Научная статья на тему 'Развитие мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий'

Развитие мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / SPECIALISTS' TRAINING IN INFORMATIONAL TECHNOLOGIES FIELD / PROFESSIONAL INTERACTION / MOTIVATIONAL READINESS TO PROFESSIONAL INTERACTION / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репин Сергей Арсеньевич, Лежнева Мария Сергеевна

Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью подготовки специалистов в области информационных технологий, обладающих способностью к продуктивному взаимодействию с представителями других профессий и недостаточной разработанностью этой проблемы к теории и практике высшей школы. Представленная работа посвящена важнейшей составляющей проблемы развитию мотивационной готовности специалистов к межпрофессиональному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репин Сергей Арсеньевич, Лежнева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivational readiness to inter-professional interaction in future specialists in the field of informational technologies

Topicality of the research is determined by controversy between need in specialists in informational technologies field able to productively interact with other professions representatives training and not enough working-out of this problem in high school theory and practice. The presented work is dedicated to the most important constituent of the problem to motivational readiness to inter-professional interaction in specialists.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий»

тем чаще их профессиональное поведение будет обусловлено внешней отрицательной мотивацией. Если личность руководствуется внешней отрицательной мотивацией, то она старается избежать наказаний, штрафов, критики, осуждений и т.д. Видимо, чем больше широта взглядов и выше уровень креативности, тем легче это удается. А при неравномерном распределении власти и подчинении, что предполагает Иерархия, чаще возникает необходимость в избегании наказаний, штрафов и т.д.

Выводы:

1. Наиболее важным результатом нашего исследования стало подтверждение гипотезы. В ходе анализа ценностей на культурном уровне вершину ценностной структуры студентов занимают Равноправие и Мастерство - ценности индивидуалистической направленности, способствующие личностному росту и развитию. Наименее значимыми в иерархии ценностей студентов оказались ценности коллективистской направленности Г армония и Иерархия, ценности предсказуемости и психологического комфорта.

2. Ценности студентов взаимосвязаны с их профессиональной мотивацией. Ориентация на ценности Равноправия (ценности демократии) приводит к актуализации внутренней мотивации, что проявляется в стремлении к профессиональному развитию и совершенствованию профессионального мастер-

ства. Ориентация на поддержку ценностей Мастерства и Аффективной автономии положительно связана с внешней положительной мотивацией, т.е. развитие данных ценностей стимулирует стремление к карьере, социальному престижу и уважению со стороны других.

Библиографический список

1. БордовскаяН.В., РеанА.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2003. - 304 с.

2. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение Социолога. - М.: Политическая литература, 1983. - 142 с.

3. Крылов А.А. Психология. - М.: Изд-во Проспект, 2005. - 495 с.

4. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. - М.: ЗАО «Юс-тицинформ», 2009. - 408 с.

5. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология: Журнал Высшей школы экономики - 2008. - .№2 - С. 68-88.

6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2002. - 298 с.

7. Романова Т.В. Развитие самостоятельности как ценностной ориентации старшеклассников на образовательную деятельность: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2011. - 24 с.

УДК 378:159.947.5

Репин Сергей Арсеньевич

доктор педагогических наук, профессор Челябинский государственный университет

psy100@csu.ru

Лежнева Мария Сергеевна

Челябинский государственный университет, Троицкий филиал

Legneva_nv@mail.ru

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью подготовки специалистов в области информационных технологий, обладающих способностью к продуктивному взаимодействию с представителями других профессий и недостаточной разработанностью этой проблемы к теории и практике высшей школы. Представленная работа посвящена важнейшей составляющей проблемы — развитию мотивационной готовности специалистов к межпрофессиональному взаимодействию.

Ключевые слова: профессиональное взаимодействие, мотивационная готовность к межпрофессиональному взаимодействию, информационные технологии, подготовка специалистов в области информационных технологий.

Проблема подготовки бакалавров (магистров) к межпрофессиональному взаимо-. действию в полной мере нашло свое отражение в образовательных стандартах нового поколения, по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика» и др., связанными с информационными технологиями (ИТ-специальности). При этом, по мнению многих ученых и практиков [6],

проблема во многом определяется отсутствием у ИТ-специалистов мотивационной готовности к осуществлению этого процесса. Исходя из этого, мы предлагаем один из вариантов педагогического содействия развитию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих специалистов в области информационных технологий в процессе изучения психолого-педагоги-ческих и профессиональных дисциплин.

104

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Репин С.А., Лежнева М.С., 2012

Прежде чем рассмотреть особенности содержания педагогического содействия, мы считаем необходимым уточнить, что в исследовании мы рассматриваем мотивационную готовность к межпрофессиональному взаимодействию ИТ-специалистов как качество личности, определяющее направленность и характер её взаимодействия с представителями других профессий - будущих пользователей разрабатываемых ИТ-проектов, с целью повышения продуктивности совместной выполняемой работы на всех её этапах. При этом в состав мотивационной готовности мы включаем: установочный компонент (мотивация профессионального взаимодействия, познавательная мотивация, профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха); когнитивный компонент (психолого-педагогические и технологические основы мотивационной готовности личности к межпрофессиональному взаимодействию; творческое и критическое мышление); деятельностный компонент (умения: целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий на основе изменений мотивационной системы, флексибильность, рефлексивность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим).

Уточненные понятия и структура мотивационной готовности применительно к предмету исследования позволили нам разработать содержание педагогического содействия формированию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов и технологию его реализации. При этом под педагогическим содействием применительно к теме исследования мы будем понимать педагогическую деятельность, направленную на обеспечение многовариантного развития мотивационной готовности студентов ИТ-специальностей к межпрофессионально-му взаимодействию на основе активизации их внутреннего потенциала.

К основным принципам построения содержания педагогического содействия мы отнесли:

- направленность на формирование ценностей, связанных с межпрофессиональным взаимодействием. Ориентация на этот принцип позволит сформировать у студентов систему ценностей, которая, определит внутреннюю мотивацию будущего ИТ-специалиста к профессиональному взаимодействию. К таким ценностям мы относим профессиональные ценности, ценности межпрофессионального взаимодействия, корпоративные ценности. Кроме того, как показывает практика, большое значение при формировании мотивационной готовности к межпрофес-сиональному взаимодействию имеют такие ценности как «новаторство», «инициатива», «творчество», «профессиональная самореализация», заставляющие искать новые пути и решения при выполнении меж-профессиональных проектов;

- принцип адаптивности при формировании мотивационной готовности к межпрофессиональ-ному взаимодействию реализуется через личностную значимость отбираемого для занятия материала, т.е. материал изучаемых дисциплин должен касаться тех проблем, которые волнуют студентов в настоящее время, рождать вопросы к себе, затрагивают эмоциональную сферу. При этом содержание образования должно опираться на предшествующий субъектный опыт обучаемого (ценностносмысловую его часть) и предусматривать возможности его преобразования. Именно такие знания становятся основой принимаемых решений при межпрофессиональном взаимодействии, поэтому их роль при рассмотрении проблем, связанных с формированием мотивационной готовности будущих ИТ-специалистов трудно переоценить;

- выбор принципа креативности при формировании мотивационной готовности вытекает из самой деятельности по созданию сложных межпро-фессиональных проектов, основанной на новаторстве, инициативе, изобретательстве, принятии нестандартных решений. Испытав радость творчества еще в студенческие годы, будущий специалист, как правило, испытывает потребность в осуществлении её в различных жизненных ситуациях, в том числе и в межпрофессиональном взаимодействии;

- исходя из выделенной структуры мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию, куда входят такие компоненты как умения целепологания, планирования, самоконтроля в ситуациях изменения внешних условий, мы сочли необходимым при отборе материала ориентироваться на принцип саморегуляции. Данный принцип нацеливает на поэтапное формирование осознанной саморегуляции своей деятельности при совместной работе на основе управления своей мотивационной сферой.

Данные положения остаются значимыми в течение всего процесса развития мотивационной готовности, однако на каждом из этапов они имеют свои особенности:

- цель ориентационного этапа заложить основу построения индивидуальной траектории развития мотивационной готовности к межпрофессио-нальному взаимодействию. В связи с этим он ориентирован на проведение диагностики и самодиагностики студентов и содействие формированию у студента на этой основе адекватных представлений о своих возможностях и способностях в рассматриваемой области, развитию ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального взаимодействия. Студент осознает существующие возможности в области совместной деятельности;

- цель базового этапа - сформировать теоретическую и инструментальную основу саморегуляции деятельности при совместной работе, развить

на рефлексивной основе флексибильность, субъективный контроль, позитивное отношение к себе и другим - качества, существенно влияющие на мотивационную готовность к межпрофессионально-му взаимодействию. На этом этапе продолжает развиваться ценностно-смысловая позиция в области межпрофессионального взаимодействия. Студент приходит к выводу, о возможности продуктивного взаимодействия со специалистами в других областях;

- цель рефлексивно-регулятивного этапа - содействие развитию способности студентов управлять своей деятельностью в процессе межпрофес-сионального общения на основе рефлексии событий и активизации мотивационного потенциала. На этом этапе происходит укрепление ценностно-смысловой позиции в области межпрофессионального общения - студент приходит к выводу о необходимости тесного межпрофессионального, видит реальные пути повышения эффективности своей работы посредством использования потенциала такого взаимодействия.

Использование в нашем исследовании антропологического, акмеологического и синергетического подходов предопределяет выбор технологий реализации содержания дисциплин, ориентированных на развитие мотивационной готовности к межпро-фессиональному взаимодействию. В аспекте нашего исследования вызывает интерес технологии, позволяющие стимулировать внутреннюю мотивацию межпрофессионального взаимодействия и осуществить поэтапное наращивание самоуправляющих функций студентов в мотивационной сфере. Анализ научной литературы показывает, что необходимо, прежде всего, обратиться к личностно ориентированным технологиям [1; 4; 7 и др.].

Интересен в аспекте исследования перечень принципов, гарантирующих личностно-развивающую направленность технологий. На наш взгляд, он наиболее полно представлен в трудах Э.Ф. Зеера [4]. По мнению ученого, они заключаются в следующих положениях: мотивационное обеспечение субъектов педагогической деятельности и учение, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе; наличие четкой и диагностически заданной цели образования, т.е. измеримого представления об ожидаемом результате; представление учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и др.; указание способов взаимодействия субъектов профессионально-образовательного процесса; обозначение границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности педагогов, допустимого отклонения от правил; обеспечение открытости обучения профессиональному будущему, направленность на его предвосхищение [4, с. 32-33].

Указанные выше принципы позволяют нам реализовать синергетический подход в исследовании, согласно которому процесс развития сугубо индивидуален и, следовательно, инициатива в нем должна принадлежать в равной степени, как студенту, так и преподавателю. Это означает, что мы, не только должны обеспечить на занятиях информационное богатство среды, но и подготовить студента к её восприятию, т.е. создать условия благоприятствующие развитию позитивной мотивации студентов (желательно внутренней); раскрепощению его мышления; научить его технологическим приемам управления своей мотивационной сферой при межпрофессио-нальном взаимодействии; научить обоснованно выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и др. т.е. личностно ориентированные технологии должны обеспечить индивидуальную траекторию развития мотивационной готовности студентов к межпрофессиональному взаимодействию.

Построение индивидуальной траектории развития невозможно без обращения к субъектному опыту студентов. Применительно к теме исследования, связанной с мотивационной сферой личности, мы рассматриваем, опираясь на определение М.А. Холодной [8], субъектный опыт как систему наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе отношений человека к миру и обуславливающие особенности его мотивационной сферы.

Какой именно опыт нам важно активизировать при развитии мотивационной готовности студентов ИТ-специальностей к межпрофессиональному взаимодействию мы определили из анализа трудов А.К. Осницкого [5, с. 16-17]. Это: ценностный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества.

Каждый из компонентов субъектного опыта играет важную роль при развитии готовности к меж-професссиональному взаимодействию, в том числе её мотивационной составляющей.

Однако особое внимание мы уделяем обогащению рефлексивного опыта как основы саморегуляции мотивационной сферы будущего ИТ-специалиста при его работе в межпрофессиональной области, так как именно рефлексивные способности «.позволяют найти существенные основания собственных действий» [3, с. 199-200]. Т.е. способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет не только сформировать устойчивую систему мотивов, побуждающих к межпрофессиональному взаимодействию, но и иметь возможность осознанно управлять своей мотивационной сферой.

При этом рефлексию мы рассматриваем как сложное интегративное качество личности, предопределяющее поиск оснований собственной деятельности в процессе совместной работы с представителями других профессий по выполнению ИТ-про-

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ектов. Важно отметить, что рефлексия является развиваемым качеством личности, и наиболее эффективно это развитие происходит в условиях специально организованного образовательного процесса, характеризующегося наличием проблемного поля, актуализацией опыта деятельности, свободной и активной межличностной коммуникацией, опорой на процедурные элементы рефлексии, дискус-сионностью.

В связи с этим, эффективность формирования мотивационной готовности к межпрофессиональ-ному взаимодействию достигаются при использовании метода диалога, придающего образовательному процессу эмоциональную окраску, развивающей умение слушать и взаимодействовать, стимулирующей субъектную активность будущих ИТ-специалистов. Кроме того, в аспекте исследования важно, что в рамках этого метода достаточно удачны приемы обращения к субъектному, научному и производственному опыту. Для организации диалога, способствующего развитию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию через обращение к субъектному опыту студента и стимулирование его выхода в рефлексивную позицию, обратимся к идеям Г. А. Балла и М.С. Бугрина [2], которые выделяют в качестве направлений анализа педагогического взаимодействия следующие аспекты: интенциональный аспект определяется тем, на вызывание или предотвращение каких изменений воздействие ориентировано; операциональный аспект касается того, каким образом, посредством каких операций воздействие осуществляется; результативный аспект определяется тем, какой результат достигается благодаря воздействию (он не всегда совпадает с исходными интенциями); статусно-ролевой аспект касается того, равны ли субъект воздействия и реципиент по социальному или социально-психологическому статусу; в какой роли выступает каждый из них [2, с. 57].

В свете исследования важно, что авторы подчеркивают, что, в диалогических воздействиях, предназначаемых для регулирования процесса становления мотивационных качеств воспитуемых, необходим и определенный нормативный (а значит, монологический) аспект «.такие воздействия призваны содействовать приобщению реципиентов (через раскрытие индивидуальных возможностей каждого из них) к определенной апробированной обществом и разделяемой педагогом системе ценностей - этических, эстетических, гражданских» [2, с. 63].

Таким образом, содействие развитию мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию у будущих ИТ-специалистов будет эффективным, если оно включает следующие компоненты:

- разработку и поэтапную реализацию содержания гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, ориентированного на развитие мировоззренческих ценностей, связанных с межпрофессио-нальным общением, адаптивности, креативности, саморегуляции;

- использование при реализации содержания образования диалогических методов, обеспечивающие индивидуальную траекторию развития мотивационной готовности студентов через активизацию их субъектного опыта и стимуляцию выхода в рефлексивную позицию.

Эффективность педагогического содействия была проверена в ходе эксперимента, проводимого с 2008 по 2011 гг. в Челябинском государственном университете (ЧелГУ) и Троицком филиале ЧелГУ. По всем выделенным критериям (установочный, когнитивный, деятельностный) у студентов ИТ-спе-циальностей в экспериментальных группах наблюдались значимые приращения по сравнению с контрольной на 21-32%. Наибольшие отличия 29-32% были отмечены в экспериментальных группах по установочному и когнитивному критериям. Исходя из этого, можно сделать вывод о правильности выдвинутых теоретических положений при разработке содержания педагогического содействия формированию мотивационной готовности будущих ИТ-специалистов к межпрофессиональному взаимодействию и эффективности их реализации.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. БаллГ.А., БургинМ.С. Анализ педагогических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии. - 1994. - № 4. - С. 56-66.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 245 с.

5. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. -1996. - № 1. - С. 5-19.

6. Сборник избранных трудов IV Международной научно-практической конференции «Современные информационных технологий и ИТ-обра-зование» / под ред. В.А. Сухомлина. - М.: ИНТУИТ, 2009. - 848 с.

7. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических схем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб: Питер, 2001. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.