Научная статья на тему 'Применение метода проекта в рамках личностно-ориентированного обучения'

Применение метода проекта в рамках личностно-ориентированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотая И.Г.

В данной статье рассматриваются актуальность личностно-ориентированного обучения, метод проектов, как один из подходов технологии индивидуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода проекта в рамках личностно-ориентированного обучения»

22

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

3. Причины агрессии у человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allwomens.ru/17606-prichiny-agressii-u-cheloveka.html.

4. Санин Е. Урок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kelyan. ucoz.ru/.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

© Золотая И.Г.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В данной статье рассматриваются актуальность личностно-ориентированного обучения, метод проектов, как один из подходов технологии индивидуального обучения.

Развитие инновационной деятельности учителя - это одно из стратегических направлений в образовании, которое создаёт оптимальные условия для проявления учащимися индивидуальных способностей, личностного развития каждого ребенка, формирование его активной позиции, субъектно-сти учащихся в учебном процессе, развития самостоятельного мышления. Образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Мыслительная деятельность является одним из основных индивидуальных качеств личности ученика и, следовательно, вопрос о развитии мышления на уроках математики остаётся актуальным. Актуальность исследования проблемы развития мышления на уроках математики обусловлена требованиями педагогикой сотрудничества и личностно-ориентированного подхода в обучении. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

- разноуровневый;

- индивидуальный;

- дифференцированный;

- субъективно-личностный.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Е.Н. Степанова, можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода:

Учитель математики, аспирант.

Современные педагогические технологии

23

- самоактуализация;

- индивидуальность;

- субъективность;

- выбор;

- творчество и успех.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская);

- Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко);

- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

- Педагогические технологии адаптивной школы;

- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;

- Игровые технологии;

- Технологии развивающего обучения;

- Проблемное обучение;

- Технологии уровневой дифференциации;

- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

- Коллективный способ обучения.

Главная задача педагогов, исповедующих личностно-ориентированное обучение - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру Главное, на что работает учитель - организация общности с учениками. В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а как индивида. Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. Личностно-ориентированная система обучения предполагает:

- признание ученика основным субъектом процесса обучения;

- признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели;

- очень важна на уроке позиция педагога.

Функции учителя:

1. Учитель как собеседник. Центром является ученик.

2. Учитель как исследователь. Во время урока учитель применяет развивающие технологии, проводит анализ динамики взаимоотношений во время обучения, использование психолога - диагностических методов.

3. Учитель как человек, создающий условия для учения. Педагог создает комфортные условия для развития ребенка, безоценочно принимает ребенка, помогает ему в усвоении нового.

24

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

4. Учитель как эксперт. Учитель, используемый ЛОО обладает глубокими систематическими знаниями, учащиеся испытывают потребность в учителе.

Мнение учителя значимо для учеников. Педагог постоянно наблюдает за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной деятельности. Профессиональные наблюдения за учениками оформляются в виде индивидуальной карты. Она служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Педагог наблюдает за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической деятельности. Следовательно, к технологиям, адекватным задачам педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного обучения, относится технология проектного обучения. Необходимость введения проектной деятельности в учебный процесс определяется тем, что отличительной особенностью настоящего времени является процесс проектизации знания, культуры и производства. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу -проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает творческие способности, познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Необходимо организовать процесс обучения математике так, чтобы творческое мышление учащихся развивалось не стихийно, а целенаправленно, специально обучать умению мыслить, вооружать учащихся знаниями о содержании и последовательности умственных действий, обеспечивающих усвоение курса математики. Учитель математики должен создать в классе атмосферу заинтересованности и сотрудничества (учащиеся должны иметь возможность участвовать в дискуссиях, свободно обмениваться мнениями и т.п.) и быть ответственным за те знания, которые получают учащиеся.

Определение проекта разные авторы дают по-разному (Е.С. Полат, И.С. Сергеев, В.Н. Рязанов, О.В. Рыбина, А.А. Хромов, С.И. Горлицкая, Г.В. Нарыкова т.д.). Я решила опираться на подход, где в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого

Современные педагогические технологии

25

мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».

Опыт работы по теме «Проектная деятельность на уроках математики как фактор развития мышления» представляет методику организации проектной деятельности учащихся 5-11 классов в урочное и внеурочное время (технология, формы, методы, приемы организации образовательного процесса).

Проектная деятельность школьников как вид учебной деятельности включает:

- самостоятельное выделение и принятие цели учения;

- интериоризация усваиваемых знаний и превращения их в систему действий;

- формирование регулятивных компонентов самосознания;

- формирование самостоятельной учебной деятельности;

- формирование положительного отношения к учению;

- усвоение учебных ситуаций;

- выработка системы учебных действий;

- формирование учебного контроля;

- усвоение системы операций учебной оценки.

Следовательно, определяя содержание проектной деятельности школьников, задается предметная область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе. С другой стороны проектная деятельность на уроках математики позволяет:

- расширить сферу математических знаний учащихся;

- развить эстетическое восприятие математических фактов, продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни;

- убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

В процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером - учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Кроме того, в процессе работы над проектом происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. В проектной деятельности учащихся 5-11 классов можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1. Организационно-установочный, или подготовительный.

2. Планирование работы.

3. Исследование.

4. Обобщение результатов.

5. Публичная защита проекта (может быть в виде презентации).

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов.

Одной из самых сложных задач в проектах является выбор темы работы. Темы проектов, предлагаемые учащимся: проекты исторического характера, проекты, являющиеся продолжением темы урока или его, проекты прикладного характера, творческие проекты, проекты занимательного, игрового характера, логические задачи, исследовательские проекты: «Роль математического моделирования при решении текстовых задач в курсе математики 5-8 классов», «Использование метода флуктуирующей асимметрии для оценки экологического состояния окружающей среды г. Лянтора», «Несколько способов решения одного тригонометрического уравнения».

Долгосрочными были такие проекты, как «Треугольник» (рассчитанный на 0,5 года, 7 класс) и «Четырехугольник» (рассчитанный на 3 месяца, 8 класс).

Результаты деятельности могут быть представлены на уроках, на школьном фестивале ученических проектов, научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Список литературы:

1. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.

2. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - № 6.

4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. - 160 с.

5. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.