Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в начальной школе'

Современные педагогические технологии в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1451
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карбышева Е. И.

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карбышева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в начальной школе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Карбышева Е.И.*

Средняя общеобразовательная школа № 54, г. Воронеж

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.

Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся.

Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Технология обучения, или образовательная технология - это «привязывание» методики обучения к конкретным условиям, системы использования выработанных правил с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определённым учащимся и педагогам.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя - развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: - личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и по-

* Учитель начальных классов.

20

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

знанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Учёт индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и многое другое.

Обсуждая вопрос о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления:

1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.

2. Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями восприятия, памяти, мышления;

- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа - дети, способные справиться самостоятельно.

3 группа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

3. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

4. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.

Современные педагогические технологии

21

5. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале - каждого ученика).

6. Осуществление оперативной обратной связи.

7. Соблюдение педагогического такта.

Одной из форм групповой организации работы в начальной школе можно считать применение ИКТ. С помощью современных технологий можно организовать самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах. Такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

- осваивает модели учебной деятельности;

- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);

- получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;

- развивает навыки общения.

Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое

личное информационное пространство.

* * *

Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, лично-стно-ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования.

Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся. Таковы достоинства дифференцированного подхода.

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная пара-

22

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Для эффективного профессионального роста педагогов необходим комплекс условий, создавать и обеспечивать функционирование которых - работа не только руководителя образовательного учреждения, но и всех работников школы.

Известна истина, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Список литературы:

1. Деменёва Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. - М., 2005.

2. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников // Начальная школа. - 1994. - № 11.

3. Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. - 2006.

4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006.

5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

6. Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов-н/Д: Учитель, 2007.

7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2000. - № 7.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.

ЧЕРТЕЖНАЯ ГОЛОГРАММА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Осипов П.А.*

Бердигестяхская улусная гимназия, Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Бердигестях

В статье описываются известные педагогические подходы к разработке и применению методов и приемов развития пространственного

* Заместитель директора по воспитательной работе, учитель черчения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.