Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе'

Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2049
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-БЛОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / GAMING TECHNOLOGY / TEST TECHNOLOGY / MODULAR-BLOCK TECHNOLOGY / INTEGRATED TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елдашева Гулноза Василжановна

В статье раскрыто содержание инновационных педагогических технологий. Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елдашева Гулноза Василжановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN SECONDARY SCHOOL

The article reveals the content of innovative educational technologies. The relevance of this topic lies in the order of society in the creative self-developing personality, able to realize their individual personal needs, to solve the problems of society. It is possible to increase the learning outcomes and the development of logical thinking, if we apply the techniques of a differentiated approach aimed at the optimal use of the zone of the nearest development of students. Modern education, considered as a social institution, system, process, result, is a unity of training and education, which implements the basic principles of paradigm change from information, communicating to a student developing independent cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Елдашева Г.В. ЕшлИ: Eldasheva665@scientifictext.ru

Елдашева Гулноза Василжановна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра педагогики и психологии, образовательных технологий,

Региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыто содержание инновационных педагогических технологий. Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

Ключевые слова: педагогическая технология, образовательная технология, учебно-воспитательный процесс, игровые технологии, тестовые технологии, модульно-блочные технологии, интегральные технологии.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN SECONDARY

SCHOOL Eldasheva G.V.

Eldasheva Gulnoza Vasilzhanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of Department,

DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION EMPLOYEES TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY.NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the content of innovative educational technologies. The relevance of this topic lies in the order of society in the creative self-developing personality, able to realize their individual personal needs, to solve the problems of society. It is possible to increase the learning outcomes and the development of logical thinking, if we apply the techniques of a differentiated approach aimed at the optimal use of the zone of the nearest development of students. Modern education, considered as a social institution, system, process, result, is a unity of training and education, which implements the basic principles of paradigm change from information, communicating to a student developing independent cognitive activity.

Keywords: pedagogical technology, educational technology, educational process, gaming technology, test technology, modular-block technology, integrated technology.

УДК 373.1

За последние десятилетия в процессе разработки, освоения и внедрения новых педагогических подходов и технологий в практике общеобразовательных учреждений возникла потребность в подготовке учителя к новым условиям обучения и воспитания детей и юношества. Учитель - это личность, организующая и реализующая учебно -воспитательный процесс в школе. «Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью» [2]. В настоящее время учитель необходим обществу еще и как «трансформатор его детей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движения, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие» [1].

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее:

- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- четкая ориентация на развитие творческой деятельности [3].

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей [2].

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

• традиционные технологии;

• игровые технологии;

• тестовые технологии;

• модульно-блочные технологии;

• интегральные технологии и т.п. [3].

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Одной из форм групповой организации работы в школе можно считать применение ИКТ. С помощью современных технологий можно организовать самостоятельную работу учащегося и работу в малых группах. Такая форма работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению. С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

• осваивает модели учебной деятельности;

• приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);

• получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;

• развивает навыки общения [4].

Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Работа в одном проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект. В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое личное информационное пространство.

Современная образовательная обстановка в школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Список литературы /References

1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Изд. центр «Академия», 2001.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высщ. учеб. заведений: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 230.

3. Девяткина О.Ю. Современные педагогические технологии. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhno

logii/library/2012/01/09/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii/ (дата обращения: 02.06.2019).

4. Современные педагогические технологии в начальной школе. [Электронный ресурс]: kopilkaurokov.ru - сайт для учителей. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ (дата обращения: 02.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.