Научная статья на тему 'РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕПОРТАЖ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕПОРТАЖ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / мотивация / высшее образование / ролевая игра / ARCS / distance learning / motivation / higher education / role play / ARCS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Винникова

Данная статья посвящена актуальному в современном образовании явлению – дистанционному образованию. В данной статье рассмотрены и проанализированы труды современных исследователей относительно преимуществ и недостатков современного дистанционного образования, также особенное внимание уделяется проблеме низкого уровня мотивации у учащихся в контексте дистанционного образования вследствие пандемии, вызванной вирусом COVID-19. Автор подробно описывает модель мотивации ARCS современного американского ученого Джона Келлера, изучает ее стратегии и дает обобщенную характеристику ее целесообразности. Детально рассматривается ролевая игра «Репортаж» и ее виды, даются рекомендации относительно подготовки и самого хода игры. На основании применения модели ARCS к ролевой игре «Репортаж» автор делает вывод о значимости данной модели мотивации в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE PLAY “NEWS REPORT” AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION IN DISTANCE LEARNING

The article is dedicated to an actual and relevant phenomenon of high importance in modern education – distance learning. The article examines and analyzes works of modern researchers on the advantages and disadvantages of modern distance learning, and pays special attention to the problem of low level of motivation among students in the context of distance learning due to the pandemic caused by the COVID-19 virus. The author describes in detail the ARCS (attention, relevance, confidence, satisfaction) motivation model of the modern American scientist John Keller, studies its strategies and gives a generalized description of its feasibility. The author examines in detail the role play “News report” and its types, gives recommendations on the preparation and the course of the role play itself. Based on the application of the ARCS motivational model to the role play “News report”, the author concludes about the high importance and relevance of this motivation model in the distance learning process.

Текст научной работы на тему «РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕПОРТАЖ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

References

1. Fortova L.K., Bazalej E.A. Znachenie nravstvennogo vospitaniya i formirovaniya nravstvennoj sistemy shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-nravstvennogo-vospitaniya-i-formirovaniya-tsennostnoy-sistemy-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer

2. Polat E.S. K probleme opredeleniya 'effektivnosti distancionnoj formy obucheniya. Otkrytoe obrazovanie. 2005; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya/viewer

3. Tolstouhova I.V. Distancionnoe obuchenie kak sovremennaya pedagogicheskaya tehnologiya. Chelovek i obrazovanie. 2016; № 2 (47). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya/viewer

4. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (redakciya ot 08.12.2020). Konsul'tant Plyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

5. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii. 'Elektonnyj zhurnal Cloud of Science. 2013; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii/viewer

Статья поступила в редакцию 13.05.21

УДК 378

Vinnikova O.A., senior teacher, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ROLE PLAY "NEWS REPORT" AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION IN DISTANCE LEARNING. The article is dedicated to an actual and relevant phenomenon of high importance in modern education - distance learning. The article examines and analyzes works of modern researchers on the advantages and disadvantages of modern distance learning, and pays special attention to the problem of low level of motivation among students in the context of distance learning due to the pandemic caused by the COVID-19 virus. The author describes in detail the ARCS (attention, relevance, confidence, satisfaction) motivation model of the modern American scientist John Keller, studies its strategies and gives a generalized description of its feasibility. The author examines in detail the role play "News report" and its types, gives recommendations on the preparation and the course of the role play itself. Based on the application of the ARCS motivational model to the role play "News report", the author concludes about the high importance and relevance of this motivation model in the distance learning process.

Key words: distance learning, motivation, higher education, role play, ARCS.

О.А. Винникова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕПОРТАЖ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Данная статья посвящена актуальному в современном образовании явлению - дистанционному образованию. В данной статье рассмотрены и проанализированы труды современных исследователей относительно преимуществ и недостатков современного дистанционного образования, также особенное внимание уделяется проблеме низкого уровня мотивации у учащихся в контексте дистанционного образования вследствие пандемии, вызванной вирусом COVID-19. Автор подробно описывает модель мотивации ARCS современного американского ученого Джона Келлера, изучает ее стратегии и дает обобщенную характеристику ее целесообразности. Детально рассматривается ролевая игра «Репортаж» и ее виды, даются рекомендации относительно подготовки и самого хода игры. На основании применения модели ARCS к ролевой игре «Репортаж» автор делает вывод о значимости данной модели мотивации в образовательном процессе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация, высшее образование, ролевая игра, ARCS.

Актуальность исследования. Развитие современных тенденций в образовании привлекает новейшие технические средства для обучения. Дистанционное обучение является важнейшим инновационным направлением, которое имеет свои преимущества и недостатки перед традиционным образованием [1; 2; 3].

Одним из основных недостатков дистанционного обучения является низкая мотивация у обучающихся ввиду отсутствия человеческого фактора в данном виде образовательного процесса. Вынужденный переход на дистанционное обучение вследствие пандемии, вызванной вирусом COVID-19, показал несостоятельность дистанционного обучения в данном аспекте, низкую степень мотивации у учащихся и, как результат, низкую степень усвоения и овладения материалом в данный период. Данное исследование значимо для теории и практики дистанционного обучения, в частности, обучения иностранным языкам, ввиду новизны данной проблемы и ее недостаточной исследованности.

Цель работы - изучить проблему мотивации в дистанционном образовании при обучении иностранным языкам, проанализировать причины возникновения данной проблемы и пути их решения, а также выявить целесообразность применения ролевой игры «Репортаж» как метода повышения мотивации обучающихся иностранному языку в контексте дистанционного образования.

Методы исследования: систематизация и анализ трудов современных исследований по вопросам преимуществ и недостатков дистанционного образования, изучение принципов модели мотивации ARCS Келлера, попытка применения данной модели на примере ролевой игры «Репортаж» в контексте дистанционного образования.

Результаты исследования: проблема мотивации детально изучена на основе различных классификаций современных исследователей, как отечественных, так и иностранных. Предложенная Келлером модель мотивации была подробно рассмотрена и успешно применена к ролевой игре «Репортаж», тем самым показав состоятельность и эффективность данной игры в дистанционном обучении.

В современном мировом сообществе остается значительной важность дистанционного образования. Технический прогресс оказывает существенное влияние на все значимые области жизни человека, в том числе на науку и образование. В последние годы наблюдается повышенный спрос дистанционного образования как в качестве дополнения к основной программе [3], так и в качестве самостоятельной программы обучения. Многие учебные заведения, в том числе

и высшие, предлагают программы дистанционного обучения с возможностью получения диплома данного учебного заведения.

Вопросы целесообразности дистанционного образования поставлены и исследованы в работах Л.В. Кузьминой, М.В. Мухиной, ГГ. Блоховцевой, И.В. Ка-лачевой, Е.И. Никифоровой.

Обзор педагогических исследований дистанционного образования позволил сделать вывод о том, что данное направление обладает рядом достоинств и недостатков.

Говоря о достоинствах, следует перечислить такие особенности, как:

• гибкость, которая подразумевает самостоятельный выбор удобного времени обучения учащимся;

• индивидуальный подход, когда обучающемуся доступен выбор удобной конкретно для него нагрузки;

• принцип модульности, который создает целостное восприятие определенной предметной области;

• параллельность, предполагающая совмещение рабочей и учебной деятельности;

• дальнодействие, когда отдаленность локации учащегося от локации учебного заведения не является важной и не препятствует процессу обучения и т.д. [4].

Подводя итоги, следует отметить, что дистанционное обучение является удобным инструментом для дополнительного образования, где личный контакт с преподавателем сводится к минимуму, процесс обучения выстроен последовательно, логично и структурно, в соответствии с четкой организацией и в условиях обязательного контроля. В контексте основного образования человеческий фактор может быть реализован посредством различных мессенджеров или он-лайн-платформ для обучения.

Тем не менее, при достаточно весомых достоинствах дистанционное обучение обладает рядом недостатков, к которым относятся:

• отсутствие человеческого фактора, который создает атмосферу и дает эмоциональный заряд обучающимся;

• недостаточный уровень технического оснащения, а также компьютерной грамотности пользователя;

• высокая трудоемкость процесса составления курса с учетом всех особенностей дистанционного обучения;

• отсутствие необходимого опыта дистанционного обучения у преподавателя [4];

• высокий уровень трудности задач, поставленных как перед обучающимся, так и перед преподавателем;

• отсутствие мотивации обучающихся или ее сниженный уровень.

В качестве вывода по недостаткам дистанционного обучения следует подчеркнуть, что дистанционное обучение является достаточно трудоемкой работой, требующей от преподавателя и обучающихся должного уровня компьютерной грамотности и необходимого оснащения. Однако одной из наиболее серьезных проблем, по мнению многих исследователей [1; 2; 3; 5], является отсутствие мотивации у обучающихся ввиду дефицита человеческого фактора.

В условиях дистанционного обучения, в частности вынужденного, вызванного мировой пандемией COVID-19, вопросы мотивации становятся все более актуальными.

Общие вопросы мотивации обучающихся в дистанционном образовании и основные концепции были сформулированы в трудах О.В. Кононыхиной, Н.Н. Быковой, П.О. Ивановой, РВ. Базалий, И.Ю. Елькиной, Дж. Келлера.

П.О. Иванова считает, что для наибольших результатов при дистанционном обучении преподавателю и обучающимся следует обратить внимание на совместные усилия по кооперации, рабочему процессу и взаимопомощи [3].

О.В. Кононыхина выделяет два типа мотивации: внутреннюю, которая представлена личными мотивами обучающегося, и внешнюю, которая обеспечивается преподавателем и другими участниками образовательного процесса. Организация процесса и структура курса также относятся к внешним факторам мотивации [1].

Н.Н. Быкова говорит о положительной и отрицательной мотивации, когда не только положительные, но и отрицательные эмоции задействованы в мотива-ционном процессе [2].

Современный американский ученый Джон Келлер исследует вопросы мотивации обучающихся как фактор, оказывающий существенное влияние на процесс овладения знаниями, навыками, умениями. Келлер создает модель мотивации ARCS, наименование которой является акронимом, состоящим из начальных букв названий четырех составляющих данной модели - внимания ('attention'), актуальности ('relevance'), уверенности ('confidence') и удовлетворения ('satisfaction') [5].

Внимание ('attention'), по Келлеру, может быть получено либо путем побуждения к восприятию информации, либо посредством задействования критического мышления. В первом случае внимание студентов обеспечивается возбуждением таких эмоций, как удивление, сомнение или недоверие. Во втором - интерес обучающихся побуждается постановкой сложной задачи, вопроса, кейса, которые необходимо решить или предложить оптимальное решение. Келлер предлагает следующие меры для обеспечения внимания студентов:

• активное участие, где происходит вовлечение обучающихся в процесс обучения, вводится посредством ролевых игр, а также других видов творческой активности;

• использование фактора юмора на занятиях в виде юмористических историй или других заданий, связанных с его использованием;

• постановка конфликтной ситуации, когда внимание обучающегося привлекается посредством введения утверждения или фактов, которые вступают в противоречие с имеющимися у них знаниями. Использование вопросов, на которые затруднительно ответить однозначно, повышает уровень мотивации обучающихся;

• применение разнообразных учебных материалов с помощью глобальной сети Интернет, в частности средств массовой информации, может повысить интерес для обучающихся в использовании курса дистанционного обучения;

• применение отрабатываемых навыков и умений к реальной жизни, значимость чего крайне высока ввиду того, что обучающиеся понимают целесообразность применения тех или иных знаний в жизненных ситуациях. Информирование учащихся о практическом использовании материала электронного обучения в их повседневной жизни с использованием реальных отсылок к реальным событиям или примеров из жизни является важным инструментом для привлечения внимания учащихся.

Актуальность ('relevance'), согласно модели мотивации ARCS Келлера, предполагает использование методов, связанных лично с обучающимися, что делает обучение направленным на обучающегося как на индивида. Могут быть использованы следующие стратегии:

• отсылка к предыдущему опыту обучающихся, когда предоставление новой информации делается на базе уже известных студенту фактов;

• ценность для решения текущих, а также потенциальных задач, осознаваемая обучающимися, существенно повышает уровень мотивации;

• использование в качестве примера других обучающихся, которые прошли данный курс и успешно применили полученные навыки и умения в решении поставленных задач;

• возможность выбора при обучении, что повышает уровень мотивированности.

Одним из важнейших аспектов, по Келлеру, является содействие в обретении учащимися чувства уверенности ('confidence') в потенциальном успехе. Данная стратегия включает пошаговый контроль и поощрения успеваемости и

прогресса; четкую постановку целей и задач, решение которых требуется достичь в ходе заданного курса дистанционного обучения; информирование о критериях оценивания для осознания обучающимися индивидуального плана действия; обеспечение обратной связи с обучающимися для их большего уровня уверенности в правильности выполнения заданий и соответствий выбранному курсу Также, согласно модели мотивации ARCS Келлера, заключительным компонентом является чувство удовлетворенности ('satisfaction') обучающегося, возникшее от осознания достигнутых результатов как во время, так и после прохождения курса дистанционного обучения. Предложенные им стратегии конкретно данного аспекта включают элемент похвалы или награды, а также поощрение учащихся в применении полученных навыков и практических умений в реальной жизни. Данная стратегия направлена на выработку у учащихся чувства правильности выбора данного курса дистанционного обучения.

Использование модели ARCS Келлера обеспечивает индивидуализированный подход к обучению в дистанционном формате, предполагает наличие современных актуальных источников информации в качестве средства обучения, развивает необходимые в современном мире навыки, такие как критическое мышление, обеспечивает прозрачность критериев оценивания, поставленных целей и задач. Применительно к обучению иностранным языкам в дистанционном формате данная модель соответствует современным тенденциям образования, направленным на развитие социокультурных навыков и компетенций [5].

В данном исследовании модель Келлера применяется к ролевой игре «Репортаж», изучается соответствие стратегии данной игры указанной модели и анализируется целесообразность использования данной ролевой игры в практике дистанционного обучения иностранным языкам.

Современная система образования переходит к такой концепции образования, которая позволила бы сформировать у человека систему творческого мышления и воспитать потребность в повышении уровня знаний не только в профессиональной сфере, но и в других областях, что может способствовать генерации нестандартных идей. Это является одним из аспектов инновационности в образовании, а именно - комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления.

Использование областей наук, смежных со специальностью обучающихся [7], способствует как развитию личностных качеств студентов, таких как системное мышление, внимательность, самостоятельность [6], так и расширению кругозора, формированию общекультурных компетенций, таких как способность к обобщению, аргументированному ведению устной и письменной речи; коммуникативные навыки, включая ведение переговоров и презентационные навыки; ораторские навыки; развитие критического мышления; готовность к кооперации и стремление к саморазвитию [6]. Используя в обучении творческие задания, в частности ролевые игры, появляется возможность обеспечения профессиональных компетенций, инновационной культуры, развития навыков учащихся, таких как креативность, умение работать в команде, принимать рациональные решения, систематизировать знания по различным предметам и т.д. Виды деятельности, которые приближены к деятельности в реальной жизни, способствуют развитию коммуникативных навыков, развитию диалогической и монологической речи в естественной среде. Для обучающихся ролевая игра - это действительность, которая интересна и понятна им, поскольку они сами ее отчасти создают.

Говоря о дистанционном обучении, следует принимать во внимание специфику обучения данного направления, а также некоторые трудности, которые могут возникнуть с учетом данной специфики. Во время организации процесса ролевых игр необходимо обеспечить площадку для проведения самой игры, а также коммуникации участников во время подготовки; предоставить ссылки на различного рода словари и дополнительную информацию, касающуюся темы игры; дать четкие указания на правила игры, роли участников, убедиться, что данная информация понята верно всеми участниками игры.

В данном случае обучающийся при подготовке той или иной игры, опираясь на теоретические знания, личный и профессиональный опыт, самостоятельно или в группе находит то или иное решение. Все это мотивирует на поиски актуальной информации, вызывает определенные переживания, которые придают большую достоверность и значимость выбранному решению, так как эмоции оказывают влияние на процессы, задействованные при обучении. Студент начинает мыслить, анализировать и делать самостоятельные выводы о достаточности или недостаточности имеющихся условий в задаче для решения данной проблемы и осознает пробелы в своих познаниях. Формируется навык быстро, рационально и правильно добывать недостающие необходимые данные, умение грамотно трактовать полученную информацию. К тому же некий соревновательный характер работы в группе стимулирует творческий подход к решению поставленной задачи и, учитывая групповой анализ ситуации, вынуждает ясно, логично и аргументированно формулировать собственную точку зрения. Педагог в свою очередь, имеет возможность оценить уровень подготовленности студентов, их познания в смежных дисциплинах, способность интегрировать на практике полученные теоретические знания.

Ролевая игра «Репортаж» может быть использована в дистанционном обучении в качестве средства, повышающего интерес и мотивацию обучающихся в изучении иностранных языков. Виды данной ролевой игры могут подразделяться на:

- событийный репортаж, в ходе которого учащиеся оперативно отражают общественно значимое событие в хронологической последовательности;

- познавательный репортаж, имеющий в своей основе конкретную тему, которую освещает учащийся-репортер, например, о путешествии, жизнь лаборатории и т.д.;

- проблемный репортаж, который несет в своей основе элементы анализа, событий, прогнозов, обобщений, авторских выводов [8].

В ходе подготовки обучающимся необходимо выбрать интересную и актуальную тему ролевой игры, что согласуется с моделью Келлера в стратегии «внимание», когда внимание обучающихся привлекается неоднозначной сложной проблемой [5].

Стратегия актуальности реализуется в дальнейших действиях, таких как проработка деталей ролевой игры, например, воображаемое предполагаемое место действия. На основе уже имеющихся знаний обучающиеся дают пояснение, где они находятся по походу игры. Также следует продумать, какое событие будет иллюстрировать начало, концовку, кульминацию события, какие герои ролевой игры будут очевидцами данных событий, чтобы лучше иллюстрировать данное событие, к какой профессии, роду занятости, убеждениям они могли бы принадлежать [8]. Аналитическая работа и подведение итогов также предпола-

Библиографический список

гают решение задач на основе уже полученного опыта и имеющихся навыков и умений.

Стратегия уверенности реализуется как в процессе подготовки, так и в ходе реализации ролевой игры и во многом зависит от работы преподавателя, когда должны быть четко поставлены цели и задачи, озвучен порядок и ход игры, а также критерий оценивания [5], что способствует лучшему пониманию процесса со стороны обучающихся.

Заключительная стратегия удовлетворенности зависит непосредственно от успешности всех предыдущих стратегий и влияет на конечный уровень мотивации обучающихся.

Подводя итоги, следует сказать, что мотивация, как внешняя/внутренняя, так и положительная/отрицательная, играет значительную роль в усваивании материала, отработке навыков и умений, а также успеваемости обучающихся дистанционно. Модель мотивации Келлера базируется на четырех составляющих -внимании, актуальности, уверенности и удовлетворении, которые в совокупности посредством кооперации преподавателя и обучающихся приводят к повышению уровня мотивации. Данная модель была рассмотрена на примере ролевой игры «Репортаж», в результате которой была доказана ее эффективность в попытке повышения мотивации учащихся.

1. Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; Т. 2-1 (5Э): 107 - 111.

2. Быкова H.H. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий. Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2016; Выпуск 4-2: 40 - 45.

3. Иванова П.О., Крылова Е.А. Роль мотивации при дистанционном обучении студентов высшей школы. Инновационная наука. Международный научный журнал. 2016; № 12-Э: 57 - 5В.

4. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. Вестник Московского университета МВД России. 2012; № 1: В - 10.

5. Keller John M. Motivational Design for Learning and Performance. New York: Springer US, 2010.

6. Насейкина Л.Ф., Бойчук А.И. Ролевая игра как средство формирования профессионально значимых личностных качеств студентов программистов в условиях уровне-вого образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 201Э; № Э1: 177 - 1В2.

7. Власова И.В., Михелькевич В.Н. Система развития и формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку. Вестник Самарского технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2014; № 4 (24): Э7 - 47.

В. Литвиненко А.А. Репортаж: искусство повествования. Практическое пособие. Санкт-Петрбург, 201Э.

References

1. Kononyhina O.V. Motivaciya studentov pri distancionnom obuchenii. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; T. 2-1 (5Э): 107 - 111.

2. Bykova N.N. Motivaciya obuchayuschihsya pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; Vypusk 4-2: 40 - 45.

3. Ivanova P.O., Krylova E.A. Rol' motivacii pri distancionnom obuchenii studentov vysshej shkoly. Innovacionnaya nauka. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № 12-Э: 57 - 5В.

4. Kuz'mina L.V. Preimuschestva i nedostatki distancionnogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012; № 1: В - 10.

5. Keller John M. Motivational Design for Learning and Performance. New York: Springer US, 2010.

6. Nasejkina L.F., Bojchuk A.I. Rolevaya igra kak sredstvo formirovaniya professional'no znachimyh lichnostnyh kachestv studentov programmistov v usloviyah urovnevogo obrazovaniya. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 201Э; № Э1: 177 - 1В2.

7. Vlasova I.V., Mihel'kevich V.N. Sistema razvitiya i formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Samarskogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; № 4 (24): Э7 - 47.

В. Litvinenko A.A. Reportazh: iskusstvo povestvovaniya. Prakticheskoe posobie. Sankt-Petrburg, 201Э.

Статья поступила в редакцию 16.05.21

УДК 37.035.6

Davitashvili E.T., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MOTIVATION AMONG MEMBERS OF A FOLKLORE GROUP IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article examines the content of the concept "organizational and pedagogical conditions of motivation" and the realization of creative potential in a folklore collective by adolescent participants. The author analyzes possibilities of introducing new motivational methods of teaching members of a folklore group and describes ways of solving for the introduction and increase of the quantitative composition in the group. Through musical and visual forms of representation of folklore, a team member is able to know the feelings of others, and therefore interact with peers and like-minded people in the team. All this contributes to the development of motivation to realize their own potential and increases the motivation to participate in the folklore group.

Key words: motivation, motivational development, organizational conditions, pedagogical conditions, folklore, team, pedagogy, personality.

Е.Т. Давиташвили, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ У УЧАСТНИКОВ ФОЛЬКЛОРНОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматривается содержание понятия «организационно-педагогические условия мотивации» и реализация творческого потенциала в фольклорном коллективе участниками подросткового возраста. Автор анализирует возможности внедрения новых мотивационных методов обучения участников фольклорного коллектива и описывает пути решения для приобщения и увеличения количественного состава в коллективе. Посредством музыкальных и визуальных форм представления фольклора участник коллектива способен познать чувства других, а значит, взаимодействовать со сверстниками и единомышленниками в коллективе. Все это способствует развитию мотивации для реализации собственного потенциала и повышает мотивацию для участия в фольклорном коллективе.

Ключевые слова: мотивация, мотивационное развитие, организационные условия, педагогические условия, фольклор, коллектив, педагогика, личность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.