Научная статья на тему 'Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации'

Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / КАРЬЕРНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисковец Т.Н.

В статье рассматриваются основные тенденции развития профессионализма в условиях глобализации, дается современное представление об образовании взрослых как феномене отечественной и мировой культуры, как силе, преодолевающей противоречия цивилизации, источнике непрерывного развития человека в профессии. Автором подчеркивается значимость акмеологических технологий и технологий критического мышления в организации карьерного сопровождения преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации»

УДК 378

инновационные направления развития профессиональной карьеры преподавателя в условиях процесса глобализации

Т. Н. КРИсКОВЕЦ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: tnkris@mail. ru Оренбургский филиал Академии труда и социальных отношений

В статье рассматриваются основные тенденции развития профессионализма в условиях глобализации, дается современное представление об образовании взрослых как феномене отечественной и мировой культуры, как силе, преодолевающей противоречия цивилизации, источнике непрерывного развития человека в профессии. Автором подчеркивается значимость ак-меологических технологий и технологий критического мышления в организации карьерного сопровождения преподавателя.

Ключевые слова: профессиональная карьера, самообразование, образовательная траектория, непрерывное обучение, тенденции развития, карьерный процесс.

Мировое хозяйство — динамично развивающаяся система. Вторая половина XX в. характеризуется нарастанием процессов интернационализации и транснационализации производства, услуг, капитала, трансферта технологий, либерализации международной кредитно-финансовой сферы, повышением роли международных экономических организаций.

Процесс интернационализации, стремительно развивающийся под воздействием широкого спектра достижений не только в технике, но и в управлении, вывел мирохозяйственную сферу на качественно новый уровень. Сегодня можно говорить о формировании общемирового экономического, финансового, информационного, транспортного,

телекоммуникационного пространства, вне которого развитие отдельных стран невозможно.

Данные тенденции развития современного общества свидетельствуют о назревшей необходимости переосмысления стратегии профессионального развития профессионала вообще и преподавателя в силу специфики его профессии в частности. Инновационные процессы, происходящие в духовной, социально-политической и экономической сферах общества, поставили систему образования взрослых перед необходимостью переосмысления ценностной и социально-культурной значимости образования, основная миссия которого в условиях современности заключается в том, чтобы помочь человеку выйти из окружения вещей и предметов в пространство жизненных смыслов и ценностей, в мир человеческой духовности.

Ведущая тенденция развития образования в новом тысячелетии — интеграция различных модернизационных процессов, среди которых восстановление культурных традиций и дальнейшее инновационное развитие российского образования, актуализирует становление новых ценностно-смысловых ориентиров духовно-нравственного развития человека. Специфика психологических, акмеологических, социологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического, трудового и профессионального опыта. С одной

стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые отношения, социальные связи, профессии не имеют еще корней в культуре общества, а с другой — происходит болезненный процесс ломки социально-психологических стереотипов, традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Благодаря современным информационным технологиям наблюдается быстрый «перелив знаний», генерирование новых знаний по различным направлениям, их пересечение. Возникают так называемые экстерналии, внешние эффекты деятельности, создающие выгоды для субъектов, которые участвуют в этой деятельности. При этом формируются «сетевые эффекты знаний», которые выражаются в формировании новых устойчивых связей (в том числе опосредованных) между различными участниками рынка. Основу успешно действующих организаций составляют знания ее сотрудников — специфического ресурса человека, его способности применять знания и информацию в конкретной сфере деятельности, т. е. человеческий капитал.

Человеческий капитал способствует успеху организации посредством разработки новых стратегий, технологий, товаров и услуг, удовлетворяющих потребностям рынка. В связи с этим классическими индикаторами человеческого капитала являются: образование; профессиональная квалификация; знания, обусловленные выполняемыми обязанностями; профессиональные наклонности и психометрические характеристики, связанные с конкретными видами деятельности умения. Но содержание данных показателей в современных условиях расширяется. Так, актуальными становятся такие умения, как умение работать в команде, передавать знания, т. е. обучать других сотрудников, наличие способностей к настойчивому движению вперед и т. д. [7].

Современное образование есть область гуманитарной практики, в которой принимает участие абсолютно каждый человек. Фактически это сфера жизнедеятельности взрослого, включающая контекст культурных достижений и многообразие видов социально-профессиональной деятельности людей. Более того, образовательное пространство сегодня определяется как сосредоточение взаимодействия всех членов общества, как движение всемирно-исторического процесса, в котором образовывается и образуется личность при помощи собственных эмоционально-духовных и интеллектуально-волевых усилий [3].

16 -

Прогресс государства, общества, личности предопределяется прогрессом в области образования. Высокое качество образования для всех — стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамичного развития общества. В современных условиях требуются не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития. Непременным требованием к образовательным системам становится умение учить учиться, а к человеку — потребность учиться на протяжении всего жизненного цикла. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь».

Необходимость целостного образования нового качества обусловлена как совокупностью стратегических тенденций современного общественного развития, так и спецификой развития образования, а именно:

• ускорением темпа развития общества, в условиях которого развитие образования не может не носить опережающего характера;

• быстрым ростом интеллектуализации труда, динамизмом смены техники и технологии, что вызывает постоянную потребность в повышении профессиональной компетентности педагогических работников, их профессиональной мобильности;

• формированием общества, основанного на знаниях, в условиях которого основным общественным и личным капиталом становятся именно знания, а население (граждане) должно быть способно их создавать, использовать и передавать, непрерывно наращивать, обновлять свой образовательный потенциал;

• наращиванием культурного слоя цивилизации, усилением роли личности в обществе, которое может быть обеспечено прежде всего за счет динамично развивающегося культурно-образовательного компонента.

Известно, что в настоящее время в течение пяти — семи лет накопленный багаж знаний значительно устаревает. Это означает, что все люди, так или иначе задействованные в трудовом процессе, должны учиться непрерывно, с опережением, т. е. систематически повышать свой профессиональный и культурный уровень в некой стабильно и эффективно действующей системе, приобретать, поддерживать опережающий запас знаний, умений и навыков, чтобы не опоздать во времени. И человека следует специально обучать соответствующей учебной и жизненной самоорганизации, самообра-

зованию, способам построения индивидуальной карьерной траектории.

В современной России изменилось отношение к карьере: она уже не понимается как погоня за успехом любой ценой, сопровождаемая пренебрежением к нравственным ценностям и идеалам. Но одновременно с формированием позитивного отношения общества к карьерным устремлениям индивида резко возросли требования к личности, ориентированной на профессиональную успешность, что обусловлено нарастанием темпов социализации человека, его интеграцией в трудовую деятельность, усилением конкуренции в секторах рынка рабочей силы, связанных с наиболее востребованными и престижными профессиями.

Одной из основных задач является разработка такой стратегии организации жизни педагога, реализация которой позволит ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях профессиональной зрелости.

Само понятие «карьера» предполагает успех, активность, постоянное продвижение вперед и вверх, достижение вершин, значимых целей, соревнование со своими конкурентами и соперниками.

Карьера — одно из немногих научных понятий, которое в структурно-содержательном плане зависит от общественно-исторического, социального уклада общества, от того социокультурного пространства, в котором находится субъект карьеры. В рамках психолого-акмеологического подхода к феноменологии карьеры выделим такую ее сущностную характеристику, как фактор развития субъекта. Как отмечает К. А. Абульханова-Славская, «это не только движение вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным, формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности» [1]. Психолого-акмеологическая интерпретация карьеры отличается особым содержанием, включающим в себя три основных направления для исследования:

1) карьера как процесс самореализации личности, где личность, являясь субъектом жизни, реализует жизненные стратегии, выбирая способы жизни, где критерием эффективности выступают реализованные жизненные ценности и их соответствие принципам гуманизма и человечности;

2) карьера как вершина, пик, «акмэ» (от греч. акте — высшая точка, вершина) в развитии [2], в жизненном пути;

3) карьера как высший уровень достижений, критерием эффективности которой выступает удовлетворенность жизнью, общее психологическое состояние человека, интерес и последовательность

в достижении жизненных целей (решительность, сила воли, целеустремленность), согласованность между поставленными и достигнутыми целями, положительная оценка собственных качеств и поступков, тональность настроения [1].

Высокий профессионализм выступает в качестве важной, но не единственной детерминанты личностного и профессионального развития, сопряженного с успешным карьерным продвижением. Согласно А. К. Марковой, главной особенностью высшего уровня проявления профессионализма — «суперпрофессионализма» — является «выход человека за пределы профессии» [10]. «Профессионализм, — подтверждает далее Р. Л. Кричевский, — есть своеобразная качественная характеристика личности; лишь реализуя себя как личность, человек выступает подлинным творцом своего «акмэ»» [8].

Психолого-акмеологический подход, при котором карьера понимается как специфический вид деятельности, имеющий своим предметом саморазвитие и самосовершенствование [9], позволяет рассматривать ее широко за пределами трудовой и профессиональной деятельности. Карьерная деятельность динамична, циклична, ограничена по времени, регулируется субъективно выбранными или объективно заданными целями, связана с доминирующими мотивами самореализации и достижений. С. Т. Джанерьян, классифицируя встречающиеся в психологической литературе определения карьеры, выделяет группу с учетом общей жизненной перспективы личности: карьера как образ жизни [5].

Фундаментальные, вершинные стремления человека получают наиболее полную реализацию в карьерной деятельности. Она дает субъекту карьеры возможность перейти от пассивности к активности, от развития к саморазвитию, от зависимости к относительной независимости, от однообразной деятельности к более разнообразной, от близких перспектив к долговременным, от подчиненности к лидированию, от неуверенности к уверенности в себе [11].

Карьерный процесс — движение субъекта трудовой деятельности в пространстве деловых, экономических, социальных и других отношений, в ходе которого происходят изменения его ролей и статусов, а также личностного карьерного потенциала, который представляет собой совокупность четырех субъективных факторов:

1) психофизических характеристик индивида (склонность и способность, здоровье и работоспособность);

- 17

2) личностных характеристик (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);

3) компетентности (квалификация, объем и качество знаний, умений и навыков);

4) жизненной и карьерной ориентации (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний).

Социально-профессиональная характеристика этапа реализации карьерного плана состоит в том, что он самый протяженный из всех периодов карьерного пути человека. На этом этапе осуществляются шаги, намеченные носителем карьеры в ее плане. Протекание процесса зависит от типа избранной карьеры, от целого ряда внешних факторов (социальных, политических, экономических, психологических), а также от развития карьерного потенциала работника. Социологические и психологические исследования показывают, что у многих людей карьерные процессы характеризуются высокой динамичностью. В современных российских условиях следует учитывать фактор неопределенности и неустойчивости социально-экономической ситуации в стране, что в значительной степени усложняет реализацию карьерных замыслов представителей различных профессиональных групп.

Педагогическая характеристика этапа реализации карьерного плана состоит в том, что на всем его протяжении преподаватель должен постоянно повышать уровень своей социальной, профессиональной и личностной компетентности. Это предполагает:

• в обучении: овладение технологиями самомаркетинга, индивидуальным стилем общения в рамках профессии, а также деловым общением; создание собственного имиджа способами профессиональной деятельности в меняющихся, и особенно в экстремальных условиях; формирование конкурентоспособности и умения вызвать в профессиональном сообществе и социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности и к себе как к личности;

• в воспитании: овладение технологиями самовоспитания и персонального менеджмента (тайм-менеджмента и др.), способами самокомпенсации одних, недостаточно развитых или деформированных способностей и качеств другими, этическими профессиональными нормами и этикой делания карьеры;

• развитие самобытного профессионального мировоззрения и относительной автономии, субъектности носителя карьеры, гибкости мышления и готовности действовать в неопределенных и кризисных ситуациях.

18 -

Этап оценки и коррекции карьеры является завершающим и состоит в сопоставлении того, что намечалось в карьерном плане, какие цели и задачи ставил перед собой носитель карьеры, каков был уровень его притязаний, с тем, чего он достиг на данный момент. Коррекция карьеры осуществляется посредством внесения преподавателем изменений в ее план, способы и средства, которые обусловлены изменениями внутренних потенциальных возможностей и внешними социальными детерминантами.

В психологическом плане рассматриваемый период предполагает наличие у субъекта карьеры способности адекватно оценивать собственный карьерный потенциал и степень социальной детерминированности карьерного процесса, т. е. его обусловленность внешними (объективными) факторами.

В педагогическом контексте на этапе анализа и коррекции карьерного процесса преподаватель приобретает новые знания о своем потенциале, развивает аналитические и творческие способности, приобретает навыки принятия решений и обоснования альтернативных путей продвижения по службе.

Приведенный анализ совокупности характеристик каждого этапа показывает, что в психолого-педагогическом консультировании по карьере нуждаются преподаватели любого этапа профессионального развития.

Консультирование по карьере основывается на убежденности в том, что каждый преподаватель в состоянии справиться почти со всеми возникающими в связи с его карьерой проблемами. Но он, однако, далеко не всегда знает и понимает, в чем состоит суть его «карьерной проблемы» и как ее следует решать, опираясь на собственные силы и возможности с учетом внешних факторов, проявляющихся в конкретной ситуации карьерного процесса. В оказании ему помощи профессионально подготовленным специалистом и заключается основная задача консультирования по карьере. Его функции состоят в психолого-педагогической поддержке педагога в процессе:

• осознания сути и причин проблемы, связанной с карьерой;

• анализа личностного карьерного потенциала (карьерных возможностей), внешних факторов, обусловливающих поиск решения проблемы;

• принятия решения относительно выхода из проблемной ситуации;

• формирования положительной Я-концепции и уверенности в завтрашнем дне.

Задачи управления профессиональной карьерой преподавателя могут быть успешно решены при опоре на соответствующие принципы непрерывного педагогического образования.

1. Принцип формирования и поддержания менталитета, ориентированного на знания. Этот принцип предполагает реализацию развивающейся системы мер, направленных на утверждение и поддержание приоритета знания, компетентности, формирование в общественном сознании отношения к образованию как к высшей ценности гражданина, общества, государства.

2. Принцип всеобщего непрерывного доступа к образованию. В соответствии с этим принципом государство обеспечивает возможности (образовательные) для приобретения и обновления ключевых компетенций педагога, его динамичного развития.

3. Принцип опережающего характера образовательных программ и инновационных методик. Этот принцип означает, что реализуемые в системе непрерывного педагогического образования образовательные программы ориентируются не только на текущие, но и на перспективные потребности рынка труда, учитывают прогнозы рынка образовательных услуг. Упор должен быть сделан на обеспечение личной мотивации, формирование критического мышления и умения учиться.

4. Принцип преемственности образовательных программ. Данный принцип означает, что переход от одной образовательной программы к последующей осуществляется естественным образом, безболезненно и не сопряжен с преодолением дополнительных барьеров. В конечном счете его реализация должна привести к созданию сквозной многоуровневой системы образования, что потребует сквозной стандартизации образовательных программ, построенных в том числе в виде завершенных модулей.

5. Принцип многоуровневости образовательных программ. Данный принцип предлагает наличие нескольких (многих, множества) завершенных, подкрепленных государственными документами (стандартами) уровней и ступеней образования.

6. Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного (дополнительного) профессионального образования. Он ориентирует на создание условий, обеспечивающих в дополнение к фундаментальному базовому образованию освоение специально организованных образовательных программ. Такими программами могут быть краткосрочная профессиональная подготовка для выпускников учреждений среднего и

высшего профессионального образования, курсовая переподготовка, повышение квалификации, которое должно стать наиболее мобильной, гибкой структурой в системе непрерывного педагогического образования.

7. Принцип индивидуализации образования. Общество заинтересовано в том, чтобы человек имел возможность выбора изучения различных предметов, курсов (образовательных программ) в зависимости от своих личных интересов и планов, посещения учебных занятий в различных учреждениях среднего и высшего профессионального образования своего региона. Целям индивидуализации образования содействует также консультационная служба, вырабатывающая рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личностного развития педагогов и ориентированная на их интересы и запросы.

8. Принцип интеграции образовательных структур (сетевой организации формального и неформального образования). Он отражает два взаимосвязанных процесса в системе образования: формирование многопрофильных, многоуровневых и многоступенчатых образовательных учреждений и создание возможностей для реализации программ одного уровня (одного типа) в образовательных учреждениях разных типов. Практическими проявлениями этих процессов являются интеграция средних профессиональных и высших учебных заведений, многообразие образовательных программ учреждений последипломного образования.

9. Принцип разнообразия форм обучения. Он предполагает развитие различных форм обучения без отрыва от работы (заочного, вечернего и др.), а также с отрывом от работы, открытого обучения, разных форм дистанционного обучения. Общим результатом является создание максимально благоприятных условий для продвижения педагога в профессиональном образовательном пространстве.

10. Принцип интеграции образовательных структур (сетевой организации формального и неформального образования). Это предполагает переход к управлению результатами, означающему, что предметом системного контроля являются не условия образовательного процесса в учреждениях профессионального педагогического (и дополнительного профессионального) образования сами по себе, а оценка того, как и в какой мере эти условия (условия качества образования) находят выражение (воплощаются) в современных ключевых компетенциях обучающихся, их личностном развитии:

• изучение и использование (освоение) лучшего

отечественного и зарубежного опыта обеспе-

- 19

чения современного качества образования и управления образованием (в том числе опыта управления качеством образования), создание банка данных этого опыта, образовательных инноваций;

• создание независимой системы оценки и контроля качества образования;

• создание мониторинга среднего профессионального и дополнительного профессионального педагогического образования как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;

• развитие научного и методического потенциала педагогических кадров, владеющих компьютерными образовательными технологиями, посредством повышения их квалификации, через их участие в республиканских, федеральных и международных образовательных проектах, конкурсах.

Таким образом, формирование системы непрерывного профессионального педагогического образования — процесс сложный, многофакторный и противоречивый. Но именно в этой системе могут реализоваться благоприятные условия для полноценного карьерного развития преподавателя.

Решение большого количества задач в области развития передовых технологий требует подготовки специалистов высокой квалификации, обладающих широкими компетенциями, способных творчески подходить к решению все усложняющихся проблем в профессиональной деятельности. Однако в настоящее время ситуацию в мире подготовки специалистов с высшим образованием можно характеризовать как нестабильную. Позитивным является то, что активизируется процесс поиска новых стратегий и педагогических технологий обучения студентов современной профессиональной деятельности.

Однако при разработке современных педагогических технологий важно, чтобы в условиях модернизации высшего образования удалось подготовить специалистов универсальной профессиональной квалификации, которые бы освоили в процессе послевузовского обучения более широкий круг профессиональных компетенций, с тем чтобы быть более мобильными и конкурентоспособными. Если исходить из того, что современный профессионал должен быть высокообразованным, всесторонне развитым специалистом в своей области, то он должен быть и профессионально компетентным, обладающим фундаментальными теоретическими знаниями и одновременно имеющим широкую профессионально-творческую подготовку, ясно видящим инновационные задачи.

20 -

Целенаправленный, правильно организованный непрерывный процесс обучения является важным условием развития карьеры, позволяющим восполнить дефицит между имеющимися у специалиста знаниями и теми знаниями, которыми они должны обладать в настоящий момент и в ближайшем будущем.

Карьерное развитие является более широким понятием, чем профессиональное обучение, так как отражает не только приобретение педагогом новых профессиональных навыков и умений, но и обновление собственных знаний, мотивов, ценностей, интересов. Непрерывность обучения, повышения квалификации, самообразования является основой ритмичного продвижения личной карьеры.

Опираясь на исследования в области образования взрослых, С. И. Змеев сформулировал основополагающие принципы обучения [6]:

1) обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый);

2) взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым;

3) взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег;

4) взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели;

5) взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств;

6) учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения;

7) процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции.

Современное развитие общества требует новой организации процесса обучения — «инновационного обучения», которое формировало бы у обучаемых функционирование механизмов профессионального развития, способности к проективной детерминации будущего. Данная необходимость

обусловливает организацию процесса обучения магистров на основе личностно ориентированного, рефлексивного подходов, а также использование в процессе преподавания акмеологических технологий и технологий критического мышления.

Широкий спектр технологий акмеологичес-кого воздействия, направленных на придание профессиональной деятельности и субъекту труда принципиально новых состояний и качеств, успешно проверен на практике О. И. Ждановым, А. С. Карпенко, М. В. Секачем, Л. А. Степновой и другими исследователями. Акмеологические технологии могут также успешно применяться в ходе реализации процесса обучения преподавателей для помощи в осуществлении ими самопознания, саморазвития, самореализации, самосбережения, самовосстановления после стрессов и т. д.

В акмеологических технологиях делается акцент на способности самой личности ставить себе задачи, реализовывать их, решать свои жизненные и профессиональные проблемы с установкой на получение высоких результатов. При этом акмео-логические технологии имеют ценностно-целевой, т. е. гуманитарный, характер и отвечают принципу оптимизации личностных и профессиональных ресурсов [4].

Особенности организации личностно ориентированного занятия в значительной степени определяются специфическими методами преподавания, степенью учета интересов и способностей студентов, способами и степенью взаимодействия преподавателя со студентами.

Следует отметить, что технология критического мышления может служить основой для построения и реализации профессионального карьерного развития.

Таким образом, психолого-акмеологическое понимание карьеры имеет свои особенности, которые в основном носят интегрирующий характер

и дают возможность рассматривать карьеру как деятельность активную, осознанную, целенаправленную на реализацию призвания в жизни, предполагающую конструктивную жизненную позицию зрелой личности, ее включенность в трудовую деятельность, постоянное движение вперед, совершенствование, развитие и самореализацию субъекта карьеры в процессе жизнедеятельности.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.

3. Горшкова В. В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. 2007. № 10. С. 25—29.

4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С. 752.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Джанерьян С. Т. Карьера личности и ее профессия // Социальная психология личности в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. С. 339—358.

6. Змеев С. И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта, Наука, 1999. С. 79.

7. Иванов В. Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5.

8. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. М. : Дело, 1997.

9. Лотова И. П. Психолого-акмеологические основы профессиональной карьеры государственных служащих. М. : Союз, 2001.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996.

11. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб, 2003.

ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.