Научная статья на тему 'Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения'

Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2036
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПЛЮСЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / МИНУСЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / РИСКИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧАЕМЫЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАТФОРМЫ / DISTANCE LEARNING / ONLINE LEARNING / ADVANTAGES OF ONLINE LEARNING / DISADVANTAGES OF ONLINE LEARNING / RISKS OF ONLINE LEARNING / TRAINEE / INFORMATION TECHNOLOGIES / PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова М.А., Лагуткина Т.В.

В современном мире большинству людей, особенно молодому поколению невозможно представить себя без интернета. С ростом информационных технологий и развитием интернета стало развиваться новое направление получения образования или повышения квалификации с помощью онлайн-обучения. Дистанционное обучение является достаточно новым витком в применении получения образования. На сегодняшний день появилось большое количество различных платформ МООС курсов дистанционного обучения. Так как онлайн-обучение дает возможность обучаться всем, кто имеет желание, в любой точке страны и мира, несмотря на километры и разницу во времени, при этом сам решает где, когда, как, в какой форме и за какие денежные средства ему получать образование. В связи с непростой ситуацией в мире из-за пандемии люди вынуждены обучаться дома, что для многих является непростой задачей. Но решение этой проблемы является дистанционное обучение, которое имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые будут рассмотрены и проанализированы в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова М.А., Лагуткина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND IDENTIFICATION OF POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF DISTANCE LEARNING IMPLEMENTATION

In the modern world, most people, especially the younger generation, cannot imagine themselves without the Internet. With the growth of information technologies and the development of the Internet, a new direction of obtaining education or advanced training through online learning has begun to develop. Distance learning is a fairly new stage in the application of education. To date, a large number of different MOE platforms for distance learning courses have appeared. Since online education makes it possible for everyone who wants to study anywhere in the country and the world, despite the kilometers and time differences, it is up to them to decide where, when, how, in what form and for what money to get an education. Due to the difficult situation in the world due to the pandemic, people are forced to study at home, which is a difficult task for many. But the solution to this problem is distance learning, which has both positive and negative sides, which will be discussed and analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения»

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

УДК 004.588 DOI: 10.18413/2518-1092-2020-5-2-0-8

Маслова М.А. Лагуткина Т.В.

АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ СТОРОН ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ_

Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, д. 33, г. Севастополь, 299053, Россия

e-mail: machechka-81@mail.ru, lagutkina.tatiana@mail.ru

Аннотация

В современном мире большинству людей, особенно молодому поколению невозможно представить себя без интернета. С ростом информационных технологий и развитием интернета стало развиваться новое направление получения образования или повышения квалификации с помощью онлайн-обучения. Дистанционное обучение является достаточно новым витком в применении получения образования. На сегодняшний день появилось большое количество различных платформ МООС курсов дистанционного обучения. Так как онлайн-обучение дает возможность обучаться всем, кто имеет желание, в любой точке страны и мира, несмотря на километры и разницу во времени, при этом сам решает где, когда, как, в какой форме и за какие денежные средства ему получать образование. В связи с непростой ситуацией в мире из-за пандемии люди вынуждены обучаться дома, что для многих является непростой задачей. Но решение этой проблемы является дистанционное обучение, которое имеет как положительные, так и отрицательные стороны, которые будут рассмотрены и проанализированы в данной статье.

Ключевые слова: дистанционное обучение; онлайн-обучение; плюсы онлайн-обучения; минусы онлайн-обучения; риски онлайн-обучения; обучаемый; информационные технологии; платформы.

UDC 004.588

Maslova M.A. Lagutkina T.V.

ANALYSIS AND IDENTIFICATION OF POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF DISTANCE LEARNING IMPLEMENTATION

Sevastopol state University, 33 Universitetskaya St., Sevastopol, 299053, Russia e-mail: machechka-81@mail.ru, lagutkina.tatiana@mail.ru

Аbstract

In the modern world, most people, especially the younger generation, cannot imagine themselves without the Internet. With the growth of information technologies and the development of the Internet, a new direction of obtaining education or advanced training through online learning has begun to develop. Distance learning is a fairly new stage in the application of education. To date, a large number of different MOE platforms for distance learning courses have appeared. Since online education makes it possible for everyone who wants to study anywhere in the country and the world, despite the kilometers and time differences, it is up to them to decide where, when, how, in what form and for what money to get an education. Due to the difficult situation in the world due to the pandemic, people are forced to study at home, which is a difficult task for many. But the solution to this problem is distance learning, which has both positive and negative sides, which will be discussed and analyzed in this article.

Keywords: distance learning; online learning; advantages of online learning; disadvantages of online learning; risks of online learning; trainee; information technologies; platforms.

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день весь мир черпает информацию с различных ресурсов, в любое время суток, года и не зависимо от погодных условий или настроения. Поэтому со временем стало понятно, что образование и интернет тесно связаны между собой, а рост информационных технологий только способствует этому развитию. Множество людей хотели бы повысить свой уровень образования и получать достоверную информацию, помимо обычного поиска информации в интернете, которая при этом может не соответствовать истинности и подлинности. Часто из-за нехватки времени, денежных средств, занятости, состояния здоровья, вероисповедания или территориальной отдаленности не все могут получить образование. Поэтому мир потихоньку двигался к созданию и развитию онлайн - обучения (МООС), которое создавалось для решения конкретных образовательных задач с использованием различных схем организации учебного процесса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В России создание МООС образования начиналось 23 декабря 2014 г с Совета по открытому онлайн-образованию, в который входили представители ведущих образовательных организаций высшего образования: МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО, УрФУ и представители Рособнадзора и Минобрнауки России. Далее создается Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». В 2015 г был учрежден и инициирован проект по его созданию. Чуть позже, в 2017 году присоединяется и Томский Государственный Университет, появляются открытые онлайн курсы дистанционного образования. Данная платформа стала обеспечивать публикацию разработанных онлайн-курсов членами Ассоциации, внедрение международных стандартов с определенными требованиями к онлайн-курсам, которая развивалась за счет инвестиции восьми вузов, где были представлены различные учебные курсы по различным тематикам и направлениям. Благодаря данной платформе не только новички, но и создатели курсов постоянно могут развиваться как сами, так же передавать свои знания другим людям. Немаловажным есть то, что создатели могут сохранить за собой авторское право и использовать свои наработки для обучения студентов по своей схеме обучения, что дает возможность обычному человеку просмотреть архив видео лекций лучших лекторов России и мира, находясь в любой точке мира. МООС - являются онлайн - курсами нового поколения, они позволяют отрабатывать многие задания не только теоретически, но и практически, благодаря подключению удаленно к реальной лабораторной установке с возможностью имитировать процесс виртуальной лаборатории, не выходя из дома.

Так появилась интернет возможность для огромного количества людей, которые желали ознакомиться, посмотреть или пройти обучение в свободном доступе, в удобное для них время и самое главное с достоверной информацией. Данное направление образования начало набирать стремительные результаты. Уже много людей начало пользоваться такой возможностью, но не в том объеме, как это произошло в сложившейся ситуации с СОУГО-19. Из-за быстрого роста заболеваемости, всему образованию во всем мире пришлось перейти полностью на дистанционное обучение. И с этого момента онлайн-образование резко и бесповоротно ворвалось в жизнь всех людей, во всем мире, от мала до велика и стало потенциально являться величайшим благом для человечества.

Но в любом нововведении всегда есть как положительные стороны, так и отрицательные. Рассмотрим и проанализируем их.

Что касается плюсов, то онлайн -образование стало доступно любому человеку, у которого есть подключение к интернету и любому гаджету, будь -то: компьютер, ноутбук, планшет или телефон.

Так же огромным плюсом является то, что препятствия на пути получения образования быстро испаряются. Поскольку стоимость ПК и ноутбуков падает, а их доступность

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

увеличивается, доступ к образованию, который исторически требовал присутствия студента в учебном заведении, исчезает как требование к получению знаний. Расходы на питание, жилье и транспорт во многих случаях могут быть исключены из бюджета на образование.

Очевидно, что преимущество онлайн-образования - это посещать занятия, когда и где удобно обучающемуся. Т.е. обучающийся может получать задания и выполнять их дистанционно, как правило, не выходя из дома. Это позволяет каждому студенту учиться в своем собственном темпе и так, как удобно именно ему. Не придется рано вставать, высиживать пары, идти в учебные заведения в плохие погодные условия или жару.

Деньги - это основа всего образования. Отсутствие средств обычно усложняет поступление и ограничивает выбор учебных заведений. Как уже говорилось выше, расходы связаны с другими аспектами получения образования: питание, жилье, транспорт, но и ограниченное количество бюджетных мест. Эти аспекты с дистанционным обучением были практически уничтожены. Теперь студент может сосредоточить свои ограниченные финансовые ресурсы на самом важном -обучении и выбрать себе тот курс, который ему более доступен или вообще бесплатен и при этом он может выбирать буквально из десятков учебных заведений и сотен учебных программ. Т.е. на любой вкус и направление можно найти большое количество предложений, при этом не изучая обязательных предметов ВУЗа, а сосредоточиться только на тех программах, которые вам интересны. При этом сделав это в два клика - выбрать и получить доступ к ним через интернет. Интересы человека не будут привязаны к тому, что могут предложить местные учебные заведения. Круг значительно расширился.

Обучающийся сам влияете на свою скорость обучения, на посещаемость занятий, расписание курсов и выбор преподавателя.

Пожалуй, самое важное преимущество онлайн-образования - это его принятие. Его нужно понять и применять в нужной ситуации и в нужное время. Онлайн-дипломы в нынешнем мире принимаются так же хорошо, как и традиционные дипломы, а в некоторых случаях они принимаются с большей готовностью. Ведь главным параметром работодателя является знания студента, а не наличие диплома. И как факт - не всегда диплом соответствует знаниям, но по стандартам он должен быть для найма на работу. Студент имеет возможность учиться, сдавать экзамены и получать диплом, не заботясь о ценности этого диплома. Высокое качество образования больше не является исключительной прерогативой богатых и преуспевающих людей. Колледжи и университеты поняли преимущества, которые они получают, предоставляя студентам онлайн-дипломы, так как размеры группы не ограничиваются количеством мест в кабинете, мест, предоставляющих учебным заведением на выбранную специальность. А следовательно финансово - это очень выгодно университетам, которые не будут привязываться к количеству бюджетных мест или их размещению.

Но всегда существует то но, с отрицательными сторонами вопроса. Минусов онлайн-образования так же достаточно и при этом они не мало важны.

Например, то, что не все курсы и обучение можно проводить на расстоянии, так как в жизни есть вещи, которым невозможно научиться на расстоянии, без применения практики. Человек не может научиться делать: операции онлайн; паять; полететь в космос, не получив определенных навыков; изучать физические и химические процессы без специальных аппаратов, которые находятся только в учебных заведениях.

Так же при прослушивании онлайн лекции в удобное для обучаемого время или во время больших онлайн-лекций, на которых находиться множество слушателей одновременно, преподаватель элементарно не сможет ответить на большое количество вопросов или не увидит их в чате, когда их задают с помощью набора, а тем более если слушатель находиться в другом часовом поясе, то тогда либо ему необходимо будет учиться ночью или слушать это в записи.

Кроме того, тот факт, что студент находится дома, может быть огромным отвлечением внимания: дети, животные, надоедливые соседи, люди, живущие вместе с обучающимся - это все отвлекающий негативный фактор, который на 70% снижает внимание к предлагаемым занятиям. Что влечет не только к невнимательному прослушиванию лекций или семинаров, но еще и

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

ухудшению эмоционального, психологического и внутреннего состояния как обучающегося, так и находящихся вокруг него людей.

Студенты во время онлайн-обучения не встречаются с другими студентами, кроме как в интернете. Встречи с другими студентами ограничены, и, следовательно, социальное взаимодействие также ограничено. Некоторые курсы требуют, чтобы студент посещал определенные занятия в кампусе, но большинство онлайн-преподавателей избавляются от этой часто трудной реальности. Т.е. во время дистанционного обучения человек не сможешь социализироваться. Люди не могут долгое время находиться без живого общения, живых эмоций, дружбы и объятий. Социум - это одно из важных компонент нашей реальной жизни.

Менее подвижный образ жизни и большая нагрузка на глаза, как для обучающегося, так и для преподавателя несут для здоровья непоправимый ущерб и дополнительные денежные траты.

Технические сбои, отключение интернета, не своевременная оплата услуги так же могут привести к отрицательным последствиям в обучении. Более новое и продвинутое программное обеспечение, используемое сетевыми учебными ресурсами, может заставить некоторых студентов (и их преподавателей) не сталкивающихся с этим раннее, не понимать, что и как делать. Так же материалы работы с информацией могут быть потеряны или уничтожены из-за сбоев в работе компьютера или сети электроперадач.

Проблемой так же являются действующие санкции в России. Так как множество программ невозможны к использованию, установке и применению на территории Крыма, что является очень негативным фактором в работе и обучении.

Помимо минусов онлайн-обучения, существуют еще и риски, которых в некоторых случаях невозможно избежать. Все знают о коррупции, мошенниках и фейковых дипломных фабриках и к сожалению, с этим будут бороться долго и всегда, в той или иной мере. Конечно, если вы продвинутый пользователь, то их довольно легко обнаружить, как потенциальному студенту, так и потенциальному работодателю. Если вы все же решили получить свое образование в интернете, первым делом убедитесь, что вы не имеете дело с мошенниками, подставными лицами, несуществующими институтами или с нелицензированными учреждениями. Обязательно необходимо проверить учебное заведение на: наличие ее аккредитационных сертификатов, всех имеющихся документов для осуществления данной деятельности. Это легко сделать, хотя бы набрав отзывы о данном учреждении, так же все документы и лицензии должны быть предоставлены для просмотра на сайте данного учреждения. Эта проблема решается государством и ответственными органами, но мошенники всегда находят новые лазейки. Все же аккредитационный обзор онлайн-контента набирает обороты, и скорее всего, что в ближайшие несколько лет вопросы стандартизации будут устранены.

При дистанционном обучении в ВУЗах так же возможны атаки на образовательные платформы университетов: как конкурентами, так и просто самими студентами с целью просто «насолить», либо для подрыва образовательного процесса. А это опять же ведет к рискам получения несанкционированного доступа злоумышленником к персональным данным пользователям, задействованных в данный учебный процесс, так и к потере частичных или полных данных образовательной платформы, что очень плохо скажется на репутации ВУЗа, а также большим финансовым потерям организации.

РЕЗУЛЬТА ТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сформируем данные, как положительные и отрицательные стороны в сравнении МООС обучения и стандартного образования в ВУЗе (таблица).

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

Таблица

Сравнение МООС образования и стандартного образования для студентов

Table

Comparison of MEP education and standard education for students

Образование

МООС Образование в ВУЗе

плюсы минусы плюсы минусы

Направлены на Не всегда доступны для Системность Каждодневная

молодежь и на старшего поколения занятость: посещение

прогрессивное обучающихся занятий и

поколение страны зависимость от расписания занятий в ВУЗе

Новый виток в Затраты на интернет ресурс Концентрация внимания Большие финансовые

развитии качества и гаджеты, дополнительные затраты на: обучение,

образования в затраты на электроэнергию материалы для

Российской обучения, транспорт,

Федерации внешний вид, проживание (для иногородних и заочников) и т.д.

Доступность в любое Отсутствие интернет Общение со студентами и Большая потеря

время суток, когда ресурса в удаленных преподавателями времени на дорогу к

это удобно обучаемому деревнях и селах ВУЗу и обратно

Возможность Большие нагрузки на Возможность вести диалог и Личностная

проходить обучение зрение и малоподвижный доказывать свою правоту неприязнь к каким-

удаленно образ жизни либо студентам или преподавателям

Возможность Не будет опыта в умении Больше информации по Необходимо изучать

выбирать высказывать свое мнение на лекциям и практическим все предметы

интересующий его людях и не развитие занятиям закрепленные за

курс речевого общения курсом обучения

Не зависимо от Меньше общения с другими Образование ВУЗа для тех, Зависимость от

характера человека студентами и обмена кто не может себя системы

он может не опытом и самомотивировать к работе,

стесняясь отвечать коммуникабельностью а нужно постоянное

на вопросы системное «надо»

Нет трудностей в Не будет возможности к Возможность на -

обучении людей с взаимовыручке практических занятиях

ограниченными получить практический опыт

возможностями с помощью реальных приборов, а не виртуальных

Финансовый вопрос, Недостаточный объем Взаимодействие зрительной, Затраты времени на

относящийся к знаний за 12-18 минут слуховой и двигательной то, чтоб добраться до

проживанию во лекции и нехватка памяти места обучения

время учебы бесплатное практических занятий «руками»

нахождение дома

Возможность Проверка знаний в виде Дисциплинированность и -

просматривать тестов многоразового ответственность

лекции прохождения (многие

неограниченное студенты не будут заново

количество раз; пересматривать урок, а

доступность и будут методом «тыка»

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

Образование

МООС Образование в ВУЗе

плюсы минусы плюсы минусы

возможность сохранить материал себе на компьютер отвечать на вопросы, тем самым, не откладывая знаний в голове)

Нет финансовых затрат на дорогу Отсутствие взаимодействия запоминания информации за счет ее записывания вручную Работа с разными видами наглядности: видео, презентации, карточки, раздаточный материал, реальные приборы и машины

Более ускоренное восприятие материала Нет дифференцированного подхода к обучающимся (если кто-то не понял что-то, то сложно выяснить непонятное) Разнообразные самостоятельные задания: курсовые работы, расчетно-графические работы, контрольные вопросы, летучки, устный опрос и т.д., что ведет к развитию мышления, общения, коммуникабельности и саморазвитию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что есть много плюсов и минусов онлайн-образования, основные были обговорены в статье. Долго можно рассуждать плохо это или хорошо, но истина остается одна - все соотносительно для каждого человека лично и для определенной ситуации в целом. Так как в нынешней ситуации с COVID-19 - это была единственная возможность для получения образования для населения планеты. Выбора не было. Но в спокойной обстановке, всегда есть выбор и не надо впадать в крайности, каждый должен выбирать для себя лично. Но все же онлайн-образование набирает большие обороты в нынешнем обществе и тот факт, что высшее образование доступно столь многим людям на гораздо более гибких условиях, чем исторически предлагалось, делает онлайн-обучение, возможно, величайшим скачком вперед для человечества. Но также следует понимать, что дистанционное обучение никогда не заменит стандартное образование полностью и тем более его качество. Полное внедрение в обучение онлайн-образования его просто уничтожит, как таковое. Лучшим вариантом решения задачи и получение хорошего образования и знаний - есть совмещение стандартного образования в ВУЗе и онлайн-обучения в тандеме с помощью современных информационных технологий. Это даст стремительный результат в образовании. Хотя качественное образование и получение и владение различными компетенциями при обучении в ВУЗе, либо же онлайн -зависит только от самих нас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Быстрова Н.В., Цветкова К.Д. // Технология дистанционного образования. Technology of distance education. Журнал №11(Vol. 46), 2018 (дата обращения 28.04.2020)

3. Копытова Н.Е. Массовые открытые онлайн-курсы повышения квалификации педагогов // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г.Тамбов, Россия. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (26), 2015. - С. 37-41.

4. Лебедева Т.Е., Охотникова Н.В., Потапова Е.А. Электронная образовательная среда вуза: требования, возможности, опыт и перспективы использования// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf (дата обращения: 20.03.2020)

Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. - Т.5, №2, 2020

5. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (дата обращения 04.05.2020)

6. Michal BASIEWICZ. E-learning. // Technika i technologia. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-learning/viewer (дата обращения: 20.03.2020)

7. Массовые открытые онлайн курсы (МООС). URL: https://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/ (дата обращения: 19.04.2020).

8. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — в образовании URL: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/4804/ (дата обращения: 04.04.2020).

9. Коронавирус COVID-19. URL: https://virus-covid19.ru/ (дата обращения: 19.04.2020).

References

1. Andreev A.A. On the issue of defining the concept of "distance learning // [Electronic resource]. -Access mode: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html

2. Bystrova N.V., Tsvetkova K.D. // Technology of distance education. Technology of distance education. Journal No. 11 (Vol. 46), 2018 (circulation date 04/28/2020)

3. Kopytova N.E. Massive open online advanced training courses for teachers // Tambov State University named after G.R. Derzhavina, Tambov, Russia. // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus, No. 2 (26), 2015. - P.37-41

4. Lebedeva T.E., Okhotnikova N.V., Potapova E.A. The electronic educational environment of the university: requirements, opportunities, experience and prospects of use // World Science magazine 2016, Volume 4, Number 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN216.pdf (accessed date: 03.20.2020)

5. Balls V.S. Distance learning: form, technology, tool. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo/viewer (accessed date: 19.04.2020)

6. Michal BASIEWICZ. E-learning. // Technika i technologia. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-learning/viewer (accessed date: 03.20.2020)

7. Massive open online courses (MEP). URL: https://eto.kai.ru/resources/edr/mooc/ (accessed date: 19.04.2020).

8. Massive open online courses (MOOCs) - in education URL: https://lomonosov-msu.ru/eng/event/4804/ (accessed date: 04.04.2020).

9. Coronavirus COVID-19. URL: https://virus-covid19.ru/ (accessed date: 19.04.2020).

Маслова Мария Александровна, аспирант, старший преподаватель кафедры «Информационная безопасность» Лагуткина Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры «Информационные системы»

Maslova Maria Alexandrovna, post-graduate student, senior lecturer in "Information security» Lagutkina Tatiana Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department "Information systems»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.