCHEVA
CHORAL SOCIETY OF KUBAN IN THE EPOCH DOCUMENTS (1958-1987)
Dzhenzherya Anastasiya Alexandrovna, master of field of study musicology and musical applied art of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), mrsdzhenzherya@gmail .com
Lashcheva Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of musicology, composition and methods of music education of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), [email protected]