Научная статья на тему 'Акмеологические условия формирования профессиональных устремлений студентов в процессе высшего образования'

Акмеологические условия формирования профессиональных устремлений студентов в процессе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ЭФФЕКТИВНОЕ САМООБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ДОСТИЖЕНИЯМ / ВЫБОР КАРЬЕРНОГО ПУТИ / АKMEOLOGICAL CONDITIONS / PROFESSIONAL ASPIRATIONS OF STUDENTS / EFFECTIVE SELF-TRAINING / DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO ACHIEVEMENTS / CHOICE OF QUARRY WAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Н. И.

Спецификой продвижения человека в профессиональной среде стано-вится динамичное прохождение совокупности многих карьерных циклов про-фессионального развития. Востребованными являются не только конкретные знания, умения и навыки, но и метаумения. Важнейшие из них способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной сре-ды и эффективное самообучение. Формированию успешной профессиональной идентичности студентов могут способствовать акмеологические условия учебного процесса, играющие важную роль в развитии специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note of an article: The specific of advancement of man in a professional environment is become by the dynamic passing of aggregate of many quarry cycles of professional development. Claimed are not only concrete knowledges abilities and skills but also и meta skills. Major from them ability quickly to adapt oneself to the often changing terms of organizational environment and effective self-training. The akmeological terms of educational process, playing an important role in development of specialist, can promote forming of successful professional identity of students

Текст научной работы на тему «Акмеологические условия формирования профессиональных устремлений студентов в процессе высшего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 37.018.1

Н. И. Юртаева

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УСТРЕМЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: акмеологические условия, профессиональные устремления студентов, эффективное самообучение, развитие мотивации к достижениям, выбор карьерного пути. аkmeological conditions, professional aspirations of students, effective self-training, development of

motivation to achievements, choice of quarry way

Спецификой продвижения человека в профессиональной среде становится динамичное прохождение совокупности многих карьерных циклов профессионального развития. Востребованными являются не только конкретные знания, умения и навыки, но и метаумения. Важнейшие из них - способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды и эффективное самообучение.

Формированию успешной профессиональной идентичности студентов могут способствовать акмеологические условия учебного процесса, играющие важную роль в развитии специалиста.

The note of an article: The specific of advancement of man in a professional environment is become by the dynamic passing of aggregate of many quarry cycles of professional development. Claimed are not only concrete knowledges abilities and skills but also и meta skills. Major from them - ability quickly to adapt oneself to the often changing terms of organizational environment and effective self-training. The akmeological terms of educational process, playing an important role in development of specialist, can promote forming of successful professional identity of students

Существенная характеристика сегодняшней социальной ситуации - стремительность перемен, огромные изменения политического, экономического, социального уклада жизни. В условиях глобального экономического кризиса текущая ситуация на рынке труда заставляет пересматривать приоритеты и отдавать предпочтение тем, которые становятся востребованными в первую очередь. Поэтому как никогда сейчас необходимо обеспечение качества образования на всех уровнях - институциональном, национальном, европейском. При подготовке будущих специалистов основная ответственность за обеспечение качества лежит на высших учебных заведениях, и это создает основу для реальной ответственности академического сообщества. Подготовка специалистов должна обеспечиваться не только высоким уровнем профессиональной компетентности преподавателя, но и условиями для развития новых технологий образования, ориентированных на развитие личности, на выявление особенностей обучающегося как субъекта, признании его субъективного опыта как самобытности и самоценности, построении педагогических воздействий с согласованием опыта индивидуального и общественного.

Вступление человека в эпоху нового развития, переход к взаимодействию с помощью глобальных коммуникаций сопровождается осознанием того, что окружающий мир

одновременно обладает свойствами, как целостности, так и множественности. Человеку в постоянно изменяющемся обществе предоставляется широкий диапазон выбора при решении профессиональных и личных проблем, что повышает степень индивидуальной ответственности. За счет этого усиливается ценностный, а значит - гуманитарный аспект жизни. Образование - это не просто получение знаний, а и эффективное построение образа мира, в котором мы живем. При утрате такой способности человек теряет интерес к миру, что приводит к жизненным трудностям. В период взросления, в юности строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. Одновременно происходит и профессиональное становление субъекта, еще на этапах образования, в период обучения в вузе, задолго до начала работы. Именно в новом пространстве отношений оказывается возможным достижение тех целей, которые были поставлены. Поэтому является важным правильно заполнить это пространство, вовремя развивать лучшие стороны личности, наметить пути ее реализации.

По мнению одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу «...суть развития человека - стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». Заметим, что потребности в самореализации являются у подавляющего большинства людей наименее удовлетворенными, а значит и всегда остроактуальными. Конкретная личность направлена на гармонизацию развития отношений в разных сферах деятельности, особенно профессиональной. Профессиональная же деятельность класса «человек-человек» многогранна и полифункциональна. Поэтому выявление ее психологических особенностей должно происходить на социально-психологическом, психолого-акмеологическом, психолого-педагогическом и общепсихологическом уровнях [1].

Профессионализм - это не только достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин, но непременно и наличие психологических качеств, свойств и таких компонентов, как сознательное отношение к труду, удовлетворенность им. Е.А. Климов профессионализм понимает не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как пределенную систему организации сознания, психики человека [2]. Таким образом, профессионализм личности и деятельности - это, образно говоря, две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве. Развитие личности не всегда протекает по типу ее самосовершенствования. Чаще, основным механизмом ее формирования и развития в образовательной среде остается направляемый учебно-воспитательной деятельностью процесс. Таково формирование личности в труде, в общении в коллективных взаимодействиях, то есть в определенных естественно складывающихся или специально организуемых объективных условиях жизнедеятельности индивида. Но роль определяющих, ведущих факторов развития в данном случае выполняет система объективно предъявляемых человеку требований, в процессе которой и начинается формирование и развитие требуемых черт личности.

Требования современной жизни таковы, что организации и производство нуждаются в специалистах, которые имеют хорошее образование, способность к эффективному самообучению; умеют реализовать свои интеллектуальные возможности, использовать весь свой творческий потенциал для проявления инициативы и предприимчивости, решения задач в условиях жестких механизмов рыночной экономики; понимают, что их идеалы и устремления имеют почву в той стране, где они живут, умеют осознанно и активно выстраивать свою профессиональную карьеру, как органическую и важную часть жизненного пути.

Большое внимание изучению этих вопросов уделяет сравнительно молодая наука акмеология. Акмеология, опираясь на исследования последних лет, отказалась от рассмот-

рения профессионализма исключительно в деятельностном контексте и выстраивает логику своих исследований по методологическому принципу наук, входящих в комплекс чело-векознания, - единства деятельности и личности. Позиция человека в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяется для него оптимальной стратегией достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. Именно поэтому, становление специалиста, развитие его карьеры более точно отражает психолого-акмеологический подход, где карьера рассматривается не только как продвижение по должностным ступенькам, а как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые «акме» в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие и преобладание прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии, над регрессивным вектором [3]. Исходя из такого подхода, должностное восхождение в ходе карьеры выступает не как самоцель, а только в качестве одного из вариантов средств самореализации, к числу которых относится и профессиональное совершенствование.

Вопрос развития карьеры, профессионального становления личности интересовал многих исследователей. Рядом авторов, D. Hall, P.H.Mirvis, уже предпринимались попытки пересмотра концепции стадий карьеры [4]. Вместо традиционной модели линейнопоследовательного продвижения от низших к высшим должностным позициям в организационной иерархии, предложенной G.W. Dalton, P.H. Thompson, R.L. Price [5], предлагается концепция поливариативной карьеры, что соответствует более сложному и динамичному характеру карьерного пути в современной организации. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников фокусируется на карьере как на динамичном прохождении не одного-единственного, а совокупности многих карьерных циклов профессионального становления и развития.

Согласно концепции поливариативной карьеры, от работников, претендующих на успешность, требуется, прежде всего, обладать не только конкретным набором навыков и умений, а своего рода метаумениями [6]. Важнейшие из них - способность быстро адаптироваться к часто меняющимся условиям организационной среды и эффективное самообучение. Предлагается, своего рода дополнительный психологический контракт на карьеру, в котором пункты взаимных ожиданий работника и работодателя, носят зачастую имплицитный характер.

В целом, по сравнению с зарубежными публикациями по вопросам карьеры, в современных работах отечественных авторов более детально раскрывается собственно психологическое содержание понятие «карьера». Так, А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич в качестве психологического наполнения термина «карьера» приводят целый ряд составляющих: характер целей, которые ставит человек, включаясь в один из видов деятельности, значимых для государства, гражданином которого он выступает, и важных для общества, членом которого он является; систему мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезную для государства и общества, а также стоящую за этими мотивами систему ценностей; степень актуализации при осуществлении соответствующей деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма [7].

Вслед за известным специалистом по профессиональному становлению и карьерной периодизации Д. Сьюпером, ученый Н.С. Пряжников относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения, представляющему собой постоянно че-

редующиеся выборы и имеющему в качестве основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека [8]. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Именно в студенческие годы во время обучения идет становление Я-концепции, ее зрелость, адекватность затем будет проверяться на практике в основном на пути к реализации намеченных целей. Центральное место в это время занимают планы на будущее. Расширяется социальная среда взаимодействия, меняются взгляды и установки, уровень притязаний, вырабатываются культурно приемлемые варианты поведения, намечается профессиональный выбор пути. Цель высшей школы - подготовить специалиста, который способен стать субъектом своей деятельности, определить свое «я» в ней, то есть сформировать такую профессиональную Я-концепцию, которая способствовала бы профессиональной творческой самореализации.

Бесспорным в развитии профессиональных устремлений студентов является то, что основу обучения должны составлять базовые знания. Умение работать с базовыми знаниями составляет сущность самостоятельного усвоения материала какой-либо предметной области. Чтобы решить эти задачи, необходимо использовать психологические знания, при помощи которых целенаправленно формировать познавательную мотивацию студентов. Значение мотивации особо подчеркивал в своих работах еще П.Я. Гальперин. Он говорил о том, что «влияние мотивации - вещь деликатная, легко не обнаруживается, но, в конце концов, дающая о себе знать роковым образом» [9]. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Поэтому формирование познавательной мотивации у студентов, ее направленность на будущую профессиональную сферу должна закрепляться и быть устойчивой в процессе обучения в вузе путем интеграции пси-холого-акмеологических и педагогических усилий.

Процесс обучения - центральное звено во всей системе жизнедеятельности вуза. Именно в процессе обучения, есть уникальная возможность вписаться в систему более глобальных целей формирования личности специалиста - становления мировоззрения, направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни. Поэтому в настоящее время важным является перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения, в котором обучающие программы строятся не только применительно к формированию преимущественно понятийного, словесно-логического мышления, а и творческого, креативного.

В последнее время современное состояние качества подготовки специалистов и требования рынка труда предполагают внедрение научно обоснованных и экспериментально проверенных нововведений в технологии обучения, которые могут стать источником прогресса в подготовке специалистов. От выбора и использования прогрессивных технологий зависит качество процесса обучения, направленного на достижение целей подготовки специалистов с минимальными затратами сил субъектов и одновременным достижением не только высокого качества знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально-творческой деятельности.

Акмеологические технологии в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро занимают видное место в процессе образования. Они направлены на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и

профессионализма. Гибкость системы диагностики и методики, используемые в психологическом анализе личности, могут позволить продиагностировать те качества, которые будут обеспечивать профессиональную направленность деятельности специалистов и повышать уровень их профессионализма на этапах становления. Кроме специальных тренингов, практикумов, деловых и ролевых игр, индивидуальной работы по саморазвитию для прогрессивного развития личности будущего специалиста, его профессионального мастерства желательно использовать метод акмеограммы, который опирается на систему требований, условий и факторов, способствующих достижению высокого уровня профессионализма.

Например, акмеограмма специалиста включает разделы, относящиеся к уровню общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), особенного (подструктуры направленности личности, специфических акмеологических инвариантов профессионализма), единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.) [10]. Акмео-грамма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать, чтобы достичь высокого уровня профессионализма. Она дает хорошее представление о стартовых условиях субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности, его потенциале. В то же время предлагается учитывать наличие психологических ограничений, затруднений или барьеров, мешающих раскрытию потенциала.

Психологическими затруднениями в профессиональном развитии чаще являются отрицательные психологические установки на собственные потенциальные возможности, условия их реализации, которые сформировались под влиянием социального окружения или людей, с которыми осуществляются общение и взаимодействие. Серьезными психологическими ограничениями для раскрытия потенциала являются глубокие внутриличност-ные конфликты, причины которых субъектом не осознаются. Они приводят к дезинтеграции и дезадаптации личности, проявляющиеся в деятельности, общении, взаимодействиях, системе отношений. Также необходимо учитывать существующие возрастные и гендерные ограничения. Психологическими ограничениями являются высокий уровень тревожности и напряженности личности, низкий уровень самоконтроля и нормативности поведения. Изучение и выявление психологических ограничений позволит разработать систему качественной оценки потенциала личности, учитывая высокий или невысокий потенциал и наличие значительных или незначительных психологических ограничений, что позволит корректировать профессиональное становление личности.

Немаловажные сложности вызывают характерологические особенности и нравственные качества личности. Если характерологические особенности определить можно, используя «личностные тесты» и с помощью наблюдения, то нравственные качества и уровень их развития определить сложнее. В этом случае очень важным представляется выбор нравственных стандартов и эталонов. К сожалению, в наше время, когда главными критериями достоинств человека провозглашается материальное благополучие или богатство, решать эту задачу непросто. Эталонами здесь могут быть общечеловеческие или конфес-сиальные ценности.

Рассматривая вопросы профессионального развития, формирования определенных профессиональных ориентаций в студенческой среде, нами был проведен опрос среди пятикурсников, то есть выпускников вуза двух последних лет. Использовалась методика Э. Шейна «Якоря карьеры». Выборка составила 45 человек. Испытуемыми были студенты дневного отделения факультета социальных и гуманитарных технологий Казанского государственного технологического университета. Целью данного опроса было выявление профессиональных устремлений студентов, которые должны строить свои профессиональ-

ные планы в предстоящей практической деятельности. Испытуемым было предложено оценить по десятибалльной шкале по степени важности профессиональные предпочтения в выборе профессионального пути и построения карьеры (1 балл - совершенно неважно или совершенно не согласен, 10 баллов - исключительно важно или полностью согласен). В результате опроса определялись значимые для них карьерные ориентации по восьми направлениям: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность работы и места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Результаты показали, что в рейтинге выборов по всем восьми направлениям у студентов пятого выпускного курса текущего года первое место занимает «Менеджмент» (средний балл - 7,14 из 10 возможных). Для людей с такой карьерной ориентацией первостепенное значение имеют направленность на интеграцию усилий других людей, ответственность за конечный результат и соединение различных функций организации. Второе место в рейтинге предпочтений занимает «Интеграция стилей жизни», сбалансированность всех сторон жизни (средний балл - 7,02 из 10 возможных), то есть жизнь ценится в целом, а не конкретная работа, или карьера. На третьем месте - «Предпринимательство» (средний балл - 6,98). Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать новое, готов к риску, имеет ведущее желание работать на себя. На четвертом месте предпочтение отдано - «Автономии (независимости)», (средний балл - 6,88). При таком выборе предполагается первичная забота личности: освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений, ярко выражена потребность все делать по-своему. Каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. На пятом месте - «Стабильность» (средний балл - 6,63). Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Такой выбор подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (редко увольняет работников), заботится о своих подопечных, выглядит более надежно в своей отрасли. Шестое место в рейтинге предпочтений студентов занимает «Служение» (средний балл - 6,08). Основными ценностями при данной профессиональной ориентации является «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». На седьмом месте - «Вызов» (средний балл - 5,52), предполагающий конкуренцию, победу над другими, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Восьмое место занимает «Профессиональная компетентность» (4,32 балла из 10 возможных). Важность такого выбора связана с наличием способностей и талантов в определенной области, желанием достижения успехов в профессиональной сфере.

Сравнивая результаты опроса студентов пятого курса текущего года с результатами опроса пятикурсников прошлого года, мы видим незначительные изменения в средних значениях по баллам в рейтинге предпочтений карьерных устремлений. Содержательная сторона выборов, кроме второго «Автономия» и четвертого «Интеграция стилей жизни», которые поменялись местами, осталась такой же. Средние значения в результате были такие: первое место - 7,5; второе - 7,42; третье - 7,06; четвертое - 6,76; пятое - 6,4; шестое - 6,3; седьмое - 5,72; восьмое - 4,92 балла. Как мы видим из вышеизложенного, результаты по таким профессиональным ориентациям как «Служение» и «Профессиональная компетентность» низкие и мало учитываются при планировании своей будущей практической

деятельности. Но есть определенные индивидуальные показатели в хорошем сочетании выборов в группах студентов, которые необходимо развивать и у других.

Анализируя данные, можно сказать, что представление о карьере и собственно осуществление профессионального роста или карьерное продвижение, способы реализации карьеры, студентами воспринимаются неоднозначно. Существенное влияние еще оказывает традиционный взгляд на реализацию карьеры, в основном линейно-последовательное продвижение в определенной области деятельности в стабильном предсказуемом варианте. Видение поливариативной карьеры представлено незначительными выборами, подтверждающими тот факт, что необходима психологическая перестроечная подготовка сознания, выработка установки на изменяющийся мир, готовность быть востребованным в этих условиях, а значит развитие высокого профессионализма.

Влияние на выбор карьерных стратегий будущих специалистов оказывают разные условия. Кроме экономических условий в стране, социокультурного контекста жизни, видится важным влияние такого фактора как работа с собственными индивидуальными ценностями, которые являются самыми устойчивыми среди всех доступных жизненных альтернатив человека. Поэтому, готовя специалиста с определенными знаниями, умениями и навыками, нельзя забывать о формировании и совершенствовании базовых личностных характеристик, которые имеют прямое отношение к метаумениям, развивают социальную зрелость личности, ориентируют его на умение быстро реагировать на изменяющиеся условия жизни, формируют основные блоки компетенций, необходимые для успешного профессионального становления. Организация же активной акмеологической, психологической, педагогической поддержки профессиональных устремлений студентов, своего рода эффективный менеджмент в процессе образования позволит реализовать карьерные планы на ранних этапах профессионального становления. Такая концепция управления профессиональным становлением студентов в процессе образования может стать инструментом необходимого развития будущего специалиста в самых различных областях, как в социальной сфере, так и на производстве.

Литература

1. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. - М., 1998. - 274 с.

2. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. - М.: МПСИ, 1995. - 127 с.

3. Акмеология : учеб. пособ. / А. Деркач. - М.: РАГС, 2002. - 650 с.

4. Mirvis, P. H. Psychological success and the boundaryless career / P. H. Mirvis, D. T. Hall // Journal of Organizational Behavior. - 1994. - Vol. 15. - P. 365 - 380.

5. Dalton, G. W. The four sociasional careers - A new look at performance / G. W. Dalton, P. H. Thompson, R. L. Price // Organizational Dynamics. - 1077, Vol. 6. - P. 19 - 42.

6. Шнайдер, Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников / Б. Шнайдер, Н. Шмит. - СПб. : Экономическая школа, 2004. - 234 c.

7. Бодалев, А. А. О содержательном наполнении понятия "карьера" и ее вариантах / А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич // Как становятся великими или выдающимися? - М.: КВАНТ, 1997. - С. 53-57.

8. Пряжников, Н.С. Профессионально и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 1996. - 372 с.

9. Гальперин, П. Я. Четыре лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - М.: Университет, 2000. -112 с.

10. Акмеология : учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

© Н. И. Юртаева - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, e-mail: kaspp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.