Научная статья на тему 'Краткий обзор педагогических технологий (в помощь молодому учителю математики)'

Краткий обзор педагогических технологий (в помощь молодому учителю математики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поладова В.В.

Статья содержит краткий перечень педагогических технологий, оптимальным образом соответствующих специфике обучения предмету «Математика» в условиях школы и рассматривается как справочный материал для учителя математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поладова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BRIEF OVERVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES (TO HELP A YOUNG MATHEMATICS TEACHER)

The article contains a short list of pedagogical technologies that best correspond to the specifics of teaching the subject "Mathematics" in the school and is considered as a reference material for teachers of mathematics.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор педагогических технологий (в помощь молодому учителю математики)»

6. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe: Report of the Symposium Berne, Switzerland, 2730 March 1996 / Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg. - 1997. - Р. 11.

7. Tuning Educational Structures in Europe. -http://www.europa.eu.int/comm/education/ oli-cies/educ/tuninig/tuning_en.html, 25.10.2005 р.

8. The development of national qualification frameworks in Europe. - Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2009. - 116 p.

9. Schulz B. The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://hdl.han-dle.net/10628/39 http://www.key-train.com/softskills.asp

10. Weinert F.E. (2001). Concept of competence: A conceptual clarification. / In: Rychen, D.S. & Sal-ganik, L.H. (Eds.). Definition and selection key competencies. Gottingen: Hogrefe & Huber. (Режим доступу: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.111.1152 &rep=rep 1&type=pdf)

11. OECD (2005) The definition and selection of key competencies. Executive OECD (2005) The definition and selection of key competencies. Executive Summary. Paris: OECD. — р. 4. (Режим доступу: www.oecd.org/pisa/35070367.pdf).

12. Potolea D. Doctoral studies and research competencies. // Procedia — Socal and behavioral sciences. #76. — 2013. — 5th International conference EDU-WORLD 2012 — Education facing contemporary world issues. — р. 935-946.

КРАТКИЙ ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

МАТЕМАТИКИ)

Поладова В.В.

Доцент, Московский инновационный университет,

A BRIEF OVERVIEW OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES (TO HELP A YOUNG MATHEMATICS TEACHER)

Poladova V.

Docent, Moscow innovative University,

АННОТАЦИЯ

Статья содержит краткий перечень педагогических технологий, оптимальным образом соответствующих специфике обучения предмету «Математика» в условиях школы и рассматривается как справочный материал для учителя математики.

ABSTRACT

The article contains a short list of pedagogical technologies that best correspond to the specifics of teaching the subject "Mathematics" in the school and is considered as a reference material for teachers of mathematics.

Ключевые слова: учитель математики, педагогическая технология, математика.

Keywords: teacher of mathematics, pedagogical technology, mathematics.

«Любая хорошо развитая технология неотличима от магии» Артур Кларк

Математика по праву считается одним из самых сложных школьных предметов ввиду ряда субъективных причин: излишней абстракцией, наличием большой доказательной базой, присутствием великого множества правил, огромным количеством упражнений и практических заданий и т.д. Все это приводит к ситуации, которую очень точно подметил выдающийся грузинский психолог Ш. Амонашвили: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Вглядываясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало их желание и стремление?»». Как избежать этого? Один из вариантов решения данной проблемы давно озвучил выдающийся французский математик Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать

случая сделать его немного занимательным». Таким «занимательным» дидактическим приемом в современной школе являются разнообразные педагогические технологии. В мировой педагогической практике к настоящему времени разработано огромное количество примеров, определеяющих это направление современной педагогики. Озвучим некоторые из них:

- В.М. Монахов: Педагогическая технология -это «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [2].

- В.В. Гузеев: Педагогическая технология -«Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» [2].

- В.П. Беспалько: Педагогическая технология -«Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих

успешно реализовать поставленные образовательные цели» [2] и т.д.

В определенный момент перед учителем математики встает задача определения наиболее подходящей формы проведения занятия. С этой целью автором статьи была разработана краткая сводка оптимальных педагогических технологий применительно к математическим дисциплинам. Рассмотрим их:

- Традиционная (репродуктивная) технология (классно-урочная система).

Сложилась в XVII веке на принципах дидактики Я.А. Коменского. В «Российской педагогической энциклопедии» она определяется так: «Классно-урочная система обучения - организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Урок проводится по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения урока служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки». Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового - закрепление - контроль -оценка. Ученику отводится роль исполнительных действий репродуктивного характера. Действия учителя связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой. В основном используются объяснительно- иллюстративные методы обучения [7].

- Технология развивающего обучения.

Авторы: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б.

Эльконин, В.В. Давыдов и др. технология опирается на идею о том, что можно ускорить развитие школьников за счет повышения эффективности обучения. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности. Такой принцип обучения характеризуется не повышением некой абстрактной «средней нормы трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьником не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то его развитие идет слабо. Принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся. Л.В. Занков также утверждал, что в изучении программного материала следует идти вперед в быстром темпе. Непреднамеренное замедление, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного материала, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности. Д.Б. Эльконин с учетом возрастных особенностей школьников обосновал системно-деятельностный подход к обучению. К дидактическим идеям технологии развивающего обучения относится также идея стимулирования

рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Под рефлексией обучаемого понимается его осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Поскольку процедуры рефлексии тесно связаны с процедурой самоконтроля и самооценки, им в обучении, согласно технологии развивающего обучения, также придается очень большое значение.

Таким образом, основные идеи технологии развивающего обучения сводятся к следующему:

- повышение эффективности обучения (ориентация на «зону ближайшего развития»);

- ведущий принцип - обучение на высоком уровне трудности в быстром темпе;

- содержание образования - опора на теоретические знания в сочетании с развитием практических умений и навыков обучаемых;

- стимулирование рефлексии обучаемых в различных ситуациях учебной деятельности (самоконтроль, самооценка) [3].

- Технология поэтапного формирования умственных действий.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Элько-нина, Н. Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. Т.е. для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий. Согласно данной теории технология обучения строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым. Цикл усвоения состоит из ряда этапов.

1. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося.

2. Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможность переноса их в другие условия зависят от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа ориентировок: конкретный образец (например, показ) или описание действия без указаний о методике его выполнения (неполная система ориентировок); полные и подробные указания о правильном выполнении действия; ориентировочная основа действия создается обучаемыми самостоятельно на основе полученного знания.

3. Третий этап - выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной,

т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают исполнительные и контрольные функции, а не только ориентацион-ные. На этом этапе от учащихся требуется рассказывать о совершаемых ими операциях и их особенностях.

4. Четвертый этап - внешнеречевой, когда обучаемые проговаривают вслух те действия, которые осваиваются. Происходит дальнейшее обобщение, автоматизация действий. Необходимость в ориентировочной основе действия (инструкции) отпадает, так как ее роль выполняет внешняя речь обучаемого.

5. Пятый этап - этап внутренней речи, когда действие проговаривается про себя. Установлено, что в процессе внутренней речи обобщение и свертывание действия идет наиболее интенсивно.

6. Шестой этап связан с переходом действия во внутренний (умственный) план (интериоризация действия).

Управление процессом обучения согласно данной теории происходит путем смены названных этапов и осуществления контроля со стороны учителя [1].

- Технология коллективного взаимодействия.

Авторы: Ривин А.Г., Архипова В.В., Дьяченко В.К., Соколов А.С. Проблема активности личности в обучении является одной из актуальных в педагогической науке и в образовательной практике. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках. Одна из таких технологий — коллективный способ обучения (КСО). Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена. К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах (парах сменного состава) и парах постоянного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли учителя, то в роли обучаемого. Каждый участник является то учителем, то учеником. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим учеником. В качестве коллективного способа обучения следует особо выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый трудится спокойно, в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному еще раз, поменять консультанта и выслушать объяснение из других уст. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового

материала и систематизации знаний. Теоретические основы коллективного способа обучения сформулировал В.К. Дьяченко. По его классификации выделяется четыре формы обучения: Индивидуальная форма - учащийся работает самостоятельно по заданию, руководство осуществляет педагог посредством инструкций; Парная форма -смена ролей: «учитель - ученик», «ученик - учитель» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы); Групповая форма - смена ролей: «учитель - ученики», (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К. Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения; Коллективная форма - «половина учеников говорит - половина слушает». К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа, не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.

Коллективное обучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.

Для этого обучающийся на уроке должен:

1. Изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа).

2. Объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре).

3. Найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава).

4. Отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма) [9].

- Технология полного усвоения.

Авторы: Американцы Дж. Кэролл и Б. Блум. В России подробно разработана М.В. Клариным. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения - переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата. Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определить темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. При правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает

только «средних» результатов. Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы. К целям познавательной деятельности относятся: знание, понимание, применение, обобщение, оценка. Весь материал делится на учебные единицы. К каждой учебной единице разрабатывается коррекцион-ный дидактический материал, который дает ученику возможность подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения. Отметка за усвоение темы выставляется после заключительной проверки по эталону [11].

- Технология адаптивного обучения.

Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится ученику, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. Используя технологию адаптивного обучения, учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Учение в рамках применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т. д. Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной связи (ученик - учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся), предполагающая иные формы взаимоотношений между ними. Процесс обучения при данной технологии может быть представлен тремя этапами: объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся); индивидуальная работа учителя с учащимися; самостоятельная работа учащихся.

Т.к. приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые средства наглядности. Цель второго этапа

состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу. На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности. Самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение «ученик - ученик», «ученик - группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных). Статическая пара объединяет по желанию двух учеников, которые меняются ролями «учитель -ученик». Она обеспечивает постоянное общение друг с другом. В парном общении активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных ученика, слабый и сильный. Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей части задания и контроля выполненной работы со стороны учителя или самоконтроля школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей. При работе в вариационных (сменных) парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения [12].

- Технология программированного обучения.

У истоков программированного обучения стояли американские психологи и педагоги Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П. Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина. Характерные черты технологии программированного обучения - это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями. Основное средство реализации технологии программированного обучения - обучающие программы. Она предписывают

последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий, или программ, подаваемых с помощью компьютерной техники [13].

- Технология компьютерного обучения.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации ученику посредством компьютера. Технологии компьютерного обучения дают возможность решать почти все дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных. Некоторые компьютерные программы могут приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала и т.д. [14].

- Технология проблемного обучения.

Большой вклад в теорию проблемного обучения внесли ученые Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюш-кин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности [15].

- Технология модульного обучения.

В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т.И. Шмаковой. Модуль -это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модули подразделяются на три типа: познавательные, используемые при изучении основ наук; операционные, которые необходимы для формирования и развития способов деятельности, и смешанные, содержащие первые два компонента. При модульном обучении максимальное количество времени отводится на самостоятельное обучении, особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке [16].

- Технология концентрированного обучения.

В основе технологии концентрированного обучения лежит известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Данная технология разрабатывалась и использовалась П. Блонским, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым, А. Тубель-ским. Это особая технология организации учебного процесса, при которой осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся и педагогов на более глубоком изучении предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение дня и недели. Цель концентрированного обучения - заключается в повышении качества обучения и воспитания учащихся через преодоление многопред-метности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний и умений, раздробленности процесса познания. Основной учебно-организационной единицей при таком обучении становится не урок, а учебный блок. Учебный блок — это занятие, включающее, как правило, четыре урока, объединенных общей целью. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений учащихся, развитие их творческих способностей. Структура учебного блока включает последовательность форм: лекция --- самостоятельная работа — практическое занятие — зачет.

1) Лекция: на лекции учащиеся знакомятся с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Этот материал, а также основное содержание лекции и последующих организационных форм обучения готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта, схемы и т.п. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности излагается материал лекции, в соответствии с планом. После первого предъявления следует более сжатое второе, а в конце лекции — третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов лекции. Изложение и объяснение материала сопровождается применением приемов активизации и поддержания внимания учащихся: сочетание слова и наглядности, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, предложение небольших практических заданий и т.п. На лекции происходит первое знакомство учащихся с новым знанием, его восприятие и первичное осмысление. Но, в отличие от традиционного подхода, воспринятый учащимися материал — это не раздробленные сведения, а целостный блок знаний по логически завершенной теме, предъявляемый концентрированно.

2) Самостоятельная работа: на следующем занятии — самостоятельной работе — педагогом ставится задача проработать материал учебника (указываются параграфы) так, чтобы учащиеся смогли ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной или в парах. Педагог в это время выполняет функцию консультанта. По окончании самостоятельной работы учащиеся отвечают на контрольные вопросы. На

этом занятии в результате самопогружения учащихся в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его осмысление. Важно также, что формируются самообразовательные навыки и умения: работа с книгой, умение выделять главное в прочитанном, составлять планы, устанавливать причинно - следственные связи.

3) Практическое занятие: третий структурный элемент учебного блока — практическое занятие. Его цель - формирование умений применять новые знания на практике. В результате самостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими учащимися) выполнения заданий на применение знаний осуществляется этап закрепления знаний в памяти. Происходит это не отсрочено во времени, когда большая часть знаний у учащихся забывается, а непосредственно после их восприятия и осмысления. Кроме того, для практических занятий при концентрированном обучении характерна спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничества педагогов и учащихся, последних между собой. Здесь нет места цейтноту, столь характерному для этапа закрепления знаний на традиционном комбинированном уроке.

4) Зачет: на зачете - последнем занятии блока -проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебных и специальных умений и т.д. Зачет проводится, как правило, с применением тестирования, результаты которого учащиеся сами могут оценить по определенным преподавателем критериям. Здесь активно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка. На зачете выделяется также немного времени для проведения совместно с учащимися общего качественного и количественного анализа работы учащихся и педагога на блоке; выделения слабых мест и определения путей их преодоления; ориентировки учащихся в содержании следующего блока по предмету. Как видим, суть учебного блока состоит в том, что учащиеся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучают материал только одного предмета. Учебный блок - это не четыре "обычных" урока, механически соединенных, а качественно иное занятие, отличающееся целостностью и завершенностью процесса познания. Каждая организационная форма обучения в его структуре (лекция -самостоятельная работа по изучению нового материала - практическое занятие - зачет) имеет свои задачи по обеспечению качественного усвоения знаний и формированию умений учащихся, однако вместе они составляют систему задач, решение которых позволяет достичь целей учебного блока [16].

- Технология проектного обучения.

Целью образовательного процесса, организованного по технологии проектного обучения является создание условий учебной деятельности, при которых: ученики самостоятельно и, что не менее важно, мотивированно ищут и обрабатывают информацию; ученики умеют применять теорию на практике; ученики умеют взаимодействовать друг с

другом, вести диалог; ученики умеют вести исследовательскую деятельность; ученики развивают системное мышление. Эта технология предполагает создание проекта и его реализацию по пунктам: подготовка; непосредственная разработка проекта; оформление итогов; презентация; рефлексия.

Подготовка состоит из следующих частей: Выбор темы проекта. От преподавателя необходимо: составить список тем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение одной из тем проекта путем обсуждения. При этом допускается предложение новых тем проекта; Расчленение темы проекта на несколько подтем. От преподавателя необходимо: составить список подтем проекта. От обучающихся требуется: отдать предпочтение нескольким подтемам проекта путем обсуждения. При этом также допускается предложение новых подтем проекта; Разделение класса на группы в соответствии с подтемами проекта. Несмотря на то, что это делается обучающимися, руководство все равно остается за преподавателем - он имеет право на внесение изменений; Материальное обеспечение проекта. Формулирование вопросов и сбор учебной литературы относится к компетенции преподавателя, но, как говорится, свою лепту внести могут и обучающиеся, точнее, их часть; Принятие решения по поводу того, в какой форме будут оформляться итоги проекта. Это может сделать как преподаватель, так и ученики или вместе. Самыми распространенными формами оформления итогов проекта являются натуральные объекты, альбомы, медиама-териалы - аудио и видео.

Непосредственная разработка проекта: при непосредственной разработке проекта от преподавателя необходимо: профессиональное консультирование обучающихся; координация действий обучающихся; мотивирование обучающихся. От обучающихся требуется осуществление учебной деятельности.

Оформление итогов: при оформлении итогов от преподавателя необходимо тоже самое, что и при непосредственной разработке проекта. От обучающихся требуется оформить итоги в группах и во взаимодействии между группами.

Презентация: на презентации от преподавателя необходимо организовать ее - пригласить учеников из старших (с 9 по 11) классов и/или родителей для оценки.

Рефлексия: при рефлексии преподаватель учитывает оценки обучающихся. А обучающиеся -процесс, свои оценки и оценки других [18].

- Технология гарантированного обучения.

Автор: Монахов В.М. Технология гарантированного обучения, предложенная В. М. Монаховым, представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по проектированию и осуществлению учебного процесса.

Технология гарантированного обучения в деятельности учителя предусматривает два этапа: проектирование и реализация учебного процесса. Этап проектирования связан с конструированием техно-

логической карты, которую автор называет «паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе». В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания ), логическая структура проекта, коррекция. Основной объект проектирования учебного процесса - учебная тема.

- Целеполагание предусматривает построение учителем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебной программы микроцелей изучаемой темы. Микроцель должна быть диагностируема, понятна ученику, так как в ней отражается система требований к его знаниям и умениям (что ученик должен знать, уметь, понимать, иметь представления и т.д.).

- Диагностика предполагает установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика проводится в письменном виде (не более 10 минут). Главное - не объем содержания одноразовой проверки, а ее системность и динамика. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Успешное выполнение двух первых заданий свидетельствует о соответствии уровня усвоения требованиям государственного стандарта. Эти задания обязаны выполнять все учащиеся. Уровень усвоения - «удовлетворительно». При выполнении третьего задания уровень усвоения - «хорошо», а четвертого - «отлично».

- Проектирование содержания самостоятельных работ осуществляется исходя из содержания микроцелей. Очень важно дифференцировать трудность заданий по указанным трем уровням (удовлетворительно, хорошо, отлично). Ученику предоставляется право выбора будущей оценки или уровня сложности заданий, который в данный момент соответствует его ценностным установкам. Это меняет отношение учащихся к учению, оно становится осознанным. Устраняется учебная перегрузка учащихся, так как задания дифференцированы.

Каждый из трех этапов конструирования технологической карты (целеполагание - диагностика - дозирование домашних заданий) вносит определенные уточнения в содержание предыдущих.

- Следующий этап - логическая структура проекта (учебного процесса ) - представляет собой систему уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Число и содержание микроцелей определяют число зон ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самостоятельной работы.

- Коррекция как блок технологической карты рассчитана на учащихся, которые не получили «зачет» на этапе диагностики.

Технология гарантированного обучения, по утверждению В.М. Монахова, создает комфортные условия обучения (не допускает перегрузки учащихся) [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Технология дистанционного обучения.

Технология дистанционного обучения - это получение образовательных услуг без посещения

учебного заседания, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Получив учебные материалы, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины [20].

- Квест-технология.

Автор Б. Додж. Само английское слово «quest» можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Сами же квест-технологии в образовании широко начали применяться с 1995 года, когда профессор Б. Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. Структура квест-технологий имеет следующий вид: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т.д.); порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы); конечная цель (приз) [21].

- Практико-ориентированная технология.

Практико-ориентированное обучение - это

процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе прак-тико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки. Подходы: 1) учебная, производственная и преддипломная практика; 2) моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности на уроках математики; 3) приобретение кроме ЗУН-ов на урочных и внеурочных занятиях опыта практической деятельности [22].

- Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К. Се-левко): Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [23].

- Информационно- коммуникационные технологии.

ИКТ, в целом, это обобщающее понятие, включающее в себе набор методов и способов сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. К ним относят: - электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; интерактивные доски, карты и атласы; электронные энциклопедии

и справочники; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы сети Интернет; DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; видео и аудиотехника; электронные презентации; интерактивные конференции и конкурсы; материалы для дистанционного обучения; научно-исследовательские работы и проекты; дистанционное обучение [8].

- Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение - это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В результате проведенной диагностики формируются группы по одному из критериев: по уровню интеллектуального развития; по типу мышления; по темпераменту; по интересам и склонностям. Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп. Ведущие формы работы на уроке - групповая и индивидуальная. Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой. Виды дифференцированного обучения: Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс); Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили - самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе [24].

- Мультимедиа-технологии.

Мультимедиа - это интерактивная технология,

обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. В ней используются мультимедийные учебные материалы - учебные материалы, включающие печатные, аудио-, видео- или анимационные элементы, содержащиеся на компьютерных носителях данных [25].

- Технология индивидуализированного обучения.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.). Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии,

ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий. В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий индивидуализированного обучения, но связанных организационно с наличием класса и школы, являются следующие: проектный метод; технология продуктивного образования; технология индивидуализированного обучения Инге Унт; адаптивная система обучения А.С. Гра-ницкой; обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова. Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства [26].

- Технология интегрированного обучения.

Это обучение, которое объединяет, соединяет

знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира, например, математика и литература, математика и музыка [10].

- Групповые технологии.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся являются:

1) класс на уроке делится на группы для решения учебных задач;

2) каждая группа получает задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

3) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы [27].

- Технология педагогического сопровождения.

Основные направления технологии по педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое; развивающая работа (индивидуальная и групповая; коррекционная работа (индивидуальная и групповая; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций) [28].

- Технология развития критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе,

но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Основная идея - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся сознательно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания [29].

- Игровые технологии.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры [5].

- Кейс - технология.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Главное его предназначение - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Кейс -технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Действия учителя в кейс-технологии: создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом: 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы (проблем); 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап - анализ последствий принятия того или иного

решения; 5 этап - решение кейса: предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий [30].

- Педагогика сотрудничества.

Родоначальником педагогики сотрудничества

можно по праву считать С.Л. Соловейчика, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкована. Основные идеи педагогики сотрудничества: обучение ребенка в зоне ближайшего развития; учение без принуждения; набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала; идея опережения; идея крупных блоков; идея свободы выбора; идея диалогического размышления; идея интеллектуального фона класса; идея совместной деятельности учителей и учеников; идея добровольности в досуговой деятельности. Педагогика сотрудничества - это отказ от господства монологической формы осуществления учебно-воспитательного процесса и переход к диалогической, замена субъектно-объект-ных отношений субъектно-субъектными в сферах общения учителей и учащихся. Данная педагогика характеризуется тремя основными аспектами: совместным трудом учителя и учащихся; сотрудничеством среди учащихся одной группы; сотрудничеством родителей и учителей [30].

- ТРИЗ-технология (теория решения исследовательских задач).

Автор Г.С. Альтшуллер. Отличительная особенность - эвристический характер образовательного процесса. Эффективные приемы ТРИЗ-технологии: познавательные вопросы; проблемные вопросы; игры «Да-Нет», «Верно-Неверно»; загадки; головоломки; анаграммы; логикон; морфологический ящик; синквейн; рассказ с ошибкой; творческие задачи [6].

- Технология имитационного моделирования.

Имитационное моделирование - воспроизведение (имитация) процессов функционирования исследуемой (моделируемой) системы, с соблюдением основных закономерностей их логики и временной последовательности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые формы и методы, которые представлены в виде конкретных ситуаций.По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии. По характеру изложения и целям различают следующие виды конкретных ситуаций: классическую, "живую", "инцидент", разбор деловой корреспонденции, действия

по инструкции. К игровым имитационным технологиям принято относить: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру [32].

- Технология личностно-ориентированного обучения.

Авторы: Т.И. Кулыпина, Е.В. Бондаревская, В.П. Сериков, И.С. Якиманская. Личностно-ориен-тированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Оно опирается на: «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning); метод проектов; разноуровневое обучение; индивидуальное обучение.

Технологический арсенал личностно-ориенти-рованной технологии: диалогичность; деятельно-творческий характер; направленность на индивидуальное развитие ребенка; предоставление ученику необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения [33].

- Рефлексивная технология.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельно-стями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты: рефлексию педагогом деятельности учащихся (учащегося); рефлексию педагогом своей педагогической деятельности; рефлексию педагогом педагогического взаимодействия; рефлексию учащимся (воспитанником) своей деятельности; рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя); рефлексию учащимся педагогического взаимодействия [34].

- Поисково-исследовательская технология.

В разработку теории исследовательского обучения наибольший вклад внесли американские ученые Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Паркхерст, немецкий педагог Г. Кершенштейнер, французский педагог С. Френе, а также русские психологи и педагоги В.И. Андреев, П.П. Блонский, М.В. Кларин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, А.С. Обухов, А.И. Савенков, И.Ф. Свадковский, М.Н. Скаткин и др. В современной теории исследовательского обучения выделяются три уровня его практической реализации: преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся; преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно; постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно [35].

- Технология оценивания учебных успехов.

Технология оценивания - это технология

действия в ситуациях оценивания знаний учащихся. Технология оценивания учебных успехов

представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания: Что оцениваем? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные; Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку; Сколько ставить отметок? По числу решённых задач; Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»; Когда ставить отметки? Текущие - по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно; По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности; Как определять итоговые оценки/отметки?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) [36].

- Технология творческого развивающего обучения.

Автор И.П. Волков. Цель технологии: выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи: 1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям: а) изучение единой для всех базовой программы; б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления - в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему. При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт (изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.); 2. Блочно-параллельная структура учебного материала; 3. Выявление, учет и развитие творческих способностей (творческие книжки и дневники) [42].

- Технология опережающего обучения.

Первыми, кто обосновал необходимость опережающего обучения, были Л.В. Занков и С.Н. Лы-сенкова. Четкого определения технологии опережающего обучения педагогами не даётся. Опережающее обучение - вид обучения, при котором основные темы кратко даются преподавателем до того, как начнётся изучение этих тем по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Эта технология подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности [37].

- Технология естественного обучения (ТЕО).

Термин «технология естественного обучения»

введен Н.Н. Суртаевой в 1995 году. В основу данной технологии положены идеи коллективных средств обучения (КСО). Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организа-

ции образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии, наряду с естественным общением, применяются парное, опосредованное и групповое. Дидактическое назначение технологии -изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение. Применяя ТЕО, учителя открывают учащимся возможности интенсивного изучения материала и досрочного выхода на итоговый и заключительный контроль по тем дисциплинам, которые в их дальнейшем образовании не будут иметь доминирующего значения. Для внедрения ТЕО необходима предварительная работа учителя: подготовка необходимого методического материала для организации учебного процесса (тематическое планирование, дидактические карточки трех видов, алгоритм поведения учащихся, листы учета деятельности учащихся), средств обучения, продумывание расположения ученических рабочих мест [38].

- Технология профильного обучения.

Технологии профильного обучения. Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Одна из целей профильного обучения - способствовать профессиональному самоопределению школьников [39].

- Технология продуктивного обучения.

В 1972 году американские педагоги О. Дом-броу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике». Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три значения, отражающие три важнейшие стороны этой технологии. Первое представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт - материальный, интеллектуальный, духовный. Во втором значении термин «продуктивность» уже давно используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности. Третье значение продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ. Продуктивное образование - это личностно-ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение учащимися образования на

основе образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учётом своих склонностей и особенностей своего развития. Продуктивное образование - это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях сотрудничества и сотворчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности. Главной особенностью продуктивного обучения является ориентация образовательного процесса на самостоятельную творческую деятельность детей. Признаки: Студент совместно с преподавателем формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок времени; Знания не сообщаются, а добываются студентами в процессе разрешения проблемы с использованием различных средств; Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом разрешения проблемы. Как правило, высокая мотивация, интерес обеспечивают прочность усвоения знаний, повторения не требуется [40].

- Технология интерактивного обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов и учителя по принципу: ученик-ученик, ученик-учитель. Все участники (учитель и ученики) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Важным является и тот факт, что в полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их. Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют

и т.д. Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д. [41].

- Авторские технологии обучения.

Определяются самим учителем-предметником.

Безусловно, рассмотренный выше список педагогических технологий не исчерпывает их полный перечень. Кроме того, быстро меняющаяся социально-экономическая действительность является заказчиком инновационных тенденций и в сфере образования, что влечет за собой модернизацию средств и форм обучения подрастающего поколения, решающую роль в которых играют педагогические технологии. Как отметил наш президент В.В. Путин на «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии» [1].

Литература

1. Кудрявцева А.Г. Современные педагогические технологии как основа качественной подготовки квалифицированных специалистов на основе реализации ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 167-173. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5610/ (Дата обращения: 07.09.2019).

2. Горшенева Л.А. Современные педагогические технологии [Текст] / Л.А. Горшенева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный вариант] - URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/26/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii (Дата обращения: 08.09.2019).

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Электронный вариант] - URL: http://kilouma.ru/safia/selevko-g-k-enciklopediya-obrazovatelenih-tehnologij -tom-1/stranica-18. html (Дата обращения: 08.09.2019).

4. Занков Л.В. Концепция развивающего обучения [Электронный вариант] - URL: http://kilouma.ru/safia/selevko-g-k-enciklopediya-obrazovatelenih-tehnologij -tom-1/stranica-18. html (Дата обращения: 08.09.2019).

5. Агеева Л.Л. Технология поэтапного формирования умственных действий [Электронный вариант] - URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-

tekhnologii/library/2015/08/27/statya-tehnologiya-poetapnogo (Дата обращения: 08.09.2019).

6. Фиш Т.Н. Коллективный способ обучения. А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко [Электронный вариант] - URL: https://infourok.ru/statya-kollektivniy-sposob-obucheniyaa-g-rivin-i-v-k-dyachenko-1344283.html (Дата обращения: 08.09.2019).

7. https ://alterozoom. com/documents/13569. html/

8. https://studfiles.net/preview/5183124/page:53//

9. https://studopedia.ru/4_105274_tehnologiya-programmirovannogo-obucheniya.html.

10. https://studfiles.net/pre-view/4016689/page:32/.

11. https://helpiks.org/6-30214.html/

12. https://helpiks.org/7-60528.html.

13. https://lektsii.com/1-145149.html.

14. https://aujc.ru/texnologiya-proektnogo-obucheniya/.

15. https://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagog-iki/tehnologiya-garantirovannogo-obucheniya-52039.html.

16. https://studfiles.net/pre-view/1843499/page:20/.

17. https://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. https://studopedia.su/20_75136_sushchnost-praktiko-orientirovannogo-obucheniya.html.

19. https://helpiks.org/9-8210.html.

20. Симоненко, Е.Е. Применение мультимедийных средств на уроках информатики [Электронный вариант] - URL: https://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2015/12/25/primenenie-multimediynyh-sredstv (Дата обращения: 08.09.2019).

21. https://aujc.ru/texnologiya-differencirovan-nogo-obucheniya/.

22. https://studopedia.ru/2_3062_lektsiya-. html.

23. https://helpiks.org/8-6291.html.

24. Черничко, И.А. Инновационный подход к интегрированным урокам [Электронный вариант] -URL: https://infourok.ru/doklad-innovacionniy-podhod-k-integrirovannim-urokam-2350504.html (Дата обращения: 08.09.2019).

25.

https ://studbooks.net/1804238/pedagogika/o sobennost i_organizatsii_gruppovoy_raboty_uchaschihsya_uroke

26. https://studopedia.ru/18_33632_lektsiya--te-orii-i-tehnologii-soprovozhdeniya-sub-ektov-pedagog-icheskogo-protsessa.html.

27. http://school31.admsurgut.ru/storage/app/me-dia/Attestasya/Trifonova/1.5/4 .pdf.

28. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146. -URL https://moluch. ru/conf/ped/archive/19/1084/ (Дата обращения: 08.09.2019).

29. https://lab-music.ru/keis-metod-kak-innovacionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-ispolzovanie/.

30. https://studfiles.net/pre-view/5249172/page:41/.

31. Петухова Ю.Г. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии // Школьная педагогика. -2016. - №3. - С. 37-39. - URL https://moluch.ru/th/2/archive/37/1132/ (Дата обращения: 08.09.2019).

32. https://studopedia.ru/5_32577_imitatsionnoe-modelirovanie. html.

33. https://studfiles.net/pre-view/2242745/page :38/.

34. https://studfiles.net/pre-view/3217955/page:23/.

35. https://studfiles.net/preview/6265164/page:6/.

36.

http ://school2100. com/school2100/nashi_tehnologii/te hnologiya_ocenivaniya.pdf.

3 7. http://www. dagdiplom. ru/catalog/7/595/.

38. https://studopedia.ru/3_86614_tehnologiya-estestvennogo-obucheniya.html.

39. https ://studfiles. net/preview/2378843/page :3/.

40. https://helpiks.org/8-6371.html.

41. https ://studfiles. net/preview/5055243/page :2/.

42. https://studfiles.net/pre-view/5643299/page :44/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.