Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии как основа обеспечения эффективной организации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся'

Современные педагогические технологии как основа обеспечения эффективной организации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степукова О.Е.

В статье предлагается система работы педагога по организации учебного процесса с использованием информационных и проектной технологий для реализации принципа наглядности. Создание наглядных средств обучения в виде электронных пособий по отдельным темам школьного курса алгебры и геометрии приводит к улучшению качества знаний учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету. Опыт соответствует концепции развития современного образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта и позволяет формировать предметные, метапредметные и личностные компетентности учащихся, повысить качество образовательной деятельности учителя и качество получаемых образовательных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степукова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии как основа обеспечения эффективной организации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся»

Современные педагогические технологии

35

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Степукова О.Е.*

Лянторская средняя общеобразовательная школа № 6, г. Лянтор

В статье предлагается система работы педагога по организации учебного процесса с использованием информационных и проектной технологий для реализации принципа наглядности. Создание наглядных средств обучения в виде электронных пособий по отдельным темам школьного курса алгебры и геометрии приводит к улучшению качества знаний учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету.

Опыт соответствует концепции развития современного образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта и позволяет формировать предметные, метапредметные и личностные компетентности учащихся, повысить качество образовательной деятельности учителя и качество получаемых образовательных результатов.

Ключевые слова принцип наглядности, электронные пособия, дидактические средства обучения, информационные, компьютерные, проектная технологии, ключевые компетенции, мотивация учения, компьютерные презентации, предметные, метапредметные, личностные результаты.

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Овладение знаниями на должном уровне - сложный и длительный процесс, успех в котором достигается не мгновенно, не за один этап урока и не за один урок. Успеваемость, как соответствие знаний предъявляемым требованиям, достигается в ходе их формирования. Успеваемость школьников связана с особенностями их личности, с ее направленностью, мотивами, интересами. Есть учащиеся, которые по своим природным способностям могут осваивать учебные программы, но по разным причинам не делают этого, т.е. имеют низкую мотивацию учения.

Учитель математики.

36

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Задача учителя помочь учащимся овладеть необходимым объемом знаний по математике, научить их самостоятельно работать, правильно оценивать результаты своего труда. Создание оптимальных условий процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости учащихся, а также развития их потенциальных возможностей, может быть достигнуто с помощью применения современных технологий обучения, в том числе и информационных.

Использование их в образовательном процессе позволяет более полно реализовать принцип наглядности обучения и повысить мотивацию учения. Компьютер обладает большими возможностями в реализации принципа наглядности на уроках математики.

Принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны и их грамотное сочетание может привести к хорошим результатам в обучении. Несмотря на то, что разработано много компьютерных программ для использования в школе при обучении математике, не все из них удовлетворяют принципу наглядности.

Таким образом, актуальность работы определяется необходимостью создания дидактических средств обучения, реализующих принцип наглядности, приводящих к улучшению качества знаний учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету.

Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных чувств наглядного представления соответствующей учебной информации.

Наглядность - свойство, выражающее степень доступности и понятности объектов познания для познающего субъекта, один из принципов обучения.

Проблема наглядности и принципа наглядности, динамика взглядов на наглядность показана в трудах от Я.А. Коменского до К.Д. Ушинского и его последователей. Коменский Я.А. понимал наглядность как чувственный компонент, а основой получения знаний считал собственные наблюдения. Идеи Коменского получили развитие в трудах и опыте И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гер-барта, А. Дистервега, Ф. Фребеля и др. Многие педагоги, разрабатывая методику наглядного обучения, понимали под наглядностью непосредственное восприятие органами чувств окружающего мира. Выготский Л.С., признавая ценность наглядности, протестовал против обучения на одной только ее основе. Новое обоснование принципа наглядности дал К.Д. Ушинский, считавший наглядность важнейшим дидактическим принципом, на котором базируется обучение и который присутствует в методах и приемах обучения; ученый выдвинул идею внешней опоры, в его работах встречается идея деятельностного элемента в подходе к наглядному обучению. Ушинский К.Д. требовал, чтобы возникающие на основе ощущений понятия объединялись затем в мысль, а мысль находила словесное выражение.

Теоретическим обоснованием принципа наглядности является учение И.П. Павлова о взаимодействии I и II сигнальных систем. По И.П. Павлову,

Современные педагогические технологии

37

предметный раздражитель вызывает ответную реакцию, словесный раздражитель опосредован промежуточным этапом - в коре головного мозга оживает связь между словом и образом, запечатленная в прошлом опыте.

На современном этапе понятие наглядности связывают с деятельностью, с опорой на действия. Как утверждает А.Н. Леонтьев, наглядность должна служить «внешней опорой внутренних действий, совершаемых учащимися». В работе М.Е. Головина наглядность рассматривается как важное средство, способствующее облегчению усвоения математического материала.

Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Основная задача наглядности - базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях. Благодаря наглядности создаются условия для практического применения осваиваемого материала.

В современных условиях наглядность выступает в качестве основы, на которой строится речь, определяет её содержание и условия протекания. Наглядность служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний; она является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти; образует фундамент развития творческого воображения и мышления; является критерием достоверности приобретаемых знаний; содержит подсказки для раскрытия законов научной дисциплины.

Применение наглядности основывается на следующих принципах:

- систематичности и последовательности (соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение предметным содержанием);

- доступности (вытекает из требований возрастных особенностей учащихся; объем и содержание учебного материала подбираются исходя из умственного развития учащихся и имеющегося запаса знаний, умений, навыков);

- сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения (организация целенаправленного восприятия изучаемого материала, его осмысление, переработка и применение);

- усиление прикладной направленности (использование примеров реальных ситуаций, связь обучения с жизнью);

- прочности знаний (создание в процессе обучения условий для понимания и запоминания учебного материала).

Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение возможно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.

38

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Процесс обучения осуществляется через обращение к органам чувств ученика. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью. Следовательно, целью современного урока является формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в школе. Одной из форм применения информационных технологий являются презентации. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, показал, что повышается наглядность и, как следствие, качество урока. Компьютерные презентации - это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда на экране монитора можно сравнить способом наложения геометрические фигуры; когда на экране происходит движение и преобразование графиков функций; когда нужно организовать работу учащихся с чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

Так как современную жизнь невозможно представить без применения графиков (незаменимы в исследовательской и практической работе, в сопоставлениях, как в технических вопросах, так и в вопросах социально-экономических явлений, в популяризации научных и практических достижений), то тема «Функции и графики» является важной составляющей программы средней школы по математическим дисциплинам. Изучение в разных разделах алгебры 7-9 классов затрудняет восприятие данной темы. В математике изучение тем, связанных с функциями, их свойствами и графиками, а также преобразование графиков функций, требуют опоры на наглядные представления учащихся. В учебной литературе недостаточно наглядно-иллюстрационного материала для демонстрации преобразования и движения графиков функций. Поэтому, обоснована целесообразность и необходимость создания электронных пособий по данной теме.

Пособие курса алгебры 8 класса содержит презентации с элементами анимации по темам: «Элементарные функции, их графики и свойства», «Движение графиков функций», «Решение уравнений и систем уравнений», «Решение квадратных неравенств графическим способом».

Пособие курса алгебры 9 класса содержит презентации с элементами анимации по темам: «Уравнение с двумя переменными и его график», «Системы уравнений с двумя переменными», «Линейные неравенства с двумя

Современные педагогические технологии

39

переменными и их системы», «Неравенства и системы неравенств высших степеней с двумя переменными», «Уравнения, неравенства и системы неравенств с переменными под знаком модуля».

К созданию электронных пособий привлекаются учащиеся, которые активно включаются в проектную деятельность, что позволяет развивать познавательные интересы учащихся, их умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.

Разработанные учащимися электронные пособия представляются на ежегодном школьном фестивале ученических проектов. Также результатом работы явилось участие во II Окружной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний», в региональном этапе Х Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений им. Д.И. Менделеева (заочный этап), в Фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» (заочный и очный этапы), Дипломы I степени в конкурсе ученических проектов в Российском заочном конкурсе «Созидание и творчество».

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Организация проектной деятельности учащихся 8-9 классов привела к созданию электронных пособий «По страницам учебника геометрии» (по темам курса геометрии 8 и 9 классов). Учащиеся среднего школьного возраста преимущественно создают учебные пособия демонстрационного характера. Для разработки презентаций у них уже есть необходимые знания и умения. Ученики знакомы с текстовым и графическим редакторами Power Point. Работа в Power Point - это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками и т.д.

В пособия вошли лучшие проекты учащихся по всем темам курса геометрии 8 класса, а также некоторые из тем курса геометрии 9 класса: уравнения окружности и прямой; соотношения между сторонами и углами треугольника; длина окружности и площадь круга; движения.

Структура электронного пособия:

1. Формулировка темы.

2. Теоретический материал (понятия, аксиомы, определения, правила, принципы, законы, теоремы, алгоритмы и т.д.).

3. Фактический материал (факты, таблицы, модели, символы и т.д.).

4. Методологический материал (изложение методологической стороны науки, истории науки, прикладной значимости).

5. Каждая тема сопровождается примерами и задачами: иллюстрирующими изложение (с подробными решениями); для самостоятельного решения (с указаниями и ответами).

40

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

6. Наличие меню пособия позволяет перейти от одной темы к другой

при помощи гиперссылок.

Проектная деятельность, ориентированная на личность каждого ребёнка, рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Таким образом, информационные и проектная технологии создают оптимальные условия для развития мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения; обеспечивают эффективную организацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся; содействуют способности к сотрудничеству.

Наряду с компьютерными средствами наглядности, другие средства наглядности отнюдь не отходят на второй план. Перед учителем стоит не простая задача: не ограничиться каким-либо одним средством наглядности, а по мере возможностей использовать их разумное сочетание, итогом которого будет являться желаемый результат.

Предложенная система работы по применению наглядных пособий на уроках математики обеспечивает обогащение существующей образовательной ситуации в плане обновления содержания педагогических технологий, повышает качество образовательного процесса и его результатов, обеспечивает положительную динамику развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Об эффективности предложенного педагогического опыта свидетельствуют следующие сформированные у учащихся предметные результаты.

Наблюдается:

- положительная динамика уровня сформированности общеучебных

умений и навыков учащихся:

• учебно-информационные умения;

• учебно-интеллектуальные умения;

• обученность;

• учебно-коммуникативные умения;

• учебно-организационные умения;

• обучаемость.

- положительные результаты в предметном направлении:

• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам математики (68 %);

• умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики (60 %);

• развитие представлений о числовых системах; овладение навыками различных вычислений (69 %);

• овладение символьным языком математики (65 %);

Современные педагогические технологии

41

• развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических представлений (57 %);

• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин (60 %).

Ежегодно наблюдается стабильность успеваемости и достаточно высокое качество знаний, умений и навыков учащихся. Эффективность предложенного педагогического опыта подтверждают:

- результаты итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ) учащихся;

- результаты экспертизы освоения учащимися образовательных программ в форме тестирования по математике, полученные в ходе плановой выездной проверки Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры в отношении МБОУ «Лянторская СОШ № 6» по осуществлению федерального государственного контроля качества образования на предмет соответствия качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- участие учащихся во всероссийской олимпиаде школьников по математике.

Наблюдаются положительные метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

- умение работать с разными источниками информации;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Сформированность метапредметных результатов подтверждается наличием участников конкурсов, предметных чемпионатов и рейтингом их успешности. Активная научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» подтверждается участием обучающихся в конференциях различного уровня.

Наблюдаются положительные личностные результаты: внутренняя мотивация учения и целеполагание, выбор средств и методов самообразования, учебно-познавательная активность, способность к самоконтролю и самооценке учебных достижений.

Для эффективной организации работы осуществлен комплекс диагностических мероприятий.

42

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

60%

50%

40%

30%

20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

0%

2008-2009

2010-2011

2012-2013

■ Высокий

■ Хорошая школьная мотивация (средний уровень)

□ Положительное отношение к школе (сниженный уровень)

■ Низкий

Рис. 1. Динамика уровня мотивации учащихся (по Н. Лускановой)

70% -60% -50% • 40% 30% 20% 10% 0%

62%

58%

48%

Внутренняя Внешняя

2008-2009

2010-2011

2012-2013

□ Внешняя ■ Внутренняя

Рис. 2. Анализ изменения характера познавательной мотивации по математике (внутренней и внешней) (по Т.Д. Дубовицкой)

60%

55%

50% -

50%

40%

30%

20%

10%

0%

20%

0%

J0%

5%

Л

40%

ЧВ%-

16%=| 0%

6%

я

29% 30%

22%

5% 14%

9%

Я

20%

11%

II

2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013

□ Предметно-действенное

□ Абстрактно-символическое

□ Словесно-логическое

□ Наглядно-образное

□ Креативное (творческое)

Рис. 3. Анализ динамики типов мышления (по Г.В. Резапкиной)

Современные педагогические технологии

43

Список литературы:

1. Авдеев Р.И. Принципы дидактики в преподавании математики [Текст] / Р. И. Авдеев. - М., 2002. - С. 45.

2. Баранов С.П. Педагогика [Текст] / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 2001. - С. 117.

4. Высоцкий И.Н. Компьютер в образовании [Текст] / И.Н. Высоцкий // Информатика и образование. - 2000. - № 1. - С. 86-87.

5. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского ун-та. - 2004. - № 2. -С. 75-79.

6. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст] / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение, 2002.

7. Методика «Тип мышления» // Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005.

8. Психологические тесты / Под редакцией А.А. Карелина. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - Т. 2.

9. Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики. Книга для учителя [Текст] / Е.В. Смыкалова. - СПб.: СМИО Пресс, 2008. - 64 с.

10. Становление субъектности школьника в личностно-ориентированном обучении: монография / О.Г. Селиванова; АГПИ им. А.П. Гайдара. -Саров: СГТ, 2008.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Хачатрян Э.В.*

Московский институт открытого образования, г. Москва

В статье дается анализ проблем, связанных с освоением педагогами инновационных образовательных технологий; представлено обоснование использования технологии тьюторского сопровождения как эффективного средства профессионального развития педагогов в процессе реализации инновационной деятельности.

Одним из механизмов инновационного развития образовательной системы являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприя-

Доцент кафедры Открытых образовательных технологий, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.