Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов'

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курзаева Любовь Викторовна, Савва Любовь Ивановн

В статье основной акцент сделан на рассмотрении организационно-педагогических условий развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста, обосновываются необходимость их выделения, сущность и пути реализации в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курзаева Любовь Викторовна, Савва Любовь Ивановн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов»

УДК 378.147

Л. В. Курзаева, Л. И. Савва

' .."-С »*' {' I * ЛI. */ 1*1' ■ ; I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

1.1;* , ь* -*3( • ' *!'Т с.| , •’ 1 V1. . ■ , ' < М*

Развитие конкурентоспособности будущих специалистов является одной из насущных проблем, стоящих перед высшей школой в период динамичных социально-экономических преобразований в России. В связи с этим, одним из направлений стратегии модернизации профессионального образования выступает подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда [1].

Интенсивное развитие информационной индустрии, чрезвычайно высокая скорость устаревания и сменяемости информационных технологий, значительный рост числа людей, работающих в данной сфере и риск отставания выпускников вуза на рынке труда актуализируют проблему профессиональной подготовки конкурентоспособного ИТ-специалиста.

К категории «ИТ-специалистов» мы причисляем бакалавров, специалистов, магистров, подготовленных в высшем учебном заведении по направлению информатики, информационных технологий и информационных систем.

Конкурентоспособность выпускника вуза рассматривается нами как социально ориентированная система его свойств и качеств, характеризующая его потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное поведение в динамично изменяющихся условиях и обеспечивающая будущему специалисту внутреннюю уверенность в себе, в своей профессиональной компетентности, гармонию с собой и окружающей действительностью,

С позиций структурно-функционального подхода нами были выделены следующие компоненты конкурентоспособного ИТ-специалиста:

1. Аксиологический компонент конкурентоспособности, определяющий ее личностную, акмеологическую, профессиональную направленность и выполняющий побудительную функцию, которая стимулирует активную деятельность, достижение успехов, движение к самоактуализации.

2. Профессиональный компонент, выполняющий ориентирующую функцию через систему ключевых и специальных профессиональных компетенций, обеспечивающей выпускникам большей свободы на рынке труда и закрепление нарастающей тенденции успешности и устойчивости в конкурентной борьбе.

3. Личностно-акмеологический компонент включающий качества личности, которые не только позволяют создать базу формирования и развития конкурентоспособности, но и гибко её корректировать на основе анализа изменившихся условий. Данный компонент выполняет опережающую функцию, которая позволяет предвидеть, опираясь на полученный опыт, вероятный исход действий до их реального завершения, отдавать предпочтение тем способам, которые ранее приводили к успеху.

4. Эмоционально-волевой компонент, являясь интегрирующим, выполняет мобилизационную функцию, которая выражается в способности адекватной оценки изменения условий профессиональной среды, и позволяет проявить волю в активизации своих потенциальных возможностей повышения конкурентоспособности.

При выделении комплекса педагогических условий развития конкурентоспособности мы опирались на разработанную модель конкурентоспособности ИТ-специалиста. Нами был сделан вывод о необходимости выделения и реализации следующих организационно-педагогических условий:

1. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов факультета информатики на основе акмеологического воздействия в квази-профессиональной деятельности.

2. Обеспечение опережающего обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов.

3. Развитие рефлексии и флексибильности обучающихся в неопределенных учебных ситуациях образовательного процесса.

Выделение первого условия — формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов факультета информатики на основе акмеологи-ческого воздействия в квазипрофессионалъной деятельности, мы связываем с тем, что ценностные ориентации образуют основу, обеспечивающую самореализацию, самосовершенствование личности и выступают в роли субъективного фактора, регулирующего отношения между компонентами стилей жизни, формирующего социальную активность и качества конкурентоспособной личности. Как интегративная характеристика личности профессиональные ценностные ориентации представляют собой систему отношений личности к ценностям профессиональной деятельности, вырабатываемую через оценку и переживание их значимости на основе профессиональной и личностной систем ценностей, определяющую профессиональную деятельность человека на данный момент и перспективные профессиональные планы.

Таким образом, сформированность профессиональных ценностных ориентаций является как условием, так и результатом профессионального развития личности, определяя её профессиональную позицию, направленность, характер профессиональной деятельности и обусловливая ее конкурентоспособность.

Под формированием профессионально-ценностных ориентаций будущих ГГ-специалистов мы понимаем целенаправленное, поэтапное воздействие преподавателя на ценностную структуру личности студента на фоне установления диалоговых отношений с последовательным анализом результативности процесса и дальнейшей корректировкой совместных действий по переводу профессиональных ценностей во внутренний план личности.

К профессиональным ценностям, влияющим на развитие конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста, мы относим следующие:

- ценности, связанные с социальным и профессиональным самоутверждением (современная значимость и престижность деятельности в области информационных технологий, важность информации и информационных технологий как стратегических ресурсов общества и др.);

- ценности, связанные с общественным признанием (уважение окружающих, коллектива и др.);

- ценности, ориентирующие на саморазвитие и самоактуализацию личности ИТ-специалиста (развитие профессионально-творческих способностей, приобщение к инновациям, самосовершенствование, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках и др.);

- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (активная, деятельная жизнь; инновационный характер профессиональной среды и деятельности в ней, прогрессивность и наукоемкость ИТ-профессий, свобода от стереотипов в профессиональной деятельности);

- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения высокой оплата труда, отсутствие материальных затруднений, карьерный рост и др.).

Проведенный анализ литературы позволил нам выделить этапы процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих ИТ-специалистов:

1. этап оптимизации профессионально значимых ценностей, связанный с оптимизацией интереса к осваиваемой профессии посредством воздействия на эмоционально-чувственную сферу;

2. этап приобщения к профессионально значимым ценностям, характеризующийся включением будущих ИТ-специалистов в профессию за счет обеспечения действенного характера профессиональных ценностей;

3. этап погружения в систему профессионально значимых ценностей, связан с интериоризацией профессиональных ценностей;

4. этап актуализации профессиональных ценностей, на котором осуществляется их интеграцию в структуру ценностей личности и их экстериориза-ция в ходе осуществления учебно-профессиональной деятельности.

К основным путям, способствующим формированию профессиональных ценностных ориентаций студентов Л. В. Ведерникова, С. Г. Зырянов, В. А. Ядов и др. относят информированность студентов о сущности, специ-

фике профессии, содержании ее деятельности, месте профессионала в ней. Следовательно, можно утверждать, что их формирование определяется наличием интереса к профессиональной деятельности, профессиональными потребностями, потребностями в получении прочных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного освоения профессии и дальнейшего профессионального развития. Эффективным средством развития профессиональных ценностных ориентаций является сама личность педагога, декларирующего ценности профессии в своей деятельности и выступающего их носителем. А. А. Вербицкий считает необходимым включение студентов в квазипрофессиональную и профессиональную деятельность, что позволяет осознать свои установки относительно профессии и встретиться с ее требованиями в реальной жизни.

Мы считаем, что формирование профессиональных ценностных ориентаций личности возможно с использованием акмеологического воздействия совместно с активными методами обучения, которые позволяют студентам включаться в квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты учебной и будущей профессиональной деятельности. Под акмеологическим воздействием мы понимаем целенаправленное, комплексное, высокоэффективное, технологически организованное созидательное воздействие на группу или отдельную личность в рамках совместного взаимодействия в профессиональных целях.

Практика использования акмеологического воздействия показывает, что оно имеет действенную силу, если основано на реализации следующих принципов: целеполагания, предварительного изучения объекта акмеологического воздействия, опоры на мотивацию объекта акмеологического воздействия, адекватности, комплексности, оптимальности, обратной связи, учета условий акмеологического воздействие, научности. В целях формирования профессиональных ценностных ориентаций реализация методов акмеологического воздействия (заражение, внушение, убеждение, подражание, аргументирование, информирование, инструктирование, стимулирование, конформизм и пр.) возможна через введение рейтинговой системы оценки успеваемости, участие студентов в научных и профессиональных конкурсах и конференциях; семинары, встречи и общение с успешными представителями будущей профессиональной среды (системными аналитиками, инженерами-программистами, инженерами систем информационной безопасности информационной безопасности и т.д.).

Однако, использование одного акмеологического воздействия особенно на этапе актуализации профессиональных ценностей и этапе погружения в систему профессионально значимых ценностей недостаточно. Успешное протекание процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов на данных этапах невозможно без включения будущих ИТ-специалистов в квазипрофессиональную деятельность.

Для формирования профессиональных ценностных ориентаций конкурентоспособного ИТ-специалиста решаемые задачи в квазипрофессиональ-ной деятельности должны:

- вызывать профессиональный интерес, что значимо для формирования ценностей, связанных с социальным и профессиональным самоутверждением;

- носить творческий характер самостоятельной исследовательской деятельности, так как организация обучения с опорой на творческую деятельность обучающихся является необходимым для формирования ценностей, ориентирующих личность на саморазвитие и самоактуализации;

- иметь состязательный и игровой элемент в проведении занятий, что также является необходимым для формирования ценностей общественного признания;

- оказывать эмоциональное воздействие, так как в условиях проблемно-сти содержания задачи, творческого характера и состязательности деятельности происходит формирование ценностей, ориентирующих личность на самореализацию.

При реализации квазипрофессиональной деятельности наиболее эффективными и востребованными являются активные имитационные методы обучения, во многом способствующие воспроизведению ситуаций и условий профессиональной среды.

По нашему мнению, акмеологическое воздействие совместно с реализацией квазипрофессиональной деятельности через имитационные методы дают возможность приобщиться к ценностям профессиональной среды посредством:

- выработки у студентов правильного представления о значимости и содержании профессии ИТ-специалиста;

- формирования у студентов убеждения в своей профессиональной пригодности, а также четкого понимания необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки;

- формирование мировоззрения студентов, связывающего личные стремления и жизненные ценности студентов с профессиональными задачами;

- формирование мотивов к изучению инноваций в информатизации, постоянному пополнению знаний.

Следующим условием развития конкурентоспособности ИТ-специалиста выступает обеспечение опережающего обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов. Необходимость выделения данного условия связанна с учетом темпов развития информационных технологий, быстрота которых значительно осложняет разработку современных образовательных стандартов и программ по информатике и информационным технологиям. Более того, продолжительность профессиональной подготовки в вузе превышает время устаревания технологии, что является особенно

критичным при подготовки ИТ-специалистов. Решение данной ситуации возможно реализацией опережающего образования. Суть опережающего образования заключается в изменении содержания и методологии учебного процесса так, чтобы система образования во всех ее звеньях оказалась способной своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания и умения, которые позволили бы им не только успешно адаптироваться в новой социальной и информационной среде, но и активно воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы. Под опережающим обучением информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, мы понимаем обучение, которое происходит в согласовании с распространением новых информационных технологий в реальном информационном мире и своевременным их включением в учебный процесс при формировании профессиональной компетентности без значительного временного отставания, обеспечивая конкурентоспособность в условиях стремительного развития ИТ-индустрии.

Мы считаем, что опережающее обучение информационным технологиям будущих ИТ-специалистов основывается на трех базовых принципах:

— актуальность и востребованность изучаемых информационных технологий;

— высокое качество подготовки будущих ИТ-специалистов;

— интенсификация процесса обучения с использованием информационных технологий.

Первый принцип — актуальности и востребованности наиболее важен, так как только изучение самых нужных, наиболее распространенных и современных информационных технологий может воспрепятствовать отставанию изученного материала от реальной жизни (практики). Мы считаем, что образовательный процесс в вузе для развития конкурентоспособности ИТ-специалистов должен быть поддержан самыми востребованными на текущий момент технологиями. При этом исключение устаревших технологий находится в прямой зависимости не только от сокращения использования информационных технологий в экономической и культурной жизни российского общества, но и от материально-технического обеспечения компьютерными средствами обучения.

Второй принцип опережающего обучения информационным технологиям — высокое качество подготовки будущих специалистов. Как указанно в документе СС2001г, «большинство представителей индустрии желают видеть «готовых к работе» выпускников. Аналогично, большинство выпускников рассчитывают приступить к работе без дополнительного обучения. Учебный опыт отличается от производственного, и преподаватели должны стремиться облегчить процесс перехода из учебного заведения в мир реального бизнеса:

- моделируя для студентов реальную рабочую среду;

- обучая их работать в команде;

- обеспечивая опытом участия в большом проекте» [2, с. 59].

Закономерно предположить, что реализация такого учебного процесса, а

значит и высокое качество подготовки ИТ-специалистов может быть достигнуто только при тесном взаимодействии трех сторон:

- работодателей, действующих исходя из своих потребностей по программам социального партнерства;

- учебных заведений в лице профессорско-преподавательского состава;

- студентов, которые должны принимать активное участие в учебном процессе с целью осознанного определения своих предпочтений в той или иной сфере будущей профессиональной деятельности.

Третий принцип опережающего обучения информационным технологиям - интенсификация или ускорение обучения с использованием, информа-г^ионных технологий. В современных условиях информатизации российского общества стратегическим направлением интенсификации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а включение субъекта образования в процесс самостоятельного получения и синтеза необходимых знаний. Это переводит обучаемого на уровень не только интеллектуальной, но также личностной и социальной активности.

Традиционные методы и формы обучения будущих специалистов несовместимы с новыми информационными технологиями, которые в силу своей специфики не могут в полной мере раскрыть свой обучающий потенциал в традиционной образовательной системе, в которой доминируют дидактические линейные технологии передачи готовых знаний. В связи с этим информационно-компьютерные технологии переходят на нелинейную структуризации образовательной информации в виде гипертекстов, гипермедиа, распределенных баз, банков данных и знаний, компьютерное моделирование и модели. При этом удачная интеграция линейных и нелинейных технологий в обучении может существенно облегчить достижение цели образования -подготовки конкурентоспособных ИТ-специалистов.

Из всех видов перечисленных видов нелинейной структуризации учебной информации наибольшие возможности по развитию конкурентоспособности ИТ-специалиста предоставляет компьютерное моделирование, что связанно со спецификой его будущей профессиональной деятельности- Такая связь обусловлена тем, что при изучении сложных систем, метод компьютерног о моделирования становится необходимым средством, как познания, так и преобразования действительности. Применение готовых компьютерных моделей и компьютерного моделирования технологических, экономических, социальных и других процессов позволяет студентам получить навыки анализа и адекватной интерпретации информации, выявить наиболее значимые

характеристики предметной области исследования, определить наличие «узких мест» в его функционировании, уточнить цели и средства реконструкции реальности (например, при реинжиниринге бизнес-процессов).

По окончании вуза молодые специалисты в условиях возрастных, социальных. культурных преобразований должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться. Особое значение это имеет для ИТ-специалиста, так как динамизм и сложность условий его профессиональной среды требуют высокого уровня адаптационных способностей и профессиональной мобильности, своевременного освобождения от привычных стереотипов. При этом для ИТ-специалиста выступает необходимой способность быть максимально свободным в условиях частых изменений и неопределенности через рефлексию и флексибильность, как личностных ресурсов самоактуализации и адаптации молодых специалистов на рынке труда и в профессиональной деятельности. С этой целью мы выделяем третье условие - развитие рефлексии и флексибильности обучающихся в неопределенных учебных ситуациях образовательного процесса.

Психическая флексибильность обеспечивает готовность адекватного реагирования на новые жизненные ситуации, способствует эффективной адаптации человека к изменяющимся условиям среды и успешному разрешению широкого спектра жизненных проблем и тем самым способствует сохранению психического здоровья. Однако гибкость и динамичность личности, способность к изменению способов поведения в зависимости от важных в данный момент обстоятельств и ситуаций невозможно без адекватного анализа и самоанализа на основе развитой рефлексии.

Последняя выступает источником новаций и развития, поскольку она предполагает не только самопознание, но и самосовершенствование человека, развитие способностей к преобразующей деятельности. Осуществление человеком рефлексивной деятельности приводит к осознанию им содержания, способов и средств своей деятельности, позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем, делает человека субъектом своей активности.

Развитие рефлексии и флексибильности у будущих ИТ-специалистов должно быть направлено на формирование нового значимого опыта по разрешению сложных проблем в неопределенных учебных ситуациях при соблюдении принципов активности, партнерства, объективации поведения и исследовательской направленности. Учет данных принципов позволяет овладеть навыками адекватного целеполагания, саморегуляции, понимания и осознания собственных сил и возможностей в преодолении неопределенных ситуаций. Кроме того, стимулирует тренировку навыков управления факторами, оптимизирующих процесс выхода из субъективно сложных, неопределенных учебных, а затем и производственных ситуаций, что в конечном итоге стимулирует личностную и профессиональную успеш-

ность молодого специалиста, повышая его конкурентоспособность на рынке труда.

Создание неопределенных учебных ситуаций позволяет моделировать особые, уникальные по отношению к будущему ИТ-специалисту условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только оказывается недостаточным, но и служит своеобразным к достижению цели. Неопределенность ситуации осуществляется постановкой студента в условия дефицита информации либо ее избыточностью, что задается через: неопределенность исходных сведений; неопределенность в постановке вопроса; наличие избыточных или ненужных для решения исходных данных; противоречивость сведений в условии; существование фактов допускающих лишь вероятностные решения; недостаточность или избыточность информации при решении задачи с ограниченным временем решения; корректировку или включение новых требований к разработке решения.

Уровень неопределенности должен быть подобран индивидуально. Такая осторожность связанна с необходимостью преодоления ригидности в условиях относительного психологического комфорта, активным включением в учебную работу как подготовленных, так и слабых студентов.

При этом проблемность неопределенной ситуации раскрывается как интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных знаний, умений с теми особенными условиями инновационной ситуации, в которых будущий ИТ-специалист осуществляет доступные ему способы действия. Вместе с тем при решении обнаруживается и ее конфликтообразующее свойство, т. е. противоречие личностного характера между сложившимися формами профессиональной деятельности и теми реальными требованиями, которые предъявляет к нему неопределенная ситуация. В процессе решения задачи возникает противоречие между ресурсами «Я» и уникальностью действий и требований самого нововведенческого процесса. Самостоятельное преодоление этого противоречия и выступает в итоге как открытие нововведения и одновременно как личностное и интеллектуальное развитие, выражающееся в активной самопереосмыслении личности.

При столкновении с проблемно-конфликтной ситуацией прежний опыт в качественно изменившихся условиях не способен обеспечить положительных результатов в профессиональной области. Данную ситуацию можно охарактеризовать как профессиональный кризис, в котором заключаются и положительные, и отрицательные моменты. Положительное состоит в том, что состояние кризиса способствует поиску нового, что однозначно определяет развитие флексибильности. Однако, если достичь этого не удается, то дальнейшее развитие ситуации может привести к саморазрушению, поэтому необходимо обеспечение педагогическог о содействия при решении неопределенных ситуаций.

Одним из вариантов реализации педагогического содействия является предвосхищение успеха обучаемого, что создается верой преподавателя в способность студента решать задачи повышенного уровня сложности, реализацией обратной связи со студентами и развитие культуры оценивания ошибок.

Для развития конкурентоспособности оказывается крайне важным реализация группового взаимодействия, когда неопределенная ситуация и поведение человека в ней воспроизводится в условиях близких к действительности. Воспроизведение профессиональной деятельности во всем многообразии ее существенных характеристик и неопределенностей, дает возможность установить наличие или отсутствие необходимых для данной деятельности компетенций, а также проследить и в нужный момент скорректировать поведение личности. При этом, создается деятельностное поле, в котором апробируются и направленно формируются рефлексивные способы установления деловых социально-ролевых взаимоотношений, выявляются основные функционально-деятельностные позиции, задается движение по ним. Имитация условий состязания и конфликтности требует активизации мобилизационных и адаптационных способностей, что непосредственно влияет на развитие флексибильности.

Рассмотренные организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности будущих ИТ-специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе являются комплексом. Отсутствие одного из них влечет снижение эффективности процесса развития конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г, - М.: Минобрнауки РФ, 2003, - 38 с.

2. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula 2001: Computer Science. Пер. с англ. Ред. перевода: В. Л. Павлов, А. А. Терехов. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.