Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций педагогов и учащихся во время учебного процесса'

Формирование ключевых компетенций педагогов и учащихся во время учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2462
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Ольга Юрьевна

Автор делится опытом формирования ключевых компетенций у педагогов и у учащихся во время учебного процесса в режиме проведения проблемного семинара, проводимого кафедрой математики и информатики. Раскрывает содержание работы учителя математики при реализации компетентностного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций педагогов и учащихся во время учебного процесса»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Орехова Ольга Юрьевна

учитель математики руководитель кафедры математики и информатики

МБОУ Лицей № 88 г. Екатеринбург

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

во время учебного процесса

л__________________________________________г

Аннотация. Автор делится опытом формирования ключевых компетенций у педагогов и у учащихся во время учебного процесса в режиме проведения проблемного семинара, проводимого кафедрой математики и информатики. Раскрывает содержание работы учителя математики при реализации компетентностного подхода в обучении.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, обучение математике.

Сценарий семинара, проводимого кафедрой математики и информатики

Цель:

• изучение дидактических и методических основ компетентностного подхода в обучении;

• изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта и новых технологий обучения;

• мотивация педагогов к самообразованию.

День 1-й:

Теоретическая часть. «Что такое компетенции и компетентность в обучении математике? Сходства и отличия с ЗУНами. Что

Содержание ключевых компетенций»

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся [3, 4, 5].

Ключевые образовательные компетенции (по А. В. Хуторскому [6]):

• Ценностно-смысловая

• Общекультурная

• Учебно-познавательная

• Информационная

• Коммуникативная

• Социально-трудовая

• Компетенция личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с:

У ценностными представлениями ученика,

У способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение,

У умением выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения,

У обеспечивает механизм самоопределения ученика,

У определяет индивидуальную образовательную траекторию ученика и программу его жизнедеятельности в целом.

Общекультурная компетенция

Это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности:

У Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

У Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

У Особенности национальной и общечеловеческой культуры;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

17

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

У Роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;

У Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познаватепьнаякомпетенция

Это совокупность компетенций учеиика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, ноотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

У Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефленсии, самооценки учебво-позна-вательноК деятельности.

У Креативные навыки продрктквной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение нриемвми действий в нестандартных ситуацоях, эвристические методы решення проблем.

У В рамках этой компетенции определяются требования соответствнющей функционнльной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностиых, статинтичесвих и иных методов познаиия.

Информационная компетенция

У Формиронание умения самонтоятель но ио-кать, ннализироватк и отбнрать неоИходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохуаняке и передавать ее при помощи реальных кбъектов (телянизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

У Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученкка с информацией. содержащихся в учебных предметаи и образовательных еблас стях, а также в окружающем мире.

Коммуникативнаякомпетенция

Включает

У Знание необходимых языков,

У Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленныти людьми и соЯытиями,

У Владение различными социальными ролями в коллективе.

У Ученик должен умять представить себя, написать песьмо, анкету, заявление, резюме, задуть вопрос, вести дискуссию и др.

У Коммуиикативная компетенция формируется в ратках каждого изуч аемого предмета.

Социально-трудовая компетенция

Владение знанием и опытом в:

У Гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, предстанителя);

У Социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента);

У Профессиональоом самоокредсленни;

У В опросах экономики и права;

У Области семейных отношений и обязанностей.

Компетенция

личностного самосовершенствования

Это - освоение способов физинеского, духовного н интеллектуального сааоразвития, эмоцинналкной саморегуляции и самоподдержкн. Реальны. объектом является ученик, овладевающий способами дея-тельвоски в собственных интереоах и визможностях. Компетенция личностного самосовершенствования включает:

У Культуру мышления;

У Культуру поведения;

У Основы безопасной жизнедеятельности;

У Правила личной гигиены;

У Заботу о собственном здоровье;

У Половую грамотность;

У Внутреннюю экологическую культуру.

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаеий, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию в иде, номпетенция «собирается» лишь в момент ее реализации, т. е. в ответ на ситуацию.

Схематичнскк нто может иред ставлено следующим образом:

Компетенция

В осталкное врвмя экементы компетенцис хранятсн в «разодранном» оиде, а сама комнетенция существует лишь потенциальнн:

Готовность к мобилизации Способность к самоуправлению Внутренние ресурсы Внешние ресурсы

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера.

Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:

о Информационные ресурсы - справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты (живые носители специальной информации) и др.;

о Человеческие ресурсы - организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях, помощники;

о Финансовые, материально-технические и прочие ресурсы.

Самоуправление - целенаправленное управление ресурсным пакетом. Самоуправление формируется в процессе обучения, на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций, учебных и жизненных. Это один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс.

Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация тесно связа-

на с мотивацией. Формирование мобилизованности учащегося, его готовности к деятельности - еще один новый момент, который вносит компетентностный подход в учебный процесс. Этот момент непосредственно связывает обучение с воспитанием [1,2].

Практическая часть: «Содержание работы учителя математики при реализации компетентностного подхода в обучении»

Работа в микрогруппах:

Педагогам кафедры предлагаются таблицы для заполнения.

Методы и приемы обучения, способствующие развитию компетентности учеников

№ Компетенции Методы и приемы обучения

1 информационная

2 коммуникативная

3 учебно-познавательная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 личностного самосовершенствования

формирование компетентности учеников на разных этапах урока

Этапы урока Цель, результативность Виды деятельности

Проверка домашнего задания Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование компетентности самосовершенствования

Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование учебно-познавательной компетентности

Изучение нового материала Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование учебно-познавательной компетентности

Цель: изучить свойства, правила... Результативность: формирование познавательной компетентности

Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетентности самосовершенствования

Закрепление, тренировка, умений и навы- Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности

ков Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование компетентности самосовершенствования

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

19

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Этапы урока Цель, результативность Виды деятельности

Творческая работа Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование исследовательской компетентности

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование компетентности самосовершенствования

Контроль Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование компетентности самосовершенствования, социальной компетентности

Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетентности самосовершенствования

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуально-познавательной компетентности

Результат: Обсуждение предлагаемых вариантов, выработка общих рекомендаций.

День 2-й

Для мониторинга внедрения в систему математического образования лицея компетентностного подхода, с целью повышения профессиональной ком-

петентности учителей необходимо ввести в практику взаимопосещение уроков. Учителям кафедры предложить за основу новую форму анализа урока с точки зрения компетентностного обучения, которая позволить скорректировать работу учителя по данному направлению.

ФОРМА анализа урока с позиций компетентностного обучения

Параметр 1 уровень (1 балл) 2 уровень (2 балла) 3 уровень - компетентностное обучение (3 балла) балл

Целеполагание Цель урока определяется Цель урока согласуется в обсуж- Оформляются несколько целей учителем дении с учениками урока (учителем - для себя, учениками - для себя)

Мотивация Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознает, насколько важен для него данный учебный материал)

Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу) Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий

Характеристика деятельности учащихся на уроке Ученик: принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; принимает цели и задачи, поставленные учителем; использует предложенный алгоритм действий; использует предложенные ресурсы Ученик: анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем; ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели; выбирает алгоритм решения задачи из предложенных алгоритмов; выбирает необходимые ресурсы; самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий Ученик: самостоятельно выявляет и формулирует проблему; ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты; создает алгоритм действий; находит ресурс для выполнения действий; соотносит запланированный и полученный результат; планирует свою дальнейшую деятельность

Коммуникация учащихся Соблюдают речевые нормы и процедуру работы в группе Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией

Сравнение времени «говорения» учащихся со временем «говорения» учителя Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Параметр 1 уровень (1 балл) 2 уровень (2 балла) 3 уровень - компетентностное обучение (3 балла) балл

Организация обрат- Обратная связь на уровне Инициатива исходит от учителя Постоянное «субъект/субъект-

ной связи на уроке контроля: учитель спрашивает - ученик отвечает. Отношения на уровне «субъект - объект» (учитель учит ученика) (ставит проблему и т. п.), но ученики уже могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект - объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися (аудиал, визуал, кинестетик) ное» взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности

Оценка знаний учащихся Оценка по стандарту Включение учащихся в обсуждение ответа Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку

Рефлексия Ученики высказываются по поводу результата урока Ученики оценивают результат и процесс деятельности Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

Результативность Результаты урока совпа- Результаты урока совпадают Результаты урока совпадают

урока дают с целью урока, поставленной учителем с целью урока, сформулированной совместно с учениками с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза

Домашнее задание Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам). Объем не более 75% от классной работы Задания, подобные классным, чтобы каждый ученик справился, не обращаясь к справочникам (учебникам) Контекстные задания, для решения которых необходима информация, источник которой не указан

Итого (средний балл)

Проведение открытого урока, с использованием компетентностного подхода к обучению. Коллективный анализ урока по предложенной форме.

Вывод:

При целенаправленной работе по осуществлению компетентностного подхода в обучении математике предполагается достижение обучающимися следующих результатов:

> использование знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики, в практической деятельности;

> формирование общеучебных навыков, позволяющих продолжить обучение в колледже или профильном классе;

> освоение коммуникативным, аналитическим, проектировочным, творческим типами деятельности;

> овладение математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в классах физико-математического и информационно-технологического профиля;

> формирование представления о математике как о метапредметной науке;

> приобретение навыка работы со справочной литературой, проведения необходимых измерений,

подбора доступных приборов, анализа полученных результатов;

> формирование компетенции позволяющей осознанно участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности;

> изменение поведения в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Решение:

К принять к сведению и использовать в работе методы и приемы обучения, которые целесообразно применять на уроках математики для формирования ключевых компетенций учащихся;

К ввести в практику взаимопосещение уроков с проведением анализа урока с позиций компе-тентностного подхода;

К изучить технологию деятельностного метода.

Тезаурус терминов

Компетенция (от латинского «competentia») - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

21

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный стандарт - это стандарт результатов образования.

Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника (являются «ключом» к успешной жизни человека в обществе).

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

Информационная компетенция - ключевая компетенция, выражающаяся в готовности человека к работе с информацией.

Коммуникативная компетенция - ключевая компетенция, выражающаяся в готовности человека к любым формам социальной коммуникации.

Кооперативная компетенция - ключевая компетенция, выражающаяся в готовности человека к эф-

фективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

Предметная компетенция - базовая компетенция, готовность к преобразовательной деятельности с теми или иными предметами (объектами, явлениями, знаниями, ценностями и т. д.).

Профессиональные компетенции - компетенции, сфера востребованности которых ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности человека.

Социальный образовательный заказ - совокупность требований, предъявляемых к результатам образования со стороны основных потребителей этих результатов (учащихся и их родителей, работодателей, учреждений образования более высокой ступени, местного самоуправления, государственных структур).

Компетентность (профессионально-педагогическая) - это интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами

Приложение

Возможные варианты заполнения таблиц:

Методы и приемы обучения, способствующие развитию компетентности учеников

№ Компетенции Формирование компетентностей

1 информационная Задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т. д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др. Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.

2 коммуникативная можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам. Пример: при изучении темы «Применение подобия треугольников» трем группам предлагается решить задачу одним из способов: Определить высоту предмета: а) С помощью вращающейся планки. б) С помощью тени. в) С помощью зеркала.

3 учебно-познавательная учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод. Например: телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана (табличное представление данных). Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат: - учебный эксперимент; - практические работы; - домашнее задание поисковой направленности; - интерактивные занятия; - задачи исследовательского характера.

4 личностного самосовершенствования учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу, формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно: - использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме; - работать со справочниками; - использовать Интернет-ресурсы; - подготавливать презентации

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

формирование компетентности учеников на разных этапах урока

Этапы урока Цель, результативность Виды деятельности

Проверка домашнего задания Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности 1. Рецензирование ответов (домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование компетентности самосовершенствования 2. Математический диктант, тест, с/р (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Изучение нового материала Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование учебно-познавательной компетентности Доказательство теорем Вывод формул, правил

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование учебно-познавательной компетентности Экспериментальная работа Практическая работа

Закрепление, тренировка, умений и навыков Цель: изучить свойства, правила... Результативность: формирование познавательной компетентности С/р частично-поискового, исследовательского характера; Компетентностно-ориентированные задания

Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетентности самосовершенствования Исследование различных видов памяти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы, КСО

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование компетентности самосовершенствования Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей Работа с учебником (учебная практическая работа)

Творческая работа Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование исследовательской компетентности Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование компетентности самосовершенствования Компетентностно-ориентированные задания

Контроль Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, работа в группах со взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование компетентности самосовершенствования, социальной компетентности Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя);

Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетентности самосовершенствования Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготов -ки Результативность: формирование интеллектуально- познавательной компетентности Разноуровневые задачи; Задачи исследовательского характера Творческие задания

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

23

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Конспект урока математики в 6 классе по теме

«Решение задач на составление уравнений»

Учебник: «Математика, 6» Зубарева М. М.

Цели урока:

• Образовательная: обеспечить усвоение алгоритма решения задач алгебраическим способом; продолжить формирование умения составление математических моделей;

• Воспитательная: формирование потребности к познавательной деятельности; содействовать развитию культуры речи, воспитывать чувство ответственности за учебный труд.

• Развивающая: развивать умения выделять главное, анализировать и делать выводы; содействовать развитию памяти, внимания, воображения.

Тип урока: комбинированный Форма урока: традиционный ТСО: Интерактивная доска

Ход урока

Этап Содержание Учебная деят-ть Время Приме- чание

1 н X О) 2 о 2 i_ Q. О Проверка готовности к уроку. Сообщение хода урока: Сегодня мы продолжаем учиться решать задачи: проверим правильность выполнения ДЗ будем учиться составлять задачи по рисункам выполним самостоятельную работу Начнем как обычно с устного счета. слушают 3 мин Слайд 1

2 Актуализация знаний Устный счет Проверка ДЗ - Проверка № 607 (а) (заранее ученик пишет на боковой доске) - Проверка № 595 (задача) - Напомните мне алгоритм решения задачи. - Как может быть записано краткое условие? (таблица, схема, рисунок) - Предлагаю вам решить задачу по рисунку. ВНИМАНИЕ! Устный счет Опрос беседа работа у доски, в тетради 2 мин 5 мин 3 мин Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4

3 )тработка навыка Следующая задача задана в виде таблицы. - Восстановите текст задачи и решите её. - Скажите, а что самое трудное при решении задачи? (перевести условие на математический язык, т.е составить математическую модлель) Составление математических моделей по тексту. Элементы ЗЗТ: зрительные метки Найти математическую модель по указанному условию и вопросу задачи эврист. беседа работа у доски, в тетради рефлексия устная работа 5 мин 2 мин 3 мин Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7

4 Релаксация Закрыли глаза. Дыши спокойно, ровно. Слушаем моё задание. Загадайте число, умножьте его на 2, прибавьте 10, умножьте на 5, вычтите 50, разделите на 10. Открыли глаза. Какой ответ вы получили? (тоже самое число) Почему, я расскажу вам на следующем уроке. Устный счет 2 мин Слайд 8

5 Контроль знаний - Мы немного отдохнули и готовы приступить к выполнению самостоятельной работы. Учащимся предлагается одна задача (два варианта) Проверка составления математической модели Самостоятельная работа + самопроверка 5 мин Слайд 9

6 Применение знаний в нестандартной ситуации По указанному рисунку составить задачу (различные формулировки), составить математическую модель. Работа в парах, индивидуально. Обсуждение вариантов 3 мин Слайд10

7 Рефлексия - Итак, заканчивая урок, пора вспомнить то, чем мы сегодня занимались на уроке. • Я узнал... • Я научился... • Я повторил. • Мне было трудно... • Мне было интересно. Устный опрос 5 мин Слайд11

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Этап Содержание Учебная деят-ть Время Приме- чание

8 Домашнее задание <-ns ss&f N а 60S *Z*Kq нтрстлыные <гтр, 13Е Придумать задачу и 5опиС;'1ть tC Запись в тетрадь 2 мин Слайд12

Самостоятельная работа М-6 Самостоятельная работа М-6

Вариант - 1 Вариант - 2

Решите задачу: Решите задачу:

Цена яблок на 18 рублей дешевле, чем цены груш. Найдите Цена винограда на 32 рубля дороже, чем цены груш. Най-

цену яблок, если за 5 кг яблок и 3 кг груш заплатили одина- дите цену винограда, если за 3 кг винограда и 5 кг груш за-

ково. платили одинаково.

Зрительные метки:

х-2 2х

5х х+5

3 (х - 2) 4х - (х-2)

х+2 (х - 2) 2х+5 (х-2)

7 (х-2)=5х

Литература

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.

2. Дахин А. Компетенции и компетентность: сколько их

у российского школьника [Текст] / А. Дахин // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-144.

3. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. -№1.

4. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.

5. Сиденко Е.А. Мастер- класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.