Хочется верить, что в не очень далеком будущем появится все-таки возможность в вузовских курсах информатики делать шаг вперед без предварительного дублирования школьного курса.
А в настоящее время перед вузовскими преподавателями информатики по-прежнему стоит давняя, трудно разрешимая проблема - наличие в одной учебной группе студентов, существенно отличающихся ме^ду собой по уровню подготовки. Мы считаем, что в решении этой проблемы большую роль играет процедура входного контроля знаний первокурсников, которая должна стать неотъемлемой частью процесса обучения и мониторинга качества образования в вузе. На основе входной диагностики можно организовать дополнительные занятия с отстающими (или, наоборот, с «продвинутыми» студентами) в рамках факультатива, разработать и реализовать индивидуальные или различные групповые траектории ИКТ-образования.
Дисциплина «Информатика и ИКТ» (если ее изучать как науку об информации) должна стать основополагающей самостоятельной дисциплиной в школе и в вузе. В процессе изучения информатики и школьник, и студент учится учиться и это умение остается с ним на всю жизнь.
Список литературы:
1. www.edu.ru/index.php.
2. standart.edu.ru/Board.aspx.
3.Калугина A.M., Минькович Т.В. Входной контроль как основа моделирования процесса обучения информационным технологиям первокурсников. // URL: http://old.zabspu.ru/science/conf/sito-2005/inc.php.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Золотая И.Г.*
Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор
В статье рассматриваются теоретические аспекты информационно - коммуникативной технологии и технологии проектного обучения, применяемые на уроках математики.
В связи с модернизацией современного образования и совершенствованием учебно-воспитательного процесса остро встает вопрос о применении в своей работе проектной технологии, а также о применении на уроках информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет учащимся лучше
* Учитель математики, соискатель.
ориентироваться в изучаемом материале, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, а затем выполнять творческие работы, защищать их на публичных выступлениях.
Технология проектного обучения
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающей личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению
Типы проектов. Существует множество типов проектов. Для обобщенной типологии проектов предлагаются следующие признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
Продолжительность проекта (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические). Всю работу над проектом можно разбить на ряд этапов.
Подготовительный - выбор темы проекта, его типа, количества участников.
Поисково-исследовательский - выбор путей выполнения проекта .
Технологический - самостоятельная и групповая работа над проектом.
Оформление результатов работы.
Заключительный - защита проекта и обсуждение результатов работы.
Выполняя эти этапы проектирования, школъникиучатся:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути решения возникающих проблем;
- находить нужные источники информации (например, данные в Интернете, справочной литературе или в средствах массовой информации) и проводить ее отбор;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Методикаработы над проектом
Перед началом работы над проектом необходимо продумать следующие моменты:
- определить типы, возможную тематику, основное содержание, возможные способы и средства выполнения проектов;
- наметить график выполнения этапов и методы оценки работы учащихся на каждом из них;
- продумать организацию работы в группах учащихся и принципы образования групп;
- наметить варианты итогового представления работ;
- разработать критерии оценки итоговой работы.
На подготовительном этапе учитель вместе с учащимися проводят поиск и анализ проблем и выбирают темы проектов (объект проектной деятельности). Определяется тип каждого проекта. Тематика проектов обычно касается какого-то теоретического вопроса школьной программы, что позволяет углубить знания ученикам по этому предмету, дифференцировать процесс обучения Тематика может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Реализация метода проектов позволяет нам, учителям, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников. Стать таким организатором не просто. Нужно не перекладывать большую всю работу на плечи учеников и их родителей, а создавать условия, при которых ученики сами с интересом приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения различных по-знавателных и практических задач. И всё это при непосредственной поддержке учителя, который выступает в роли тьютора, помогает не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Тогда удаётся уйти от пресловутого авторитарного метода, стать другом, помощником ученика. Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает память, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности. Он помогает ребятам научиться сортировать, обрабатывать информацию, выделять главное. Метод проектов развивает навыки взаимодействия и коммуникативные навыки: учит ребят работать в парах, в группе, общаться со сверстниками и взрослыми. Именно это и привлекло меня и моих учеников в методе проектов.
Информационно-коммуникативные технологии обучения
Информационно-коммуникативные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной
связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Я считаю, что применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствование самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это, по-моему, усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся. ИКТ, на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
- самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование тренинговых (тренировочных) программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ;
- использование информационно-справочных программ.
Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний
мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:
1. «Математика 5-6»;
2. «Практикум математика 5-11 классы» УЭИ;
3. «Открытая математика. Планиметрия»;
4. «Путешествие по стране геометрии. Параллелепипед»;
5. «ЕГЭ. Контрольно измерительные материалы»;
6. «Итоговый урок по теме: «Многочлены. Действия над многочленами»;
7. «Контрольно- измерительные материалы, 2005 год»;
8. «Многогранники». Урок геометрии с использованием ИКТ и др.
Мой опыт работы по обсуждаемой теме в настоящее время дает возможность оценить эффективность использования ИКТ при контроле усвоения пройденных тем по математике в сравнимых значениях (качество обучения, данные анкетирования учащихся и т.д.).
- наряду с этим возможности ИКТ использовались для развития памяти учащихся, развития умений организации учебного труда, умения находить необходимую информацию с помощью ИКТ, формирования логического, абстрактного и системного мышления, формирования мыслительных операций - анализа, доказательства, обобщения, классификации,
- ИКТ активно используются мною и учениками при подготовке внеклассных мероприятий: сканирование текстов, обработка цифровых форматов фотографий, разработка школьных проектов, подготовка презентаций,
- при подготовке к выпускному экзамену в 9, 11 классах на индивидуальных консультациях используем тренинговые тестовые задания диска 1С Репетитор. Это позволяет каждому ученику работать на посильном для него уровне сложности, ребёнок лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи,
- на уроках математики широко применяю такие формы, как презентации по темам, защиты проектов.
В моей базе данных имеются презентации по темам: «Системы координат» (6 класс) « Параллельные и перпендикулярные прямые» (7 класс), «Симметрия» (8 класс), «Многогранники», «Тела вращения», «Объемы тел вращения» (10, 11 классы), которые создавали учащиеся.
Я всегда советую ученикам пользоваться услугами сети Интернет в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий. Так, выйдя на официальный сайт Министерства образования, посвященный ЕГЭ, выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. В этом учебном году, совсем недавно, учащиеся 6 класса с помощью справочной системы сети Интернет нашли ответ на вопрос: «Какое самое большое простое число известно на сегодняшний день и когда оно было открыто?», создали презентацию по теме «Система координат», учащиеся 11 класса решают тренинговые задания демонстрационного варианта по математике ЕГЭ 2011 года. Обращаясь к сети Интернет, я постоянно пополняю свою методическую копилку.
На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и
определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Список литературы:
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи» - ЦПО, 2003. - 5 с.
2. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л.: Брокхауз-Ефрон, 1995. - 43 с.
3. Кузнецов A.A., Пинский A.A., Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Профильное обучение: ответы на основные вопросы. - М.: Изд-во «Русский журнал». - 2004. - 6, 9 пл.
4. Куклина Т.В. Дидактические условия организации общешкольного учебного проекта с применением информационных технологий. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2004.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Климонтова Г.Н.*
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк
Вопросы информационной безопасности недостаточно отражены в темах учебного предмета «Информатика». Инновационные технологии позволяют с помощью проектно-исследовательской деятельности школьников уделить данному вопросу больше внимания, позволяя учащимся провести самостоятельное исследование интересующих вопросов.
Современное общество выдвигает новые требования к результатам общеобразовательной подготовки учащихся. Вся система подготовки школьников приобретает направленность на освоение учащимися эффективных способов информационной деятельности в различных предметных областях [1]. Информатика, как отдельный учебный предмет, в большей степени направлена на формирование информационной компетентности. Однако при
* Соискатель кафедры Электроники телекоммуникаций и компьютерных технологий, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 3 г. Лебедяни Липецкой области.