Научная статья на тему 'Специфика технологий личностно-ориентированного обучения в фольклорном коллективе'

Специфика технологий личностно-ориентированного обучения в фольклорном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-ориентированный подход / педагогические технологии / фольклор / коллектив / педагогика / культура личности / personality-oriented approach / pedagogical technologies / folklore / collective / pedagogy / personal culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиташвили Е.Т.

В данной статье рассматривается содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» и условия организации педагогических технологий в фольклорном коллективе. Автор анализирует возможности внедрения новых методов обучения участников фольклорного коллектива и обозначает задачи педагогам для самореализации участников коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the technology of personality-oriented learning in a folk band

This article examines the content of the concept of “personality-oriented learning” and the conditions for the organization of pedagogical technologies in folklore groups. The author analyzes the possibility of introducing new teaching methods participants of the folklore ensemble and indicates the tasks teachers for self-realization team members.

Текст научной работы на тему «Специфика технологий личностно-ориентированного обучения в фольклорном коллективе»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-154-159

Специфика технологий личностно-ориентированного обучения в фольклорном коллективе

Е.Т. Давиташвили

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: edavitashvili@bk.ru

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, педагогические технологии, фольклор, коллектив, педагогика, культура личности.

Key words: personality-oriented approach, pedagogical technologies, folklore, collective, pedagogy, personal culture.

Резюме: В данной статье рассматривается содержание понятия «личностно-ориентированное обучение» и условия организации педагогических технологий в фольклорном коллективе. Автор анализирует возможности внедрения новых методов обучения участников фольклорного коллектива и обозначает задачи педагогам для самореализации участников коллектива.

Abstract: This article examines the content of the concept of “personality-oriented learning” and the conditions for the organization of pedagogical technologies in folklore groups. The author analyzes the possibility of introducing new teaching methods participants of the folklore ensemble and indicates the tasks teachers for self-realization team members.

[Davitashvili E.T. The specifics of the technology of personality-oriented learning in a folk band]

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» (Якиманская, 2000: 82). Задача педагога раскрыть талант учащегося, а потом научить использовать его в современном обществе. Целью личностно-ориентированных технологий в фольклорном коллективе является создание условий для активного познания обучаемого. Об этом описывает в своих трудах профессор А.Д. Жарков: «… процесс формирования и развития личности является по своей сути технологическим процессом усвоения и обогащения опыта познания природы и общественной жизни.» (Жарков, 2012: 359).

Средствами личностно-ориентированных технологий в фольклорном коллективе становятся - создание различных методов и форм учебной деятельности; проявление заинтересованности у учащихся в работе с коллективом; мотивирование обучаемых к представлению своей точки зрения; использование дидактических материалов, позволяющие выбор более значимых для ученика видов и форм учебных содержаний; оценивание деятельности обучаемого в процессе работы и по получению определенных достижений; поощрение обучаемого при нахождении самостоятельных решений проблем; анализирование работы себя и других учеников в процессе работы; создание условий при которых ученики могут проявить самостоятельность, инициативу и изобретательность в ходе выполнения задания; проявление потенциала учащихся.

В личностно-ориентированном подходе различают несколько подходов - разноуровневый, диффиренцированный, индивидуальный, субъектно-личностный. Все подходы можно применить в процессе работы с фольклорным коллективом.

Разноуровневый подход - разделение на разные уровни сложности образовательного материала доступный обучающимся. Деление участников фольклорного коллектива происходит по принципу контролирования времени, необходимое для изучения материала. Далее группа преобразуется на две подгруппы: базовую и вариативную.

Дифференцированный подход - формирование в группы участников коллектива по принципу внешней дифференциации (знания, способности, тип образовательного учреждения и т.д.).

Индивидуальный подход - деление учащихся коллектива по однородным группам (успеваемость, способности, социальная или профессиональная направленности).

Субъектно-личностный подход - отношение к участнику фольклорного коллектива как к индивиду, при этом выявляя такие качества как уникальность, несхожесть, неповторимость.

Технологический запас личностно-ориентированного подхода в фольклорном коллективе, составляют методы и приемы, которые соответствовали бы таким требованиям как деятельностно-творческий характер, диалогичность, направленность на содействие индивидуального развития обучающегося, предоставление обучающимся нужного пространства, свободы и принятие самостоятельных решений, творчества и т.д. И.В. Плаксина считает, что главным результатом их качественного, умелого использования является компетентная личность, способная обрести и реализовать свою уникальность и сотворить свою Жизнь (Плаксина, 2019: 17). Учтя эти требования, можно утвердить несколько педагогических технологий в процессе занятий в фольклорном коллективе, построенные на личностно-ориентированном подходе:

• технология саморазвивающего обучения (использование мотивов самосовершенствования личности участника, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением. Существует определенные понятия для реализации обучения – самоутверждение, самовыражение, защищенность, самоактуализация);

• педагогика сотрудничества («проникающая технология») (целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к участнику коллектива, а также в единстве обучения и воспитания);

• адаптивная система обучения (обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава);

• гуманно-личностная технология (обучающая и воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная);

• технология полного усвоения знаний (для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого участника фольклорного коллектива различны);

• игровые технологии (готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: «Календарный цикл. Игры») (Игровая форма занятий создается игровой мотивацией для обучающихся, которая выступает как средство побуждения, стимулирования участников к образовательной деятельности);

• технологии развивающего обучения (участнику фольклорного коллектива отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с коллективом и окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности участника);

• проблемное обучение (организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным фольклорным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знаний и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания);

• технологии разноуровневого обучения (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного участнику коллектива);

• технология исследовательского обучения (поиск новых познавательных ориентиров (экспедиции, транспонирование мелодий);

• технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов) (для участника коллектива отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения образовательной программы);

• коллективный способ обучения (коллективный способ обучения включает четыре формы общения обучающихся: коллективную, групповую, парную и индивидуальную);

• технологии модульного обучения (самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это функциональный узел, программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности);

• дифференциация и индивидуализация обучения.

Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т. к. именно эти подходы составляют методическую основу личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания в фольклорном коллективе. Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения образовательной программы (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей участника фольклорного коллектива или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т. д.) относительно стабильных групп фольклорного коллектива.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого участника фольклорного коллектива и создание условий для его персонифицированного развития.

Таким образом, можно говорить о том, что реализация личностно-ориентированных технологий заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение участником фольклорного коллектива определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное - саморазвиваться и самореализовываться. Также рассуждал о личностно-ориентировнных технологиях профессор Г.К. Селевко: «Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов» (Селевко, 1998: 14).

Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности участника фольклорного коллектива. Тот факт, что в центре внимания педагога оказался обучающийся, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «ребенок не получает знания и смыслы вместе с педагогическими сообщениями, а наделяет их значения и смыслами - наделяет сам!» (Степанов, 2019).

ЛИТЕРАТУРА

Якиманская И.С. 2000. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М. 176 с.

Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГУКИ. 456 с.

Плаксина И.В. 2019. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт. 151 с.

Селевко Г.К. 1998. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование. 256 с.

Степанов П.В. 2019. Воспитательная деятельность педагога: алгоритм и пошаговые рекомендации: методическое пособие. М.: ООО «Русское слово - учебник». 136 с.

Получена / Received: 16.02.2021

Принята / Accepted: 20.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.