все хорошо». Потом обнаруживается, что такая реакция вызвана боязнью потерять «удобную» работу, которая хоть и малооплачиваемая, но не требует особого напряжения, обучения и, естественно, не побуждает к инициативе.
3. Коммуникативные барьеры организационной направленности, особенно у руководителей подразделений, которые используют неверную интерпретацию информации, нечеткость в постановке задач и организации работы, низкую исполнительскую компетентность персонала.
Анализ организационной структуры позволил конкретизировать те потери, которые не создают ценности в ее настоящем варианте. Обозначим их.
- Потери перепроизводства. Наличие в деятельности некоторых отделов дублирующих функций вследствие отсутствия четкого разделения задач (в ситуациях, когда одну и ту же контролирующую функцию проверки исполнения приказа ректора осуществляют сразу сотрудники двух отделов).
- Потери перемещения. Лишние перемещения для получения информации между отделами из-за отсутствия достаточной внутренней коммуникационной сети.
- Потери дополнительной обработки. Ситуации, связанные с функциями нескольких подразделений, которые выполняют незавершенный процессный цикл из-за того, что специалист, обладающий уровнем необходимой профессиональной компетентности, входит в состав другой подструктуры.
- Потери ожидания. Связаны с необходимостью визирования и подписания определенных документов и занятостью должностных лиц.
Для устранения обозначенных проблемных выводов в рамках оптимизации организационной структуры университета возможно использовать инструменты бережливого производства, призванные сократить обозначенные потери и укрепить ценностные основы управленческого процесса [9].
1. Инструмент «^Ып-Тте» (точно в срок). В отношении проблемы формирования эффективной организационной структуры это означает, что существующее подразделение будет актуальным, когда будет востребовано в реальной
Библиографический список
организации для создания ценности в достижении поставленной руководством цели.
2. Инструмент «Вытягивающая» система служит для грамотного комплектования штатного расписания подразделений, учета соответствующих нормативов производительности труда сотрудников отделов, четкого определения задач. Некоторые руководители используют «выталкивающую» систему, когда подразделение создается под конкретного человека, деятельность которого не приносит должной ценности для работы организации, что означает лишь «раздувание» управленческого аппарата.
3. Инструмент - базовый инструмент, его суть заключается в стандартизации рабочего пространства, что является своеобразным фундаментом для дальнейшего наполнения, в данном случае - составляющих организационной структуры вуза. Организационный стандарт - унифицированный стандарт для управления организацией, учитывающий политику организации, свод правил и норм организационной культуры.
4. Инновационный инструмент управления бизнес-процессами любой организации - бенчмаркинг. Означает равнение на лучшие практики управления организацией и структурирования ее производственной (организационно-образовательной) деятельности. Для решения рассматриваемой проблемы оптимизации организационной структуры сравнение деятельности университета с конкурентоспособными вузами не подразумевает прямого переноса их оргструктуры, а ценность этого инструмента состоит в улучшении собственных процессов путем создания нужных, эффективно работающих подразделений.
Управленческая ситуация требует от современных вузов обновления их организационной структуры. Это зачастую приводит к спонтанному появлению новых задач и подразделений, что способствует созданию слабоструктурированных отделов. Суть работы проектной группы Шадринского государственного педагогического университета состоит в разработке рекомендаций по созданию динамичной, мобильной и жизнеспособной структуры управления образовательной организацией.
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642. Available at: https://docs.cntd.ru/document/556183093
2. Вагнер Ю. Управление процессами в вузе. Открытые системы СУБД. 2010; № 9. Available at: https://www.osp.ru/os/2010/09/13005738
3. ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь». Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 мая 2014 года N 431-ст. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200110957
4. Погребняк С.И. Бережливое производство. Формула эффективности. Москва: Триумф, 2013.
5. Гайворонская С.А. Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход. Университетское управление: практика и анализ. 2019; № 23 (4): 104 - 115.
6. Хмейд Х. Бережливое образование. Available at: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1458&catid=38&Itemid=1319
7. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Перевод с английского под редакцией Ю.Н. Каптуревского. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
8. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы. Москва: МАКС Пресс, 2008.
9. Бурнашева Э.П. Использование инструментов бережливого производства в проектировании образовательного процесса. Интеграция образования. 2016; Т. 20; № 1: 105 - 111.
References
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya". Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 dekabrya 2017 goda N 1642. Available at: https://docs.cntd.ru/document/556183093
2. Vagner Yu. Upravlenie processami v vuze. Otkrytye sistemy SUBD. 2010; № 9. Available at: https://www.osp.ru/os/2010/09/13005738
3. GOST R 56020-2014 Berezhlivoe proizvodstvo. Osnovnye polozheniya i slovar". Prikaz Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 12 maya 2014 goda N 431-st. Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200110957
4. Pogrebnyak S.I. Berezhlivoe proizvodstvo. Formula 'effektivnosti. Moskva: Triumf, 2013.
5. Gajvoronskaya S.A. Praktika vnedreniya berezhlivyh tehnologij v sistemu upravleniya vuzom: proektnyj podhod. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2019; № 23 (4): 104 - 115.
6. Hmejd H. Berezhlivoe obrazovanie. Available at: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_contentSview=articleSid=1458Scatid=38SItemid=1319
7. Mincberg G. Struktura v kulake: sozdanie 'effektivnoj organizacii. Perevod s anglijskogo pod redakciej Yu.N. Kapturevskogo. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.
8. Strategii razvitiya rossijskih vuzov: otvety na novye vyzovy. Moskva: MAKS Press, 2008.
9. Burnasheva 'E.P. Ispol'zovanie instrumentov berezhlivogo proizvodstva v proektirovanii obrazovatel'nogo processa. Integraciya obrazovaniya. 2016; T. 20; № 1: 105 - 111.
Статья поступила в редакцию 13.05.21
УДК 373.1
Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia),
E-mail: [email protected]
Vaganova Yu.V., postgraduate, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia); teacher, Branch of Samara State University
of Railway Transport (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGY OF DISTANCE LEARNING OF OLDER ADOLESCENTS IN A GENERAL EDUCATION ORGANIZATION. Distance learning, as a topic of scientific research, is widely represented in foreign and Russian national literature, but it is in the modern realities associated with the pandemic of the new coronavirus COVID-19 that this problem has acquired significance. For the first time in history, educational systems are massively forced to switch to the distance format. This situation has revealed a lot of problems, including the methodological basis for the use of information and communication technologies in the educational process, and not selectively, but totally. This situation dictates the need for a deep analysis of the specifics of distance learning and the possibility of its application at different levels in the education system. The article attempts to analyze the methodology of distance learning, gives a definition, describes the conditions, basic principles, pedagogical technologies, methods and forms. The authors believe that it is a well-developed methodological support that will make it possible to effectively apply the distance learning format, including in general education organizations.
Key words: distance learning, e-learning, information and communication technologies, methodology.
Л.К. Фортоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
Ю.В. Ваганова, аспирант, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир, преп., филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дистанционное обучение, как тема научного исследования, широко представлено в зарубежной и отечественной литературе, но именно в современных реалиях, связанных с пандемией нового коронавируса COVID-19, эта проблематика приобрела весомую значимость. Впервые в истории образовательные системы массово вынуждены были перейти именно в дистанционный формат Эта ситуация вскрыла массу проблем, в числе которых и методологическое основание применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, причем не выборочно, а тотально. Подобная ситуация диктует необходимость глубокого анализа специфики дистанционного обучения и возможности его применения на разных ступенях в системе образования. В данной статье предпринята попытка анализа методологии дистанционного обучения, дано определение, описаны условия, основные принципы, педагогические технологии, методы и формы. Авторы полагают, что именно грамотно разработанное методологическое обеспечение позволит эффективно применять дистанционный формат обучения, в том числе и в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, информационно-коммуникационные технологии, методология.
Актуальность изучения проблем образования в современной педагогике не вызывает сомнений, поскольку в условиях пандемии нового коронавируса COVID-19 пришлось не просто пересмотреть традиционные формы и методы работы с детьми, но сделать это в кратчайшие сроки, дабы минимизировать возможные потери в процессе адаптации образовательных организаций к новым условиям деятельности. В этом случае вся система образования, и российская не стала исключением, должна была проявить максимальную мобильность и гибкость, одновременно решая проблемы технического обеспечения.
Социальный заказ общества предполагает подготовку специалиста, обладающего саногенным мышлением, креативностью, решающего поставленные задачи с опережением. Фундамент этих качеств закладывается еще в общеобразовательной организации и развивается при взаимодействии индивида с общественными структурами. Социализация - сложный, многоуровневый процесс, играющий важную роль в становлении личности. От того, насколько он будет успешен, зависят перспективы самого человека. Современная социокультурная динамика имеет ряд отличительных черт, одна из которых - быстрый темп процессов, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества. Человек, как неотъемлемая часть социума, вынужден подчиняться ритмам, менять свои цели и устремления в соответствии с веяниями времени, постоянно пополнять багаж знаний, обновлять социокультурный опыт [1].
Одной из составляющих процесса социализации является образование, под которым в данном случае мы понимаем систему, с помощью которой человек приобретает знания, умения и навыки. Она многоступенчата и в зависимости от возрастных характеристик, психических и физических особенностей индивида дает ему то «знание», которое он успешно может воспринять и использовать в дальнейшем для собственного жизнеобеспечения и развития, а также для достижения общественного прогресса в целом.
Современные реалии развития российского общества инициировали новую форму взаимоотношений в парадигме «учитель - ученик» в формате дистанционного обучения. Термин «дистанционное обучение» стал неотъемлемой частью жизни общества. Это не означает, что вопросы дистанционного, электронного обучения, использования информационно-коммуникационных технологий ранее не поднимались в науке. Напротив, эта тема получила широкое развитие в отечественной науке в конце 1980-х - 1990-е гг. В западной науке большую популярность эта тема приобрела в 1970-е годы, ряд работ вышли еще в конце 1950-х годов. Связано это было с научно-техническим прогрессом в области компьютерных технологий, обоснованием их применения, в том числе в сфере образования. В 2000-е годы наблюдался новый всплеск научного интереса к этой проблематике, связанный с бурным развитием сети Интернет.
Современный взгляд на тему дистанционного обучения основан именно на тенденциях времени [2], а также вынужденном характере применения таких педагогических форм в условиях пандемии. Несмотря на значительный интерес в науке, педагоги и обучающиеся оказались неподготовленными к тотальному использованию дистанционной методологии. В связи с этим следует отметить важность и значимость научных изысканий в данной области, которые будут иметь возможность реального практического применения, так как от этого зависит успешность функционирования образовательных систем.
Еще одной стороной проблемы, определяющей актуальность темы дистанционного обучения, является вопрос выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения дистанционных технологий в общеобразовательной организации, так как именно школа столкнулась с наибольшим числом проблем, одной из которых стал вопрос мотивации обучающихся в новых условиях. Если для студента вуза, разумно подошедшего к вопросу выбора будущей профессии, тема мотивации носит менее значимый характер, так как от успешности освоения программы учебных дисциплин зависит качество и глубина его знаний, то для школьника она играет несколько иную роль.
В силу своих возрастных особенностей обучающиеся общеобразовательных организаций не в полной мере могут оценить существующие перспективы, и, как следствие, отнестись к дистанционному образовательному процессу несерьезно, как к дополнительному отдыху. Это не проблема, если мы говорим о таких педагогических формах, как факультатив, специальные курсы или проектная деятельность, поскольку в таком случае чаще всего мы имеем дело с синтезом традиционных и дистанционных форм [3], следовательно, можем корректировать индивидуальную успеваемость в реальном образовательном процессе. Если же мы спроектируем ситуацию с карантином, режимом самоизоляции или природной стихией, диктующими необходимость полного разобщения, то в таком случае вопрос выявления условий эффективности дистанционного обучения видится в совершенно ином ключе. Нам представляется, что к этим условиям можно отнести качественное методологическое обеспечение, позволяющее сохранить традиции и использовать инновации для обеспечения одинаково высокого качества и уровня образования, независимо от внешних обстоятельств, современное техническое оснащение образовательных организаций, наличие компетентных педагогов, владеющих технологиями дистанционного обучения, позволяющими в кратчайшие сроки включить обучающихся в этот процесс.
Определяя дефиницию «дистанционное обучение», мы пришли к выводу, что в различных научных публикациях она представлена неоднозначно. Условно же, по нашему мнению, все эти определения можно разделить на две группы. Во-первых, это дефиниции, в которых акцент делается на получении образования по месту жительства обучающегося, то есть «дистанция» - ключевое слово. Во-вторых, те определения, где термин «дистанция» имеет опосредованное значение, а основной смысл фиксируется на технической стороне процесса, то есть применении информационно-коммуникационных технологий. В этом случае понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» являются взаимодополняющими. Именно в таком ключе рассматривает данную терминологию современное российское законодательство [4].
Сущность понятия «дистанционное обучение» становится основой классификации типов данной формы образовательного процесса, так как в этом случае, нам мыслится, вполне логичным такой критерий, как способ передачи информации. В соответствии с этим в рамках первого типа информация передается прямым, реальным способом, не включающим электронные варианты трансляции. Представленный тип включает в себя следующие образовательные технологии: кейсовая, корреспондентская, учебно-вахтовая, аттестационно-вахтовая [5]. Представленные технологии требуют непосредственного периодического контакта обучающегося и педагога для мониторинга усвоенных знаний, возможной трансляции информации, то есть присутствия и взаимодействия.
Остановимся на каждой из них подробнее. Кейс-технология применительно к дистанционному обучению призвана дать возможность самостоятельно и планомерно прорабатывать большой объем информации, поэтапно изучать материал, выполняя задания, разумно сгруппированные в так называемые кейсы. Каждый кейс - это своего рода информационный модуль, саккумулированный по смысловому принципу, в рамках которого нужно сделать выводы, направленные на понимание и анализ информации. Эта технология активно применяется не только в дистанционном формате, но и в традиционном обучении как инновационная форма работы. Важным здесь, по нашему мнению, является не только индивидуальная, но и коллективная работа, так как представленные выводы требуют обсуждения и принятия наиболее подходящего.
Корреспондентский тип - это такая технология, которая предполагает отправку учебных материалов, к примеру, почтой или иной службой доставки. Такая технология дистанционного обучения в настоящее время представлена слабо, это связано с широким развитием Интернета, но еще буквально 20 лет назад пользовалась популярностью, поскольку давала возможность получать новые знания, дистанцируясь от учебного заведения и педагога, к примеру, система
изучения английского языка ЕШКО. В некоторых зарубежных вузах эта форма дистанционного обучения используется по сей день.
Учебно-вахтовая технология предполагает выезд коллектива преподавателей к обучающимся в место дислокации филиала учебного заведения, например, в отдаленные районы, где нет технической, материальной или иной возможности организовать традиционную работу. В рамках учебно-вахтового дистанционного обучения необходимо помещение для организации учебного процесса, пусть и периодического.
Аттестационно-вахтовая технология предполагает выезд преподавателей для проведения итоговых аттестаций, таких как государственный экзамен или защита квалификационных работ По своей сути близка к описанной ранее учебно-вахтовой.
Проанализированные технологии дистанционного обучения в большей степени подходят для получения высшего образования или профессиональной переподготовки, их применение в общеобразовательной организации, даже при работе со старшими подростками, является весьма спорным. Они основаны на заинтересованности и высокой степени мотивации обучающихся, поэтому слабо распространены в системе общего среднего образования. Такие формы дистанционного обучения для школьников могут применяться лишь индивидуально, к примеру, для углубленного изучения предмета, подготовки к поступлению в высшее учебное заведение или выполнения олимпиадных заданий.
Отметим, что в эру развития компьютерных и интернет-технологий подобный тип дистанционного обучения распространен слабо, поскольку сопряжен с некоторыми трудностями, как то: отправка обучающих материалов почтой или службой доставки, необходимость организации не только методической, но и материально-технической стороны учебного процесса (помещение, выезд преподавателей, их размещение на месте). Подобные формы образовательного процесса удобны обучающимся, слабо владеющим компьютером или находящимся в населенных пунктах, не охваченных зоной Интернета.
К следующему типу дистанционного обучения можно отнести такие технологии, которые основаны на использовании информационно-коммуникационных средств передачи данных. Главной их отличительной чертой является широкое применение компьютера и Интернета как на стадии методологического анализа и разработки образовательных материалов, так и в процессе обучения и контроля полученных знаний.
В рамках классификации А.А. Андреева [2] ко второму типу следует отнести такие технологии, как телевизионная, телеприсутствие и сетевая технология. Остановимся на каждой более подробно.
Телевизионная технология предполагает наличие так называемой головной образовательной организации и филиалов, расположенных в удалении друг от друга. Отличительная черта их взаимодействия - аккумуляция всей образовательной информации в основной образовательной организации и их трансляция по различным спутниковым каналам связи в филиалы. Таким образом, обучающая информация дублируется и отправляется в неизменном виде, транслируется в форме видеоуроков. Достоинством подобной технологии является возможность прослушать качественную лекцию или урок от высококвалифицированного специалиста, не выезжая специально для этого к месту его непосредственной преподавательской деятельности. Серьезным же недостатком считается относительная дороговизна организации самого образовательного процесса в рамках этой технологии. Следует отметить, что она была весьма популярна в западных странах во второй половине XX века и стала основой формирования системы e-learning, для которой характерно использования большого числа мультимедийных средств.
Технология телеприсутствия позволяет организовать учебный процесс таким образом, что обучающийся присутствует на занятии удаленно, оставаясь одновременно в двух пространствах, своем физическом и виртуальном, где проходит образовательный процесс. Для того чтобы организовать обучения с использованием технологии телеприсутствия, необходимо применять высокотехнологические средства, аудио- и видеотрансляции, а также дополненной реальности. Подобная технология, к примеру, в последнее время широко используется в медицине для консультаций и высокотехнологической помощи пациентам. Она является, по нашему мнению, весьма перспективной.
Сетевая, или интернет-технология дистанционного обучения имеет высокую популярность, что связано с бурным развитием Интернета, а также простотой
Библиографический список
и доступностью ее применения. Она представляет собой организацию образовательного процесса, в рамках которой широко используется информационная база сети, возможности электронных обучающих платформ, а также коммуникации. Интернет-технология имеет ряд преимуществ по сравнению с описанными, в числе которых можно назвать интерактивность - относительно простой доступ к образовательному контенту, возможность широкой трансформации обучающих материалов, что подстраивает их под индивидуальный темп работы обучающегося, быстрая связь с преподавателем (учителем), который контролирует и координирует весь процесс обучения. Именно сетевая технология стала ведущей в условиях пандемии коронавируса COVID-19 и, как следствие, самоизоляции весной 2020 года.
Что касается форм обучения, то актуальность их применения зависит от коммуникационных особенностей дистанционных образовательных технологий. Так, в рамках первого типа (кейсовая, корреспондентская, вахтовая технологии) целесообразным является использование таких форм, как лекция, самостоятельная, практическая, контрольная работы. Это обусловлено спецификой самих педагогических технологий, которые, как уже упоминалось, предполагают трансляцию обучающих материалов на реальном носителе с помощью службы доставки.
Формы обучения в рамках второго типа (телевизионная, сетевая технологии, телеприсутствие) могут быть самыми разнообразными, основанными, в том числе, и на синтезе традиционного и дистанционного форматов. Это связано с высокой информативностью Интернета, простотой коммуникации и трансляции. Обучение, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий, может быть представлено широким спектром форм занятий в двух основных плоскостях - онлайн и оффлайн.
К онлайн-занятиям, которые проходят в режиме реального времени, используя для этого различные интернет-приложения (ZOOM, Skype и др.), относятся, например, видеоконференции (лекции, семинары, практические занятия), консультации, чат-занятия. Применительно к общеобразовательной организации и работе со старшими подростками такая форма очень удобна, поскольку дает возможность прямого контакта, пусть и через монитор компьютера, между учителем и классом. К слову, в режиме самоизоляции весной 2020 года именно видеоконференции были наиболее эффективны для работы со школьниками, они стали неким аналогом обычной, поурочной, системы занятий. Конечно, необходимо принимать во внимание недостатки массового применения таких форм, что сказывается на здоровье подростков.
К оффлайн-занятиям следует отнести, к примеру, консультации, если они проходят посредством переписки через электронную почту, мультимедийные лекции, записанные преподавателем заранее, веб-чаты. Особенность таких форм организации образовательного процесса заключается в асинхронности, что дает возможность выбирать обучающимся удобное время для занятий, возвращаться к материалу, который по разным причинам не вполне понятен, заинтересовал и требует более глубокого анализа или необходим для выполнения проверки или контроля знаний. В условиях применения таких форм необходимо учитывать мо-тивационную составляющую, поскольку для школьников велик соблазн отложить оффлайн-работу в долгий ящик, ведь она не требует сиюминутной реакции на деятельность учителя, который выступает в роли тьютора и лишь координирует процесс. Заинтересованность в изучаемом материале, высокий профессионализм педагога, техническая грамотность обучающихся - непременные условия таких форм образовательной деятельности.
Подводя итог, следует отметить, что дистанционное обучение имеет глубокие корни и довольно-таки широкую методологическую базу, что дает возможность его успешного применения в системе образования на разных ее уровнях. Однако необходимо оценивать эффективность использования такого формата. Опыт работы в образовательной организации в условиях режима самоизоляции подсказывает, что тотальное его применение чревато множеством проблем для старших подростков, не имеющих достаточного опыта самостоятельной работы, так необходимой в условиях дистанта. Однозначно, что элементы дистанционного обучения должны применяться в современной школе, поскольку способствуют развитию креативного мышления, технической грамотности, умению быстро принимать решения, а также формированию чувства ответственности. Не следует забывать, однако, и об отрицательных моментах, сопровождающих дистанционное обучение, грамотно выстраивать образовательный процесс, разумно совмещать традиции и новации.
1. Фортова Л.К., Базалей Е.А. Значение нравственного воспитания и формирования нравственной системы школьников в современных условиях. Теория и практика общественного развития. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-nravstvennogo-vospitaniya-i-formirovaniya-tsennostnoy-sistemy-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer
2. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения. Открытое образование. 2005; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya/viewer
3. Толстоухова И.В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология. Человек и образование. 2016; № 2 (47). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya/viewer
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (редакция от 08.12.2020). Консультант Плюс. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
5. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Электронный журнал Cloud of Science. 2013; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii/viewer
References
1. Fortova L.K., Bazalej E.A. Znachenie nravstvennogo vospitaniya i formirovaniya nravstvennoj sistemy shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-nravstvennogo-vospitaniya-i-formirovaniya-tsennostnoy-sistemy-shkolnikov-v-sovremennyh-usloviyah/viewer
2. Polat E.S. K probleme opredeleniya 'effektivnosti distancionnoj formy obucheniya. Otkrytoe obrazovanie. 2005; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-effektivnosti-distantsionnoy-formy-obucheniya/viewer
3. Tolstouhova I.V. Distancionnoe obuchenie kak sovremennaya pedagogicheskaya tehnologiya. Chelovek i obrazovanie. 2016; № 2 (47). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya/viewer
4. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (redakciya ot 08.12.2020). Konsul'tant Plyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
5. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tehnologii. 'Elektronnyj zhurnal Cloud of Science. 2013; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-i-distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii/viewer
Статья поступила в редакцию 13.05.21
УДК 378
Vinnikova O.A., senior teacher, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ROLE PLAY "NEWS REPORT" AS A WAY TO INCREASE MOTIVATION IN DISTANCE LEARNING. The article is dedicated to an actual and relevant phenomenon of high importance in modern education - distance learning. The article examines and analyzes works of modern researchers on the advantages and disadvantages of modern distance learning, and pays special attention to the problem of low level of motivation among students in the context of distance learning due to the pandemic caused by the COVID-19 virus. The author describes in detail the ARCS (attention, relevance, confidence, satisfaction) motivation model of the modern American scientist John Keller, studies its strategies and gives a generalized description of its feasibility. The author examines in detail the role play "News report" and its types, gives recommendations on the preparation and the course of the role play itself. Based on the application of the ARCS motivational model to the role play "News report", the author concludes about the high importance and relevance of this motivation model in the distance learning process.
Key words: distance learning, motivation, higher education, role play, ARCS.
О.А. Винникова, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
РОЛЕВАЯ ИГРА «РЕПОРТАЖ» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Данная статья посвящена актуальному в современном образовании явлению - дистанционному образованию. В данной статье рассмотрены и проанализированы труды современных исследователей относительно преимуществ и недостатков современного дистанционного образования, также особенное внимание уделяется проблеме низкого уровня мотивации у учащихся в контексте дистанционного образования вследствие пандемии, вызванной вирусом COVID-19. Автор подробно описывает модель мотивации ARCS современного американского ученого Джона Келлера, изучает ее стратегии и дает обобщенную характеристику ее целесообразности. Детально рассматривается ролевая игра «Репортаж» и ее виды, даются рекомендации относительно подготовки и самого хода игры. На основании применения модели ARCS к ролевой игре «Репортаж» автор делает вывод о значимости данной модели мотивации в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционное обучение, мотивация, высшее образование, ролевая игра, ARCS.
Актуальность исследования. Развитие современных тенденций в образовании привлекает новейшие технические средства для обучения. Дистанционное обучение является важнейшим инновационным направлением, которое имеет свои преимущества и недостатки перед традиционным образованием [1; 2; 3].
Одним из основных недостатков дистанционного обучения является низкая мотивация у обучающихся ввиду отсутствия человеческого фактора в данном виде образовательного процесса. Вынужденный переход на дистанционное обучение вследствие пандемии, вызванной вирусом COVID-19, показал несостоятельность дистанционного обучения в данном аспекте, низкую степень мотивации у учащихся и, как результат, низкую степень усвоения и овладения материалом в данный период. Данное исследование значимо для теории и практики дистанционного обучения, в частности, обучения иностранным языкам, ввиду новизны данной проблемы и ее недостаточной исследованности.
Цель работы - изучить проблему мотивации в дистанционном образовании при обучении иностранным языкам, проанализировать причины возникновения данной проблемы и пути их решения, а также выявить целесообразность применения ролевой игры «Репортаж» как метода повышения мотивации обучающихся иностранному языку в контексте дистанционного образования.
Методы исследования: систематизация и анализ трудов современных исследований по вопросам преимуществ и недостатков дистанционного образования, изучение принципов модели мотивации ARCS Келлера, попытка применения данной модели на примере ролевой игры «Репортаж» в контексте дистанционного образования.
Результаты исследования: проблема мотивации детально изучена на основе различных классификаций современных исследователей, как отечественных, так и иностранных. Предложенная Келлером модель мотивации была подробно рассмотрена и успешно применена к ролевой игре «Репортаж», тем самым показав состоятельность и эффективность данной игры в дистанционном обучении.
В современном мировом сообществе остается значительной важность дистанционного образования. Технический прогресс оказывает существенное влияние на все значимые области жизни человека, в том числе на науку и образование. В последние годы наблюдается повышенный спрос дистанционного образования как в качестве дополнения к основной программе [3], так и в качестве самостоятельной программы обучения. Многие учебные заведения, в том числе
и высшие, предлагают программы дистанционного обучения с возможностью получения диплома данного учебного заведения.
Вопросы целесообразности дистанционного образования поставлены и исследованы в работах Л.В. Кузьминой, М.В. Мухиной, ГГ. Блоховцевой, И.В. Ка-лачевой, Е.И. Никифоровой.
Обзор педагогических исследований дистанционного образования позволил сделать вывод о том, что данное направление обладает рядом достоинств и недостатков.
Говоря о достоинствах, следует перечислить такие особенности, как:
• гибкость, которая подразумевает самостоятельный выбор удобного времени обучения учащимся;
• индивидуальный подход, когда обучающемуся доступен выбор удобной конкретно для него нагрузки;
• принцип модульности, который создает целостное восприятие определенной предметной области;
• параллельность, предполагающая совмещение рабочей и учебной деятельности;
• дальнодействие, когда отдаленность локации учащегося от локации учебного заведения не является важной и не препятствует процессу обучения и т.д. [4].
Подводя итоги, следует отметить, что дистанционное обучение является удобным инструментом для дополнительного образования, где личный контакт с преподавателем сводится к минимуму, процесс обучения выстроен последовательно, логично и структурно, в соответствии с четкой организацией и в условиях обязательного контроля. В контексте основного образования человеческий фактор может быть реализован посредством различных мессенджеров или он-лайн-платформ для обучения.
Тем не менее, при достаточно весомых достоинствах дистанционное обучение обладает рядом недостатков, к которым относятся:
• отсутствие человеческого фактора, который создает атмосферу и дает эмоциональный заряд обучающимся;
• недостаточный уровень технического оснащения, а также компьютерной грамотности пользователя;
• высокая трудоемкость процесса составления курса с учетом всех особенностей дистанционного обучения;